Эвенкийские узоры бисером на одежду

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Эвенкийский национальный орнамент.docx

РС(Я) “Оленекский эвенкийский нациоанльный район”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Эйикская средняя общеобразовательная школа”

Исследовательская работа на тему:

«Эвенкийский национальный орнамент»

Работу выполнили : Юлиан Никитин, Мария Фадеева ученики 4 класса

Руководитель: Егорова Анна Даниловна

I. Терминология слова «орнамент»…………………………………………….5

II. Символика цвета в цветовой гамме узоров ………………………………. 7

III. Изображение животных и птиц…………………………………………. …8

IV. Эвенкийская меховая мозаика……………………………………………. 11

V. Эвенкийский орнамент на одежде эвенков………………….…………….12

Список использованных источников……………………………..………………15

«Родной орнамент я везде узнаю.

На голове олень несет его,

Бежит ли он трусцой по снегу,

Следы рисует четко – дедомо.

Подкралась ночь. Спит стойбище вдали.

На небе звездочки зажглись – аюкта.

Тетерка на песку оставила следы,

Мы назовем орнамент этот удя.

Когда-то мамонты здесь по земле

Цепляясь бивнями за частые кусты.

Черты их видим мы в узоре хэли,

Который бисером сумела вышить ты»

Богатство духовной культуры эвенкийского народа можно увидеть в его языке, традициях, обычаях и верованиях. Но, на наш взгляд, самым таинственным языком культуры каждого народа является молчаливый язык орнамента, который с давних времен считается зашифрованным текстом, своеобразным культурным феноменом нации.

Эвенкийский орнамент, как и любой другой орнамент, отражает и общие культурные понятия наших предков, и самобытный опыт эвенков, который нашел свое воплощение в модели мира этого народа.

Сегодня в условиях современной жизни среди молодежи теряется культурное наследие эвенков. Мы не должны забывать лучшие традиции своего народа. Поэтому должны учиться мастерству и секретам национального шитья у мастериц старшего поколения.

Объект исследования: эвенкийский национальный орнамент.

Предмет исследования : значение эвенкийского орнамента.

Цель исследования: ознакомление и изучение эвенкийского национального орнамента.

Задачи исследования: « Сохранить то, что осталось и воссоздать то, что утеряно » то есть:

ü обучение и сохранение традиционной культуры, обычаев эвенкийского народа;

ü изучить истоки эвенкийского национального орнамента, познакомиться с видами эвенкийского орнамента ;

ü приобретение трудовых навыков;

ü \привлечение мудрых, опытных мастериц, которые могут донести до подрастающего поколения, накопленные веками секреты шитья эвенкийской одежды с национальным орнаментом.

· сбор и анализ информации из различных источников;

1. Терминология слова «орнамент»

Слово «орнамент» произошло от латинского слова «украшаю». По эвенкийски звучит «онёр, оневур». Это же эвенкийское слово означает «рисунок, вышивка».

Орнаменты возникли в результате долгих наблюдений за природой, они представляют собой стилизованные изображения…. Орнамент состоит из ритмически повторяющихся мотивов, которые дополняют разные элементы – звездочки, вилки, полоски, кружки.

Согласно с традициями древних, орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.

В связи с этим эвенкийский орнамент располагался по швам и краям одежды, чтобы мешать проникновению злых духов в человека через его одеяние.

Семантику декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде – это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира.

Эвенкийский орнамент строго геометричен, ясен по структуре и по форме, сложен по композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или арочек, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей значительно обогащают этот простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам нарядность.

В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу, мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий.

Треугольный орнамент – символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.

Заглянула недавно на выставку праздничной одежды в этнографическом музее и ходила по залу около часа! Вообще отличная идея - собрать одежду разных народов в одном зале. Очень удобно и интересно сравнивать способы украшения, ткани, крой.

Выставка «Декор из металла и стекла в традиционных костюмах народов России» (из собрания Российского этнографического музея)

Выставка «Декор из металла и стекла в традиционных костюмах народов России» (из собрания Российского этнографического музея)

Рассказывать буду частями. Сначала о том, что привлекло мое внимание буквально сразу. Хотя не могу сказать, что с порога - костюмы северных народов находятся в конце зала. Но мне давно хотелось рассмотреть в подробностях их вышивку. Те, кто когда-нибудь работал с кожей, знает, как непросто шить ее вручную, а тем более вышивать.

Женский летний костюм. Шкура оленя, ровдуга, натуральная краска, бисер, бусы, металл, х/б и шерстяная ткани, сухожильные нити. Эвенки, конец XIX-начало XX в.в., Туруханский край, р. Сым

Женский летний костюм. Шкура оленя, ровдуга, натуральная краска, бисер, бусы, металл, х/б и шерстяная ткани, сухожильные нити. Эвенки, конец XIX-начало XX в.в., Туруханский край, р. Сым

Этот костюм состоит из распашного кафтана, который называли «тунгусский фрак» , нагрудника, служившего дополнительной защитой груди и живота от холода, головного убора и обуви.

Сшивали одежду сухожилиями, украшали вышивкой из подшейного волоса оленя, аппликацией, металлическими бляшками и кольцами, бисером. Смотрите, здесь орнаменты полностью бисерные.

Но есть одна хитрость. Если присмотреться, видно, что некоторые полосы бисерного шитья сначала нашиты на основу, а затем уже прикреплены к одежде. Похоже, что это так называемые спорки (элементы вышивки спарывали с изношенной одежды и нашивали на новую).

Спорки очень бережно хранились и передавались по наследству от матери к дочери. Благодаря этому сохранялись в неизменном виде традиционные орнаменты и приемы вышивки.

Вообще искусство шитья бисером на Севере очень распространено. Бисер сюда с давних пор завозили купцы и обменивали на пушнину. До революции небольшое количество бисера по стоимости сравнивалось с оленем.

Металлические украшения на одежде тоже присутствовали в большом количестве. Считалось, что звон металла отпугивает злых духов. Кстати, это поверье бытовало у многих народов.

Украшения из олова женщины делали сами. Расплавленный металл наливали в самодельные формочки, сделанные из мягкого камня.

И вот какое интересное открытие - на женском поясе в качестве украшений кроме бисера использованы пуговицы с якорями! Наверное, моряки обменяли на пушнину или рыбу))

Энгэнэптун - женский пояс. Сукно, х/б ткань, шерстяная тесьма, ровдуга лося, бусины, бисер, металлический пуговицы и бляшки. Эвенки, когнец XIX-начало XX в.в. Восточная Сибирь, Енисейская губ.

Энгэнэптун - женский пояс. Сукно, х/б ткань, шерстяная тесьма, ровдуга лося, бусины, бисер, металлический пуговицы и бляшки. Эвенки, когнец XIX-начало XX в.в. Восточная Сибирь, Енисейская губ.

От умения шить в суровых северных условиях зависела, без преувеличения, жизнь семьи. Женщины были большими рукодельницами, они не только шили, но и великолепно вышивали. Да и швы были хорошо знакомые нам - стебельчатый, тамбурный, «назад иголку», «козлик», использовали вышивку «вприкреп».

А меховая и кожаная мозаика? А аппликации из кожи, ровдуги, сукна? А натуральные красители для меха и кожи? Говорить об этом можно бесконечно. Но не все сразу))

Бумажная радуга ремёсел

Фотография этого украшения использовалась как основа для аппликации.


Коренные жители Крайного Севера издавна использовали ракушки, кружки из мамонтовой кости, бисер и бусины для украшения одежды, домашней утвари и даже упряжи для животных.

Эвенкийский орнамент геометричен и сложен и по своей композиции. Орнамент в одежде обладал сакральной силой Так изображение солнца (которое часто встречается) означало благопожелание и имело охранную функцию. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде — это символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с плодородием, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.
Верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому существует множество символов для их изображения.

В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу (тонко выделанную оленью кожу в виде замши), мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий. Короткий легкий кафтан, плотно облегающий фигуру, нагрудник, пояс, унты, наголенники, шапки, рукавицы обильно украшаются бисером, вышиваются оленьим волосом и цветными нитками, инкрустируются кусочками меха, полосками кожи и материи различной окраски, покрываются плетениями из ремешков, аппликацией из кусочков цветной ткани и оловянными бляшками.

Самой колоритной деталью одежды является женский нагрудник. Бисерная вышивка от ворота до пояса с акцентами на груди демонстрировала всю красоту наряда. Бисер подбирали ярких цветов: золотистый, розовый, голубой, белый, но часто делался фон из светлых бусин, а затем добавлялись яркие изображения. Подчеркивали и оттеняли рисунок полосками черного бисера.

Бисером также украшался бубен шамана, изображались определенные символы для предания ему силы.


Бисером отделывали колыбели для защиты детей от злых духов – абаасов.


Интересные статьи об истории бисероплетения:

Я выбрала тему бисероплетения, потому что это очень красиво. Бисероплетение развивается и в наши дни, создаются много красивых изделий.

В настоящее время утрачиваются не только самобытные языки народов Ямала, но и декоративно-прикладное искусство, например изготовление предметов быта из бересты и выполнение на них орнаментов. Данное пособие направлено на то, чтобы знакомить детей, преподавателей с северными орнаментами, с историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере, составлению схем плетения, учить детей методике плетения северных орнаментов из бисера, а также возбуждению интереса у детей и преподавателей к истории, культуре и декоративно-прикладному искусству народов Ямала.

II. Северные орнаменты.

1. Справка о возникновении северных орнаментов.

Северными орнаментами называю орнаменты народов Ямала, обобщенное название, такие орнаменты выполняют на территории Тюменской области: в Ханты-мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Северный орнамент – орнамент геометрический, выполненный из треугольников, ромбов и четырехугольников. Наличием общих черт в орнаменте народов Ямала является общность территории, тесность экономических связей. С появлением современной одежды, посуды народы Ямала используют покупные изделия, утрачивается самобытность народов, индивидуальность, оригинальность изделий декоративно-прикладного искусства. Это связано с утратой традиционных промыслов, в связи газо- и нефтедобычей утрачивается и традиционное народное искусство. Это особенно видно на примере нашего Красноселькупского района, в связи с упадком совхоза «Полярный», не стало материалов.

А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

  • «локоть песца»;
  • «боковое приспособление для костра»;
  • «лошадиный нос»;
  • «утиные крылья»;
  • «след медведя» и т.д.

Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.

2. Использование северных орнаментов.

Северные орнаменты использовали:

  1. В выскабливании по бересте. Из бересты изготавливали коробки, туески, в которых хранили продукты, собирали ягоды, делали люльки, табакерки, ножны для ножей. Орнаменты выскабливали прямо по бересте. В настоящее время, данное искусство народов Ямала утрачено.
  2. В резьбе по дереву и кости. Из дерева изготавливали посуду, чашки, табакерки, которые украшались орнаментом. Использовали чаще всего березу, лиственницу, осину, кедр. В резьбе по кости использовали рог оленя, лося, коровы, кость мамонта. Орнамент был такой же, как по дереву. Искусство резьбы по дереву и кости возрождается у нас в районе в Доме ремесел, где в основном трудятся представители коренных народов Ямала: ханты, ненцы, селькупы.
  3. В меховой мозаике: в меховых женских шубах, обуви, сумках для хранения одежды и швейных принадлежностей. Для орнаментирования меховых изделий, применялся мех двух цветов – темного и светлого. Чаще всего использовался камус оленя или лося. Орнаменты, выполненные по меху очень разнообразны. Женская ягушка содержала до шести и более орнаментов. Позднее появились бурки, на которых выполняли орнамент из меховой мозаики или шитья и плетения бисером.
  4. В аппликации из сукна и меха. Орнаментировали женские платья, халаты, мужские рубашки. Для изготовления узора брали полоску ткани, сметывали ее к изделию. Затем один край через определенные промежутки надрезали. Далее края полученных отрезков подгибали и пришивали швом через край.
  5. В вышивке. В плетении бисером. В вязании. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку и подол платья. Разновидностью вышивки являлось шитье бисером по ткани. Известны два способа плетения из бисера: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, подвески, ободки, пояса. Из овечьей шерсти вязали чулки, гольфы, носки, варежки, используя северные орнаменты.

3. Технология выполнения северного орнамента.

Орнамент выполняется на развернутом листке в клетку:

  1. по образцу подсчитывается, сколько клеток ширина орнамента (8 клеток);
  2. по ширине проводятся две прямые линии на всю длину орнамента;
  3. переносится орнамент по схеме, все линии проводятся по диагонали, от угла до угла одной клетки, рассчитывается, сколько клеток занимает линия;
  4. выбирается три цвета, например, черный, оранжевый, голубой;
  5. контур орнамента обводится, например оранжевым цветом;
  6. орнамент закрашивается в черный цвет,
  7. фон – голубой.

III. Бисероплетение.

1. Основные сведения о бисере материале.

Почти шесть тысяч лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы. Со временем бусы становились мельче. Самым древним был способ вытягивания. Из Древнего Египта производство бисера распространилось в Римскую империю, где был изобретен способ выдувания. В начале нашей эры стеклоделие переносится на Восток – в Византию. Расцвета стеклоделия достигает Венеция, которая считалась центром бисерного производства в 15-17 веках.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии, привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. С развитием бисерного рукоделия повысился спрос на бисер. Лишь в 1752 году М.В.Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. В настоящее время основным поставщиком бисера в Россию является Чехия.

2. Из истории бисероплетения.

Бисероплетение пришло к нам как плетение, вышивание вначале для изготовления церковных одежд, а затем для изготовления бисерных украшений у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Разные по форме и размеру, колориту, орнаментальные мотивы и украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей.

Литовские мастерицы плели из бисера воротники, а мордовские женщины – нагрудные украшения. На Севере бисер появился с появлением купцов – скупщиков пушнины. Украшения из мелких бус и бисера сохранились у местного населения Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. Здесь изготавливают орнаментальные полоски для бурок, для платья: манжет и воротников, планки и подола, плетут кошельки и браслеты, пояса и ободки.

3. Технология плетения северного орнамента.

3.1. Составление схемы плетения северного орнамента. .

Чтобы начать плести орнамент необходимо составить схему плетения:

  1. Рассчитали, на сколько клеток будет выполняться схема ширины орнамента, например, схема данного орнамента, рассчитана на одиннадцать клеток, провели две линии.
  2. По линиям клеток нарисовали бисеринки в виде овалов.
  3. Определили контур орнамента, по которому овалы закрасили в оранжевый цвет. Одна линия рассчитана на две клетки и четыре бисеринки.
  4. Овалы внутри контура орнамента закрасили в черный цвет, овалы фона – в голубой цвет. Схема готова к плетению.

3.2. Методика плетения на основе северного орнамента:

(Использован материал из журнала «Северные просторы» №3 1989 г.)

  1. Нашли бисер трех цветов, например, оранжевый, черный, голубой.
  2. Подготовили леску длиной 1,5 – 2 метра, перегнули надвое.
  3. Нанизали три бисеринки черного цвета и передвинули на середину лески (до перегиба).
  4. Четвертую бисеринку оранжевого цвета нанизали одновременно на оба конца лески. Таким образом, леска перекрещивается на четвертой бисеринке (а,б).
  5. Затем на каждый конец лески нанизывают еще по одной бисеринке оранжевого цвета. Цвет выбирают согласно нарисованной схеме, а третью – голубую нанизывают на оба конца лески и т.д. (в).
  6. Когда набрали полную ширину изделия (г), наступает очень ответственный момент – прохождение поворота (д). Затем плести становится легче, т.к. определена ширина, нет необходимости считать, есть основа, к которой с каждым разом прибавляется по две бисеринки. Первая бисеринка нанизывается на первый свободный коней лески, а через вторую бисеринку пропускают оба конца лески с разных сторон. Происходит как бы подшивание к первоначальной цепочке последующих звеньев. Работа облегчается, когда начинает проступать рисунок, закономерности его построения (е).

3.3. Технология плетения цепочки с кулоном.

(Использован материал из журнала «Школа и производство» №1 1986 г.)

  1. Набрали на леску 4 голубые бисеринки, пятую – черную, шестую и седьмую – голубые. Продели в первую бисеринку леску (справа налево), работу развернули с обратной стороны.
  2. Набрали 8, 9, 10 бисеринки голубого цвета, 11 бисеринку – черную, 12, 13 бисеринки – голубые. Леску продеть в пятую – черную бисеринку (справа налево), работу развернуть с обратной стороны.
  3. Набрали 14, 15, 16 бисеринки голубого цвета, 17 бисеринку – черную, 18, 19 бисеринки – голубые. Леску продеть в 11 бисеринку – черную. Работу развернуть с обратной стороны.
  4. Набрали 20, 21 и 22 бисеринки голубого цвета, 23 – черную, 24 и 25 – голубые. Леску продеть в 17 – черную, работу развернуть в другую сторону. Так продолжать до получения необходимой длины цепочки, концы ее скрепить леской.

Для того чтобы сплести кулон необходимо вначале выполнить схему:

  1. Рассчитали ширину кулона на 14 клеток.
  2. Нарисовали овалы (бисеринки по каждой линии).
  3. Нанесли рисунок узора на схему (рисунок можно придумать самим или взять готовый орнамент).
  4. Узор закрасили в черный цвет, фон – голубой.

Плетение по схеме осуществляли с первого ряда:

1) Набрали на леску 4 голубые бисеринки, леску пропускаем через 4 бисерину крест на крест.

2,3) Затем на оба конца лески продели еще по одной бисеринке, через 3 бисеринку вдели леску слева и справа, повторяем еще четыре раза.

4) Набрали на левую леску одну голубую бисеринку, на правую – одну черную и пропускаем леску через одну голубую.

5,6) Набрали по три голубые, через третью пропускаем леску.

7,8,9,10,11) Набрали по схеме, отмечая черточками набранные бисеринки.

12) Последние три бисеринки в 1 ряду набрали так: на левую леску 2 голубые, на правую – одну голубую, оба конца лески пропустили через последнюю бисеринку.

Разворот выполнили по 3 бисеринки: на верхнюю леску набрали по 2 бисеринки голубого цвета, на нижнюю – одну бисеринку голубого цвета, леску пропустили через нижнюю бисеринку крест на крест.

Дальше рисунок набрали по 2 бисеринки, по схеме: две голубые, затем одну голубую и одну черную и т.д. до конца. Когда цепочка и кулон были готовы, их соединили вместе в подвеску, концы лески подожгли спичкой так, чтобы леска не распускалась.

IV. Из опыта работы. Использование северных орнаментов и бисероплетения на уроках ИЗО, технологии и во внеклассной деятельности.

В своей работе использовала национально-региональный компонент:

переработала программы, дополнила, включила НРК в программы по технологии, ИЗО (до 50%), разработала свои авторские программы. Одним из разделов программы по трудовому обучению в классах 7,8 вида включила раздел бисероплетение. Часто опиралась на северные орнаменты, их у меня накоплено около 300 образцов. Северные орнаменты используем с детьми в аппликации из сукна и ткани, в работе по меху и бисеру. Учила плести девочек из бисера, составлять схему плетения, на их основе плели.

На уроках ИЗО и технологии знакомила с разнообразием северных орнаментов, их значением, использованием в одежде, в обуви, в предметах быта народов Ямала. Учила рисовать северные орнаменты (по схеме, по образцу), составлять аппликации на основе северных орнаментов. Мною изготовлен наглядно – иллюстративный материал по этой теме: таблицы, схемы, карточки, выпущено три альбома с детскими орнаментами, проводились открытые мероприятия, в частности:

  1. Интегрированные уроки по теме: «Культура родного края» в 5-7 классах, на которых сообщалось, как используется северный орнамент в одежде народов Ямала, экспонировалась выездная выставка одежды с районного музея.
  2. Утренники «Край, в котором я живу», которые проводились в живой игровой форме, в виде соревнований, давалось задание с угадыванием орнамента «Следы каких животных изображены на данных орнаментах?»
  3. Уроки изобразительного искусства по теме «Северные орнаменты», где дети были ознакомлены с разнообразием северных орнаментов, с применением орнаментов в национальной одежде, в предметах быта, с назначением орнаментов, дети учились рисовать орнамент.
  4. Предметные недели и неделя «Наш край Ямал». Для учащихся мной была разработана викторина «Знаешь ли ты, орнаменты?», «Что означают данные орнаменты?»
  5. Участвовали в районных фестивалях «Все краски Ямала», для которых изготавливались платья для выступления с национальным орнаментом.
  6. В районных научно-исследовательских конференциях учащихся «Ступень в будущее», две мои ученицы выступили с темами: «Особенности художественных традиций народов Ямала» (2005г.), исследовали орнаменты и бисероплетение и «Особенности художественного оформления одежды народов Ямала» (2007г.), исследовали одежду народов Ямала, особенности художественного оформления.
  7. Мной составлена авторская программа кружковой работы «Ямальские россыпи», основным разделом которой является бисероплетение, в качестве результата привожу образцы детских работ (Данные рисунки вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи).

Из всего вышесказанного могу сделать вывод, что северный орнамент, орнаменты народов Ямала формировались веками, дополняя друг друга, очень широк круг применения орнаментов: одежда и обувь, посуда и предметы быта. Орнаменты с охотой рисуют дети на уроках ИЗО, на уроках технологии выполняют аппликации орнаментов из сукна для селькупских игольниц и национальных сумочек, плетут из бисера кошельки, ободки и пояса с северным орнаментом.

Дети с интересом воспринимают материал: 50% на оптимальном и 50% на достаточном уровнях. Совсем нет детей, которые бы не хотели плести. Многие работы детей экспонировались на школьных, районных и окружных выставках детского творчества, имели успех, занимали призовые места. Выставки детского творчества способствуют воспитанию любви к декоративно-прикладному искусству народов Ямала, показывают умения и навыки, которые приобрели дети на уроках технологии, развивают хороший эстетический вкус, чувства прекрасного.

Данная методическая разработка поможет учителям технологии, преподавателям кружков, воспитателям детских домов и интернатов, глубже ознакомиться с орнаментальным искусством народов Ямала, детям научиться эффективным приемам технологии бисероплетения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Быковская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального образования «Булунский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)

Национальный эвенкийский орнамент

Выполнили: ученицы 4 класса

Никитина Дарина

Самбарова Радмила

Руководитель: Потапова Н.В

II . Основная часть: Орнамент- музыка жизни. 4

1. Истоки эвенкийского орнамента……………………………………………………………………5

2. Современный эвенкийский орнамент. 6

Список использованных источников……………………………………..12

В условиях современной жизни теряется культурное наследие эвенков. Молодежь не различает орнамент своего народа от других, носит современную одежду с непонятным рисунком, неизвестно из какой ткани сшитую. А ведь совсем недавно эвенки из шкуры оленя, меха и ровдуги изготовляли национальную одежду на все случаи жизни. Основное различие состояло в орнаментации изделий.

Объект исследования:

Предмет исследования:

- раскрыть особенности орнаментации эвенкийской национальной одежды и предметов быта, знакомство с народным опытом, мастерством старшего поколения.

- изучить истоки эвенкийского национального орнамента, познакомиться с видами эвенкийского орнамента

Актуальность темы:

Сегодня в условиях современной жизни среди молодежи теряется культурное наследие эвенков нашего села. Мы не должны забывать лучшие традиции своего народа. Поэтому должны учиться мастерству и секретам национального шитья у мастериц старшего поколения.

Методы исследования :

- сбор и анализ информации из различных источников;

С целью доказательства нашего исследования мы изучили теоретический материал по данной теме. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, мы узнали о происхождении и значении орнаментов эвенкийского народа.

II . Основная часть

Орнамент - музыка жизни.

«Орнамент - это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте…» - писал С.А.Есенин в 1920г. в статье «Ключи души».

Орнамент- это узор. Орнаментами люди украшают одежду, обувь, жилища и различные предметы. Он служит оберегом.

Национальная одежда каждого народа имеет определенный орнамент

Самые распространенные орнаменты в шитье - растительный узор: листья, цветы, стебли, и геометрические фигуры: квадрат, треугольник ,круг.

Эвенкийские, в сравнении с другими орнаментами народов мира, кроме геометрических, растительных, животных элементов, имеют огромный блок орнаментов информационных, с введением изображений предметов быта, вооружения, сакральных атрибутов, сохраняя при этом функцию украшения. Изготавливая различные изделия, эвенкийские мастерицы хорошо знали принцип подбора и значение цветов.

Прямые линии- вышивают по краям одежды. Орнаменты обшивают вышивкой — цветными нитками, бисером.

Небесный орнамент вышивают на рукавицах и обуви. Этот орнамент рисуют и на посуде.

Лировидный узор есть в орнаменте северных народов. Узор похож на «древо жизни». Вышивают симметрично и вертикально.

На обуви лировидный узор вышивают в перевернутом виде — как оберег от опасностей.

Стреловидный узор — дуги и вверх от дуг стреловидные фигуры. Узор вышивают по краям одежды и рисуют на предметах быта.

Арочный узор используется в праздничной одежде. Эти узоры — символы богатства и плодородия.

Крестообразный узор встречается у многих народов. Это символ солнца и тепла, оберегает жилища и людей. Узор шьют на передней части одежды.

Сердцевидным узором украшают нарядные рукавицы, чепраки , кычымы. Символ любви и согласия имеет форму сердечка.

Круг- розетка означает солнце. У коренных народов орнамент круга символизирует богатство и силу. Серебряный круг в головном уборе используется как оберег.

В вышивках часто встречаются растительные узоры — ветви, листья, цветы и лепестки. Вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками.

Трех-, пяти- и семилистные побеги — символ новой жизни, благословения и процветания.

Узоры «бараньи рога», «почки» вышивают бисером и цветными нитками.

Треугольный узор «ураьа» - символ процветания рода.

Разноцветье живых и волнующих пятен с множеством радужных мягких оттенков не только радовало глаз и создавало уют в доме, но и защищало от злого духа.

Истоки эвенкийского орнамента.

Эвенки – один из древнейших народов азиатского материка: выразительно свидетельствуют об этом раскопки древнейших памятников. В древних захоронениях на берегах Лены, Ангары, Шилки найдены остатки типично тунгусской одежды, изумляющей своим оригинальным покроем, неповторимым орнаментальным стилем украшений.

Эвенкийский национальный костюм, приспособленный к подвижной и беспокойной жизни охотника и оленевода – кочевника, был создан еще в каменном веке. В это же время появились первые простейшие геометрические мотивы эвенкийского орнамента. К этим мотивам относятся: зигзаг, шевроны, пунктир, парные и тройные зубчики, косые линии, расположенные под углом. Украшая различные предметы орнамента, эвенки старались, прежде всего, подчеркнуть форму и конструктивные особенности вещей. С этой целью они широко применяли бордюр, окаймляя их края одежды, головные уборы, обувь, меховые коврики, берестяные изделия, мелкие предметы из кости, луки, седел и т. д.

Современный эвенкийский орнамент

Основной современный эвенкийский орнамент характеризуется следующими признаками; применением краски для нанесения узоров на кожу; применением берестяного трафарета для этой техники; оконтуривание узоров на коже жгутикам оленьего волоса; дугообразными и крестообразными мотивами; символами симметрией бордюров и розеток. Кроме этого эвенки владеют техническими приемами художественного оформления материала; продевание и переплетение узкого ремешка кожей , пришивание маленьких кожаных ромбиков к коже, меху или ткани, продевание сухожильных ниток в кожаные петли, применяют простейшие геометрические мотивы: косая сетка, зигзаг, треугольники, простые и концентрические кружки, полукруги, прямые полосы и линии, шевроны, входящие в друг друга треугольники, ромбы и квадраты, шипы, точки, косые линии, тройные поперечные линии, узоры в виде следа птичьей ноги, кресты с развилками на концах.

Своеобразными в эвенкийском вышитом бисером орнаменте мотивами являются дуги, принимающие различные формы. В одних случаях они очень низкие и вытянутые, в других – высокие и короткие. В бордюрах дуги могут быть открыты то кверху, то к низу. Наносится такой орнамент краской на кожу, вышивается оленьим волосом, выкладывается из цветного бисера. Самым почитаемым орнаментом эвенков является узор «Оленьи рога», который выкладывают из кусочков оленьего волоса. Распространенными орнаментами в лоскутном шитье из меха являются «ромбики», «шахматы», «ураса». Большой интерес представляют диагонально пересеченные квадраты и прямоугольники различного внутреннего рисунка и крестообразные розетки, изображаемые отдельно или образующие бордюр, а к числу редких принадлежат розетки в виде звезд .Также эвенки украшали узорами предметы, сделанные из бересты - дорожные сумочки, круглые коробки, небольшие туески, табакерки. Орнамент на этих вещах был крашенный, накладной и тисненный. Орнаментальные мотивы на них были очень разнообразными и носили строго геометрический характер. Такое разнообразие орнаментов вызвано влиянием декоративного искусства других народов: якутов, долган, эвенов, бурятов, нанайцев в результате культурных взаимоотношений и смешанных браков. Но наряду с локальным орнаментом эвенков сохранились и некоторые общие для всех групп мотивы. К ним относятся полосы, круги, концентрические кружки с точкой в центре

3 . Практическая часть.

В школе у нас ведется кружок шитья «Юные хозяюшки», где мы учимся шить, вышивать различные орнаменты, украшаем свои поделки бисером, делаем аппликации из кожи, замши на северную тематику. Особенно нам нравится вышивать орнамент. Для этого мы сначала рисуем с помощью трафарета на материи задуманный рисунок и по этому рисунку начинаем обшивать различными приемами шитья. Это занятие нас так увлекает, мы как будто окунаемся в мир наших предков, когда шьем мы поем, играем «Кто больше знает эвенкийских слов?».

Техника выполнения аппликации.

Есть несколько способов перенесения узора на ткань. С помощью

копировальной бумаги:

-на ткань накладывают узор, переведенный на тонкую бумагу;

-узор прикрепляют, под него осторожно подкладывают копировальную

-остро отточенным карандашом обводят контуры узора Для точного перевода рисунка под ткань подкладывают картон и стекло.

Цветной копировальной бумаги:

-на темные ткани узор переводят через цветную копировальную бумагу;

-копировальную бумагу подкладывают жирной стороной к ткани;

-узор ясно переводится, но скоро стирается, поэтому его сразу обводят цветным карандашом или прометывают ниткой.

Прозрачной бумаги:

-на темные блестящие и ворсовые ткани узор переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной бумаги, кальки, целлофановой пленки);

-рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на ткань;

-прошивается по контуру рисунка частыми стежками швом «вперед иголку»;

-бумага срезается, а по окончании работы наметки выдергиваются.

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы: наши предки, живя в тяжелых условиях, смогли сотворить самобытную культуру. Изумляет оригинальный, неповторимый орнаментальный стиль украшений. Сейчас важно сохранить нить преемственности лучших традиций, перенять богатейший опыт орнаментации изделия.

С помощью эвенкийского фольклора сохранятся самобытность народа и её самосознание.

Дети стали бережно относиться к традициям своего народа и любить свой край.

Читайте также: