История броши из бисера

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1

Тутаевского муниципального района

Творческий проект по технологии

Брошь из бисера «Сова»

Потапова Анастасия Ивановна,

ученица 7 «Б» класса МОУ лицей №1 г. Тутаева

Лобанова Екатерина Евгеньевна,

учитель технологии МОУ лицей №1 г. Тутаева

2. История происхождения броши…………………………………………………………..

4. Правила техники безопасности……………………………………………………………

5. Технологическая последовательность изготовления броши……………………………

6. Экономическое и экологическое обоснование проекта…….…………………………..

9. Список использованных источников……………………………………………………..

10. Приложение 1

Нам всегда хочется чего-то нового и интересного, а еще можно порадовать свою маму или подругу, сделав оригинальный подарок своими руками.

Рассматривая книги и журналы по работе с бисером, я часто встречала выполненные из бисера цветы, деревья, но больше всего меня заинтересовали броши.

Я давно занимаюсь плетением из бисера. Я делала браслеты, модные фенечки себе и подругам, но никогда не пробовала изготовить брошь.

Я решила освоить технику вышивания бисером и изготовить оригинальный подарок своими руками.

На сайтах Интернета я отыскала историю бисероплетения и еще раз с удовольствием прочитала ее. И, конечно, я нашла много мастер-классов по изготовлению броши из бисера. Изучив несколько вариантов, я принялась за работу.

Работа с бисером, на мой взгляд, одна из самых кропотливых. Нужно быть предельно внимательной при выполнении элементов. Но усилия того стоят.

Брошь, вышитая бисером, получилась очень яркой, объемной.

Преимущество работы из бисера в том, что со временем она не выцветает, оставляя свои сочные краски на долгое время.

Цель проекта: изготовить брошь «Сова» из бисера.

1. Изучить историю происхождения броши.

2. Создать эскиз броши.

3. Изготовить брошь из бисера.

4. Рассчитать экономический эффект.

История происхождения броши

Броши возникли довольно давно и всегда пользовались большой популярностью. В переводе с французского слово «брошь» означает «длинная игла». Она необходима для соединения двух деталей одежды. Большая история броши началась с появлением первых людей. Примитивное приспособление, изготовленное из подручных средств (растения, зубы или кости) выполняли функцию скрепления одежды. Когда первобытный человек впервые надел что-то большее, чем набедренная повязка — у него появилась необходимость скрепить эту одежду. Колючки и шипы растений первыми выполняли эту функцию, потом их заменили изогнутые острые кости и осколки кремня. Бронзовый век ознаменовался использованием металла — вначале появились штырьки со шляпкой, затем — прообразы современных брошей с замочками.

В Греции стали делать броши из стекла. Даже церковь в Византии использовала брошь, как оберег, на ней писали молитвы, считалось, что таким образом люди становятся ближе к Богу.

В царские времена любили камеи, которые изготавливались из натурального камня и имели рельефный рисунок.

В эпоху Ренессанса после изменений в моде броши практически перестали использовать. Однако аксессуар был возрожден в XVII веке и лишь с одной целью – выполнять декоративную функцию. Брошь стала женским украшением, состоящим из банта с подвеской.

В 19 веке в моду вошли броши-насекомые - их нежно любили молодые дамы. В те дни женщины также носили броши. ХХ век. Рубеж XIX-XX веков ознаменовался появлением «нового стиля» – Ар Нуво (от франц. art nouveau – новое искусство), более известного как модерн. Главным источником вдохновения стала природа: плавные, изогнутые линии, растительные мотивы встречаются во многих украшениях. Легкость и игривость пришли на смену привычным классическим образам.

С середины 1970-х годов в производстве брошей используются совершенно новые материалы и техники, появляется новый художественный язык, броши стали разнообразнее, более изысканными, символичными, ироничными.

Современные мастера конца ХХ – начала XXI века не просто создают украшения, они стараются выявить скрытые возможности материала, который своим цветом, своей формой, рисунком выразит идею автора. Отсюда и стремление соединить, казалось бы, несоединимые материалы: драгоценные камни, дерево, каучук, простые и благородные металлы, керамику, ткань, кожу [1].

Современные изделия довольно разнообразны и по форме, и по материалу изготовления, и по способу крепления. Узнав о разновидностях брошей, подобрать подходящее украшение станет намного проще. Сегодня принято различать следующие виды брошей по способу крепления:

  • брошь-заколка чаще всего используется для соединения двух краев одежды или шарфа (палантина). Крепление изделия происходит при помощи зажима, схожего с принципом крепления заколки для волос. Именно поэтому такие украшения можно носить на волосах;
  • брошь-игла – менее популярное, но очень изящное украшение, которое представляет собой длинную иглу. На одном ее конце находится декоративный элемент, а другом – заглушка. Такие аксессуары лучше всего смотрятся на трикотажных изделиях;
  • брошь-булавка – наиболее распространенный тип крепления украшения. Представляет собой брошь, которая фиксируется на одежде, обуви или аксессуарах (сумках, головных уборах) при помощи английской булавки [2].

История броши продолжает развиваться и дальше, нужно отметить, что в последнее время очень актуально носить брошь на шарфе, шапке, поясе, сумке, на ободке и т.д. Брошь можно прикрепить не только к платью или лацкану пиджака, но и к свитеру, майке, брюкам, юбке и т.п. Брошь можно использовать вместо верхней пуговицы жакета и кофты. С помощью броши можно интересно обыграть обычный шарф, превратив его в капюшон или палантин.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Вышитая брошь

Брошь – это не просто красивое украшение, она имеет богатую историю, обладает удивительной магией и зачастую носит некий сакральный смысл.

Содержание

История возникновения броши

Брошь – один из самых древних видов украшений. Первые броши представляли собой колючки растений и кости животных, которыми первобытные люди скрепляли края своей одежды.

С развитием цивилизации видоизменялись и броши. Появились фибулы и аграфы. Фибула – это металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулой скреплялись на плече края одежды древних римлян и греков. Аграф же обычно имел вид пластины или розетки с крючком и петлёй.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Фибула

В Древней Руси аграфами было принято украшать головные уборы, они украшались драгоценными камнями, эмалями и филигранью.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Аграф

Пика своего расцвета броши достигли в XVII веке во Франции. Популярность этого украшения исследователи связывают с именем маркизы де Севинье, признанной классиком французской литературы. Ей же приписывают создание тайного языка любовной переписки посредством брошей, приколотых определенным образом. Например, брошь с нежными лилиями означала «встретимся как обычно, в нашей беседке в саду», а бриллиантовая брошь, приколотая в районе плеча - «приходи сегодня, я тебя жду». Возможно, это всего лишь красивая легенда и маркиза дала лишь толчок созданию «тайного шифра», но придворные дамы эту идею подхватили и активно пользовались «языком брошей». В шкатулке знатных дам того времени можно было встретить множество вариаций этого украшения.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Маркиза де Севинье

В России броши были не менее популярны. Одной из поклонниц этого аксессуара была сама Екатерина Великая. Её брошь с колумбийским изумрудом в 70 карат до сих пор не имеет аналогов в мире ни по величине, ни по качеству исполнения. Императрица не скрывала свою любовь и к камеям (вид броши, имеет выпуклое изображение и вырезается из камня) и называла её «каменной болезнью».

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Брошь Екатерины Великой

К началу XVIII века в моду вошли так называемые «корсажные броши», отличавшиеся невероятной тяжеловесностью и обильно украшенные камнями. Причем хорошим тоном считалось носить несколько брошей одновременно.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Корсажная брошь

В период неоклассицизма стали популярны украшения, вырезанные из камня, а также миниатюры на эмали.

Совершенствовалось и мастерство ювелиров, появились изделия в анималистическом стиле. Внешний вид птиц, животных и насекомых был весьма реалистичен, и это относительно новое направление быстро обрело популярность.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Брошь с птичками

XX век стал для брошей своеобразным испытанием: мода на них то утихала, то разгоралась с новой силой. Знаменитая законодательница моды Коко Шанель считала, что начало любой коллекции украшений должна давать именно брошь.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Елизавета II

Любовью к брошам отличилась еще одна властная леди – Мадлен Олбрайт, первая в истории США женщина-госсекретарь. Она продолжила традицию мадам де Севинье и создала целый дипломатический язык брошек. В последствии была издана книга Олбрайт под названием «Читайте мои броши - истории из дипломатической шкатулки».

Броши hand made: популярные техники и материалы

Рукодельницы не ограничивают свою фантазию и используют для изготовления брошей самые разные материалы и техники. Рассмотрим основные из них.

Бисер

Броши из бисера стали невероятно популярны в эпоху ар-деко, но и сейчас они продолжают оставаться в тренде. Размер и форма таких украшений могут быть самыми разными: от миниатюрных до весьма массивных. Мастерицы не ограничивают свою фантазию и используют, кроме бисера, самые различные материалы: перья, стразы, кружево или даже холодный фарфор. В качестве декора активно используется мех, канитель и ленты.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Брошь из бисера

Эпоксидная смола

Мейнстримом последних лет в рукодельной среде стало изготовление брошей из эпоксидой смолы. Техника работы с этим материалом невероятно проста, доступна даже новичку в рукоделии, ознакомиться с ней можно здесь.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Брошь из эпоксидной смолы

Эпоксидная смола обладает следующими достоинствами: безопасна для человека, долговечна, обладает высокими декоративными свойствами. Такие украшения прослужат вам не один год и, возможно, станут даже семейной реликвией.

Броши, вышитые гладью

Великолепно выглядят броши, вышитые гладью. На них можно запечатлеть целые сюжеты, особенно популярны узоры с природной тематикой.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Брошь гладью

Их чаще всего используют как украшение для одежды и аксессуаров (платков, шарфов, шляпок и сумок). Интересно такие броши выглядят на плотных тканях и джинсовых изделиях.

Броши, вышитые крестиком

Вышивка на одежде – модное веянье последних лет, но не всегда мастерицы решаются вышить блузку или платье. Причиной может быть как банальная нехватка времени, так и страх испортить любимую вещь. Решением проблемы стали броши, вышитые крестиком. Их создание занимает немного времени, а смотрятся они весьма эффектно.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Брошь крестиком

Аксессуары, выполненные в виде фигурок животных, придутся по душе детям, станут отличным украшением шапочки или рюкзачка.

Смешанная техника

Не меньшую популярность завоевало изготовление брошей в смешанной технике, чаще всего это различные сочетания бисера, фетра и вышивки. Форма украшений может быть совершенно любой, все зависит только от фантазии.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Брошь, выполненная в смешанной технике

Ими можно украшать не только одежду, но и сумки, шляпки или предметы интерьера. Так называемые «интерьерные броши» сейчас также весьма востребованы. Ими можно украсить подушку, абажур, занавески или даже раму для зеркала.

Создать брошь в смешанной технике часто предлагают производители наборов для творчества, следуя запросам рукодельниц. В них гармонично сочетаются самые разные материалы: бисер, фетр, бусины и стразы.

Пошаговый мастер-класс по изготовлению броши-бабочки из бисера и кристаллов Swarovski

Изготовление броши своими руками – весьма увлекательное занятие, к тому же аксессуары ручной работы уже несколько лет подряд не выходят из моды.

Предлагаем начать свой путь в создании украшений ручной работы с простого мастер-класса по созданию изысканной броши-бабочки. Бабочка ассоциируется с лёгкостью и хорошим настроением. Сохраним частичку летнего тепла в нашей броши.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Брошь в виде бабочки

Необходимые материалы и инструменты:

  • жёсткий фетр толщиной 1 мм;
  • жёсткая канитель (металлическая нить для вышивания) серебристого цвета;
  • бисер №11 и №15, бусины и кристаллы «Сваровски»;
  • застёжка;
  • картон;
  • натуральная кожа цвета серебристый металлик;
  • мононить;
  • ножницы;
  • игла №10/13.

Шаг 1. Выберите понравившийся рисунок бабочки, важно найти изображение, имеющее симметричное расположение крыльев. Распечатайте картинку на листе бумаги и вырежьте её по контуру.

Шаг 2. Возьмите кусок жёсткого фетра толщиной не менее 1 мм, цвет желательно выбрать посветлее, в нашем мастер-классе мы взяли бежевый. Приложите готовый шаблон бабочки к фетру и обведите. Сделать это можно любым удобным способом, мы использовали серебристый гелевый стержень.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 2

Шаг 3. По контуру пришиваем жёсткую канитель серебристого цвета, её толщина не должна быть меньше 1 мм. Петли пропускаем между промежутками спирали, в начале и в конце строчки сделайте по три стежка для надёжного закрепления концов канители.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 3

Шаг 4. Приступаем к туловищу бабочки. Мы взяли кристалл Swarovski Teardrop и вставили в подходящую оправу. Пришиваем заготовку к фетру через специальное отверстие в оправе.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 4

Шаг 5. Следующим шагом начинаем оформлять крылья бабочки. Их мы сделаем из бисера и бусин разного размера. В верхней части крыла разместим бусину розового цвета диаметром 5 мм.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 5

Шаг 6. Далее идут две бусины диаметром 4 мм и 5 бусин диаметром 3 мм. Аналогичным образом выкладываем бусины и на втором крыле.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 6

Шаг 7. Для акцентирования узора на крыльях бабочки пришьем еще два кристала Swarovski диаметром 6 мм – по одному на каждое крыло.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 7

Шаг 8. Заливку крыла начинаем сверху, используем для этого розовый и молочно-белый бисер 11 размера. Случайным образом заполняем им область между бусинами и кристаллами.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 8

Шаг 9. Ближе к середине крыла начине добавлять бисер светло-серого цвета.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 9

Шаг 10. Нижнюю часть крыла начинаем заполнять бисером белого цвета. Ближе к центру нижнего крыла пришиваем еще один кристалл Swarovski диаметром 4 мм.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 10

Шаг 11. Нижний ряд заготовки выкладываем бисером белом цвета 15 размера. Таким образом мы получили своеобразный переход узора крыла от розового к белому. Аналогичным образом выкладываем второе крыло бабочки.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 11

Шаг 12. После заполнения контура бисером, возьмите острые ножницы и аккуратно вырежьте заготовку по контуру, оставляя 0,5-1 мм по краям.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 12

Шаг 13. Переходим к изготовлению изнаночной стороны. Положите нашу бабочку на картон и обведите её по контуру. Вырежьте картонную заготовку, уменьшив её размер на 1-2 мм.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 13

Шаг 14. Прозрачным клеем соедините картонную заготовку и спинку бабочки, подождите не менее 10 минут, чтобы дать клею полностью высохнуть.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 14

Шаг 15. В качестве основы мы взяли натуральную кожу цвета серебристый металлик. Основа для броши имеет размер 25х5 мм, оснащена поворотным механизмом фиксатора иглы.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 15

Шаг 16. Обведите бабочку по контуру на изнаночной стороне кожи. Примерьте, где будет располагаться застежка. Важно не крепить её в центре заготовки: так она будет гнуться. Расположите её чуть выше центра.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 16

Шаг 17. Сделайте прорези на коже для застежки и вытяните её на лицевую сторону.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 17

Шаг 18. Приклейте заготовку бабочки к коже, нанеся клей на картон. Подождите 20 минут для полного высыхания клея.

Шаг 19. Возьмите острые ножницы и аккуратно вырежьте бабочку.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 19

Шаг 20. На завершающем этапе обработайте края броши. Для этого пришейте по краям бисер серебристого цвета, размер 15. Мы использовали для крепления бисера серебристую нить S-LON размера AA. Проденьте иглу через фетр. Узелок спрячется между ним и кожей.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 20

Шаг 21. Начинаем пришивать бисер. Пришив одну бусинку, проденьте в неё снизу иголку. Старайтесь пришивать бисер плотно, это не только улучшит кромку, но и сделает красивую окантовку.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Шаг 21

Шаг 22. Когда всё будет готово, спрячьте нить в фетр, пришейте изделие по основе. Острыми ножницами обрежьте конец нити как можно ближе к основе.

На фото изображено - История броши. Пошаговый мастер-класс по созданию броши из бисера, рис. Готовая брошь-бабочка

Можно экспериментировать с различными оттенками – результат в любом случае будет великолепен.

История украшений из бисера напрямую связана с историей развития человеческого общества, его культуры, традиций, быта, развитием эстетического и художе­ственного вкуса. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. В качестве исходного материала использовались раковины, зубы животных, кости птиц, зернышки.

Как ни странно первоначально украшения носили не женщины, а мужчины, так как они исполняли роль талисманов, способных принести удачу на охоте или защитить от злых духов. Бусы и ожерелья носили шаманы и колдуны, которые использовали их в ритуалах и праздничных церемониях. Для того, чтобы защитить свое жилище, индейцы украшали его изделиями из бисера. Также бисеринки из перламутра или ракушек вплетались в корзины из травы.
Со временем украшения стали выполнять и функцию индивидуальности, выделяя соплеменника из ряда других. Еще орнамент украшения позволял узнать о месте жительства и роде занятий человека. А со временем отметить и черту характера их носителя. Сегодня изделия из бисера используются, как чисто декоративные предметы, которые способны подчеркнуть индивидуальность человека и помочь ему выделиться из толпы.

С развитием человечества стали появляться бусы, изготовленные из камня, а чуть позже из металла. И хоть они и не напоминали сегодняшний бисер, но имели ту же форму, к которой мы привыкли сегодня.

И только в четвертом веке до нашей эры, с изобретением стекла, на свет появились бусы из стекла, которые сразу же привлекли внимание модников того времени.


Первыми, кто научился изготавливать бисер, были египтяне, которые не только плели из них ожерелья, но и украшали бусинами платья и головные уборы. Бисер даже использовался вместе с золотом для создания символов власти фараона.

Именно бисеринка считается самой старшей из всех существующих в настоящее время вещей, изготовленных из стекла. Она была найдена во время раскопок египетского города Фивы.

От египтян бисер распространился по всему свету. Сначала искусство изготовления бисера приняли римляне, а позже центром его производства и применения стала Византия. Расцвет изготовления и использования бисера относится к десятому веку.

В Европе бисер использовался для украшения сумочек, одежды, обуви, изготовления чехлов.


Производство качественного бисера удалось освоить мастерам из Чехии. Они научились не только производить бисер, по качеству не уступающий византийскому, но и смогли покрывать его эмалями, а также гранить его.

Количество стеклянных бус, найденных на территории Древней Руси, огромно — около 26 тысяч. Это и различные стеклянные, и золоченые, многоцветные и одноцветные бусы, привозные и местного изготовления. Собственное производство зародилось у нас в начале XI в. и достигло наивысшего подъема к середине XIII в., затем следует некоторый спад.


В эпоху Древней Руси очень широко применялось жемчужное шитье, как в женском костюме, так и в предметах церковного обихода. С XV в. для церковной утвари и одежд, предметов церковного двора мастерицы стали широко использовать привозной венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и жемчугом, который добывали более чем в двухстах водоемах Российского государства. Русский жемчуг был очень высокого качества и уступал привозному в основном по размерам. В России встречался не только белый, но и редкий черный жемчуг.

Из русского привозного жемчуга выполнялись женские украшения для знати и зажиточных крестьянок севера.


Изделия из бисера составляют гордость русского прикладного искусст­ва, несмотря на то, что и материал, и образцы были иност­ранными. В отличие от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоде­лие было домашним занятием. На продажу изделия производили в мо­настырях да изредка крепостные в небольших мастерских.

Украшения из бисера: вчера и сегодня

Кустарные мастерские в деревнях стали источни­ком дохода для крестьян. Такие мастерские были организованы в Тверской, Московской губерниях. После 1917 года работа кустарных мастер­ских, использующих импортный матери­ал и сбывающих продукцию за границу, стала невозможна. Уклад жизни резко изменился, женское рукоделие потеря­ло свою былую популярность, став да­же признаком мещанства. Наверное, именно эти обстоятельства в 20-х и в 80-х годах XX века позволили российским авто­рам книг о бисерных работах писать: «бисерные рукоделия – явление, ото­шедшее в область истории», «время бисера ушло безвозвратно».


К счас­тью, они ошиблись. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популяр­на работа с бисером. Многие масте­рицы творят из бисера чудеса – велико­лепные картины, роскошные украше­ния, нарядные бытовые мелочи. Навер­ное, мы устали от того, что нас окружают вещи массового машинного производства, хочется чего-нибудь особенного, рукотвор­ного, хранящего частицу души мастера.

Брошь: что это такое, история появления и правила хранения

Один элегантный штрих – и образ готов к демонстрации всему миру и соцсетям. Одно неверное решение – и лук из утонченного превращается в кричаще клоунский. Все это – о броши, пожалуй, самом противоречивом украшении, которое способно как сделать образ совершенным, так и разрушить его гармонию до руин.

Брошь – одно из древнейших украшений, изобретенных Человечеством. Да, на протяжении тысячелетий она видоизменялась и эволюционировала, переживала пики оглушительной популярности и глубины забвения, перемещалась по месту ношения и так далее. Тем не менее, она всегда оставалась той самой пресловутой изюминкой, отличающей элегантную женщину от прочих представительниц прекрасного пола…

Что такое брошь

Итак, знакомимся: брошь — это ювелирное или бижутерное изделие, прикалываемое на одежду. Хотя стоп: почему только на одежду? Брошами можно украшать шляпки и шарфики, сумочки и туфли. А некоторые из них можно носить даже вместо кулонов или украшений для волос!

Существует особая разновидность брошей – интерьерные. Такая брошка нужна для того, чтобы придать интерьеру нотки изысканности и шарма. Подобными аксессуарами обычно украшают текстиль (салфетки, портьеры, подушки), абажуры ночников, холодильники и так далее.

Возникает вопрос, брошь — это аксессуар или украшение? С одной стороны, она служит в декоративных целях, с другой – может выполнять утилитарную функцию, например, скреплять края одежды. Собственно говоря, так и было изначально. Впрочем, обо всем по порядку, то есть о биографии этого удивительного украшения-аксессуара. Кратко рассказываем историю броши, останавливаясь на наиболее важных вехах ее развития!


История возникновения броши

История броши неразрывно связана с эволюцией одежды. Как только человек стал носить нечто сложнее набедренной повязки, появилась насущная необходимость чем-то скреплять края одежды, дабы она не спадала с носителя.

Эту функцию для наших далеких пращуров аж с Бронзового века выполняла специальная застежка, которую ныне принято называть фибулой. Застежки подобного типа были распространены во многих древних европейских культурах, но прижилось именно латинское название, пришедшее из Древнего Рима.


Броши-фибулы. Древняя Греция, 5-4 век до н.э.

В Древней Греции женщины носили минимум две фибулы: для белья и верхней одежды, мужчины – только одну, преимущественно на плече. Среди наиболее древних представительниц этого семейства известны не только греческие, но и венгро-скандинавские и италийские фибулы. Они существовали в различных проявлениях, но всегда выполнялись из металла и состояли из иглы, иглодержателя, корпуса либо дужки, а также примитивной пружины. Люд попроще носил незамысловатые застежки из бронзы (позже – железа), представители благородных сословий – более изысканные фибулы из драгоценных металлов.

Фибула с иглой, прокалывающей одежду, стала прообразом широко известной английской булавки. Ее, кстати говоря, в позапрошлом веке изобрел не англичанин, а американец.

С изобретением пуговиц и крючков популярность фибул постепенно сошла на нет. Они эволюционировали, и на первый план выдвинулась декоративная функция, практически вытеснившая утилитарную.

В качестве дальнейшей эволюции фибулы можно рассматривать аграф. В отличие от своей предшественницы, он имел ярко выраженный корпус (обычно богато декорированный драгоценными камнями) и представлял собой не заколку с иглой, а пряжку на застежке. Аграфами скрепляли края плащей, украшали прически и туфли, крепили ленты и подвески к корсажам.

Маркиза де Севинье и тайный язык украшений

Невозможно рассматривать историю появления броши (аграфа) без упоминания блестящей персоны Мари де Рабютен-Шанталь, маркизы де Севинье. Это была великая женщина (весьма просвещенная, знавшая несколько языков), жившая и покорявшая мир в XVII столетии.

Мари, урожденная аристократка, рано ставшая сиротой, вышла замуж за маркиза де Севинье. Она блистала при дворе и водила знакомства с поистине выдающимися личностями: Мари Лафайетт, мадемуазель де Монпансье, Франсуа де Ларошфуко и, разумеется, тогдашним королем Франции Людовиком XIV. Маркиза де Севинье упоминается А. Дюма в великом романе «Три мушкетера» – она была знакома с реальным прототипом хитроумного гасконца Д’Артаньяна.

Маркиз де Севинье не был отягощен благонравием, изменял ей направо и налево, был разбитным гулякой и завзятым игроком. Тем не менее, о громких любовных подвигах самой Мари сведений не сохранилось: после смерти мужа она оставила свет, удалилась в провинцию и посвятила себя воспитанию детей.

Благодаря тридцатилетней переписке Мари де Севинье с дочерью до нас дошли бесценные сведения об истории Франции и быте аристократов того времени. Именно ей принадлежит эпохальная фраза «Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак»

Вернемся к брошам. Мари была дамой весьма умной и практичной. Она решила, что привязывание модных тогда подвесок к платью лентами занимает слишком много времени и, как минимум, неудобно. Она внесла усовершенствование: приказала пришить подвеску к банту, который можно было прикрепить к одежде булавкой. И по сей день броши-банты, в память о великой француженке, называют брошами де Севинье.

Молва приписывает маркизе де Севинье и другую пальму первенства: якобы она придумала тайный язык украшений, призванный шифровать любовные послания. Скорее всего, это верно лишь отчасти. Французский двор того времени действительно представлял собой квинтэссенцию любовных и политических интриг, однако об использовании собственно маркизой тайного языка брошей достоверных сведений не сохранилось.


Один из самых известных портретов маркизы де Севинье

Напрашивается вывод, что тайный язык любовной переписки драгоценностями появился с легкой руки других придворных дам, «общавшихся» таким образом с кавалерами. В шкатулке каждой куртуазной прелестницы хранилось несколько украшений подобного рода на все случаи жизни:

  • бриллиантовая брошь, приколотая в районе плеча – «приходи сегодня, я тебя жду»;
  • украшение с рубинами в районе декольте – «скучаю, но сегодня принять тебя не могу»;
  • брошь с нежными лилиями – «встретимся как обычно, в нашей беседке в саду»;
  • фиалка, инкрустированная аметистами – «любимый, жду сегодня вечером, в своем будуаре» и так далее.

В то время преобладали броши с плавными линиями, безупречно симметричные, богато украшенные драгоценными камнями. Преобладали флористические мотивы: одиночные цветы и букеты. И обязательно банты!

Броши имели оглушительный успех при французском дворе, откуда и начали победное шествие по всему миру.

Дальнейшая эволюция брошей

В XVII-XVIII столетии широчайшее распространение получили так называемые «корсажные броши» – очень массивные украшения с россыпью драгоценных камней, бантами и подвесками. Изумрудная брошь российской императрицы Марии Федоровны весила аж 250 граммов!

Роскошная дама того времени могла носить до десятка брошей одновременно на разных деталях гардероба, а у самых взыскательных и стильных аристократок все украшения, носимые одновременно, являлись элементами одного комплекта (парюры).

Позже, в эпоху изящного «летящего» рококо вошли в моду менее тяжеловесные броши, стали разнообразнее материалы: о себе заявили жемчуга, слоновая кость, всевозможные эмали. А затем, уже при неоклассицизме, возникла мода на все античное, в том числе, и геммы, то есть броши, украшенные резными изображениями из камня или слоновой кости. Не остались в стороне и миниатюры на эмали, обычно с пасторальным, мифологическим либо античным лейтмотивом.

Существует два основных типа гемм: камеи (с выпуклым изображением) и инталии (с углубленным рельефом). Вопреки распространенному заблуждению, камея – далеко не всегда портрет: в камне может быть реализован любой сюжет.

Повальное увлечение камеями разделяли и монархи того времени. Например, российская императрица Екатерина Великая называла свою любовь к таким брошам «каменной болезнью». Справедливости ради стоит отметить, что самодержица любила не только камеи, а драгоценности вообще: чего стоит только знаменитый бриллиант «Орлов»!

В то же время мастерство ювелиров становилось все более совершенным, что позволяло создавать великолепные броши на уже традиционную флористическую и относительно новую анималистическую тематику. Изображения цветов, ягод, насекомых, птиц и животных стали максимально реалистичными, приближенными к оригиналам.

Начало XX столетия ознаменовалось появлением нового направления – ювелирной таксидермии. Если перья экзотических птиц и ранее использовались для изготовления аксессуаров и украшений, то тут речь зашла о более жутких вещах.

Головы, клювы, лапки и когти птичек тщательно обрабатывались и оформлялись золотом и драгоценными камнями. Модницы носили даже броши с лисьими лапками! Птиц и некоторых животных нещадно истребляли (численность колибри, которых препарировали целиком, и вовсе оказалась под угрозой), пока не был введен запрет на экспорт экзотических останков и жутковатый тренд не забылся.

Эпоха ар-деко подарила модницам новый мэйнстрим – моду на броши-кисти. Их часто носили парой, закрепляя клипсами на бретелях платьев и иногда скрепляя их по центру. К этому же периоду можно отнести и историю возникновения броши из бисера: в это время украшения из этого материала обрели небывалую популярность.

В 1922 году была найдена гробница Тутанхамона, которая, к удивлению исследователей, оказалась неразграбленной. Это немедленно породило моду на украшения в древнеегипетском стиле, в том числе – и броши в виде скарабеев.

картье брошь-скарабей

Брошь в виде скарабея. Cartier, 1920е гг.

Брошь в наши дни

На протяжении XX столетия мода на броши то утихала, то разгоралась с новой силой. Значимый вклад в популяризацию этого изысканного украшения внесла незабвенная Коко Шанель, считавшая, что собирать коллекцию украшений нужно именно с броши.

Великая икона стиля и законодательница моды предложила носить броши в самых неожиданных местах: на поясах, воротниках, шляпках, карманах и подолах. Пожалуй, брошь не была бы сейчас столь популярной, если бы не великая Коко!

Великолепные подиумные броши играют заметную роль в последних коллекциях Chanel, Vivienne Westwood, Oscar de la renta, Balenciaga и других модных домов с мировым именем. А броши-банты от Дома VALENTINO, выполненные в стиле незабвенной маркизы де Севинье, давно стали маркерами утонченного вкуса и аристократизма.


Броши в образах на показах последних лет

Из каких только материалов не делают броши в наше время: от традиционных драгоценных металлов и камней до текстиля, кожи, кружев, древесины, бисера, фетра и так далее. А так как ныне в тренде сочетание порой противоречивых материалов, то и броши зачастую существуют в самых экзотических вариациях.

Среди них может найти желаемое как светская львица, так и скромная домохозяйка, как романтичная натура, так и уверенная в себе бизнес-леди. В особом почете разнообразные броши-зажимы для шарфиков и палантинов, стильные украшения с жемчугом, всевозможные буквы, символы и знаки. Не забывается и извечная флористично-анималистическая тематика.

Ныне самая дорогая брошь в мире – это «Павлин» с синим бриллиантом от Дома Graff Diamonds, оценивающийся в 100 миллионов долларов. Но в шкатулочке королевы Великобритании наверняка найдутся украшения и подороже, например, броши, созданные из осколков легендарного Куллинана.

В тренде броши геометрической формы и провокационная асимметрия, а также украшения с цепями из желтого металла. А броши-булавки с различными сменными подвесками и вовсе стали приметой нашего изменчивого времени – они способны трансформироваться в зависимости от настроения владелиц.

Более того: украшать себя стильными брошами (на воротничках рубашек, галстуках и лацканах пиджаков) стали и представители сильного пола!

Как ухаживать и хранить брошь

Серебряная брошь с фианитами и перламутром (перейти в каталог SUNLIGHT)

Как ухаживать и хранить украшение

Хранение брошей – это отдельная забота для их хозяек. Обилие вставок требует максимально деликатного обращения.

Общие правила таковы:

  • Хранить броши нужно в месте, защищенном от влаги, перепадов температур, прямых солнечных лучей, подальше от источников тепла.
  • В идеале лучше хранить украшения в персональных коробочках или мешочках, но можно приобрести шкатулку с отдельными ячейками под каждый экземпляр.
  • Сначала нанесите косметику и духи, а потом надевайте украшение – контакт с косметическими средствами и крайне нежелателен.
  • Чистите ювелирное изделие максимально аккуратно, ориентируясь более на вставки, нежели на металл. Особой деликатностью отличается жемчуг.
  • Берегите броши от падений и других механических воздействий: камешки могут выпасть и потеряться.
  • Идеальной чисткой для ювелирной броши с любыми вставками станет профессиональная, которую делают в ювелирных мастерских.

Как ни странно, ухаживать за брошью из бисера или других демократичных материалов еще сложнее, нежели за ювелирными украшениями. Их рекомендуется извлекать из коробочки только на время ношения, всячески оберегать от солнечных лучей, пыли и влаги. Их даже нельзя замачивать в мыльном растворе!

Брошь – украшение с длинной и славной историей, древнее и вечно молодое. Надеемся, и в вашей шкатулочке поселится несколько брошечек как на каждый день, так и для особых случаев!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ «Ватинская ОСШ»

Проектно-исследовательская работа

«История одного украшения»

Hand Made Брошь

Выполнила: ученица 10 класса

Пельментикова Анастасия

Руководитель: Никифорова

Анна Геннадьевна

учитель технологии

д. Вата,2019 г.

2.2. Знаменитые мастера ювелиры……………………………………………

2.3. Разнообразие видов и материалов брошей………………………………

2.4. Броши в современной моде………………………………………………….

2.5. Общие правила ношения брошей……………………………………….

2.6. Модные брошки из бисера 2019…………………………………………

2.7. Исследования «Как носят броши наши современники»…………….

III. Практическая часть

3.3. Выбор материалов, инструментов……………………………………..

3.4. Что такое бисер.

3.5. Технологическая последовательность…………………………………

4.1. Экономическое обоснование……………………………………………

4.2. Экологическое обоснование………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………..

I . Введение

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!

Такой интересный аксессуар как брошь снова возвращается. На долгие годы он ушел с арены моды, но наши модельеры не могли долго оставлять в покое такое стильное, многофункциональное, привлекательное украшение как брошь, поэтому они сделали все, что было в их силах, чтобы мы снова могли радоваться такому приятному аксессуару.

Я решила побольше узнать о различных брошках. Провести небольшое исследование, носят ли броши наши современницы. И попробовать самой сделать брошь Hand Made , вышитую бисером.

Изготовление броши своими руками - это очень интересное и увлекательное занятие. Брошь , изготовленная своими руками - популярный и весьма оригинальный тренд на сегодняшний день. Изготовить такой аксессуар не составит никакого труда – нужны только фантазия и отличное настроение.

И вы опять великолепны!

1.1. Актуальность темы.

В последние годы броши набирают все большую популярность. Если лет 10 назад брошь считалась бабушкиным аксессуаром, то сегодня она должна быть в гардеробе каждой модницы. Носят броши и звезды нашего времени. Актуальность заключается в том, что в брошах, как и в других украшениях, есть большой потенциал для выражения авторской идеи. Это будет свой индивидуальный аксессуар, который невозможно увидеть на ком-то другом.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель: Расширить свои знания о брошках и изготовить брошь Hand Made .

Узнать историю возникновения и развития броши.

Узнать о знаменитых мастерах ювелирах.

Узнать о различных видах брошей.

Провести исследование «Популярность брошей среди наших современников».

Изготовить брошь Hand Made

Объект исследования: Ювелирные украшения

Предмет исследования: Брошь

II . Основная часть

2.1. История возникновения и развития броши

Еще одним заметным трендом XIX века стали траурные броши (Рис.24), введенные в моду английской королевой Викторией после смерти ее мужа принца Альберта. Королева долгие годы носила в память о муже броши из черных самоцветов и черного транслюцентного стекла, рецепт которого был утерян и его до сих не удалось повторить.

В пятидесятых годах ХХ века вошли в моду крупные броши из бирюзы, аметистов, топазов и других камней в золотых оправах, либо прихотливо перевитых лентами и завитками из мелких бриллиантов. Очень модны были броши в виде веточек с бриллиантами и горным хрусталем Современные мастера конца ХХ – начала XXI века не просто создают украшения, они стараются выявить скрытые возможности материала, который своим цветом, своей формой, рисунком выразит идею автора. Они совмещают, казалось бы, несовместимые материалы и придают брошам немыслимые формы.

История броши продолжает развиваться и дальше, нужно отметить, что в последнее время очень актуально носить брошь на шарфе, шапке, поясе, сумке, на ободке и т.д. Брошь можно прикрепить не только к платью или лацкану пиджака, но и к свитеру, майке, брюкам, юбке и т.п. Брошь можно использовать вместо верхней пуговицы жакета и кофты. С помощью броши можно интересно обыграть обычный шарф, превратив его в капюшон или палантин.

2.2. Знаменитые мастера ювелиры

Ювелиром Императорской короны по праву признан дом Фаберже, прославившийся задолго до известного ювелира Карла Фаберже. В прочем, его предки не остались в памяти, в отличие от Карла, создавшего в 1885 году по заказу Царя Александра III Пасхальное Яйцо, подаренное им его жене Императрице Марии Федоровне.

Аарон Баша покорил ювелирный мир своей необычностью, так называемым «впадением в детство». Этот ювелир сразил звезд и олигархов детскими башмачками , туфельками для золушки, божьими коровками, лошадками-качалками и другими «детскими» игрушками, выполненными из драгоценных металлов, камней и высококачественной цветной французской эмали. Каждая работа этого ювелира напоминает нам о детстве и благодаря ему, многие успешные люди теперь знают, что подарить своим детям, женам или подругам на рождение малыша.

2.3. Разнообразие видов и материалов брошей

Когда человечество, наконец, избавилось от необходимости использовать броши в качестве крепежа деталей одежды, броши стали использовать как милое украшение. Причем броши бывали настолько красивы и оригинальны, что их вполне можно зачислить в категорию произведений искусства.

В других странах, например, в Германии, так же любили и почитали броши. Известно, что в одном провинциальном музее хранятся броши, в которые вставлены головы мышей, змей, кур. А самые большие броши содержат в себе головы кошек и собак. Возможно, это обусловлено какими-то страшными событиями, происходившими более двухсот лет назад, но зрелище, надо сказать прямо, не для слабонервных.

Вспомним бутоньерки. Этому изобретению броши более двух тысяч лет. Считалось, что брошь в виде бутоньерки, приколотая к одежде, означала, что мужчина, увы, занят, и иметь виды на него не стоит. Сейчас броши – бутоньерки, непременная деталь на костюме жениха. Впрочем, любой, даже свободный мужчина вправе носить такие броши, желая просто украсить свой строгий костюм.

С середины 1970-х годов в производстве брошей используются совершенно новые материалы и техники, появляется новый художественный язык, броши стали разнообразнее, более изысканными, символичными, ироничными. Отсюда и стремление соединить, казалось бы, несоединимые материалы: драгоценные камни, дерево, каучук, простые и благородные металлы, керамику, ткани, ленты, пластик и др.

Поменялись в ХХ веке и традиционные представления о форме броши, ее применении. Кроме привычных брошей-булавок, застежек, брошей-подвесок появились броши-значки, броши-браслеты , броши на бусы и на сумку, на обувь и головные уборы. Современные броши несут не только утилитарную, но и исключительно эстетическую функцию.

2.4. Броши в современной моде

Интересный факт, что раньше броши носили не так как сейчас, тогда массивные броши обычно были на вороте, а небольшие на плече. Теперь для ношения брошки существует множество самых интересных мест, таких как сумки, брюки, пояса, куртки, шарфы, заколки, шапки, свадебные букеты, нижнее белье и.т.п. Однако же многие носят их и традиционными способами.

Один из самых старых аксессуаров, брошь может служить украшением вашего стиля долгие годы и никогда не выйдет из моды. Самими первыми решили представить брошь модный дом Шанель.

На показах модели были в юбках, которые были украшены брошками. Эту идею тут же подхватили остальные модельеры, и все чаще броши можно увидеть в коллекциях многих Модных Домов, в том числе Chanel, Giorgio Armani, John Galliano, Marc Jacobs, Nina Ricci и т.д. И теперь это прелестное украшения достаточно встретить на одежде звезд кино, музыкантов, певиц, светских львиц и др.

2.5. Общие правила ношения брошей

2. Броши, выполненные из текстиля, лучше крепить поближе к той части тела, которую вы хотели бы выделить (например, брошь на плече привлечет внимание к форме груди).

3. Следует иметь в виду, что брошь не должна сливаться с тканью вашей одежды, ведь в таком случае ее просто никто не заметит.

4. Нет смысла сочетать брошь с нарядом, где и так много ярких и блестящих деталей: брошь в таком ансамбле будет излишней. Есть свое правило сочетания брошей с другими украшениями. Так, не стоит дополнять свой образ бусами и другими броскими украшениями на шею, если вы собираетесь надевать брошь. Такое близкое соседство сделает ваш образ чрезмерно вычурным и даже вульгарным.

5. Помните, что наиболее выигрышно броши смотрятся на фоне простой, строгой, лаконичной одежды, делая наряд более стильным и подчеркивая вашу индивидуальность.

6. Одевайте броши мощных форм с женственными платьями и блузками, чтобы придать им яркости и стиля.

8. Не бойтесь одевать несколько брошек одновременно. Только помните о стиле: пластиковая брошка никак не сочетается с винтажной.

9. Брошь можно также использовать вместо верхней пуговицы жакета и кофты. С помощью броши можно интересно обыграть обычный шарф, превратив его в капюшон или палантин.

2.6. Модные брошки из бисера 2019

Бисер является доступным, красивым материалом для рукоделия. Разнообразие форм и цветов позволяет создать любые поделки из бисера , начиная от небольших простых украшений и заканчивая большими композициями. Сегодня на просторах интернета можно найти огромное количество схем для бисероплетения: деревья из бисера, игрушки из ткани и бисера, картины, брелоки, серьги и ожерелья, браслеты из бисера , различные схемы вышивки на одежде и разнообразные цветы из бисера и бусин. Имея начальные навыки плетения бисером можно создать удивительное украшение – брошь. Своими руками можно сделать брошь не только из бисера, а и из его разновидностей стекляруса, бусин, жемчужин. Плести изделие необходимо при помощи лески и специальных бисерных игл. Понадобятся застёжки-булавки для крепления изделия. И конечно, вам понадобятся схемы с подробными инструкциями, по которым вы с лёгкостью сделаете брошь. Бисер является доступным, красивым материалом для рукоделия. Разнообразие форм и цветов позволяет создать любые поделки из бисера, начиная от небольших простых украшений и заканчивая большими композициями. Сегодня на просторах интернета можно найти огромное количество схем для бисероплетения: деревья из бисера, игрушки из ткани и бисера, картины, брелоки, серьги и ожерелья, браслеты из бисера , различные схемы вышивки на одежде и разнообразные цветы из бисера и бусин. Имея начальные навыки плетения бисером можно создать удивительное украшение – брошь. Своими руками можно сделать брошь не только из бисера, а и из его разновидностей – стекляруса, бусин, жемчужин. Плести изделие необходимо при помощи лески и специальных бисерных игл. Понадобятся застёжки-булавки для крепления изделия. И конечно, вам понадобятся схемы с подробными инструкциями, по которым вы с лёгкостью сделаете брошь.

Модная брошь

символ года Свинья последний тренд 2019 года

Брошь — оригинальное украшение, которое переживает второе рождение и не оставит равнодушной ни одну модницу. Приблизительно в десятом веке нашей эры появились первые прототипы броши, они служили для скрепления плащей и накидок. Кроме того, они демонстрировали социальное происхождение их владельца. Со временем мастера научились делать их из золота и серебра, а украшать стали драгоценными камнями. На них стали изображать растительные орнаменты, животных, а также портреты и различные символы.

2.7. Исследования «Как носят броши наши современники»

Мною был проведен опрос девочек, девушек, женщин от 10 до 63 лет. В опросе приняли участие 35 человек. В результате выяснилось, что броши носят около 70 % опрошенных.

Респондентам были предложены следующие вопросы:

1. Как вас зовут, сколько вам лет?

2. Кто вы по профессии (учитесь в школе, кем и где работали в последнее время)?

3. Есть ли у вас броши, сколько их?

4. Любите ли вы носить броши?

5. Как и где вы носите броши (на шапочке, на платье или кофте, на шарфе, другое)?

6. Как часто вы носите броши (только на праздники, по настроению, почти каждый день)?

7. Какая брошь у вас самая любимая, за что вы так её любите?

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

1) В наши дни броши продолжают носить дамы всех возрастов.

2) 14 работников школы имеют от 1 до 6 брошей и с удовольствием их носят , 11 учениц школы тоже имеют в своем гардеробе брошки и только 10 опрошенных не имеют в своем гардеробе брошь.

3) 5 опрошенных признались, что они хотели бы иметь в своем гардеробе броши, но у них нет.

4) 92 % респондентов признались, что предпочитают носить броши на платье, кофте, кардигане.

5) 36 % респондентов надевают броши только по праздникам, 62 % надевают их по настроению, 8 % надевают броши почти каждый день.

6) Любимая брошь у большинства респондентов в форме цветка.

7) 38 % признались, что любят свою брошь за красоту и столько же – потому что это подарок.

II . Практическая часть

3.1. Выбор модели

Подбирая материал для работы, я обнаружила большое разнообразие брошей ручной работы, выполненные из разных материалов (ткань, кожа, шерсть, фоамиран), в том числе и выполненных из бисера. Некоторые из них послужили мне вдохновением при создании собственных брошей.

Читайте также: