История дерева из бисера

Обновлено: 14.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №55»

Дерево из бисера

Исполнитель: учащаяся 9А класса

Руководитель: учитель технологии

Размышленникова Татьяна Николаевна

Нижний Новгород, 2016 год

1.Подготовительный этап

1.1. Выбор темы и ее обоснование

1.2. Цели и задачи проекта

1.3.История бисера и бисероплетения

1.4.Требования к изделию

1.5.Идеи работы. Выбор лучше идеи

1.6.Выбор необходимого материала

1.7.Основные приемы бисероплетения

2.Технологический этап

2.1.Материалы, инструменты и приспособления

2.6. Рекламный материал

3.Заключительный этап

4. Библиографический список

1.Подготовительный этап

1.1.Выбор темы и её обоснование

Изделия из бисера во все века притягивали к себе восхищенные взоры. Женщины всегда стремились подчеркнуть свою индивидуальность с помощью красивых серег, колец, ожерелий. Также люди пытались украсить и свое жилище, придумывая всевозможные картины, фрески, статуэтки, панно и т.д. Для этого они использовали различные материалы: дерево, глину, ткань, металлы, стекло и еще множество других. Их цена менялась так же, как и уровень развития человечества. Одним из самых экономичных материалов в современном мире является бисер, он доступен практически всем. Чтобы изготавливать изделия из бисера не требуется специальная подготовка, а достаточно лишь фантазии. Конечно, для изготовления более сложных изделий стоит руководствоваться дополнительными источниками информации, пройти обучение.

Я увлекаюсь разными видами рукоделия: такими как тестопластика, вышивание, вязание, аппликация. Три года назад я познакомилась с бисероплетение м . Раньше я часто восхищалась красотой бисерных изделий, но не могла даже и подумать, что буду заниматься этим сама. Бисероплетение является довольно увлекательным занятием, однако оно не терпит суеты и излишней торопливости.

Особенно меня привлекает необычное великолепие деревьев из бисера. Испокон веков дерево считается символом самой жизни, долгой и цветущей. Посмотрев на них, чувствуешь, как по телу расплывается тепло, которое они излучают, испытываешь эстетическое наслаждение. По старинным поверьям каждое дерево обладает своими магическими свойствами, несёт в себе положительный энергетический заряд. Поэтому изготовив бисерное изделие, можно рассчитывать на положительное влияние данного предмета на того, кому оно послужит.

Поэтому в качестве объекта творческого проекта я выбираю выполнения дерева из бисера. Оно станет украшением интерьера моей комнаты.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель проекта: самостоятельно изготовить сувенир – дерево из бисера.

Задачи творческого проекта:

1. Познакомиться с историей появления бисера и бисероплетения.

2. Изучить виды бисера.

3. Рассмотреть различные виды работ из бисера.

4.С овершенствовать навыки и приемы работы с бисером, проволокой.

5. Расширить кругозор, улучшить эстетический вкус.

6. Развивать творческую инициативу, воображение, терпение, моторику.

1.3. История бисера и бисероплетения

Само слово «бисер» пришло к нам из арабского языка. Busra в переводе с арабского — стеклянный жемчуг, или стеклярус (ещё одно название бисера). Пройдя многие изменения в звучании бисер не потерял свою суть.

Бисер- мелкие стеклянные цветные зёрнышки, бусинки со сквозными отверстиями.В разных временных отрезках и географических точках планеты, бисер выполнял различные функции:

• являлся амулетом от сглаза, оберегом;

• иногда выступал в роли современного паспорта – подтверждал принадлежность владельца к тому или иному сословию (польский бисер);

• выступал в роли средств общения (любовное письмо, написанное с использованием бисера у народа банту);

• играл роль денег (как средство оплаты);

• применялся древними шаманами как инструмент их работы.

Первоначально в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зерна, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в украшения. Использовались даже маленькие кусочки сталактитов из сумрачных пещер.В то же время (приблизительно три тыс. лет до Рождества Христова) научились изготавливать бисер из обожженного песка с добавками жирной глины. Так, почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче.Бусы из стекла были так же излюбленным украшением русских красавиц от Москвы до Киева. На Руси существовало свое производство бисера, стеклянных бус это подтверждают археологические находки бус (их найдено около 26 тысяч на территории Древней Руси). Их производство началось в начале XI века, и достигло своего расцвета к середине XIII века. Центрами производства становились Новгород, Друцк, Москва, Гнездов и т. д. Бусы русского производства отличались от привозных техникой изготовления (использовалась техника накрутки и навивки), составом и цветом стекла. В XIX веке увлечение бисером стало популярным среди всех сословий: от крестьян до барских домов. Украшались практически все домашние предметы: кошельки, коробки, головные уборы, кисеты, карточные наборы, скатерти, подсвечники, альбомы, письменные принадлежности, посуда. Даже в смутные революционные времена интерес к этому искусству не угас. С начала 20 века бисер прочно утвердился в мире моды. Бисером и стеклярусом украшали платья, накидки, сумочки. В 60-е годы бисерные фенечки стали неотъемлемым атрибутом хиппующей молодежи.

И сейчас, уже в 21 веке, девушкам и женщинам по-прежнему хочется оставаться красивыми и изысканными. Поэтому современные мастерицы при помощи своих умелых рук и неисчерпаемой фантазии создают новые произведения бисерного искусства.

1.4.Требования к изделию

1. Работа должна быть красивой, аккуратной и вписываться в интерьер

2. Изделие должно быть достаточно большим (не более 30 сантиметров), но несложным.

3. Используемые материалы должны быть доступны, недорогими и с ними

легко было бы работать.

4. Изделие должно быть долговечным.

5. Возникающие дефекты должны быть устранены в процессе работы.

1.5.Идеи работы. Выбор лучшей идеи.

1 Модель
(береза)

Береза является символичным деревом и символизирует переход весны к лету, сделанная из зеленого бисера, тонкой
проволоки.

2 Модель
(инь-янь)

Это яркое и необычное украшение, символизирующее мужское и женское начало, сделанное из черного и белого бисера, тонкой проволоки

3 Модель
(Сакура)

Цветущий символ Японии, сакура из желтого, зеленого, розового бисера.

Вывод: и з приведенных примеров мне больше всего понравилась модель 1. Так как береза символизирует свет, сияние, чистоту, женственность. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой?

1.6.Выбор необходимого материала

В первую очередь это бисер. Необходимо внимательно подбирать материал. Стратегия «изведем ненужный бисер» экономна, но не гарантирует отличного результата и точной передачи цветов.

Трубочки из цветного стекла — изготовляются разных размеров, цветов, формы (в том числе витой и граненый). Главный размер стекляруса — его длина. Чаще всего стеклярус имеет острые края (хотя есть и стеклярус с оплавленными краями), поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям стекляруса можно помещать бисеринку (если, конечно, схема изделия позволяет).

2. Рубленный бисер

Действительно мелкий бисер, по размеру он примерно соответствует круглому бисеру № 11/0. Бисеринки имеют форму коротких трубочек с широким отверстием и тонкими стенками.

3. Круглый бисер



Круглый бисер является наиболее популярным, т.к бусины классической формы подходят для большинства украшений и вышивки. Так же из этого бисера можно сделать различные сувениры, цветы, игрушки

С егодня бисер делают из: пластмассы, кости или стекла. Чтобы композиция в конечном итоге радовала глаз лучше приобрести бисер, который сделан из стекла. Если сравнивать ценовую политику, то такой вид самый дорогой. Но он самый долговечный. Весь бисер, находящийся в одной пачке должен быть с виду одинаковым. Если взять его в руки, то на коже не должно оставаться следов от краски. Для того чтобы сделать дерево возьмём непрозрачный перламутровый бисер средних размеров круглой формы.
Проволоку для каркаса нужно взять достаточно толстую, чтобы она выдерживала вес бисера. Лучше остановиться на медной диаметром 1,5 мм. Она точно сможет выдержать вес веток.

Для плетения листочков дерева лучше подойдет медная проволоки диаметром 0,4 мм.

Что касается всего остального, то здесь особых рекомендаций нет. Поэтому ориентироваться можно исключительно на свой вкус.

1.7.Основные приемы бисероплетения

Давайте рассмотрим основные приемы техники плетения из бисера на проволоке, которые позволят сделать практически любое изделие.

-техника параллельного плетения, выполняется чаще всего на проволоке, работа проводится обоими концами проволоки, навстречу друг другу, в каждом ряду . Используется для изготовления листьев и лепестков для цветов из бисера, а так же элементов различных объемных бисерных фигур.

-плетение дугами на проволоке: используются при изготовлении цветов и деревьев из бисера и позволяет сделать лепестки и листики различной формы.

-параллельное плетение, самая распространенная техника плетения, позволяет изготовить простейшие лепестки и листики.

-круговая (Французская техника). Эта техника особенно эффективна для лепестков и листьев большого размера.

-плетение « скрутка ». Способ прост, но позволяет выполнить множество разнообразных изделий. Он хорош еще тем, что для работы пригодится некондиционный, отбракованный бисер.

-способ плетения «низание петлями по кругу» самый простой способ бисероплетения.

-способ плетения « скрещенные оси». Благодаря этому способу можно создать изделие круглой формы или в виде воронки.

Вывод: я решила, что самым удобным приемом бисероплетения для моего изделия является прием « скрутка».

2.Технологический этап

2.1.М атериалы, инструменты и приспособления

1. Бисер непрозрачный зеленого цвета.

2. Специальная проволока, используемая в бисероплетении диаметром 0,4мм .

3. Проволока из меди для плетения ствола березки (тольщиной-1,5мм)

4. Нитки зеленые мулине.

5. Акриловые краски белого и черного цвета.

6. Клей ПВА 150г.

7. Небольшой кусок гипсокартона, который впоследствии станет подставкой для дерева.

9. Кусачки для нарезки проволоки.

10. Пинцет, с помощью которого можно закрутить проволоку, придать ей нужную форму, поймать ускользающий конец.

2.2.Техника безопасности

При работе с ножницами:

1.Хранить ножницы в определенном месте.

2.Класть их сомкнутыми концами от себя.

3.Передавать ножницы друг другу ручками (кольцами) вперёд.

4.По окончании работы убрать ножницы в отведённое для хранения место.

5.Привести в порядок рабочее место.

При работе с проволокой:

1.В процессе отрезания не разрешается держать проволоку на уровне лица.

2.Во избежание ранения рук необходимо правильно хранить проволоку на

катушке, следить за тем, чтобы она была ровно накручена.

Опасности в работе:

1.Повреждение пальцев иглой

2.Травма руки ножницами

Что нужно сделать до начала работы:

1.Чтобы было удобно работать, необходимо, чтобы рабочее место было освещено, длинные волосы (если таковые имеются) были убраны в назад, все необходимое было под рукой, а ненужное было убрано с рабочего места.

2.Посчитать количество иголок и булавок в игольнице.

3.Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

Что нужно делать во время работы:

1.Быть внимательной к работе

2.Вкалывать иглы и булавка только в игольницу

3.Иглу не бросать, а класть в специально от веденную для этого коробку, класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя

4.После работы с гипсом, руки необходимо тщательно вымыть под струей теплой воды.

Что нужно сделать по окончании работы:

1.Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы

2. Убрать рабочее место.

Правильная посадка во время работы

1.Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.

2.Свет должен падать слева или спереди.

3.Нельзя опираться грудью на стол.

4.Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.

5.Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.

6.В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

2.3.Технологическая карта

Последовательность выполнения работ

Материалы, инструменты и приспособления

Берем проволоку длинной примерно 30-40 см (для каждой веточки берем разную длину, ведь ветви должны отличаться по размеру – так будет реалистичнее). Поэтому для первой ветки возьмем проволоку в 40 см и нанизываем на нее 8 бисерин, сгибаем в петельку и скручиваем примерно в 6-7 оборотов.




Бисер непрозрачный зеленого цвета, специальная проволока, используемая в бисероплетении диаметром 0,4 мм

Снова нанизываем 8 бисерин на один из кончиков лески, и опять скручиваем, соединяя с другим кончиком:

Бисер непрозрачный зеленого цвета, специальная проволока, используемая в бисероплетении диаметром 0,4 мм

Делаем точно так же на другом конце проволоки, и продолжаем до тех пор, пока не получим нужное число листиков, или пока не закончится проволока.



Специальная проволока, используемая в бисероплетении диаметром 0,4 мм

Начинаем скручивать веточки березы в более крупные. Нужно из трех одинарных веточек скрутить одну тройную, и так со всеми 33 веточками:



Специальная проволока, используемая в бисероплетении диаметром 0,4 мм

Теперь формируем будущую верхушку кроны нашей березки, для этого нужно взять три тройных веточки и скрутить их вместе:



Специальная проволока, используемая в бисероплетении диаметром 0,4 мм

Далее формируем ствол березки. Для этого нам понадобится толстая медная проволока. Его нужно сложить пополам, как на фото, и прикрутить к концам проволоки веток:



Проволка из меди для плетения ствола березки

Затем медная проволока скручивается, и мы получаем основу ствола:



Проволока из меди для плетения ствола березки

У нас еще остались тройные веточки. Берем одну из них и прикручиваем к ней медную проволоку, а затем приматываем к стволу (поближе к верхушке, чтоб дерево не было куцым).


Проволока из меди для плетения ствола березки

Плетем еще одну верхушку из трех тройных веток и закрепляем ее чуть ниже первой верхушки:


Проволока из меди для плетения ствола березки

Теперь нам необходимо скрутить ветку из 5 одинарных веточек – она крепится к стволу пониже. Чем остальные ветви:


Проволока из меди для плетения ствола березки

Все оставшиеся веточки так же сплетаются по 5 штук и крепятся к стволу.


Проволока из меди для плетения ствола березки

Берем зеленые нитки мулине, и наматываем на проволоку ствола и веток, предварительно промазанных клеем ПВА. Обматывать нужно плотно, без зазоров


Нитки зеленого цвета мулине, клей ПВА

Готовим подставку для березки. Берем гипсокартон и вырезаем из него кусок по нужной форме. Грунтуем, наносим на подставку гипс и сажаем березку в него.


Гипс, гипсокартон, грунт

Смешиваем гипс с клеем ПВА в соотношении 1:1, добавляем чуть-чуть воды, и получившимся раствором обмазываем ствол дерева, стараясь придать ему более натуральный вид.


Клей ПВА, вода, гипс

После того, как раствор застынет , наносим тонкий слой черной краски, а после него – тонкий слой белой краски.


Акриловые краски черного и белого цвета, кисточка

Как только краска высохнет, обмазываем подставку слоем клея ПВА и на него насыпаем зеленый бисер – таким образом, мы получаем травку у корней березы.

Цель занятия: изготовление дерева из бисера и проволоки.

  1. Сформировать знания о технике плетения дерева из бисера;
  2. Ознакомить детей с историей бисера, с инструментами и материалами, необходимыми для изготовления дерева из бисера;
  3. Развить познавательный интерес, внимание, творческое, образное мышление фантазию;
  4. Воспитывать интерес к работе с бисером, усидчивость, эстетический вкус.
  5. Формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству.

Материалы и оборудование : образцы, бисер, проволока, инструкционные карты, ножницы, салфетки, иллюстрации, баночки, гипс, клей ПВА, пряжа.

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности детей к занятию.
  2. Постановка целей и задач занятия.

II. Работа над темой занятия.

Изготовление украшений из бисера — очень древнее искусство. Оно зародилось еще до принятия христианства в IV в. до н. э. Первое упоминание о бисере было зафиксировано в древнеегипетских памятниках. Именно здесь, в Древнем Египте, были сделаны первые попытки изготовления изделий из непрозрачного стекла. В то время бисер имел вид крупных матовых бусин, похожих на жемчужины. Они так и назывались — фальшивый жемчуг по-арабски «бусра» или «бусер».

Когда римляне завоевали Египет, они не только переняли у египтян секреты получения стекла, но и освоили новое для них искусство бисероплетения. Апогей производства и использования бисера приходится на X век, когда творили знаменитые византийские мастера. Техника и особенности создания стеклянных бусинок всячески скрывались. Тем, кто осмеливался передать секрет производства бисера, грозила смерть. Венеция - центр бисерного производства. В течение многих лет единственными производителями качественного бисера оставались венецианцы.

Попытки мастеров в других европейских странах наладить у себя производство бисера заканчивались неудачей. Такое положение продолжалось до XVIII в., когда мастерам из Тюрингии (Германия) удалось постигнуть секреты венецианских коллег. Затем удача улыбнулась мастерам из Богемии, (Чехия) которым удалось не только получить бисер, сравнимый по качеству с венецианским, но даже привнести ряд новшеств. Благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских ребят за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 г. на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла.

Народности Приамурья в качестве бус первоначально использовали обработанные рыбьи позвонки. Экспонат Амурского краеведческого музея

С середины XIX нанайские женщины начали носить металлические украшения: серьги. Серьга состояла из серебряного кольца, на отогнутый конец которого нанизывалась продолговатая бусина, а затем круглая бусинка.

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры малочисленных народов севера.

Познакомившись с историей бисера, давайте теперь узнаем какие материалы, и инструменты нам понадобятся на занятии.

Для работы нам понадобится бисер или стеклярус, проволока для плетения, ножницы, салфетки.

Бисером называют небольшие стеклянные, металлические или пластмассовые шарики со сквозным отверстием. Форма бисера может быть различной: овальной, круглой, цилиндрической, с гранями.

Рубкой называют бисеринки цилиндрической формы длина и ширина, которых равны.

Очень увлекательное и интересное занятие – изготовление дерева из бисера. Таким деревом можно украсить дом, подарить друзьям или родным. Бисерное деревце можно сделать из камней, бусинок, бисеринок, монеток и других подобных материалов. Цветовая гамма может быть разнообразной. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления бисерного дерева могут быть самые разнообразные. Сегодня я предлагаю изготовить дерево, используя петельное плетение, т.е. технологии изготовления петелек. Очень часто такая техника используется для изготовления веточек бисерных деревьев. Это самая простая и очень распространенная техника.

Петельное плетение - самая простая и легкая для начинающих техника плетения бисером.

Для поделок в этой технике потребуется бисер и проволока.

Рассмотрим петельную технику на примере изготовления небольшого деревца.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте вспомним правила техники безопасной работы с ножницами:

  • Осторожное обращение с ножницами: ножницы кладут на стол, сомкнув лезвия и кольцами к себе;
  • Во время работы не отвлекаться, не мешать соседу;
  • Передавать ножницы сомкнутыми, кольцами от себя;
  • Сообщать педагогу о всех неполадках и проблемах.

III. Практическая работа.

1. Вначале нанизываем на проволоку нужное для данного элемента поделки количество бисеринок и сгибаем проволоку с нанизанным на нее бисером в форме петельки.

2. Одной рукой прижимаем бисеринки друг к другу в нижней части петли, чтобы они не слетели с проволоки, а другой рукой скручиваем друг с другом концы проволоки под петелькой.Скручиваем проволоку у его основания два-три раза.

3. Далее пропускаем 0,5 см проволоки, опять отделяем 5-7 бисеринок и закручиваем два раза и т.д. На ветке можно сделать от 10 до 17 маленьких листиков

4. Оставляем 5-10 см свободной проволоки. Отрезаем проволочную заготовку с листиками. Делим пополам получившуюся веточку, оставляем один (средний) листик вверху и аккуратно скручиваем половинки. Листики располагаются примерно один напротив другого. Не стоит добиваться строгой симметрии – придадим веточке естественный вид

5. Делаем таких веточек минимум 6-7штук.

6. Можно соединить эти веточки между собой по три, по четыре и т.д. А можно прикрепить сразу же к стебельку. Для стебля можно использовать проволоку большим диаметром или тонкие веточки деревьев.

7. Составляем композицию, получаем деревце или кустик. Можно обернуть стебель клейкой бумажной лентой для искусственных цветов, чтобы замаскировать места проволочных соединений.

8. Нижний край – корни дерева – мы закручиваем так, чтобы они легко помещались в вазочку. Сразу можно отрегулировать высоту деревца.

9. Разводим гипс или алебастр водой и наливаем его в подготовленную вазочку (керамический горшочек).

10. Устанавливаем деревце. Придерживая его, ждём, пока гипс или алебастр не затвердеет.

11. Наливаем сверху немного клея ПВА и засыпаем бисером, бусинками, камешками, мхом и т.д.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Дерево из бисера»

Выполнила: ученица 7 класса

Чебыкина Полина

Руководитель: учитель технологии

С.Н. Овчинникова

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.Обоснование возникшей проблемы и потребности.

2. Схема обдумывания.

3. Выявление основных параметров и ограничений.

4. Теоретические сведения.

5. История и современность.

7. Эскизная проработка базового варианта.

8. Требования к изделию.

9. Дизайн – спецификация.

10. Инструменты и оборудование.

12. Правила безопасности во время работы.

13. Санитарно – гигиенические требования.

14. Технология изготовления.

15. Контроль качества.

16. Экологическое обоснование.

17. Экономическое обоснование.

20. Словарь терминов.

21. Используемая литература.

ОБОСНОВАНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ И ЕЁ ПОТРЕБНОСТИ

На кружке «Рукоделия», который посещаю в школе№6 я многому научилась. Особенно заинтересовало искусство плетения бисером. Выполнив несложные фигурки, мне захотелось попробовать выполнить что-то более сложное и красивое. Учитель посоветовал изготовить деревце, которое стало бы оригинальным, индивидуальным украшением дома .

Цель проекта: Выполнить дерево из бисера.

Задачи проекта:

1. Точно и четко выполнить технологические операции по созданию дерева из бисера;

2. Усвоить приобретенные знания;

3. Совершенствовать свои возможности в области бисероплетения;

4. Разработать и оформить творческий проект.

СХЕМА ОБДУМЫВАНИЯ

КОНСТРУИРОВАНИЕ

ИСТОРИЧЕС-КАЯ СПРАВКА




ПОТРЕБНОСТЬ

ОХРАНА ТРУДА







ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ



ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМА,

ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАЗМЕРЫ

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ

Изделие должно отвечать следующим

1. Изделие из бисера должно быть выполнено аккуратно;

2. Дерево из бисера должно быть выполнено из экологически чистых материалов;

3.Проект должен быть выполнен из доступных материалов;

4. Работа должна быть нужной;

5. Изделие должно быть выполнено с соблюдением техники безопасности;

6. Дерево должно быть эстетически оформлено;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Процесс выполнения изделия из бисера состоит из следующих этапов:

- подбор материала и подготовка его к работе;

- выбор техники плетения;

- придание форм отдельным деталям;


ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

История плетения из бисера насчитывает не одно тысяче­летие. Его родиной считают Египет, где задолго до нашей эры начали плести различные украшения из кристаллов не­прозрачного стекла, проделывая в них отверстия. Получив­шиеся маленькие бусинки нанизывали на волос или твердую нить, пропитанную воском. Затем искусство плетения укра­шений из стекла переходит в Европу, где в эпоху расцвета Римской Империи оно совершенствуется: чем меньше вели­чина бусинки, тем искуснее плетение, тем большую ценность имели изделия.

Впрочем, искусство низания бусинок было известно с древнейших времен и в других странах. Например, на Руси украшения из бисера носили еще задолго до нашей эры.

Бисер популярен у многих народов Ближнего и Дальнего Востока, Америки, Индии, Африки, островов Тихого и Ат­лантического океанов. И у всех народов украшения различа­ются по функциям, орнаменту, использованию определен­ных цветов, их соединению, композиции, форме, названи­ям. Так, например, у народов Америки это так называемые вампумы (нитки с нанизанными на них раковинами), пове­ствующие об определенных событиях в жизни индейца; у африканских племен — чале, содержащие информацию о социальном положении человека, носящего их.

У народов Европы бисерные украшения различаются не только по функции, но и по способу плетения. У украинцевбисерное ожерелье называется герданой или сылянкой. У белорусов это же украшение именуется горлянкой и пляцен-кой, а у русских это — гайтаны, цепочки и ожерелки.
Носили их тоже по-разному: одно или несколько украше­ний, в праздничные дни или в будни, при рождении или после смерти — во время обряжания покойного. У многих народов разные бисерные украшения носили в зависимости от возраста: в младенчестве — одни, в молодости — другие, в зрелые годы — третьи. А у народов островов Тихого океана бисерные украшения даже служили эквивалентом денег.

С XIV века в православной церкви, а позже и в католи­ческой, стали украшать предметы богослужения бисером. А с XV века бисерная вышивка стала использоваться для укра­шения нарядов и предметов быта в аристократических кру­гах.

Практически в это же время русские мастерицы начали включать венецианский и богемский бисер в вышивку золо­том, используя драгоценные камни и речной жемчуг, кото­рый был очень широко распространен на Руси. Даже зажи­точные крестьянки делали себе бисерные и жемчужные ко­кошники, при этом техника низания зависела исключительно от фантазии и прихотей самой мастерицы. Иногда украшения ткали на специальном станке — при этом количество нитей доходило до 30. В зависимости от настроения, социального положения (хорошие сорта бисера стоили весьма дорого) искусницы создавали красочные узо­ры, которые соединяли в себе геометрические орнаменты, изображения растений, и животных. Из-под их рук выходи­ли самые разнообразные украшения: серьги, браслеты, перст­ни, бусы, ожерелья, пояса, косники и косоплеты (бисерные ленты, вплетаемые в косы).

А между тем подлинного расцвета искусство бисероплетения на Руси достигло к лишь концу XIX века. Его раз­витие, как и многое другое, было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Стараясь насадить свои традиции, монголы разрушали культурные центры русичей. Нетронуты­ми остались только северные земли и Новгородские. Именноздесь сохранились небольшие островки рукоделия: вязание крючком и на спицах, мозаика на воске, плетение кружев, низание и, конечно же, вышивка.
Особенно популярными в середине прошлого века были ажурные бисерные воротнички. В различных губерниях их называли по-разному: подгорлок, сетка, ошейник (сейчас это слово приобрело, конечно, совершенно иной смысл). Поя­вились они из-за консервативных взглядов на одежду: на рубахах по европейской моде начали делать глубокий вырез, а открывшуюся часть шеи и груди нужно было чем-то при­крыть. Для этого стали плести что-то вроде сетки из мелкого бисера и жемчуга с подвесками разной длины. Делался он таким же узором, как и налобник, который крепился к го­ловному убору и спускался иногда даже ниже бровей. А сза­ди кокошник украшался позатыленем — бисерной сеткой в форме прямоугольника с разноцветным орнаментом.

Вышивкой из бисера украшали и предметы домашнего обихода: кошельки, сумочки, скаиерти, подушки, мужскую одежду (пояса, подтяжки), женские костюмы. XIX век был золотым веком русского бисера.

В XX веке бисер в основном используется только для ук­рашения женских туалетов. Интерес к бисеру и изделиям из него вспыхивает вновь с появлением культуры хиппи.

В наши дни искусство плетения, тканья, низания из бисе­ра возрождается в мастерских художников, современные мо­дельеры используют бисер и стеклярус для украшения одеж­ды и аксессуаров .

Деревья из бисера пользуются спросом среди рукодельниц, поэтому у каждой в коллекции есть хотя бы одна такая поделка. Существует большое количество схем и мастер-классов, используя которые даже новичкам под силу создать своими руками прекрасную березку, яблоню, сакуру или любое другое дерево.

Значение и история возникновения бисерных деревьев

Красивые деревья из бисера пришли к нам с Востока, зародившись в древнем Китае. Философы говорят о том, что бонсай отождествляет течение жизни, в котором можно найти гармонию и бессмертие.

Идея создания мини-деревьев созрела тогда, когда один император возжелал получить уменьшенную копию своей империи, чтобы любоваться этой красотой в любое время.

Деревце из бисера, созданное своими руками, соответствует философии восточного долголетия, ведь мастерица вкладывает в свою поделку положительные эмоции, собственную энергетику и часть души.

Среди рукодельниц пользуются спросом деревья из бисера

Стили искусства

Бонсай – это искусство, в котором сочетаются идеи, взятые из природы и мастерство человека.

  • Классический – в его основе дерево с прямым стволом, которое имеет толстые боковые ветви, уменьшающиеся к верхушке. Стиль отождествляет гордость одиночества и несгибаемую силу.
  • Каскад – ствол, наклоненный близко к подставке, очень красиво выглядит в том случае, если контейнер будет глубоким, а верхушка – иметь наклон ниже краев. Подойдет для изготовления можжевельника, азалии.
  • Полукаскад – в природе такие деревья произрастают на склонах гор, ветви должны располагаться горизонтально относительно поверхности. Стиль используют для создания кизильника, сосен или плюща.
  • Наклоненное дерево имеет ствол разной толщины, наклоненный в одну сторону. Ветви расположены равномерно, чаще всего имеет открытую корневую систему. Стиль символизирует сопротивление проблемам и любовь к жизни. Подходит для создания кленов, дубов или березы.

Дерево бонсай

  • Два ствола – от одного корня идут два ствола, чаще всего один более толстый, ветви располагаются равномерно. Применяется для формирования березы либо сосны.
  • Стволы-близнецы – данное направление похоже на предыдущее. Разница заключается в том, что стволы должны располагается очень близко друг к другу, чтобы было ощущения одного корня. Стиль отождествляет связь между поколениями.
  • Метлообразное – имеет невысокий и прямой ствол, крона напоминает веер, ветви расходятся равномерно; символизирует постоянство и спокойствие. Не подходит только для березы и для дуба.
  • Изогнутое – для такой поделки характерно уменьшение количества изгибов стволовой части к верхушке. Корни открыты, по ширине крона не должна быть больше ширины контейнера. В таком стиле вы можете сформировать клен, сосну или дуб.

Не ограничивайте себя в экспериментах при плетении новых деревьев из бисера, смешивайте стили и техники, смотрите вдохновляющие фото, тогда результат обрадует вас и ваших близких.

Популярные виды деревьев

Среди рукодельниц популярны такие виды деревьев:

    создается в любом из стилей, в качестве декора применяются монетки с отверстиями, вместо них можно использовать фисташки, окрашенные серебристым цветом. состоит из желтых и зеленых веточек, которые делают из бисера или стекляруса. Такое изделие станет замечательным подарком.

Дерево мимоза

    . Цветки состоят из пяти лепестков, по верованиям японцев, каждый их них символизирует любовь, здоровье, мир, радость и процветание. Такая поделка подойдет в качестве украшения интерьера. Для его изготовления используют петельный или французский способ плетения.

Дерево сакура

    можно изготовить не только из бисера, но и использовать палетки, камни или бусины. Особенно красиво будет выглядеть применение большого количества оттенков зеленого цвета, это создаст ощущение реалистичности.
    создается из двух, сплетенных между собой. Классический вариант цветовой гаммы – черно-белая, также вы можете выбрать оттенки по своему усмотрению. В некоторых случаях для отделки ствола не используется гипс, его просто плотно обматывают шелковыми нитями нужных цветов. Подставку украшают бисером, также по желанию рисуют символ «Инь Янь», на который с помощью клея ПВА наносятся бисеринки белого и черного цветов.

Дерево Инь-Янь

    – процесс бисероплетения такого деревца происходит в круговой или петельной технике, вместо плодов используют крупные бусинки или холодный фарфор.

Дерево яблоня

    создается в петельной технике, вместо ягодок – к веточкам добавляют красные бисеринки или бусинки. – для пышной кроны понадобится не менее 300 ветвей, которые создаются путем нанизывания бисеринок и прокручивания их по одной в ряд.

Дерево плакучая ива

    – используется бисер фиолетовых, розовых, зеленых и желтых оттенков. Такое дерево очень красивое, ветви создаются в петельной технике. Чем больше вы сформируете веточек, тем прекрасней будет поделка.
  • Альбиция – ее листья напоминают ажурный папоротник, цветение – нежно-розового оттенка, который постепенно переходит в белый. Создать такой бонсай своими руками сможет даже новичок. – ветви осеннего деревца состоят из девяти листочков и грозди, для которой необходимо подобрать бисер, по цвету максимально напоминающий ягодку.
  1. Хвойные деревья плетутся игольчатым способом, вместо бисеринок рекомендуется использовать стеклярус.
  2. Сирень – для такого бонсая понадобится как минимум 300 маленьких листочков и около 20 гроздей фиолетового оттенка.

Каждое из деревьев имеет особое значение, но, кроме глубокого смысла, оно несет в себе красоту и позитив.

Дерево глициния

Нужные материалы и инструменты

Для создания деревьев понадобится практически одинаковый набор материалов и инструментов:

  • бисер – рекомендуется использовать бисер японских или чешских производителей, имеющий одинаковый калибр и богатую цветовую палитру;
  • бусинки разных цветов применяют для декорирования серединки цветка, также используются в качестве ягодок для вишни;
  • тонкая проволока (диаметр 0,3-04 мм) применяется для формирования ветвей, цветов;
  • толстая проволока (диаметр 1,2 мм, 3,5 мм) – для формирования ствола;
  • монетки – понадобятся для декорирования денежного дерева, лучше использовать декоративные с отверстиями;
  • камушки для декора – позволяют украсить гипсовую подставку, придают композиции завершенный вид;
  • основа, куда встанет дерево – глиняный поддон, неглубокая вазочка, горшок, деревянная подставка и т. д.;
  • гипс или алебастр – раствор на основе гипса и воды позволяет закрепить поделку в подставке и сформировать фактуру ствола;
  • краска – пригодится для прокрашивания дерева, может понадобиться белый, черный, коричневый цвет;
  • кисточка (жесткая для создания фактуры и мягкая для нанесения краски);
  • кусачки для отрезания проволоки нужной длины.

Также вы можете использовать круглогубцы для формирования петель.

Создание дерева

Основы работы с проволокой

При работе с проволокой, необходимо проявлять аккуратность и терпение, чтобы поделка выглядела эстетично. В процессе бисероплетения проволока не должна запутываться и образовывать узелки.

Заготовка. Изучив схему бисероплетения, подготовьте необходимое количество проволочных отрезков, из которых будут создаваться основные элементы. Для отрезания лучше использовать кусачки, ведь диаметр проволоки может быть разным.

Добавление и скручивание. Самая простая техника изготовления листиков – скручивание. Для этого следует лишь нанизать нужное количество бисеринок на проволоку и скрутить их в петельку несколько раз.

Заготовка дерева

Чтобы закрепить и спрятать проволоку, необходимо:

  • продеть каждый из концов проволоки через предпоследний ряд или последние бисеринки, делая это в том направлении, в котором осуществлялось бисероплетение;
  • для более надежной фиксации проденьте проволочку насквозь объемной фигурки, обрезая излишки в месте выхода.

Если вы используете для поделки большое количество проволоки, для упрощения работы отрезки, которые сейчас не нужны для плетения, лучше смотать в пучок.

Общий порядок формирования

Нужно учитывать, что каждое из деревьев из бисера – особенное, поэтому единого мастер-класса и схемы по бисероплетению не существует. Для начала стоит просмотреть фото деревьев из бисера, чтобы вдохновится на создание собственного шедевра.

1.Веточки из бисера плетутся таким образом: на проволоку следует нанизать необходимое количество бисеринок. Далее следует сдвинуть их на середину, сформировав петельку, скручивая проволоку у основания 5-10 раз.

Следующим этапом создания дерева из бисера своими руками пошагово будет повторение этих действий на каждом из концов проволочки, отступая от петельки с бисером примерно один сантиметр. Так мы формируем ветви с лепестками.

Если вы хотите делать пышные деревья из бисера, необходимо соорудить 60-120 ветвей.

Существуют различные схемы плетения, используя которые вы сможете создать уникальную поделку своими руками.

2. Листочки. Самая простая техника, используемая для плетения листочков дерева из бисера для начинающих, – петельная. В этом случае ветка будет состоять из определенного количества петелек с равным количеством бисера, которые располагаются вдоль основания. С такой техникой справится даже начинающая рукодельница.

Веточки с большим количеством листочков подходят для создания таких деревьев, как сирень или глициния. Способ плетения в данном варианте – перекрещенные петельки или шарики.

Также для формирования листиков применяют параллельную технику бисероплетения. Такие элементы используются для создания яблони, березы, тополя и других.

3. Цветки. Цветущие деревья из бисера выглядят особенно эффектно. Используя пошаговую фото-инструкцию, вы сможете сплести нежно-розовые цветки для сакуры.

Создание цветов для дерева

4. Гроздья формируются путем соединения веточек. Приматывать их можно прочной нитью или тонкой проволокой. Есть два способа по изготовлению гроздей: их объединяют в пышную крону или делают отдельные боковые стволы.

5. Ствол. Для него обязательно понадобится держатель, который необходимо будет поместить между ветвей. Это может быть прочный металлический стержень, который добавит дереву надежности. В процессе работы используется раствор гипса, флористическая лента и проволока разного диаметра. Следите за тем, чтобы основание было максимально похожее на натуральный ствол изготовляемого дерева по толщине и фактуре.

Соблюдая пропорции построения, вы сможете изготовить поделку, похожую на шедевр, созданный природой.

Подготовка подставки

Для того чтобы дерево хорошо держалось, используйте подставку глубиной не менее 2 см. Далее необходимо приготовить раствор из гипса и воды, которым следует залить формочку, предварительно вставив в нее нашу поделку. Прежде чем приступить к декорированию, ждем полного высыхания (не менее трех часов).

Покраска и декорирование

В зависимости от разновидности дерева, подбираем акриловую краску нужного цвета и прокрашиваем ее ствол и ветви. Чаще всего используется коричневый цвет, если речь идет не о березе или дереве в стиле «Инь Янь». Фактуру дерева создают с помощью сухой жесткой кисти.

В качестве декоративных материалов рукодельницы применяют искусственный мох и гравий, песок, серебристые или золотистые монетки. Используйте для своих поделок только качественные материалы, тогда они будут радовать вас и ваших близких еще долгое время.

Заканчиваем оформление покрытием поделки акриловым глянцевым или матовым лаком.

Советы профессионалов

Начинающим рукодельницам, которые хотят создавать бисерные деревья, рекомендуется внимательно изучать окружающий мир – смотреть, как на конкретном дереве размещаются листики, как изгибается ствол, в каком виде представлена крона. Также стоит научиться читать схемы, чтобы применять разные техники бисероплетения в одном изделии. Черпая вдохновение из природы, вы сможете создать маленький шедевр своими руками.

Плетение из бисера — одно из самых любимых в наше время видов декоративно-прикладного искусства, увлекающего тысячи женщин и молодых девушек. Оно развивалось еще с древних веков в разных регионах земного шара, от Китая до Африки, поэтому почти в каждой культуре есть определенные специфические традиции и технологии плетения из бисера.

Зачем из бисера плести модельки деревьев?

Создание разнообразных украшений и бижутерии из бусин, стекляруса и других материалов, а также плетение из бисера деревьев, цветов, животных и других сувениров доставляет огромную радость и наслаждение многим рукодельницам. Бисероплетение позволяет эффективно избавиться от стрессов и негативных эмоций, позабыть о домашних заботах и хлопотах, расслабиться, дать волю позитивным мыслям и творческому полету фантазии.

Природные мотивы всегда были, есть и будут популярными в рукоделии, будь то вязание крючком или спицами, вышивка или плетение из бисера. Поэтому рукодельницы, увлекающиеся плетением и вышивкой бисером, довольно часто обращаются непосредственно к цветочным или растительным мотивам. Особенно часто используют разные цветы, прекрасно смотрящиеся и в домашнем интерьере, и как элемент нательных украшений.

Зачем из бисера плести модельки деревьев?

Совместно с тем, плетение из бисера деревьев тоже весьма распространено, и создание плоских или пространственных фигурок различных деревьев считают одним из самых интересных видов этого искусства. В последнее время стало модным дарить друг другу декоративные пальмы, монетные деревца и другие декоративные растения, символизирующие хорошие перемены в жизни людей. Фото: Depositphotos

Интересно, что среди современных мастериц по плетению из бисера существует определенная мода на вязание тех либо иных деревьев. К примеру, можно найти огромное множество схем уже упомянутого монетного дерева, по преданиям приносящего богатство, поэтому его считают прекрасным подарком на юбилей либо на день рождения.

Другой любимый и имеющий спрос тип дерева из бисера, конечно, знакомая всем нам с детства новогодняя елочка. Весьма популярны в рамках плетения бисером цветочные деревья: японская сакура, вишня, барбарис, персиковое дерево. Российские рукодельницы с удовольствием создают такие главные в нашей культуре деревья, как рябина, каштан, ракита, шелковица, ива, жимолость, яблоня.

Зачем из бисера плести модельки деревьев?

Основным отличием плетения деревьев из бисера является отсутствие какого-то конкретного узора или симметричного порядка работы над изделием, присутствующего, к примеру, в работе над цветами. Поэтому при работе над различными видами деревьев или веток деревьев необходимо строго следовать схеме и следить за тем, чтобы сохранялся природный вид дерева. Фото: Depositphotos

Естественно, при работе над объемными деревьями рукодельницы должны применять только проволоку, помогающую создавать форму и держать веточки, цветы и листочки в нужном порядке.

Плетение деревьев из бисера может стать настоящим увлечением для тех, кто искренне любит русскую природу и восхищается ее богатствами, а также для любителей спокойной скрупулезной работы в свободное от других трудов время.

Читайте также: