Из чего делают бисер

Обновлено: 26.04.2024

Бисероплетение – одна из интересных разновидностей рукоделия. Мастера изготавливают красочные плоские картины и объемные изделия, которые послужат украшением интерьера, стильными аксессуарами, отличным подарком. Число увлеченных поклонников этого занятия постоянно растет. Тем, кто делает только первые шаги, нужны знания об инструментах и материалах, которые используются в процессе работы, их применении и особенностях.

Бисероплетение и бисер

Бисероплетением называют нанизывание на основу (тонкую нить, леску, проволоку) бисера различного вида. Естественно, основным материалом для этого занятия становится бисер.

Бисер — это небольшие по размеру шарики из различных материалов (сегодня, чаще всего – пластика и стекла) с отверстием для нанизывания на основу.

Главные его характеристики:

Размер

О размере бисера говорит его номер. При этом с возрастанием номера диаметр уменьшается. Всего используется 8 ходовых размеров. Каждый из них показывает, сколько бисерин укладывается на линейном отрезке длиной 1 дюйм. Так, для бисера с номером 6/0 в 1 дюйм входит всего 6 бусинок, а для 15/0 – 15 шт.

Однако каждый из производителей использует собственную нумерацию, которая может быть трехзначной или пятизначной. Различается она и для различных стран производителей, например, для бисера, изготовленного в Китае или Чехии. Кроме того, номера на упаковке различаются и от цвета, и от вида покрытия.

Оптические свойства (цвет и покрытие)

Производители предлагают множество разновидностей бисера, различающихся по внешнему виду. Материал может быть прозрачным или нет, с матовой или глянцевой (блестящей) поверхностью. Даже для блестящей поверхности различают несколько вариантов, среди которых наиболее востребованными стали перламутровый и бензиновый блеск, металлик.

В современной палитре различают более 300 оттенков бисера. Окрашивают бусины с внешней, внутренней, или обеих сторон. При этом отлично смотрятся бисер с золотистой или серебристой внутренней поверхностью, или с ярко выраженным контрастом между окраской снаружи и внутри бусин. Производители присваивают различным вариантам окраски (внутренней и наружной) собственные номера, которые можно также увидеть в таблицах.

Обязательно следует обратить внимание на качество. Проверить нужно не только равномерность окраски, но и ее стойкость при различных воздействиях.

Как правило, бисер имеет круглую форму. Однако мастера используют в своем творчестве и материалы другой формы, например, стеклярус.

Стеклярус


Стеклярусом называют разновидность бисера в виде полого гладкого или граненого цилиндра. Он отлично подходит и для ручного, и для станочного плетения.

Стеклярус оригинально выглядит, представляет собой гладкий, однородный массив, без бросающихся в глаза стыков между отдельными бусинками.

Выпускается стеклярус нескольких видов:

  • гладкий, без граней на поверхности;
  • граненый с прямыми гранями;
  • граненый с перекрученными гранями.

Как и круглый бисер, стеклярус различают по номерам, среди которых наиболее часто используются изделия длиной 7 мм.

Кроме непосредственно бисера при плетении используют и другие похожие материалы.

Бусины


Самое частое сочетание при плетении — бисер и бусины. Последние отличаются от бисера большими размерами и широким разнообразием форм. Для увлекающихся плетением предлагают широкий выбор исходных материалов (от пластика и стекла до полудрагоценных и поделочных камней) и цветов. При выборе также стоит обращать внимание на диаметр отверстия бусины, чтобы обеспечить однородность плетения.

Кримп


Такое название получили специальные бусины-зажимы, назначение которых – фиксация концов плетения и отдельных деталей на заданном расстоянии. Кримп также различается по форме (цилиндрическая и круглая), размерам (диаметр внешний, внутренний, длина для цилиндрического), материалам (пластик, металл), покрытию, цвету и другим параметрам.

Материал основы

В бисероплетении для новичков важно не только правильно выбрать основной материал, но и подобрать правильную основу, которая позволит комфортно работать и обеспечит надежность и сохранение формы для готового изделия.

В бисероплетении используют нити, которые несколько отличаются от швейных. Прежде всего, они более гладкие и имеют повышенную прочность.

Многие мастера считают лучшим вариантом нейлоновую нить. Она эластичная и мягкая, материал намного прочнее большинства натуральных, например, шерсти, льна или шелка.

Кроме того, нить желательно подобрать по цвету, так чтобы она оказалась одного тона с бисером.

Когда необходимо придать изделиям другие свойства, например, объем и жесткость, в ход вместо нити идут другие основы, такие как проволока, леска и пр.

Проволока


Для плетения подходят проволоки из меди, латуни, бронзы, алюминия, стали. В зависимости от материала и толщины различают мягкие проволоки (например, алюминиевые и медные) и жесткие (отлично подходят для объемных конструкций, для которых важно сохранение формы).

Для придания проволокам необходимых декоративных свойств материал покрывают лаками (цветными и прозрачными), проводят лужение (нанесение тонкого однородного слоя) другими металлами. Возможно применение проволоки в оплетке.

Для комфортной работы диаметр проволоки должен быть в два-три раза меньше внутреннего диаметра бисера (бусины).

Леска

Считается, что для бисероплетения подойдет и рыболовная леска, но лучше использовать специальные, с особыми свойствами полимерного материала. Они могут отличаться по механической прочности, но, при этом, быть менее эластичными, что позволяет сохранять форму готового изделия.

По диаметру выбираются также, как и проволока – наружный диаметр основы меньше внутреннего диаметра бисера в 2-3 раза.

Эластичная нить


Так часто называют резиновую нить – прочный тонкий резиновый жгут в декоративной и/или защитной оплетке. Ее основное применение – изготовление изделий, для которых кратковременные деформации (изменение формы и размеров) оказываются нормальным явлением. В качестве примера можно привести браслеты из бисера без замка, которые постоянно деформируются при надевании

Мононить


Как правило, мононитью называют тонкую нить из полимерных материалов, которая отличается высокой прочностью при малом диаметре. Одна из ее основных особенностей – практически полная невидимость. Находит широкое применение при плетении из бисера с максимальными номерами (из очень мелких бусинок).

Спандекс

Такое название получила эластичная резиновая нить без наружной оплетки.

Ткань


Ткань – особый вид основы, который используется при вышивании бисером.

К ней предъявляются специфические требования – материал не должен:

  • мяться;
  • пачкаться;
  • деформироваться под весом бисера.

Хороший вариант для вышивания – канва.

Для качественного натяжения ткани используют специальное устройство – пяльцы. Лучше всего, если у них будет возможность установки на собственную подставку или крепления к столу – это позволит освободить обе руки мастера.

Фурнитура

Чтобы изделие получило законченный вид, и было удобно в использовании, необходима фурнитура. К ней относят детали из металла или пластика, предназначенные для соединения отдельных фрагментов, застежки, подвески и пр. Кроме того, она может выполнять и декоративные функции, придавая изделию оригинальный вид. С этой целью используют стразы, пуговицы, шнурки и кисти, и другие аксессуары.

Обниматель
(шапочка)


Используется, когда необходимо визуально разделить бусины. Представляют собой своеобразную чашу, которая «обнимает» деталь, за что и получили такое название. Нанизываются вместе с бусиной на нить с одной или обеих сторон.

Соединительные колечки


Служат для сопряжения отдельных деталей изделия, способствуют защите основы от перетирания. Могут выполняться в различных вариантах – одинарные (цельные и размыкающиеся), двойные, с несколькими обвитиями и пр.

Коннектор


Представляет собой, как правило, металлическое изделие оригинальной формы, в состав которого входит несколько соединительных колец. Служит для соединений набора деталей при создании сложных изделий.

Карабин


Используется в качестве замка для ожерелий из бисера, реже – для браслетов. Удобно застегивается и расстегивается из-за наличия подпружиненной застежки с одной стороны и колечка в ответной части.

Цепочка

При необходимости скорректировать размер изделия прикрепляется к его концу. Вместе с тем, может вводиться и в композицию, выполняя роль разделителя фрагментов.

Спейсер


Спейсер (разделитель) используется для визуального разделения фрагментов изделия при создании сложных узоров и композиций.

Так называют небольшой гвоздики (булавку) с головкой в виде шляпки или шарика, предназначенные для фиксации бусины.

Кроме того, широко используют стандартные застежки (замочки), концевики для оформления концов), держатели для кулонов

Инструмент

Для комфортной работы и качественного плетения играют роль не только материалы, но и набор удобных инструментов и оборудования.

Пинцет


Еще один обязательный инструмент, который используется и для нанизывания бисерин, и для коррекции расположения бусин, и для работы с тонкой нитью. Мелкий бисер тяжело брать руками и помещать его на место, поэтому понадобится пинцет. В специализированных магазинах предлагаются профессиональные модели, но новички вполне могут обойтись обычным косметическим или медицинским.

Прялка (спиннер)


Этот инструмент отлично подходит для создания из бисера цветов и других композиций. Используются электрические и механические варианты, изделия заводского производства и собственного изготовления. Требуют некоторого опыта работы с материалом (бисером), однако благодаря простоте процесса осваиваются новичками очень быстро.


Игла для бисероплетения по диаметру ушка и тела меньше, чем стандартные иглы для шитья и вышивания. Выбор игл достаточно широк, при этом, основным критерием является размер (номер) — чем он больше, тем игла тоньше. Наиболее популярные номера игл — 10, 11, 12.

Крючок


Вязание крючком из бисера – отдельная техника, требующая освоения специальных приемов. Для работы потребуется не один, а целый набор крючков с различными номерами.

Ножницы


Станок

Оборудование понадобиться для создания плоских композиций и браслетов. Производители выпускают множество моделей из дерева и пластика, под различные размеры изделий. Вполне могут быть изготовлены самостоятельно из подручных материалов.

Кусачки, плоскогубцы, круглогубцы

При работе с металлической (проволокой) или полимерной основой (леской) и другой фурнитурой пригодятся кусачки, плоскогубцы и круглогубцы. Основной критерий выбора инструмента – удобство использования и соответствие размеров рабочих кромок масштабам изделия.

Вопросы и ответы

Можно использовать силиконовую прозрачную бижутерную леску или прозрачную мононить.

Внешний вид у стеклянного и пластикового бисера практически идентичен, однако пластиковый легче в обращении и не теряет окрас, за счет того, что изготовлен уже из полностью окрашенного пластика.

Стеклянный бисер - хороший выбор для качественных долгосрочных украшений, однако, стоит помнить, что новичку с ним достаточно сложно работать и его цена будет соответственно выше. Пластиковый бисер - хорошее решение для начинающих.

Калиброванный бисер - это бисер, в котором все бусины одного размера и объёма.

Нет, не обязательно, но такая коробочка позволяет всегда держать под рукой несколько видов бисеринок. Это удобно, поскольку не нужно каждый раз доставать бусины из фасовочного пакетика.

Видео-советы по бисероплетению для новичков

Из этой категории вы узнаете все, что хотели знать о бисере. Его историю, различия и многое другое. Бисер — удивительный материал, из которого можно сделать почти все, что вам захочется.

Как делают бисер

Бисер – это обычно маленькие стеклянные (чаще всего), керамические, деревянные, пластмассовые или (очень редко) металлические элементы с отверстием, для того, чтобы можно было туда продеть нитку, проволоку или леску. Бывает, …

Цветы из бисера своими руками

Верите в чудеса? Тогда почему бы не сделать свою жизнь прекраснее и ярче? С новым хобби вас ждет мир цветочных фантазий! Сегодня цветы из бисера, сделанные своими руками, можно встретить …

Деревья из бисера своими руками

В наше время разнообразие материалов и безграничная фантазия позволяют создать различные декоративные деревья. Из настоящих купюр или монет, из кристаллов или драгоценных камней можно создать уникальные изделия. А какие красивые …

Бисер и мистика

Множество людей верят в мистику. Кто-то верит в мистику камней, кто-то других предметов. Но не все знают, что и бисер обладает мистическими свойствами. Он тоже способен влиять на здоровье или …

Каким бывает бисер

В нынешнее время на прилавках магазинов очень большое разнообразие бисера. Рассмотрим самый распространённый бисер. Виды бисера Прозрачный бисер – делается из стекла, такой бисер хорошо пропускает свет. Полупрозрачный, опаловый делается …

Откуда появился бисер и что это такое

Современный бисер – это мелкие стеклянные бусины, размером до нескольких миллиметров имеющие сквозное отверстие для продевания нити, а микробисер – это стеклянные бусинки (мелкий шарик) без отверстия. Слово «бисер» произошло …

Из истории бисера

Бисер в XVIII-XIX вв. Бисер существует уже давно, с годами бисер усовершенствовался, и качество и внешний вид его становились всё лучше и лучше. Бисер существовал в XVIII веке, в те …

Как ухаживать за изделиями из бисера

Чтобы ваши изделия сохранились дольше, не утратив своей красоты, за ними нужен правильный уход. Несколько простых советов вам помогут в этом, и вы надолго сохраните красивый внешний вид вашим изделиям …

Бисероплетение — хобби для девочек

Наверное, каждая девочка в каком-то возрасте увлекалась бисероплетением. Но кому-то это нравилось, а кто-то быстрей бежал на улицу играть в мячик. Бисероплетение — занятие для спокойных девочек и девушек, способных …

Применение бисера в интерьере

Бисероплетение является одним из самых интересных и популярных разновидностей декоративно — прикладного искусства. Продукция из бисера в полной мере удивляет столь широким выбором сортов бусин и разнообразием художественных приемов работы. …

Как определить качество бисера

В нынешнее время на прилавках магазинов продаётся разный бисер. Как же определить, какой из них лучше? Какой бисер лучшего качества и противостоит различным внешним факторам – выгоранию от прямых солнечных …

О бисере

Бисер — материал, из которого можно изготовить различные игрушки, украшения, поделки, цветы и так далее. Ещё бисер используют и для вышивания картин и изделий, ткачества. Бисер — материал очень древний. …

Современный бисер – это мелкие стеклянные бусины, размером до нескольких миллиметров имеющие сквозное отверстие для продевания нити, а микробисер – это стеклянные бусинки (мелкий шарик) без отверстия.

Слово «бисер» произошло от арабского «бусер» или «бусра». Так в древнем Египте называли бусинки из матового стекла с отверстиями.

История появления

Впервые бисер появился в Египте, его археологи обнаружили при раскопках Фив. Их находки датируются примерно 4000 (четырехтысячным) годом до н.э.

Найденные первые стеклянные бусины можно увидеть в Египетском зале Эрмитажа (в Санкт-Петербурге). Они совсем не такие, какими мы знаем бусинки бисера сегодня, намного крупнее (до 4 см) и вид бисеринок по форме похожи на капли.

что это такое бисер

Изготовление бисера неразрывно связано с производством стекла, которое зародилось примерно в шестом тысячелетии до н.э. на территории современных Сирии, Ливана, Турции и Египта. Позже стеклоделие получило широкое распространение в Европе (в том числе и в России).

В средние века центром изготовления стекла и бисера наряду с мусульманскими странами и Римом стала Венеция. Верховная власть запретила венецианским ремесленникам разглашать технологию его производства под страхом смертной казни.

Одновременно стеклоделам были предоставлены особые привилегии — их дочери могли выходить замуж за представителей высшей знати. Здесь стеклоделие успешно развивалось, изобретались всё новые методы ручного производства стекла. Именно в Венеции к 1475 г. изобрели способ изготовления всемирно известного бисера из полых, а затем – цельных, разноцветных стеклянных трубочек с последующим их разрезанием на мелкие (бисерные) бусинки.

Что делали из бисера в старину?

С первобытных времен у всех народов было принято делать из камней, костей, ракушек и прочих природных материалов амулеты. Они считались средством защиты от злых духов. Научившись изготавливать бисер, египтяне, а затем и жители других стран стали использовать его для украшения амулетов. Амулеты носили с собой как обереги, приносили в дар статуям богов, оставляли в гробнице умершего. Позже амулеты стали служить их хозяевам украшениями.

Стеклянный бисер высоко ценился и был показателем благосостояния их владельца. Бусинами декорировали предметы одежды и подношений. Египетские фараоны носили их в золотой оправе. Позднее бусинки бисера нанизывали на нити, а затем этими нитями украшали прически, головные уборы, одежду и обувь.

На Руси бисероплетение называлось низанием. Крестьянки бисером вышивали свои праздничные костюмы, плели бусы, серьги, пояса и прочие украшения. Богатые дамы за вышивкой бисером приятно проводили время, совершенствуя своё мастерство.

Технический прогресс, появление машин и механизация ручного труда привели к возникновению в 1 половине XIX века заводов по изготовлению стекла и бисера. Массовое производство послужило импульсом к его дальнейшему распространению. Бисер стал доступней, а мода на рукоделие, породила огромный спрос представительниц всех слоёв общества.

Сегодня бисероплетение вновь необычайно популярно. Это прекрасный способ отдохнуть от рутины, проявить своё творческое начало. А как хорошо своими руками создать для кого-то эксклюзивный подарок, вложив в него частичку души! Глядя же на работы мастеров прикладного творчества, понимаешь, что создание бижутерии и аксессуаров из бисера — настоящее искусство!


Бисер – это обычно маленькие стеклянные (чаще всего), керамические, деревянные, пластмассовые или (очень редко) металлические элементы с отверстием, для того, чтобы можно было туда продеть нитку, проволоку или леску. Бывает, что бисер делают из драгоценных камней, но такой бисер, как и бисер из металла, очень тяжёлый, и по этой причине востребован минимально.

В настоящее время бисер промышленно изготавливают во многих странах, но лидируют в этом вопросе Чехия и Япония. Очень преуспел в изготовлении бисера Китай. В нашей стране бисер производят, в основном, не очень крупные мастерские, и производство бисера в России нельзя назвать массовым.

Технологию производства бисера нельзя назвать простой – это довольно трудоёмкий и длительный процесс. В основном, бисер делают из стекла, вернее, из тонких стеклянных трубочек. Сперва стекло плавится в специальной печи при температуре около 15500 С. Для получения соответствующей температуры нужно большое количество горючего газа или электроэнергии.

До помещения в печь в стекло добавляют специальные красящие добавки, чтобы придать будущему бисеру определённый цвет. Расплавившуюся массу стекла пропускают через специальную матрицу с мелкими отверстиями. Пока смесь спускается вниз, она постепенно охлаждается и растягивается своеобразным механизмом, воздействие сжатого воздуха оставляет в стеклянных трубочках отверстия нужного диаметра. Когда трубочки полностью остынут, они подвергаются рубке на мелкие частицы. Этот метод называется методом вытягивания.

Способ изготовления бисера методом кручения еще более длителен по времени и затратен, поэтому его применяют, в основном, для изготовления бусин, а не бисера.

Цвет изготовляемого в промышленности бисера зависит от качества используемого красителя и от настроек барабана, в котором бусинки шлифуются и округляются, то есть подвергаются второму этапу обработки. Если бисер получается матового цвета, неравномерно окрашенный или имеет недостаточный блеск, его отправляют на переплавку.

Следующие этапы – помывка, сушка и полировка. Некоторые промышленные производства применяют для шлифовки бисера лазерные установки, что, естественно, ещё больше повышает затратность изготовления. Бисер соответствующего качества покрывают специальными составами, улучшающими его внешний вид и качество.

Ведущие мировые производители бисера постоянно усовершенствуют известные технологии производства бисера для улучшения вида и качества этого декоративного продукта. Совсем недавно чешскими специалистами по изготовлению бисера был внедрён новый способ изготовления: они стали добавлять в расплавленное стекло глину или шпат. Так появилась новая разновидность бисера – фарфоровый бисер. Он отличается от стеклянного непрозрачностью, и имеет неповторимый блеск.

Таким образом, процесс изготовления известного бисера и применяемого мастерицами ещё много столетий назад, постоянно обновляется и усовершенствуется.

Бисер является прекрасным материалом для рукоделия, иногда используется в ювелирном деле, а в современное время бисеру придумывают всё новые и новые применения для украшения одежды, обуви и интерьера. Обычно бисер делают шарообразной или овальной формы. Бисер особого, цилиндрического, вида называется стеклярусом.

Добрейшего всем дня! Сегодня какая-то особенно ленивая пятница, вообще ничего не хочется делать. Уж не знаю, почему. Вроде бы и погода хорошая, и самочувствие в норме, но что-то вот такое ленивое настроение накатило. Поэтому не буду долго заморачиваться с темой, а приведу некоторые интересные факты из истории бисера, которые как-то мне попались вот тут .

Конечно же, в своей интерпретации и со своими комментариями, а также с отсылкой по проверенно надежным направлениям. Например, на канал ОКТАзнает моего любимого магазина ОКТАbeads.eu, хозяйка которого, Марина, - настоящий гуру в вопросах истории и технологии производства бисера. Она же сделала подробнейшую и интересную статью на Бисерном дайджесте со множеством фотографий процесса, тоже очень рекомендую к прочтению.

Возвращаемся к бисеру. Еще в самом начале существования этого канала одним из первых был выпуск "Бисер: что, где, какой?" , который был очень неслабо отредактирован благодаря упомянутой выше Марине. В той статье речь шла преимущественно о производителях, размерах и типах покрытий, в этом же предлагаю немного окунуться в историю создания этого волшебного материала для рукоделия.

На сайте, на который ведет самая первая ссылка, выложена вот такая история.

Наиболее известная легенда о появлении стекла приписывает его изобретение случайному эксперименту финикийских купцов. Везя с африканского континента соду, они неосторожно просыпали её рядом с обложенным камнями костровищем. Ночь была зябкой. Огонь пылал ярко. А среди ограждающих пламя камней оказался кварц и известняк. Они-то и вступили в термическую реакцию с содой. На утро отдохнувшие путники обнаружили у костра застывшие натёки неведомого доселе миру материала: твёрдого словно камень, прозрачного, точно слеза. А главное, способного в расплавленном виде вытягиваться в тончайшие трубочки, пригодные для нарезки крошечных бусинок.

Не знаю, насколько можно верить этой легенде. Мой скептически настроенный ум сразу начинает задавать множество вопросов. Откуда у финикийский купцов такие продвинутые познания в геологии, что они сумели из кучи булыжников определить именно задействованные в реакции кварц и известняк? Что они вообще могли знать о химии?

Сама химия как наука возникла, можно сказать, с появлением человека, поскольку его везде и всегда сопровождали какие-то реакции между разными материалами, которые люди в силу природной любознательности замечали и изучали. Но ведь на серьезном уровне химией занимались единицы, и уж точно эти редкие ученые не совмещали свою деятельность с ремеслом купца. В конце концов, прогоревший костер покрывается слоем золы и пепла, и зачем, спрашивается, копаться в золе сгоревшего костра?

Могу привести еще пару десятков вопросов, ставящих эту легенду под сомнение. Но тем, не менее, факт остается фактом: стекло было изобретено, а с ним - и бисер. И произошло это очень давно, поскольку древнейшие находки, сделанные на территории Индии и Египта, датируются I веком до н.э. То есть стеклодувное производство существовало уже тогда.

История этого материала так далека во времени, что изменялась не один раз в свете археологических открытий и всё ещё считается спорной. На первенство в стеклоделании претендуют Египет, Средиземноморье, Африка и Древняя Месопотамия. Образцы египетского стекла — это стеклянная глазурь на фаянсовых плитках пирамиды Джессера, время создания которой — XXVII век до н. э. Есть и ещё более ранние образчики — фаянсовые украшения возрастом около 5 000 лет.

А поскольку нашими предками двигала не только безудержная страсть к завоеваниям, но и любовь к прекрасному, производство красивых стеклышек перекочевало в Римскую империю, затем - в Византию, а оттуда уже разошлось по всей Европе. Наибольших успехов добились венецианские и богемские стеклодувы, до сих пор соревнующиеся между собой за звание лучших. Производство стекла развивалось и совершенствовалось. Применялись новейших технические приемы, проводились химические исследования и опыты, стекло и бисер становились все красивее, прочнее и интереснее.

Не могу удержаться и не сделать экскурс к современным вещам.

Ну вот и кто из них круче? Я лично не могу выбрать. А вместе вообще шикарный комплект получается, несмотря на то, что конкуренты)))

Но возвращаемся к истории. Если не вспоминать байку про костер, в котором чудесным образом сложились нужные пропорции песка, соды и известняка, то что нужно было для производства стекла в древности? Да как раз вот это все и нужно: кварцевый песок, он же диоксид кремния, кальцинированная сода или карбонат натрия по-научному, и известняк, который по сути представляет собой кальций. Подобная смесь называется шихта. Для тех, кто любит заморочиться - вот ссылка на расчет точных пропорций в зависимости от желаемого выхода стекла.

Но наши предки действовали преимущественно методом тыка, а также методом опытов, наблюдений и сделанных выводов. Шихта засыпалась в глиняные горшки с толстыми стенками, которые и тогда, и сейчас называются тигли, и раскалялась на огне. До появления плавильных печей этот процесс был долгим и изнурительным. На расплавку смеси требовалось много времени, много топлива для поддержания огня под тиглем, а для ускорения процесса привлекали рабов, которые обмахивали тигли опахалами, создавая таким образом наддув воздуха.

Особенность расплавленного стекла в том, что оно не только течет, но и тянется, создавая массу возможностей для воплощения различных творческих фантазий. И эту стадию тянучести наши предки пытались как можно больше растянуть, прошу прощения за тавтологию. Чтобы сделать мелкие бусины и бисер, шихту нередко недоваривали, и опытные мастера с ювелирной точностью наматывали тончайшую стеклянную нить на конский волос. После застывания ее разделяли на крошечные бисеринки.

Но это был высший пилотаж, а более распространенной являлась другая технология. Стеклянную нить наматывали на раскаленный медный стержень. Затем все сооружение опускали в воду. Стекло остывало мгновенно, а стержень - намного дольше, поэтому диаметр бусинок оставался таким же, как и был изначально. А после остывания и сопутствующего этого уменьшения диаметра стержня бусины легко с него соскальзывали.

Подобная технология сохранилась до нашего времени. Слыхали про крученый или навитой бисер ручной работы? Это он и есть. В промышленном производстве применяют другие способы, но в мелких мастерских очень часто следуют заветам предков в вопросах создания бисера и бусин.

А в производственных цехах сейчас используют совсем другую технологию. Она заключается в вытягивании стеклянных трубочек нужного цвета и диаметра. Затем специальная гильотина разрезает целый пучок этих трубочек на отдельные бисеринки. Впоследствии получившиеся кусочки стекла еще дополнительно обрабатывают, чтобы отшлифовать, сгладить острые края, получившиеся при разрезании, и удалить явный брак.

Просто? На первый взгляд, да. Но только на первый. Одна лишь стекольная масса способна подкинуть множество вопросов и задач. Стекло - достаточно капризный материал и требователен как к составу, так и к способам обработки, поэтому стеклодувные технологии продолжают развиваться и совершенствоваться. А благодаря этому мы, рукодельная братия, можем радоваться новым видам покрытий, форм и размеров бисера.

У каждого из крупных производителей бисера - своя технология его изготовления, секреты которой строго охраняются. Но все же кое-что общее есть. Обязательно используются высокотемпературные печи, работающие на газе или электричестве, с температурой плавления 700-1500 градусов Цельсия.

Везде можно увидеть станки для вытягивания стеклянных трубочек. Их конструкция может отличаться, но основная задача одинакова для всех. Агрегаты для создания отверстия в трубочках также имеется везде. По сведениям первоисточника, отверстие именно выдувается, а не высверливается или выпиливается, пока трубочка еще горячая и пластичная. И что-то не хотелось бы мне попасть под это узкий, как игла, но мощнейший поток воздуха. Боюсь, после этого в организме могут появиться незапланированные природой отверстия. Хотя, может быть, все не так и страшно, просто сдует)))

А вот в упомянутой выше статье на Бисерном дайджесте описан другой процесс изготовления трубочки - при помощи вставленного внутрь металлического стержня. Кто прав - первоисточник, Дайджест или оба, судить не берусь.

Естественно, трубочки надо нарезать, поэтому станки для резки также существуют на всех современных производствах бисера. Их программируют на различную длину, чтобы можно было делать не только бисер, но и рубку, и стеклярус любого размера.

Полученную массу надо обязательно отшлифовать, и делается это не по одной бисеринке вручную, а в специальных барабанах со шлифовальными составами.

Ну и уже упоминали про остающиеся острыми края. Частично эта проблема уходит при шлифовке, но лишь частично, в основном эта процедура направлена на придание внешнего блеска. Поэтому бисеринки дополнительно обрабатывают и придают необходимую форму.

Окраска бисера - отдельная и очень интересная тема. Красить можно как поверхность готового бисера, так и изначально придать нужный оттенок стекломассе.

Еще наши предки подметили, что при добавлении к шихте тех или иных веществ цвет и прозрачность готового стекла может меняться. Железо, кобальт, хром и ряд других элементов позволяют получить очень интересные цветовые эффекты. Поверхность прозрачных бисерин пращуры тоже окрашивали, в основном применяя для этого глазурь. Самые продвинутые мастера того времени брали трубочки разного диаметра, вставляли одну в другую и впаивали между ними тончайшую фольгу. Эта технология и сейчас применяется, хотя и в несколько другой форме. Чаще всего это просто напыление внутри бисерины или бусины. Так и получается красивый и любимый многими мастерами бисер "огонек".

Самым сложным цветом в производстве раньше был красный и его оттенки. Проблема заключается в температурной нестабильности красителей, которые необходимы для производства стекла этого цвета. Разница в несколько градусов могла очень заметно сказаться на получившемся оттенке, поэтому у красно-розового бисера было больше всего шансов не совпасть по оттенку с предыдущей партией. Но в настоящее время эта проблема решена. А более высокая цена на красный и розовый бисер объясняется тем что красителем в нем выступает не что иное, как золото.

Для каждого размера и формы бисера/бусин/риволи и т.д. варится свой оттенок. Это необходимо, чтобы линейка разных размеров имела один оттенок.

Технический прогресс коснулся не только количества и разнообразия цветов, но и привел к появлению множества неведомых ранее покрытий. Всевозможные оттенки и их сочетания, различные эффекты, включая свечение в темноте. Все это и многое другое можно найти, если внимательно изучить ассортимент бисера, которые есть сейчас на рынке. У каждого из современных масштабных производителей бисера варианты его форм, цветов и размеров уже сейчас исчисляются тысячами. А непрерывно развивающееся производство ежегодно предлагают всё новые интересные варианты, которые не остаются незамеченными.

P.S. Статья подкорректирована 18.09.2021 благодаря подсказкам уже не раз упомянутой добрым словом Марины Зеваевой. Мариночка, спасибо за ликбез!

Собственно, на этой позитивной ноте откланиваюсь и прощаюсь до понедельника. Всем ровных крестиков, легких петелек и послушных бисеринок! И прекрасных выходных!

Читайте также: