Как правильно подшить гобелен

Обновлено: 04.05.2024

Выполнение по ткани художественного изображения способом перекрестной прошивки нитками зародилось в Европе. Получаемые рисунки на холсте изумляют своим замыслом, переходом цветов и сложностью исполнения. Как зародилось искусство гобеленов в России? Каким образом прокладывают стежки? Чем отличается техника по созданию фактурных картин? Как приступить к созданию гобелена своими руками для начинающих мастериц? Все это можно узнать из представленной здесь статьи.

Когда появились гобелены в России

В 17-м веке в Центральной Европе появились ковры – шпалеры с вытканным на них изображением. Используя способ переплетения нитей крест-накрест, выполняли рисунок. Основателями были братья Гобелены, откуда и пошло название «гобелен». Использовался преимущественно ручной труд. Ткацкие станки, появившиеся при расцвете мануфактур, механизировали тяжелую работу. Гобелен своими руками – это искусство, требующее опыта художника и живописца, помноженного на терпение. Краски на холсте здесь заменили разноцветные нити, переплетенные в крестик.


В России впервые узнали о красивых шпалерах только в XVIII веке при Петре 1. Ему был подарен гобелен от французской знати. Практически это был ковер с рисунком или искусная вышивка на холсте. Вначале такие произведения применяли в качестве украшения апартаментов Петродворца и других подобных строений. На гобеленах красовались портреты придворных, царственных особ.

Мастера ткацкого производства из Франции помогли открыть первую мануфактуру в России. Произведенные там шпалеры поражали замыслом и сложностью исполнения. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы любой желающий может полюбоваться русскими ткаными коврами.


Характерная черта гобеленовой техники

Вышивка гобеленов популярна среди мастериц-рукодельниц. Они используют термин «набивка», «вышивка петлей» для техники вышивания. Применяют специальный вид швов – «гобеленовый», где использованы нити различного оттенка. Вышивальщицы используют полотно или мелкую канву. В зависимости от художественного замысла используют:

  • шерстяные нитки разного цвета и сложения;
  • хлопковые волокна;
  • шелковые нити.


Важно! В иглы вдевают нити от одного до нескольких цветов, добиваясь перехода оттенков. Размер ушка должен быть достаточным, чтобы продеть несколько нитей. Стежки ведут в одну сторону при условии, что нет исключений по схеме рисунка.

Какие существуют виды гобеленов

Шпалеры разделяют по типу рисунка, наносимого с помощью стежков. Распространены следующие виды:

  • в средневековом стиле – военные баталии, рыцари, гербы королевских особ;
  • религиозный сюжет – большая популярность у картин в стиле Рафаэля;
  • живописные полотна, пейзажные зарисовки, пасторальные гобелены.

Историки считают, что наличие ковра со сложным рисунком было подтверждением богатства и знатности семьи.

Какую выбрать ткань для гобелена

Технология шпалер включает разные виды материалов:

  • шерсть/шелк;
  • хлопковые ткани;
  • акрил/полиэстер;
  • вискозное полотно.

Различаются материалы по структуре – однослойные или двухслойные. Плотность гобелена зависит от веса, различают легкую, тяжелую и среднетяжелую разновидности. При создании дорогостоящих картин применяют натуральные хлопковые ткани. Для «серийного» выпуска применяют синтетические материалы, у них больше износостойкость.


Гобелен для начинающих для домашнего рукоделия выполняют на льняном полотне. Если есть выбор, лучше выбрать более рыхлое полотно с неплотным переплетением. Тогда игла с нитью будет раздвигать волокна без лишнего прокола. Здесь важно закрепление цветной нитки при последующем прокалывании. Шерстяная или хлопковая ткань задержать скольжение не сможет. Выполняют вначале простые рисунки – котенок, силуэт ребенка или другого предмета.

Внимание! Лучше всего приступать к работе на бортовке темного цвета. Если ткань основы будет светлой, она не скроет более темные нитки, потребуется подкраска с изнанки.


Виды переплетения нитей

Нити из шерсти прокладывают короткими стежками, соблюдая параллельность. Внешне они напоминают горизонтальные ряды повышенной плотности. Различают стежки по типам:

  • полукрест – шов в одной плоскости, применяется чаще всего;
  • континентальный – с изнанки нет прямых линий, они под углом и длиннее, чем с лицевой стороны;
  • прямой – наносят строго вверх (вниз) или поперек;
  • шов с захватом – прокладывают стежки, слегка перекрывающие предыдущий, цвет нити изменяется равномернее;
  • плетеный – целый ряд перекрывает соседний, образуя переплетение;
  • с петлей – вытягивают нити, они в целом имитируют ворс на лицевой стороне.

Меняя поэтапную технику прокладывания стежков, мастерица добивается объемного или гладкого рисунка, в рубчик или с плетением, разной плотности и фактуры. Для начинающих рисунок по гобелену лучше начать с простых стежков.

Что нужно для работы

Для выполнения урока необходимы:

  • специальная игла;
  • рамка круглой или квадратной формы с ножками разной высоты;
  • набор ниток для гобелена, пряжа различного цвета.

Обычная игла на пластиковой ручке может быстро поломаться. Лучше приобрести специальный набор разной длины и диаметра с деревянным основанием. Размеры инструмента варьируются от 3.5 см (основная) до 6-7 см. Диаметр рабочей иглы не более 2-2.5 мм (вспомогательные для работы на хлопковой основе могут быть тоньше (до 2 мм). С шерстяными и синтетическими тканями работают иглами толщиной 2-2.5 мм.

Деревянный каркас рамки лучше использовать больше, чем размер предполагаемого рисунка. Если в плане работа 40 х 40, то каркас подойдет 50 х 50. Припуск по сторонам оставляют не менее 5 см. Если нет отдельной рамки, то возможно основу закрепить на раме, где будет висеть готовое изделие. Но при этом стенки будут повреждены случайным проколом иглы.


Если выполняют нетканый гобелен, используют нити со стойкой окраской. Различают их по типу волокна:

  • хлопчатобумажные;
  • шерстяные;
  • льняные;
  • смесовые/искусственные.

Внимание! Количество нити рекомендуют брать с запасом. Если нитки закончились, следует отложить фрагмент, лучше поискать нити одинакового цвета, а потом продолжить работу.

Приступаем к нанесению вышивки

Как сделать гобелен? Чтобы перенести идею картины на полотно, следует определить технику нанесения. Изображение рисуют на основе маркером, мелом. Пошаговая методика переноса:

  • Закрепить рисунок, растянуть основу на стекле. Аккуратно обвести все линии. Если образец четко просматривается, получают четкие контуры.
  • С основой из дерюги такой метод не пройдет. Нужна копирка, ее накладывают красящей стороной вниз, сверху размещают образец. Обводя все линии контуров, переносят на основу будущий сюжет.
  • Как альтернативу применяют иную технологию – перевернуть набросок и обвести все линии карандашом с маркировкой «м». Положить лист рисунком вверх на ткань. С нажимом повторить все линии, при этом предыдущее нанесение отпечатается на ткани. Способ удобен для мешковины.
  • Как вариант – вырезают контуры изображения гобелена на картоне. Потом наложить их, обвести контуры.
  • После завершения переноса основных линий рекомендуют раскрасить соответствующими цветами. Подойдут акриловые краски на водной основе, они не забьют холст или дерюжку.


Плетение по гобелену лучше применять штриховым или контурным способом, через основу вертикально вниз, потом вверх от левой стороны до правой. Соблюдение параллельности – обязательное условие между стежками и долевой ниткой. Контурное нанесение начинают стежками вокруг, постепенно двигаясь по спирали к середине.

Изготовление рам

Для того чтобы смастерить самостоятельно обрамление гобелена, нужно иметь следующие материалы:

Первым делом измеряют размеры шпалеры, затем переносят их на деревянные заготовки. Вырезать их нужно так, чтобы в углах они соединялись в треугольник. Соединение выполняют или с помощью гвоздей, или проклеивают стороны соприкосновения. Обычно по рамке «уходит» до 2 см ткани.


Готовую заготовку по желанию покрывают лаком или делают роспись в стиле основного изображения. Отличный вариант украшения – бисер, маленькие стразы, бусинки. Их легко приклеить по всему периметру рамки. После полного высыхания делают финишное покрытие лаком. Готовую рамку закрепляют или мелкими гвоздиками, или суперклеем.


Как делать гобелен самостоятельно

Достаточно иметь художественную жилку, полотно для основы, подходящие нити, иглы. При соблюдении техники и попадания стежками в линии контура легко выполнить простейший рисунок. После чего можно усложнять композицию, повышать класс мастерства, комбинируя различные виды стежков.

Изготовление гобелена – в любом случае, даже если он создается с уже готового рисунка, почти всегда является искусством, а не ремеслом. Ведь выбор нитей, методика изготовления и другие моменты всегда определяют конечный результат, который в любом случае станет совершенно уникальным и будет определять руку мастера, что его изготовил.

Работа с гобеленовой тканью, фото № 1

Из гобеленовых тканей кроятся необходимые полотна для дальнейшего пошива изделий – скатертей, покрывал, дорожек, чехлов и пр.

Работа с гобеленовой тканью, фото № 4

Гобеленовая ткань очень сыпучая, поэтому от нее всегда много ниток, которые можно собирать и использовать, как наполнитель для чего-либо

Работа с гобеленовой тканью, фото № 5

Для пошива небольших изделий – чехлов на подушки, салфеток и пр., гобеленовая ткань уже размечена для раскроя. Заводская ткань представляет собой повторяющийся мотив

Работа с гобеленовой тканью, фото № 6

Далее гобеленовая ткань нарезается по меткам на одинаковые куски, называемые гобеленовыми купонами (гобеленовый купон, он же гобеленовая картина без рамы - это отрез гобеленовой ткани определенного размера с вытканной картиной)

Работа с гобеленовой тканью, фото № 7

Из гобеленовых купонов отшиваются вручную на швейной машине чехлы и прочие швейные изделия

Работа с гобеленовой тканью, фото № 8

Вот пример гобеленового чехла, отшитого из представленных гобеленовых купонов (которые в свою очередь были нарезаны из гобеленовой ткани)

Работа с гобеленовой тканью, фото № 9

Отдельно я закупаю пакеты с клейким краем различных размеров, в которые индивидуально упаковываю каждое отшитое гобеленовое изделие

Работа с гобеленовой тканью, фото № 10

Основной ассортимент магазина Гобеленовый рай - это сама гобеленовая ткань, гобеленовые купоны, которые являются замечательными материалами для творчества, и реализуются здесь на Ярмарке мастеров в разделе "Материалы для творчества".

Однако иногда в незначительном количестве я также отшиваю и предлагаю к продаже некоторые готовые гобеленовые изделия. Это могут быть чехлы на подушки, скатерти, салфетки, не сложные сумки, отшитые по типу хозяйственных и пр. не замысловатые швейные изделия.

Из гобеленовой ткани, гобеленовых купонов, и даже гобеленовых салфеток люди самостоятельно отшивают все, что угодно, на что хватит фантазии – например, игрушки:

Работа с гобеленовой тканью, фото № 11

Или покрывала и чехлы для мебели:

Работа с гобеленовой тканью, фото № 12

Или перетягивают мебель

Работа с гобеленовой тканью, фото № 13

Работа с гобеленовой тканью, фото № 14

Также по гобеленовым купонам мастерицы вышивают лентами

Работа с гобеленовой тканью, фото № 15

Ну и, наконец, гобеленовые купоны являются заготовками для обвязывания крючком, в результате чего получаются очень эффектные комплекты с хлопковым кружевом ручной работы

Ну вот, например, скатерть, выполненная из гобеленовых купонов, представленных выше. Т.е. одни и те же купоны были использованы для пошива чехлов и для обвязки, т.е. как заготовка для творчества.

Работа с гобеленовой тканью, фото № 16

Таким образом, гобеленовые заготовки для творчества - это богатейший первичный материал, направления использования которого ограничены лишь нашей фантазией. Мы вставляем гобелены в багеты и вешаем на стену гобеленовые картины, мы шьем из гобелена, мы вышиваем по гобелену лентами, мы обвязываем гобелен крючком. Именно для реализации всех этих возможностей и работает наш магазин Гобеленовый рай, в котором представлен огромный ассортимент гобеленовых заготовок для творчества.

Зачем покупать готовое покрывало на диван или тахту, если можно обойтись отрезом гобелена нужной длины? Экономия получается довольно приличная. Остаётся только обработать его края. Можно просто подвернуть их и отстрочить на машинке. А можно потратить немного больше времени, зато придать вещи настоящую "изюминку". Будем подшивать края вручную! О том как это сделать своими руками, читайте далее.

Материалы: пряжа (х/б).

Инструменты: швейные принадлежности.

Порядок окантовки покрывала

1. Выравниваем край.

Срезаем нитки по краю ткани. Дважды подворачиваем его на изнанку. С изнаночной стороны вводим иглу с длинной нитью в сгиб близко к краю и выводим её на лицевую сторону. Протягиваем нить. Отступаем полтора сантиметра и с лицевой стороны вводим иглу прямо под сгибом края, но не прихватывая его. Набрасываем на иглу петлю и протягиваем нить. Получается зубчик, закреплённый за вершину узлом. С изнаночной стороны выводим нить на лицевую в точке её ввода.

2. Окантовываем край зубчиками.

Каждый раз отступая по полтора сантиметра, повторяем выполнение зубчиков. С изнаночной стороны у нас получается дорожка наклонных двойных штрихов.

3. Закрепляем нить.

Подшив край полностью, затягиваем на рабочей нити узел и прячем её конец вовнутрь сгиба с изнаночной стороны.

4. Окантовываем второй край.

Зубчатый шов выполняется справа налево. То есть, начинать его придётся теперь с другой стороны. Таким же образом подшиваем второй край изделия.

olgaskiba

Края тонкой ткани ( шифона , батиста или тонкого шелка) можно обработать по‑разному: ролевым швом на оверлоке , частым зигзагом , так называемым « московским» швом и даже вручную , швом вподкрутку.

светлана

Таким образом обрабатывают низ расклешенного платья, края оборки, волана, а «московским» швом можно обработать даже край горловины и пройм.

Ролевый шов

Как обработать края ролевым швом на оверлоке, нужно посмотреть в инструкции к оверлоку, так как настройки на этот шов у разных марок оверлоков могут отличаться друг от друга.
Рассмотрим швы, которые можно выполнить на домашней машинке.

«Московский» шов или узкая двойная подгибка

Покажем этот шов на примере обработки горловины.

Шаг 1

Как обработать край тонкой ткани

Для того, чтобы горловина не растянулась при обработке, по разметке горловины проложите прямую строчку мелким стежком.

Шаг 2

Как обработать край тонкой ткани

Заметайте припуск на изнанку горловины так, чтобы закрепляющая строчка не была видна с лицевой стороны. Приутюжьте припуск (купить специальное полотно для глажки в магазине Burda).

Шаг 3

Как обработать край тонкой ткани

По горловине на 1 мм от сгиба проложите строчку. Удалите наметку.

Шаг 4

Как обработать край тонкой ткани

Шаг 5

Как обработать край тонкой ткани

Подверните край на 1−2 мм и проложите еще одну строчку на 1 мм от сгиба. Приутюжьте край.

Шаг 6

Как обработать край тонкой ткани

Вид горловины с лицевой стороны. Нитки другого цвета для наглядности. Точно также обрабатывается края низа, оборок и воланов. Но в этом случае не прокладывается первая, закрепляющая строчка по припуску.

Обработка зигзагом

Это очень деликатная обработка низа, воланов и оборок в тонких тканях, особенно шифона. Край получается тонким и изящным.

Шаг 1

Как обработать край тонкой ткани

Припуск детали заутюжьте или заметайте на изнанку.

Шаг 2

Как обработать край тонкой ткани

По сгибу проложите строчку частым узким зигзагом через край. Один прокол иглы идет в край, другой — рядом со сгибом, не прокалывая ткань.

Как обработать край тонкой ткани

Машинка настроена на зигзаг для обработки петли. Ширина зигзага 2. Частота стежка — 0.5.

Как обработать край тонкой ткани

Совет: чтобы подрезать припуск близко к строчке, нужно держать ножницы параллельно ткани.

Как обработать край тонкой ткани

А вот и результат. Если деталь выкроена по косой, то край получается упругим и волнистым. Для того, чтобы усилить этот эффект, в сгиб припуска перед прокладыванием зигзага вкладывают тонкую леску. Этот прием часто используют при пошиве костюмов для бальных танцев.

Обработка горловины в прозрачных тканях

Часто изделия из прозрачных тканей делают на подкладке или чехле из той же ткани. Как в этом случае обработать горловину и проймы? Ведь широкие припуски просвечивают, а узкие высыпаются. В этом случае используют такую обработку:

Шаг 1

Как обработать край тонкой ткани

Детали верха и чехла (подкладки) сложите и сметайте по горловине. Наметка не даст горловине растянуться при обработке.

Шаг 2

Как обработать край тонкой ткани

Стачайте детали по горловине тройной строчкой. Вторую и третью строчку прокладывайте вплотную к первой, но каждый раз в другом направлении. Например, первую слева направо, вторую — справа налево, а третью опять слева направо. Так горловина не перекосится.

Шаг 3

Как обработать край тонкой ткани

Подрежьте припуски вплотную к строчке, приутюжьте горловину.

Шаг 4

Как обработать край тонкой ткани

Настрочите припуски на горловину подкладки на 1 мм от шва стачивания. Эта строчка не позволит выворачиваться подкладке по горловине во время носки.

Шаг 5

Как обработать край тонкой ткани


Выверните подкладку на изнанку платья и приутюжьте горловину с переходным кантом* (вид со стороны подкладки).

*Переходной кант — это перекат основной детали на внутреннюю деталь, чтобы с лицевой стороны не был виден шов и не выглядывала внутренняя деталь.

Шаг 6

Как обработать край тонкой ткани

Вот что получается с лицевой стороны. Узкий припуск не просвечивает и не будет высыпаться во время носки.

Автор мастер-класса, текст и фото: Светлана Хацкевич
Материал подготовила Анна Соболева

Юлия Деканова

Классический способ обработки низа изделий и рукавов , сшитых из рыхлых и сыпучих тканей таких , как рогожка , букле , ткани в стиле Шанель , не всегда подходит.

Юлия Деканова

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов


Это обусловлено самой тканью — она рыхлая или сыпучая, а иногда встречаются экземпляры, обладающие сразу двумя озвученными особенностями. В таком случае лучше выбрать один из декоративных способов обработки подгибки низа изделия и рукавов.

Конечно, можно сначала обработать срез на оверлоке, дополнительно проложить фиксирующую строчку узким загзагом, укрепить срез полоской флизелина. Но если необходимо максимально сохранить пластичность рыхлой ткани во всём изделии, тогда лучше всего обработать припуск на подгибку шёлковой бейкой.

На примере подгибки рукавов платья из хлопковой рогожки, я покажу, как выполнить обработку срезов подгибки с помощью шёлковой бейки. Способ практичный, деликатный и красивый.


Декоративная обработка низа изделия: «неправильная» подгибка

Шаг 1

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов


Выкроите полосу ткани из шёлка под углом 45 градусов шириной 4−5 см.


Как выкроить косую бейку из тонкой ткани

Длина шёлковой бейки равна длине по низу рукава.

Шаг 2

Бейку стачайте в кольцо.

Швы разутюжьте и подрежьте уголки.

Шаг 3

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов


Бейку приметайте по низу рукава, точно совместив срезы.

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов


Притачайте на расстоянии 1 см.

Шаг 4

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов

Шов приутюжьте поперёк.

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов


Бейку заутюжьте наверх.

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов


Открытым участком бейки обогните срез припуска рукава и приметайте.

Шаг 5

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов


Припуск на подгибку рукава отверните на изнаночную сторону.

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов


Притачайте в край.

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов

Рыхлые ткани: обработка подгибки низа изделия и рукавов


Декоративная обработка срезов изделия из ткани в стиле Шанель: «открытый» способ

Читайте также: