Как правильно завязать вязальную проволоку

Обновлено: 18.04.2024

Как и чем связать арматуру? На первый взгляд кажется, что ответ на этот вопрос прост. Берём мягкую отожжённую вязальную проволоку, крючок и приступаем к работе. Но опыт пользователей нашего портала говорит о том, что даже в таком нехитром деле существует масса нюансов, начиная от выбора диаметра проволоки и заканчивая способом связывания. Однако эти "мелочи" напрямую влияют на скорость работы и конечные затраты. Итак, из этой статьи вы узнаете:

  • Выгодно ли связывать арматурный каркас аккумуляторным вязальным пистолетом.
  • Как сделать самодельный крючок для связывания арматуры.
  • Как научиться вязать арматуру крючком.

Связывание арматуры вязальным пистолетом: за и против

Первое, о чём задумывается любой начинающий застройщик, решивший собрать арматурный каркас – чем его вязать. Кто-то использует для этого самодельные или покупные крючки.

Другие предпочитают использовать плоскогубцы. Третьи полагают, что только покупка специального аккумуляторного пистолета для вязки арматуры решит проблему.

Как показывает практика наших пользователей, в большинстве случаев аккумуляторный вязальный пистолет — слишком дорогое удовольствие для обычной стройки. Помимо высокой цены (брендовые модели стоят 1000 - 2000 $), вязальный пистолет иногда может плохо затягивать проволоку. Причём, к оборудованию придётся покупать специальную проволоку на катушках (недешевую). Попытка «перехитрить» механизм и, после того как фирменная проволока закончится, намотать на катушку обыкновенную, приведёт к поломке оборудования.

Не советую даже пытаться намотать вместо фирменной проволоки простую, купленную на ближайшем рынке. Проверено. Пара таких «заряженных» катушек, и грязная, плохо отожженная проволока сломает вязальный пистолет. Конструкторы предусмотрели защиту от самопальных расходников. Помимо поломки дорогостоящей «игрушки», вы после такого фокуса автоматом слетаете с гарантии.

Несмотря на высокую цену на автоматический вязальный пистолет, на портале есть энтузиасты, которые либо покупают его, либо берут в аренду.

Мне понравилось работать с таким оборудованием. Один вязальный пистолет заменяет несколько человек. Аккумуляторы заряжаются быстро. Только успевай катушки менять. Из минусов отмечу — да, дорого. И пистолет, и катушки стоят денег. Слышал, что пистолетом не везде можно подлезть, особенно в узких местах, но на больших объёмах и при профессиональном применении считаю, что это оправданное приобретение.

Ещё один недостаток вязального пистолета, особенно применительно к нашим условиям строительства — возможность его поломки из-за «кривых» рук рабочих или банальное воровство дорогого инструмента.

Чаще всего аккумуляторным пистолетом вяжут арматуру плитных фундаментов, при монтаже горизонтально уложенной арматуры в сетку.

Интересен опыт участника портала с ником Синявинский . Пользователь взял в аренду пистолет и полностью в нём разочаровался. По словам участника, у пистолета плохо регулируется сила затягивания проволоки. Проволока путается или наматывается не туда, куда надо. В итоге Синявинский отказался от использования вязального пистолета и нанял «арматурщиков», которые довязали каркас крючками.

Вывод: при всех плюсах вязального пистолета его приобретение или аренда требуют тщательного расчёта — оправданно ли это экономически. Поэтому большинство предпочитают проверенный годами способ — вязать арматуру крючком.

Мои рабочие вяжут арматурные каркасы обычным крючком с вращающейся деревянной ручкой. Цена приспособы – 150 рублей. А всякие автоматические механизмы, включая реверсивные крючки и использование шуруповёрта — это так, баловство. Профессионалы используют крючки.

О плюсах и минусах использования для связывания арматуры т.н. полуавтоматов – крючков с реверсом и аккумуляторных «шуриков» с зажатым в патроне крючком, мы расскажем во второй части статьи. А сейчас подробнее опишем процесс изготовления самодельного крючка и расскажем, как правильно вязать арматуру.

Как сделать самодельный крючок для вязки арматуры

1. Крючок можно сделать самостоятельно или купить готовый. Цена вопроса — 150-200 рублей. Плюсы покупного: стальное «тело» крючка свободно вращается в рукоятке, что значительно укоряет работу.

Существуют модели крючков с подшипниками, но они значительно дороже обычного крючка на втулке.

Плюсы самодельного крючка — сделать его можно за 10-15 минут из того, что есть под рукой. Например, крючок для вязки арматуры делают из гвоздя на «150», электрода, арматуры диаметром 8 мм, держателя малярного валика, у которого отпиливается валик, рукоятки мастерка и т.д.

Вариантов множество. Всё зависит от фантазии и наличия завалявшихся в хозяйстве «ненужный» вещей.

Я сделал самодельный крючок для вязки арматуры из стального прутка. Один конец обточил на конус на точиле и согнул пруток в двух местах. Вместо рукоятки можно поставить обрезок трубки, так удобнее работать, и перчатка не наматывается на приспособление.

Ещё один вариант самодельного крючка предлагает участник портала с ником аlexdomm. Для этого берём старые вилы (если они, конечно, есть в хозяйстве) и отрезаем один штырь. Далее берём трубу диаметром 16 мм, загоняем в неё штырь и расклёпываем/привариваем конец. Рабочую часть заостряем на наждачном круге или при помощи «болгарки».

Т.к. для изготовления вил используется закалённая сталь, таким крючком можно крутить проволоку «тройку», и крючок не разогнётся.

СпехПервый для изготовления самодельного крючка использовал малярный валик, от которого отрезал всё «ненужное».


Весна, как обычно, пришла, когда её никто не ждал. И вся наша улица начала тонуть.
В связи с этим приобрёл мотопомпу. А к мотопомпе — пучок шлангов, как всасывающих, так и выпускных.

В процессе сбора всего этого в единое целое обнаружил, что, так как червячные хомуты я подбирал для всасывающих шлангов — для выпускных они не подошли, потому что у последних толщина стенки, и, как следствие, наружный диаметр трубы — заметно меньше. Но я что-то похожее предвидел, и на всякий случай прикупил моток оцинкованной вязальной проволоки диамером 2мм.

Как оказалось, надёжно зафиксировать проволокой шланг, в который подается вода под напором в 500 литров в минуту — задача не из простых. После мучений с отверткой и плоскогубцами, получается что-то типа вот такого:


Держит оно примерно так же, как и выглядит — т.е. плохо. Один раз рукав сорвало и меня обдало водой. Хорошо, обошлось без травм. После повторного перевязывания, держало всё равно плохо, несмотря на все мои старания. Ну и текло, конечно, по всем щелям.

Я вспомнил, что ещё в прошлом году видел отличный ролик известного в кругах народных умельцев Адвоката Егорова про самодельно изготовленное им устройство под названием "хомутатель".

Адвокат Егоров — прекрасен, и я даже поначалу задумал было повторить его устройство целиком. Но лень заборола, и я стал искать более простые варианты того же самого устройства. И в итоге, перебрав несколько вариантов, остановился на том, который понравился больше всего — на варианте Александра Доровикова.

Незамедлительно съездил и приобрёл шестигранник на 12 и рожково-накидной ключ с трещёткой, тоже на 12.


От плоского ключа, как лего заметить, была отпилена рожковая часть, кончик немного заострён, а на его конце был пропилен паз для фиксации его на проволоке.


В обоих концах шестигранника были сделаны продольные пропилы, куда должна вставляться проволока:


В дополнение, по совету Александра, я перманентным маркером обозначил направление свободного вращения трещёточной части:


После этих нехитрых действий, пробуем вязать хомут.
Для начала, отрезок проволоки достаточной длины сгибаем пополам, а место сгиба чуть-чуть сжимаем рукоятками кусачек, потому что руками гнуть 2-миллиметровую проволоку на таком радиусе уже не очень удобно.


Затем накидываем первый оборот хомута, продевая свободные концы сквозь петлю:


И делаем ещё один оборот, снова продевая концы в петлю:


Нацепляем наш девайс пропиленным пазом на петлю:


И в отверстие трещётки вставляем шестигранник, попутно захватывая свободные концы проволоки пропилом. И немножко закручиваем, чтоб создать хоты бы небольшое натяжение.


После этого начинаем закручивать, попутно поправляя проволоку по всему периметру, следя, чтобы витки не перехлёстывались. До безумия крутить не надо. Когда уже есть ощущение, что всё затянулось достаточно, перегибаем наше устройство через петлю вот таким образом:


После чего остаётся только обкусить "усики" и загнуть их, чтоб не цепляться и не царапать ничего.


Ну а теперь — пляшем от радости, соединение готово. Если я что-то непонятно объяснил — сходите в ролик Александра, на который я дал ссылку выше, там всё пояснено гораздо подробнее.

Что имеем в итоге: железяка проста, относительно недорога, а пользы — вагон. Под капотом, конечно, не воспользуешься из-за её довольно больших габаритов — но для проволоки меньшего диаметра без проблем можно изготовить пепяку поменьше размером.

Зачем оно надо? — спросит въедливый читатель. — Ведь есть недорогие червячные хомуты!

Нет, дорогой читатель, не всегда они есть и не всегда подходят к ситуации.

Во-первых, хорошие червячные хомуты — редкость. Причем — недешёвая.
Во-вторых — часто в требуемом диаметре нет вообще никаких хомутов, не говоря уже о хороших.
В-третьих — проволочная стяжка, по моим ощущениям, фиксирует гораздо прочнее, и прежде всего — в силу того, что стягивает с равномерным усилием по всей окружности.
В-четвёртых — проволокой можно укрепить уже имеющееся соединение, не разъёдиняя его. С червячным хомутом так не получится(P.S. в комментариях меня уже убедили, что на самом получится, я проверил — и правда, получается, но не со всеми хомутами). Поэтому применять можно не только для труб и шлангов, но и, например, для сбора конструкций из жердей, для оперативной починки расколовшихся рукоятей топоров, отверток, стамесок и много ещё для чего.

Ну и в-пятых — настоящему параноику никто ведь не мешает иметь и то, и другое в запасе. Есть хомут — ставишь его. Нет хомута — наматываешь проволоку.

Инструмент мне обошёлся дороже, чем я ожидал — потому что я не успел на авторынок до его закрытия, и ключи покупал в разделе "1000 мелочей", где на крутки на всю эту чепуху довольно большие. Ключ с трещёткой мне обошёлся в 260 рублей, а шестигранный — в 220. Но 500 рублей за получившуюся приблуду не жалко. Приятно держать в руках инструмент, который ты сам частично изготовил.


Натурных испытаний пока провести не успел, если что-то пойдёт не так — отпишусь.

Армирование в строительстве занимает важнейшую роль, однако многие частники, решившие строить дом или баню на своем участке, не решаются вязать арматуру при создании фундамента, армопояса или перекрытий. Между тем, вязать арматуру и арматурные каркасы довольно просто. Сейчас я вам расскажу, зачем, как и чем можно и нужно вязать арматуру.

Зачем вязать арматуру?

А зачем вязать арматуру проволокой, спросите вы, ведь есть же сварка. Действительно, сварка выполняет ту же функцию, что и вязка – крепит арматуру друг к другу.

Однако сварочные соединения выполняются гораздо дольше чем вязочные, а если у сварщика еще и опыта мало – то целую вечность.

Но это не все, дело в том, что сварка под действием высоких температур изменяет состав стали арматуры, в результате чего арматура теряет часть своих несущих свойств. Кроме того, для вязки арматуры нужны только крючок и проволока, в то время как сварочные соединения требуют наличие сварочного аппарата, электродов и сварочной маски.

Отсюда вывод: крепить арматуру лучше проволокой, или, как вариант, пластиковыми хомутами.

Какой проволокой вяжут арматуру?

Для вязки арматуры нужна проволока круглого сечения, диаметром 1 мм, обязательно обожженная. Обжигают проволоку для улучшения ее свойств, после обжига проволока становиться более гибкой, хорошо прилегает к арматуре, и, за счет свойств тягучести, не ломается при вязке.

Теоретически можно вязать и необожженной проволокой, однако делать это я вам искренне не советую – замучаетесь, если вообще что-то получится.

Чем вязать арматуру?

Арматуру обычно вяжут (перечислю по популярности):

1. Крючок самодельный – самый популярный и удобный инструмент для вязки арматуры. Для его изготовления потребуется:

- кусок стальной арматуры диаметром 8 мм, длиной 30-35 см;

- шестигранные гайки и шайбы соответствующего диаметра, чтобы их можно было установить на арматуру крючка;

- старая ручка от любого ручного инструмента: отвертки, валика для малярных работ, мастерка, полимерная трубка.

Один конец стержня затачиваем болгаркой и загибаем в виде крючка под 80-100 градусов. На другом конце арматуры делаем ручку в такой последовательности: шестигранная гайка как ограничитель, потом шайба, потом пластиковая или деревянная ручка, затем шайба и вторая шестигранная гайка в качестве ограничителя. Гайки привариваются сваркой. В результате ручка должна легко и свободно вращаться на стержне.

От края ручки отступаем на 2-3 см и загибаем стержень под углом 90-140 градусов, затем через 4-5 сантиметров делаем еще один загиб примерно на 140 градусов. Есть варианты и без второго загиба – смотрите фото.

В принципе длина крючка, количество и углы загибов делаются индивидуально, кому как удобнее, попробовав инструмент в работе, и поэкспериментировав с углами загибов.

2. Крючок фабричный. Изделие можно приобрести почти в любом строительном магазине. Это, скорее, любительский инструмент, у строителей он не пользуется уважением. Не очень удобный, с низкой производительностью. У меня, например, очень быстро сломалась ручка. Но если объем работ небольшой, то покупной крючок может стать отличным вариантом.

3. Винтовой крючок. Тоже неплохой вариант для новичков, достаточно захлестнуть петлю и концы проволоки и потянуть инструмент на себя. Крючок сам затянет петлю, что позволит выполнить больший объем работ без особых затрат сил. Однако он довольно быстро выходит из строя, а стоимость его высока – около 1 тыс. рублей.

4. Пистолет для вязки арматуры. Из преимуществ – высокая скорость работы, на одно соединение уходит около секунды, в то время как у профессионального арматурщика, работающего с обычным крючком – 6-7 секунд. Однако, это все плюсы.

1. Высокая стоимость пистолета, хорошая модель обойдется в 70-80 тысяч, продвинутая – 100 и более тысяч рублей;

2. Проволока обойдется дороже, расход ее – больше;

3. Энергозависимость – время от времени аккумуляторы прибора нужно заряжать;

4. Пистолет малопригоден из-за своих габаритов для работы в труднодоступных местах;

5. Рекламный трюк производителей о равномерной затяжке петель на соединениях – всего лишь, трюк, поскольку равномерность натяжения не имеет значения – главное, чтобы соединения были прочными.

Как вязать арматуру?

Вязать проволоку на арматуре просто:

1. Берем кусок проволоки, сгибаем его пополам, поддеваем под соединение петлей вперед;

2. Подцепляем крючком петлю, подтягиваем проволоку;

3. Второй конец перегибаем через крючок;

4. Крутим. Чтобы не было длинных скруток, торчащих из бетона, проволоку подгибаем перед вращением инструмента.

Вязка арматуры — один из способов сборки арматурных каркасов наряду со сваркой, пластиковыми хомутами или специальными клипсами. При вязке каркасы собираются с помощью вязальной проволоки, о которой мы расскажем в данной статье.

Проволока для вязания арматуры (композитной или металлической) используется как в гражданском, так и в промышленном строительстве. С её помощью смежные прутки арматуры соединяются между собой там, где они перехлёстываются. Используется при вязке каркасов для фундаментов, армопоясов для укладки перекрытий и стяжек полов, некоторых бетонных изделий.

Преимущества и недостатки

Достоинства применения вязальной проволоки:

  • Простота выполнения работ. С вязкой арматуры справится любой рабочий.
  • Вязку проволоки можно делать сразу в опалубке.
  • Если используется металлическая арматура, то сварные соединения являются местами с высокой подверженностью коррозии. При эксплуатации сварные швы контактируют с влагой и арматура в этих местах ржавеет, теряя свои первоначальные характеристики (этой проблемы можно избежать используя стеклопластиковую арматуру, которая не подвержена коррозии, да и сваривать её не нужно).
  • С проволокой легко устранять недочёты. Не всегда получается сделать каркас идеально ровным и зафиксировать стержни арматуры в нужном положении. При использовании проволоки можно легко изменить положение прутков, если потребуется.
  • Низкая цена. Проволока для арматуры стоит значительно дешевле, чем сварочное оборудование (опять же, если говорить о стальной арматуре).

Среди недостатков обвязочной проволоки отметим шаткость готового каркаса, но этот минус можно нивелировать, если вязать каркас прямо в опалубке.

Вязальная проволока ГОСТ

Производство проволоки для вязки регламентируется ГОСТом 3282-74 «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия». Стандарт регламентирует следующие моменты:

  • Типы и основные размеры вязальной проволоки;
  • Технические требования к ней;
  • Правила приёмки и методы испытаний;
  • Упаковку, маркировку, транспортировку и хранение.

Согласно ГОСТу, проволока бывает:

  • по виду обработки: термически обработанная и термически необработанная;
  • по виду поверхности: без покрытия и с покрытием. Проволока с покрытием, в свою очередь, подразделяется на оцинкованную 1-го класса и оцинкованную 2-го класса;
  • по точности изготовления: повышенной точности и нормальной точности;
  • по временному сопротивлению разрыву: I группы и II группы;
  • диаметром: без покрытия — от 0,16 до 10 мм, с покрытием — от 0,2 до 6 мм.

Примеры условного обозначения проволоки по ГОСТ

Проволока диаметром 1 мм термически обработанная, повышенной точности, светлая:

Проволока 1,0-П-О-С ГОСТ 3282-74 , где:

  • 1,0 — диаметр;
  • П — точность изготовления (в случае повышенной точности указывается литера «П», в случае нормальной точности литера не указывается);
  • О — вид обработки (для обработанной проволоки указывается литера «О», для необработанной литера не указывается);
  • С — покрытие (С — светлое; Ч — чёрное, для проволоки с покрытием литера не указывается).

Или, например, проволока диаметром 0,8 мм термически необработанная, 2-го класса, повышенной точности, II группы:

Проволока 1,2-П-2Ц-II ГОСТ 3282-74 .

Допустимые отклонения от диаметра указаны в таблице 1 указанного ГОСТа, механические свойства указаны в таблице 2.

Для определения соответствия ГОСТу проводят следующие испытания:

  • на растяжение и разрыв с узлом;
  • на перегиб;
  • на навивку.

Производство

Проволока изготавливается из стали, содержащей углерод до 0,25%. Конечный продукт получают из проволоки-катанки с помощью холодного волочения. В процессе производства деформируется кристаллическая структура поверхности. Для восстановления структуры используют отжиг, способствующий снижению напряжений в металле. Изделия, которые не подвергались отжигу обычно хрупкие и плохо загибаются.

Различают два вида термической обработки:

  • Светлая. Такая проволока обжигается в инертной газовой среде, благодаря чему поверхность чистая и светлая. Она не пачкает руки.
  • Темная. Изготавливают в воздушной среде, из-за чего поверхность темная и пачкает руки. Работать с этой проволокой лучше в спецодежде и перчатках.

Технические свойства светлой и темной проволоки не отличаются.

Изделия с цинковым защитным покрытием маркируются классом «1Ц» или «2Ц». Второй класс отличается более толстым защитным слоем.

Есть несколько видов цинкования при изготовлении защитного покрытия:

  • Гальваническое. Образует более тонкий поверхностный слой.
  • Горячее. Образует толстый и долговечный защитный слой. Но существенный минус данного способа — плохая экологичность.
  • Холодное. Производится с помощью специальных защитных составов с большим содержанием цинка — 96%.

Классификация вязальной проволоки

В зависимости от наличия или отсутствия защитного покрытия, вязальную проволоку подразделяют на:

  • Проволоку из низкоуглеродистой стали. Её преимущество — низкая цена, но при этом и долговечность меньше. Такая проволока подходит для одноразового применения.
  • Оцинкованная проволока более устойчива к влаге и характеризуется большим сроком службы. Такая проволока подходит для использования на открытых пространствах.

С завода проволока обычно поставляется в мотках или катушках.

Есть ещё одна разновидность вязальной проволоки — проволока «Казачка», которая выпускается в виде готовых отрезков небольшой длины с кольцами на концах. Использование такой проволоки экономит время на нарезку и заготовку колец — процесс значительно упрощается.

Как выбрать вязальную проволоку?

Прежде всего, выбирать проволоку следует исходя из диаметра самой арматуры. Тут действует прямая зависимость — чем толще арматура, тем больший диаметр проволоки используем.

Прочность связанного узла важна не только при эксплуатации, но и в момент заливки бетона. При заливке бетононасосом напор давит на места перехлёста арматуры, и чтобы стержни не отошли друг от друга соединение должно быть очень прочным.

Расход проволоки

Расчёт вязальной проволоки для арматуры зависит от схемы армирования и расчёта необходимого количества арматуры . Исходя из схемы армирования определяется количество узлов с перехлёстами арматуры. Количество узлов надо умножить на 0,5 и вы получите примерный метраж.

Специалисты утверждают, что лучше сразу покупать в два раза больше материала, чем вы получили при расчёте. Потому что, часто при вязке проволока затягивается неправильно или рвётся. Лучше сразу приобрести её с запасом, благо что стоит она недорого.

Инструменты для вязки арматуры

Самый дешёвый инструмент — специальный крючок для ручной вязки. Стоит он не дороже 150 рублей.

В магазине можно выбрать разные модели крючков. Например, винтовой или полуавтоматический. Но даже с полуавтоматическим крючком потребуется приложить физические усилия. Это как самый дешёвый, так и самый трудозатратный способ.

Чтобы сэкономить силы и время можно приобрести специальный пистолет для вязки. С ним процесс обвязки автоматизируется и значительно ускоряется. Прибор закрутит проволоку с нужным усилием менее, чем за секунду. Но ввиду дороговизны (цена от 36 000 рублей) такие пистолеты не распространены в частном строительстве, позволить их себе могут только крупные строительные компании.

Если руки у вас растут откуда надо, то есть способ создать аналог такого пистолета на дому. Потребуется шуруповёрт и гвоздь либо кусок электрода. Из последних делается некое подобие крючка, которое вставляется в шуруповёрт. Своими руками вязать ничего не нужно, только нажимать на кнопку. Дрель, кстати, для этих целей не подойдёт из-за высокой скорости вращения.

Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

правильная вязка арматуры

Способы вязки арматуры

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

способы вязки арматуры

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.

узел связки арматуры проволокой

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.

инструмент для вязки арматуры


Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Простой узел связки арматуры крючком

простой узел вязки арматуры крючком

Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

  1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
  2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
  3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
  4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
  5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
  6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

схема вязки простым узлом

Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.

На видео ниже, профессиональный арматурщик показывает как правильно выполнять простой узел вязки арматуры крючком, и какой скорости можно достичь работая данным инструментом.

«Мёртвый узел»

мертвый узел вязки крючком

Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

  1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
  2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
  3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
  4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
  5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

схема вязки мертвым узлом

Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

комбинированный узел вязки арматуры

Специальный пистолет для вязки

Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дёшево. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, у не очень опытного арматурщика уходит 9 секунд. Если вязать автоматизированным крюком, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1-2 секунды на 1 узел.

Но и у этого способа есть свои минусы:

  1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
  2. Стоимость.
  3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
  4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

Использования шуруповёрта с крючком

Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

Вязка арматуры клещами

Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

Из минусов следует отметить:

  1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
  2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
  3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

Выбор проволоки для вязки арматуры

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.

проволока для вязки арматуры


Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр – 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

Читайте также: