Как завязать брамшкотовый узел

Обновлено: 27.03.2024

Если вы являетесь поклонником активного отдыха, то наверняка вам хотя бы раз приходилось использовать тросы или канаты. Они — неизменный спутник походов, когда нужно разбить палатку, забраться на склон или поднять груз на высоту. Различные виды узлов применяют в альпинизме. Это один из самых популярных видов туризма. Для безопасности используют страховочные тросы. Чтобы быть подготовленным ко всем неожиданностям во время путешествия, изучите разновидности и техники вязания узлов. Одним из самых простых и популярных видов крепления является брам-шкотовый узел.

Описание

Туристические узлы бывают основными и вспомогательными. Основные связывают две части троса. Это может пригодиться для наращивания длины веревки или если по какой-то причине она порвалась. Также узел нужен, чтобы к главному канату привязать дополнительный — например, страховочный, или прикрепить инвентарь. К основным относят: прямой, ткацкий, встречный, грепвайн, шкотовый и брам-шкотовый, академический и другие узлы. Вспомогательными являются маркировочный, «пустышка» и стременной узлы.

Все эти соединения родом из морского дела. В старые времена только так можно было надежно соединить разные элементы конструкции кораблей. Брам-шкотовый узел — это улучшенная и более прочная разновидность шкотового. Еще его иногда называют двойным шкотовым. Название эта группа узлов получила от элемента оснастки парусников. С помощью брамшкота растягивают нижнюю кромку паруса, чтобы удержать его от сминания. Первое упоминание такой связки датируется 1860 годом.

Согласно классификации Эшли, брам-шкотовый относится к категории так называемых штыков. Этот фундаментальный труд описывает все возможные разновидности вязок, число которых больше трех тысяч. Штыки — это способы соединения, которые подразумевают натяжение. При ослаблении нагрузки сплетение слабеет, со временем распадаясь.

То есть использовать брам-шкотовый узел лучше всего на опоре.

Он не подведет, даже если речь идет об очень большом весе — переживать стоит лишь о крепости самой веревки. Однако двойной шкотовый узел прочнее обычного. За счет дополнительного оборота вокруг основного троса, трение повышается. Так канат не развязывается сразу же после ослабления тяги. Придумано такое решение было потому, что паруса не постоянно находятся в натянутом положении, и нужно было соединение, которое не пришлось бы переделывать с каждым ослабеванием ветра. Широко применялся такой метод и в охоте на китов. Гарпун привязывали к канату именно этим узлом.

Для чего применяется?

Конечно, с развитием технологий парусные корабли и гарпунное дело перешли скорее в разряд экзотических видов спорта, чем практических ремесел. На сегодняшний день брам-шкотовые узлы используют, если вам нужно соединить две веревки разного диаметра. Такое может случиться, например, если под рукой нет двух одинаковых. Кроме него, только академический узел может быть применен для такого крепления. Преимуществом брам-шкотового будет простота и скорость выполнения. Даже на морозе или второпях вы легко свяжете канаты с его помощью.

То есть сфера применения узлов связана в основном с туризмом и активными видами отдыха. Например, в альпинизме брам-шкотовый узел используют для крепления более тонкого и эластичного страховочного троса к основному или для подвязки инвентаря и других элементов снаряжения.


Помимо альпинизма, эта морская связка широко распространена в яхтинге, на охоте и на рыбалке. Очень удобно скреплять им рыболовные снасти — ведь тросик катушки часто имеет более тонкое сечение, чем поводок блесны. Таким же образом чинят сети и силки.

Во время лесных походов удобно поднимать припасы и багаж наверх, чтобы защитить от зверья.

В строительной сфере его используют для страховки во время фасадных работ. Во время похода может произойти всякое. Брам-шкотовый узел поможет, когда нужно разбить палатку, связать бревна для плота или поставить парус на лодке. Важно иметь с собой прочные веревки одной толщины и распечатать схему вязания.

Иногда его используют в рукоделии при починке одежды или обуви. Для вязания сложных узоров крючком или спицами также пригодится такой метод соединения разных по толщине и текстуре нитей. Также используют такое крепление для соединения двух одинаковых синтетических тросов, которые могут скользить. Дополнительная петля надежно защищает от выскальзывания свободного конца, даже когда натяжение падает.


В любой ситуации, когда имеются две веревки или нити разного диаметра, в дело вступает двойной шкотовый узел. Это может произойти на трассе, если ваш автомобиль сломался и нужно скрепить тросы, а также во время работ на загородном участке. В настоящее время даже существует отдельный вид спорта по скоростному завязыванию узлов. В Книге рекордов Гиннеса даже есть запись о Клинтоне Р. Бейли, в 1977 году завязавшем 6 различных морских узлов на отдельных веревках.

Если не задумываться о последствиях, то связывание веревок весьма простой процесс. Раз, два и готово.

На фото изображен так называемый бабий (бабский, прямой ложный) узел. Под нагрузкой он мгновенно развязывается. Остается только догадываться сколько за историю человечества на его счету потерянных грузов и жизней людей.

Нет надобности разъяснять, что в жизни встречаются ситуации, когда важно быть уверенным, что узел будет надежен и «не подведет»:

  • обвязка веревкой упакованных вещей (пакетов, ящиков и т.п.),
  • наращивание веревки, привязыванием к ней другой,
  • связывание порванной веревки и др.

Необходимость связать две веревки может возникнуть как в обычных условиях – в быту или при выезде на природу, так и в специфических – спасательные работы , альпинизм . В первом случае нам достаточно, чтобы узел был « крепким », во втором случае от правильности связывания зависит жизнь .

Идею этой статьи мне подскали в комментариях к получившей большой отклик публикации "Король узлов" - булинь. Древнейший узел, трудяга и спасатель, который должен знать каждый . Там был задан вопрос сколько основных узлов нужно знать, чтобы они были востребованы? Эта статья - попытка ответить на него. Без лишних заморочек мы «пройдемся» по возможностям и особенностям основных узлов, используемых для связывания веревок .

Давайте сначала рассмотрим ситуацию, когда необходимо связать веревки одинакового диаметра. Для этого могут применяться следующие узлы: прямой , встречный, ткацкий .

Прямой узел

Проще не бывает. Именно им завязывают шнурки или стягивают тюк с вещами. Один из древнейших узлов (использовался древними египтянами 7000 лет назад). Другие названия: узел Геркулеса (Геракла), рифовый узел . Обычно легко развязывается, но может затянуться под нагрузкой, так что будет сложно развязать. Обязательно наличие контрольных узлов (контролек). Без них может «ползти» и развязываться. Неправильно завязанный прямой узел известен как бабий.


Узлы

Как можно быстро и надёжно связать две веревки или два каната разного диаметра? Сделать это можно с помощью брамшкотового узла, популярного сегодня у туристов и альпинистов. Он универсален и прост в создании, поэтому каждый сможет научиться вязать такой узел и воспользоваться им в чрезвычайной ситуации.

Что такое брамшкотовый узел

Брамшкотовый узел используют для соединения двух веревок разного диаметра или жесткости. Он славится своей надёжностью, то есть, не развязывается сразу при усилении или ослаблении нагрузки. Но при этом он не прочнее, чем ближайший родственник – узел шкотовый. Рассматриваемое соединение относится к категории штыковых, поэтому завязывают его исключительно на опору или трос.

Брамшкотовый узел является одним из самых надежных веревочных узлов

Брамшкотовый узел является одним из самых надежных веревочных узлов

Как выглядит

Брамшкотовый узел используют для связывания одного троса из двух верёвок или канатов как одинаковой, так и разной толщины. Его главное внешнее отличие заключается в двойном обносе более тонкой верёвкой петли на канате большего диаметра.

При правильно выполненном соединении ходовые концы канатов находятся с одной стороны. При таком расположении узел намного надёжнее того, который получился бы при концах, находящихся на противоположных сторонах друг от друга сторонах.


Происхождение

Эта связка, как и множество других, берёт начало из морского дела. Название произошло от названия корабельной снасти – брамшкота. Брамшкот использовали для растяжки шкотовых углов прямых парусов, а уже с помощью самого брамшкотового узла завязывали брамшкоты. Соответственно, этот крепкий морской узел выдерживает большие нагрузки и не развязывается при сильнейшем натяжении канатов. Во всем мире его стали использовать во времена расцвета парусного флота – в XVIII веке.

Узел появился в XVIII веке на борту корабля, так как чаще всего использовался для связывания парусов

Узел появился в XVIII веке на борту корабля, так как чаще всего использовался для связывания парусов

Некоторые источники утверждают, что до этого узел мог использоваться для привязки гарпуна на китобойных суднах.

Где применяется

Изначально брамшкотовый узел применялся для закрепления с помощью брамшкотов нижних кромок прямых парусов. Моряки полюбили его за надёжность, проверенную многовековым опытом. В наше время его активно используют в альпинизме и туризме.

Скалолазам нередко приходится использовать веревки различного диаметра и соединять их вместе. При создании страховочных систем, а также для прикрепления инструмента к своему снаряжению они используют брамшкотовый узел. В строительном альпинизме применяется как страховочный узел при фасадных работах и дополнительной фиксации грузов при подъеме.


Сфера применения узла обширна альпинизм, морское дело и туризм

Сфера применения узла обширна: альпинизм, морское дело и туризм

Для каких нитей подходит

Область применения брамшкотового узла широка благодаря возможности соединять им канаты разного диаметра или жёсткости. Нагляднее всего это демонстрируется в альпинизме, где используются верёвки различной жëсткости. Классический вариант такого соединения подходит для соединения веревок при условии стабильной нагрузки, то есть, без уменьшения или увеличения напряжения на соединение. Недаром моряки использовали его при установке брамселей.

Получается, такой узел можно применять даже в том случае, если канаты сильно различаются между собой, что говорит о его универсальности.

Преимуществом узла является возможность скрепить канаты разного диаметра

Преимуществом узла является возможность скрепить канаты разного диаметра

Преимущества и недостатки

Главным преимуществом соединения является его надёжность. Немаловажным плюсом является также быстрота его вязания и лёгкость развязывания. Запомнив схему, повторить ее без труда можно даже в экстремальной ситуации.

Единственный существенный недостаток этого типа связки состоит только в том, что он не предназначен для переменных нагрузок. Издавна его применяли при стабильных нагрузках, то есть, при неизменяемом натяжении, например, в условиях хорошего ветра для закрепления нижней кромки паруса.

Необходимость контрольных узлов не стоит считать существенным недостатком, потому что они требуются и в большинстве других случаев. Выполнение контрольных узлов хоть и займёт дополнительное время, но точно снимет все вопросы относительно возможного развязывания и безопасности соединения в целом. По словам многих моряков, скорее лопнет один из канатов, чем подведёт правильно завязанный брамшкотовый узел.

Преимущества Недостатки
1 Надежность. Под нагрузкой не затягиваются и не развязываются При переменных нагрузках могут «ползти»
2 Быстрота завязывания и развязывания. Потренировавшись несколько раз, можно легко завязать его за пару десятков секунд Обязательны контрольные узлы на обоих канатах или веревках

Чем отличается брамшкотовый узел от шкотового

Отличительное достоинство брамшкотового узла от своего «младшего брата» – шкотового узла заключается в дополнительном обносе рабочего конца вокруг кренгельса, сделанного на верёвке большего диаметра. Такой обнос хоть и не придаёт большей прочности, но намного увеличивает надёжность, занимая всего несколько секунд времени.

Другими словами, брамшкотовый узел – более безопасная версия шкотового.

Брамшкотовый отличается от простого шкотового узла тем, что отлично переносит большие нагрузки

Брамшкотовый отличается от простого шкотового узла тем, что отлично переносит большие нагрузки

Разновидности

Брамшкотовый узел бывает двух видов: классический и двойной. Классический используется при стабильной нагрузке на соединение. Именно этот вариант использовали моряки XVIII века. Двойной же узел применяют для более подвижных соединений, например, для соединения двух верёвок разного диаметра при создании страховочных систем в альпинизме.


Технология завязывания брамшкотового узла пошагово

Схема вязания брамшкотового узла довольно проста. При желании можно запомнить алгоритм вязания уже через несколько удачных попыток. Но следует учитывать, что есть несколько разновидностей этой связки.

Приступить к вязанию узла можно после изучения теоретических сведений

Приступить к вязанию узла можно после изучения теоретических сведений

Классический

Классический брамшкотовый вяжется быстро.

  1. В инструкциях по завязыванию часто пишут, что первым шагом должно быть формирование открытой петли на верёвке большего диаметра, однако лучшим решением будет завязывание любого узла, образующего петлю. В эту петлю нужно продеть конец менее тонкой верёвки.
  2. Затем следует обнести рабочий конец вокруг этой петли и сделать второй обнос. Рабочий конец должен оказаться ниже участка тонкой верёвки при вхождении в петлю толстого каната.
  3. Рабочий конец следует провести параллельно первому обносу под тонкой веревкой, но над петлей более толстой веревки.
  4. Затянуть связку покрепче.

Если всё сделано правильно, то концы обеих верёвок окажутся на одной стороне. Это значит, что соединение получилось безопасным и прослужит долгое время. С помощью классического варианта можно объединить в цепь множество верёвок разной толщины. Такое соединение применяют при статичных нагрузках, например, при установке палатки в туризме, или для установки на опоре.

Двойной

Отличие двойного брамшкотового узла от классического в том, что при вязании двойного получившийся брамшкот обносят вокруг петли два раза. Такая вариация рассчитана на более подвижные конструкции. Самым ярким примером будут те же страховочные системы, используемые в строительстве и как узлы альпинистские.

Для того чтобы завязать двойной узел, повторите оборот вокруг толстого троса два раза

Для того чтобы завязать двойной узел, повторите оборот вокруг толстого троса два раза

Вспомогательные соединения

При вязании брамшкотового узла необходимы вспомогательные соединения. В первую очередь, при подготовке к вязанию на толстом канате желательно выполнить узел «проводник» или любой другой, образующий петлю. Можно оставить и просто открытую петлю на более толстом канате, как рекомендуют сделать многие источники, но применение того же «проводника» на ней намного повысит надёжность.

В качестве дополнительного элемента используют узел «Проводник»

В качестве дополнительного элемента используют узел «Проводник»

Необходимость подстраховки

Брамшкотовый узел в обязательном порядке страхуется контрольными узлами, которые завязываются на обеих верёвках. Для того, чтобы полностью исключить возможность развязывания, рекомендуется ознакомиться с узлом «стремя», глухим контрольным или любым другим вспомогательным соединением. Любое из них подойдёт для подстраховки.


Советы по увеличению прочности

Способы увеличить прочность соединения по своей сути универсальны. В первую очередь, использовать нужно только сухие верёвки. Следует учитывать, что изначально все соединения выполнялись из верёвок, изготовленных из натуральных материалов. Поэтому узлы, получившиеся из синтетических верёвок, будут менее прочными.

Вязание узла следует производить из веревок, которые были изготовлены из натуральных материалов

Вязание узла следует производить из веревок, которые были изготовлены из натуральных материалов

Нельзя забывать о том, что ходовые концы должны находиться на одной стороне. Так соединение получится крепким, надёжным, а главное – безопасным.

Брамшкотовый узел крепок и надёжен. Это универсальный способ удлинить верёвку, причем использовать можно канаты не только одинаковой, но и разной толщины. В чрезвычайных ситуациях, а также в скалолазании или на высотных работах данный узел просто незаменим. Недаром его используют со времён парусных флотов и по сегодняшний день, а моряки до сих пор говорят о его надёжности.

Видео по теме


Узлы

Каждый, кто профессионально занимается альпинизмом, знает, как много значит умение правильно завязывать надежные и крепкие узлы. От этого зачастую зависит не только собственная жизнь, но и безопасность всей группы. Кроме того, альпинистские узлы могут пригодиться в обычном походе, на охоте или рыбалке.

Назначение узлов в альпинизме

Изначально большинство альпинистских узлов использовались в мореходстве. Поэтому они носят специфические морские названия.

  • петлевые;
  • специальные;
  • связывающие;
  • схватывающие.

Петлевые узлы Специальные узлы Связывающие узлы Схватывающие узлы

Петлевые (булинь, восьмерка, двойной булинь и проводник) применяются для закрепления страховки альпиниста. В результате получаются незатягивающиеся петли, способные выдержать большую нагрузку.

Специальные (вспомогательные) – это узел УИАА, гарда, стремя узел и др. С их помощью можно поднимать грузы или обеспечить безопасный спуск пострадавшего. Их нередко используют при организации переправы, для оборудования перил.

К связывающим относятся узлы для связки тросов, лент, канатов и веревок разной толщины. Схватывающий узел удерживает страховочный трос и предотвращает возможное падение альпиниста. Вяжут его из тонкого шнура диаметром 6 мм и длиной около 30 см.


Маркировка веревки

В альпинизме используются специальные веревки высокой прочности, изготовленные из полиамида. Иногда материалом для альпинистского троса служит полиэстер или кевлар, но такие веревки хуже держат узел.

Для изготовления альпинистских веревок применяется полиамид

Для изготовления альпинистских веревок применяется полиамид

На сегодняшний день в продаже встречаются крученые и плетеные веревки. Каждая имеет свои преимущества. Так, крученые прочнее, обладают лучшими динамическими свойствами. Зато плетеные долговечнее, надежнее защищены от механических повреждений.

По способу применения, различают следующие виды веревок:

Динамические предназначены для обеспечения страховки, а их главная особенность – это способность к амортизации удара при срыве альпиниста во время прохождения маршрута. Бывают одинарные, двойные и полуверевки.

Одинарные нужны для несложных спортивных восхождений и выпускаются диаметром от 9 до 12 мм. Полуверевка имеет толщину 9 и 10 мм, но при использовании она обязательно должна быть сдвоена.

Двойная веревка идеально подойдет для сложных горных переходов и используется альпинистами чаще других.

Статические тросы активно используются во время спасательных работ, в промышленном альпинизме и спелеологии. Делятся на 2 вида:

Вспомогательные веревки не способны выдержать значительную нагрузку, поэтому их используют для других целей. Альпинистские веревки не предназначены для долгосрочного использования, но при правильной эксплуатации и хранении срок службы составит около 2 лет.


Узлы для связывания лент и веревок

Здесь различают два типа узлов, одни из которых предназначены для связывания веревок одного диаметра, например, прямой, ткацкий, встречный узел и грейпвайн. Другие узлы (академический, шкотовый и брамшкотовый) используются для связки лент или тросов разной толщины.

Прямой узел

Прямой, он же морской узел считается самым простым и распространенным не только в скалолазании, но и в быту. Как вязать прямой узел: два шнура расположить концами друг к другу и завязать обычным узлом, подведя правый кончик под левый и вывести его наверх.

Далее процесс повторяется с другим концом шнура, но в зеркальном виде. При этом левый кончик веревки надо завести под правый, чтобы получилась петля и крепко затянуть. Правильно завязанный узелок будет выглядеть абсолютно симметрично.

Прямой узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра

Прямой узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра

Минусом такого способа вязки считается возможность самопроизвольного развязывания. Прямой узел плохо держится на мокрой или обледеневшей веревке, поэтому его края необходимо дополнительно фиксировать контрольными узелками.

Грейпвайн

Грейпвайн узел обеспечивает надежное и прочное соединение, не требующее дополнительной фиксации.

  1. Подготовить 2 троса одинакового диаметра.
  2. С помощью правого конца шнура сделать петлю вокруг левого.
  3. Обмотать левый шнур еще раз, по направлению от конца веревки к ее основанию.
  4. Правый кончик параллельно пропустить сквозь получившиеся отверстия от основания до окончания веревки.
  5. Полученный узел затянуть и повторить процедуру в том же порядке, используя левый конец шнура, т. е. обвить его вокруг основания и стянуть.
  6. Далее оба свободных конца веревки сильно потянуть в разные стороны.

В результате получается два аккуратных перекрестия с одной стороны и 4 параллельных обноса с другой.


Встречный узел

Встречный, или ленточный, узел предназначен для связки строп или ремней. Завязывается он долго, но получается очень надежным, не скользит и выдерживает большую нагрузку.

  1. Взять две веревки одинаковой толщины.
  2. Кончик одной из них завязать обычным узлом, но не затягивать.
  3. В получившийся узел протянуть вторую веревку, параллельно повторяя все изгибы первой.
  4. Полученную связку плотно затянуть.

Единственный минус такой вязки – это способность сильно затягиваться под действием веса. Развязать такой узелок уже не получится.

Шкотовый узел

Этот способ связывания веревок известен с древних времен и считается одним из самых надежных. Предназначен он для скрепления канатов или лент разного диаметра. Нужно сделать петлю из широкого шнура и зажать ее в руке. Сквозь нее продеть более тонкую веревку и завести ее за конец широкого шнура, а потом и за основной конец. После этого тонкую веревку продеть под петлю и затянуть.

Шкотовый узел служит для связывания двух свободных концов различных веревок

Шкотовый узел служит для связывания двух свободных концов различных веревок

Ткацкий узел

Простой способ связки шнуров или нитей одной толщины. Широко применяется не только в альпинизме, но и в швейном производстве.

  1. Подготовить две одинаковые нити.
  2. Из левой сделать небольшую петельку и продеть в нее кончик правой нити.
  3. Обернуть петлю правой ниткой, а потом продеть ее в эту же петлю еще раз и завязать.

Такой узелок позволяет почти незаметно, но плотно соединить две одинаковые нитки.

Брамшкотовый узел

Его часто называют двойной шкотовый узел, ведь он может выдержать вдвое больше веса. Предназначается для скрепления тросов (ремней) разного диаметра. Его вывязывание не требует усилий или специальных навыков. Он прост и удобен в исполнении.

  1. Толстую веревку сложить пополам и сделать петлю.
  2. Протянуть в нее тонкий шнур и обернуть его вокруг петли.
  3. Тонкий рабочий шнур подвернуть под себя так, чтобы оба его конца были с одной стороны.
  4. Еще раз обернуть толстую веревку тонкой, удерживая ее справа от основной петли.
  5. Опять подсунуть конец тонкого шнура под себя и затянуть.

Академический узел

Легкий и надежный вариант связывания канатов разной толщины. По технике исполнения узел академический напоминает прямой узел, но слегка усовершенствованный.

Взять 2 шнурка, скрестить и по одному разу оплести друг об друга. Рабочие концы шнурков вывести наверх и повторить процесс. Потом верхние и нижние концы шнуров потянуть в разные стороны.

Академический узел необходим для связывания веревок разного диаметра

Академический узел необходим для связывания веревок разного диаметра

Узлы для обвязки и петель

Использование петлевых узлов необходимо при сооружении страховки, для обвязывания альпиниста. В результате получаются крепкие незатягивающиеся петли.

Булинь

Нередко его называют «королем узлов» за надежность и простоту исполнения.

  1. Из веревки сделать петлю и накинуть на опору, вокруг которой будет вязаться узел.
  2. Конец троса продеть в петлю снизу вверх, обернуть его вокруг верхней части и еще раз просунуть в петлю, но уже сверху вниз.
  3. В результате получится две петельки разного диаметра.
  4. Узел аккуратно стянуть, а свободный конец веревки можно использовать для регулирования размера полученной петли.

Булинь уникален тем, что самопроизвольно не развязывается и не затягивается под нагрузкой. При необходимости его легко можно развязать.

Двойной булинь

Это крепление используется во время спасательных работ на большой высоте, для безопасной транспортировки человека. Из веревки нужно сформировать две петли, большую и поменьше. Петлей большего диаметра обвязывают человека за талию, а меньшую петлю проводят в области подмышек.

Двойной булинь используют для связывания страховочной системы как особо надежный

Двойной булинь используют для связывания страховочной системы как особо надежный

Рабочий конец троса обвести вокруг тела, но в обратном направлении, чтобы получилась вторая петелька. Опять, используя обратное направление, рабочую веревку пропускают вдоль тела и затягивают получившийся двойной узел.

Узел проводник

Сложить веревку так, чтобы получилась петля нужного размера. Верхнюю часть обернуть вокруг основной петли на 180 градусов, пропустить через нее и затянуть.

Такой прочный узелок повсеместно используется в бытовых целях, его легко связать даже одной рукой.

Узел проводник отличается простотой вязки

Узел проводник отличается простотой вязки

К недостаткам такого способа вязки можно отнести то, что он сильно затягивается под нагрузкой, поэтому распутать его довольно сложно.

Узел восьмерка

Выполнить его очень просто, достаточно сформировать на конце веревки петлю, диаметром около 10 см. Пропустить в эту петлю оставшийся конец троса, дважды ее обвить и затянуть. В итоге получается соединение, напоминающее цифру восемь.

Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка

Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка

Вспомогательные узлы

Профессиональное скалолазание требует определенных навыков в вязании не только основных узлов, но и вспомогательных. Они применяются как для поднятия или спуска грузов, так и при сооружении переправы, перил.

Узел петля Гарда

Потребуется два одинаковых карабина, через которые протягивается веревка. При помощи петли рабочий конец троса продевается в первый по ходу веревки карабин. Основной конец накидывается на рабочий и стягивается.

Узел Гарда используется для страховки, а также при транспортировке пострадавшего

Узел Гарда используется для страховки, а также при транспортировке пострадавшего

Схватывающий узел

Применяется для закрепления страховочного троса на основной веревке. Без нагрузки такой узел позволяет тросу легко двигаться вдоль нее, но при воздействии веса он быстро затягивается.

Схватывающий узел нужен для подстраховки при спуске или подъёме по верёвке

Схватывающий узел нужен для подстраховки при спуске или подъёме по верёвке

Различают несколько схватывающих узлов, но самым распространенным и простым считается узел Прусика. Предварительно из троса сформировать петлю, перебросить ее через основную веревку, трижды вокруг нее обмотать и затянуть.

Узел бахмана и карабинный узел

Узел Бахмана используют для надежного закрепления карабина на веревке. К ней нужно приложить карабин и пропустить через него сложенный в петлю и завязанный на концах трос. Несколько раз обернуть петлей веревку, прижимая ее к карабину, а последний виток пристегнуть в карабин и отрегулировать слабину.

Узел бахмана и карабинный узел обычно применяют для силовых операций с верёвкой

Узел бахмана и карабинный узел обычно применяют для силовых операций с верёвкой

Стремя

Универсальный узел, который можно вязать как на конце, так и в середине веревки. Идеально подходит для крепления троса к карабину. Конец шнура перебросить сквозь карабин, из дальнего конца сделать петлю. В итоге должно получиться 2 одинаковые петельки, но с нахлестом в разные стороны. Вторую петлю пристегнуть в карабин, к первой, а концы веревки затянуть.

Стремя - универсальный узел, который очень просто завязать

Стремя – универсальный узел, который очень просто завязать

Узел уиаа (uiaa)

Известен также как полустремя или узел Мунтера и вяжется двумя разными способами.

  1. Конец веревки провести сквозь карабин, а на втором конце, который примет на себя основную нагрузку, сделать петлю.
  2. Через замок накинуть ее на карабин и хорошо затянуть.

При работе с такими узлами нельзя использовать карабины без муфты.

При правильном завязывании ходовой конец, на котором нет нагрузки, должен находиться на другой стороне от карабинной муфты.

Узел рифовый штыковой

Для альпинистов важна надежность и простота исполнения узлов . Одним из таких и является рифовый штыковой или рыбацкий штык.

  1. Трос дважды пропустить через карабин в одном направлении.
  2. Ходовой конец провести за основным и протянуть через получившиеся петли.
  3. Рабочий кончик еще раз провести за основной веревкой, а потом перед ней и протянуть его в петлю.

Готовый узел затянуть, а свободные концы дополнительно скрепить бечевкой.

Существует еще один интересный узел, получивший название рифовый, и вяжется он совсем по-другому.

Две веревки связать простым узлом, но правый конец должен быть немного длиннее. Длинный кончик сложить петлей и связать, протянув под коротким. В итоге петля окажется закрепленной с левой стороны.

Контрольный узел

Контрольные узлы бывают двух видов: глухой и скользящий. Они препятствуют развязыванию основных и часто служат в качестве страховки.

Глухой узел, или полугрейпвайн, представляет собой маленькую петлю, которая затягивается вокруг основной веревки. Скользящий узел выглядит как самозатягивающаяся петля, которую формируют из простого узла, завязанного вокруг конца основной веревки.

 Контрольные узлы: скользящий (а-б), глухой (в-д)


Контрольные узлы: скользящий (а-б), глухой (в-д)

Прочность альпинистских узлов

Неопытные альпинисты часто не умеют грамотно вязать узлы, поэтому им лучше выбирать надежные и прочные варианты вязки. К ним относятся восьмерка, грейпвайн, узел Прусика и уиаа.

Лучше отдать предпочтение связке, не требующей контрольного узла.

Каждый завязанный узелок ослабляет веревку как минимум на 30 %. Перегибание и сдавливание троса приводит к неравномерной нагрузке на волокна, поэтому лишние узлы на веревке не нужны.

От умения правильно вязать узлы, зависит жизнь и здоровье альпиниста. К этому вопросу надо подходить очень ответственно и как следует потренироваться заранее, перед походом. Кроме того, такой навык всегда пригодится и в повседневной жизни.

А вы умеете вязать альпинистские узлы? Где их используете? Делитесь опытом в комментариях.

Видео по теме

Брамшкотовый узел

Одна из самых надежных и незаменимых связок ‒ брамшкотовый узел ‒ пришла со времен создания парусных суден. Мы расскажем историю возникновения плетения, основные принципы связки и сферы применения.

Что такое брамшкотовый узел

Название связки произошло от шкота ‒ 310 по порядку снасти, управляющей парусом. Простая шкотовая связка была создана для надежного скрепления двух канатов, способного выдержать сильнейшее натяжение во время наполнения паруса ветром (рисунок 1).

Однако свободные края канатов могли скользить и, как следствие, петли расплетались, потому появилась более продвинутая версия ‒ брамшкот. Плетение усложнялось дополнительным пропуском свободного конца через всю связку, за счет чего происходила полная фиксация канатов.

Его преимуществом была не только большая устойчивость к любым натяжением, но и возможность скрепить канаты разного диаметра. Именно так брамшкот попал в список всего двух существующих соединений (помимо него было разработано только академическое), предусматривающих возможность использования веревок отличающегося диаметра сечения.

Достоинства узла

Брамшкотовое плетение отличается универсальностью его применения ‒ оно подойдет для любого занятия, включающего обращение с нитями или канатами. Этот перечень пополняет вязание туристических узлов брамшкотового типа, которые применимы для любой сферы активного отдыха.

Брамшкотовый узел фото

Рисунок 1. Так выглядит веревочное соединение

Основным преимуществом является сравнительная легкость закручивания в сочетании с непродолжительностью самого процесса изготовления. Имея под рукой две веревки или один канат, разорванный надвое, вы сможете в несколько точных движений соединить концы.

Техника отличается надежностью и долговечностью, а при должной сноровке скрутка брамшкота осуществляется за время до 30 секунд. Однако остается открытым вопрос: каково более широкое назначение узла, какое применение найдет брамшкотовая связка в повседневной жизни и как овладеть данной техникой уже с первого раза.

Область применения

Как мы упоминали выше, основополагающей отраслью, в которой найдет применение брамшкотовый узел, является активный отдых или чрезвычайные ситуации, требующие наличия надежной и длинной веревки (рисунок 2).

Современный яхтинг и альпинизм, автопутешествия, строительство (внешняя отделка фасадов), критическая ситуация ‒ всегда, когда необходимо связать два конца веревок разного диаметра ‒ брамшкот приходит на помощь.

Брамшкотовый узел применение

Рисунок 2. Сфера применения соединения обширна: альпинизм, морское дело и туризм

В туризме брамшкотовый узел играет основополагающую роль: в построении палаточного лагеря, оплетке бревен для плота, создания рукодельного паруса, скреплении рыболовных снастей, создании надежного альпинистского каната, способного выдержать большие нагрузки, а также починке одежды и обуви.

Виды брамшкотового узла

Всего существуют два брамшкотовых плетения ‒ стандартное штоковое и двойное. Классический вариант менее устойчив к разрыву, однако более легок в изготовлении и распускании, если вам в дальнейшем понадобятся используемые канаты.

Классический

Классический брамшкотовый узел идеально подходит для скрепления веревок, требующих стабильно сильной нагрузки без уменьшения или увеличения напряжения (рисунок 3).

Классический брамшкотовый узел

Рисунок 3. Классическая схема вязания

По истории, шкотовые связки моряки завязывали тросы наспех во время непогоды и распускали, когда вспомогательная фиксация паруса не требовалась. Именно поэтому данная связка действенная исключительно в условиях статичной нагрузки. Укрепить конструкцию можно встречным стременем.

Двойной

Если применяется брамшкотовый узел для более подвижных конструкций, например, альпинистского снаряжения, то схема плетения усложняется. Усложнение не повлияет на всю структуру связки, а только немного дополнит ее.

Применяющийся брамшкот дважды оборачивается вокруг петли. Как и в случае с классическим, вам понадобятся два канатика, чтобы с первого раза связать брамшкотовый узел. Для успешного закрепления теории практикой, выберите два тросика разной расцветки, желательно контрастных цветов.

Это необходимо для новичков, чтобы не запутаться в нитках. Далее мы расскажем, как вязать по схеме с объяснением.

Технология завязывания брамшкотового узла пошагово

Чтобы сплести простой классический шток или двойной брамшкот, следуйте инструкции. Выбирая канатики для обучения, остановите выбор на среднем диаметре и нескользящем материале (рисунок 4).

Если вы решили попробовать связывать брамшкот на одном канатике, а не на двух, мы предоставим схему, как вязать узел веревкой одной:

  1. Сверните пополам основной шнурок, придерживая между пальцев образовавшуюся петельку.
  2. Ходовой кончик просовываем в отверстие, ведем под основной петелькой и заворачиваем таким образом, чтобы появилась новая петля, но уже другого цвета. В нее вдеваем кончик и затягиваем.
  3. Также вы можете изначально зафиксировать основной шнурок встречным стременным плетением.
  4. Шкотовое плетение готово.

После вашего ознакомления с штоковым плетением, перейдем к схеме брамшкотового узла. Это несколько усложненная связка, но не настолько, чтобы вы не овладели ей за минуту. Мы расскажем, как вязать со схемой и объяснением (рисунок 5).

Давайте начнем сначала:

  1. Сложите вдвое шнурок одного цвета, образовав петлю. Держите соединение между большим, средним и указательным пальцем руки.
  2. Свободный кончик просовываем в образовавшееся ушко, затем обводим вокруг петельки. Сгибаем внизу и продеваем конец тонкой веревки во вторую образовавшуюся петлю того же цвета, что и свободная стропа.
  3. Не затягивая, повторяем операцию. Должно получиться два оборота, после которых следует затянуть нить. Плетение с двумя нитями ‒ брамшкотовый узел готов.

Соединение тросиков в количестве двух брамшкотовых с контрольного раза получится даже у человека, который ни разу не обращался с морскими плетениями.

В статье мы рассмотрели, как плести одну из самых простых и надежных связок ‒ брамшкот. Практические рекомендации по вязке вы сможете посмотреть в видео.

Читайте также: