Как завязать дошка узел тувинский

Обновлено: 19.04.2024

Цель : дать понятие о загадочном узле – дошка, научить завязывать узел дошка, воспитывать трудолюбие и уважение к традициям тувинского народа.

Оборудование и материалы: навершие головного убора – дошка, пуговица – дошка, разноцветные шнуры, схема завязывания узла «Дошка», тувинские национальные головные уборы, тувинская национальная безрукавка.

- Дорогие участники мастер-класса! Посмотрите, пожалуйста, на этот предмет. Кто из вас знает, что это такое? Правильно!

Наш мастер-класс по теме «Дошка-загадочный узел». И на этом мастер-классе мы научимся завязывать загадочный узел «дошка».

Сначала я расскажу вам о загадочном узле «Узел счастья», который переводится на тувинский язык как «Дошка».

Это - плетенный из круглого шнура узел округлой формы с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу. И этот узел мы называем «Дошка». Дошка это не только узел. Это еще и символ счастья, т.к. дошка-это узловой вариант самого распространенного тувинского национального узора «Олчей удазыны». Этот узор иначе называют «Бесконечная нить счастья», потому что он символизирует бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца. Другими словами «Вечность жизни».

- А вы знаете, для чего применяется узел дошка?

Этот узел широко применяется в тувинских национальных головных уборах, как навершие шапки и имеет более крупный размер. В национальных костюмах дошка плетенная из тонкого шнура, имеет маленький размер (примерно в 1 см. диаметром) и используется в качестве пуговицы. В старину наиболее популярными были дошка торжественно красного цвета. А теперь они легко заменяются из ткани разного цвета.

Разнообразие в нашей жизни оттенков и цветов не только радует глаз и помогает создавать определенное настроение.

Вот и узнали значение цвета тканей, с которым будем работать.

-Раз мы узнали о загадочном узле «Дошка», что мы будем дальше делать (Завязывать узел).

-Правильно! И сейчас мы попытаемся научиться завязывать загадочный узел дошка. На столах подготовлены шнурочки длиною в 60-70 см. При плетении соблюдаем следующие пропорции:

верхний выступ по высоте должен быть равен половине высоты округлой части. Если выступ сделаем длиннее или короче, то нарушится гармония.

Я вам буду объяснять, как правильно завязывать загадочный узел, а вы внимательно слушайте и смотрите, как я буду завязывать узел. Если что-то будет, непонятно можете спросить, подняв руку.

Мини-выставка. Защита выполненной работы.

Итог мастер-класса. Я хочу поблагодарить вас, за вашу хорошую работу в завязывании загадочного узла «Дошка». Как говорится в народной пословице «Хорошая работа - немеркнущая слава». То, что вы научились этому, я надеюсь - это очень похвально и в дальнейшем это знание вам пригодится и будет полезным не только для вас, но и для ваших близких и родных. Даже некоторые мастера не владеют техникой завязывания узла дошка. Вы можете подарить этот узел в качестве подарка. (Раздать участникам узел дошка)

Мы с вами поработали на славу. Мастер-класс закончен. До свидания!

Красный цвет символизирует поток жизненной силы. Он активизирует удачу, приносит процветание. Это цвет энергии, смелости.

Желтый – цвет солнца. Солнце несет жизнь, радует и согревает. Желтый цвет дарит тепло и создает уют.

Оранжевый цвет – это цвет созидания, оптимизма, коммуникабельности, свободы, молодости и действия.

Зеленый – это цвет жизни. Символизирует рост и развитие. Предвещает счастье.

Синий – символ водной стихии. Медитативный, успокаивающий цвет. Способствует вдохновению и осуществлению желаний.

Черный цвет – символизирует тайну. Это цвет независимости, изысканности, но при умеренном применении.

Белый – это цвет искренности и целеустремленности. Несет чистоту, новизну и свежесть.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества города Ак-Довурак

«Моя будущая профессия - Дизайнер»

Выполнила: ученица 4 класса

профиля «Швейное дело»

Салчак Онзагай А.

Выбор профессии в жизни каждого человека - очень ответственный шаг. К этому нужно подойти очень серьезно и основательно, потому что, можно сказать, вы выбираете дело всей жизни. Мы выбираем будущую профессию на основе наших качеств, интересов, способностей.

А что же такое профессия?

Вот такие сведения даёт нам Толковый словарь: « Профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков».

Прекрасных профессий на свете не счесть.

И каждой профессии слава и честь.

Сегодня ты школьник, а завтра рабочий,

Художник, ученый, моряк или зодчий.

Для каждого нужное дело найдётся,

Кто с детства всерьёз за работу берётся.

Многие люди не знают, кем хотят быть, где хотели бы работать, но я уже определился с делом всей своей жизни. Я хочу стать дизайнером.

Цель профессии дизайнер: помочь людям увидеть красоту в обычных вещах, сделать их жизнь более яркой, комфортной, радостной .

«Дизайнер – это творец окружающего мира»

Цель проекта: подготовка к выбору будущей профессии.

  1. Собрать информацию о данной профессии, используя разные источники:

а) история профессии и первые дизайнеры,

б) профессии, связанные с дизайном.

2. Соотнести требования, которые предъявляет профессия, с собственными особенностями;

3. Познакомить других ребят с профессией дизайнера.

- «Правильный выбор профессии - гарантия успеха в жизни»;

- «Профессия дизайнера - сложна и кропотлива».

Этапы работы над проектом:

Выдвинуть гипотезы, поставлены цели, задачи проекта.

Составить анкеты для учащихся, провести анкетирование.

Выяснить особенности данной профессии, чем она интересна, рассмотреть влияние (значение) выбранной профессии на жизнь общества в целом.

Результаты исследовательской работы оформить в презентацию.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ будет демонстрироваться на защите проекта.

Так же планируется выступить с данной темой на классных часах в начальной школе.

Необходимое оборудование: интернет - ресурсы, энциклопедии, словари, книги.

История профессии и первые дизайнеры.

История современного дизайна связана с развитием индустриального производства в середине 19 века.

Вскоре, в 20-е годы 20 века, появились первые школы дизайна.

Оксфордский словарь дает следующую интерпретацию этого слова: «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».

Первый дизайнер Чарльз Фредерик Ворт - яркое имя в яркой эпохе.

Среди вещей, которыми мы пользуемся, многие существуют не одно тысячелетие. Материальную культуру Древнего Египта или времен Античности часто называют прото-дизайном и также включают в историю дизайна. Здесь представляют интерес наиболее распространенные, обыденные вещи, конструктивные принципы и устройства, в которых полезный эффект достигается минимальными средствами.

Например: колесо, стул, обувь, одежда, оружие, письменные принадлежности, мотыги и лопаты, топоры. Все эти вещи роднит с современными дизайн-объектами то, что они создавались не для украшения, а ради выполнения определенных функций.

Профессии, связанные с дизайном.

  • Дизайнер полиграфии.
  • Дизайнер интерьеров.
  • Дизайнер одежды.
  • Фитодизайнер.
  • ВЕБ-дизайнер.
  • Ландшафтный дизайнер.

И остановимся на Дизайнере одежды.

Дизайнер одежды - это изобретатель. Он придумывает модели одежды, детали, аксессуары. Придумывает и адаптирует их к повседневной нашей жизни. В противном случае, как бы красиво и роскошно не выглядели идеи, они не будут востребованы. Имена Джоржио Армани, дизайнерский дуэт Доменико Дольче и Стефано Габбана тому весомое подтверждение.

Каким должен быть дизайнер?

Что должен уметь?

Дизайнер – это широкое определение, характеризующее человека, который проектирует разнообразные вещи. Дизайн подразумевает под собой творение, а быть дизайнером – это означает быть творческой личностью в выбранной области искусства.

Основной целью человека, получившего профессию дизайнера, является рационализация, упорядочивание, гармонизация, внесение эстетичности в предметное окружение человека.

Дизайнер должен активно использовать не только свой интеллектуальный и фантазийный потенциал, но и должен уметь виртуозно управляться со средствами труда (кисти, краски, ножницы, дрель, молоток, аэрограф, компьютер и пр.).

Профессия Дизайнер для тех, кому нравится создавать что-то новое, кто обладает творческим мышлением и может выполнять работу аккуратно и качественно. Дизайнер помогает людям увидеть красоту в обычных, казалось бы, вещах, делает их жизнь более яркой, комфортной, радостной. В то же время и сам он, реализуя свои способности и таланты, получает от этого удовольствие. Он способен влиять на желания и настроение людей (например, дизайнер рекламы, упаковки, фуд-дизайнер, дизайнер книг, газет, журналов) и даже формировать их мнение в тех или иных вопросах.

Чем большей организованностью, наблюдательностью, целеустремленностью, работоспособностью и терпеливостью обладает дизайнер, тем больше у него возможности стать известным и популярным (особенно в мире рекламы, дизайна одежды, мебели).

Требования профессии к человеку.

эстетическое удовольствие от процесса.

Дизайнеры работают с большим количеством техники и печатными аппаратами, следовательно, необходимо следить за гигиеной зрения, делать перерывы в работе. Рабочая поверхность должна хорошо освещаться.

Организация труда специалиста может быть индивидуальной или коллективной.

Для того, что бы правильно выбрать профессию нужно учитывать свои интересы и склонности, можно прочитать в Интернете, в буклетах, посоветоваться с родителями.

Для профессии дизайнер необходимы знания математики, черчения, а так же немного фантазии и смелости в экспериментах, которые я очень люблю. Дизайн вещей - это очень увлекательно и интересно, но, конечно, отнимает много сил и времени, потому что вам дают задание, а вы выполняете его порой в очень жестких условиях, поэтому обязательно необходимо обладать такими качествами, как трудолюбие и усердие. Дизайнером стать непросто. В классическом варианте вам просто необходимо поступить в нужный ВУЗ и проучиться n-ое количество лет. Но ни один преподаватель не сделает из вас прекрасного профессионала, если вы не будете сами усердно трудиться, добывая знания своим трудом. Я считаю, что мои качества полностью соответствуют профессии, и я думаю, что стану первоклассным специалистом в своей сфере.

В своей профессии я хотел бы иметь успехи, получать от неё удовольствие, помочь людям стремиться к переменам, стремиться к лучшему. Именно поэтому я выбрал эту профессию. Это очень тонкое дело - уловить мысль заказчика, воплотить в жизнь его мечты, поэтому нужно трудиться, трудиться и еще раз трудиться.

Выполнение данного проекта помогло мне точно определиться, кем я хочу быть. Уже сейчас я думаю о своей дальнейшей судьбе. Я хорошо учусь, хочу успешно окончить школу, что позволит мне поступить в ВУЗ, получить профессию. А моя профессия – моё будущее!

Цель : дать понятие о загадочном узле – дошка, научить завязывать узел дошка, воспитывать трудолюбие и уважение к традициям тувинского народа.

Оборудование и материалы: навершие головного убора – дошка, пуговица – дошка, разноцветные шнуры, схема завязывания узла «Дошка», тувинские национальные головные уборы, тувинская национальная безрукавка.

- Дорогие участники мастер-класса! Посмотрите, пожалуйста, на этот предмет. Кто из вас знает, что это такое? Правильно!

Наш мастер-класс по теме «Дошка-загадочный узел». И на этом мастер-классе мы научимся завязывать загадочный узел «дошка».

Сначала я расскажу вам о загадочном узле «Узел счастья», который переводится на тувинский язык как «Дошка».

Это - плетенный из круглого шнура узел округлой формы с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу. И этот узел мы называем «Дошка». Дошка это не только узел. Это еще и символ счастья, т.к. дошка-это узловой вариант самого распространенного тувинского национального узора «Олчей удазыны». Этот узор иначе называют «Бесконечная нить счастья», потому что он символизирует бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца. Другими словами «Вечность жизни».

- А вы знаете, для чего применяется узел дошка?

Этот узел широко применяется в тувинских национальных головных уборах, как навершие шапки и имеет более крупный размер. В национальных костюмах дошка плетенная из тонкого шнура, имеет маленький размер (примерно в 1 см. диаметром) и используется в качестве пуговицы. В старину наиболее популярными были дошка торжественно красного цвета. А теперь они легко заменяются из ткани разного цвета.

Разнообразие в нашей жизни оттенков и цветов не только радует глаз и помогает создавать определенное настроение.

Вот и узнали значение цвета тканей, с которым будем работать.

-Раз мы узнали о загадочном узле «Дошка», что мы будем дальше делать (Завязывать узел).

-Правильно! И сейчас мы попытаемся научиться завязывать загадочный узел дошка. На столах подготовлены шнурочки длиною в 60-70 см. При плетении соблюдаем следующие пропорции:

верхний выступ по высоте должен быть равен половине высоты округлой части. Если выступ сделаем длиннее или короче, то нарушится гармония.

Я вам буду объяснять, как правильно завязывать загадочный узел, а вы внимательно слушайте и смотрите, как я буду завязывать узел. Если что-то будет, непонятно можете спросить, подняв руку.

Мини-выставка. Защита выполненной работы.

Итог мастер-класса. Я хочу поблагодарить вас, за вашу хорошую работу в завязывании загадочного узла «Дошка». Как говорится в народной пословице «Хорошая работа - немеркнущая слава». То, что вы научились этому, я надеюсь - это очень похвально и в дальнейшем это знание вам пригодится и будет полезным не только для вас, но и для ваших близких и родных. Даже некоторые мастера не владеют техникой завязывания узла дошка. Вы можете подарить этот узел в качестве подарка. (Раздать участникам узел дошка)

Мы с вами поработали на славу. Мастер-класс закончен. До свидания!

Красный цвет символизирует поток жизненной силы. Он активизирует удачу, приносит процветание. Это цвет энергии, смелости.

Желтый – цвет солнца. Солнце несет жизнь, радует и согревает. Желтый цвет дарит тепло и создает уют.

Оранжевый цвет – это цвет созидания, оптимизма, коммуникабельности, свободы, молодости и действия.

Зеленый – это цвет жизни. Символизирует рост и развитие. Предвещает счастье.

Синий – символ водной стихии. Медитативный, успокаивающий цвет. Способствует вдохновению и осуществлению желаний.

Черный цвет – символизирует тайну. Это цвет независимости, изысканности, но при умеренном применении.

Белый – это цвет искренности и целеустремленности. Несет чистоту, новизну и свежесть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер-класс для педагогов дополнительного образования "Использование "звёздочки обдумывания" в проектной деятельности"

Мастер-класс проводился для педагогов нашего Центра детского творчества "Юность" с целью повысить мотивацию педагогов к овладению проектной деятельностью. Педагоги познакомились с и.


Мастер класс для педагогов.

Мастер класс для педагогов по росписи ткани. Тема: Холодный батик. 17.11. 2011 г. Педагоги ДО 6 человек Цель: приобщение к современному ИЗО искусству.Задачи: Получить .


Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов»

Раработка расчитана для обучения учителей, пдегогов дополнительного образования с целю повышения компьютерной грамотности. Практикум нацелен на более эффективное использование электронных ресурс.


Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов".


Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.


Конспект мастер – класса для педагогов По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала - терапия»

Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие.

Мастер -класс для педагогов - психологов, педагогов «Техники работы с МАК по формированию стрессоустойчивого поведения. Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий (МАК) д.

Автор: Ооржак Валентина Дорайевна

Организация: МБОУ СОШ №3

Населенный пункт: Республики Тыва, г. Ак-Довурак

Цель: воспитывать трудолюбие и уважение к традициям тувинского народа; дать понятие о загадочном узле – дошка; научить завязывать узел дошка,

Задачи:

-Привить интерес к традициям тувинского народа, пробудить чувство патриотизма, гордость за народных мастеров-умельцев.

Оборудование: ПК, медиапроетор ПК, шнуры для плетения длиной не менее 60-70 см., на количество учащихся, ножница, схема плетения узлов (распечатка).

Наглядно-демонстрационный материал: презентация (приложение к мастер классу амулет счастья - «Дошка»)

Ход мастер-класса

Здравствуйте ребята! Сегодня вы познакомитесь с «узлом счастья», который является неотъемлемой частью тувинской культуры.

Посмотрите, пожалуйста, на этот предмет. Кто из вас знает, что это такое? Правильно!

На этом мастер-классе мы научимся завязывать узел счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым.

- Что такое счастье?

  • чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
  • Успех и удача.

Молодцы! А теперь ребята, прежде чем научится завязывать узел дошка, я расскажу об узле счастье, который переводится на тувинский язык «Дошка», называется «Олчей удазыны».

Это самый древний «вечный узел». Он известен в искусстве всех народов Европы и Азии. Орнаментом «узела счастья» был распространен у народов в Центральной Азии - это монголы, буряты, калмыки, тувинцы и хакасы. Монголы орнаментом «узела счастья» украшали стремена, замки и войлочные чулки. Забайкальские буряты украшали берестяные или деревянные табакерки, мужскую и женскую обувь и рукавицы, калмыки - мужские пояса и металлическую посуду, тувинцы - кожаные сумки на лошади (таалын).

Узлы научились плести в глубокой древности, они были найдены при раскопках египетских гробниц. Многие узлы не сохранились, потому что они плелись из растений травы, веревок.

У тувинцев, как у других центрально-азиатских народов, ранее были очень популярны различные изделия, выполненные методом плетения из кожи, металла, шнура, волос, шерсти. Это веревки, сбруи, пояса, пуговицы, навершия для шапки и другое. Основной и главный узел используется в украшении одежды, головных уборов, обуви, украшений при росписи юрты.

Из всех бытовавших узлов, плетений наиболее загадочным для современников является навершие к тувинским головным уборам дошка.

Что такое дошка? Это завязанный узел в виде узора из ткани (кожи, веревки) округлой формы который напоминает орнамент, узор.

с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу .

Посмотрите на его изображение. Этот узел не имеет ни начала, ни конца и тем самым обозначает бесконечность счастья. Это узел считается оберегом как для дома, так и для самого человека.


Дошка не только узел -это еще символ счастья, так как дошка — узловой вариант тувинского узора «олчей удазыны»

Где еще мы используем дошка?

Дошка, плетенный из тонкого шнура, имеет маленький размер (примерно 1 см в диаметре) используется ив качестве пуговицы национальных одеждах: тон, безрукавках, платьях и т.д.
Особая отличительная черта дошка: этот узорчатый узел имеет 9 узловых бугорок, который означает священное число для тувинского народа – 9 (девять). С этим числом связан быт и верование тувинского народа.

Во-первых, «тос карак» (девятиглазка) обрядовая ложка. Самая уважаемая женская утварь тувинцев. С помощью этой священной утвари «тос карак» кропим утренний чай с молоком для благопожелания.

Во-вторых, «девять Аржанов» (источников). Целебный живительный эликсир, который делал сам народ. В состав 9 Аржанов – священной воды входят:

Артыш - Можжевельник Шаанак - Шикша Агы - Полынь каменная Чойган бурузу - Хвоя пихты Шиви бурузу - Хвоя ели Сут - Молоко Суг - Чистая вода Кангы – лишайник- памелия Кодан–хаак - Верба

Все это вместе называется Девять Аржанов. 9 аржанов тувинцы использовали испокон веков для лечения разных болезней. После похоронного обряда умывают присутствующих аржааном. Хозяйка юрты наливает девять Аржанов в деревянную посуду и утром окропляет в огонь, шепча слова молитвы. Потом хозяин юрты делает тоже самое на 9 сторон с молитвою к небу, к тайге, к горам, к рекам, к озерам.

В-третьих, наши предки молились «девяти небесам». Они думали, что все климатические изменения и благополучие погоды идут со стороны «девяти небес»: ясное небо, звездное небо, черное небо, облачное небо, небесный бог, небо чертей, белое небо.

Помилуйте, нас, мои Девять небес!

Помилуйте, нас, мой Долаан – бог!

Помилуйте, нас, земля моя!

Помилуйте, нас, Девять таежных хребтов!

В-четвертых, «девять сокровищ» – это золото, серебро, бисер, бусы, нефрит, сталь, медь, синий камень, раковина.

В-пятых, «девять пыток» - это цифра девять, которую тувинцы считали священной, отражена даже в самых жестоких, зверских, страшных преступлениях – безжалостных и бесчеловечных пытках.

  1. Битье по щекам арестованного.
  2. Пытка манзами (манза- орудие пытки)
  3. Сажание на гальку или острые камешки.
  4. Пытка саспылгой - орудием, представляющим собой палки с отверстиями.
  5. Битье кнутом.
  6. Сжимание тисками.
  7. Пытка острыми тростниками.
  8. Ссыпание конских волос в глаза.
  9. Сжигание сухого трута на спине задержанного.

В-шестых, «девять освящений» - это

-Освящение тайги Танды.

-Освящение дерева Тел.

-Освящение того места, где берет начало оросительный канал.

-Освящение каменных памятников – кожээ.

В-седьмых, «девять трудностей», который должен преодолеть мужчина.

  1. Парень закаляется в жгучих морозах.
  2. Девятилетний мальчик должен управлять лихой лошадью без седла на конских скачках.
  3. Девятилетний мальчик должен быть хозяином девятиметрового аркана и ловить им лошадей.
  4. Девятилетний мальчик должен преодолеть все девять опасностей, угрожали его жизни. Это значит, что мальчик должен узнавать лошадей по их следам, различать волчьи следы, отличать человеческих след от медвежьего, различать ручных оленей от диких, угадывать характер жеребёнка, узнавать какая будет погода по восходящему солнцу.
  5. Мужчина в течение всей своей жизни должен уметь преодолеть девять трудностей: горе по поводу смерти близкого, переживание по поводу разлуки с близким, переживание по поводу дальнего отъезда из родного места, не тосковать, не грустить на чужбине, опасность пожара, черную ложь и клевету, не оказаться в плену у подхалимов.
  6. Мужчина должен преодолеть девять рек.
  7. Мужчина в течение своей жизни должен перейти девять перевалов человеческой жизни.
  8. Мужчина должен быть осторожным, предохраняться от ударов молний Девяти небес.
  9. Мужчина в течение своей жизни должен получить дары Танды-Тайги.

В-восьмых, «девять верований»

  1. Брызгание утреннего чая с молоком, молока тос-караком (ложка-девятиглазник;
  2. при новолунии;
  3. верховью реки;
  4. к небу, когда идёт дождь с громом;
  5. когда собирались в дальнюю дорогу;
  6. природным стихиям;
  7. во время перекочевания;
  8. в сторону леса, тайги;
  9. в день первого числа по лунному календарю

Молясь Девяти таёжным хребтам, тувинцы просили милости. Девять таёжных хребтов:

2. Северные Саяны

4. Бай - Тайга Хайыракан

5. Кызыл - Тайга Хайыракан

6. Буура - Тайга Хайыракан

7. Танды-Уула Хайыракан

8. Одуген - Тайга Хайыракан

9.Ондум - Тайга Хайыракан – хребет академика Обручева

Девять трудностей связаны с возрастом мужчины, что означает: с детства нужно так приучить сыновей, чтобы они преодолели трудности охотника, земледельца, животновода

В-девятых, «девять видов домашних животных». Давайте перечислим их…

Кто назовет девятерых домашних животных? (овца, коза, корова, лошадь, як, верблюд, олень, собака, петух)

Так как тувинцы всю жизнь занимались скотоводством они освящали: сивого коня, рыжего козла, черного барана, белого барана, (калчан ак хой), белого быка, белого адана (верблюда), новую юрту.

Практическая часть

Раз мы узнали об узле «Дошка», то теперь мы научимся как завязать узел счастья в качестве амулета.

На столах подготовлены шнурочки длиною в 60-70 см. При плетении соблюдаем следующие пропорции:

верхний выступ по высоте должен быть равен половине высоты округлой части. Если выступ сделаем длиннее или короче, то нарушится гармония.

Я вам буду объяснять, как правильно завязывать узел, а вы внимательно слушайте и смотрите, как я буду завязывать узел. Если что-то будет, непонятно можете спросить, подняв руку.

Технология плетения узла «Дошка»

Чтобы изготовить идеальный образ «дошка», необходимо знать его пропорции, и разбить на три части «дошка».

  1. Переварачивать узел. Определить верхушечку – навершие «дошка» указательным пальцем и не терять его из виду.
  2. Аналогично, определить надо правую сторону навершия. Пропустить конец второго шнура вниз.
  3. Вытягивать умеренно навершие и два конца в противоположные стороны. Следить, чтобы бугорки были ровными.

Третье деление: Оплести длинным концом шнура вокруг другого один раз.


Вывод:В результате нашего мастер-класса мы пришли к выводу, что узел «дошка» в одежде является пожеланием носителю счастья, долгой благополучной жизни. В наши дни возрождается ношение национальной одежды. Особенно, молодежь, стали чаще носить ее, украшая узором «дошка». Назрела необходимость научиться самим, своими руками плести «узла счастья-дошка» и с гордостью носить свою одежду и дарить близким - счастье и благополучие в жизни!

Итог: Я хочу поблагодарить вас, за участие в мастер классе в завязывании загадочного узла «Дошка». Вы научились
плести элемент головного убора в национальной одежде тувинцев, ознакомились знаниями традиционной культуры тувинцев, сохранять смысл и значение элемента головного убора «дошка», навыки которого передавались из поколения в поколение вербально.

Как говорится в народной пословице «Хорошая работа - немеркнущая слава». То, что вы научились этому, я надеюсь - это очень похвально и в дальнейшем это знание вам пригодится и будет полезным не только для вас, но и для ваших близких и родных. Даже некоторые мастера не владеют техникой завязывания узла дошка. Вы можете подарить этот узел в качестве подарка.

Мы с вами поработали на славу. Мастер-класс закончен. До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Патриотическое воспитание дошкольников -неотъемлемая часть общей культуры государства.

Консультация для родителей.


Мастер-класс "Топиарий - дерево счастья!"

Топиарий - дерево счастья. Красивое и веселое деревце сразу же привлекает к себе все взгляды. Подобного рода сувенир может служить украшением любого интерьера и приятным подарком, потому что к каждому.


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей не.


Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей не.


Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства

Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства.


Консультация для родителей " Зрительная гимнастика для дошкольника как неотъемлемая часть общей культуры и здорового образа жизни."

Консультация адресована родителям дошкольников, знакомит читателя с актуальностью темы и предлагает некоторые приемы и способы формирования у ребенка одной из привычек здорового образа жизни.Использов.

Министерство культуры и туризма Республики Тыва

Министерство культуры и туризма Республики Тыва

Министерство культуры и туризма Республики Тыва запись закреплена

Дошка — загадочный узел

У тувинцев, как у других центрально-азиатских народов, ранее были очень популярны различные изделия, выполненные методом плетения из кожи, металла, шнура, волоса, шерсти. Это веревки, сбруя, пояса, пуговицы, навершия для шапки и другое. Плетеный плоскостной узор, переходящий в бахрому, использовали как украшающую часть изделия, например: табакерки, кошелька. Из всех бытовавших узлов, плетений наиболее загадочным для современников является навершие к тувинским головным уборам дошка.

Что такое дошка? Это плетение из круглого шнура округлой формы с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу. Дошка, плетенный из тонкого шнура, имеет маленький размер (примерно 1 см в диаметре) и используется в качестве пуговицы.

Дошка — не только узел. Это еще символ счастья, так как дошка — это узловой вариант тувинского узора «олчей удазыны» (в переводе — нить счастья). В этом можно убедиться, развернув узел на плоскости. Да и каждый мастер, изготавливающий этот шарик, наверное, отмечал сходство сплетаемого узла с узлом «нить счастья». Этот узор иначе называют «бесконечная нить счастья», потому что он символизирует бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца. Другими словами: вечность жизни.

В дошка может вноситься и религиозно-философский смысл. Согласно буддийской символике, пришедшей в Туву из Тибета, узор «шриватса» (название дано на санскритском языке), аналогичный тувинскому узору «нить счастья», означает бесконечную любовь ко всем живым существам.

Мы видим, что просмотренные три символа по смыслу очень близки. Очевидно, что дошка в одежде становится пожеланием носителю одежды счастья, долгой благополучной жизни.

В виде дошка делали не только пуговицы. С давних пор живет традиция украшать макушку головных уборов красным дошка. Как навершие шапки, он имел размер более крупный, чем пуговица. Для этого навершия не существовало возрастных и социальных ограничений. Исключение составляли состоящие на государственной службе феодалы, которые венчали головные уборы шариками из драгоценных и полудрагоценных камней (чинзе) в зависимости от чина.

Шапки самые разнообразные: остроконечные (шиш баштыг борт, оваадай борт), конусообразные (калбак борт), юртообразные или тюбетейкообразные (довурзак борт) оформлялись желанным навершием. В обычные дни надеть шапку без дошка было нормой. В торжественных же случаях было желательно надевать шапку с дошка. Поэтому при феодализме бедные араты, не имевшие выбора в праздничных и повседневных головных уборах, к шапке «калбак борт» в дни торжеств «прикрепляли сзади две красные ленты, к верхушке пришивали плетеную шишечку из красной ткани».

В старину наиболее популярными были дошка торжественного красного цвета.

Менялся ли смысл символа с изменением статуса дошка как навершия? Да. А почему? Голова (и макушка головы), подобно пазухе, одно из сакральных мест человеческого тела.

Необходимо также вспомнить, что тувинцы издавна с глубоким почтением относились к своим родителям и предкам. По отношению к ним не рождалось грубое слово, равнодушие к наставлениям. Имена взрослых назывались редко и очень деликатно. Бережно передавали из поколения в поколение духовный и практический опыт родителей, которых заслуженно считали наставниками, учителями. В народе говорили: «Наказ отца запоминай, слова матери уважай» (тув.: «Ада созун ажырып болбас, ие созун ижип болбас»), «Без отца — полусирота, без матери — круглый сирота» (тув.: «Ада чокта чартык оскус, ие чокта будун оскус»). Общеизвестно, что на самом почетном месте в юрте находится алтарь и сидит отец.

Есть сведения, что дошка — символ трехлепесткового пламени, олицетворяющий единство трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. А начало силы этого единства в духовной мудрости и силе родителей. Поэтому, когда алтарь мысленно переносится на макушку головы, туда же переносятся образы матери, отца.

Исходя из вышеописанного, можно заключить, что дошка — навершие — дополняется символами духовного наставника, родителей и предков. И становится символом со множеством значений: счастья, долголетия, любви ко всем живым существам, почитания родителей, предков, наставника, преемственности поколений. Вероятно, не каждый, кто носил шапку с навершием дошка, помнил все эти значения. Но то, что большинство людей придавало значение одному или двум символам, это без­условно.

Наиболее состоятельные люди обшивали дошка бисером, которым покрывали навершие полностью. Старые люди вспоминают, что применяли красный коралловый бисер. Возможно, использовали бисер из других природных камней: бирюзы, жемчуга и так далее. Подобное изделие, выполненное в советское время из светло-зеленого стеклянного бисера, можно наблюдать вместе с женским головным убором в фонде Тувинского Национального краеведческого му­зея им. 60 богатырей.

В начале ХХ века перестали иметь силу ханские, княжеские и чиновничьи знаки различия на головных уборах, крупные шарики из серебра, меди, драгоценных и полудрагоценных камней: рубина, бирюзы, коралла, хрусталя. Теперь они легко заменяются узлом дошка из ткани разного цвета: красного, зеленого, белого, серебристого и так далее.

При изготовлении дошка-навершия многие мастера стараются соблюсти следующие пропорции: верхний выступ по высоте должен быть равен половине высоты округлой части. Считается, что если выступ сделать длиннее, то обнаружится диспропорция, нарушится гармония.

В последнее время наблюдаются случаи, когда украшают двумя белыми бусами верхний выступ дошка по бокам. Придается ли особое значение этому — неизвестно. Возможно, так выделяются символы матери и отца. Тогда идеально соответствующим символу будет подбор крупного речного жемчуга, популярного в формировании восточного костюма издавна и известного как знака драгоценности.

Использование узла дошка в традиционной одежде встречается также в культуре бурятов и монголов.

Читайте также: