Как завязать ихрам

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 07.09.2024

Человеку, вошедшему в состояние ихрама, для выполнения обрядов хаджа или ‘умры запрещаются следующие действия:

1. Мужчине запрещается надевать что-либо скроенное, покрывать чем-либо голову и лицо, а также использовать закрывающую пальцы ног и имеющую задник обувь.

2. Женщине запрещается закрывать лицо и надевать перчатки.

3. Пользоваться ароматическими веществами. Но пользоваться ими непосредственно до того, как войти в состояние ихрама, можно и нужно.

4. Использовать мази не в лечебных целях.

5. Удалять волосы на любом участке тела.

6. Подстригать ногти.

7. Вступать в брак[1].

8. Иметь интимную близость, а также совершать все то, что активизирует либидо.

9. Спорить или ссориться с кем-либо.

10. Охотиться, быть проводником на охоте, убивать диких животных, кроме тех, которые могут быть опасны для людей[2].

Как быть, если возникла необходимость выйти из состояния ихрама

«…Если же вы окажетесь ограничены [из-за болезни, каких-либо проблем, возникших в пути], тогда, по мере ваших возможностей, принесите в жертву животное (барашка, например) [раздав мясо неимущим] (см. Св Коран, 2:196).

Предположим, человек отправляется в хадж или выходит в дорогу для совершения ‘умры. В пути, после того как он уже вошел в состояние ихрама, возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают на его пути к священным местам. В таком случае выходом из состояния ихрама для него является принесение в жертву животного. Если такой возможности нет, тогда на сумму, которую он потратил бы для покупки этого животного, он покупает еду и раздает неимущим. Если и такая возможность не представилась, тогда примерно переводит это количество продуктов в меру сыпучих тел «мудд»[3] и по количеству муддов постится соответствующее количество дней. Это и будет выходом из состояния ихрама в такой ситуации.

Начав ритуал совершения хаджа или ‘умры, обязан ли человек довести его до конца?

В Коране сказано: «Совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно)». То есть совершите все необходимые ритуалы, сторонясь греховных деяний и поступков.

Богословы ханафитского мазхаба, опираясь на текст аята, акцентировали также внимание на том, что «начав, следует довести до конца». Если что-то помешает довести ритуал хаджа или ‘умры до конца (например, резкое ухудшение здоровья), тогда, выйдя из состояния ихрама закланием в жертву животного, нужно будет выполнить в последующем все ритуалы заново, причем в обязательном порядке.

Богословы шафиитского мазхаба не поддержали данную трактовку аята, отметив, что если человек никак не сможет завершить паломничество, то на него не будет возложена обязанность его восполнения: желательное так и останется желательным, а незавершенное просто аннулируется. Но для выхода из состояния ихрама необходимо будет принести в жертву животное. По последнему нет разногласий и разночтений.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Однако ученые-ханафиты допускают помолвку и вступление в брак для находящегося в состоянии ихрама.

[2] Паломнику разрешается рыболовство и принесение в жертву домашних животных.

[3] Мудд – мера сыпучих тел, переводя на граммы, по мнению богословов-ханафитов равняется примерно 815 грамм, а по мнению ученых остальных трех мазхабов – 543 грамма. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 417.

Facebook
Twitter
VK
LinkedIn

Мясной магазин халяль при мечети

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Знай [о человек]! За каждый земной поклон пред Богом Он [Господь миров] возносит тебя на одну степень (ступень, уровень) и прощает тебе за это один грех»[1]. [instagramline] Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Хадис от Абу Умамы; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана, ат-Табарани (филь-кябир) и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 77, хадис № 1193, «сахих».

И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6). [instagramline]

Таваф аль Кудум

Таваф аль-ифада – обязательный (рукн) обход вокруг Каабы. Он совершается в день жертвоприношения 10 зуль-хиджжа, когда толпы паломников устремляются в Мекку. По-арабски их массовый исход называется аль-ифада: люди прибывают из Мины на такси и в переполненных автобусах, идут пешком, чтобы по окончании ритуала вернуться в свои палатки. Обряд также известен как «обязательный обход» (таваф ар-рукн, таваф аль-фард) и «обход посещения» (таваф аз-зияра).

Время совершения тавафа аль-ифада

Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, начало тавафа совпадает с появлением на небе истинной зари. В отличие от первой, ложной зари, она знаменует начало светового дня. Это первые мгновения утренней молитвы, а в месяц рамадан – и поста.

Желательно, чтобы паломники по примеру Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, обошли вокруг Каабы в первой половине дня 10 зуль-хиджжа. Джабир ибн Абдаллах сообщил, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, бросил камни в джамарат аль-Акаба, после чего двинулся к месту жертвоприношения. Здесь он принес жертву, а потом отправился к Дому. Полуденную молитву он совершил уже в Мекке (Муслим).

Исполнить обряд можно и позднее, в дни ташрика 11, 12 и 13 зуль-хиджжа. Завершить обход лучше до того, как сядет солнце в последний день 13-го зуль-хиджжа.

Опоздавшим придется принести в жертву барана – таково требование ханафитов. Остальные мазхабы не столь строги и штрафа не налагают. Тем не менее, они единодушны во мнении: таваф аль-ифада лучше исполнить до окончания зуль-хиджжа. Сказано в Коране:

«Хадж совершается в установленные месяцы» («Корова»:197),

и зуль-хиджжа – последний из них.

Столп хаджа

Таваф аль-ифада — рукн (непременный элемент) паломничества, без которого оно не может считаться действительным. Таково мнение законоведов всех мазхабов, которые в подтверждение своей правоты ссылаются:

На Коран, где Аллах велит:

«Пусть потом они очистятся от грязи, сполна выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома» («Хадж»:29).

На сунну Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а именно на хадис, переданный «матерью верующих» Аишей. Она сообщила: Посланник, мир ему и благословение Аллаха, собираясь покинуть Мекку после окончания хаджа, узнал, что у его супруги Сафии бинт Хуяйй началась менструация. «Он сказал: «Думаю, она нас задержит». Я ответила: «Она уже обошла вокруг Дома (таваф аль-ифада)». И тогда он изрек: «В таком случае, нет» (аль-Бухари).

Между малым и большим тахаллюлем

Как поступить хаджию, который уехал на родину, не совершив таваф аль-ифада в положенное время? Неужели его хадж не считается исполненным?

Неважно, сколько времени прошло с его первой поездки – год, два или десять. Хаджий может вернуться при первой возможности, а пока будет находиться в состоянии ихрама. Он может носить сшитую одежду, стричь волосы, пользоваться парфюмом и делать многое другое, запретное для обычного паломника (малый тахаллюль). Единственно, ему запрещено делить постель с женой до той поры, как он совершит недостающий таваф (большой тахаллюль).

Важно знать: если паломник не совершил таваф аль-ифада, но исполнил другой обход (желательный таваф аль-вада, таваф по обету-назр и др.), его хадж признается действительным.

Порядок совершения таваф аль-ифада

Обязательный обход вокруг Каабы совершается по тем же правилам, что и таваф аль-кудум. Но у него есть особенности:

По ханафитскому мазхабу паломник перед началом обряда заявляет о намерении исполнить таваф, не поясняя, какой именно. Шафииты приступают к обряду без объявления намерения.

Первые три круга мужчины пробегают трусцой (рамаль), а оставшиеся четыре – идут обычным шагом. Женщины шаг не ускоряют. Такова сунна нашего Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. В 7 году хиджры (629 г.) по условиям мира в Худайбие он прибыл в Мекку для совершения умры. Его сопровождали две тысячи мусульман, не считая женщин и детей. Многие из них страдали лихорадкой, которой тогда славилась Медина, и чтобы не дать язычникам повода для насмешек, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел им пройти первые три круга быстрым шагом. Замысел удался: увидев мусульман, бодро бегущих вокруг Дома, язычники заключили: «Не ослабила их лихорадка» (Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ахмад).

Ибн ‘Аббас, со слов которого дошла эта история, добавил: «Только из жалости он не велел им пробежать все семь кругом».

Важно: ход прибавляют в тавафе, за которым следует ритуальный бег между Сафой и Марвой (сай). При этом паломники читают дуа:

اللهم، اجعله حجاً مبروراً، وذنباً مغفوراً، وسعياً مشكوراً

Аллахумма-джаʻлху хаджжан мабрура, ва занбан магфура, ва саʻйан машкура

«О Аллах, прими мой хадж, прости мне грехи и вознагради мой сай».

В хадж-ифрад и хадж-киран сай совершается один раз, и только однажды паломник бежит вокруг Каабы. При хадж-таматту он делает это дважды.

Оголяют правое плечо (идтиба) в тавафе, первые три круга которого проходят скорым шагом. Передают, что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, и его сподвижники обнажали правое плечо во время умры. Один конец ихрама они пропускали под мышку, а другой забрасывали на левое плечо (Абу Давуд, Ахмад).

По окончании обхода верующие поправляют ихрам и молятся позади макама Ибрахим. Совершать молитву с открытым плечом нежелательно, как нежелательно бегать в таком виде между Сафом и Марвой.

Обход Каабы совершают непрерывно, круг за кругом, не останавливаясь без уважительной причины. К ним относят:

  • нарушение ритуальной чистоты,
  • оголение аурата,
  • наступление времени обязательной молитвы,
  • участие в погребальной молитве-джаназа.

После паузы таваф аль-ифада возобновляют с прежнего места.

Советы бывалого паломника

Если посреди тавафа раздается призыв к молитве, не спешите занимать место. Сначала на молитву выстраиваются сидящие в последних рядах паломники, уже исполнившие обряд. Потом останавливаются те, кто двигается вокруг Каабы.

Мужчины и женщины молятся во дворе мечети вперемешку. Вынужденно, ведь скученность людей не позволяет паломницам встать позади. Поэтому совершайте молитву там, где вы нашли место, но по возможности держите дистанцию с противоположным полом.


Ихрам – это особое состояние, погружение в него предшествует совершению большого или малого паломничества, соответственно – хажда и умры. Выполняя свой долг осознанно, правоверные мусульмане обретают баракат – божественное благословение и благодать. Ихрамом также называются одежда, облачившись в которую необходимо соблюдать определенные правила. Об особенностях вхождения, выхода, следованию традициям – кратко и доступно.

Первый шаг – намерение

Вхождение в ихрам начинается с намерения – нийат (ният). Это понятие трактуется в исламе, как мотивация, осознанность действий, отказа или воздержания и считается главным в оценке человеческих поступков. Именно четкое понимание цели и смысла своих усилий делает хадж богоугодным. В противном случае паломничество может считаться недействительным.

Сразу после принятия нията следует начать читать тальбию. Многократное повторение слов молитвы погружает мусульманина в ихрам. Ранее для этой цели вязались узлы из веревок на шеях жертвенного скота, который перегонялся в Мекку. Сейчас можно обращаться к Аллаху, прославляя Всевышнего, любыми словами и доступными способами.


Второй шаг – действия

Перед входом в состояние ихрам, следует выполнить определенные действия и облачить тело в соответствующие одежды. Мужчинам и женщинам необходимо:

  • совершить ритуальное омовение;
  • удалить лишнюю растительность с тела;
  • состричь ногти;
  • применить благовония.

Омовение может быть полным (гусль) и малым (вуду), первый вариант предпочтительнее. Волосы желательно сбрить или коротко постричь, длинные у женщин – связать в тугой узел или заплести в косу. Прическа должна остаться неизменной до выхода из ихрама.

Мужчинам запрещено надевать одежду со швами. Им надлежит облачиться в ихрам – два куска белой ткани. Один из них называется изар, обматывается вокруг пояса. Второе полотно, рида, прикрывает верхнюю часть тела за исключением головы. Обувь – только открытые сандалии.

Женщины могут надевать любую одежду, предпочтительно светлых или нейтральных тонов. Непременное условие – открытое лицо и кисти рук. К женской обуви особых требований нет, за исключением удобства, так как много времени придется проводить на ногах.

В заключение паломникам рекомендуется совершить два ракаата намаза для путника. После этого намерение считается полностью осознанным и препятствий для совершения хаджа нет.


Правила, которые требуется строго выполнять

Находясь в состоянии ихрама следует вести себя подобающим образом и неукоснительно соблюдать правила, независимо от пола паломника. Под строгим запретом:

  • случайное или намеренное состригание и бритье волос на любой части тела;
  • полное или частичное удаление ногтей без крайней необходимости;
  • использование масел для лица и волос, а также соприкосновение кожи с жирами;
  • применение ароматических средств и благовоний;
  • охота, покупка, употребление дичи аль-Харама;
  • повреждение и истребление растений аль-Харама;
  • сватовство, женитьба собственная и в отношении других;
  • исполнение супружеского долга и интимная близость во всех проявлениях.

У женщин всегда должны быть открыты кисти рук и лицо. Прятать их под одеждой можно только в исключительных случаях. У мужчин должна оставаться непокрытой голова. Им не разрешается надевать скроенную и сшитую одежду. Также под запретом закрытая обувь.

Ограничения длятся до выхода из ихрама. Всякое нарушение установленных правил считается недопустимым.


Когда и как можно выйти из ихрама

Паломникам в состоянии ихрама разрешается выйти из него после исполнения обрядов, ради которых действие совершалось. Исключение – обстоятельства непреодолимой силы для совершения хаджа. В таких случаях рекомендуется выход после умры.

Если и этот вид паломничества по каким-либо причинам окажется невозможным, надлежит выйти из ихрама после заклания жертвенно скота. Следует принести в жертву столько животных, сколько представляется возможным в настоящий момент. Это непременное условие, но оно не освобождает от реализации намерений. В последствии паломничество необходимо возместить.

Совершить хадж или умру во имя Аллаха – священный долг каждого мусульманина. Выход из ихрама допускается шариатом при условии соблюдения всех ритуалов. Если путь в Мекку прерван по независящим от вас обстоятельствам, принесите жертву во имя Аллаха и возместите долг в кратчайший срок.

Намерение человека приступить к совершению обрядов хаджа.

Желательные действия во время вступления в ихрам

1. Купание

Передают, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что “перед вступлением в ихрам пророк, мир ему и благословение Аллаха, разделся и искупался.” [Приводится ат-Тирмизи]


2. Очищение (личная гигиена)

Подстригание усов и ногтей, сбривание волос подмышками и на лобке и т.д.




3. Парфюмерия и ароматические вещества

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Я умащала посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, благовониями перед тем, как он вступал в ихрам”. [Хадис согласован]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не надевайте одежду, которая была умащена желтым деревом (уарс) либо шафраном”. [Хадис согласован]


Парфюмерия

4. Переодеться в одежду для ихрама (два куска белой материи: одним обтянуть пояс, а другой накинуть сверху) и надеть соответствующую для ихрама обувь (босоножки, сандалии и т.д.)

Что касается женщин в состоянии ихрама, то для них нет ограничений в одежде и обуви, как нет и в цвете одежды, однако женщины должны избегать подражания мужчинам, и им нельзя пользоваться украшениями.

Также женщины в состоянии ихрама не надевают никаб и перчатки.


Нижняя часть ихрама (изар) и верхняя часть (рида)


Перчатки в состоянии ихрама


Обувь для ихрама


Никаб в состоянии ихрама

Запрещенные действия во состоянии ихрама

1. Надевать на голову что-либо

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Что должен надевать на себя (паломник, желающий) облачиться в ихрам?” Он ответил: “Ему не следует надевать ни рубаху, ни чалму, ни шаровары, ни плащ с капюшоном. ”. [Хадис согласован]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал про того, который умер в состоянии ихрама: “Не накрывайте ему голову, потому что в Судный день он будет воскрешен, произнося тальбию (т.е. будет воскрешен паломником)”. [Приводится у аль-Бухари]

Исключением является то, что не надевается непосредственно на голову, но укрывает ее (зонтик, палатка, крыша дома, автомобиль и т.д.) и это все разрешено в состоянии ихрама.


Головной убор


Надевать брюки


Головной убор


Зонтик

2. Надевать любой материал, который сшит и скроен под одежду (для мужчин)

Имеется в виду все то, что сшито по форме всего тела или некоторых его частей (одежда, брюки, рубашка, носки, перчатки и т.д.).

Также нельзя надевать обувь, которая целиком покрывает ступни ног (туфли, ботинки и т.д.).

Как упоминается в вышеприведенном хадисе от ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нельзя надевать рубашку, чалму, брюки, любую одежду, покрывающую тело вместе с головой, и обувь, целиком покрывающую ноги (ступни ног)”. [Хадис согласован]

Человеку, который хочет войти в состояние ихрама, но не может найти куска материи для этого, разрешается надеть брюки, а если он не смог найти сандалии, босоножки или тапочки, то он может надеть туфли (это до тех пор, пока он не найдет все соответствующее для ихрама).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если же (паломник) не найдет сандалий, то пусть наденет кожаную обувь, предварительно обрезав ее ниже щиколоток”. [Приводится у ибн Хузеймы]


Все то, что сшито по форме всего тела или некоторых его частей


Тапочки


Обувь, которая целиком покрывает ступни ног

3. Убивать диких животных или охота на них

Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме” (Трапеза, 95).

“…в ихраме” : т.е. при совершении большого (хаджа) или малого паломничества (умры).

“…охотничью добычу…” : т.е. запрещается убивать или охотиться на диких животных и птиц, мясо которых разрешено для пищи, а что касается домашних животных и птиц, то закалывание их разрешено.

Также разрешается ловить рыбу и все, что находится в море. Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “…вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме” (Трапеза, 96).

Что же касается тех животных, мясо которых не разрешено для употребления (змеи, скорпионы и т.д.), то убивать их разрешается.

Также разрешается убивать любое животное, которое нападает на тебя, если никак нельзя от него защититься, кроме как убить его.

Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Вам дозволены морская добыча и еда” (Трапеза, 96).


Скорпионы


Разрешатся ловить рыбу и все, что в море


Дикие птицы


Змеи


Разрешается убой сельскохозяйственных животных

4. Подстригание ногтей, удаление или подстригание волос

Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания” (Корова, 196)..

Запрет касается волос всего тела по аналогии с запретом на удаление и подстригание волос на голове.


Бритье или подстригание волос

5. Подстригание ногтей

Подстригание ногтей как на руках, так и на ногах.


Подстригание ногтей на ногах


Подстригание ногтей на руках

6. Использование парфюмерии или любого ароматизированного вещества, наносимого на тело или на одежду

Не разрешено использовать после вступления в состояние ихрама парфюмерию или благовония, даже если это наносится не на тело, а на одежду.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не надевайте одежду, которая была умащена желтым деревом (уарс) либо шафраном”. [Хадис согласован]

Как упоминается в хадисе про того, который умер в состоянии ихрама, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не умащайте его благовониями”. [Приводится у аль-Бухари]


Умащение тела благовониями или парфюмерией в состоянии ихрама.


Умащение одежды благовониями или парфюмерией в состоянии ихрама.

7. Заключать браки

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Находящимся в состоянии ихрама нельзя заключать браки и нельзя свататься”. [Приводится у Муслима]

8. Половая близость

Половая близость, т.е. половой контакт.

Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость…” (Корова, 197).

Ибн Аббас, доволен Аллах ими обоими, сказал: “Это половой контакт”.

И это является самым сильным запретом в состоянии ихрама.

9. Супружеская близость без полового контакта

Поцелуи, объятия и т.п., так как это может стать причиной полового контакта.

Запрещенные действия во состоянии ихрама

Запрещенные действия для мужчин в состоянии ихрама касаются и женщин, но есть несколько различий и особенностей, которые касаются только женщин:

1. Женщинам разрешается одевать сшитую и скроенную одежду.

2. Женщины должны покрывать голову.

3. Женщины не надевают никаб и перчатки.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщина, находящаяся в состоянии ихрама не надевает никаб и не надевает перчатки”. [Приводится у аль-Бухари]

Однако женщина покрывает голову при присутствии неродных для нее мужчин (т.е. тех, которые не являются для нее махрамом), но покрывает себя не никабом, а некроенным куском материи.

Также женщинам в состоянии ихрама разрешается носить изделия из золота (учитывая при этом условия Шариата).

Важные пояснения

1- Нет шариатского основания для совершения так называемой молитвы ихрама в два раката, как нет и определенной мольбы перед вступлением в ихрам.

2- Разрешается паломнику, который находясь в самолете не может облачиться в одежду для ихрама или же боится опоздать с этим, надевать ее в аэропорту или у себя дома, но намерение нужно закреплять исключительно при пересечении миката (территориальной границы священных территорий).


3- Многие паломники, совершающие хадж оголяют правое плечо сразу же после вступления в состояние ихрама, что является ошибкой, а оголять правое плечо нужно только во время совершения приветственного тауафа (тауаф аль-кудум), что касается других случаев, то правое плечо оголять не нужно.


Оголение правого плеча (при совершении тауафа)

Нет греха, если.

- у паломника или паломницы выпадет несколько волос при расчесывании или во время омовения, или отпадет кусок ногтя, если это было непреднамеренно.

- паломник использует специальный пояс, либо обычный ремень, чтобы поддерживать свой изар (нижнюю часть одежды для ихрама).

Если паломник опасается того, что какая-либо причина может помешать ему совершить хадж до конца, как болезнь или что-либо другое, то при вхождении в состоянии ихрама он обусловливает свой хадж пред Всевышним Господом, сказав: “Ляббайка-Ллахумма би-умратин (в зависимости от вида совершаемого паломничества) фа-ин хабасаний хабис фа-махиллий хайсу хабастаний”

(“Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) умру, а если меня что-либо (кто-либо) остановит, то мое место вхождения в ихрам там, где Тебе угодно было меня задержать”).

Поэтому, если паломник поступит таким образом, а потом его что-то задержит или же он заболеет, то ему разрешено выйти из состояния ихрама при совершении хаджа или ‘умры,

и ему не надо будет приносить в жертву животное в качестве искупления и снова совершать хадж (если же это был его первый хадж, являющийся обязательным, то в таком случае хадж нужно будет совершить заново).

Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что “посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к Дуба’е бинт Аз-Зубейр (двоюродная сестра пророка) да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Наверное, ты хочешь совершить хадж (не желаешь ли ты совершить с нами хадж)?” Она ответила: “Клянусь Аллахом, я не здорова (не знаю, смогу ли я совершить хадж или нет)” Он сказал ей: “Совершай хадж и обусловливай, скажи: “О, Аллах, мое место вхождения в ихрам там, где Тебе угодно было меня задержать”. [Хадис согласован]

Правила совершения Хаджа

1. Два куска белой материи, в которые облачаются паломники во время совершения хаджа.

2. Выражение намерения на совершение хаджа и умры, который предваряет тальбийю.

3. Состояние особой духовной концентрации, в котором пребывают паломники во время совершения хаджа и умры.

После того, как паломники надели ихрам (в первом смысле) и выразили намерение на ихрам (во втором смысле), они входят в состояние ихрама, которое накладывает ограничение на совершение некоторых действий. Ниже приведено более подробное описание ихрама в трех его смыслах.

До того, как вы облачитесь в ихрам, рекомендуется совершить полное омовение, подстричь ногти, побрить волосы, укоротить усы и привести в порядок волосы и бороду. Если нет возможности совершить полное омовение, то следует хотя бы взять тахарат.

Мужской ихрам состоит из двух кусков ткани. Один оборачивается вокруг пояса. Его можно зафиксировать ремнем или булавкой. Другая часть ихрама набрасывается на плечи и оборачивается вокруг верхней части тела, за исключением головы.

Ихрамом для женщины служит любая не обтягивающая одежда, которая покрывает все тело, кроме лица и кистей рук.

Никаких ограничений по использованию обуви для женщин нет. Но обувь мужчины не должна покрывать пальцы и лодыжки. Закрытая обувь и носки в ихраме недопустимы.

Облачение в ихрам — первый шаг хаджа и умры. Как было упомянуто выше, сначала следует облачиться в ихрам, а потом уже выразить соответствующее намерение.

Почему хаджии должны облачаться в белый ихрам?

Где, как и когда начинается паломничество?

Намерение рекомендуется выразить после совершения любого из обязательных намазов или двух ракаатов дополнительного намаза. Для этого достаточно произнести «Ляббайка Аллахумма Хаджан», а если вы собираетесь совершить хадж и умру: «Ляббайка Аллахумма Умратан».

Для входа в состояние ихрама и выражения намерения существуют специальные места, которые называются «микат». Таких мест пять:

1. Зуль-хулайфа . Этот микат находится в 18 километрах на юго-восток от мечети Пророка (мир ему). Его посещают паломники из Медины и из ее окраин.

2. Зат-Ирк. Расположен в 94 километрах на северо-восток от Мекии. Этот Микат предназначен для паломников из Ирака и регионов, прилегающих к Ираку.

3. Джухфа. Микат для жителей Сирии и Египта, расположенный в 187 км к северо-западу от Мекки. Он располагался на восточном побережье Красного Моря, но теперь от него ничего не осталось. В наши дни в качестве этого миката используется Рабиг, который расположен к северу от Джухфы.

4. Карн аль-маназиль. Этот микат предназначен для паломников из региона Неджд и прибывающих с его стороны.

5. Ялямлям. Этот Микат расположен в 54 километрах от Мекки. Он редназначен для жителей Йемена и прибывающих с его стороны.

Если паломник прилетает на самолете прямо в Джидду, то теоретически ему следует войти в ихрам во время полета, когда он будет пролетать над микатом, однако поскольку сделать это достаточно сложно, дозволяется войти в ихрам до посадки на самолет.

Почему во время Хаджа мусульмане должны облачаться в ихрам?

Почему во время Хаджа мусульмане должны облачаться в ихрам?

Что запрещается совершать во время хаджа?

С момента вхождения паломника в состояние ихрама до момента выхода из него после выполнения всех необходимых ритуалов хаджа паломникам запрещено совершать следующее:

1. Стричь ногти и волосы (а также укорачивать их) на любой части тела.

2. Пользоваться одеколоном, духами или благовониями. А также любыми ароматизированными косметическими средствами, включая влажные салфетки. Специально для таких целей паломники приобретают мыло без запаха.

Читайте также: