Как завязать ленточку на бескозырке

Обновлено: 08.05.2024

Головной убор имеет многовековую историю. Изначально он защищал голову от ветра, осадков и холода. Армейские уборы появились позже гражданских. Их основным предназначением тоже была защита, но не только от солнца и дождя. Солдатские шлемы оберегали от стрел, ударов, осколков и пуль. Со временем у каждого рода войск появились отличительные предметы формы. Так, русские моряки стали носить бескозырки с ленточками. Изначально они выполняли особую функцию. Зачем на бескозырках ленточки, и как они там появились, мы расскажем в нашем материале.

Когда появилась форма у русских матросов

Как известно, русский флот зародился во времена Петра I. В эпоху его правления было много преобразований, нововведений, реформ. Так, появилась первая газета, переводы зарубежных книг, начали развиваться математические, навигационные и другие виды наук. Затронула модернизация и судоходство.

С появлением регулярного русского флота началась и трансформация формы моряков. До петровских реформ матросы выходили в морские плаванья в обычной гражданской одежде. На голове их красовались простые мягкие шляпы с широкими полями, которые иногда подвязывали по бокам.

Отличительной чертой головного убора моряка и крестьянина был цвет. Морские шляпы окрашивали в зеленые оттенки.

Первый аналог современной матросской бескозырки появился на стыке XVIII-XIX веков. Им стала фуражная шапка. Изначально она была форменной одеждой фуражиров. Так назывался нижний военный чин в конных родах войск того времени. Фуражиры отвечали за корм для лошадей – овес, сено, сечку. Их головы украшали суконные колпаки, которые для удобства перегибали пополам.

Мягкая фуражная шапка в обмундировании моряков продержалась до второй половины XIX века. Ей на смену пришла фуражка-бескозырка. Шили головной убор из сукна темно-зеленого цвета. У фуражки-бескозырки была лента. Она красовалась на околыше и кокарде. Начиная с 1840 года на околыше начали указывать сокращенное название части или номер экипажа.

Для чего на матросские бескозырки стали крепить ленточки

Во времена царской Руси военный флот состоял из парусных судов. Морякам приходилось часто взбираться на мачты и реи. Нередко они были вынуждены работать под порывами ветра. Для того чтобы фуражки-бескозырки не срывало – приняли решение дополнить их лентами. Нововведение успешно прижилось. Матросы, прежде чем взобраться по вантам – снастям, обматывали ленты вокруг шеи.

Кстати, слово «фуражка» имеет французские корни. Оно произошло от fourrage – корм для скота. Поэтому «фуражка» далека от военной, и тем более, морской тематики. Впрочем, как и «бескозырка». Слово происходит от сочетания «без козырька». Раньше «козырем» именовали высокий воротник-стойку. И это название было связано со словами «кожа» и «коза».

Немного лирики

Ленточки сопровождали моряков с давних времен. Ими матросы подвязывали длинные волосы, которые развевались на ветру и мешали обзору водных просторов. Считались ленточки и своеобразным оберегом. Особенно атласные.

Перед тем как рыбаков отпустить за уловом, матери и жены давали им с собой ленты. Бытовало поверье, если на куске материи написать или вышить «защитные» слова, то весь экипаж небольшого суденышка обязательно вернется на сушу. Ленточка с молитвой считалась сильным оберегом, который защищал рыбаков от разгула морской стихии. Ее повязывали на запястье или обматывали вокруг головы.

Кстати, традиция наносить на ленты моряков надписи сохранилась и до современных дней.

Что писали на матросских ленточках, и почему они черного цвета

Считается, что первые надписи на лентах военные нанесли в далеком 1806 году. Перед одним из сражений английские моряки написали на полоске ткани золотой краской слово «решительные». Ленту повязали на свои шляпы. Бой англичане проиграли, но традиция осталась. Моряки на лентах стали указывать свои «отважные» качества.

Первые надписи с названием судов, нанесенных на шляпы, начали использовать в Амстердаме с конца XVIII века. Так, у курсантов голландского мореходного училища была отличительная «метка». На ленте цвета морской волны, украшавшей шляпы, красовалась надпись «Училище». Такой головной убор юнги надевали в свой выходной.

Изначально все матросские ленты были разноцветные. Но гибель английского адмирала Горацио Нельсона внесла коррективы. Офицеры британского флота на свои тульи повязали ленты черного цвета. Матросы надели черные шейные галстуки-платки. Со временем ленты темных оттенков появились у моряков практически во всех странах мира. Не стала исключением и Россия.

В настоящее время матросы Военно-Морского флота надевают бескозырки с лентами двух видов во время торжественных мероприятий. Черные «полоски» – у простых моряков, черно-оранжевые – у тех, кто удостоен гвардейского звания. Если верить рассказам матросов, то они иногда держат ленточки в зубах. Случается это в ветреную погоду, когда есть вероятность, что бескозырку сорвет с головы.

Хорошо всем известный головной убор моряков, бескозырка, имеет одну отличительную черту – две развевающиеся на ветру ленточки. Привычная деталь, которая была не всегда. История ее возникновения неоднозначна, но от этого не становится менее интересной и занимательной.

1. История появления – легенды и реальность

В наши дни, независимо от того, какой стране принадлежит флот, ленты на фуражках моряков присутствуют в обязательном порядке.

Изначально это было на уровне обычая, появившегося у рыбаков средиземноморья. Им давали ленты их близкие и жены, которые собственноручно вышивали на них слова молитв, пожеланий, любви. В то время считалось, что ленты являлись своеобразным талисманом, приносящим удачу, оберегом, который оградит от всех бед и напастей и позволит человеку вернуться с уловом домой. Часто на лентах писали даже краской одно из личных качеств ее владельца. Использовались они для того, чтобы подвязывать волосы.

Когда ввели первую форму, обязательную для ношения по уставу, в военном флоте официально наличие лент нигде не регламентировалось. Тем не менее, существует легенда, согласно которой моряки английского флота во время штурма крепости Кюрасао (она тогда принадлежала голландцам) повязали ленты с надписью, сделанной золотыми буквами – «неустрашимые». Удачным штурм не был, но обычай сохранился и вскоре распространился на весь флот не только Великобритании, но и других государств.

Есть еще одна версия возникновения этой характерной детали на бескозырках. Согласно ей, впервые их прикрепили к головному убору в начале девятнадцатого столетия как дань памяти об адмирале Нельсоне, который погиб во время Трафальгарской битвы, и являлись траурным знаком. Именно в связи с этим они и имеют традиционно черный цвет, точнее, имели. Со временем появились и другие варианты.

Российские моряки стали носить ленты уже после 1857 г. Уставом их утвердили спустя почти двадцать лет – в 1874 г. На них должен был указываться номер экипажа или название корабля. Длина таких лент тоже была строго определена Уставом – 140 сантиметров. Кстати, в России не только моряки носили головные уборы с лентами, но и пехотинцы.

2. Ленты в послереволюционное время

Первые ленточки выпускались в черном цвете, позже появились черно-оранжевые варианты / Фото: reibert.info

Первые ленточки выпускались в черном цвете, позже появились черно-оранжевые варианты / Фото: reibert.info

В этот период была изменена не только форма самой бескозырки, но и внешний вид лент. На них теперь указывалось не название судна, а флот, что характерно для нашего времени. С цветом тоже произошли изменения. Кроме черных появились и черно-оранжевые.

В целом благодаря названиям в свое время удавалось определять принадлежность владельца фуражки к флоту или экипажу конкретного корабля.

3. Практическое значение

В современном мире, как утверждают бывалые моряки, на флоте бескозырки с ленточками применяются исключительно на парадах, торжественных построениях. Каждый день их не носят. Для этого существуют пилотки – более практичный и удобный головной убор.

Но даже во время парадов бывают не совсем благоприятные условия, например, сильный ветер. Чтобы бескозырку не снесло с головы, ее за ленты удерживают зубами.

Образ матроса в общественном сознании неразрывно связан с таким головным убором, как бескозырка с двумя лентами. Выглядит ярко и красиво, однако не каждый знает о том, зачем данные ленты вообще нужны. Появились они в привычном виде по историческим меркам относительно недавно и нужны были для выполнения утилитарных функций. Что же это были за функции такие?

Традиция лент на бескозырках матросов уходит во тьму веков. Принято считать, что первые ленты-обереги с надписями-заклинаниями люди стали повязывать на плавательные средства, рыболовные снасти и себя лично еще в глубокой древности. В купированном виде традиция оберегов среди моряков дожила до эпохи Нового времени. Матросская масса всегда была чрезвычайно суеверна в силу своей необразованности: большинство рядовых матросов забирали в эпоху Нового времени на флот насильно. Набор велся из крестьян и городской бедноты. Поэтому крайне суеверные мореходы старались всячески оградить себя от сурового рока злокозненной судьбы.

В конце XVIII столетия практика лент-оберегов широко распространилась на британском флоте, которые повязывались в том числе и на головные уборы. Однако, данная практика была полностью искоренена после появления уставной морской формы в XIX столетии. На некоторое время ленты исчезли, однако в скором времени вернулись. Правда возвращение их произошло не в форме магического оберега, а в форме утилитарного элемента конструкции головного убора.

Уставная матросская форма большинства стран подразумевала в том числе наличие головного убора. Однако, быстро выяснилось, что при сильном ветре бескозырки и береты просто срывает с головы. Для этого в их конструкцию и была добавлена пара лент, которые использовались в качестве элемента удержания. Ленты завязывались под подбородком матроса, в результате чего бескозырку не сносило ветром.

На русском флоте морские головные уборы с лентами появились в 1857 году. Они были черного цвета. В 1872 году появилась хорошо знакомая всем соотечественникам бескозырка с лентами. В это же время на ленточки стали ставить клеймо или делать вышивку с именем матроса, названием корабля и личным идентификатором. В 1878 году были введены наградные гвардейские оранжево-черные ленты для бескозырки.

Впрочем, после революции 1917 года их отменили на некоторое время в рамках борьбы с наследием царских вооруженных сил. Вернули гвардейские ленты на бескозырку в СССР уже в годы Великой Отечественной войны, вместе с погонами и офицерскими званиями. Сегодня бескозырки с лентами используются на флоте только в качестве парадного или выходного элемента гардероба. Вместе с тем рассматриваемый элемент конструкции головного убора утратил свою утилитарную функцию, сохранив лишь эстетическую.


Хорошо всем известный головной убор моряков, бескозырка, имеет одну отличительную черту – две развевающиеся на ветру ленточки. Привычная деталь, которая была не всегда. История ее возникновения неоднозначна, но от этого не становится менее интересной и занимательной.

1. История появления – легенды и реальность

У современных моряков ленты на бескозырках - обязательный атрибут / Фото: yandex.ua

В наши дни, независимо от того, какой стране принадлежит флот, ленты на фуражках моряков присутствуют в обязательном порядке.

Первые ленты появились как обереги у средиземноморских рыбаков / Фото: rossaprimavera.ru

Изначально это было на уровне обычая, появившегося у рыбаков средиземноморья. Им давали ленты их близкие и жены, которые собственноручно вышивали на них слова молитв, пожеланий, любви. В то время считалось, что ленты являлись своеобразным талисманом, приносящим удачу, оберегом, который оградит от всех бед и напастей и позволит человеку вернуться с уловом домой. Часто на лентах писали даже краской одно из личных качеств ее владельца. Использовались они для того, чтобы подвязывать волосы.

Традиция наносить на ленты надписи с качествами моряка сохранилась и по сей день / Фото: kapterka.com.ua

Когда ввели первую форму, обязательную для ношения по уставу, в военном флоте официально наличие лент нигде не регламентировалось. Тем не менее, существует легенда, согласно которой моряки английского флота во время штурма крепости Кюрасао (она тогда принадлежала голландцам) повязали ленты с надписью, сделанной золотыми буквами – «неустрашимые». Удачным штурм не был, но обычай сохранился и вскоре распространился на весь флот не только Великобритании, но и других государств.

По одной из версий, появление ленточек на бескозырках связано с трауром по адмиралу Нельсону / Фото: sammler.ru

Есть еще одна версия возникновения этой характерной детали на бескозырках. Согласно ей, впервые их прикрепили к головному убору в начале девятнадцатого столетия как дань памяти об адмирале Нельсоне, который погиб во время Трафальгарской битвы, и являлись траурным знаком. Именно в связи с этим они и имеют традиционно черный цвет, точнее, имели. Со временем появились и другие варианты.

Российские моряки начали носить ленты только после 1857 года / Фото: cont.ws

Российские моряки стали носить ленты уже после 1857 г. Уставом их утвердили спустя почти двадцать лет – в 1874 г. На них должен был указываться номер экипажа или название корабля. Длина таких лент тоже была строго определена Уставом – 140 сантиметров. Кстати, в России не только моряки носили головные уборы с лентами, но и пехотинцы.

Согласно Уставу, первые ленты должны были быть в длину 140 сантиметров / Фото: p-library.lenobl.muzkult.ru

2. Ленты в послереволюционное время

Первые ленточки выпускались в черном цвете, позже появились черно-оранжевые варианты / Фото: reibert.info

Первые ленточки выпускались в черном цвете, позже появились черно-оранжевые варианты / Фото: reibert.info

В этот период была изменена не только форма самой бескозырки, но и внешний вид лент. На них теперь указывалось не название судна, а флот, что характерно для нашего времени. С цветом тоже произошли изменения. Кроме черных появились и черно-оранжевые.

Благодаря надписям на ленте можно было понять, к какому флоту или кораблю относится моряк / Фото:fishka-anna.livejournal.com

В целом благодаря названиям в свое время удавалось определять принадлежность владельца фуражки к флоту или экипажу конкретного корабля.

3. Практическое значение

Современные моряки надевают бескозырки с лентами преимущественно на парады и торжественные построения / Фото: hibiny.com

В современном мире, как утверждают бывалые моряки, на флоте бескозырки с ленточками применяются исключительно на парадах, торжественных построениях. Каждый день их не носят. Для этого существуют пилотки – более практичный и удобный головной убор.

В качестве ежедневного аксессуара на флоте используются пилотки / Фото: barnaul.bezformata.com

Но даже во время парадов бывают не совсем благоприятные условия, например, сильный ветер. Чтобы бескозырку не снесло с головы, ее за ленты удерживают зубами.

Почему матросы носят головные уборы с лентами.


Образ моряка у многих ассоциируется с человеком в тельняшке, на голове, у которого красуется бескозырка с двумя лентами. Когда-нибудь задумывались, для чего они нужны? Ведь армия и флот – это не те организации, где есть место бесполезным финтифлюшкам, во всяком случае, когда речь заходит о суровом повседневном труде и быте военнослужащих.

Народные поверия

Традицию начали те, кто всегда ходил в море.

Ленты на фуражке сегодня носят моряки почти всех стран мира. Данный обычай восходит к средиземноморским рыбакам, которые получали подобные ленты от жен и близких. На лентах записывались сакральные слова, обереги, молитвы и пожелания успешного возвращения. Считалось, что такие ленточки служат талисманом и оберегом во время путешествия по полному опасностей морю.

С появлением первой уставной формы на флоте, никаких лент на головных уборах не было. Однако традиция оберегов на тот момент была широко распространена во всем мире. Первыми стали английские моряки. Будучи весьма суеверными, они повязывали на свои головные уборы похожие ленты с воодушевляющими словами. Постепенно, необычную традицию подхватили и моряки других стран.

От суеверий к практике

Постепенно лента стала вещью практичной.

С появлением первых морских фуражек, лента приобрела практический смысл. Дело в том, что при сильном ветре головной убор сдувало прочь. При помощи ленты фуражку можно было надежно зафиксировать на голове. Примерно тогда же на ленты фуражки стали наносить имена матроса.

На российском флоте подобные головные уборы стали широко использовать в 1857 году. Помимо имени моряка на ленту стали наносить номер борта, на котором он служит. Фуражка с лентой стала официальным уставным предметом гардероба матроса в 1872 году. Спустя два года вышел приказ, который обязал весь российский флот использовать черные бескозырки с выпушками и лентами, на которых клеймился номер экипажа, соединение и название корабля.

Символ морского братства

А еще она стала символом и предметом награды.

Черно-оранжевые Георгиевские ленты стали использовать после 20 июля 1878 года. Они являлись наградными и полагались только тем морякам, что совершили какой-либо подвиг на службе. Очень многие были награждены такими лентами в Черноморском флоте за оборону Севастополя в 1854-55 годах.

После революции 1917 года многое изменилось, в том числе и на флоте. Георгиевские ленты тогда убрали. Изменилось и клеймо. Теперь указывалось только название флота. Впрочем, матросы линкоров, миноносцев и крейсеров все равно наносили на ленты названия своих кораблей.

Вернули Георгиевские ленты на флот во время Второй мировой войны. Как и раньше они стали наградным символом, подчеркивающим заслуги бойца перед флотом и Отечеством.

Читайте также: