Как завязать мельничный узел

Обновлено: 12.05.2024

Когда под рукой нет нужного стропа, груз поднимают краном или стрелой на гаке, используя обычный стальной или растительный трос. При этом пользуются гачным узлом. В этом нехитром узле заложена большая мудрость. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне шейки гака, а петля, затянутая вокруг его спинки, держит оба конца. Надевая трос на гак, нужно внимательно проследить, чтобы коренной конец троса обязательно проходил над ходовым. Чтобы гачный узел при прекращении нагрузки не стравился, ходовой конец прихватывают временной схваткой к коренному. Используя принцип гачного узла, можно без троса поднять на гаке мешок, если его горловину можно обернуть один раз вокруг спинки гака.

Гачный узел со шлагом

При подъеме груза, на гаке с помощью троса, завязанного гачным узлом, следует брать в расчет толщину троса. Если по отношению к гаку трос достаточно толст, его можно заложить одинарным гачным узлом и благополучно поднять груз. Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака, и, если он тонок по отношению к гаку, его закладывают гачным узлом со шлагом. Это намного увеличивает надежность подъема груза.

Кошачья лапа

Название этого узла попало в русский морской язык из английского. На этом языке он называется "The Cat's Paw", что следует переводить как "кошачья лапа". Но по какому-то недоразумению этот узел у нас давно стали называть "кошачьи лапки", хотя по-английски существительное "Paw" (лапа) стоит в единственном числе, а не во множественном (Paws). Действительно, завязанный узел похож на лапу кошки. Этот узел применяют в тех случаях, когда строп нужно прикрепить к гаку с таким расчетом, чтобы не было лишней слабины. Чтобы завязать этот узел, петлю стропа кладут сверху на два его конца - получаются две небольшие петли, каждую из которых одновременно перекручивают наружу несколько раз в зависимости от того, на сколько нужно уменьшить строп. Потом петли сближают и надевают на гак. "Кошачья лапа" не зажимается намертво, и узел легко снять с гака, если на строп нет нагрузки.

Бочечный узел

Этот узел применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении. На средней части троса, которым намерены поднимать бочку, вяжут полуузел. Полупетли узла разводят в стороны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связываются прямым узлом, а если трос одним концом уже закреплен, то беседочным узлом. Бочечный узел применяют при погрузке различных видов тары, имеющих цилиндрическую форму. В быту им можно быстро, обвязать бидон или бак без ручки.

Мешочный узел

Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному - в мешках, рундуках и "чемоданах". Например, по традиции военного королевского флота Великобритании одежда матросов хранилась исключительно в парусиновых мешках длиной 3 фута с диаметром круглого днища в 1 фут. Матросам торгового флота Великобритании разрешалось иметь в кубрике деревянные рундуки размером примерно 2,5х1,5х1,5 фута. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые "чемоданы", сшитые из серой парусины No.6. Большой имел длину 2 фута 9 дюймов, ширину 1 фут 2 дюйма и высоту 1 фут. Малый был длиной 1 фут 2 дюйма, шириной в 1 фут и высотой 9 дюймов. Оба имели от четырех до семи люверсов и парусиновый клапан. Брезентовые мешки английских военных матросов имели 12 люверсов, которые затягивались куском линя. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.

Сваечный узел

Применяемый в такелажном деле этот узел получил свое название от слова "свайка", которое обозначает железный или деревянный прямой или немного изогнутый конический гвоздь, применяемый для пробивания прядей троса, выравнивания обметываемых вручную люверсов, заделки кренгельсов и других работ с тросами и парусиной. Для тех, кто работает с тросами, сваечный узел имеет очень важное значение. Он применяется при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня или шлагов бензеля, которые закладывают на свайку (или драек) этим узлом (В этом деле свайка служит рычагом). Им же пользовались, когда драйком обтягивали вокруг брашпиля стень-ванты на марсе. Помимо этого, сваечный узел удобен для временного крепления любого тонкого растительного троса к различным инструментам, имеющим рукоять, когда их необходимо передать работающим на мачте или за бортом. Сваечный узел крепко обхватывает передаваемый предмет, и последний можно легко из него вытащить. С помощью такого узла можно крепить швартовы и фалини к палам и битенгам, удобно крепить к кольями и столбам веревочное ограждение, делать мостки.

Амфорный узел

Для жителей древнего Средиземноморья амфора являлась универсальным сосудом. В амфорах хранили и перевозили оливковое масло, маслины, вино, зерно, муку и др. Дно у этого сосуда, как известно, заостренное, поэтому поставить его на землю было нельзя - его зарывали острием в песок. При перевозке амфор морем их хрупкие ручки часто отламывались, в связи с чем переноска амфор затруднялась. Вот тогда-то древние греки и придумали амфорный узел, который позволял им удобно переносить эти сосуды без риска лишиться их ценного содержимого. Узел этот не простой, вяжется сложно, в несколько этапов, зато с его помощью можно сделать великолепную веревочную ручку для переноса бутылки, кувшина и вообще любого сосуда с небольшим выступом на горлышке.

Гинцевый узел

Гинцами моряки называют небольшие тали, основанные между блоком, ввязанным в какую-нибудь снасть, и другим неподвижным блоком. Для ввязывания снасти блока в другую снасть применялся гинцевый узел. На парусных кораблях гинцевый узел применялся, например, при ввязывании ходового конца брам-фала или при ввязывании ходовых концов топенантов нижних реев в стропы блоков гинцев. Для этого обвивали ходовой конец брам-фала два раза вокруг верхней части стропа блока гинцев и, направив брам-фал вертикально поверх ходового конца, продевали клевант или свайку между стропом и брам-фалом. Такой способ крепления троса в строп или в коуш прост, надежен, и может быть сделан на середине троса. Его можно рекомендовать современным такелажникам и строителям.

Колышка - баранья нога

В английском морском языке этот узел называется "Sheepshank", что означает "баранья ляжка". Такое название узел получил у англичан ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой. В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют "узлом для укорачивания троса". Известный русский капитан дальнего плавания В. В. Вахтин в своем "Объяснительном морском словаре", изданном в Санкт-Петербурге в 1894 году, этот узел называет "колышкой". Во времена господства на море паруса, когда на каждом судне длина такелажа измерялась буквально милями, часто возникала необходимость укорачивать снасти на какое-то время, чтобы слабина тросов не путалась под ногами на палубе. Чаще всего приходилось делать колышки у стень-бакштагов и фордунов, когда стеньга или брам-стеньга спущены. Укорачивание тросов на время делали и в других случаях. По традиции моряки, разрезают трос при исключительных обстоятельствах. А если, например, на судне требуется для какой-нибудь работы 25 м троса, а под рукой есть свободный кусок только длиной 40 м, то его резать не будут, а укоротят до 25, сделав на нем обычную "баранью ляжку" одним из двух способов. Для большей надежности, чтобы узел при временном снятии нагрузки случайно не развязался, концы его петель можно закрепить сваечным узлом (в). Узел "колышка" применяется не только в целях укоротить длину троса на время. Его используют и в тех случаях, когда при ответственной операции с тросом (как, например, подъем тяжеловеса) есть сомнения в его прочности. Допустим, в одном месте перетерта одна прядь или трос надрезан. Чтобы исключить это место из работы и не подвергать его нагрузке, вяжут колышку. Принцип колышки заключается в том, что место троса, перечеркнутое на схеме (г), не участвует в работе троса, который завязан этим узлом. В этом месте под нагрузкой трос можно смело перерезать, и он все равно будет держать груз, на который рассчитан по прочности. Пользуясь этим полезным узлом, не нужно забывать, что он прочен и надежен только под нагрузкой, и как только последняя снята, возникает опасность, что узел распадется. Поэтому перед каждым применением троса с завязанной колышкой узел следует проверять или прихватить петли к коренным концам схватками.

Олимпийский узел

Его назвали олимпийским потому, что он получается из пяти колец. Это старинный морской узел времен "золотого века паруса" - расцвета чайных, опиумных и шерстяных клиперов. На английском морском языке название этого узла весьма, сентиментально - "Два сердца, бьющиеся как одно". Несмотря на кажущуюся на первый взгляд громоздкость узла, вяжется он не сложнее топового. Олимпийский узел надежен и конкретно отвечает своему, прямому назначению - укоротить на время трос.

Мартышкина цепочка

Назначение этого узла - на время укоротить трос. В отличие от колышки и олимпийского узла, он имеет то преимущество, что завязанный им трос своими петлями не мешает работе и его можно даже взять на шпиль. Перед тем как дать на трос, завязанный этим узлом, нагрузку, в последнее звено "цепочки" нужно вложить свайку или клевант или пропустить через него ходовой конец: иначе узел мгновенно развяжется. На тонких тросах вяжется он тремя пальцами одной руки. Делается это следующим образом. Отступив примерно 10 сантиметров от ходового конца троса, сделайте петлю диаметром 5 - 6 сантиметров. Удерживая пересечение тросов на петле пальцами левой руки, введите в петлю три пальца правой руки - большой, указательный и средний. Сквозь петлю коренной конец троса захватывайте кончиком указательного и большого пальцев, втягивайте его в виде петли в петлю, в которую вы ввели три пальца, немного протаскивайте ее внутрь, оставляя в это время средний палец в предыдущей петле для того, чтобы петли были одинаковой величины. Как только, вы вытянули очередную петли, пропускайте в нее все три пальца и из нее снова зацепляйте коренной конец троса двумя пальцами, оставляя один в петле, и т. д. Вязка каждого звена "мартышкиной цепочки" занимает не более секунды, при этом трос укорачивается в четыре раза (из 4 метров, троса получается 1 метр "цепочки"). Свойство "мартышкиной цепочки" быстро, плавно и последовательно развязываться часто используется для выполнения различных трюков в цирке.

Лучниковая петля

Некоторые знатоки узлов называют ее "турецким узлом". Это один из древнейших и удивительнейших узлов, когда-либо придуманных человеком. У него конкретное назначение - регулировать натяжение тетивы лука. Как известно, тетива почти любого лука никогда не остается одинаково натянутой. Она, особенно если свита из сухожилий животных, полос кожи или волокон растений, может удлиняться или укорачиваться от различных причин, например, от влажности воздуха и его температуры. Менять свойства может и сам лук, будь он сделан из дерева или из рогов животного. Пролежал лук ночь на сырой земле - тетива натянулась, сидел охотник с луком у костра - тетива ослабла и т. д. Одним словом, ее нередко приходилось регулировать, и делалось это не столько за счет сгибания самого лука, сколько за счет особой дополнительной жилы с одного конца лука.

Крабья петля или затягивающийся огон

Особенность этого узла состоит в том, что он может работать в двух качествах: затягивающаяся петля или незатягивающаяся петля. Если концу крабьего узла в точках, отмеченных буквами А и Б, резко и сильно потянуть в разные стороны, указанные стрелками, узел перестает быть затягивающимся. Принимая форму, показанную на третьем справа положении на рисунке, узел больше не затягивается, его петля становится постоянной.

Кабестановая петля

По своему принципу этот узел такой же, как и крабий узел. При сильном рывке за концы, обозначенные буквами А и Б, узел меняет свою характеристику и из затяжной петли превращается в незатягивающуюся петлю. Французское слово "кабестан", попавшее когда-то в наш морской язык и одно время применявшееся на флоте, обозначает термин "шпиль" - вертикальный ординарный или двойной ворот для выбирания якорного каната и швартовов. Видимо, этот узел применялся на тросах при работах со шпилем.

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

суббота, 29 августа 2020 г.

Мельничный узел

Среди множества узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. Возможно его применение при различных такелажных работах для затягивающегося закрепления, которое может быть впоследствии быстро демонтировано. Кроме того, мельничный узел может быть применим для закрепления конца веревки на балке, древесном стволе и другой подходящей опоре.

Мельничный узел не распускается после снятия нагрузки и устойчив к раздергиванию. Работает только тогда, когда хорошо затянут.


Узел может существовать только на опоре, завязанный в "чистом" виде, как и многие из привязочных узлов, распадается.

Инны Александровны Скрягиной

Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начинается наш день: мы завязываем шнурки ботинок, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы – на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Одним словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средством в руках человека. В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки, (это был особый синтетический трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов из корабля в космическое пространство. Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных переплетении, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать.

Существует немало профессий, работа в которых связана с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного. Умение завязывать узлы для них – операция исключительной важности, и они выполняют ее великолепно.

Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку.

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы при вязке узлов. Как утверждает “Книга рекордов мира”, издаваемая ежегодно английской пивоваренной фирмой “Гиннесс”, по скорости вязки узлов чемпионом является некий Клинтон Бэйли, американец из города Пасифик-Сити в штате Орегон. В апреле 1977 года на соревнованиях лиги любителей вязки узлов он за 8,1 секунды завязал шесть узлов – прямой, шкотовый, “баранью ногу” (колышку), выбленочный, беседочный и штык с двумя шлагами.

Но, как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол-узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен. Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.

Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив ее), если у нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надежнее прикрепить к тросу якорь…

Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: “О! Завязано морским узлом!”

Однако в наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе. Матрос современного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов. Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным, яхтсменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их причудливые названия режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в этих узлах таится мудрость многих предыдущих поколений моряков всех стран, эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Просматривая старинные отечественные руководства по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и пособиями по эксплуатации морского торгового флота, невольно замечаешь, что незамысловатый ограниченный перечень морских узлов в них не меняется и их схемы и рисунки уже более столетия “кочуют” из книги в книгу. Многие эти схемы и рисунки воспроизведены с искажением и даже с ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно устарели в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических тросов и вводом новых норм и требований по безопасности судовых работ.

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из своей коллекции почти полторы сотни наиболее интересных и полезных для применения в морском деле и в быту узлов. Около ста из них ни разу не были опубликованы в отечественной литературе. Очевидно, они заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов, строителей, пожарных и людей других профессий, чья деятельность связана с применением веревок и тросов. Наверняка многие из этих узлов понравятся рыболовам-любителям.

Меня часто спрашивают, как я начал собирать коллекцию узлов?

…Страсть к коллекционированию у меня проявилась еще в детстве. Мой отец, дед, прадед и прапрадед были кадровыми офицерами Российского военно-морского флота, и в доме, где я жил, хранилось множество интереснейших вещей, связанных с историей флота, судостроения и мореплавания. В дедовских сундуках, помимо истлевших морских мундиров, потускневших от времени эполетов и кортиков, находились старинные морские карты, атласы, лоции, в шкафах – сотни книг о море и кораблях. Мальчишкой я начал собирать различные изображения парусных кораблей, якорей, маяков, морских узлов, носовых фигур парусников.

Интерес к узлам у меня вызвал отец, который тогда служил боцманом на эсминце “Ленин” и в свое время на Балтике считался отличным такелажником. Он оснащал первые советские учебные парусные суда. До школы я умел пользоваться десятком морских узлов, нередко вызывая недоумение матери и бабушки.

В военно-морском училище я с увлечением занимался такелажным делом и в свободное от занятий время плел маты, вязал кнопы и оплетки для бутылок. Преподаватель кафедры морской практики и такелажных работ В.П. Цюсевич, который служил мичманом еще в царском флоте, был большим знатоком вязки узлов и, видя мой интерес к этому делу, показал мне, помимо учебной программы, минимум которой предусматривал умение вязать 36 узлов, способы вязки еще примерно 50 узлов. С тех пор, пополняя свою коллекцию, я стал зарисовывать схему всякого не известного мне узла, встретившегося в пособиях по такелажному делу, атласах морских узлов, старых отечественных и иностранных учебниках по морской практике.

Нередко приходилось видеть новые узлы и другие способы вязки уже известных узлов во время плаваний.

В 1966 году судьба свела меня с замечательным такелажником, большим мастером своего дела Георгием Калакатронисом – боцманом греческого теплохода “Эфтихия”, на котором я год плавал гарантийным представителем Всесоюзного объединения “Судоимпорт”. Поскольку за рубежом моряки знания вязки узлов стараются держать в секрете (особенно от своих коллег по судну), боцман “Эфтихии”, поняв, что я хочу зарисовать схемы некоторых узлов, сначала сказал, что он “все давным-давно позабыл”. Когда я сам показал вязку нескольких не известных ему узлов, Калакатронис предложил, как говорят торговые моряки, “чендж” – обмен “узел за узел”. Этот необычный обмен происходил при закрытых дверях каюты, так как боцман оговорил условие: “чтобы не видела команда”. Я показал греку полтора десятка узлов, вязать которые меня научили мичман В.П. Цюсевич и позже В.М. Грязнов – в свое время преподаватель такелажного дела Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова, один из авторов атласа “Судовые такелажные работы”. Особенно греку понравился калмыцкий узел. За него я получил не менее полезный и оригинальный узел, который в этой книге назван “пожарной лестницей”.


Среди множества хитро­умных узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложен­ный вдвое ходовойконец. Узел очень удобен тем, что его можно туго затянуть и быстро развязать, дернув за ходо­вой конец.

«Мокрый» полуштык


Многие узлы, когда они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить. Имен­но для такой ситуации моряки и придумали узел с назва­нием «мокрый полуштык». Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно бы­стро отдать.

На средней части верёвки вяжется полуузел. Далее полупетли разводятся в стороны и ими охватывают среднюю часть бочки. Нижняя часть петли должна проходить по центру днища бочки. Свободные концы верёвки связываются прямым узлом. Я этим узлом пользуюсь, при переносе (поднятии) бака без ручек. Удобен узел и в случае, когда нужно подать наверх питьевую воду в бу­тылке из-под «Пепси», тем более что у неё очень удобные выемки в днище. Много раз, к удивлению прохожих, носил арбузы. В этом случае сумку мне заменяли репшнуры. Удобен узел и для подъёма (спуска) мешков, например, с пихтовыми шишками.


Мешочный узел


Мельничный узел


Ведерный узел


И. Узлы для рыболовных снастей

Узлы для закрепления (привязывания) рыболовных крючков к леске

На самом деле леска привязывается к рыболовному крючку, а не наоборот. Но в нашем языке почему-то укоренились выраже­ния типа: «Привяжи, пожалуйста, крючок». Видимо, человек ис­ходит из логики последовательности операций: сначала изготав­ливается удилище, далее к нему крепится леска, а уже к леске кре­пится крючок.



Рис. 64 д, е, ж, з, и, к, л.

Узлы: б, д, е следует применять для хлопчатобумажных лесок и тонких из полиамидных смол. Узел - ж предназначен исключи­тельно для синтетических лесок.

Узлы для закрепления поводков

(поводковые узлы)

Каждый турист дояжен уметь в походе изготовить рыболовную снасть и, в случае необходимости, добыть себе пищу. Поэтому полезно помнить хотя бы несколько рыбацких узлов для прикрепления как крючков так и поводков.


Глава 5. «Специальные узлы»

А. Схватывающие узлы

Полусхватывающий узел

(коровий узел)

Этот узел считается хорошим, прочным узлом. Он безотказно держит, если к верёвке приложена тяга Полусхватывающий узел фактически представляет собой неправильный (перевёрнутый) штык, работающий в другом качестве.

Узел применяется для быстрого соединения верёвки с аль­пинистским карабином. Для этого на ходовом конце верёвки делается петля, которая путём перегиба в сторону коренного кош ц преобразуется в две закрытые петли. Трудно заменим полусхвтывющнй узел при вязке носилок для транспортировки поет г адав-шего. После снятия нагрузки полусхватывающий узел легко раз­вязать.



Неравнобокий схватывающий узел

(односторонний полускватывающий узел)

Вяжется из вспомогательной верёвки на перилах из основ­ной верёвки. Отличается от предыдущего тем, что этот узел не­симметричный. От условной середины в одну сторону в узле сде­лан один шлаг, а в другую - два.

Вяжется узел следующим образом. На перильную верёвку сверху (поперёк) накладывается ходовой конец репшнура, кото­рым собственно и вяжется односторонний полусхватывающи узел. Далее ходовым концом делается два обноса вокруг перил ной (основной) верёвки в сторону точки закрепления перил. Н; пример, если перила закреплены слева от вяжущего узел, то вит делаются влево, если справа - то вправо.

После выполненных действий конец репшнура из-под ос­новной верёвки выводится в сторону вяжущего. Ходовой конец перебрасывается поперёк своего коренного конца, затем обносит­ся вокруг перильной верёвки снизу вверх на себя, просовывается в петлю вдоль коренного конца и крепится к нему страховочным узлом.


Применяется узел при организации самостраховки. Если возникают сомнения о возможности самозадержания в случае срыва, то обязательно прибегают к различным способам страхов­ки. Для этого, прежде всего, навешиваются перила. Перила - это основная верёвка, закреплённая одним (верхним) или двумя кон­цами к опорам. Перила навешиваются по всей длине опасного участка. Для организации самостраховки нужно использовать узел, отвечающий нескольким требованиям одновременно. Какие это требования?

Первое требование - узел должен свободно перемещаться по перильной верёвке и не мешать движению человека.

Второе требование - в случае срыва и падения человека узел должен затянуться на перильной верёвке, обжать её и образовать собой неподвижную точку крепления.

Третье требование - узел в момент срыва должен затягивать­ся сам по себе под действием нагрузки (человеку в этот момент не л с него).

Четвёртое требование - после возобновления человеком движения схватывающий узел должен обладать свойством легко распускаться и быстро приводиться в исходное состояние.

Всем этим требованиям отвечают схватывающие узлы, одни - в большей мере, другие - в меньшей. Гораздо лучшими качествами по сравнению с полусхватывающими узлами обладает схва­тывающий узел (пруссик).

Читайте также: