Как завязать нейлоновые струны на балалайке

Обновлено: 03.05.2024

Балалайка должна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и т.д. — для игры по нотам не употребляются. Первую струну балалайки нужно настроить по камертону, по баяну или по фортепиано так, чтобы она давала звук ЛЯ первой октавы. Вторую и третью струны нужно настроить так, чтобы они давали звук МИ первой октавы.

Таким образом, вторая и третья струны должны быть настроены совершенно одинаково, а первая (тонкая) струна должна давать тот же самый звук, который получается на второй и на третьей струнах, если их прижать на пятом ладу. Следовательно, если у правильно настроенной балалайки вторую и третью струны прижать на пятом ладу, а первую струну оставить открытой, то все они при ударе или щипке должны давать один и тот же по высоте звук — ЛЯ первой октавы.

Подставка для струн при этом должна стоять так, чтобы расстояние от нее до двенадцатого лада обязательно равнялось расстоянию от двенадцатого лада до верхнего порожка. Если же подставка будет стоять не на месте, то на балалайке нельзя будет получить правильных звукорядов.

Какая струна называется первой, какая второй и какая третьей, а также нумерация ладов и местонахождение подставки для струн обозначено на рисунке «Балалайка и наименование ее частей».

Балалайка и наименование ее частей

2. Каким требованиям должен удовлетворять инструмент.

Учиться играть нужно на хорошем инструменте. Только хороший инструмент может дать сильный, красивый, певучий звук, а от качества звука и от умения им пользоваться зависит художественная выразительность исполнения.

Хороший инструмент нетрудно определить по его внешнему виду — он должен быть красивым по форме, построен из доброкачественных материалов, хорошо отполирован и, кроме того, в частях своих отвечать следующим требованиям:

Гриф балалайки должен быть совершенно прямым, без искривлений и трещин, не очень толст и удобен для его обхвата, но и не слишком тонок, так как в этом случае под влиянием внешних причин (от натяжения струн, сырости, изменений температуры) он может со временем покоробиться. Лучший материал для грифа — черное дерево.

Лады должны быть хорошо отшлифованы как сверху, так и по краям грифа и не мешать движениям пальцев левой руки.

Кроме того, все лады должны быть одной высоты или лежать в одной плоскости, т. е. так, что-бы положенная на них ребром линейка касалась их всех без исключения. При игре на балалайке струны, прижатые на любом ладу, должны давать чистый, недребезжащий звук. Лучший материал для ладов — белый металл и никелин.

Балалайка

Колки для струн должны быть механические. Они хорошо держат строй и допускают очень легкую и точную настройку инструмента. Надо следить за тем, чтобы шестерня и червяк в колках были в порядке, сделаны из доброкачественного материала, не стертые в резьбе, не ржавые и легко поддавались поворотам. Та часть колка, на которую накручивается струна, должна быть не полая, а из целого куска металла. Отверстия, в которые пропускаются струны, должны быть хорошо зашлифованы по краям, иначе струны быстро перетираются. Костяные, металлические или перламутровые головки червяка должны быть хорошо к нему приклепаны. При плохой приклепке эти головки будут дребезжать во время игры.

Дека, построенная из хорошей резонансовой ели с правильными, параллельными мелкими слоями, должна быть плоской и ни в коем случае не вогнутой внутрь.

При наличии навесного панцыря следует обратить внимание, чтобы он был действительно навесным и не касался деки. Панцырь должен быть фанерованный, из твердого дерева (чтобы не покоробился). Его назначение — предохранить нежную деку от ударов и разрушения.

Следует заметить, что розетки вокруг голосника, по углам и у нижнего порожка являются не только украшениями, но также предохраняют наиболее уязвимые части деки от повреждений.

Порожки верхний и нижний во избежание их быстрого изнашивания должны быть сделаны из твердой породы дерева или из кости. При повреждении .верхнего порожка струны ложатся на гриф (на лады) и дребезжат; при повреждении нижнего порожка струны могут попортить деку.

Подставка для струн должна быть сделана из клена и всей своей нижней плоскостью плотно соприкасаться с декой, не давая никаких просветов. Подставки черного дерева, дубовые, костяные или из мягких пород дерева не рекомендуются, так как они ослабляют звучность инструмента или, наоборот, придают ему резкий неприятный тембр. Высота подставки также имеет существенное значение; слишком высокая подставка хотя и увеличивает силу и резкость инструмента, но затрудняет извлечение певучего звука; слишком низкая — увеличивает певучесть инструмента, но ослабляет силу его звучности; техника же извлечения звука облегчается чрезмерно и приучает балалаечника к пассивной, невыразительной игре. Поэтому подбору подставки необходимо уделить особенное внимание. Неудачно подобранная подставка может ухудшить звучание инструмента и сделать его неудобным для игры.

Кнопки для струн (около нижнего порожка) должны быть сделаны из очень твердой породы дерева или кости и прочно сидеть в своих гнездах.

Струны для обыкновенной балалайки употребляются металлические, причем первая струна (ЛЯ) по толщине такая же, как первая гитарная, а вторая и третья струны (МИ) должны быть немного! толще первой.

Для концертной балалайки лучше всего пользоваться для первой струны (ЛЯ) первой металлической гитарной струной, а для второй и третьей струн (МИ) — или второй гитарной жильной струной, или толстой скрипичной струной ЛЯ.

От подбора струн зависит чистота строя и тембра инструмента. Слишком тонкие струны дают слабый, дребезжащий звук; слишком же толстые или затрудняют игру и лишают инструмент певучести, или, не выдерживая строя, рвутся.

Закрепление струн на колках производится так: петлю струны надевают на кнопку у нижнего порожка; не допуская перекручивания и изломов струны, осторожно кладут ее на подставку и верхний порожек; верхний конец струны дважды, а жильную струну и больше — обматывают вокруг кожа справа налево и затем только пропускают через отверстие, и после этого поворотами колка настраивают струну надлежащим образом.

Петлю на нижнем конце жильной струны рекомендуется делать следующим образом: сложив струну так, как показано на рисунке, накладывают правую петлю на левую, а высунувшуюся левую петлю надевают на кнопку и затягивают ее вплотную. Если струну понадобится снять, достаточно потянуть ее слегка за короткий конец, петля ослабнет и легко снимется без изломов.

Звук инструмента должен быть полным, сильным и обладать приятным тембрам, лишенным резкости или глухоты («бочковатости»). При извлечении звука из неприжатых струн он должен получаться длительным и затухать не сразу, а постепенно. Качество звука зависит, главным образом, от правильных размеров инструмента и качества строительных материалов, подставки и струн.

3. Отчего во время игры бывают хрипы и дребезжания.

а) Если струна слишком слабо или неправильно прижата пальцами на ладах. Прижимать струны на ладах нужно только те, которые следует, и перед самыми ладовыми металлическими порожками так, как это изображено на рис. №№ 6, 12, 13 и т.д.

б) Если лады не равны по высоте — одни из них выше, другие ниже. Необходимо лады выровнять напильником и подшлифовать шкуркой. Хотя это и несложный ремонт, все же его лучше поручать мастеру специалисту.

в) Если лады от времени протерлись и в них образовались углубления. Требуется такой же ремонт, как и в предыдущем случае, или же замена старых ладов новыми. Ремонт может выполнить только квалифицированный мастер.

г) Если колки плохо приклепаны. Необходимо их подклепать и укрепить.

д) Если низок верхний порожек или под страной у него образовался слишком глубокий прорез. Необходимо заменить новым порожком.

е) Если низка подставка для струн. Необходимо поставить более высокую.

ж) Если подставка неплотно стоит на деке. Необходимо ножом, рубанком или напильником выровнять нижнюю плоскость подставки так, чтобы она становилась на деку плотно и между ней и декой не образовывалось никаких щелей и просветов.

з) Если в кузове или деке инструмента образовались трещины и щели. Необходим ремонт инструмента мастером специалистом.

и) Если отстали (отклеились от деки) пружины. Требуется капитальный ремонт: вскрытие деки и подклейка пружин (тонких поперечных планок, приклеенных с внутренней стороны к деке и контробичайкам инструмента).

к) Если покоробился и касается деки навесной панцырь. Необходимо панцырь ремонтировать, фанеровать или заменить новым. Временно, чтобы устранить дребезжание, можно проложить в месте соприкосновения панциря и деки тонкую деревянную прокладку.

л) Если струны слишком Тонки или слишком низко настроены. Следует подобрать струны надлежащей толщины, а инструмент настроить по камертону.

м) Если жильные струны перетерлись и на них образовались волоски и заусеницы. Следует изношенные струны заменить новыми.

4. Отчего струны фальшивят на ладах и инструмент не дает верного строя.

а) Если подставка для струн стоит не на месте. Подставка должна стоять так, чтобы расстояние от нее до двенадцатого лада обязательно равнялось расстоянию от двенадцатого лада до верхнего порожка.

Если струна, прижатая на двенадцатом ладу, не дает чистой октавы по отношению к звуку открытой струны и звучит выше, чем следует, подставку нужно отодвинуть дальше от голосника; если же струна звучит ниже, то подставку, наоборот, следует подвинуть ближе к голоснику.

Место, где должна стоять подставка, на хороших инструментах обычно отмечено маленькой точкой.

б) Если струны фальшивые, неровные, плохой выработки. Следует заменить струнами лучшего качества. Хорошая стальная струна отличается присущим стали блеском, сопротивляется сгибанию и сильно пружинит. Струна из плохой стали или железная не имеет стального блеска, легко сгибается и плохо пружинит.

Особенно плохой выработкой страдают жильные струны . Неровная, плохо отшлифованная жильная струна не дает верного строя.

При выборе жильных струн целесообразно пользоваться струномером, который можно сделать самому из металлической, деревянной или даже картонной пластинки.
Каждое кольцо жильной струны осторожно, чтобы не помять, просовывают в щель струномера, и, если струна на всем своём протяжении имеет одинаковую толщину, т. е. в щели струномера доходит в любой своей части всегда до одного и того же деления, — значит, она будет звучать верно.

Качество и чистота звука струны (помимо ее верности) зависят также и от ее свежести. Хорошая струна имеет светлый, почти янтарный цвет и при сжимании кольца пружинит, стремясь принять первоначальное положение.

Хранить жильные струны следует в восковой бумаге (в которой они обычно и продаются), подальше от сырости, но и не в слишком сухом месте.

в) Если лады неправильно расположены на грифе. Требуется капитальный ремонт, который может выполнить только квалифицированный мастер.

г) Если гриф покоробился, вогнулся. Требуется капитальный ремонт, который может выполнить только квалифицированный мастер.

5. Отчего струны не держат строй.

а) Если струна плохо закреплена на колке и выползает. Необходимо тщательно закреплять струну на колке так, как это указано выше.

б) Если фабричная петля на нижнем конце струны плохо сделана. Нужно самому сделать новую петлю или заменить струну.

в) Если новые струны еще не обтянулись. Надев на инструмент новые струны и на строив, необходимо их обтянуть, слегка прижимая большим пальцем к деке недалеко от подставки и голосника или оттягивая осторожно вверх. После обтяжки струн инструмент необходимо тщательно настроить. Обтяжку струн следует производить до тех пор, пока струна не будет сохранять точной настройки, несмотря на обтягивания.

г) Если инструмент настраивать, ослабляя натяжение струн. Настраивать инструмент надо подтягивая, а не ослабляя струну. Если струна настроена выше, чем нужно, лучше ослабить ее и подстроить правильно, вновь ее подтягивая; в противном случае струна во время игры обязательно понизит настройку.

д) Если колки не в порядке, сдают и не держат строй. Следует заменить испорченный колок новым или попробовать при настройке крутить его в обратную сторону.

6. Отчего струны рвутся.

а) Если струны плохого качества. Следует тщательно выбирать струны при покупке.

б) Если струны толще, чем требуется. Следует пользоваться струнами такой толщины и сорта, которые на практике оказались наиболее подходящими для инструмента.

в) Если слишком длинна мензура инструмента, следует пользоваться специальным подбором более тонких струн, хотя такой инструмент нужно рассматривать как производственный брак.

г) Если слишком тонка (остра) подставка для струн. Следует пользоваться под ставками нормальной толщины, а прорезы для струн подшлифовывать стеклянной бумагой (шкуркой) так, чтобы не было острых краев.

д) Если отверстие в колках, в которое просовывается струна, имеет слишком острые края. Необходимо выровнять и сгладить края маленьким трехгранным напильником и подшлифовать шкуркой.

е) Если струна при развертывании и надевании помята и на «ей получились изломы. Развертывать и натягивать струну на инструмент надо так, чтобы изломов и перекручиваний струны не получалось.

7. Как сохранять инструмент.

Тщательно храните свой инструмент. Инструмент требует к себе внимательного отношения. Не держите его в сыром помещении, не вешайте против или около открытого окна в сырую погоду, не кладите его на подоконник. Впитывая в себя влагу, инструмент сыреет, расклеивается и теряет звук, а струны ржавеют.

Держать инструмент на солнце, близ отопления или в слишком сухом месте также не рекомендуется: от этого инструмент рассыхается, дека и кузов лопаются, и он приходит в полную негодность.

Играть на инструменте надо сухими и чистыми руками, иначе на грифе у ладов под струнами скопляется грязь, а сами струны ржавеют и лишаются чистого звука и правильного строя. Лучше всего после игры протирать гриф и струны сухой чистой тряпочкой.

Для предохранения инструмента от пыли и сырости его надо держать в чехле, сшитом из брезента, с мягкой подкладкой или в футляре из картона, обшитом клеёнкой.
Если удастся приобрести хороший инструмент, и он со временем потребует текущего ремонта, остерегайтесь его подновлять и «наводить красоту». Особенно опасно снимать старый лак и покрывать новым лаком верхнюю деку. Хороший инструмент от такого «ремонта» может навсегда потерять свои лучшие качества.

8. Как нужно сидеть и держать балалайку во время игры.

Играя на балалайке, следует сесть на стул, поближе к краю так, чтобы ноги в коленях были согнуты почти под прямым углом, а корпус держался свободно и достаточно прямо.

Взяв балалайку за гриф в левую руку, положите ее кузовом между колен и слегка, для большей устойчивости, сожмите ими нижний угол инструмента. Гриф инструмента несколько отстраните от себя.

Локоть левой руки во время игры ни в коем случае не прижимайте к туловищу и не отводите его чрезмерно в сторону.

Гриф инструмента должен лежать немного ниже третьего сустава указательного пальца левой руки. Ладонь левой руки к грифу инструмента прилегать не должна.

Посадку можно считать правильной:

а) если инструмент во время игры сохраняет свое положение даже без поддерживания его левой рукой;

б) если движения пальцев и кисти левой руки совершенно свободны и не связаны «поддерживанием» инструмента и

в) если посадка вполне естественна, производит внешне приятное впечатление и во время игры не утомляет исполнителя.

Струну петлёй надевают на головку кнопки, затем через нижний порожек, подставку и верхний порожек протягивают к колковой механике. Здесь струна один-два раза обвивается вокруг стойки колка, затем один раз продевается сквозь отверстие, а оставшийся конец дважды обвивается вокруг струны. После этого струна натягивается вращением колка.

Натяжка струн

Установка подставки:

На инструментах фабричного производства место подставки на деке обычно указывают специальной меткой. Но если она отсутствует, её место можно найти самостоятельно. Для этого следует измерить расстояние от верхнего порожка до 12 лада, после чего такое же расстояние отмерить от 12 лада по направлению к корпусу и в этом месте на деке установить подставку. Подставка должна быть плотно подогнана к поверхности деки.
Правильность определения места для подставки можно проверить сравнив звук струны зажатой на 12 ладу и флажолета в этом же месте.

Настройка инструмента:

Настройку нужно начинать с первой струны, предварительно подстроив её под какой-нибудь инструмент (ля первой октавы баяна, аккордеона или фортепиано, под первую(тонкую) струну семиструнной гитары, прижатую на 7-м ладу, под открытую вторую струну мандолины или домры), на слух или по камертону.

Затем вторая и третья струны подстраиваются к первой так, чтобы, будучи прижатыми на 5-м ладу, они звучали с ней одинаково.

При таком строе (Академический строй) первая струна носит название «Ля», а вторая и третья - «Ми».

Существует множество других строев, но наибольшее распространение получил именно Академический. Большинство нотных записей написаны для игры в этом строе.

Народный строй

Этот строй называют народным, деревенским, гитарным, мажорным, любительским.

  • Первая струна (самая тонкая, нижняя) натягивается произвольным образом, чтобы при игре не провисала и не цепляла лады, но и не очень сильно, чтобы не лопнула и не резала пальцы.
  • Вторая струна, зажатая на третьем ладу, должна звучать как открытая (незажатая) первая.
  • Третья струна, зажатая на четвёртом ладу, должна звучать как открытая вторая.

Если сыграть арпеджио сверху вниз по всем струнам, получим мажорное трезвучие (4 полутона между первым и вторым звуками, 3 полутона между вторым и первым). Именно поэтому строй и называют мажорным.

На нашем сайте в разделе с нотами есть немного табулатур для народного мажорного строя (+видеозаписи исполнения различных мелодий).

Если никак не удается добиться чистоты строя (инструмент не строит), то причины чаще всего заключаются в следующем: неточно расположена подставка для струн, струны плохо закреплены на колке, деформирован гриф, неточно размечены лады на грифе, струны низкого качества.

Следует помнить, что вновь поставленные струны перед настройкой необходимо тщательно оттянуть пальцами правой руки (большим — сверху, остальными — снизу), так как в противном случае они длительное время будут понижать строй. Нейлоновые струны оттягиваются в двух местах: за подставкой у нижнего порожка и на грифе возле верхнего; металлическая — у 19-24-го ладов.



Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым.

Настройка балалайки

В разных областях России существуют различные способы народных настроек балалайки. Самые популярные разновидности - гитарный (русский), балалаечный и минорный строй. Помимо народных настроек есть стандартный академический строй для профессиональных музыкантов - квартовый (андреевский) E E A. Всего известно более десяти способов настройки балалайки. Особенность настройки традиционной балалайки состоит в следующем: высота настройки инструмента может быть разной, главное — соблюдать положенные интервалы.

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)

Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.

Варианты гитарного строя:

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)

Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя:

Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)

Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар.


Примеры редких настроек:

1. Минорный - D F A / A C F
2. Разлад - D E G
3. Обратный - E G С

Настройка парных струн

Некоторые музыканты используют в своей практике многострунные модели балалаек: 4-, 5- и 6-струнные. Для таких балалаек с парными (двойными) струнами существуют два варианта настройки. Вариант 1 - парные струны настраиваются в унисон друг к другу. Вариант 2 - парные струн настраиваются в октаву между собой. Выбирая второй вариант следует установить одну из парных струн более крупного диаметра.

Кобылка - подставка под струны

Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.

Помощь в настройке

Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.

Струны для балалайки

Академическая балалайка: используются наборы из двух синтетических струн (нейлон или карбон) и одной стальной струны. Допустимы отклонения в диаметрах струн в пределах 0,01-0,03 мм - это зависит от требований самого исполнителя и акустических особенностей балалайки. Некоторые исполнители производят специальную подшлифовку синтетических струн. Ориентир по диаметрам струн 1.0-1.0-0.3 мм.

Традиционная балалайка: используются металлические струны. Выбор диаметра струн зависит от типа настройки инструмента. Для аккордовых настроек (гитарный, минорный, скрипочный и др.) требуются струны трёх разных диаметров. Для двухголосых настроек (балалаечный, цыганский и др.) требуются струны двух разных диаметров. Ориентир по диаметрам струн .014-.012-.010 дюймов.

Подробнее о струнах для традиционной балалайки

Различные способы настройки балалайки требуют разных наборов струн. Аккордовые настройки (мажорные, минорные) требуют трёх разных диаметров струн. Двухголосые настройки (квартовые, квинтовые и др.) требуют двух разных диаметров струн. Характерная закономерность такова: чем ниже строй балалайки, тем больше диаметры струн. Например, популярный вариант гитарного строя C E G (до-ми-соль) требует набора струн относительно большого диаметра (например .016-.013-.011 дюймов). И наоборот, чем выше строй балалайки, тем меньше диаметр. При несоблюдении этих простых правил, исполнитель может испытывать значительные неудобства при игре, а инструмент может терять яркость звучания. Отметим, что часть исполнителей используют все струны одного диаметра для всех типов настройки - это характерно для крестьянской музыки. Некоторые исполнители выбирают струны отталкиваясь от своей манеры игры, например, при мягком звукоизвлечении используют относительно тонкие диаметры струн.

Уход за струнами для балалайки

Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту "плавающего" неуверенного строя и тусклого звучания.

Устройство балалайки

Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.

Внутренние элементы конструкции балалайки обозначены в различных профессиональных изданиях, посвящённых изготовлению щипковых музыкальных инструментов - в справочниках, учебниках, методических пособиях и т.д.

Особенности ухода за балалайкой


Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.


История балалайки

краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением "говорить, болтать" (в восточнославянских диалектах также – "шутить"), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках.

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века.

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Андрей Каримов

Константин Белоусов

Прошу подсказать: можно ли на балалайку ставить все три металлические струны? Если можно, то какие? Первые три гитарные?

Андрей Каримов

DELETED

Андрей, А это что за номера? На гитаре первая струна и так по жизни рвется. Вторая еще подходит. а остальные обмотаны.

Я купил три первые гитарные 10, 12, 13. Мне не нравится, звук тоненький, но для новичков в самый раз, потому что не надо туго натягивать и аккорд брать легко. Цифры это диаметр струн.

DELETED

Иван Никандров

Продаю муз. инструменты.: Балалайка (г.Москва 199 г. ул. Крылатская, 23. Мастер: Смирнов). Мандолина (Главное управление по производству музыкальных инструментов, фабрика им.Луначарского г. Ленинград ул. Чапаева, 15. 11.10.1996г.). Гитара (Colombo LF-4110 BK). Гитара("Аккорд" г. Бобров, ул. Авдеева 1. 13.01.10) Гитара ("Аккорд" г. Бобров, ул. Авдеева 1. 12.03.09)
По всем вопросам писать в личку. Или по телефону : 89164260190 (Иван)

Вера Мих

Андрей Каримов

Алена Худалей

Друзья! Очень нужна Ваша помощь. Первый раз натягиваю струны на балалайку (струны "Господин музыкант" карбоновые). И не знаю, каким образом необходимо завязать 2 струны "ми", чтобы их зацепить и провести для дальнейшего закрепления на грифе. Дело в том, что с первой струной проблем нет, так как с одного конца уже имеется петелька и ее просто за крючечек цепляешь, а вот на двух остальных струнах нет.

Подскажите, будьте добры! Может у кого-то видео или изображение такого завязывания имеется. Дело в том, что там, где я живу, нет совершенно никакого доступа к специалистам, которые мне могли бы помочь.

Ватруша

Разновидности балалаек
Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно за 5-10 минут. Музыкального образования не требуется. Также встречается группа традиционных многострунных балалаек в 4, 5 и 6 струн. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн простой балалайки. По игре такие инструменты почти ни чем не отличаются, за исключением более мягкого звучания.

Настройка балалайки
В разных областях России существуют различные способы народных настроек балалайки. Самые популярные разновидности - гитарный (русский), балалаечный и минорный строй. Помимо народных настроек есть стандартный академический строй для профессиональных музыкантов - квартовый (андреевский) E E A. Всего известно более десяти способов настройки балалайки.

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)
Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный народный способ настройки балалайки.

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)
Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту, подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и натягиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые струны и одна, самая высокая, настроена выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Он до сих пор активно используется народными музыкантами в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя:
E E A (высокий)
D D G (низкий)

Редкие настройки (региональные)
Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар.

Примеры редких настроек:
1. Манорный - D F A
2. Разлад - D E G
3. Минорный - A C F
4. Обратный - E G С

Настройка парных струн
Для балалаек с парными струнами существуют два варианта настройки. Вариант 1 - настройка парных струн в унисон друг к другу. Вариант 2 - настройка парных струн в октаву между собой. Выбирая Вариант 2 следует установить одну из парных струн более крупного диаметра.

Кобылка - подставка под струны.
Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 450 мм от верхнего порожка для традиционной балалайки и 435 мм для академической. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Дополнительно. Для настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё.

Яна Стрельцова

Аккорды для балалайки в гитарном (русском) строе:

Струны 1, 2, 3 снизу вверх

Устройство балалайки
Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые названия частей традиционной балалайки.

Яна Стрельцова

Внутренние элементы конструкции балалайки обозначены в различных профессиональных изданиях, посвящённых изготовлению щипковых музыкальных инструментов.

Особенности ухода за балалайкой

Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий, надёжный и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной музыкальной жизни. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Если Ваша балалайки начала терять презентабельный вид, рекомендуем воспользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. Периодически протирайте струны чистящей жидкостью. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – русскую водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры. Различные средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. Перед началом использования тщательно протрите струны очищающей жидкостью. При длительном перерыве в использовании рекомендуем опустить натяжение струн. Для хранения балалайки рекомендуем использовать чехол, кофр или балалайкеръ-бокс, поставляемый в качестве упаковки к фирменным инструментам БалалайкерЪ.

Струны для балалайки

Выбор струн для балалайки зависит от двух главных факторов.

Фактор 1. Тип инструмента.
Для академической балалайки требуются струны с набором из двух нейлоновых и одной стальной струны. Для традиционной балалайки необходим набор из металлических струн.

Фактор 2. Стилистика исполнения.
Для академической балалайки возможны варианты с заменой нейлоновых струн на карбоновые или более продвинутые синтетические материалы, а так же с вариативностью используемых диаметров 1-ой струны. Для традиционной балалайки важным являются используемый строй и сила, с которой музыкант ударяет по струнам.

Подробнее о струнах для традиционной балалайки.

Разные способы настройки (гитарный, балалаечный, минорный и др.) требуют разных наборов струн. Однако, в реальной практике музыканту иногда приходится перестраивать инструмент с одного строя на другой и менять высоту настройки балалайки (например, под женский голос или под гармонику). В этом случае важна универсальность струн. Именно поэтому в фирменной серии струн BalalaikerSoundTraditional© использованы оптимальные диаметры струн, рассчитанные на разные ситуации и разную стилистику игры. Некоторые музыканты играют в довольно жёсткой манере, для которой наиболее подойдёт Набор №3 «Крепкий», в то время как часть музыкантов любит мягкий звук и выбирает Набор №2 «Мягкий». В качестве универсального набора БалалайкерЪ предлагает Набор №1 «Регулярный» - соотношение диаметров струн, их жёсткости и сустейна создают комфортные ощущения от игры, не травмируют пальцы и позволяют в полной мере раскрыть потенциал балалайки.

ВНИМАНИЕ! Перед началом использования тщательно протрите струны очищающей жидкостью, спиртовым раствором или водкой.

Рекомендуемые диаметры струн (в дюймах): для высокой настройки .012-.010-.009 для низкой настройки .013-.011-.010

Яна Стрельцова

История балалайки
краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением "говорить, болтать" (в восточнославянских диалектах также – "шутить"), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских и симбирских хрониках XVII века. В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и фольклорных источниках.

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства струнных щипковых инструментов. Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков получил распространение и, в последующем, утвердился в качестве доминирующего вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от небольших инструментов с овальным корпусом до средних по размеру образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века.

В последней четверти XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей во главе с музыкантом Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве оркестрового инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку, без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Читайте также: