Как завязать платок по казачьи

Обновлено: 26.04.2024

Платок всегда был частью нашего национального женского костюма. Поэтому уж мы то знаем, как его повязать в самых разных ситуациях.

Русский платок - это яркий и теплый аксессуар, который подойдет и для классического наряда, и образа в стиле этно, и бохо, и добавит женственности спортивному стилю. В Россию они пришли с востока в 17 веке и стали очень популярными у девушек (до того носили что-то вроде вышитых льняных шарфов поверх шапочки). Головные уборы нужно было носить обязательно: считалось, что с непокрытой головой женщину могли видеть только близкие родственники, к тому же, без платка нельзя было ходить в церковь. Зимой же платки и шали защищали и от морозов, и от ветров.

Как правило, русские платки делают из натуральных материалов с добавлением шерсти или шелка и расписывают затейливыми узорами. Встречаются и турецкие орнаменты («огурцы» и «бобы»), и цветочные рисунки, и набивные узоры. Самые узнаваемые русские платки с узорами с конца 18 века производят в Павловском Посаде в Московской области, а «зимние» вязаные из пуха шали делают мастера в Оренбурге.

В разных регионах России существовали свои способы завязывания платка. А кроме того, они отличались в зависимости от статуса (замужняя или свободная) и цели выхода из дома (в церковь, на на праздник и т.д.). Некоторые из них можно и сегодня взять на модное вооружение.

1. Узел под подбородком

Платок, повязанный как у девочки с обертки шоколада «Аленка», носят обычно молодые девушки. Лучше всего так повязывать платок из тонких тканей весной или осенью - зимой будет прохладно, но от ветра голова будет спасена! Историки считают, что этот способ пришел из Германии, однако так «русифицировался», что теперь считается эталонно русским. В советские годы повязанный таким способом платок был, фактически, частью униформ работниц фабрик, колхозов и совхозов. Дело в том, что по технике безопасности волосы должны были быть убраны, а такой узел, к тому же, защищал шею от ветра. Кстати, именно к такому образу отлично подойдут любые прически с косами.

2. Концы назад

Этот способ, который в народе называют «внакидку», был популярен у жительниц городов еще в 17 веке. Платок набрасывается на голову, а концы не завязываются узлом, а просто скрещиваются и перебрасываются назад, чтобы зафиксировать головной убор.

Добрый день, коллеги!
Я считаю, что казачество, в основе которого лежат идеи православия, единства, равенства, безграничной любви к Родине, может помочь нам воспитать детей более нравственно крепких и сильных, толерантных и справедливых. А для этого мы должны хорошо знать свою историю и традиции. Вот поэтому в своей работе я использую культуру, обычаи, традиции казачества как региональный компонент.
Я очень давно увлекаюсь этим направлением, мне это очень близко, интересно и знакомо, так как я сама родом из казачьей семьи. С самого детства я слышала напевы моей бабушки колыбельных и застольных песен ,которые влюбили меня в культуру родного края. В своей группе для занятий по приобщению детей к народной культуре были оформлены тематические уголки: « казачье подворье», «красный угол», мини- музей казачьей одежды и домашней утвари. Дети проявляют познавательный интерес к традициям своей молой родины,учатся чувствовать ее красоту и неповторимость .
Сегодня я хочу поделиться с вами своими знаниями и умениями.

Платок - зануздалка или куталка


Среди разнообразия казачьих женских головных уборов особое место занимает «зануздалка» или «куталка». Этот причудливый платок, надеваемый казачками для полевых и пыльных дел, представляет собой не малый интерес. Функциональный, с одной стороны, и самобытный (даже экзотичный для иногороднего глаза) с другой, этот головной убор был неотъемлемой частью женского станичного быта на Дону и на Тереке.

Платок-зануздалка или куталка
Н.Ф.Яковлев в своем этнографическом очерке, посвященном одежде казаков Верхнего Дона, писал о зануздалке следующее:

"…поверх накинутой на голову шали повязывается под подбородок, прикрывая с боков уши, платочек, свернутый узкой полосой, концы его завязываются на макушке. «Зануздалка» была непременно иного, по сравнению с шалью, цвета, красная на белой и наоборот». Концы шали уже поверх надетой «зануздалки» обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом» . Столь замысловатый головной убор носился донскими казачками в холодное время года, спасая их от пронизывающего степного ветра. «Ушам тяпло» — мотивируются эти странные способы ношения платков".

Тем не менее, на Дону зануздалка использовалась не только в холодное межсезонье, но и в летнее время, для пыльных дел в поле и на базу. Об этом свидетельствуют фотографии казачек станицы Цимлянской 1875-76 годов. На них казачки в легких хлопковых платочках, закрывающих лица, запечатлены во время своих повседневных трудов.

Не меньшее распространение данный вид головного убора получил и на Тереке, но под иным названием — куталка, т.е. от глагола «кутаться».

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза».

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком».
«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно трудиться в летнюю страду»

Терско-гребенские казачки, славящиеся кокетством и щегольством, заботились о своей красоте и сохранности кожи лица. В «народной гигиене» станичниц платок-куталка играл не только функциональную роль, но и был, своего рода, простым и доступным средством женщины для ухода за собой.

«Забота о сохранении своей миловидности и некоторая кокетливость составляют одно из характерных свойств гребенички. Для сохранения кожи лица и рук они и в поле, и в доме всегда кутаются, то есть обвязывают лицо платком, а на ночь, после умывания, натирают лицо и руки козлиным или другим жиром, а иногда спуском своего приготовления, отчего цвет лица и рук у них всегда нежный и прозрачный, несмотря на тяжёлый труд, который они несут мотыгою в виноградных садах и с серпом на жатве»

Ношение казачками платков, закрывающих лица, нередко связывают с влиянием восточной и кавказской культур соседних с казаками народов. Однако из приведенных описаний не следует ничего подобного. Нигде не упоминается о том, что казачки переняли ношение зануздалок или куталок у кого-либо: татарок, чеченок, турчанок и т.д.

Зануздалка или куталка не связаны ни с восточной, ни тем более с исламской традицией. Данный головной убор играл в быту труженицы-казачки сугубо утилитарную роль — он защищал ее лицо от беспощадного ветра, зноя, пыли. Зануздалки носили на сенокос, молотьбу, надевали на виноградники и пашни. Зануздалка не предусмотрена в праздничном костюме казачки ни на Дону, ни на Тереке.

Автор: Ершова Елена Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Михайловская ООШ"
Населённый пункт: Ростовская область Константиновский район х. Михайловский
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Традиционные способы завязывания платка на Дону»
Раздел: среднее образование

(Слайд 1) МАСТЕР-КЛАСС

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КАЗАЧКИ «Традиционные способы завязывания

платка на Дону»

Без головного убора появление женщины при посторонних было так же

немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

В былые времена прическа и головной убор являлись одними из самых

значимых элементов традиционного костюма. Они могли рассказать о своей

владелице многое: ее возраст, социальный статус, положение в обществе,

местность проживания. К сожалению, сейчас при реконструкции и ношении

национальной одежды казачек прическе и головному убору практически не

уделяется внимания. В представлениях современного человека, часто даже

одного платка к любому национальному костюму, что крайне не верно. В

каждом регионе в разные времена определенному костюму казачки разного

социального положения соответствовали свой головной убор и прическа.

Традиционно их принято разделять на девичьи и женские. Принципиальное

голову. Девушки же до замужества могли ходить с непокрытой головой или в

головных уборах, не скрывающих волосы целиком. Преображение девушки в

укладывали их на голове в женскую прическу и покрывали головным убором

преображение девушки в новом статусе.

Платки. Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с

тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца

(по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа

или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую

клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и

праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под

подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. В заветном сундуке

казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого

случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья,

для покрывания под шаль и т. д.

шелковая и шерстяная,

украшенной бахромой (для зимы). Турецкие шали были известны казакам

издавна, но в XIX в. покупались шали и русского производства. В отличие от

кремовые и др.), с блестящим рисунком на матовом фоне.

В холодное время года казачки носили шерстяные шали, которые вязали сами

и надевали поверх легких головных уборов. В конце XIX века в гардероб

казачек вошли жаккардовые шали фабричного производства,

Девичьи головные уборы Таркич (торкач)

квадратной формы, сложенный по диагонали. Одевался он так, что один его

конец покрывал, заплетенную косу, спускающуюся по спине, два других

конца продевались под косой и завязывались на темени. Таркич — головной

Куталка — способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара

только одни жгучие глаза.

Зануздалка — платок, который использовался казачками либо в холодную и

ветреную погоду, либо при пыльных работах на солнцепеке. В первом случае,

дабы защитить лицо от холодного степного ветра, казачки надевали теплые

шерстяные шали и полушалки; а во втором – хлопковые платки и косынки.

Зануздалка закрывала волосы, уши, лоб и нижнюю часть лица женщин,

трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком

замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду

поверх накинутой на голову шали повязывается под подбородок, прикрывая с

боков уши, платочек, свернутый узкой полосой, концы его завязываются на

В холодное время года поверх накинутой на голову шали под подбородок,

прикрывая уши, повязывался платочек, концы его связывались на макушке, т.

н. знуздалка. Знуздалка была обычно красно-белого цвета. Концы шали уже

поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и

рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом.

Колотовочка

закладывались внутрь, а надо лбом собирались "уголком", что считалось

Шлычка — колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так,

чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку

узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели

служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка

на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани,

играла роль «нижнего белья» для головного убора, поскольку не была видна

из надевавшегося сверху платка или покрывалась шальником из прозрачного

шёлка. Впоследствии шлычку стали носить как самостоятельный головной

убор. Будничные шили из простой, а праздничные из дорогой ткани, внутри

пришивали ситцевую подкладку.

Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку.

Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по

форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень

украшала женщину, файшонка была очень популярной. Состояла файшонка

из центральной части и двух лопастей. Носили файшонку двумя способами:

цепляли центральную часть на куль из волос, а концы свободно свисали; или

Вошла в моду файшонка в 19 веке и надевалась с парочками, городскими

платьями и костюмами. Обычно была черного праздничного цвета.

раздивають, щешуть воласы, залажывають воласы у косы и ложуть у

хванжон, ана ужэ дама.» (ст Кочетовская Семикаракорского района РО) «С

нивесты сымають фату и навивають ие фальжонкай закладывають ие косу

на голаву и надивають фальжонку или калпак, и тада ие называють ни

нивеста, а маладайкя». (хут Евсеевский Усть Донецкого района РО) «На

пасади у жыниха свашка заплитаить у нивесты две касы, залажываить

косы и навиваить хвальжонкай.» (хут Евсеевский Усть Донецкого района

В XIX веке на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек — колпак.

Это праздничный головной убор замужних женщин. Его вязали из шелковых

или бумажных ниток в форме чулка с махрами на макушке, иногда украшали

бисером и вышивкой. Он одевался сверху на пучок волос, которые убирались

сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу

обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на

оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки. Привлекает


Платок всегда был частью нашего национального женского костюма. Поэтому уж мы то знаем, как его повязать в самых разных ситуациях.

Русский платок - это яркий и теплый аксессуар, который подойдет и для классического наряда, и образа в стиле этно, и бохо, и добавит женственности спортивному стилю. В Россию они пришли с востока в 17 веке и стали очень популярными у девушек (до того носили что-то вроде вышитых льняных шарфов поверх шапочки). Головные уборы нужно было носить обязательно: считалось, что с непокрытой головой женщину могли видеть только близкие родственники, к тому же, без платка нельзя было ходить в церковь. Зимой же платки и шали защищали и от морозов, и от ветров.

Павлопосадский платок.

Как правило, русские платки делают из натуральных материалов с добавлением шерсти или шелка и расписывают затейливыми узорами. Встречаются и турецкие орнаменты («огурцы» и «бобы»), и цветочные рисунки, и набивные узоры. Самые узнаваемые русские платки с узорами с конца 18 века производят в Павловском Посаде в Московской области, а «зимние» вязаные из пуха шали делают мастера в Оренбурге.

Оренбургский платок.

В разных регионах России существовали свои способы завязывания платка. А кроме того, они отличались в зависимости от статуса (замужняя или свободная) и цели выхода из дома (в церковь, на на праздник и т.д.). Некоторые из них можно и сегодня взять на модное вооружение.

1. Узел под подбородком


Платок, повязанный как у девочки с обертки шоколада «Аленка», носят обычно молодые девушки. Лучше всего так повязывать платок из тонких тканей весной или осенью - зимой будет прохладно, но от ветра голова будет спасена! Историки считают, что этот способ пришел из Германии, однако так «русифицировался», что теперь считается эталонно русским. В советские годы повязанный таким способом платок был, фактически, частью униформ работниц фабрик, колхозов и совхозов. Дело в том, что по технике безопасности волосы должны были быть убраны, а такой узел, к тому же, защищал шею от ветра. Кстати, именно к такому образу отлично подойдут любые прически с косами.

2. Концы назад


Этот способ, который в народе называют «внакидку», был популярен у жительниц городов еще в 17 веке. Платок набрасывается на голову, а концы не завязываются узлом, а просто скрещиваются и перебрасываются назад, чтобы зафиксировать головной убор.

3. Вокруг шеи


Раньше так носили платки замужние женщины, чтобы подчеркнуть свой статус. А вот сейчас это один из самых популярных способов в России носить платок зимой с классической шубой или дубленкой. Накидываем платок на голову, концы скрещиваем, обматываем вокруг шеи, завязываем и убираем под воротник.

Многие девушки носят так платок поверх обычной шерстяной шапки, чтобы было теплее и не продувало.


Этот способ ношения платка наиболее часто девушки выбирают и для походов в церковь, но не завязывают тугие узлы.

4. Узел наверх

Помните картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»?


Обратите внимание, как повязан у этой русской красавицы платок - концы убраны в аккуратный узелок спереди и подняты наверх. И сам узелок выглядит, как лепестки цветов. Так на самом деле носили платки представительницы этого сословия, а потому такой способ и называется «по-купечески».


А сегодня этот головной убор дополнит образы в стиле «пин-ап» и «спорт-шик». Ну, или защитит голову от яркого солнца на природе.

5. Узел назад


Такой способ ношения платка считается традиционным для жительниц южных регионов России. Сегодня так удобно носить платки с высокими гладкими прическами.

Читайте также: