Как завязать плоский узел

Обновлено: 29.04.2024

Вспомнил и перечитал тему про историю и виды морских узлов. А ведь я вообще не умею завязывать морские узлы, даже самые простейшие.

Однако умение это полезное и никогда точно не знаешь, когда оно пригодится. По этому решил начать чему то научится. С чего начнем?

Давайте попробуем с этих как говорят простых и полезных вариантов:

Плоский узел

Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Название «плоский узел» попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.
Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.


В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается . Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплетений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному — существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить эту последовательность, как узел получает другие — отрицательные качества.

Во многих учебниках и справочниках по морской практике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев неправильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с авторских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут разобрать, проходит конец над или под другим концом. Здесь дана одна из самых лучших форм плоского узла, проверенная и опробированная практикой. Другие допустимые варианты этого узла автором умышленно не приводятся, чтобы не распылять внимания читателя и не дать ему возможности перепутать схему этого узла с какой-либо другой. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.
Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.

Португальский булинь

Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.

Улучшенный кинжальный узел

В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут.

Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Фламандская петля

Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.



Фламандский узел

Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел — один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых.

Фламандский узел — это один из древнейших морских узлов, нашедший себе применение как на море, так и на суше. Так же этот вид узла имеет второе название — встречная восьмерка. Этот узел возник в Европе примерно 800 лет назад. Этот узел является довольно крепким и простым в развязывании и легко скрепляет как толстые тросы и канаты, так и тонкие веревки и нити.

Один конец веревки загибаем и делаем петлю, проводим под основной веревкой и делаем вторую петлю;
Конец веревки продеваем в первую петлю полученной восьмерки;
Аналогичные действия, только в зеркальном отражении проводим с концом второй веревки;
При правильной вязке должна получиться переплетенная восьмерка;
Затягиваем узел;
Фламандский узел — готов!

Рыбацкий штык


Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.

Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу — не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

Оказавшись в экстремальной ситуации, человеку требуется много умений и опыта, или хотя бы знаний для того, чтобы суметь в этой ситуации выжить. Сегодня поговорим о ситуациях, когда вам понадобятся навыки завязывания прочных узлов. Крепких и надежных узлов существует великое множество, как простых, так и сложных. В данной статье мы приведем лишь примеры простых, но достаточно надежных узлов, которым легко можно обучиться и которые даже могут спасти жизнь.

Беседочный узел для спасения упавшего в воду

Если вдруг вы по какой-либо причине оказались за бортом корабля или любого другого водного транспорта, то чтобы выбраться из воды, скорее всего вам бросят спасательную веревку. Но держаться за мокрую веревку мокрыми руками, к тому же в обессиленном состоянии, выглядит не очень надежно. Поэтому в этом случае нужно веревку вокруг себя обвязать, чтобы спасатели просто вытянули вас наверх. И сделать это надо так, чтобы веревка не развязалась на полпути. Для этого вам можно научиться завязывать беседочный узел, или как его еще называют – незатягивающаяся петля на конце троса. Такой узел, конечно, можно использовать не только в воде – он надежно удержит веревку вокруг вас и при самостраховке на суше.

Беседочный узел совсем не сложный и его можно завязать даже одной рукой всего за несколько секунд:

  • обмотайте веревку вокруг себя,
  • возьмите свободный конец и образуйте на нем петлю по направлению сверху вниз,
  • просуньте конец веревки в петлю наверх,
  • обогните свободным концом сзади основную веревку,
  • просуньте основной конец в ту же петлю, но теперь вниз,
  • туго затяните узел.

Затягивающаяся петля для спасения лодки

Бывают ситуации, когда спасать приходится кого-то, оказавшегося в лодке далеко от берега – например, лодку унесло сильным течением, или моторная лодка попросту заглохла посреди океана. Тога, соорудив из веревки затягивающую петлю, можно зацепиться лодкой к спасательному судну и благополучно отбуксироваться на берег.


Название «плоский узел» попа­ло в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный француз­ский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пень­ковые канаты и швартовы.

Имея восемь переплетений, плоский узел никогда силь­но не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложе­ние последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки это­го узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных хо­довых концов к коренным или полуштыками на их концах (рис. 29, а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (рис. 29, б). Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тро­сах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда на­грузка снята. Второй способ вязки применяется для связы­вания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщи ны. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сна­чала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не пере­крутился. После этого, когда на связанный трос дана на­грузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.

Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплете­ний тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-раз­ному — существует 2 8 = 256 различных вариантов его за­вязывания. Но практика показывает, что далеко не каж­дый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тро­сов, предназначенных для сильной тяги. От изменения по­следовательности пересечения связываемых тросов в пло­ском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть из­менить эту последовательность, как узел получает дру­гие — отрицательные качества.

Во многих учебниках и справочниках по морской прак­тике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев не­правильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с автор­ских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут ра­зобрать, проходит конец над или под другим концом. Здесь дана одна из самых лучших форм плоского узла, проверен­ная и опробированная практикой. Другие допустимые ва­рианты этого узла автором умышленно не приводятся, что­бы не распылять внимания читателя и не дать ему возмож­ности перепутать схему этого узла с какой-либо другой. Перед тем как применить этот узел на практике для како­го-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без ка­ких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.

Этот морской узел незаменим для связывания двух тро­сов (даже стальных, на которые будет приложено значи­тельное усилие, например при вытаскивании трактором за­стрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

О креплении нитей мы говорили в предыдущей статье. НУ А ДАЛЬШЕ ЧТО ДЕЛАТЬ ?
На своем опыте……. Достаточно уметь плести 2 вида узла и оригинальное кашпо готово, а можно сплести очень эффектную сумочку. Комбинируя и повторяя виды узлов, вы сможете создать практически все, что задумаете…. от пуговицы до абажура,…

Сегодня мы поговорим с Вами об основных ПЛОСКИХ узлах, применяемым в МАКРАМЕ.

Гераклов узел (прямой, «плоский без основы»)

Это первый и основной узел макраме, его также называют геркулесовым. Этот древний узел получил свое название по имени мифологического героя. В морской практике его называют прямым узлом, а среди любителей макраме он известен как узел Геракла, Древние лекари пользовались им при перевязывании ран или переломов; моряки связывали им тросы. Использовали геркулесов узел и как пряжку-застежку, связывая концы туники на плече. Для выполнения этого узла возьмите 2 нити. Положите одну из них горизонтально на подушке для плетения. На нее положите вторую нить, обогнув первую. Опустите вниз концы нитей с противоположных сторон – половина узла готова. Затем уложите снова первую нить по горизонтали и обогните ее второй нитью. Концы опустите вниз. Далее затяните узел, взяв в одну руку концы нитей с одной стороны, во вторую – концы нитей с другой стороны. Этот узел можно делать с перекладиной с левой стороны и с перекладиной с правой стороны. При плетении геркулесовых узлов обе нити расходуются равномерно. Их длина должна быть в 4-5 раз больше длины изделия.

Поверхность полотна, выполненная такими узлами, получается ровной и плоской — отсюда и название узлов. Узор из них одинаков с обеих сторон (двусторонний) и поэтому подходит для штор, занавесей и других вещей, у которых видна изнанка. Этот узел называют еще скрещенным, винтообразным, скручивающимся, косообразным и полуузлом. Он может быть левым и правым в зависимости от того, какой нитью его начали плести — левой или правой. Одинарный левый плоский узел. Приготовьте 2 нити длиной по 1 м, каждую сложите вдвое так, чтобы один конец был длиннее другого в 4 раза (20 и 80 см) и закрепите нити на основе способом 1, расположив короткие концы посередине, а длинные по краям. Получилось 4 нити: средние 2 — узелковые; крайние 2 — рабочие. Узелковые нити во время плетения почти не убывают, поэтому достаточно, чтобы они были немного длиннее изделия, зато рабочих расходуется в 4, а иногда и в 6 раз больше. Возьмите в левую руку левую нить, согните ее под прямым углом и положите поверх двух узелковых (2-я и 3-я). Теперь правой рукой положите правую рабочую нить (4-ю) поверх 1-й нити и заведите под обе узелковые. Далее 4-ю нить вытяните левой рукой поверх 1-й нити из петли, образовавшейся между узелковыми и 1-й нитью. Потяните одновременно в противоположные стороны левую и правую рабочие нити — узел затянулся. В момент затяжки необходимо туго натягивать узелковые нити: положите их сверху на средний палец левой руки и зажмите между безымянным и мизинцем. Продолжая завязывать узлы один под другим, вы увидите, как они начинают поворачиваться ребром вправо (чем толще нить, тем быстрее). Не пытайтесь их выпрямить, а наоборот, поверните работу тоже вправо вслед за витками (на 180°) и после этого для плетения берите рабочую нить, расположенную слева. Если вы повернули цепочку точно на 180°, то рабочие нити поменялись местами: начинать новый узел нужно той рабочей нитью, которой начинали предыдущий узел. Если ваши узлы одинаковые и аккуратные, то они перекручиваются через равные интервалы, и образуется витая цепочка с направлением витков слева направо. Цепочка бывает более рельефной, если рабочие нити жесткие, упругие. Если таких нитей нет, то можно плести мягкими, сложив их в 2-3 раза. При плетении цепочек число рабочих нитей должно быть одинаковым по обе стороны от узелковых. Чем толще пучок узелковых нитей внутри цепочки, тем круглее ее форма. Для узелковых можно использовать нити плохого качества, так как они плотно закрыты витками рабочих нитей.

Отрежьте 2 нити длиной по 1 м и навесьте на основу, перепустив концы на 20 см (узелковая нить) и на 80 см (рабочая нить). Правый узел начинайте с правой рабочей нити (4-я). Возьмите ее в правую руку, согните нить под прямым углом, положите поверх двух натянутых узелковых и подложите под левую рабочую нить (1-я) — рис. 50, а. Левой рукой заведите 1-ю нить под обе узелковые и вытяните ее поверх 4-й нити. Продолжайте завязывать узлы, подтягивая их вплотную друг к другу на натянутой узелковой нити, — образуется цепочка с направлением витков справа налево Чаще всего используют витые цепочки одного направления, но если в узоре они рядом (параллельно), то лучше сплести их с поворотом витков в противоположные стороны. Рабочие нити цепочек быстро заканчиваются. Их наращивают, вводя новую нить между двумя последними узлами цепочки. Оставшиеся короткие концы пришивают к цепочке. При плетении цепочек из одинарных плоских узлов рабочие нити должны быть длиннее узелковых в 6-7 раз.

Плоский узел

Самый удобный способ завязать плоский узел, это связывать веревки, троса или канаты на ровной плоскости, например, на палубе, земле или плацу.

Последовательность шагов по вязанию плоского узла

Область использования плоских узлов

Данные узлы используются при возникшей необходимости связать веревки разной толщины или разнодиаметровых тросов, а также для вязания одинаковых канатов или веревок, при необходимости подвергнуть их сильному натяжению или намоканию.

Плоский узел: свойства и преимущества

Плоский узел имеет свойство деформироваться, т. е. при натяжении или большой нагрузки на трос красивый внешний вид узла исчезает.

Одним важнейшим правилом вязания таких узлов является то, что необходимо строго следить за тем, чтобы свободные концы веревок (тросов) лежали параллельно друг другу. При неправильном связывании узла, поочередное потягивание тросов приблизит узел к концу троса, что приведет к его развязыванию.

Его довольно проблематично правильно завязать, не допустив при этом малейшую оплошность, например, концы тросов оказываются на одной стороне с завязанным узлом, или одно из пересечений может быть неправильно или не совсем точно завязано. А узлы с допущенными ошибками работают гораздо хуже или вообще не работают.

Правильно связанному плоскому узлу можно полностью доверять. Он имеет огромное количество своих плюсов, которые позволяют использовать его в повседневной жизни намного чаще.

Читайте также: