Как завязать пожарный узел

Обновлено: 11.04.2024

Оказавшись в экстремальной ситуации, человеку требуется много умений и опыта, или хотя бы знаний для того, чтобы суметь в этой ситуации выжить. Сегодня поговорим о ситуациях, когда вам понадобятся навыки завязывания прочных узлов. Крепких и надежных узлов существует великое множество, как простых, так и сложных. В данной статье мы приведем лишь примеры простых, но достаточно надежных узлов, которым легко можно обучиться и которые даже могут спасти жизнь.

Беседочный узел для спасения упавшего в воду

Если вдруг вы по какой-либо причине оказались за бортом корабля или любого другого водного транспорта, то чтобы выбраться из воды, скорее всего вам бросят спасательную веревку. Но держаться за мокрую веревку мокрыми руками, к тому же в обессиленном состоянии, выглядит не очень надежно. Поэтому в этом случае нужно веревку вокруг себя обвязать, чтобы спасатели просто вытянули вас наверх. И сделать это надо так, чтобы веревка не развязалась на полпути. Для этого вам можно научиться завязывать беседочный узел, или как его еще называют – незатягивающаяся петля на конце троса. Такой узел, конечно, можно использовать не только в воде – он надежно удержит веревку вокруг вас и при самостраховке на суше.

Беседочный узел совсем не сложный и его можно завязать даже одной рукой всего за несколько секунд:

  • обмотайте веревку вокруг себя,
  • возьмите свободный конец и образуйте на нем петлю по направлению сверху вниз,
  • просуньте конец веревки в петлю наверх,
  • обогните свободным концом сзади основную веревку,
  • просуньте основной конец в ту же петлю, но теперь вниз,
  • туго затяните узел.

Затягивающаяся петля для спасения лодки

Бывают ситуации, когда спасать приходится кого-то, оказавшегося в лодке далеко от берега – например, лодку унесло сильным течением, или моторная лодка попросту заглохла посреди океана. Тога, соорудив из веревки затягивающую петлю, можно зацепиться лодкой к спасательному судну и благополучно отбуксироваться на берег.

Сегодня наш материал, о закреплении спасательной веревки за конструкцию четырьмя разными способами. При обучении закреплению спасательной веревки за конструкцию необходимо иметь на двух обучаемых одну веревку.

Построив отделение, командир сначала в быстром темпе, а затем в медленном темпе показывает упражнение. После этого командир выполняет упражнение вместе с пожарными, сопровождая его рассказом. Пожарные наблюдают за действиями командира и повторяют приемы закрепления веревки. Затем каждый пожарный выполняет упражнение самостоятельно, а командир наблюдает за действиями пожарных и исправляет допускаемые ошибки.

1 способ

Закрепление веревка за конструкцию 1 способом

Пожарный обматывает одним – двумя витками веревки конструкцию, берет короткий конец веревки в правую руку, а длинный – в левую и делает петлю на длинном конце.

Правой рукой коротким концом обводит петлю один раз снизу вверх (Рис.1), просовывает снизу в петлю правую руку, переносит ее через веревку, удерживаемую левой рукой, и берется за короткий конец (Рис. 2).

Вынимает правую руку из петли и, протащив короткий конец веревки через петлю, затягивает узел (Рис.3).

2 способ

Закрепление веревка за конструкцию 2 способом

Пожарный обматывает одним – двумя витками конструкцию, берет короткий конец веревки в левую руку, длинный – в правую и накладывает длинный конец на тыльную часть кисти левой руки. Не меняя положения пальцев на длинном конце, опускает длинный конец вниз и выводит его вверх, к себе и наложить его на тыльную часть кисти (Рис. 4). Выпрямляет пальцы левой руки, одновременно большим пальцем правой руки подает короткий конец веревки к пальцам левой руки (Рис. 5).

Захватывает пальцами левой руки короткий конец веревки, пропускает его через петлю, образовавшуюся на кисти, тянет правой рукой длинный конец веревки на себя и затягивает узел (Рис. 6).

3 способ

Закрепление веревка за конструкцию 3 способом

Пожарный обматывает одним – двумя витками веревки конструкцию, берет короткий конец в левую руку, длинный – в правую.

Правой рукой накладывает и обматывает длинным концом веревки кисть левой руки, второй виток накладывает на большой палец левой руки.

Большим пальцем отводит в сторону, получая при этом петлю, в петлю захватывает короткий конц веревки и затягивает длинный. (Рис. 7,8,9).

4 способ

Закрепление веревка за конструкцию 4 способом

Пожарный обматывает одним – двумя витками конструкцию. Оба конца веревки берет в левую руку, так чтобы короткий конец оказался справа. Правую руку просовывает снизу между обоими концами (Рис. 10) и кладет ее на длинный конец тыльной стороны кисти. Поворотом правой руки против часовой стрелки вниз, вправо, вверх выводит руку ладонью книзу, образовав на веревке петлю (Рис. 11). Большим и указательным пальцами правой руки берет короткий конец в руку (Рис. 12), вынимает его из петли и левой рукой затягивает узел (Рис. 13).

Команды: «Веревку за конструкцию первым (вторым, третьим, четвертым) способом – закрепить», «Веревку открепить».

В разделе видео записи для Вас наглядно представлено как вязать узлы, для этого необходимо перейти по ссылке:

Пожарные узлы, изображение №1

В настоящее время система профессиональной подготовки пожарных предусматривает изучение четырёх узлов для закрепления спасательной верёвки за конструкцию, одного узла для подъёма оборудования на высоту, а также способ спасания пострадавшего с высоты («двойная спасательная»).

Однако карабин, спасательная верёвка и спусковое устройство в сумме дают гораздо больше возможностей!

Споры между отечественными спасателями («историческими выходцами из альпинизма») и пожарными («имеющими всего 4 пожарных узла») о том, нужен ли альпинизм в пожарной охране, и какие узлы обязан знать каждый пожарный, не утихнут, пожалуй, ещё долгое время.

Существует также разница в подходах между промышленным (и спасательным) альпинизмом с его многократным запасом прочности и АРИСП, где для спасания жизни участника тушения пожара нужно минимальное количество узлов, одна верёвка и грубая физическая сила - на большее в условиях активной фазы пожара и, зачастую, нулевой видимости, рассчитывать не приходится.

В этой статье мы не будем обсуждать, почему альпинизм обошёл пожарную охрану. И тем более не будем задавать вопрос, почему за время взаимодействия спасатели не научили пожарных основам альпинизма.

Скорее всего, тайна кроется в истории нашей страны, в истории нашего развития, и найти ответ должен каждый для себя сам.

Предлагаем ознакомиться с несколькими основными узлами, способами вязки, а также узнать плюсы и минусы применения.

В нижепредставленных узлах нет ничего сложного, они уже публиковались ранее на многих сайтах различной направленности: от альпинизма и «выживания в условиях апокалипсиса зомби» до «лайфхаков» и «10 узлов, которые должен знать каждый мужик».

Чтобы «не подогревать» давние споры, давайте определимся с терминологией и назовём данный список узлов не «обязательным для изучения и применения», а «дополнительным (рекомендованным) к изучению каждым пожарным».

Составляя свой список, мы опирались на два простых критерия:

  1. Узел может быть использован при спасании участников тушения пожара (при проведении операции АРИСП);
  2. Узел будет достаточно надёжным, чтобы выдержать вес человека.

Список дополнительных узлов выглядит достаточно просто:

  1. Узел «Срединный проводник» (австрийский проводник);
  2. Узел «Грейпвайн»(+контрольный узел или полугрепвай);
  3. Узел «УИАА» (узел пожарного);
  4. Кандальный узел;
  5. Узел «Булинь» (беседочный узел);
  6. Узел «Простой встречный»;
  7. Узел «Глухая петля»;
  8. Узел «Карабинная удавка»;
  9. Узел «Прямой узел»;
  10. Узел «Восьмёрка» (фламандская петля)

Последовательность изучения данных узлов не имеет значения. Информацию о том, как именно вязать каждый из них, можно свободно найти на просторах интернета, в профильной литературе или в приложениях на мобильном устройстве. Вам понадобится терпение и немного времени. Для отработки способов вязки можно завести лично для себя или на весь караул отрезок альпинисткой верёвки или использовать отрезок стандартной ВПС и обычный карабин.

Узел «Срединный проводник» (австрийской проводник)

Узел «Срединный проводник» (австрийской проводник)

Применение:

Используется для организации петли на середине верёвки для дальнейшей нагрузки на неё по обеим сторонам от узла, для организации точек крепления на верёвке, для временной изоляции поврежденного участка верёвки, при организации полиспастов.

Преимущества:

Универсальный узел: быстро вяжется, легко развязывается после значительных нагрузок, одинаково хорошо работает во все три стороны, «не ползёт» даже на жёсткой, замерзшей верёвке.

Недостатки:

Тяжело изменить размер петли после того, как узел был связан.

Способ вязки:

  1. На участке верёвки сформировать открытую петлю.
  2. Определив длину будущего проводника, дважды перекрутить верёвку (поворот на 360°), тем самым создаётся две закрытые петли: одна сверху другой.
  3. Верхнюю закрытую петлю наложить на концы верёвки (нижняя петля под верхней).
  4. Пропустить верхнюю петлю в нижнюю петлю с обратной стороны.
  5. Затянуть узел (нужно растянуть концы веревки в разные стороны).

Узел «Грейпвайн»

Узел «Грейпвайн»

Применение:

Используется при связывании двух верёвок одинакового диаметра, для вязания верёвочной петли.

Преимущества:

Надёжный узел, не требует контрольных узлов.

Недостатки:

После снятия нагрузки трудно развязать, относительно сложно завязать, требуется большой отрезок верёвки.

Способ вязки:

  1. Сложить две веревки параллельно друг другу так, чтобы ходовые концы были направлены в разные стороны.
  2. Ходовым концом одной из верёвок сделать два шлага по часовой стрелке вокруг коренного конца другой верёвки и провести его сквозь обороты полученной спирали со стороны коренного конца, затянуть.
  3. То же самое сделать ходовым концом другой верёвки против часовой стрелки.
  4. Потянуть за обе верёвки в разные стороны до полного сближения затянутых узлов.

Чтобы развязать узел, предварительно растаскивают узлы в разные стороны, расслабляют и развязывают одну часть. После выдергивания веревки из второго узла, его легко развязать.

Пожарные узлы, изображение №4

Человек, изучивший этот изящный узел, логично придёт к контрольному узлу (узлу «полу-грепвайн»), который также имеет большой спектр применения.

Узел «УИАА» (узел пожарного)

Применение:

Применяется для обеспечения динамической страховки в качестве тормозной системы. Рекомендуется к использованию для обеспечения спуска пострадавших и самоспуска при отсутствии специализированных страховочно-спусковых устройств.

Преимущества:

Легко завязывается, работает в обе стороны (переворачивается).

Недостатки:

Крутит верёвку(свободный конец верёвки должен выходить со стороны рабочего участка карабина).

Способ вязки:

  1. Встегнуть веревку снизу вверх в карабин.
  2. Сделать закрытую петлю на верёвке выше карабина и встегнуть её в карабин.
  3. Заблокировать карабин.

Кандальный узел («наручники»)

Кандальный узел («наручники»)

Применение:

Применяется при связывании конечностей пострадавших для его транспортировки, при фиксации рук пострадавшего без сознания при его подъёме через узкий люк или провал. Также узел может быть необходим при связывании агрессивно настроенных по отношению к пожарным людей.

Преимущества:

Легко завязывается, легко развязывается после снятия нагрузки.

Недостатки:

«Ползёт» на жёсткой, замёрзшей верёвке

Способ вязки:

  1. Сформировать на верёвке две закрытые петли с зеркальным расположением корневых концов.
  2. Разместить петли друг за другом.
  3. Пропустить образованные петли одна в другую.
  4. Вытянуть петли до нужного размера.
  5. Завязать прямой узел, чтобы зафиксировать размер петель.

Узел «Булинь» (беседочный)

Узел «Булинь» (беседочный)

Применение:

Применяется для образования петли на конце верёвки для подъёма/спуска пожарного оборудования и инструмента, для страховки при спуске/подъёме пожарных и пострадавших, для крепления верёвки за конструкцию.

Преимущества:

Легко завязывается (даже одной рукой на себе), легко развязывается после нагрузки.

Недостатки:

При переменных нагрузках «ползёт» (развязывается), требует контрольного узла (на фото контрольный узел отсутствует!). Длительное применение запрещено, может ослабевать.

Способ вязки:

  1. На некотором расстоянии от конца веревки, в зависимости от величины необходимой петли, сделать ходовым концом закрытую петлю.
  2. Удерживая большим и указательным пальцем петлю, нужно пропустить в неё ходовой конец верёвки со стороны коренного конца.
  3. Ходовой конец верёвки нужно обнести вокруг коренного конца и вернуть в закрытую петлю.
  4. Захватив левой рукой ходовой конец, потянуть в обратную сторону коренной конец.

Узел «Простой встречный»

Узел «Простой встречный»

Применение:

Используют для связывания верёвок любого диаметра, а также сочетаний лента-верёвка.

Преимущества:

Надёжный узел, не требует контрольных узлов, лучший узел для связывания верёвок (лент).

Недостатки:

После снятия нагрузки трудно развязывается, относительно сложно вяжется.

Способ вязки:

  1. Связать неплотный простой узел на одном конце ленты, она не должна перекручиваться.
  2. Вторым концом ленты полностью повторить узел, пропустив её сквозь узел, начиная с того места, где ходовой конец ленты выходит из простого узла.
  3. Равномерно затянуть узел (концы затянутого узла должны выходить в разные стороны и быть не короче пяти сантиметров).

Узел «Глухая петля»

Узел «Глухая петля»

Является простым затягивающимся узлом.

Применение:

Глухая петля соединяет канат или тесьму со снаряжением или другой верёвкой, ремнём или канатом. Она также часто используется для канатов, которые служат для соединения опорных точек с неподвижной верёвкой в верхней её части. Надёжен лишь при постоянной тяге за оба конца на тросе или верёвке. Узел удобен для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие.

Узел «Карабинная удавка»

Узел «Карабинная удавка»

Применение:

Узел применяется для закрепления верёвки на рельефе, в ситуациях, предусматривающих последующее продергивание верёвки.

Способ вязки:

  1. На рабочем конце верёвки вяжется узел восьмёрка.
  2. В него встёгивается карабин.
  3. Рабочий конец вместе с карабином обносится вокруг конструкциии.
  4. Карабин встёгивается в коренной конец.

При нагружении коренного конца узел затягивается. Если потянуть за карабин при помощи вспомогательной верёвки, освободив нагруженный конец, то карабин начнет смещаться вдоль грузовой верёвки, а сама грузовая верёвка, следуя за карабином, будет продёрнута.

Узел «Прямой узел»

«Прямой узел»

Применение:

Применяется при связывании двух верёвок одинакового диаметра, например, ВПС-30 при подъёме/спуске пожарного оборудования на высоту более 15 этажей.

Преимущества:

Недостатки:

Требует внимательности при вязании, «ползёт», поэтому требует завязывание контрольных узлов с обеих сторон.

«Прямой узел» с контрольными узлами с обеих сторон

Узел «восьмёрка» (фламандская петля)

Узел «восьмёрка» (фламандская петля)

Применение:

Применяется для образования петли на основной верёвке (страховочный «ус»), для привязывания верёвки к опоре при организации страховки и самостраховки.

Преимущества:

Легко завязывается как на конце верёвки, так и в середине, под нагрузкой сильно затягивается, «не ползёт» даже на жёсткой, замёрзшей верёвке.

Недостатки:

Относительно легко развязывается, требует внимательности при завязывании, большой расход верёвки.

Способ вязки:

  1. На верёвке сформировать открытую петлю.
  2. Этой петлёй сделать незаконченный шлаг вокруг ходового и коренного конца.
  3. Пропустить в образовавшуюся закрытую двойную петлю.
  4. При затягивании узла наружные петли отвести в сторону.

В 1944 году американец Клиффорд Эшли (Clifford W. Ashley) выпустил в печать свой фундаментальный труд под названием «Книга узлов Эшли» (англ. – The Ashley Book of Knots — ABOK). Спустя 70 лет эта книга не потеряла своей актуальности, поэтому мы предложили вам ознакомиться с десятью узлами из неё.

Знающие люди могут сказать, что этого мало, и, дав пожарному всего несколько узлов, мы ситуацию не поправим. Но большой путь состоит из малых шагов, и, полагаю, что стоит прекратить спорить и больше не возвращаться к теме «почему одни не научили, а вторые не взяли уже готовый материал»!

Углубившись в историю, интересно вспомнить, что узел применялся человеком задолго до мореходства, альпинизма и пожарного дела!

В настоящее время система профессиональной подготовки пожарных предусматривает изучение четырёх узлов для закрепления спасательной верёвки за конструкцию, одного узла для подъёма оборудования на высоту, а также способ спасания пострадавшего с высоты («двойная спасательная»).

Однако карабин, спасательная верёвка и спусковое устройство в сумме дают гораздо больше возможностей!

Споры между отечественными спасателями («историческими выходцами из альпинизма») и пожарными («имеющими всего 4 пожарных узла») о том, нужен ли альпинизм в пожарной охране, и какие узлы обязан знать каждый пожарный, не утихнут, пожалуй, ещё долгое время.

Существует также разница в подходах между промышленным (и спасательным) альпинизмом с его многократным запасом прочности и АРИСП, где для спасания жизни участника тушения пожара нужно минимальное количество узлов, одна верёвка и грубая физическая сила – на большее в условиях активной фазы пожара и, зачастую, нулевой видимости, рассчитывать не приходится.

В этой статье мы не будем обсуждать, почему альпинизм обошёл пожарную охрану. И тем более не будем задавать вопрос, почему за время взаимодействия спасатели не научили пожарных основам альпинизма.

Скорее всего, тайна кроется в истории нашей страны, в истории нашего развития, и найти ответ должен каждый для себя сам.

Предлагаем ознакомиться с несколькими основными узлами, способами вязки, а также узнать плюсы и минусы применения.

В нижепредставленных узлах нет ничего сложного, они уже публиковались ранее на многих сайтах различной направленности: от альпинизма и «выживания в условиях апокалипсиса зомби» до «лайфхаков» и «10 узлов, которые должен знать каждый мужик».

Чтобы «не подогревать» давние споры, давайте определимся с терминологией и назовём данный список узлов не «обязательным для изучения и применения», а «дополнительным (рекомендованным) к изучению каждым пожарным».

Составляя свой список, мы опирались на два простых критерия:

  1. Узел может быть использован при спасании участников тушения пожара (при проведении операции АРИСП);
  2. Узел будет достаточно надёжным, чтобы выдержать вес человека.

Список дополнительных узлов выглядит достаточно просто:

  1. Узел «Срединный проводник» (австрийский проводник);
  2. Узел «Грейпвайн»(+контрольный узел или полугрепвай);
  3. Узел «УИАА» (узел пожарного);
  4. Кандальный узел;
  5. Узел «Булинь» (беседочный узел);
  6. Узел «Простой встречный»;
  7. Узел «Глухая петля»;
  8. Узел «Карабинная удавка»;
  9. Узел «Прямой узел»;
  10. Узел «Восьмёрка» (фламандская петля)

Последовательность изучения данных узлов не имеет значения. Информацию о том, как именно вязать каждый из них, можно свободно найти на просторах интернета, в профильной литературе или в приложениях на мобильном устройстве. Вам понадобится терпение и немного времени. Для отработки способов вязки можно завести лично для себя или на весь караул отрезок альпинисткой верёвки или использовать отрезок стандартной ВПС и обычный карабин.


Применение:

Используется для организации петли на середине верёвки для дальнейшей нагрузки на неё по обеим сторонам от узла, для организации точек крепления на верёвке, для временной изоляции поврежденного участка верёвки, при организации полиспастов.

Универсальный узел: быстро вяжется, легко развязывается после значительных нагрузок, одинаково хорошо работает во все три стороны, «не ползёт» даже на жёсткой, замерзшей верёвке.

Тяжело изменить размер петли после того, как узел был связан.

  1. На участке верёвки сформировать открытую петлю.
  2. Определив длину будущего проводника, дважды перекрутить верёвку (поворот на 360°), тем самым создаётся две закрытые петли: одна сверху другой.
  3. Верхнюю закрытую петлю наложить на концы верёвки (нижняя петля под верхней).
  4. Пропустить верхнюю петлю в нижнюю петлю с обратной стороны.
  5. Затянуть узел (нужно растянуть концы веревки в разные стороны).


Применение:

Используется при связывании двух верёвок одинакового диаметра, для вязания верёвочной петли.

Надёжный узел, не требует контрольных узлов.

После снятия нагрузки трудно развязать, относительно сложно завязать, требуется большой отрезок верёвки.

  1. Сложить две веревки параллельно друг другу так, чтобы ходовые концы были направлены в разные стороны.
  2. Ходовым концом одной из верёвок сделать два шлага по часовой стрелке вокруг коренного конца другой верёвки и провести его сквозь обороты полученной спирали со стороны коренного конца, затянуть.
  3. То же самое сделать ходовым концом другой верёвки против часовой стрелки.
  4. Потянуть за обе верёвки в разные стороны до полного сближения затянутых узлов.

Чтобы развязать узел, предварительно растаскивают узлы в разные стороны, расслабляют и развязывают одну часть. После выдергивания веревки из второго узла, его легко развязать.


Человек, изучивший этот изящный узел, логично придёт к контрольному узлу (узлу «полу-грепвайн»), который также имеет большой спектр применения.


Применение:

Применяется для обеспечения динамической страховки в качестве тормозной системы. Рекомендуется к использованию для обеспечения спуска пострадавших и самоспуска при отсутствии специализированных страховочно-спусковых устройств.

Легко завязывается, работает в обе стороны (переворачивается).

Крутит верёвку(свободный конец верёвки должен выходить со стороны рабочего участка карабина).

  1. Встегнуть веревку снизу вверх в карабин.
  2. Сделать закрытую петлю на верёвке выше карабина и встегнуть её в карабин.
  3. Заблокировать карабин.


Применение:

Применяется при связывании конечностей пострадавших для его транспортировки, при фиксации рук пострадавшего без сознания при его подъёме через узкий люк или провал. Также узел может быть необходим при связывании агрессивно настроенных по отношению к пожарным людей.

Легко завязывается, легко развязывается после снятия нагрузки.

«Ползёт» на жёсткой, замёрзшей верёвке

  1. Сформировать на верёвке две закрытые петли с зеркальным расположением корневых концов.
  2. Разместить петли друг за другом.
  3. Пропустить образованные петли одна в другую.
  4. Вытянуть петли до нужного размера.
  5. Завязать прямой узел, чтобы зафиксировать размер петель.


Применение:

Применяется для образования петли на конце верёвки для подъёма/спуска пожарного оборудования и инструмента, для страховки при спуске/подъёме пожарных и пострадавших, для крепления верёвки за конструкцию.

Легко завязывается (даже одной рукой на себе), легко развязывается после нагрузки.

При переменных нагрузках «ползёт» (развязывается), требует контрольного узла (на фото контрольный узел отсутствует!). Длительное применение запрещено, может ослабевать.

  1. На некотором расстоянии от конца веревки, в зависимости от величины необходимой петли, сделать ходовым концом закрытую петлю.
  2. Удерживая большим и указательным пальцем петлю, нужно пропустить в неё ходовой конец верёвки со стороны коренного конца.
  3. Ходовой конец верёвки нужно обнести вокруг коренного конца и вернуть в закрытую петлю.
  4. Захватив левой рукой ходовой конец, потянуть в обратную сторону коренной конец.


Применение:

Используют для связывания верёвок любого диаметра, а также сочетаний лента-верёвка.

Надёжный узел, не требует контрольных узлов, лучший узел для связывания верёвок (лент).

После снятия нагрузки трудно развязывается, относительно сложно вяжется.

  1. Связать неплотный простой узел на одном конце ленты, она не должна перекручиваться.
  2. Вторым концом ленты полностью повторить узел, пропустив её сквозь узел, начиная с того места, где ходовой конец ленты выходит из простого узла.
  3. Равномерно затянуть узел (концы затянутого узла должны выходить в разные стороны и быть не короче пяти сантиметров).


Является простым затягивающимся узлом.

Глухая петля соединяет канат или тесьму со снаряжением или другой верёвкой, ремнём или канатом. Она также часто используется для канатов,

которые служат для соединения опорных точек с неподвижной верёвкой в верхней её части. Надёжен лишь при постоянной тяге за оба конца на тросе или верёвке. Узел удобен для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие.


Применение:

Узел применяется для закрепления верёвки на рельефе, в ситуациях, предусматривающих последующее продергивание верёвки.

  1. На рабочем конце верёвки вяжется узел восьмёрка.
  2. В него встёгивается карабин.
  3. Рабочий конец вместе с карабином обносится вокруг конструкциии.
  4. Карабин встёгивается в коренной конец.

При нагружении коренного конца узел затягивается. Если потянуть за карабин при помощи вспомогательной верёвки, освободив нагруженный конец, то карабин начнет смещаться вдоль грузовой верёвки, а сама грузовая верёвка, следуя за карабином, будет продёрнута.


Применение:

Применяется при связывании двух верёвок одинакового диаметра, например, ВПС-30 при подъёме/спуске пожарного оборудования на высоту более 15 этажей.

Требует внимательности при вязании, «ползёт», поэтому требует завязывание контрольных узлов с обеих сторон.


Применение:

Применяется для образования петли на основной верёвке (страховочный «ус»), для привязывания верёвки к опоре при организации страховки и самостраховки.

Легко завязывается как на конце верёвки, так и в середине, под нагрузкой сильно затягивается, «не ползёт» даже на жёсткой, замёрзшей верёвке.

Относительно легко развязывается, требует внимательности при завязывании, большой расход верёвки.

  1. На верёвке сформировать открытую петлю.
  2. Этой петлёй сделать незаконченный шлаг вокруг ходового и коренного конца.
  3. Пропустить в образовавшуюся закрытую двойную петлю.
  4. При затягивании узла наружные петли отвести в сторону.

В 1944 году американец Клиффорд Эшли (Clifford W. Ashley) выпустил в печать свой фундаментальный труд под названием «Книга узлов Эшли» (англ. – The Ashley Book of Knots — ABOK). Спустя 70 лет эта книга не потеряла своей актуальности, поэтому мы предложили вам ознакомиться с десятью узлами из неё.

Знающие люди могут сказать, что этого мало, и, дав пожарному всего несколько узлов, мы ситуацию не поправим. Но большой путь состоит из малых шагов, и, полагаю, что стоит прекратить спорить и больше не возвращаться к теме «почему одни не научили, а вторые не взяли уже готовый материал»!

Углубившись в историю, интересно вспомнить, что узел применялся человеком задолго до мореходства, альпинизма и пожарного дела!

Виды пожарных узлов

Существует огромное количество видов пожарных узлов. Расскажем про самые используемые на возгораниях.

Часто при работе на охваченном огнем объекте пожарным приходится выполнять задачи на высоте. Нередко такие мероприятия связаны с эвакуацией людей, потому необходима страховка. С этой целью используются специальные огнеупорные веревки.

Предназначение пожарных узлов

В разных ситуациях возникают задачи, которые невозможно решить без дополни-тельных приспособлений, один из которых – пожарная огнеупорная веревка.

Она используется сотрудниками МЧС для:

• страховки и самоспасения;

• подъемов рукавных линий;

• организации дополнительных емкостей для переноса оборудования за спиной («рюкзак»).

Виды пожарных узлов

Это универсальный пожарный узел, используемый при больших нагрузках на крепежный шнур.

С его помощью можно соединить оборванную или перегоревшую веревку, организовать грузоподъемное устройство.

Один из самых надежных способов создания петли и крепления веревок одного размера. Не требует формирования контрольных конструкций. Высокая безопасность такого узла омрачается относительной сложностью его создания, трудностью развязывания и необходимостью использования длинного куска веревки.

Другое название этой системы – узел пожарного. Используется при спуске людей с высоты, обеспечивает притормаживание движения.

Применяются для фиксации рук и ног спасаемого при его эвакуации. Узел легко реализуется, так же быстро снимается. Главный недостаток – может смещаться на скользком шнуре.

Очень легкий в плетении узел в виде петли используется для доставки необходимого оборудования на нужную высоту, в качестве страховки людей, при креплении троса. «Булинь» опасен тем, что имеет тенденцию к ослабеванию, развязыванию, поэтому необходимы для использования контрольные конструкции.

Читайте также: