Как завязать руки грудничку

Обновлено: 08.05.2024

Видео ролик хорошо представляет методику наложения повязки Дезо. Повязка Дезо легко накладывается только после практической тренировки, поэтому видео ролик рекомендуется закрепить практикой.

При медленном подключении рекомендуем просмотреть видео ролик после предварительного переписывания:

Видео №2: техника наложения повязки Дезо

В десмургии или учении о наложении повязок широко распространенной повязкой является иммобилизация верхнего плечевого пояса по Дезо. Чаще всего данная методика применяется для иммобилизации верхней конечности, например, при переломе ключицы, плеча. В ортопедии повязка Дезо широко применяется после операций на плечевом суставе или после вправления вывиха сустава.
Следует отметить, что при наложении повязки Дезо студенты чаще всего забывают про ватный или бинтовой валик в подмышечную ямку, - это ключевой момент данной повязки.

При медленном подключении рекомендуем просмотреть видео ролик после предварительного переписывания:

Видео №3: повязка Дезо при травме плечевого сустава, переломе ключицы, плечевой кости

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Пеленать или не пеленать — этот вопрос неизбежно появляется у каждой женщины, которая скоро станет мамой. И часто с разных сторон звучат совершенно противоположные рекомендации.

Почему вокруг пеленания столько споров?

Идея пеленания ребенка стара как мир. С древних времен мамы закутывали своих детей в кусок ткани, который служил одновременно одеждой и подгузником. Главным и абсолютно обезоруживающим аргументом в пользу метода была его практичность: пеленки недорого стоят, защищают малыша от холода и несложно стираются.

Историческая справка

Одноразовые подгузники появились в магазинах США только в 1950-х годах. Им понадобилась еще пара десятилетий, чтобы завоевать мир, и лишь в 1990-х, с приходом западных компаний на российский рынок, они стали популярны в нашей стране. Причина жарких споров вокруг пеленания малышей в том, что по историческим меркам эта общественная дискуссия началась буквально вчера.

Сегодня мир молодых родителей разделился на два лагеря. Сторонники системы пеленания приводят новые доводы в пользу сохранения традиций, противники считают этот метод устаревшим. Так нужно ли пеленать новорожденного ребенка? Кто прав — консерваторы или новаторы? Давайте рассмотрим аргументы обеих сторон.

Тугое пеленание

Эта техника — самая традиционная. Малыша заматывают в пеленку как в кокон, полностью обездвиживая его ручки и ножки. Иногда при тугом пеленании ребенка укутывают с головой, т.е. из ткани формируется еще и плотно сидящий «капюшон», а открытым остается лишь личико крохи.

Сторонники метода утверждают, что это «естественное» пеленание, как бы моделирующее стесненные условия, в которых малыш находился последние недели перед родами.

Однако риски для здоровья ребенка при тугом пеленании значительные. Плотно закутанный ребенок потеет и перегревается. У него ухудшается кровообращение и отсутствует двигательная активность, что замедляет развитие мышц.

Тугое пеленание новорожденного имеет следующие плюсы и минусы:

Улучшает сон малыша: он не может пошевелиться или случайно перевернуться, не будит себя рефлекторными вздрагиваниями ручек и ножек во сне.

Ребенок вынужден находиться в неестественной позе.

Есть риск нарушения дыхания.

Существует вероятность перегрева.

Младенец лишен возможности познавать окружающий мир с помощью осязания.

Замедляется развитие мышц.

Если ребенок родился с дисплазией тазобедренного сустава, патология усугубляется.

Чтобы закончить с темой тугого пеленания грудничка, разберем еще два аргумента его сторонников. Мы не включили их в таблицу, потому что это не плюсы, а обычные заблуждения.

Колики — очень странное явление: это приступы плача у младенцев, причину которых медикам пока не удалось выяснить. Однако большинство специалистов склонны считать, что эти приступы связаны с болезненными ощущениями в процессе созревания желудочно-кишечного тракта.

Пеленание новорожденного не является гарантированной техникой избавления от колик. Чтобы успокоить малыша, специалисты предлагают целый ряд методов, и родителям рекомендуется пробовать их по очереди, пока какой-то не поможет, или колики не пройдут сами по себе.

Миф: без тугого пеленания ноги малыша будут кривыми. На самом деле: наоборот, тугое пеленание в значительной степени способствует развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Если предыдущий миф просто скрывает часть правды, этот — вредное и опасное заблуждение на все сто процентов.

Многие дети в нашей стране страдают рахитом — расстройством образования костей. По данным Союза педиатров России, это заболевание выявляется более чем у половины детей первого года жизни. Ключевой причиной рахита является нехватка витамина D. Есть и дополнительные факторы, способствующие его развитию, среди них — неестественная нагрузка на кости и низкая мышечная активность. Именно то, к чему приводит пеленание ног!

Другое распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата у младенцев — дисплазия тазобедренного сустава или врожденный вывих бедра. Гуляющая в народе «мудрость» рекомендует для лечения этого состояния начинать жесткое пеленание сразу после родов. Однако все наоборот: фиксированное, закрытое положение ножек малыша только усугубляет дисплазию! Для успешного лечения вывихов необходимо, чтобы ноги ребенка находились в естественном, разведенном состоянии.

Мы назвали этот метод традиционным? Пожалуй, более правильное слово для него — архаичный. Вред тугого пеленания научно доказан, а польза весьма сомнительна.

Есть ли другие способы пеленания новорожденного?

Широкое пеленание ребенка

Техника оставляет малышу некоторый простор для движений. Ножки малыша при заматывании не выпрямляют, а ручки стараются не фиксировать плотно. В итоге из пеленки формируется что-то наподобие спального мешка, внутри которого кроха может шевелиться. К открытым способам пеленания относят и метод, при котором ручки малыша остаются снаружи, и их движения ничем не ограничены — этот способ называется «пеленание без ручек».

Если сторонников тугого пеленания новорожденного среди педиатров вы вряд ли найдете, то свободное считается допустимым.

Благодаря пеленанию малыш крепче спит.

Использование пеленок в первые месяцы жизни позволяет не покупать детскую одежду, из которой малыш все равно быстро вырастет.

Некоторым родителям психологически проще брать на руки спеленатого ребенка.

Даже свободное пеленание может привести к ухудшению кровоснабжения.

Завернутый в пеленку (а особенно в одеяло) малыш может перегреться.

Ребенок лишен тактильных ощущений и ограничен в возможности познавать окружающий мир.

Новорожденному надо несколько раз в сутки менять подгузники. И каждый раз пеленать заново.

Кроме тугого, есть свободное и широкое — более прогрессивные техники. Давайте разберем эти методики и взвесим все «за» и «против».

Свободное пеленание ребенка

Эту технику можно назвать лечебной процедурой. Рекомендуется при дисплазии тазобедренного сустава и состоит в фиксации ножек малыша в разведенном состоянии, для чего используются специальные трусики, подушка или несколько пеленок. Широкое пеленание можно практиковать даже без назначения врача. Как показывает практика африканских стран, в которых мамы приматывают новорожденных с разведенными ножками к своей спине, а также азиатского региона, где младенцев традиционно носят на боку, эта техника вполне безопасна.

А что, если правильное пеленание младенца — это отсутствие пеленания?

Отказываться от пеленания в пользу боди, ползунков и слипов мамы стали сравнительно недавно. Тем не менее, такой подход достаточно распространен, и даже в некоторых роддомах пеленание больше не практикуется.

Легко менять подгузники.

Малышу доступны тактильные ощущения, что способствует его развитию.

Если ребенок родился с легкой формой дисплазии, в первый месяц жизни происходит самопроизвольное вправление сустава, не требующее какого-либо участия специалистов.

Кроха может просыпаться от самопроизвольных движений ручками, трогать комариные укусы, опрелости, другие повреждения кожи и расчесывать их.

В период быстрого роста родителям придется постоянно покупать малышу новую одежду.

Что в итоге — надо ли пеленать новорожденного ребенка или нет?

Нужно ли пеленать новорожденного ребенка на ночь или в течение всего дня? Каждая молодая семья должна решить для себя этот вопрос самостоятельно. Единственное, на чем мы, вместе со всей медицинской наукой, настаиваем — не используйте тугой способ. Не слушайте тех, кто агитирует за этот метод, даже если это ваши близкие люди!

Эта статья — текстовая версия проекта «Иди обниму» о том, как научиться укладывать малыша в кроватку без слез и капризов. Ведущая выпуска, детский невролог и сомнолог Анна Островерхова рассказывает, почему дети могут сопротивляться сну и что делать, чтобы процесс укладывания малыша доставлял удовольствие всем участникам процесса.

Также вы можете послушать этот выпуск с помощью любого удобного вам сервиса:

Первая, самая частая причина сопротивления сну — неправильно выстроенный режим

Существует заблуждение, что для того, чтобы ребенок быстро заснул, его надо хорошенько утомить днем. Родители до победного гуляют с малышом на улице, водят на тренировки в позднее время или, если речь идет о крохах до года, просто долго бодрствуют дома. И ожидают, что вот сейчас ребенок устанет и каааак уснет! Но тут их ждет сюрприз! В отличие от взрослых, нервная система ребенка устроена таким образом, что при превышении времени бодрствования малыш не становится сонливым, а, наоборот, перевозбуждается, становится более раздражительным, капризным, активным. Все что угодно, но не сонливым. Значит, уложить спать малыша будет гораздо сложнее.

Рекомендация сомнолога

Выстройте режим дня так, чтобы ребенок не перевозбуждался во время бодрствования. Для этого в разном возрасте необходимо ориентироваться на разные признаки. До 4 месяцев следите за сигналами усталости малыша. Как только ребенок начал тереть глазки, зевать, снизилась его двигательная активность, его нужно сразу укладывать. У родителей есть буквально 5–7 минут, пока он не перевозбудился.

С 4 до 9 месяцев нужно также ориентироваться на первые признаки усталости. Однако часто в этом возрасте малыши их не показывают, поэтому важно подобрать время бодрствования индивидуально, ориентируясь на скорость засыпания и поведение ребенка во время укладывания. В качестве ориентира родители могут использовать следующие цифры: в 5 месяцев среднее время бодрствования ребенка составляет от 2 ч до 2 ч 15 мин, в 7 месяцев — от 2 ч 45 м до 3 ч, в 9 месяцев — от 3 ч до 3 ч 30 мин.

Если время бодрствования подобрано правильно, ребенок не перевозбуждается и засыпает спокойно, без протеста, за 15 минут. Если ребенок активен, сопротивляется укладыванию, засыпает дольше 15 минут, скорее всего, он уже перевозбудился, и стоит пересмотреть его время бодрствования в сторону уменьшения минут на 15.

Если ребенок сначала спокойно воспринимает укладывание, но потом начинает капризничать, укладывание затягивается, есть вероятность, что время бодрствования слишком короткое, и его надо увеличить. Попробуйте прибавить 15 минут.

Если ребенок буквально вырубается во время укладывания, засыпает без протеста за пару минут, но потом ночью часто просыпается или утром встает раньше обычного, скорее всего, речь идет о переутомлении, и время бодрствования смело можно сокращать минут на 20–30.

После 9 месяцев у ребенка обычно остается 2 дневных сна, режим становится постоянным и предсказуемым: родители могут уже просто ориентироваться по часам, а не высчитывать время бодрствования. При этом режим должен составляться индивидуально, опираясь на скорость засыпания и поведение ребенка, как это описано выше.

Вторая причина, по которой ребенку трудно уснуть, — отсутствие расслабляющего ритуала или неправильное время, в которое родители проводят этот ритуал

Чтобы легко заснуть, любому человеку необходимо замедлиться — с его обычного уровня активности перейти в состояние спокойного бодрствования, затем расслабиться и заснуть. Малыши не могут регулировать эти процессы: трудно себе представить, что ребенок смотрит интересный мультик, прыгает на батуте или наворачивает на четвереньках третий круг по квартире, а потом понимает, что накатывает усталость, отказывается от интересного занятия и просит погладить ему спинку или спеть колыбельную песню.

Скорее всего, ребенок будет продолжать делать то, что ему весело и интересно, пропустит состояние усталости, быстро перейдет в фазу перевозбуждения и уснет уже тогда, когда из фазы перевозбуждения попадет в фазу переутомления. Он буквально вырубится сам или на руках у родителей, но при этом велика вероятность, что ночь пройдет с частыми пробуждениями или окончится ранним утренним подъемом.

Рекомендация сомнолога

Помогите ребенку замедлиться и прийти в состояние спокойного бодрствования, не ждите, что он сам прекратит веселое занятие. Приглушите свет, выключите мультики, предложите почитать сказки или сделать массажик.

Фокус в том, чтобы начать замедлять ребенка, пока он еще не перевозбудился. Самая частая ошибка мам и пап в том, что они начинают ритуал тогда, когда ребенок уже трет глаза и показывает, что хочет спать! Это поздно! А иногда родители видят, что ребенок начал капризничать и стал раздражительным, и только тогда укладывают малыша. Это не просто поздно, а очень поздно!

Секрет в том, чтобы начать расслаблять малыша тогда, когда он еще не хочет спать, но вы знаете, что через 10 минут настанет время, и он захочет спать. К этому моменту ребенок должен быть уже в пижаме, сытый и расслабленный. Вам останется лишь выключить свет — и вуаля!

Что может входить в ритуал перед сном? Что угодно, что нравится всем участникам процесса и способствует расслаблению, — кормление грудью, ношение на руках, пение колыбельных, массаж, чтение книг и так далее. Главное, начинать ритуал тогда, когда у ребенка есть на него силы. Рекомендуется проводить его с приглушенным светом, чтобы настроить ребенка на сон. Обычно хватает буквально 5–10 минут ритуала перед дневным сном или минут 20 перед ночным.

Третья причина, по которой ребенку может быть трудно заснуть, банальна, но почему-то и здесь есть много заблуждений. Речь о гигиене или комфорте сна

И дневной, и ночной сон ребенка должен проходить в темноте. Да-да, и дневной тоже. В этом помогут затемняющие портьеры, ролл-шторы и ставни.

Нередко можно услышать мнение, что дневной сон на то и дневной, чтобы ребенок спал со светом — мол, иначе есть риск, что ребенок перепутает день с ночью или не сможет потом спать при свете в детском саду. Это миф! Если вы боитесь, что ребенок перепутает день с ночью, достаточно будет открыть шторы, когда время сна должно закончиться, и впустить свет. Ребенок, который полюбил спать дома, потому что ему было комфортно и спокойно, в детском саду будет тоже спать хорошо. Потому что умеет засыпать и расслабляться, потому что учился этому в комфортных, а не экстремальных условиях.

Какие еще условия для сна важно создать?

Комфортная температура для сна — от 18 до 22 градусов. Если в комнате будет на пару градусов ниже, чем днем, уже хорошо.

Тишина или использование белого шума. Еще одно частое заблуждение состоит в том, что не надо приучать ребенка спать в тишине, иначе он потом не сможет спать при шуме. На самом деле, ребенку очень трудно самому себя регулировать, непросто отключить воображение, когда он слышит, как за окном гавкает собака, сложно оставаться в постели, когда в соседней комнате родители смотрят фильм или обсуждают что- то интересное. Помогите малышу, обеспечьте тишину или создайте шумовую завесу, чтобы он мог оставаться в постели, а не бежал на звуки телевизора. Белый шум громкостью 50–57 дБ на расстоянии не ближе 2 метров от головы ребенка поможет замаскировать манящие его звуки.

Четвертная причина, которая иногда может усложнять засыпание ребенка, — это отсутствие навыка самостоятельного засыпания

Бывает, что ребенок не умеет засыпать сам, а может делать это, например, только при кормлении грудью или укачивании. Иногда из-за этого родители оказываются в ловушке, если старый способ, по ряду причин, перестал работать, а засыпать сам ребенок не умеет. В этом случае есть смысл задуматься об обучении ребенка самостоятельному засыпанию, особенно если он часто просыпается ночью или утром появились сверхранние подъемы.

Я рассказала вам значительную часть приемов из арсенала сомнолога, однако все дети и семьи разные, а одна и та же проблема у разных малышей может решаться разными способами. Если общие советы не помогли, обращайтесь за квалифицированной помощью!

На этом наш сегодняшний подкаст заканчивается. Я и вся команда Хаггис желаем вам и вашему малышу крепкого сна и самых приятных сновидений! До встречи в следующих выпусках!

Вся наша жизнь состоит из движений. Дошкольный возраст — совершенно удивительная в этом отношении пора: за ничтожно короткий отрезок времени младенец учится владеть своим телом и совершает громадный скачок в развитии. Только появившись на свет, малыш не способен даже на бок повернуться, а не пройдет и двух лет, как он будет умело орудовать ложкой и лепить из пластилина. В этой статье мы расскажем о том, как происходит становление крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста, почему это так важно, какие методики, упражнения и игры принесут ребенку пользу в освоении моторных навыков.

Почему развитие моторики так важно?

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре, так что вопрос, зачем развивать моторику, не стоит. Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей, особенно быстро в младшем дошкольном возрасте.

Хороший контроль над моторикой также помогает детям исследовать окружающий мир, что может помочь во многих других областях развития.

Существует немало работ, которые посвящены изучению связи между развитием моторики и интеллектуальным развитием.

Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук. Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков. Именно поэтому развивающие занятия для малышей так важны.

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

Как помочь развить крупную моторику?

Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения. Хорошая новость: никаких специальных методик, приспособлений и дополнительного образования не потребуется — только желание и положительный настрой!

С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.

Как только ребенок научится переворачиваться, переносите все занятия для развития на пол — и в целях безопасности, и для того, чтобы малыша окружало больше стимулов. В таких условиях малыш быстрее осваивает новые навыки и развивает уже имеющиеся.

Выполняйте с малышом самую простую гимнастику, занимайтесь с фитболом, плавайте в ванной дома. Самые элементарные упражнения приносят огромную пользу для освоения навыков крупной моторики, положительно влияют на скорость и качество их развития у детей младшего дошкольного возраста.

Старайтесь минимально ограничивать свободу ребенка в момент освоения новых движений: манежи, ходунки, поводки для обучения ходьбы — все эти методики только тормозят развитие ребенка. Поощряйте попытки малыша исследовать дом, на детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, придумывайте новые игры. Используйте слово «нельзя» только в случае реальной опасности.

Когда ребенок подрастет, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку, играйте в «догонялки» и другие активные игры. Эти занятия для развития в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость.

Велосипед, самокат, беговел. Разные по принципу работы, но схожие по цели предметы помогут разнообразить прогулки, а также научат координировать действия конечностей. И это не единственная польза таких занятий для развития. У любителей этих средств передвижения лучше развито межполушарное взаимодействие в головном мозге, что сказывается на речевых и интеллектуальных способностях.

Как происходит развитие мелкой моторики?

Параллельно с крупной, происходит развитие мелкой моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев), мы держим в руках ложку, чистим зубы, пишем, режем ножницами, заплетаем косы и делаем еще огромное множество вещей. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе нашего развития, день за днем.

Движения пальцев рук и ног новорожденного обусловлены врожденными условными рефлексами. Например, если взрослый вложит свой палец с ладошку малыша, он обхватит его (хватательный рефлекс). Дело в том, что это действие совершается неосознанно, рефлекторно, потому что миллионы лет назад было жизненно важно для предков человека — так детеныши обезьян удерживались на шерсти матери.

После 2–3 месяцев ребенок начинает пробовать координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю. Теперь он учится осознанно брать и держать в руках предметы, которые его интересуют.

Ближе к 6 месяцам малышу становится доступным перекладывание предмета из одной руки в другую. Следующим этапом развития мелкой моторики становится освоения сначала пинцетного захвата (большим, указательным и средним пальцами), а затем — щипкового (большим и указательным пальцами).

Мелкая моторика стремительно совершенствуется в младшем дошкольном возрасте. С года до двух ребенок начинает не только брать и удерживать предметы, но и изучать их, оценивать их характеристики: форму, размер, вес, текстуру. Позднее ребенок учится методике управления предметами, которые держит в руке (динамический захват), — пробует держать в руке карандаш и рисовать им, орудовать ножницами, собирать мозаики, застегивать пуговицы и т.д.

Как развить мелкую моторику?

На всех этапах становления мелкой моторики, начиная с рождения, родители могут помогать малышу.

Даже в самом раннем возрасте не стоит задумываться, зачем развивать мелкую моторику, — это полезно всегда. Малышам можно разминать ладошку, массировать кисти рук, играть в пальчиковые игры (например, «Сорока-белобока»). Улыбайтесь малышу, разговаривайте с ним, пойте песенки — эти нехитрые занятия для развития будут не только полезны, но и приятны малышу.

С рождения вкладывайте в ручку младенца игрушки различных фактур и материалов: дерево, пластик, шерсть, хлопок и т.д.

О том, как сделать игрушки для детей своими руками, читайте в этой статье.

После 8–9 месяцев самым любимыми для детей развлечениями становятся бизиборды и сортеры. С помощью этих игр увлеченные дети младшего дошкольного возраста не только развивают тонкие целенаправленные движения, но и дают возможность мамам выпить чашечку кофе.

Примерно с года для развития мелкой моторики можно пробовать рисовать пальчиковыми красками и лепить из теста.

С более старшими детками можно делать поделки из бумаги, картона, природных материалов; учиться резать ножницами. Также для детей дошкольного возраста прекрасным способом развития мелкой моторики является собирание пазлов и мозаик.

Поощряйте интерес ребенка к карандашам и ручкам: как только малыш потянется к ним, пробуйте правильно вкладывать эти предметы в руку ребенку и показывайте, что ими можно рисовать. Письмо и рисование отлично развивают мелкую моторику малыша.

Научите ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

Может ли плохо развитая моторика говорить о нарушениях здоровья?

Все дети индивидуальны, темп развития каждого тоже различен. Нельзя только по одному из навыков (не важно, крупной или мелкой моторики) судить о состоянии здоровья в целом и психики в частности, а тем более начинать их коррекцию. Оценивая уровень развития ребенка, нужно учитывать множество факторов.

Если у ребенка раннего возраста отягощенный анамнез (тяжелая беременность или роды у мамы, недоношенность, инфекции в первые месяцы жизни и прочее), то задержка освоения того или иного навыка крупной или мелкой моторики может свидетельствовать об определенных нарушениях развития. В случае отсутствия факторов риска, скорее всего, более медленное освоение движений связано с индивидуальными особенностями. Но в любом случае, если возникают страхи или вопросы, нужно обращаться к специалистам. Только профессионал может определить проблему и способы ее корреции.

Техники фиксации новорожденных для выполнения манипуляций. Методика пеленания

1. Фиксация новорожденного в «положении мумии» - пеленание:
а. Цель. Безопасный временный метод фиксации маленьких детей для лечения или осмотра. Возможен беспрепятственный доступ к голове, в том числе волосистой ее части; при этом любая конечность может быть высвобождена для осмотра или манипуляций.

б. Оборудование.
- Выпускаемые промышленностью фиксаторы для крупных новорожденных (индейская люлька). илил
- Чистое одеяло или пеленка.
- Английская булавка или другое приспособление для закрепления последнего оборота одеяла.

в. Методика:
- Расправляют одеяло или пеленку.
- Заворачивают один из углов к центру.
- Новорожденного укладывают на одеяло, надплечьями по краю завернутого угла и стопами по направлению к противоположному.
- Сгибают и приводят к средней линии правое плечо, оборачивают правой стороной одеяла через туловище левую сторону тела.
- Сгибают нижний угол по направлению к голове и подворачивают под левое надплечье.
- Сгибают левое плечо новорожденного и приводят его к средней линии, оборачивают левую часть одеяла через туловище под правую сторону тела. Следует убедиться, что плечи надежно зафиксированы под одеялом.

пеленание - фиксация новорожденного

2. Фиксация конечностей (запястий или голеностопных суставов):
а. Цель. Иммобилизация одной или более конечностей; защита новорожденного от повреждений при нахождении внутривенных катетеров, зондов, эндотрахеальной трубки при ИВЛ и прочего или при их удалении.
б. Оборудование.
- Выпускаемые промышленностью фиксаторы (подушечки из овчины и/или пе-номатериала) для крупных младенцев. или
- Моток марли или марлевые тампоны.
- Лейкопластырь.
- Английская булавка или другие фиксирующие приспособления.

в. Методика:
- Расправляют марлю и сворачивают пополам в продольном направлении для прочности.
- Делают, как минимум, три тура вокруг запястья или голеностопного сустава для надежной фиксации.
Предостережение: нельзя бинтовать слишком туго, можно ухудшить кровообращение в дистальной части конечности.
- С помощью лейкопластыря закрепляют марлю.
- Тщательно фиксируют марлевую петлю к матрасу, одеялу или легкому мешочку с песком английской булавкой.

пеленание - фиксация новорожденного

3. Фиксация новорожденного рукавицами:
а. Цель. Рукавичка без большого пальца для фиксации или укрытия кисти препятствует захвату ею внутривенных катетеров, зондов, приспособлений для ИВЛ и пр. и их смещения; предохраняет младенца от травмирования или смещения повязки, предупреждает повреждение кожных покровов.
б. Оборудование.
- Выпускаемые промышленностью рукавицы.
или
- Тканевый материал (обрезают под конкретного младенца).
- Лейкопластырь.
- Английская булавка или другое фиксирующее приспособление (необязательно).

в. Методика:
- Помещают кисть младенца в трикотажный материал.
- Оборачивают ткань вокруг запястья. Предостережение: нельзя затягивать полосы слишком туго, так как можно ухудшить кровоток в дистальной части конечности.
- Связывают концы материала.
- Фиксируют к матрасу, одеялу или легкому мешочку с песком с помощью английской булавки (необязательно).

4. Фиксация локтевого сустава новорожденного отдельной шиной:
а. Цель: ограничение сгибательных движений в локтевом суставе.
б. Оборудование.
- Выпускаемые промышленностью фиксаторы (подушечки из овчины и/или пеноматериала) для крупных младенцев. или
- Дощечка с подушечкой из пеномате-риала.
- Лейкопластырь.
- Дополнительные подушечки (например, ватные шарики, марлевые подушечки).

в. Методика:
- Отрезают четыре полоски соответствующего размера (полоска не должна полностью охватывать конечность).
- Разгибают верхнюю конечность.
- Кладут дощечку под локтевой сустав, чтобы устранить возможность сгибания в суставе.
- Привязывают конечность к дощечке выше и ниже локтевого сустава.
- При необходимости подкладывают ватные подушечки под костные выступы.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Читайте также: