Как завязать узел бочка

Обновлено: 28.03.2024

Сомнения и обнадёживающие данные исследований. Можно ли использовать его для самостраховки.

Участники порою спрашивают: можно ли использовать барел на самостраховке?
Удобно ведь: на него уходит мало верёвки, он компактный и фиксирует карабин в одном положении.

У меня было ощущение, что использовать его вроде бы можно, но… не стоит. Не используйте то, в чём не уверены.

  • Насколько он прочный?
  • Не встанет ли он поперёк карабина?
  • Можно ли вязать его вокруг дерева?

Но поискал в сети и нашёл ответы.

Название

Мы зовём его барел. Пусть будет так.

Барел вяжется так

Насколько барел прочный? А не ползёт?

Исследования [1], [2], [3] показали, что верёвка, прикреплённая к динамометру барелом с одной стороны и восьмёркой с другой, рвётся на восьмёрке. Оно и немудрено: барелл — половинка грейпвайна, а он (по данным книги «Самоспасение» Энди Тайсона и Молли Лумис) ослабляет верёвку на 20–35%. Меньше только встречная восьмёрка — 19–30%.

Карабин не сломается?

В статье об оттяжках я рассказывал как их правильно встёгивать в крюк. Напомню: правильно — карабином, который болтается свободно. Так мы снижаем вероятность того, что он встанет поперёк крюка и сломается. То же с самостраховкой.

В первую очередь, не вставайте на самостраховку в один крюк. Кроме тех случаев, когда вы забили только один и скоро добавите ещё пару точек для станции. Добавили — перестегнитесь в мастер-карабин. Так точка закрепления карабина не будет жёсткой. Плюс к тому ус самостраховки длинный и мягкий, в отличие от короткой оттяжки.

Узел сползёт по карабину и нагрузит его поперёк. Что тогда?

Впрочем карабин в любом узле может развернуться и встать неправильно. Приглядывайте за ним.

Если завязать узел вокруг дерева, он будет работать неправильно?

Если дерево толстое, то нагрузка будет растягивать узел в стороны, вместо того, чтобы смещать его к точке закрепления. Я не нашёл ни одного испытания барела в такой ситуации, поэтому вязать его вокруг деревьев не буду, и вам не советую.

В итоге у меня не осталось сомнений: барел подходит для усов самостраховки и других ситуаций, когда вы вяжете его на карабине.

Спасибо за ссылку.
Может дело было в рапиде, верёвке, незатянутом узле или чём-то ещё.

Михаил, спасибо, что дополнили.
Я этот документ видел, но почему-то ссылочку на него не приложил к статье. А вы исправили:-)

Поддерживаю Михаила, узлы нужно вязать и использовать правильно, довольно много лет работая спасателем вязал свой любимый узел восьмёрка не задумываясь и будучи уверенным что он не подведёт, у туристов кругом ведь пишут что узел надёжен и не требует вязки контрольного узла. Пока на очередных альп-сборах не объяснили что рабочая верёвка в этом узле должна нагружать не рабочую.
После этого стал более вдумчиво относиться к узлам

Узлы нужно вязать правильно, полностью с вами согласен. Об этом весь цикл статей об узлах.

Кирилл, а для самостраховки этим узлом, нужно вязать контрольный ?

Не, он сам и есть контрольный.
Пока практика показывает только то, что написано в статье: нормально держится, требует мало верёвки.

К барелю обязателен контрольный! Или начать вязать его с дополнительными оборотами, как советует спелеолог Константин Б. Серафимов в своей брошюре «Скользящие узлы страховочных узлов».

Спелеолог Константин Б. Серафимов в своих, как вы говорите, «узлах узлов» написал: «Завязывайте узел аккуратно и оставляйте длинный хвост. А ещё я разбираюсь в узлах лучше ребят из ИРАТА». Только длинно.
Добавляйте дополнительный оборот если вам хочется. И гвоздь в верёвку тоже вплавляйте. Необходимости в этом нет.

comment image

Рекомендую заменить туго развязываемую (особенно в спелеологии и арбористике) двойную простую/кровавую/жилковую петлю на силковую, полученную тем же способом, которым полвека назад унадёжили проводник-«восьмёрку»: добавкой витка, получив техничный способ вязки легкоскользящей силковой петли (на старых рисунках она вяжется в два приёма, которые не так легко запомнить):

Если таким же способом вместо кровавых узлов завязать на встречных концах «восьмёрки» с прилегающими хвостиками (начинать вязку с заныра конца меж верёвок!) — то оставите грэйпвайн (двойной рыбацкий) только для обвязки промальповских седушек да ввязывания в закладки двухпетельных тросиковых оттяжек.

Так как моя работа связана с монтажом инженерной сантехники, мне часто приходится пересекаться на объектах со строителями. У них почти всегда остаются пластиковые вёдра от различных смесей. Большинство мастеров эти вёдра выбрасывают, но если подворачивается случай, я всегда их забираю — в хозяйстве да в работе обязательно пригодятся!

Обычно у таких вёдер очень слабые ручки, и они постоянно отрываются. Если такое случается во время работы, когда нужно что-то в них носить, я беру обычную верёвку и делаю «бочечный» узел: а точнее, один из его разновидностей. Как его сделать, сейчас покажу, — меня он часто выручает, поэтому, думаю, и вам пригодится!

Для начала нам понадобятся 4 метра подходящей верёвки, концы которой нужно связать вместе. Затем эту верёвку кладём на ровную поверхность в длину и делаем перекрестие с одного края. Диаметр маленького кольца должен быть равен диаметру ведра.

По центру перекрестия ставим ведро и перекидываем большое кольцо через ведро, как показано на фото ниже.

Оказавшись в экстремальной ситуации, человеку требуется много умений и опыта, или хотя бы знаний для того, чтобы суметь в этой ситуации выжить. Сегодня поговорим о ситуациях, когда вам понадобятся навыки завязывания прочных узлов. Крепких и надежных узлов существует великое множество, как простых, так и сложных. В данной статье мы приведем лишь примеры простых, но достаточно надежных узлов, которым легко можно обучиться и которые даже могут спасти жизнь.

Беседочный узел для спасения упавшего в воду

Если вдруг вы по какой-либо причине оказались за бортом корабля или любого другого водного транспорта, то чтобы выбраться из воды, скорее всего вам бросят спасательную веревку. Но держаться за мокрую веревку мокрыми руками, к тому же в обессиленном состоянии, выглядит не очень надежно. Поэтому в этом случае нужно веревку вокруг себя обвязать, чтобы спасатели просто вытянули вас наверх. И сделать это надо так, чтобы веревка не развязалась на полпути. Для этого вам можно научиться завязывать беседочный узел, или как его еще называют – незатягивающаяся петля на конце троса. Такой узел, конечно, можно использовать не только в воде – он надежно удержит веревку вокруг вас и при самостраховке на суше.

Беседочный узел совсем не сложный и его можно завязать даже одной рукой всего за несколько секунд:

  • обмотайте веревку вокруг себя,
  • возьмите свободный конец и образуйте на нем петлю по направлению сверху вниз,
  • просуньте конец веревки в петлю наверх,
  • обогните свободным концом сзади основную веревку,
  • просуньте основной конец в ту же петлю, но теперь вниз,
  • туго затяните узел.

Затягивающаяся петля для спасения лодки

Бывают ситуации, когда спасать приходится кого-то, оказавшегося в лодке далеко от берега – например, лодку унесло сильным течением, или моторная лодка попросту заглохла посреди океана. Тога, соорудив из веревки затягивающую петлю, можно зацепиться лодкой к спасательному судну и благополучно отбуксироваться на берег.

Когда под рукой нет нужного стропа, груз поднимают краном или стрелой на гаке, используя обычный стальной или растительный трос. При этом пользуются гачным узлом. В этом нехитром узле заложена большая мудрость. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне шейки гака, а петля, затянутая вокруг его спинки, держит оба конца. Надевая трос на гак, нужно внимательно проследить, чтобы коренной конец троса обязательно проходил над ходовым. Чтобы гачный узел при прекращении нагрузки не стравился, ходовой конец прихватывают временной схваткой к коренному. Используя принцип гачного узла, можно без троса поднять на гаке мешок, если его горловину можно обернуть один раз вокруг спинки гака.

Гачный узел со шлагом

При подъеме груза, на гаке с помощью троса, завязанного гачным узлом, следует брать в расчет толщину троса. Если по отношению к гаку трос достаточно толст, его можно заложить одинарным гачным узлом и благополучно поднять груз. Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака, и, если он тонок по отношению к гаку, его закладывают гачным узлом со шлагом. Это намного увеличивает надежность подъема груза.

Кошачья лапа

Название этого узла попало в русский морской язык из английского. На этом языке он называется "The Cat's Paw", что следует переводить как "кошачья лапа". Но по какому-то недоразумению этот узел у нас давно стали называть "кошачьи лапки", хотя по-английски существительное "Paw" (лапа) стоит в единственном числе, а не во множественном (Paws). Действительно, завязанный узел похож на лапу кошки. Этот узел применяют в тех случаях, когда строп нужно прикрепить к гаку с таким расчетом, чтобы не было лишней слабины. Чтобы завязать этот узел, петлю стропа кладут сверху на два его конца - получаются две небольшие петли, каждую из которых одновременно перекручивают наружу несколько раз в зависимости от того, на сколько нужно уменьшить строп. Потом петли сближают и надевают на гак. "Кошачья лапа" не зажимается намертво, и узел легко снять с гака, если на строп нет нагрузки.

Бочечный узел

Этот узел применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении. На средней части троса, которым намерены поднимать бочку, вяжут полуузел. Полупетли узла разводят в стороны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связываются прямым узлом, а если трос одним концом уже закреплен, то беседочным узлом. Бочечный узел применяют при погрузке различных видов тары, имеющих цилиндрическую форму. В быту им можно быстро, обвязать бидон или бак без ручки.

Мешочный узел

Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному - в мешках, рундуках и "чемоданах". Например, по традиции военного королевского флота Великобритании одежда матросов хранилась исключительно в парусиновых мешках длиной 3 фута с диаметром круглого днища в 1 фут. Матросам торгового флота Великобритании разрешалось иметь в кубрике деревянные рундуки размером примерно 2,5х1,5х1,5 фута. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые "чемоданы", сшитые из серой парусины No.6. Большой имел длину 2 фута 9 дюймов, ширину 1 фут 2 дюйма и высоту 1 фут. Малый был длиной 1 фут 2 дюйма, шириной в 1 фут и высотой 9 дюймов. Оба имели от четырех до семи люверсов и парусиновый клапан. Брезентовые мешки английских военных матросов имели 12 люверсов, которые затягивались куском линя. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.

Сваечный узел

Применяемый в такелажном деле этот узел получил свое название от слова "свайка", которое обозначает железный или деревянный прямой или немного изогнутый конический гвоздь, применяемый для пробивания прядей троса, выравнивания обметываемых вручную люверсов, заделки кренгельсов и других работ с тросами и парусиной. Для тех, кто работает с тросами, сваечный узел имеет очень важное значение. Он применяется при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня или шлагов бензеля, которые закладывают на свайку (или драек) этим узлом (В этом деле свайка служит рычагом). Им же пользовались, когда драйком обтягивали вокруг брашпиля стень-ванты на марсе. Помимо этого, сваечный узел удобен для временного крепления любого тонкого растительного троса к различным инструментам, имеющим рукоять, когда их необходимо передать работающим на мачте или за бортом. Сваечный узел крепко обхватывает передаваемый предмет, и последний можно легко из него вытащить. С помощью такого узла можно крепить швартовы и фалини к палам и битенгам, удобно крепить к кольями и столбам веревочное ограждение, делать мостки.

Амфорный узел

Для жителей древнего Средиземноморья амфора являлась универсальным сосудом. В амфорах хранили и перевозили оливковое масло, маслины, вино, зерно, муку и др. Дно у этого сосуда, как известно, заостренное, поэтому поставить его на землю было нельзя - его зарывали острием в песок. При перевозке амфор морем их хрупкие ручки часто отламывались, в связи с чем переноска амфор затруднялась. Вот тогда-то древние греки и придумали амфорный узел, который позволял им удобно переносить эти сосуды без риска лишиться их ценного содержимого. Узел этот не простой, вяжется сложно, в несколько этапов, зато с его помощью можно сделать великолепную веревочную ручку для переноса бутылки, кувшина и вообще любого сосуда с небольшим выступом на горлышке.

Гинцевый узел

Гинцами моряки называют небольшие тали, основанные между блоком, ввязанным в какую-нибудь снасть, и другим неподвижным блоком. Для ввязывания снасти блока в другую снасть применялся гинцевый узел. На парусных кораблях гинцевый узел применялся, например, при ввязывании ходового конца брам-фала или при ввязывании ходовых концов топенантов нижних реев в стропы блоков гинцев. Для этого обвивали ходовой конец брам-фала два раза вокруг верхней части стропа блока гинцев и, направив брам-фал вертикально поверх ходового конца, продевали клевант или свайку между стропом и брам-фалом. Такой способ крепления троса в строп или в коуш прост, надежен, и может быть сделан на середине троса. Его можно рекомендовать современным такелажникам и строителям.

Колышка - баранья нога

В английском морском языке этот узел называется "Sheepshank", что означает "баранья ляжка". Такое название узел получил у англичан ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой. В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют "узлом для укорачивания троса". Известный русский капитан дальнего плавания В. В. Вахтин в своем "Объяснительном морском словаре", изданном в Санкт-Петербурге в 1894 году, этот узел называет "колышкой". Во времена господства на море паруса, когда на каждом судне длина такелажа измерялась буквально милями, часто возникала необходимость укорачивать снасти на какое-то время, чтобы слабина тросов не путалась под ногами на палубе. Чаще всего приходилось делать колышки у стень-бакштагов и фордунов, когда стеньга или брам-стеньга спущены. Укорачивание тросов на время делали и в других случаях. По традиции моряки, разрезают трос при исключительных обстоятельствах. А если, например, на судне требуется для какой-нибудь работы 25 м троса, а под рукой есть свободный кусок только длиной 40 м, то его резать не будут, а укоротят до 25, сделав на нем обычную "баранью ляжку" одним из двух способов. Для большей надежности, чтобы узел при временном снятии нагрузки случайно не развязался, концы его петель можно закрепить сваечным узлом (в). Узел "колышка" применяется не только в целях укоротить длину троса на время. Его используют и в тех случаях, когда при ответственной операции с тросом (как, например, подъем тяжеловеса) есть сомнения в его прочности. Допустим, в одном месте перетерта одна прядь или трос надрезан. Чтобы исключить это место из работы и не подвергать его нагрузке, вяжут колышку. Принцип колышки заключается в том, что место троса, перечеркнутое на схеме (г), не участвует в работе троса, который завязан этим узлом. В этом месте под нагрузкой трос можно смело перерезать, и он все равно будет держать груз, на который рассчитан по прочности. Пользуясь этим полезным узлом, не нужно забывать, что он прочен и надежен только под нагрузкой, и как только последняя снята, возникает опасность, что узел распадется. Поэтому перед каждым применением троса с завязанной колышкой узел следует проверять или прихватить петли к коренным концам схватками.

Олимпийский узел

Его назвали олимпийским потому, что он получается из пяти колец. Это старинный морской узел времен "золотого века паруса" - расцвета чайных, опиумных и шерстяных клиперов. На английском морском языке название этого узла весьма, сентиментально - "Два сердца, бьющиеся как одно". Несмотря на кажущуюся на первый взгляд громоздкость узла, вяжется он не сложнее топового. Олимпийский узел надежен и конкретно отвечает своему, прямому назначению - укоротить на время трос.

Мартышкина цепочка

Назначение этого узла - на время укоротить трос. В отличие от колышки и олимпийского узла, он имеет то преимущество, что завязанный им трос своими петлями не мешает работе и его можно даже взять на шпиль. Перед тем как дать на трос, завязанный этим узлом, нагрузку, в последнее звено "цепочки" нужно вложить свайку или клевант или пропустить через него ходовой конец: иначе узел мгновенно развяжется. На тонких тросах вяжется он тремя пальцами одной руки. Делается это следующим образом. Отступив примерно 10 сантиметров от ходового конца троса, сделайте петлю диаметром 5 - 6 сантиметров. Удерживая пересечение тросов на петле пальцами левой руки, введите в петлю три пальца правой руки - большой, указательный и средний. Сквозь петлю коренной конец троса захватывайте кончиком указательного и большого пальцев, втягивайте его в виде петли в петлю, в которую вы ввели три пальца, немного протаскивайте ее внутрь, оставляя в это время средний палец в предыдущей петле для того, чтобы петли были одинаковой величины. Как только, вы вытянули очередную петли, пропускайте в нее все три пальца и из нее снова зацепляйте коренной конец троса двумя пальцами, оставляя один в петле, и т. д. Вязка каждого звена "мартышкиной цепочки" занимает не более секунды, при этом трос укорачивается в четыре раза (из 4 метров, троса получается 1 метр "цепочки"). Свойство "мартышкиной цепочки" быстро, плавно и последовательно развязываться часто используется для выполнения различных трюков в цирке.

Лучниковая петля

Некоторые знатоки узлов называют ее "турецким узлом". Это один из древнейших и удивительнейших узлов, когда-либо придуманных человеком. У него конкретное назначение - регулировать натяжение тетивы лука. Как известно, тетива почти любого лука никогда не остается одинаково натянутой. Она, особенно если свита из сухожилий животных, полос кожи или волокон растений, может удлиняться или укорачиваться от различных причин, например, от влажности воздуха и его температуры. Менять свойства может и сам лук, будь он сделан из дерева или из рогов животного. Пролежал лук ночь на сырой земле - тетива натянулась, сидел охотник с луком у костра - тетива ослабла и т. д. Одним словом, ее нередко приходилось регулировать, и делалось это не столько за счет сгибания самого лука, сколько за счет особой дополнительной жилы с одного конца лука.

Крабья петля или затягивающийся огон

Особенность этого узла состоит в том, что он может работать в двух качествах: затягивающаяся петля или незатягивающаяся петля. Если концу крабьего узла в точках, отмеченных буквами А и Б, резко и сильно потянуть в разные стороны, указанные стрелками, узел перестает быть затягивающимся. Принимая форму, показанную на третьем справа положении на рисунке, узел больше не затягивается, его петля становится постоянной.

Кабестановая петля

По своему принципу этот узел такой же, как и крабий узел. При сильном рывке за концы, обозначенные буквами А и Б, узел меняет свою характеристику и из затяжной петли превращается в незатягивающуюся петлю. Французское слово "кабестан", попавшее когда-то в наш морской язык и одно время применявшееся на флоте, обозначает термин "шпиль" - вертикальный ординарный или двойной ворот для выбирания якорного каната и швартовов. Видимо, этот узел применялся на тросах при работах со шпилем.

Всем привет! Как-то давно я уже показывал вариант такого узла, но в тот раз был сложный его вариант, который делается не так быстро. И сегодня я хотел бы показать вам упрощенный вариант этого узла, который можно сделать буквально за несколько секунд, но по надёжности он ничем не отличается от предыдущего! Узел называется «Бочковой»!


:)

Данный узел будет полезен, если, например, нужно перенести тяжёлую ёмкость, у которой нет ручек или если у ведра поломалась ручка. Рекомендую взять его на заметку, если, конечно, вы о нём уже не знаете!

Итак, для начала нам понадобится хорошая и прочная верёвка. Её необходимо положить на ровную поверхность и по центру поставить нужную ёмкость.


Затем поднимаем концы верёвки и завязываем узел, как показано на фото ниже.


Теперь с центра разводим узел и делаем большое отверстие.


Верёвки закидываем за горловину ёмкости с обеих сторон, подтягиваем, поправляем, и узел почти готов!


Теперь осталось только связать концы верёвки, и всё готово, можно пользоваться!


В итоге у нас получились очень удобные ручки, которые выдержат любой вес, находящийся в ёмкости. А чтобы не давило руки, можно отрезать кусочек резинового шланга и продеть в него верёвку.


:)

Данным узлом мне часто приходилось пользоваться как на работе, так и дома. Очень удобно, а главное — делается в считанные секунды! На мой взгляд, узел очень полезен. Особенно для тех, кто постоянно что-то делает своими руками по дому. А на этом всё: надеюсь, что был полезен!

Читайте также: