Как завязать узел для лука

Обновлено: 05.05.2024

Что подвигло меня написать эту статью, вы, дорогие мои, поймёте, прочитав ее до конца. Но, в самом начале, хочу сказать:
как бы мне хотелось, чтобы для каждого из вас стрельба из лука была простой, понятной, а главное - результативной.
Мы стремимся к этому - настраиваем луки, тщательно подбираем стрелы, подгоняем матчасть. Но, иногда, мы игнорируем самые, казалось бы, простые и понятные вещи, за что, неминуемо, расплачиваемся промахами и мгновениями разочарований. Вы спросите, о чем это я ? Речь сегодня пойдёт о лучной “D-петлe„
Мне очень часто приходится видеть насколько легкомысленно многие из вас относятся к петле на тетиве, наивно полагая, что достаточно просто привязать ее к тетиве, а дальше , трава не расти, релиз цепляется - значит все работает, значит - все хорошо. Если бы вы только знали, насколько это мнение утопическое!

Устанавливая D-петлю на тетиву, нужно учитывать множество факторов, и все они критически важны: насколько плотно садится ваш нок (хвостовик) на тетиву, какой зазор остаётся между седлом и хвостовиком , и какое давление (усилие зажима) испытывает ваш хвостовик стрелы в тот момент, когда лук растянут, и узелки петли давят на него. Все эти, казалось бы, банальные нюансы, несут в себе фундаментальные качества, напрямую отражающиеся на качестве и точности стрельбы.

Итак, давайте по порядку, чтобы все было как можно понятней, и вы не совершали ошибок при установке D-петли.

Всегда . Слышите ? Всегда начинаем с нока (с хвостовика стрелы). Берём стрелу и смотрим, как нок садится, защёлкивается на тетиве.
Очевидно, что нельзя, чтобы ваша стрела просто выпадала не держась на тетиве, но также, вы должны избегать того, когда ваш хвостовик слишком сильно, туго, защелкивается на тетиве. Как проверить, всё ли хорошо с вашим хвостиком?

Есть очень простой тест: заряжаем стрелу, двумя пальцами натягиваем тетиву примерно на 2-3 сантиметра от её изначальной плоскости и отпускаем тетиву. Если стрела не сходит с тетивы, значит хвостовик на ней сидит очень туго. Как избавиться от этой проблемы? Есть два пути: первый - нужно заменить хвостовики стрел на более подходящие. Второй путь, и он мне кажется самым логичным и правильным: мы меняем, перематываем центральную обмотку тетивы, сервируя ее нитью меньшего диаметра, либо сервируем той же нитью, но с более плотным прилеганием к тетиве, что, в свою очередь, сделает центральную обмотку чуть тоньше, тем самым, обеспечив идеальную посадку хвостовика.
Итак, зарядили стрелу, чуть-чуть натянули тетиву, отпустили -стрела слетела, это говорит о том, что мы на правильном пути.

Идём дальше.
Я надеюсь, все из вас знают, что такое - седло стрелы, и для чего его делают. Если нет, эта информация - для вас. Итак, я часто вижу и слышу, что многие просто завязывают петлю на тетиве, думая, что седло, вроде как, и не нужно. Это очень неверное мышление, подумайте сами: на тетиве привязаны два узелка, между ними помещается хвостовик стрелы. По большому счету, для этих двух узелков нет никаких препятствий, чтобы начать двигаться по тетиве, постепенно поднимаясь вверх или опускаясь вниз. Вы, конечно, можете сказать, что узлы затянуты так сильно, что никуда они не поползут, и, в большинстве случаев, так оно и будет, но, в тоже время, я хочу, чтобы вы, на секунду, представили себе, какую колоссальную деформацию испытывают узелки петли в момент полной растяжки тетивы. Когда вы растягиваете лук, в том месте, где у вас находится хвостовик стрелы, неминуемо образовывается острый угол, и узлы D-петли, под воздействием образованного угла, начинают съезжать друг к другу, тем самым, зажимая между собой хвостовик стрелы.

Этот процесс очень негативно сказывается на результативности выстрела. Узлы петли, зажимая между собой хвостовик, слегка задирают нос стрелы, и, когда в момент выстрела, релиз отпускает петлю, узелки петли разжимаются, освобождая зажатый хвостовик. Все эти мельчайшие процессы передаются от хвостовика стреле и стрела, сошедшая с тетивы и полки лука, летит, махая нам хвостом, куда угодно, но только не туда, куда мы целились.
Итак, какой вывод мы делаем? Правильно, нельзя допускать зажима хвостовика узлами D-петли! А как этого добиться ?
Очень просто! Обязательно, перед тем, как одеть D-петлю, нужно сделать седло для хвостовика стрелы.
Я очень надеюсь, что моя попытка обьяснить суть проблемы удалась.

Теперь, пара слов о самом седле, здесь нужно соблюдать несколько очень простых правил. Не допускайте, чтобы седло зажимало хвостовик, а для этого, нужно сделать зазор между хвостовиком стрелы и краями седла. Зазор делается примерно в 1 мм и всегда на верхнем участке седла. Другими словами, нижняя часть седла делается точно под хвостовиком стрелы, тем самым, позиционируя стрелу в нужном нам месте на тетиве, а верхняя часть седла делается выше хвостовика примерно на 1 мм. Тем самым, мы создаём благоприятные условия для хвостовика в момент, когда лук полностью натянут. Нок, в этот момент, чувствует себя в меру свободным, края седла его не пережимают и, в тоже время, само седло не даёт узелкам D-петли съезжать и воздействовать на хвостовик.
Вот, вообщем-то, и все на сегодня. Как я и сказал, все это просто, но, соблюдая эти правила, вы сможете в разы улучшить ваш результат в стрельбе .

P.S
Поучительный эпизод.

На самом деле существуют сотни различных узлов для самых разных целей. Некоторые из них настолько сложны, что освоить их можно только под руководством специалистов. Мы же хотим вас познакомить с несколькими самыми простыми и универсальными узлами, которые смогут выручить вас в различных жизненных ситуациях.

Фото автора Дмитрий Горчаков

В повседневной жизни мы частенько сталкиваемся с необходимостью что-либо упаковать, закрепить или связать. Обычно в такой ситуации мы берём в руки бечёвку и начинаем увлечённо придумывать немыслимые конструкции из узлов, скруток и переплетений, которые потом решительно невозможно распутать. Поэтому давайте научимся завязывать ещё несколько популярных узлов.

Беседочный узел

Это один из основных узлов, которым издревле крепили тетиву лука. Иногда он именуется королём узлов за простоту и универсальность. Используется для получения незатягивающейся (!) петли на конце прямой верёвки, для крепления верёвки к кольцам или проушинам, для связывания верёвок.

Простой штык

Узел «Простой штык» тоже позволяет завязать незатягивающуюся петлю, причём она используется преимущественно в тех местах, которые требуют особенно надёжного крепления. Например, такие узлы давно применяются на флоте для закрепления швартовных концов за причальные приспособления, для крепления буксировочных тросов и тяжёлых грузов и так далее.

Таутлайн

Если вам необходимо привязать что-либо, но впоследствии иметь возможность регулировать длину верёвки, то на помощь придёт специальный узел, позволяющий легко изменять величину петли. Особенно часто его применяют туристы для установки палаток и натяжения тентов.

Восьмёрка

Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.

Узел «Восьмёрка» имеет два варианта. Первый применяется в тех случаях, когда у вас есть один свободный конец. Он выглядит довольно сложным, однако стоит вам только один раз разобраться в последовательности действий, как всё получится само собой.

Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.

Водительский узел

Действительно легендарный узел, который имеет много различных названий и ещё больше практических применений. Этот узел используется в строительных работах, при транспортировке, в туризме и других случаях, когда вам необходимо плотно и туго закрепить какую-либо вещь.

Для тех читателей, которым сложновато ориентироваться в анимированных рисунках, имеется дополнительная инструкция, содержащая статичные фото каждого шага. Вы сможете найти её по этой ссылке.

А какие ещё узлы вы считаете практически полезными и необходимыми для освоения?

Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Единственный ее недостаток, состоит в том, что она сильно затягивается и ее очень трудно развязать.

Жилковая петля

Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже чуть-чуть легче (здесь и далее на схемах крестом обозначена рабочая петля). Она применяется для тонких рыболовных лесок.

Фламандская петля

Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Применяется для крепления струн музыкальных инструментов и других целей.

Хонда

Археологические находки свидетельствуют, что этот способ завязывания петли один из древнейших. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах Земли таким способом прикрепляли тетиву к луку. Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выскользнуть из петли узла. "Хонда" - это американское название такой петли. До сих пор ею пользуются для вязки лассо ковбои Мексики и южных штатов США.

Эскимосская петля

Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Официальное название этой петли "эскимосский узел для тетивы лука". Она обладает немаловажным для этой цели свойством; ее размер можно изменять после того как узел уже завязан. При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной.

Совершенная петля

Узел, которым вяжется эта неподвижная петля на конце троса, прост, надежен и не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. Совершенная петля очень популярна за рубежом у рыболовов.

Рыбацкая петля

Нередко ее называют английской петлей или рыбацким огоном. Ее можно завязать как на конце, так и на середине троса. При затягивании узлы нужно сблизить. Эта петля широко применяется рыболовами. Моряки используют ее вместо фабричного огона при обрыве швартовного троса и в тех случаях, когда необходимо надежно закрепить трос за какой-либо предмет.

Бурлацкая петля

Английские моряки называют ее упряжковой петлей или пушкарским узлом. Видимо, моряки заимствовали ее у артиллеристов, которые применяли ее в тех случаях, когда им приходилось в упряжку запрягать дополнительных лошадей или солдат. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Правда, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользить вдоль троса. Несколько завязанных таким образом петель помогут вытащить застрявший в грязи автомобиль, позволят подняться на высоту или спуститься с отвесной скалы.

Ездовая петля

Так же как и бурлацкая, ездовая петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Она вяжется более сложным способом, чем бурлацкая петля, но зато более прочна и надежна.

Травяная петля

Это еще одна разновидность незатягивающейся одинарной петли. Ее вязку следует начинать с простого узла. Свое название она получила от названия узла, которому она соответствует.

Беседочный узел

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В нашем морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса "булиневым узлом", или просто "булинем". На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у всех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которым он обладает. Учитывая сферу его применения и отличные качества, беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и неморских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 - 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно. Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

Двойной беседочный узел

Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками. В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее простой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца в малую петлю узла его нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, переместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть вниз правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.

Боцманский узел

Этот старинный морской узел иногда называют "испанским беседочным". Он так же, как и двойной беседочный, служит для подъема человека наверх или для опускания его с высоты. Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держатся за трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) потерявшего сознание человека. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно довязывают ходовым концом троса один или два полуштыка.

Французский топовый узел

Петли этого узла на топах мачт парусных кораблей, служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом. Свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. Один узел одновременно крепил три снасти стоячего такелажа.

Топовый узел

Он также применялся на топках мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами (кованых колец со скобами) для крепления бакштагов и штага. Этим узлом пользовались для крепления временных оттяжек при установке мачт и забивке свай. По-английски название этого узла "Shamrock Knot", что обозначает трилистник (заячья капуста или кислица), который является эмблемой Ирландии. Узел можно применить на берегу для крепления флагштоков и антенных, мачт, деревьев - саженцев и пр. Если у вас есть кувшин, горлышко которого имеет более-менее большой выступ, с помощью топового узла можете сделать к нему удобную ручку. Но лучше всего, этим узлом пользоваться для переноски арбузов и крупных дынь. Ведь когда-то на военных парусных кораблях его использовали для переноски ядер. Из куска любого троса длиной 2 метра получается надежная корзинка для самого крупного арбуза. При этом узел не стоит до конца затягивать, а три его петли нужно связать двумя свободными концами. Из четырех известных способов вязки этого топового узла показанный на схеме считается самым лучшим.

Южный крест

Такое романтическое название этому узлу дали моряки далекого прошлого. Иногда его называют "морским крестом". По своей сущности это тоже топовый узел, но другого способа вязки и принципа. Если вытянуть три петли, он по форме окажется крестом. Он применялся раньше для тех же целей, что и топовый узел.

Археологические находки свидетельствуют, что некоторые способы завязывания петель (например - петля, известная сегодня под названием Хонда) - древнейшие. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах Земли такими способами прикрепляли тетиву к луку, и использовали их для других целей.

Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выскользнуть из петли узла.

Эскимосская петля


Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Официальное название этой петли "эскимосский узел для тетивы лука". Она обладает немаловажным для этой цели свойством: ее размер можно изменять после того как узел уже завязан.

При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной.

Французский топовый узел


Петли этого узла а топах мачт парусных кораблей служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. Один узел одновременно крепил три части стоячего такелажа.

Фламандская петля


Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти нс ослабляет прочность троса, Применяется для крепления струн музыкальных инструментов и для других целей.

Топовый узел


Он также применялся на топах мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами (кованых колец со скобами) для крепления бакштагов и штага. Этим узлом пользовались для крепления временных оттяжек при установке мачт и забивке свай,

По-английски название этого узла "Shamrock Knot”, что обозначает трилистник (заячья капуста или кислица), который является эмблемой Ирландии. Узел можно применить на берегу для крепления флагштоков и антенных мачт, деревьев-саженцев и пр. Если у вас есть кувшин, горлышко которого имеет более-менее большой выступ, с помощью топового узла можете сделать к нему удобную ручку.

Совершенная петля


Узел, которым вяжется эта неподвижная петля на конце троса, прост, надежен не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. Совершенная петля очень популярна за рубежом у рыболовов.

Рыбацкая петля


Нередко ее называют английской петлей или рыбацким огоном. Ее можно завязать как на конце, так и на середине троса. При затягивании узлы нужно сблизить. Эта петля широко применяется рыболовами. Моряки используют ее вместо фабричного огона при обрыве швартовного троса и в тех случаях, когда необходимо надежно закрепить трос за какой-либо предмет.

На эту статью пришёл комментарий и фото (от Игоря Яндо):

Интересно, что схема слева вверху приводит как к завязыванию Рыбацкой петли (если разнести два узла, получающиеся в процессе затягивания), так и к завязыванию узла, носящего название Бабочка (если завязать узел, как указано на схеме, и просто потянуть за оба конца веревки).

Жилковая петля


Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже чуть-чуть легче (здесь и далее на схемах крестом обозначена рабочая петля). Она применяется для тонких рыболовных лесок.

Ездовая петля


Так же, как и бурлацкая, ездовая петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Она вяжется более сложным способом, чем бурлацкая петля, но зато более прочна и надежна.

Дубовая петля


Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Существенный ее недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается и петлю очень трудно развязать.

Двойной беседочный узел


Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.

В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла.

Бурлацкая петля


Английские моряки называют ее упряжковой петлей или пушкарским узлом. Видимо, моряки заимствовали ее у артиллеристов, которые применяли этот узел в тех случаях, когда на крутых горных дорогах или на бездорожье им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей или солдат. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Правда, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользит вдоль троса.

Боцманский узел


Этот старинный морской узел иногда называют “испанским беседочным”. Он так же, как и двойной беседочный, служит для подъема человека наверх или для опускании его с высоты.

Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держатся за трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) потерявшего сознание человека. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно завязывают ходовым концом троса один или два полуштыка.

Беседочный узел


Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”. В нашем морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”.

Южный Крест


Такое романтическое название этому узлу дали моряки далекого прошлого. Иногда его называют “морским крестом”. По своей сущности это тоже топовый узел, но другого способа вязки и принципа. Если вытянуть три петли узла, то он по форме окажется крестом (отсюда и название). Этот узел применялся раньше для тех же целей, что и топовый узел.

Хонда

Археологические находки свидетельствуют, что этот способ завязывания петли один из древнейших. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах Земли таким способом прикрепляли тетиву к луку.

Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выскользнуть из петли узла.

“Хонда” — это американское название такой петли. До сих пор ею пользуются для вязки лассо ковбои Мексики и южных штатов США.

Травяная петля


Это еще одна разновидность незатягивающейся одинарной петли. Ее вязку следует начинать с простого узла. Свое название она получила от названия узла, которому она соответствует.



Дубовая петля. Это самая простая петля. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Эта петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. Существенный недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается петлю очень трудно развязать. (рис. 66)


Жилковая петля. Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом сделать дополнительный шаг, то получится петля, которую развязать будет уже чуть-чуть легче. Применяется для тонких рыболовных лесок. (рис. 67)


Фламандская петля. Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Применяется для крепления струн музыкальных инструментов и других целей. (рис. 68)


"Хонда". Одна из древнейших петлей. Таким способом прикрепляли тетиву к луку. Сейчас ею пользуются для вязки лассо ковбои в Северной Америке. (рис. 69)



Эскимосская петля. Этой петлей эскимосы пользовались для крепления тетивы к луку. Она обладает немаловажным свойством: ее размер можно менять, после того как узел уже завязан. При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной. (рис. 70)



Совершенная петля. Узел, которым вяжется эта петля на конце троса, прост, надежен не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. (рис.71)



Рыбацкая петля. Нередко ее называют английской петлей или рыбацким огоном. При затягивании узлы нужно сблизить. Применяется рыболовами. Моряки используют вместо фабричного огона при обрыве швартового троса. (рис.72)



Бурлацкая петля. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Несколько завязанных таким образом петель помогут вытащить застрявший в грязи автомобиль, позволят подняться на высоту или спуститься с отвесной скалы. (рис.73)



Ездовая петля. Также как и бурлацкая, эта петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Более сложно завязать, но прочнее и надежнее. (рис. 74)


"Травяная" петля. Разновидность незатягивающейся одинарной петли. Ее вязку следует начинать с простого узла. (рис. 75)



Беседочный узел. Узел предназначен для крепления к подъемному тросу деревянной платформы, служащая для подъема человека на мачту или опускания за борт судна. Второе название булинь. В английской технической литературе его называют "королем узлов". По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца. Основное назначение - обвязка человека тросом под мышками как средство страховки. Существует много способов вязки этого узла. Предлагаю самый рациональный и простой. Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступив от его края на 10 см, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, держав коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом, обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец. Узел завязан вокруг талии. (рис. 76)



Двойной беседочный узел. Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту. Узел вяжется сложенным втрое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла гот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть за правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию. (рис. 77)


Боцманский узел. Также служит для подъема человека наверх или для опускания его с высоты. Пользуясь этим узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держатся за трос. (рис.78)



Французский топовый узел. Петли этого узла на топах мачт парусных кораблей служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. (рис. 79)


Топовый узел. Также применялся на топах мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами для крепления бакштагов и штага. Этим узлом можно пользоваться для переноски крупных арбузов и дынь. (рис.80)



"Южный крест". По своей сущности это топовый узел, но другого способа вязки и принципа. Если вытянуть три петли узла, то он по форме напоминает крест. Применение такое же как и топового узла. (рис.81)

Читайте также: