Как завязать узел грейпвайн

Обновлено: 25.04.2024

Узел Грейпвайн — популярная разновидность связки, позволяющая обеспечить надёжное соединение концов верёвки одного диаметра. Понять, для чего нужны удавки при его создании, довольно легко, да и сама техника доступна для освоения каждому любителю туристических и альпинистских походов. Подробный рассказ об особенностях применения узлов Грейпвайн, сведения о том, как их вязать, будут полезны всем поклонникам активного отдыха.

Как выглядит и для чего нужен?

На рыбалке и во время альпинистского восхождения, в туристическом походе надёжный узел-удавка часто оказывается необходим для соединения 2 концов верёвки или лески. В этом случае легко затягивающиеся варианты петель являются самым лучшим решением. Узел Грейпвайн, не требующий создания контрольных фиксаторов, относится именно к этой категории. Его основное назначение — соединение отдельных концов верёвок между собой. Большим преимуществом применения Грейпвайна можно назвать его пригодность для работы с тросами разного диаметра в диапазоне от 7 до 11 мм.

Второе название — двойной рыбацкий узел или double overhand bend – он получил не случайно. Именно рыболовы, часто использующие шнуры разных диаметров в 1 оснастке, первыми по достоинству оценили его возможности. Грейпвайн формируется из 2 полуузлов, направленных в разные стороны друг от друга. Такое расположение отдельных частей обеспечивает эффективное блокирование скользящих верёвок — случайно развязать его невозможно. Чем большее усилие прикладывается, тем сильнее затягивается петля.



Визуально узел Грейпвайн довольно сильно похож на восьмёрку, но схема его создания имеет принципиальные отличия. Фактически он состоит из 2 двойных простых связок, расположенных в разных направлениях. Некоторые альпинисты и вовсе обходятся частичным вариантом этой петли. Полуузел также отличается высокой надёжностью и функциональностью, устойчив к растяжению. Сферы применения Грейпвайна максимально широки. Он незаменим:

  • на рыбалке;
  • в походе;
  • в горах;
  • во время спасательной операции;
  • при выполнении такелажных и высотных работ;
  • при связывании буксировочных тросов;
  • при формировании петли из 2 репшнуров;
  • при создании самостраховки;
  • при создании 1 длинного шнура или каната из нескольких коротких.

Среди всех альпинистских узлов, этот считается одним из наиболее надёжных. Самозатягивание и стопорение элементов друг о друга обеспечивает возможность создания стабильного соединения даже новичком в самых экстремальных условиях. При сильных рывках он не развяжется, а лишь станет прочнее.




Достоинства и недостатки

Двойной рыбацкий узел универсален. Он одинаково стабильно себя ведёт и при рывковых нагрузках, и при тягловом усилии. Всё это делает его незаменимым вариантом для использования в качестве страховки или основного соединения верёвок с одинаковым или разными диаметрами. Двойной рыбацкий узел имеет следующие очевидные достоинства.

  1. Устойчивость к деформации. Растяжение под нагрузкой в месте формирования связки будет минимальным.
  2. Прочностные характеристики. Они превышают показатель в 55%, что заметно выше, чем у многих аналогов.
  3. Возможность соединения не только стандартных, но и репшнуров.
  4. Отсутствие потребностей в вязке контрольных узлов. Соединение и без того будет прочным.
  5. Универсальность. Даже самые скользкие и плохо вяжущиеся шнуры, верёвки при таком соединении держатся хорошо.

Как и у других петлевых узлов, у Грейпвайна есть недостатки. При превышении нагрузки на верёвку он начинает смещаться, сползать. Избежать проблем можно, если заранее оставить запас ходовых концов в размере не менее 10 диаметров шнура. То есть, помимо рабочего отрезка в 20 см ещё 10-15 пойдёт на страховку от смещения. Также к минусам можно отнести то, что двойной рыбацкий узел сложно распутывать после использования, этот процесс требует определённых усилий.

Как вязать?

Выполнить вязание Грейпвайна не так просто, как сделать восьмёрку или булинь. Он относится к более сложным узлам, но вполне удобен для освоения за счёт чёткой схемы. Точно следуя инструкции, можно с лёгкостью добиться желаемого результата. Порядок вязки будет следующим.


Узлы

Узел Грейпвайн – популярный способ соединить две одинаковых по диаметру веревки. Простая техника не вызовет затруднений даже у новичков, достаточно лишь немного попрактиковаться, соблюдая алгоритм действий. Рассмотрим особенности применения Грейпвайна, а также представим вниманию читателей подробную схему его вязания.

Характеристики и применение узла грейпвайн

Грейпвайн – прочный узел-удавка, применяющийся в самых различных сферах. Он представляет собой затягивающийся вариант, как завязать петлю, для создания которой не требуются контрольные фиксаторы. Чаще всего такая связка требуется для связывания двух концов одной веревки.

Основное назначение узла грейпвайн — соединение отдельных концов верёвок между собой

Основное назначение узла грейпвайн — соединение отдельных концов верёвок между собой

Как выглядит

Грейпвайн имеет внешние сходства с восьмеркой, но схемы их вязания различны. Фактически, рассматриваемый узел включает в себя две простые связки, расположенные в противоположных направлениях. В некоторых случаях альпинисты могут использовать лишь часть петли, но при этом прочность крепления не пострадает. Полуузел не менее надежен, а также устойчив к растяжению под воздействием нагрузки.

Применение

Благодаря своей универсальности и функциональности грейпвайн позволяет применять его в самых различных сферах. Наибольшую популярность узел обрел в альпинизме и рыболовстве, но также регулярно используется в ткацком деле, сельском хозяйстве, туризме и в других сферах.

Узел широко применяется как в повседневной жизни, так и экстремальных условиях

Узел широко применяется как в повседневной жизни, так и экстремальных условиях

В ткацком деле

В ткацком деле часто используется грейпвайн и полугрейпвайн. Это наиболее удбный, крепкий и надежный способ соединить веревки и нити одинакового диаметра.


В рыболовстве

Узел грейпвайн нашел свое применение и в рыболовстве. Здесь его используют для связывания двух отрезков лески. Среди любителей рыбалки эта конструкция известная под названием «двойной рыбацкий узел».

Узел грейпвайн используется в рыбацком промысле для привязывания снастей

Узел грейпвайн используется в рыбацком промысле для привязывания снастей

В альпинизме

Узлы грейпвайн – самые прочные узлы в альпинизме. Он незаменим при создании самостраховки. За счет самозатягивания и стопорения элементов друг о друга создается стабильное и прочное соединение, которое смогут создать даже новички в экстремальных ситуациях.

Он не развяжется при сильных рывках, а только станет прочнее.

В туризме

Это один из самых популярных туристических узлов, который можно использовать для различных целей в походных условиях. Чаще всего туристы используют грейпвайн, чтобы связывать стропы. Также он применяется для создания петель-оттяжек и соединения разнокалиберных канатов.

Узел часто применяется в туризме для связки строп или ремней

Узел часто применяется в туризме для связки строп или ремней

Для каких нитей подходит

Рекомендуется применять данный узел для связывания нитей одинакового диаметра в диапазоне от 7 до 11 мм. Но при необходимости им можно соединить леску, канаты и тросы разных диаметров. Если нити имеют разную толщину, они должны быть схожими по типу волокна. Также не следует связывать таким способов веревки с диаметрами, разница между которыми превышает 40%.

Многие применяют грейпвайн для сращивания концов плоских лент.

Особенности соединительных конструкций

Сама конструкция состоит из полуузлов, которые отличаются между собой по количеству витков нити вокруг одного из концов. Их завязывают последовательно с помощью свободных концов веревки, при этом рабочие концы не должны быть менее 12-20 см.

Узлы вяжут в последовательном порядке при помощи концов веревки

Узлы вяжут в последовательном порядке при помощи концов веревки

Еще одной особенностью такой связки является небольшое влияние на ослабление веревок – потеря прочности составляет всего 6%. Другие узлы такой же прочности не могут похвастаться столь низким коэффициентом.


Чем отличается грейпвайн от полугрейпвайна

Полугрейпвайн – это вид удавки, в которой скользящую петлю представляет один клачок грейпвайна. Отличие между этими конструкциями состоит в том, что в процессе завязывания полуузла «работает» не два, а только один конец веревки. Чаще всего такой вариант используется при необходимости экономии материала.

Полугрейпвайн удобен тем, что он крепко захватывает карабин и не позволяет ему шататься. Однако относительно его прочности есть сомнения. Опытные туристы и альпинисты предпочитают не использовать такую связку, поскольку она может разойтись при малейшей деформации. Например, если один виток перекинуть через другой, то даже на очень упругой веревке узел «уползет».

Полугрейвайн может деформироваться под нагрузкам

Полугрейпвайн может деформироваться под нагрузкам

Подробная схема вязания

Схема вязания довольно проста, но из-за схожести грейпвайна с другими туристическими узлами, например, «восьмеркой» и «ткацким», может возникнуть путаница.

Грейпвайн

Для создания классического грейпвайна потребуется выполнить следующие действия:

  • Взять две веревки одинакового диаметра.
  • Из конца одной из них сделать петлю вокруг другого конца.
  • В направлении от конца нити к основанию обмотать ее еще один раз.
  • Пропустить этот же конец нити параллельно веревке сквозь получившиеся отверстия, начав от основания и вытянув конец нити у окончания.
  • Плотно затянуть получившуюся конструкцию и повторить еще раз все этапы.
  • Смочить нити и затянуть.

Соединение получается крепким и надежным. Полноценная петля может применяться в самых различных целях.

Если веревки имеют разные диаметры, необходимо при затягивании продевать каждый узел, прилагая максимум усилий.

Полугрейпвайн

Чтобы получить полугрейпвайн, необходимо выполнить всего 3 действия:

  • Сложить две веревки параллельно и навстречу ходовым концами друг к другу.
  • Затем сделать ходовым концом нити два витка от себя вокруг двух веревок, делая смещение в сторону второй нити.
  • Протянуть ходовой конец первой веревки в получившиеся петли в противоположную от предыдущего движения сторону.

После этого остается лишь смочить и затянуть полуузел.


Как научиться быстро завязывать грейпвайн

В экстремальных условиях, когда требуется быстро и правильно с первого раза завязать узел, туристу помогут практические навыки и моторная память, когда пальцы сами помнят, что нужно делать. Чтобы получить динамические навыки, следует воспользоваться нехитрыми способами:

  • Пользоваться зрительной памятью. Эффективным является рассматривание и запоминание схем вязания на картинках, а затем отработка техники на практике без подсматривания.
  • Запомнить точный порядок движения концов веревки во время завязывания. Это позволит создать в голове четкий алгоритм, а качество полученной конструкции будет зависеть от количества повторений.

С помощью этих двух методов, их чередования или совмещения, новичок быстро запомнит движения. Это поможет ему быстро и безошибочно завязывать узел даже в экстремальной обстановке.

Возможные ошибки при вязании

Наиболее распространенная ошибка – одинаковое направление половин узлового соединения. Такой недочет станет причиной слабости полученной связки, поэтому лучше переделать все заново. Также многие допускают такую ошибку как использование тросов разных диаметров (где разница составляет более 40%) и с разным типом волокон.

Чтобы не перепутать принадлежность тросов, их нужно брать разного цвета.

Чтобы не перепутать тросы, их лучше брать в разном цветовом исполнении

Чтобы не перепутать тросы, их лучше брать в разном цветовом исполнении

Новички часто допускают такую ошибку как неполное выполнение всех этапов завязывания. Так, если не затянуть полуузлы, зафиксировать соединение в нужной степени не получится. Качественным узел будет только в том случае, если свести их к центру соединяемых нитей. Но в то же время чрезмерное затягивание станет причиной того, что петлю не удастся развязать при необходимости.

Прочность узла грейпвайн

Высокий показатель прочности (более 55%) грейпвайна делает его самым популярным среди туристов и альпинистов. Причем под воздействием нагрузки соединение не ослабевает, а, наоборот, укрепляется. В этом отношении он превосходит большинство похожих и аналогичных узлов.

Основным преимуществом узла является высокая надежность

Основным преимуществом узла является высокая надежность

Грейпвайн – непростой узел. При его завязывании ни в коем случае нельзя ошибиться, так как это может нарушить его прочность. Неверно закрепленная петля, в свою очередь, может стать причиной травматизма при ее использовании. Запоминание алгоритма вязания и отработка техники на практике позволит добиться безупречного результата.

Умеете ли вы завязывать грейпвайн и полугрейпвайн?

Видео по теме

Узел Грейпвайн: как завязать, простая и понятная схема

Узел Грейпвайн имеет второе название, а именно двойной рыбацкий узел. Это один из наиболее распространенных способов для соединения двух веревок, тросов или лесок. Одно из условий - веревки должны быть одинакового диаметра.Среди похожих узлов можно отметить «восьмерку» или «ткацкий» узел.

Преимущества узла Грейпвайн

  • Прочность данного узла в буквальном смысле зашкаливает. Потеря прочности не составит более 5%. Узлов с подобным коэффициентом ослабления в природе не существует.
  • Контрольный узел вязать не обязательно.
  • Высокая надежность узла.

Недостатки узла Грейпвайн

  • Явный недостаток в сложности вязания. Новичок с первого раза вряд ли освоит технику. Придется потренироваться. А права на ошибку, увы, нет. Иначе узел уже не будет тем самым «грейпванном» в полном объеме.
  • Развязать узел будет не просто.

Применение узла Грейпвайн

Определенной области для применения данного узла не существует. Способ соединения сгодится практически везде, где мы имеем целью скрепления двух веревок, лесок, канатов, нитей и т.д.

Сегодня этим способом пользуются рыбаки, матросы. Широко использование «грейпвайн» и в швейных цехах и в сельском хозяйстве. При транспортировке пострадавшего в экстремальных условиях узел также сгодится. Но, чаще всего в данному способу вязки прибегают скалолазы и альпинисты.

Как завязать узел Грейпвайн?

Состоит крепление из двух полуузлов (может быть и три узла). Узлы вяжутся в последовательном порядке при помощи концов веревки. Рабочие концы должны быть не менее 20 – 25 см.

1. Подготовьте две веревки. Положите их параллельно другу другу, так, чтобы та, что слева, была ближе к вам, а то, что справа - дальше.


2. Возьмите в одну руку две веревки. Ходовым концом сделайте оборот вокруг большого пальца.


3. Делаем еще один оборот, только накрест.


4. Выдвигаем аккуратно большой палец и вместо него слева направо две образованные петли протягиваем свободный, ходовой конец веревки.


5. Меняем веревки сторонами и проделываем то же самое с другим свободным концом. В итоге получается два одинаковых узла.


6. С силой потяните в обе стороны концы веревки, так, чтобы узлы сошлись на середине. Узел готов.


Как научиться быстро вязать узел?

В экстремальных условиях, на высоте, свободного времени нет.

Для того, чтобы овладеть в полной мере «грейпвайном» можно использовать два представленных ниже способа.

Способ №1

Человеку не зря дана зрительная память. Сперва не спеша изучайте инструкции и схемы, смотрите по несколько раз видео на разных сайтах. Тренируйтесь по несколько раз в день, стараясь не подглядывать.

Способ №2

Изучите движения концов нити. Это позволит вашему мозгу создать алгоритм вязки узла, так, что потом вам даже не придется «напрягать извилины». Руки сами будут делать все за вас на автомате.


Узлы

Каждый, кто профессионально занимается альпинизмом, знает, как много значит умение правильно завязывать надежные и крепкие узлы. От этого зачастую зависит не только собственная жизнь, но и безопасность всей группы. Кроме того, альпинистские узлы могут пригодиться в обычном походе, на охоте или рыбалке.

Назначение узлов в альпинизме

Изначально большинство альпинистских узлов использовались в мореходстве. Поэтому они носят специфические морские названия.

  • петлевые;
  • специальные;
  • связывающие;
  • схватывающие.

Петлевые узлы Специальные узлы Связывающие узлы Схватывающие узлы

Петлевые (булинь, восьмерка, двойной булинь и проводник) применяются для закрепления страховки альпиниста. В результате получаются незатягивающиеся петли, способные выдержать большую нагрузку.

Специальные (вспомогательные) – это узел УИАА, гарда, стремя узел и др. С их помощью можно поднимать грузы или обеспечить безопасный спуск пострадавшего. Их нередко используют при организации переправы, для оборудования перил.

К связывающим относятся узлы для связки тросов, лент, канатов и веревок разной толщины. Схватывающий узел удерживает страховочный трос и предотвращает возможное падение альпиниста. Вяжут его из тонкого шнура диаметром 6 мм и длиной около 30 см.


Маркировка веревки

В альпинизме используются специальные веревки высокой прочности, изготовленные из полиамида. Иногда материалом для альпинистского троса служит полиэстер или кевлар, но такие веревки хуже держат узел.

Для изготовления альпинистских веревок применяется полиамид

Для изготовления альпинистских веревок применяется полиамид

На сегодняшний день в продаже встречаются крученые и плетеные веревки. Каждая имеет свои преимущества. Так, крученые прочнее, обладают лучшими динамическими свойствами. Зато плетеные долговечнее, надежнее защищены от механических повреждений.

По способу применения, различают следующие виды веревок:

Динамические предназначены для обеспечения страховки, а их главная особенность – это способность к амортизации удара при срыве альпиниста во время прохождения маршрута. Бывают одинарные, двойные и полуверевки.

Одинарные нужны для несложных спортивных восхождений и выпускаются диаметром от 9 до 12 мм. Полуверевка имеет толщину 9 и 10 мм, но при использовании она обязательно должна быть сдвоена.

Двойная веревка идеально подойдет для сложных горных переходов и используется альпинистами чаще других.

Статические тросы активно используются во время спасательных работ, в промышленном альпинизме и спелеологии. Делятся на 2 вида:

Вспомогательные веревки не способны выдержать значительную нагрузку, поэтому их используют для других целей. Альпинистские веревки не предназначены для долгосрочного использования, но при правильной эксплуатации и хранении срок службы составит около 2 лет.


Узлы для связывания лент и веревок

Здесь различают два типа узлов, одни из которых предназначены для связывания веревок одного диаметра, например, прямой, ткацкий, встречный узел и грейпвайн. Другие узлы (академический, шкотовый и брамшкотовый) используются для связки лент или тросов разной толщины.

Прямой узел

Прямой, он же морской узел считается самым простым и распространенным не только в скалолазании, но и в быту. Как вязать прямой узел: два шнура расположить концами друг к другу и завязать обычным узлом, подведя правый кончик под левый и вывести его наверх.

Далее процесс повторяется с другим концом шнура, но в зеркальном виде. При этом левый кончик веревки надо завести под правый, чтобы получилась петля и крепко затянуть. Правильно завязанный узелок будет выглядеть абсолютно симметрично.

Прямой узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра

Прямой узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра

Минусом такого способа вязки считается возможность самопроизвольного развязывания. Прямой узел плохо держится на мокрой или обледеневшей веревке, поэтому его края необходимо дополнительно фиксировать контрольными узелками.

Грейпвайн

Грейпвайн узел обеспечивает надежное и прочное соединение, не требующее дополнительной фиксации.

  1. Подготовить 2 троса одинакового диаметра.
  2. С помощью правого конца шнура сделать петлю вокруг левого.
  3. Обмотать левый шнур еще раз, по направлению от конца веревки к ее основанию.
  4. Правый кончик параллельно пропустить сквозь получившиеся отверстия от основания до окончания веревки.
  5. Полученный узел затянуть и повторить процедуру в том же порядке, используя левый конец шнура, т. е. обвить его вокруг основания и стянуть.
  6. Далее оба свободных конца веревки сильно потянуть в разные стороны.

В результате получается два аккуратных перекрестия с одной стороны и 4 параллельных обноса с другой.


Встречный узел

Встречный, или ленточный, узел предназначен для связки строп или ремней. Завязывается он долго, но получается очень надежным, не скользит и выдерживает большую нагрузку.

  1. Взять две веревки одинаковой толщины.
  2. Кончик одной из них завязать обычным узлом, но не затягивать.
  3. В получившийся узел протянуть вторую веревку, параллельно повторяя все изгибы первой.
  4. Полученную связку плотно затянуть.

Единственный минус такой вязки – это способность сильно затягиваться под действием веса. Развязать такой узелок уже не получится.

Шкотовый узел

Этот способ связывания веревок известен с древних времен и считается одним из самых надежных. Предназначен он для скрепления канатов или лент разного диаметра. Нужно сделать петлю из широкого шнура и зажать ее в руке. Сквозь нее продеть более тонкую веревку и завести ее за конец широкого шнура, а потом и за основной конец. После этого тонкую веревку продеть под петлю и затянуть.

Шкотовый узел служит для связывания двух свободных концов различных веревок

Шкотовый узел служит для связывания двух свободных концов различных веревок

Ткацкий узел

Простой способ связки шнуров или нитей одной толщины. Широко применяется не только в альпинизме, но и в швейном производстве.

  1. Подготовить две одинаковые нити.
  2. Из левой сделать небольшую петельку и продеть в нее кончик правой нити.
  3. Обернуть петлю правой ниткой, а потом продеть ее в эту же петлю еще раз и завязать.

Такой узелок позволяет почти незаметно, но плотно соединить две одинаковые нитки.

Брамшкотовый узел

Его часто называют двойной шкотовый узел, ведь он может выдержать вдвое больше веса. Предназначается для скрепления тросов (ремней) разного диаметра. Его вывязывание не требует усилий или специальных навыков. Он прост и удобен в исполнении.

  1. Толстую веревку сложить пополам и сделать петлю.
  2. Протянуть в нее тонкий шнур и обернуть его вокруг петли.
  3. Тонкий рабочий шнур подвернуть под себя так, чтобы оба его конца были с одной стороны.
  4. Еще раз обернуть толстую веревку тонкой, удерживая ее справа от основной петли.
  5. Опять подсунуть конец тонкого шнура под себя и затянуть.

Академический узел

Легкий и надежный вариант связывания канатов разной толщины. По технике исполнения узел академический напоминает прямой узел, но слегка усовершенствованный.

Взять 2 шнурка, скрестить и по одному разу оплести друг об друга. Рабочие концы шнурков вывести наверх и повторить процесс. Потом верхние и нижние концы шнуров потянуть в разные стороны.

Академический узел необходим для связывания веревок разного диаметра

Академический узел необходим для связывания веревок разного диаметра

Узлы для обвязки и петель

Использование петлевых узлов необходимо при сооружении страховки, для обвязывания альпиниста. В результате получаются крепкие незатягивающиеся петли.

Булинь

Нередко его называют «королем узлов» за надежность и простоту исполнения.

  1. Из веревки сделать петлю и накинуть на опору, вокруг которой будет вязаться узел.
  2. Конец троса продеть в петлю снизу вверх, обернуть его вокруг верхней части и еще раз просунуть в петлю, но уже сверху вниз.
  3. В результате получится две петельки разного диаметра.
  4. Узел аккуратно стянуть, а свободный конец веревки можно использовать для регулирования размера полученной петли.

Булинь уникален тем, что самопроизвольно не развязывается и не затягивается под нагрузкой. При необходимости его легко можно развязать.

Двойной булинь

Это крепление используется во время спасательных работ на большой высоте, для безопасной транспортировки человека. Из веревки нужно сформировать две петли, большую и поменьше. Петлей большего диаметра обвязывают человека за талию, а меньшую петлю проводят в области подмышек.

Двойной булинь используют для связывания страховочной системы как особо надежный

Двойной булинь используют для связывания страховочной системы как особо надежный

Рабочий конец троса обвести вокруг тела, но в обратном направлении, чтобы получилась вторая петелька. Опять, используя обратное направление, рабочую веревку пропускают вдоль тела и затягивают получившийся двойной узел.

Узел проводник

Сложить веревку так, чтобы получилась петля нужного размера. Верхнюю часть обернуть вокруг основной петли на 180 градусов, пропустить через нее и затянуть.

Такой прочный узелок повсеместно используется в бытовых целях, его легко связать даже одной рукой.

Узел проводник отличается простотой вязки

Узел проводник отличается простотой вязки

К недостаткам такого способа вязки можно отнести то, что он сильно затягивается под нагрузкой, поэтому распутать его довольно сложно.

Узел восьмерка

Выполнить его очень просто, достаточно сформировать на конце веревки петлю, диаметром около 10 см. Пропустить в эту петлю оставшийся конец троса, дважды ее обвить и затянуть. В итоге получается соединение, напоминающее цифру восемь.

Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка

Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка

Вспомогательные узлы

Профессиональное скалолазание требует определенных навыков в вязании не только основных узлов, но и вспомогательных. Они применяются как для поднятия или спуска грузов, так и при сооружении переправы, перил.

Узел петля Гарда

Потребуется два одинаковых карабина, через которые протягивается веревка. При помощи петли рабочий конец троса продевается в первый по ходу веревки карабин. Основной конец накидывается на рабочий и стягивается.

Узел Гарда используется для страховки, а также при транспортировке пострадавшего

Узел Гарда используется для страховки, а также при транспортировке пострадавшего

Схватывающий узел

Применяется для закрепления страховочного троса на основной веревке. Без нагрузки такой узел позволяет тросу легко двигаться вдоль нее, но при воздействии веса он быстро затягивается.

Схватывающий узел нужен для подстраховки при спуске или подъёме по верёвке

Схватывающий узел нужен для подстраховки при спуске или подъёме по верёвке

Различают несколько схватывающих узлов, но самым распространенным и простым считается узел Прусика. Предварительно из троса сформировать петлю, перебросить ее через основную веревку, трижды вокруг нее обмотать и затянуть.

Узел бахмана и карабинный узел

Узел Бахмана используют для надежного закрепления карабина на веревке. К ней нужно приложить карабин и пропустить через него сложенный в петлю и завязанный на концах трос. Несколько раз обернуть петлей веревку, прижимая ее к карабину, а последний виток пристегнуть в карабин и отрегулировать слабину.

Узел бахмана и карабинный узел обычно применяют для силовых операций с верёвкой

Узел бахмана и карабинный узел обычно применяют для силовых операций с верёвкой

Стремя

Универсальный узел, который можно вязать как на конце, так и в середине веревки. Идеально подходит для крепления троса к карабину. Конец шнура перебросить сквозь карабин, из дальнего конца сделать петлю. В итоге должно получиться 2 одинаковые петельки, но с нахлестом в разные стороны. Вторую петлю пристегнуть в карабин, к первой, а концы веревки затянуть.

Стремя - универсальный узел, который очень просто завязать

Стремя – универсальный узел, который очень просто завязать

Узел уиаа (uiaa)

Известен также как полустремя или узел Мунтера и вяжется двумя разными способами.

  1. Конец веревки провести сквозь карабин, а на втором конце, который примет на себя основную нагрузку, сделать петлю.
  2. Через замок накинуть ее на карабин и хорошо затянуть.

При работе с такими узлами нельзя использовать карабины без муфты.

При правильном завязывании ходовой конец, на котором нет нагрузки, должен находиться на другой стороне от карабинной муфты.

Узел рифовый штыковой

Для альпинистов важна надежность и простота исполнения узлов . Одним из таких и является рифовый штыковой или рыбацкий штык.

  1. Трос дважды пропустить через карабин в одном направлении.
  2. Ходовой конец провести за основным и протянуть через получившиеся петли.
  3. Рабочий кончик еще раз провести за основной веревкой, а потом перед ней и протянуть его в петлю.

Готовый узел затянуть, а свободные концы дополнительно скрепить бечевкой.

Существует еще один интересный узел, получивший название рифовый, и вяжется он совсем по-другому.

Две веревки связать простым узлом, но правый конец должен быть немного длиннее. Длинный кончик сложить петлей и связать, протянув под коротким. В итоге петля окажется закрепленной с левой стороны.

Контрольный узел

Контрольные узлы бывают двух видов: глухой и скользящий. Они препятствуют развязыванию основных и часто служат в качестве страховки.

Глухой узел, или полугрейпвайн, представляет собой маленькую петлю, которая затягивается вокруг основной веревки. Скользящий узел выглядит как самозатягивающаяся петля, которую формируют из простого узла, завязанного вокруг конца основной веревки.

 Контрольные узлы: скользящий (а-б), глухой (в-д)


Контрольные узлы: скользящий (а-б), глухой (в-д)

Прочность альпинистских узлов

Неопытные альпинисты часто не умеют грамотно вязать узлы, поэтому им лучше выбирать надежные и прочные варианты вязки. К ним относятся восьмерка, грейпвайн, узел Прусика и уиаа.

Лучше отдать предпочтение связке, не требующей контрольного узла.

Каждый завязанный узелок ослабляет веревку как минимум на 30 %. Перегибание и сдавливание троса приводит к неравномерной нагрузке на волокна, поэтому лишние узлы на веревке не нужны.

От умения правильно вязать узлы, зависит жизнь и здоровье альпиниста. К этому вопросу надо подходить очень ответственно и как следует потренироваться заранее, перед походом. Кроме того, такой навык всегда пригодится и в повседневной жизни.

А вы умеете вязать альпинистские узлы? Где их используете? Делитесь опытом в комментариях.

Видео по теме

Место соединения концов лески, веревок или другого материала по особой схеме зовется узлом. Большая часть известных человеку петель была придумана моряками, остальные – их вариации, возникшие в процессе использования. Всего насчитывают около 5 тысяч соединений, использующихся в разных отраслях человеческой деятельности ежедневно.

Грейпвайн узел схема

В зависимости от назначения практические узлы различают по нескольким типам:

  • схватывающие;
  • амортизирующие;
  • вспомогательные.

Коротко о главном

"Грейпвайн" – узел непростой. Завязывая его, у человека нет права на малейшую ошибку. Ведь это может нарушить прочность, которой обладает "грейпвайн" (узел), схему и последовательность выполняемых шагов во время соединения двух веревок, что может привести к травматизму в случае применения некорректно закрепленной петли.

Узлы туристические с названиями

Что вам необходимо знать об узле "грейпвайн"?

Узел пользуется большой популярностью, но его часто путают с не менее распространенной «восьмеркой» или турецкой петлей, принципиальные схемы которых сравнительно схожи. Потому ознакомьтесь с особенностями и схемой конструирования "грейпвайна" подробнее.

Вы уже читали, что такая петля идеально подходит для соединения двух нитей, канатов, тросов. Как и любой другой, "грейпвайн" – узел, ослабляющий веревку, но по сравнению с подобными петлями, коэффициент ослабления составляет 0,95, а это значит, что веревка теряется всего 5% от своей прочности. Отмечено, что других типов узлов со столь низким коэффициентом ослабления просто не существует.

Узлы для поводков

Особенности соединительных конструкций

Сам узел состоит из полуузлов – двух или трех, главное отличие между которыми – количество витков нити/веревки вокруг одного из концов троса. Они завязываются в последовательном порядке при помощи свободных концов веревок. Рабочие концы должны быть не короче 12-20 см. Завязывая полуузел, вы работаете только с концом одной веревки.

Как вязать узел грейпвайн

Запомните! Перед тем, как приступать к связыванию, потренируйтесь делать более простые петли, изучите элементарные туристические узлы с названиями и схемами, постепенно переходя к более сложным. Содействуя с опытным инструктором, попробуйте связать желаемую петлю. При соединении "грейпвайна" необходимо быть предельно внимательным, ведь даже малейшая неудача может повлечь за собой повреждение имущества, травматизм или летальный исход.

Область применения

"Грейпвайн" – узел, применяющийся везде, где это только возможно:

  • для связывания концов репшнура (кордалеты) для получения петли;
  • для конструирования станции, по которой человек, выполняющий спасательную операцию, может спуститься;
  • для самостраховок;
  • для объединения нескольких отрезков веревок воедино, для получения длинного и крепкого каната, который может понадобиться при скалолазанье (верхняя страховка с горы).

Узел отличается областью применения, так как используется везде, где человек имеет возможность работать с веревками, канатами, тросами или другими материалами, поддающимися вязанию.

С помощью "грейпвайна" можно связать две нити в одно целое. Встречаются такие конструкции и в судоходстве, и в рыбацком промысле – узлы для поводков, и в текстильном производстве; в туризме, альпинизме – упомянутых ранее, сельском и животном хозяйстве, иногда даже в повседневной жизни человека.

Преимущества и недостатки

Из положительных качеств выделяют:

  1. Высокий уровень прочности. Среди всех типов связывающих узлов до 58%.
  2. Надежность.
  3. Отсутствие необходимости закрепления конструкции контрольной петлей.

Кроме выше перечисленных достоинств, присущи и некоторые недостатки:

  1. Даже сняв с узла нагрузку, его все равно трудно распутать.
  2. Отдельные люди, использующие узел, отмечают относительный уровень сложности завязывания петли.
  3. В случае превышения допустимой нагрузки, узел начинает ползти, но это не проблема определенного типа узла, а общее свойство петель. Потому завязывая их, оставляйте концы свободной нити длиною до 10 диаметров веревки. К примеру, связывая канат диаметром в 6 мм, оставляют свободными до 10 см нитей.

Как связать узел

Изучите инструкцию, как вязать узел "грейпвайн". Способ вязки проводят по аналогии с турецкой петлей:

  1. Подготовьте две веревки с равными диаметрами.
  2. Возьмите свободный конец одной из них, и при его использовании сделайте петлю вокруг другого конца нити.
  3. Направляясь от конца веревки к основанию, обмотайте ее еще раз.
  4. Этот конец нити пропустите в положении параллельном веревке сквозь образованные отверстия, начиная от основания и, вытянув конец нити у окончания.
  5. Затяните крепко "грейпвайн" (узел) и повторите описанные выше этапы, задействовав второй ходовой конец в том же порядке.
  6. Стяните нити между собой и получите полноценную петлю.

Выполнив пошаговую инструкцию, у вас получится крепкий "грейпвайн" узел. Схема вязки изображена в статье.

Грейпвайн узел

Обратите внимание! Затягивая веревки разных диаметров, продевайте каждый из узлов, прилагая к этому максимальное усилие. При этом используйте материалы с разницей в диаметре не превышающей 40% и с максимально схожим типом волокна веревок.

Развязывая петлю, полуузлы растягивают друг от друга, тем самым ослабляя их. Один из полуузлов развязывают, после чего незадействованный конец веревки, лежащий внутри петель, выдергивают из оставшихся и распутывают.

Как сделать узел как с картинки?

Чтобы получить аккуратно оформленную петлю, старайтесь наматывать концы веревок в противоположные стороны: первый к себе, второй – наоборот. Сделав так, получите асимметричные половинки узла, образовавшие правильный эстетично привлекательный рисунок.

Схемы узлов

Как научиться быстро завязывать "грейпвайн"

Будучи в экстремальных условиях, туристам приходится крепить веревки. И здесь скорость выполнения и практические навыки в области соединения узлов имеют не последнее значение. Выручить может моторная память, когда альпинист без труда создает крепление, даже не вспоминая схему вязки узла: пальцы сами знают, что делать.

Чтобы овладеть динамическими навыками, применяйте для создания узла "грейпвайн" такие нехитрые способы:

  1. Используйте зрительную память. Выучите последовательно рисунки и инструкции. Многократно тренируйтесь, завязывая без подсказок. Это поможет в любой ситуации быстро вспомнить процесс и дать ответ на вопрос о том, как сделать узел "грейпвайн" без особых трудностей.
  2. Запомните точную последовательность движения рабочих концов нити во время проведения действий. Практическая работа над соединением веревок создает в голове специальный алгоритм поочередности действий, а качество и скорость выполнения узла зависят от количества повторений.

Используя эти два метода чередуя их или объединяя в комплекс, и руки, и мозг начинают запоминать движения, не только при вязке узла "грейпвайн", но и других не менее необходимых петель.

Нужно получить надежное соединение? Используйте узел с наименьшим уровнем напряжения – "грейпвайн".

"Грейпвайн" – узел, использующийся в туризме и альпинизме для связывания веревок или тросов с одинаковыми или разными диаметрами. Главное преимущество петли – надежность, благодаря чему он и заслужил популярность у любителей экстрима и бывалых рыболовов как узел для поводков.

Читайте также: