Как завязать узелок на память

Обновлено: 28.04.2024

Наша память, как известно, обладает целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое помним и столь же многое забываем. Каждый человек борется с забывчивостью своими способами: кто записывает то, что необходимо запомнить, кто ставит крестики на руках, а кто и узелки на память завязывает. А что делать, если забывается изученный материал? Тут узелки не помогут. К.Д. Ушинский советовал: «Понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и навести на нем новый этаж». Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся все припомнить».

Иногда наша память подбрасывает нам еще одну проблему, которую ряд методистов очень точно характеризуют как «проблему буриданова осла»: как сделать выбор из двух одинаковых положений. Причина страданий буриданова осла, да и наших тоже, когда мы оказываемся в его положении, заключается в психологической интерференции, под которой понимается ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. При применении правил орфографии такая ситуация сплошь и рядом.

А какие взаимоотношения памяти и интереса? Самые тесные. Г. Эббингауз, известный исследователь в области памяти, писал: «То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особого труда; все же остальное забывается с поразительной легкостью. При заучивании лишенных смысла слов или ничем между собой не связанных слов запоминаются преимущественно члены, почему-либо особенно заметные, странно звучащие. или редкие».

Может ли нам знание этих психологических законов помочь в процессе формирования орфографической грамотности? Бесспорно. Школьники и студенты часто теряют интерес к слову, к языку именно потому, что не могут запомнить правильное написание словарных слов, не справляются с объемом запоминания многочисленных правил и исключений из них, не выдерживают натиска интерференции, которая превращает изученный материал в подобие винегрета, в котором сложно отыскать понадобившийся ингредиент.

Призовем на помощь мнемотехнику — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Т.Я. Фролова писала по этому поводу: «Мнемоническая поддержка, создавая дополнительные ассоциативные связи, помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков, предотвратить ухудшение запоминания выученного материала в результате наложения новой, сходной информации». И добавим: поможет каждому человеку, изучающему русскую орфографию, уничтожить страх школьников и студентов перед бесчисленным количеством орфограмм, норм, позволит обучающимся увидеть их границы и одновременно безграничные возможности родного языка.

Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс постижения русской орфографии интересным и ярким, создаст необходимый для успешного овладевания знаниями благоприятный эмоциональный фон и так необходимую каждому ситуацию успеха.

С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы, многие помнят знаменитые «пифагаровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны».

Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию. Часть из них составлены известными психологами, многие придумали авторы данного пособия, какие-то являются на сегодняшний день «школьным фольклором», о некоторых способах мы узнали в процессе общения с коллегами.

Итак, читайте, постигайте, запоминайте легко и с интересом!

1. Запоминание с помощью специальных фраз.

Фока, хочешь поесть щец? Степка, хочешь щец? Фи! (фразы помогают запомнить все глухие согласные).

Мы же не забывали друга (помогает запомнить звонкие согласные).

Лимон — рай! (все согласные — только звонкие, непарные по звон кости/глухости).

Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка: «Цыц!» (слова — исключения из правила «правописание и/ы после ц»).

2. Запоминание с помощью рифмованных правил.

Правописание непроизносимых согласных

Всем известно , как прелестно , букву т писать уместно .

Не чудесно , не прекрасно , а ужасно и опасно букву т писать напрасно .

Запомни стих как дважды два и пиши без т слова:

Вкусный, безгласный и интересный,

Добавь интриганский, а также словесный.

Ошибка не будет страшна, коль подберешь для проверки слова.

Пусть никто никогда не забудет, что з приставкой не была и не будет.

Обрати внимание на здесь, здоровье, здание.

3 нельзя в них отделить, чтобы смысл не повредить:

-десь, -доровье, -дание — нет в них содержания.

Правописание приставок на - з, -с

Не забудьте про приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-.

Пред согласными глухими быстро сменят з на с.

У глаголов два спряженья: -ешь и -ишь. Вот исключенья:

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья, их на е спрягать нельзя!

Навстречу, вроде, несмотря, насчет, ввиду и вместо —

В предлогах пишем вместе.

Вследствие — «из-за» — ясно вполне:

Слитно напишем, конечная е.

Правописание безударных проверяемых гласных.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь под ударение.

3. Запоминание слов с помощью рифмовок.

Правописание О — Ё после шипящих, слова-исключения

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоу, джоуль, корнишон,

Рожон, боржоми и пижон,

Капюшон, мажор и шорты,

Шок, харчо, анчоус, джонки,

Трещотка, джокер, чох, вечор —

Запомни весь этот набор.

После шипящей не спеши,

В рифмовку входит? О пиши!

Запоминаем слова с Ё

Пишем Ё в словах: дешевка,

Бечевка, ночевка и раскорчевка,

Тяжелый, сгущенный, стажер, ухажер,

Печенка, тушенка и дирижер.

Запоминаем окончания существительных (р. п., мн. ч.)

В детской сказке колобок по траве катиться мог

Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян, у монголов и цыган.

У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,

У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

4. Запоминание на основе логических ассоциаций.

Мужчина. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

Интеллигенция. Настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: «Ел ли ?»

Труженик — мошенник. Труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы н, а мошенник себе их запросто наворовал.

5. Запоминание на основе зрительных или слуховых ассоциаций.

Колобок. В слове три буквы о, как три круглых колобка.

Гласные в суффиксах -очк- и -ов- похожи на круглые линзы очков.

6. Запоминание слов с помощью построения сюжетной линии.

Кот, который сидел в котле, ел котлету.

Рабочий надевает пальто, сапоги, берете собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод.

7. Запоминание с помощью сказочных сюжетов.

Жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-.

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

— Мы твои истинные братья, — нашептывали они корню -гор-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.

Засомневался корень -гор-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?! (Л. Новикова)

8. Запоминание с помощью рассказов-ситуаций.

С мечом или с мячом?

Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.

Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.

Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.

— Есть! Сейчас Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч. Почему? (В. Кондрашов)

Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.

Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.

Недоумевающий художник решил проверить текст посланной им телеграммы. Когда ему подали бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква А была переправлена на О.

Кто же это сделал?

Я, — ответила телеграфистка.

Зачем? — возмутился художник.

А как же? Ведь тут была ошибка.

Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинившись, простодушно призналась:

— Я и не подозревала, что есть такое слово пастель. (В. Волина)

Сколько раз мама повторяла Павлику, что во время еды чавкать нельзя! Повторяла так часто, что в конце концов он это правило накрепко запомнил.

Но как он был удивлен, когда однажды, открыв тетрадь, увидел жирную красную двойку, поставленную рукой учительницы, и прочитал ее замечание: «Чавкать нельзя!»

Недоумевающий Павлик подошел к учительнице. «Читай, что у тебя написано», — улыбаясь, сказала она. «Учав..ствовать», — запинаясь, прочитал Павлик и почувствовал, как запылали его щеки. Чавкнул! Действительно!

«Вот в том-то и дело, — сказала учительница. — Чавкать нельзя не только за обедом, но и в тетради. Запомнил?» Еще бы! Павлик накрепко затвердил это правило, и с тех пор в слове участвовать он никогда не «чавкает». Так правило этики стало для Павлика орфографическим правилом. (Л. Новикова).

9. Запоминание с помощью загадок

Поля стеклянные, межи деревянные, а ручки оловянные (окно). Загадка включает в себя слова-исключения, которые пишутся с удвоенной н.

10. Запоминание с помощью веселых анекдотов

- Напиши объявление, что собрание состоится во вторник, в три часа дня. Подчиненный:

- А как пишется — вторник или вторнек?
Начальник:

- Мне некогда, посмотри в словаре. Я на объект.

Вернувшись, видит написанное объявление: «Собрание состоится в среду, в три часа. Просьба прийти на день раньше!»

Я же сказал тебе, посмотри в словаре!

Да смотрел я! Там на букву ф одна фуфайка!

11. Запоминания с помощью выполнения творческих работ

Сочинение лингвистических сказок.

Суффиксы -ик- и -ек-

Жили-были два брата — два суффикса -ик- и -ек-. И до того были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные. -Ик- имел твердый и непреклонный характер: как слово ни изменяют, он крепко сидит в нем:

А у суффикса -ек- характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая е то и дело выкатывается из слова в косвенных падежах:

Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры. (Д. Кузьмин, 5-й кл.)

Составление текста, в котором вы защищаете правило или жалеете его .

Дорогая частица НЕ! Не огорчайся, что глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты — самостоятельное слово, хотя и называешься частицей. К тому же есть глаголы, которые ты победила, и они не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать.

12. Запоминание с помощью игровых ситуаций

Подбери слова с сочетаниями чк, чн, нч так, чтобы эти слова рифмовались с данным словом:

Печка (речка, свечка, колечко. ).

Вечный (встречный, сердечный. ).

13.Запоминание с помощью приема «перевод»

Яства — от «ясти» (есть) — др. рус.
Футбол — от «foot» — нога и «ball» — мяч.

14. Запоминание с помощью приведения исторической справки.
Колобок — от «коло» — круг.

Коричневый — от «кора».

Спасибо — от «спаси Бог».

15. Запоминание проверочных слов или использование способа подстановки.
Облака — облако, обволакивать.

Будущее (пишем без ю) — проверь: я буду, а не будую.

Следующий (пишем с ю) — проверь: я следую, а не следу.

16. Запоминание путем дробления слова на значимые части.
Горизонт — гори, зонт.

Блокнот — блок, нот.

17. запоминание с помощью алгоритмов и других способов систематизации материала

Правописание О - Ё после шипящих (систематизированы 9 правил)

Дано: в безударном положении после шипящих пишется Е

(кроме слов-исключений: шоколад, шоссе, шофер, пончо, шовинизм, жонглер, шотландка, ранчо, креп-жоржет, жокей).

Образец рубрики «Завязываем узелки на память» из книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира»

Пример для Венгрии

Пример для Австрии

Пример для Греции

Пример для ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты)

Пример для Аргентины

Список слов напоминаний о странах севера Европы (по образцу рубрики «Завязываем узелки на память» из книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира»)

Скандинавский полуостров, Норвегия (Осло), Швеция (Стокгольм), Финляндия (Хельсинки), Дания (Копенгаген), Исландия (Рейкьявик), фьорды, Тур Хейердал, «Васа», Астрид Линдгрен, страна тысячи озер, финский Дед Мороз, русалочка, Лего, гейзеры

Пояснение:

  • Страны севера Европы — Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия. В скобках указаны столицы
  • Скандинавский полуостров — на нем расположены Норвегия и Швеция
  • Фьорды — узкие морские заливы с крутыми скалистыми берегами, природная достопримечательность Норвегии
  • Тур Хейердал — норвежский путешественник и защитник природы
  • «Васа» — музей корабля в Швеции
  • Астрид Линдгрен — шведская писательница, автор «Малыш и Карлсон»
  • Страна тысячи озер — это Финляндия, здесь более 180 тысяч озер
  • Финский Дед Мороз — популярная экскурсия на север Финляндии к Деду Морозу
  • Русалочка — знаменитая скульптура в Дании, Х-К Андерсен — датский писатель
  • Лего — популярный конструктор делают в Дании
  • Гейзеры — горячие источники в Исландии

Список слов напоминаний о странах Бенилюкса (по образцу рубрики «Завязываем узелки на память» из книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира»)

Бельгия (Брюссель), Нидерланды (Амстердам), Люксембург (Люксембург), Мини-Европа, шоколад и вафли, страна каналов, велосипедов и тюльпанов, сыр, карликовое государство, Казематы

  • Бельгия (Брюссель), Нидерланды (Амстердам), Люксембург (Люксембург) — страны Бенилюкса, в скобках столицы
  • Мини-Европа — парк с мини-копиями самых интересных зданий в Европе
  • Шоколад и вафли — ими славится Бельгия, в стране производят более 200 тонн шоколада, бельгийские вафли известны по всему миру
  • Страна каналов, велосипедов и тюльпанов — это Нидерланды.Амстердам славится своими красивыми каналами. Многие жители предпочитают передвигаться на велосипедах. Здесь выращивают красивые тюльпаны, которые продают по всему миру.
  • Сыр — голландский сыр известен по всему миру, Нидерланды — родина сыров Гауда и Эдам
  • Карликовое государство — это Люксембург
  • Казематы — подземная сеть туннелей около 17 км, одна из главных достопримечательностей Люксембурга

Список слов напоминаний о Германии и Швейцарии (по образцу рубрики «Завязываем узелки на память» из книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира»)

Германия

Берлин, Бранденбургские ворота, Берлинский зоопарк, Бременские музыканты, Кельнский собор, автомобили, Рейхстаг, Октоберфест, гамбургер, Fanta

Пояснение

  • Немецкие автомобили считаются одними из лучших в мире
  • Рейхстаг — историческое здание в Берлине
  • Октоберфест — самый большой пивной фестиваль в мире
  • Гамбургер — название американского бутерброда пошло от города Гамбург
  • Fanta — этот напиток придумали в Германии, как альтернативу кока-коле

Швейцария

Берн, Альпы, Женевское озеро, банки, часы, застежка-липучка, шоколад, сыр

Пояснение

  • Берн — столица
  • Альпы — Швейцария славится своими горными курортами
  • Банки — самые надежные в мире банки в Швейцарии
  • Часы — швейцарские часы считаются самыми лучшими в мире
  • Застежка-липучка — используется по всему миру, этот простой аксессуар был придуман в Швейцарии
  • Шоколад — швейцарский шоколад известен по всему миру, именно в Швейцарии научились делать молочный шоколад (до этого делали только горький)
  • Сыр — еще один всемирно известный швейцарский продукт

Список слов напоминаний о Франции и Великобритании (по образцу рубрики «Завязываем узелки на память» из книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира»)

Франция

Париж, Сена, Собор Парижской Богоматери. Лувр, «Джоконда», мост Александра III, Эйфелева башня, Диснейленд, Версаль, замок на Луаре, гора Монблан, Жак-Ив Кусто, Коко Шанель и Кристиан Диор

Великобритания

Лондон, Темза, Букингемский дворец, Тауэр, Биг-Бен, музей Мадам Тюссо, Ла-Манш, Стоунхендж, королевская семья, Оксфордский и Кембриджский университеты, Ньютон, Дарвин, Шекспир, Льюис Кэрролл, «Гарри Поттер», Шервудский лес

Пояснение:

  • Лондон — столица Англии. В состав Великобритании входят: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия
  • Темза — река
  • Букингемский дворец, Тауэр, Биг-Бен, Стоунхендж — известные достопримечательности
  • Музей Мадам Тюссо — музей восковых фигур
  • Ла-Манш — пролив между Францией и Великобританией
  • Оксфордский и Кембриджский университеты — одни из старейших университетов в мире
  • Ньютон, Дарвин — известные ученые
  • Шекспир, Льюис Кэрролл — известные писатели. А также Агата Кристи, Артур Конан Дойл, Джоан Роулинг (автор «Гарри Поттера»)
  • Шервудский лес — место подвигов отважного Робин Гуда

Список слов-напоминаний об Италии (по образцу рубрики «Завязываем узелки на память» из книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира»)

Рим, Колизей, Пизанская башня, фонтан Треви, Венеция — город на воде, Неаполь, вулкан Везувий, Джанни Родари («Приключения Чиполлино»), паста и пицца, Адриано Челентано, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, центр моды (Армани, Бриони, Гуччи, Прада, Версаче и др.), город-государство Ватикан.


В детстве многие девушки c подружками завязывали на платочках "узелки на память", чтобы не забыть что-нибудь важное. Став старше, надевали на запястье ниточку то ли "для любви", то ли чтобы понизить давление. Это и всё, что сохранили современные женщины от древних ритуалов, связанных с узлами. А между тем универсальность "узелковой магии" может поспорить с аспирином!

Традиция завязывать узелки на память пришла из глубокой древности, когда не существовало развитой системы счёта и долги одного человека другому обозначались количеством узлов на специальной «долговой веревке». Прибегая к такой системе исчисления, древний человек совершал самый настоящий магический ритуал, позволяющий приумножать достаток . Вот потому-то и узелок на память, чтобы не забыть о долгах.

К узелковой магии относятся все мыслимые "хитросплетения" от создания венков до завязывания галстуков. Мы пользуемся этими приёмами каждый день, но не подозреваем, что превратили чудесное орудие в ежедневную рутину.

Магия узлов есть одной из древнейших и распространена во многих культурах. Узлы могли быть просто украшением, указанием на ранг и титул их носящего, как офицерские аксельбанты.

Символично, что имя самого могущественного правителя за всю историю викингов Кнуда Великого (ок. 995-1035) переводится как узел.

В древней Руси существовали специальные узлы - «наузы». Наузы передавали волшебную силу, охраняли от несчастий, лечили больных. Над ними читали наговоры, в них завязывали лечебные и магические корешки и веточки, бумажки с заклинаниями, всякие чудодейственные предметы вроде сушеного крыла летучей мыши и змеиной кожи. Их носили на груди на шнурках и веревках, даже вешали на цепочки. Это от наузов произошли ладанки, поскольку в христианскую эпоху вместо змеиной кожи в них стали вкладывать кусочки церковного ладана. Ладанки служили талисманами счастья, оберегами от оружия и от сглаза.

В крепости у Гордиона (главный город Фригии) находилась боевая колесница царя Гордия, на которой ярмо и дышло были соединены ремнем, завязанным очень сложным узлом. Оракул предсказывал тому, кто сумеет развязать сей узел, владычество над всей Азией. Зимой 334/333г. до н.э. Александр Македонский разрубил Гордиев узел ударом меча.

Древние египтяне и греки завязывали узлы на веревках для любовных заговоров и чар.

В религиозной практике считалось, что завязанные ленты могут смутить и отпугнуть злых духов - вот одна из причин, отчего священники носят воротники без галстуков, ибо пойманные в тесные узлы злые духи могут сорвать религиозную службу.

До 18 века в Европе считалось, что брак может расстроить всякий, кто во время обряда венчания завяжет на веревке узел, а затем выбросит верёвку.

Считалось, что узлы могут служить защитой не только от колдунов и от волков, но и от самой смерти.

Когда в 1572 г. в Сент-Эндрюз женщину, приговоренную к сожжению живьём за колдовство, подвели к месту казни, на ней обнаружили белую тряпку в форме воротника со множеством свисающих узловатых тесёмок. Эту тряпку пришлось отнимать у неё силой, так как женщина пребывала в уверенности, что если на ней будет тряпка, то она не сгорит на костре. Когда тряпку отобрали, колдунья воскликнула: «Теперь я пропала!»

В 1705 г. в Шотландии за кражу заколдованных узлов были приговорены к смерти двое мужчин; некая женщина изготовила их для того, чтобы расстроить супружеское счастье семьи Сполдинг из города Ашинтилли.

В 1718 г. парламент г.Бордо приговорил человека к сожжению живьём за то, что с помощью завязанных узлов он погубил будто бы целое семейство.

Финские колдуны продавали попутный ветер задержанным бурей морякам. Ветер содержался в трёх узлах: если развязать первый, дул умеренный ветер, если второй — сильный, если же третий — начинался ураган. Такое же верование было и у норвежских рыбаков, выходя в море, они покупали у старух-ведуний пучки «хороших ветров» - связанные узелками веревки, над которыми были произнесены заклинания.

У прибалтийских народов способы лечения были записаны узелками, при помощи узелкового письма велась родословная древних и разветвлённых семейств.

Воспоминание об узелковой письменности,долговом счёте, которую несут узлы, осталось в выражении "завязать на память узелок" и в обычае перебирать чётки, их перебирают, чтобы вспомнить последовательность молитв.

Очень уважают узелки в Германии и Австрии. В Тироле и Каринтии, например, применяют такое средство против бородавок: на суровой нитке навязывают столько узлов, сколько есть бородавок, нить повязывают поверх бородавок, а потом снимают и закапывают в землю. Когда нить истлеет, бородавки отвалятся.

Непревзойденные мастера вязать узелки - китайцы. На сложные конструкции из красных нитей или веревочек, связанных фигурными узелками, вешают ветряные колокольчики, фонарики, пагоды и другие амулеты. Считается, что красная нить с узлами увеличивает силу предмета, который на ней подвешен. Чтобы активизировать разные углы дома - угол богатства, здоровья или счастья, традиция фэн-шуй предписывает помещать в них магические предметы, которые тоже завязывают красной ниткой: кусочки горного хрусталя, монетки, изображения животных.


В детстве многие девушки c подружками завязывали на платочках "узелки на память", чтобы не забыть что-нибудь важное. Став старше, надевали на запястье ниточку то ли "для любви", то ли чтобы понизить давление. Это и всё, что сохранили современные женщины от древних ритуалов, связанных с узлами. А между тем универсальность "узелковой магии" может поспорить с аспирином!

Традиция завязывать узелки на память пришла из глубокой древности, когда не существовало развитой системы счёта и долги одного человека другому обозначались количеством узлов на специальной «долговой веревке». Прибегая к такой системе исчисления, древний человек совершал самый настоящий магический ритуал, позволяющий приумножать достаток . Вот потому-то и узелок на память, чтобы не забыть о долгах.

К узелковой магии относятся все мыслимые "хитросплетения" от создания венков до завязывания галстуков. Мы пользуемся этими приёмами каждый день, но не подозреваем, что превратили чудесное орудие в ежедневную рутину.

Магия узлов есть одной из древнейших и распространена во многих культурах. Узлы могли быть просто украшением, указанием на ранг и титул их носящего, как офицерские аксельбанты.

Символично, что имя самого могущественного правителя за всю историю викингов Кнуда Великого (ок. 995-1035) переводится как узел.

В древней Руси существовали специальные узлы - «наузы». Наузы передавали волшебную силу, охраняли от несчастий, лечили больных. Над ними читали наговоры, в них завязывали лечебные и магические корешки и веточки, бумажки с заклинаниями, всякие чудодейственные предметы вроде сушеного крыла летучей мыши и змеиной кожи. Их носили на груди на шнурках и веревках, даже вешали на цепочки. Это от наузов произошли ладанки, поскольку в христианскую эпоху вместо змеиной кожи в них стали вкладывать кусочки церковного ладана. Ладанки служили талисманами счастья, оберегами от оружия и от сглаза.

В крепости у Гордиона (главный город Фригии) находилась боевая колесница царя Гордия, на которой ярмо и дышло были соединены ремнем, завязанным очень сложным узлом. Оракул предсказывал тому, кто сумеет развязать сей узел, владычество над всей Азией. Зимой 334/333г. до н.э. Александр Македонский разрубил Гордиев узел ударом меча.

Древние египтяне и греки завязывали узлы на веревках для любовных заговоров и чар.

В религиозной практике считалось, что завязанные ленты могут смутить и отпугнуть злых духов - вот одна из причин, отчего священники носят воротники без галстуков, ибо пойманные в тесные узлы злые духи могут сорвать религиозную службу.

До 18 века в Европе считалось, что брак может расстроить всякий, кто во время обряда венчания завяжет на веревке узел, а затем выбросит верёвку.

Считалось, что узлы могут служить защитой не только от колдунов и от волков, но и от самой смерти.

Когда в 1572 г. в Сент-Эндрюз женщину, приговоренную к сожжению живьём за колдовство, подвели к месту казни, на ней обнаружили белую тряпку в форме воротника со множеством свисающих узловатых тесёмок. Эту тряпку пришлось отнимать у неё силой, так как женщина пребывала в уверенности, что если на ней будет тряпка, то она не сгорит на костре. Когда тряпку отобрали, колдунья воскликнула: «Теперь я пропала!»

В 1705 г. в Шотландии за кражу заколдованных узлов были приговорены к смерти двое мужчин; некая женщина изготовила их для того, чтобы расстроить супружеское счастье семьи Сполдинг из города Ашинтилли.

В 1718 г. парламент г.Бордо приговорил человека к сожжению живьём за то, что с помощью завязанных узлов он погубил будто бы целое семейство.

Финские колдуны продавали попутный ветер задержанным бурей морякам. Ветер содержался в трёх узлах: если развязать первый, дул умеренный ветер, если второй — сильный, если же третий — начинался ураган. Такое же верование было и у норвежских рыбаков, выходя в море, они покупали у старух-ведуний пучки «хороших ветров» - связанные узелками веревки, над которыми были произнесены заклинания.

У прибалтийских народов способы лечения были записаны узелками, при помощи узелкового письма велась родословная древних и разветвлённых семейств.

Воспоминание об узелковой письменности,долговом счёте, которую несут узлы, осталось в выражении "завязать на память узелок" и в обычае перебирать чётки, их перебирают, чтобы вспомнить последовательность молитв.

Очень уважают узелки в Германии и Австрии. В Тироле и Каринтии, например, применяют такое средство против бородавок: на суровой нитке навязывают столько узлов, сколько есть бородавок, нить повязывают поверх бородавок, а потом снимают и закапывают в землю. Когда нить истлеет, бородавки отвалятся.

Непревзойденные мастера вязать узелки - китайцы. На сложные конструкции из красных нитей или веревочек, связанных фигурными узелками, вешают ветряные колокольчики, фонарики, пагоды и другие амулеты. Считается, что красная нить с узлами увеличивает силу предмета, который на ней подвешен. Чтобы активизировать разные углы дома - угол богатства, здоровья или счастья, традиция фэн-шуй предписывает помещать в них магические предметы, которые тоже завязывают красной ниткой: кусочки горного хрусталя, монетки, изображения животных.

Узелки на память

Запомнить словарное слово поможет рисунок.
Нарисуем слово таким способом, чтобы в нем можно было другим цветом прописать ту букву, которую надо запомнить. Например:

Запоминание методом «Крестика»:

Метод звуковых ассоциаций:

Подбираем созвучное слово к словарному, но такое, чтобы буква была четко слышна, под ударением. Например:

ПИРАТ — пир ( пираты идут на пир).

КАРТИНА- ТИНА КАРоль поет про картину.

КОМАНДИР- командир катает КОМ.

КОМНАТА- НАТА в комнате.

ТРЕНЕР- у тренера крепкие НЕРвы.

ТРЕНИРОВКА — ИРа идет на тренировку.

ЭКСПЕРИМЕНТ- в РИМе проводят эксперимент с ПЕРьями.

УЗЕЛОК №2

Как запоминать стихи

УЗЕЛОК №3

Как не забывать дома нужные вещи?

Представляешь свою входную дверь со стороны квартиры, повесь ( в своем воображении) нужный предмет на дверь….Пусть смешно повисит…

УЗЕЛОК №4

Как выходя из дома, не возвращаться назад, чтобы проверить — выключены ли электроприборы или плита?

Выключаешь из розетки электроприбор, фиксируешь действие вслух, т.е. проговариваешь : « я сейчас выключаю .. ( чайник, утюг, плиту и т.д.)

УЗЕЛОК №5

Какими упражнениями тренировать наблюдательность и учиться концентрировать внимание?

Берешь несколько спичек , россыпью бросаешь их на поверхность, 1 секунду фиксируешь на них взгляд, накрываешь листом бумаги и на другом листе восстанавливаешь ( рисуешь) из памяти увиденную картинку- как упали спички и сколько их было. Поднимаешь первый лист и сравниваешь . Количество спичек может быть от 3 до 15.

УЗЕЛОК №6

Как запоминать имена людей?

Существует несколько способов:
— услышь имя
— ассоциируй с человеком, которого знаешь, с таким же именем
— продолжай разговор, сознательно проговаривая имя партнера вслух
— придумай «обзывалку» ( молча) Андрей- воробей, Анна- ванна, Лена- колено и представляй на партнере образ его обзывалки

УЗЕЛОК №7

Как запомнить последовательность игральных карт?

Каждую карту представить в виде конкретного образа. Например, туз пик- майкл джексон, дама бубен- тина кароль и т.д.на каждую карту — свой образ.
После этого, выкладывать карты и соединять их последовательно в цепочку.

УЗЕЛОК №8

Как запомнить географические данные и объекты?

Название представляется в виде образа, методом созвучия запоминаем название, например: горы кордильеры (сев. и южная америка). САМАЯ Высокая точка 6960м.
Кордиограммы в горах снимают модельеры, эталон 69-60 .ЧИСЛА Можно запоминать ассоцииативно.

К ПРИМЕРУ — НАЗВАНИЯ СТРАН И СТОЛИЦ.

Все опирается на метод звуковых ассоциаций.

Мексика — столица Мехико (мексиканцы ходят в мехах от Ко), кстати старое название столицы ТЕНОЧТИТЛАН. Разобьем для простоты запоминания на части ТЕН- НОЧ- ТИТ-ЛАН и соединим в цепочку тень ночь титан лань.

Сербия — столица Белград. Сербы выстроили белый город.

Ирландия — столица Дублин. Ирландцы ходят в дубленках.

Хорватия — столица Загреб. В Хорватии загребают хором.

Филиппины — столица Манила. Филипп манит.

Македония — столица Скопье. Македонский с копьем.

Вьетнам — столица Ханой. Вьетнамцы моют голову хной.

Или КАК ЗАПОМНИТЬ НАЗВАНИЕ ВУЛКАНА В ИСЛАНДИИ?
ЭЙЯФЬЯДЛАЙЕКЮДЛЬ… Разбиваем на части ЭЙ—ЯФЬ—ЯД—ЛА—ЙЕ-КЮДЛЬ (ассоциируем каждую часть с подходящим словом).

А кто из вас сможет осилить и запомнить название холма на северном острове у побережья тихого океана:

Тауматауакатангіангакоауауотаматеатуріпукакапікімаунахоронукупокануенуакатанатаху?

УЗЕЛОК №9

Как запоминать иностранные имена

Так же, опираемся на созвучные слова:

Сауле (казах.) — спустилась С АУЛА.

Алтынай (казах.) — АЛТЫН- АЙ.

Гульмира (вост.) — ГУЛЯ ( ГОЛУБЬ) МИРА.

Сабухи (азерб.) — САБлей в УХИ.

Шарлотта — любит есть ШАРЛОТКу из яблок.

Камиль (тат.) — КАМень кидает в ИЛ.

Кураморе (япон.) — КУРА в МОРЕ.

УЗЕЛОК №10

Как запомнить иностранные слова?

К каждому иностранному слову подбираем подходящее по созвучию наше слово и делаем связку, например:
Kiste (нем)- ящик, в ящике лежат кисти художника.

УЗЕЛОК №11

Как запоминать числа? Номер телефона? Код?

Ассоциируешь число с историческим событием, либо с числами из своей жизни (день рождения, рост, вес, номер квартиры и т.д.) и связываешь их в последовательную цепочку…

Оказывается числа можно рисовать.

Запоминать их в рисунках, создавая правильную шпаргалку, гораздо интереснее и эффективнее, чем обычное «сухое» число.

Отрывок из книги БОДО ШЕФЕРА «Искусство Управлять Своим Временем»:

Вы уже составили представление о том, сколько лет мы тратим на какую-то определенную деятельность? Например, мы тратим на сон 27 лет, 10.5 лет мы работаем, 8.5 лет мы находимся в пути, 7.6 года мы смотрим телевизор, 5.5 года мы едим, 2.8 года мы болеем, 2 года мы курим (если мы курильщик), 2.3 года мы читаем, 2.2 года мы ходим в школу, 1.5 года занимаемся уходом за своим телом, 1.5 года ничего не делаем, 1 год играем, 0.8 года делаем покупки, 0.2 года занимаемся спортом…

Как это запомнить ?

УЗЕЛОК №12

Как составить опорный конспект

Опорный конспект — это структурированный учебный материал, в котором вся ключевая основная информация прорисовывается пиктограммами. Например:

«Изменения в Жизни Животных Осенью»:

Тема «ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ ОСЕНЬЮ» (название темы пишем в центре листа).
Слева от стрелочки: основные части, разделы темы. в нашем контексте обозначаем пиктограммами КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ — млекопитающие, земноводные, насекомые,пресмыкающиеся, рыбы, птицы,
Справа от стрелочки: прорисовываю пояснения, что делает каждый класс животных осенью.
Образами информация запоминается гораздо легче и эффективнее, надолго сохраняясь в памяти.

«Изменения в Жизни Животных Весной»:

Тема «ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ ВЕСНОЙ» (название темы пишем в центре листа).
Слева от стрелочки: основные части, разделы темы. В нашем контексте обозначаем пиктограммами КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ — млекопитающие, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые.
Справа от стрелочки: прорисовываю пояснения, что делает каждый класс животных весной.
Образами информация запоминается гораздо легче и эффективнее, надолго сохраняясь в памяти.

«Пять Языков Любви»:

Гери Чепмена (как сохранить любовь после свадьбы).

Пять языков, пять способов наполнить сосуд любви.

  1. Слова одобрения, поддержки, просьбы, конструктивная критика. Вспомнить и составить список таких слов
  2. Акты служения. Взять за привычку каждый день после работы говорить об 1-3 делах и своих чувствах.
  3. Качественное время. 20 мин. в день, без телевизора, без детей, смотреть в глаза, общаться на общие темы. Составить список подарков, которые вызывали восхищение.
  4. Физические прикосновения. Это обнимание, поглаживание… Бывает, когда к тебе прикасаются — неприятно, а самой притрагиваться нравится. Научиться открыто обсуждать это.
  5. Получение подарков.Дарение подарков – обязательно для брака: Цветы, деньги, открытки, самого себя…Составить список просьб друг к другу.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ АЙКИДО»:

Техника «Айкидо» может помочь нам эффективно провести переговоры, когда мы понимаем, что наша позиция заведомо слабее позиции оппонента. Суть этой техники заключается в том, чтобы уходить от агрессии или того, что Вам невыгодно и мотивировать противника на те действия, которые вам выгодны.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО. Необходимо убрать собственные амбиции из общения. Главная ваша задача — получить необходимый результат в итоге переговоров.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО. Выигрывает тот, кто не думает о победе, или о потраченном времени.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО. Как можно меньше говорить и как можно больше слушать! Есть такая китайская пословица: «Бог дал нам два глаза, два уха и всего лишь один рот, чтобы мы смотрели и слушали в два раза больше, чем говорили».

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО. Отзеркаливайте агрессию.

ПЯТОЕ ПРАВИЛО. Соглашаемся с «агрессором». Присоединяемся к его чувствам, проговаривая, как мы его понимаем. И задаем ему встречный вопрос.

УЗЕЛОК №13

Если на « язык попала песня» и крутится в голове?

Начинай петь другую песню

УЗЕЛОК №14

Как запомнить различные термины?

Играем с новым словом через созвучия. К примеру:
Оксюморон— несопоставимые качества.
Оксана с юмором, потому часто называет себя он.

Читайте также: