Какие изделия низали из бисера и стекляруса на руси

Обновлено: 28.04.2024

Первая половина XIX века в России была временем расцвета искусства вышивки бисером и стеклярусом. В это время бисерные изделия чрезвычайно популярны, и, кроме того, модным становится заниматься этим видом рукоделия.

Бисерные и стеклярусные изделия XVIII века существенно отличаются от аналогичных изделий XIX столетия по многим параметрам – от композиции и круга сюжетов до особенностей используемого материала. В XIX веке начинают применяться новые, не известные ранее приемы работы, значительно увеличивается цветовая палитра бисера, что позволяет создавать сложные миниатюры с тонкой колористической разработкой. Кроме того, в XIX веке бисер и стеклярус стали использовать для украшения множества предметов бытового и декоративного назначения, большая часть которых входит в обиход как раз в начале XIX столетия.

Записная книжка. 1830-40-е гг.

Изделия из бисера и стекляруса нового типа появляются в эпоху классицизма, и присущие классицизму строгость, монументальность и стремление к лаконизму как в форме, так и в декоре изделия сказываются и на бисерных изделиях. Уже в самом начале нового столетия вырабатываются очень простые формы бисерных изделий, полностью соответствующие их практическому назначению: продолговатые кошельки с металлической оправой, плоские сумочки, объемные сумочки из ткани с бисерной отделкой и проч. В первом десятилетии XIXвека появляются шести- и восьмиугольные кошельки, а также мужские бумажники с двумя отделениями или карманами. Основой для таких кошельков служила плотная бумага или картон, покрытый белым или цветным атласом или кожей. Внешние стороны бумажника обычно украшались бисерными вышивками. В 1820 1830-х годах входят в моду записные книжки в сочетании с бумажниками. Все эти изделия и их формы характерны для начала и первой половины XIX века, хотя некоторые из них встречались и позже. Например, долгое время бытовали кошельки-монетницы в виде продолговатого мешочка с разрезом посередине и двумя кольцами-зажимами. Эти монетницы повторяли западноевропейские и использовались на протяжении всей второй половины XIX века.

В XIX веке в моду вошло украшение бисерными чехлами трубок, стаканов и других мелких предметов, а также ручек зонтиков и рукоятей тростей. Такие предметы, как шкатулки, табакерки, бювары, очешники, портсигары, декорировались плоскими бисерными вставками; вышивки из бисера и стекляруса украшали спинки стульев и диванов, диванные подушки. По-прежнему в моде остается создание вышитых бисером и стеклярусом картин, которые вешали на стену или ставили на стол.

Период наиболее интенсивного увлечения бисером и стеклярусом в России приходится на 1820 1830-е годы. В это время важное место в декоре интерьера и предметов одежды занимали растительные мотивы, поэтому и в бисерных изделиях наиболее широкое распространение получают цветочные узоры: гирлянды, венки, букеты, ветки, отдельные цветы.

На небольших вещах (сумочках, кошельках, подстаканниках) основной узор располагался горизонтально идущими гирляндами в верхней или нижней части предмета, реже – по краям; остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек, цветов, крапинок, звездочек или оставалось незаполненным. Особенно пышными цветочные орнаменты становятся в 1830-е годы. В XIX веке цветы в бисерных вышивках решались, в отличие от XVIII века, объемно, живописно, с передачей всех цветовых и светотеневых нюансов.

Стаканы в чехлах. Первая треть XIX века.

Чехлы чубуков и тростей также отделывались цветами: на них узор, как правило, состоял из одной или нескольких гирлянд. Вязка, которая использовалась при изготовлении чехлов, приводила к смещению рисунка в одном направлении, поэтому гирлянды располагались по спирали, как бы обвиваясь вокруг трубки. Такой орнамент удачно сочетался с формой длинных чубуков и получил широкое распространение. Геометрические узоры встречаются в декоре этих изделий значительно реже.

Типичны для бисерных изделий эпохи классицизма такие декоративные мотивы, как рог изобилия, корзина или ваза с цветами. Существовало несколькостандартных рисунков с этой тематикой, которые бесконечно повторялись и варьировались на предметах разных размеров и различного назначения. Для круглых кошельков типичен мотив розетки, который удачно заполняет форму. В зависимости от размеров кошелька такая розетка дополнялась по краю цветочными гирляндами, полосками в виде перевитых лент, геометрическим узором.

Часто на бисерных сумочках и кошельках первой половины XIX века встречаются геометрические и растительные узоры, аналогичные тем, которые украшают современные им ткани и шали: веточка с ягодой или цветком, «турецкие бобы» из мелких цветков, и проч.

В первой четверти столетия под влиянием классицизма в бисерных изделиях часто появляются и повторяются изображения на сюжеты из античной мифологии и композиции на «античную» тему, с использованием персонажей римской и греческой мифологии: Амур и Психея, Амур на колеснице, Вакх с фавнами и проч. Такие композиции украшали диванные подушки, сиденья и спинки мебели.

Во втором десятилетии XIX века сентиментализм оказывает влияние на декоративно-прикладное искусство не только в выборе сюжетов, но и в их трактовке. В бисерных и стеклярусных изделиях появляются изображения опоэтизированных бытовых сценок: пастух со стадом, девушка с овечкой, играющие дети. Иногда в бисерных изделиях появляются и литературные персонажи (сентиментализм в первую очередь течение в литературе): барышня-крестьянка, бедная Лиза. Значительную роль сыграли публикации гравюр «Волшебного фонаря»: под их воздействием в бисерных вышивках появляются изображения молочницы с глиняными кувшинами на коромысле, продавца яиц и рыбы, седока в санях и др., аналогичные изображениям на фарфоровых изделиях XIX века, особенно на фарфоре завода Гарднера. Особенно часто в бисерных изделиях появляются изображения праздничных гуляний, плясок и хороводов.

Кисет. Первая четверть XIX века.

Уже в 1820-х годах под воздействием романтизма в русском декоративно-прикладном искусстве появляются новые мотивы, однако наиболее полно они раскрываются в бисерных изделиях в 30-40-х годах XIX столетия. На сумочках, кошельках, бумажниках этих лет часто встречаются изображения руин, сломанных деревьев, водопадов, замков.

Современность также нашла воплощение в бисерных изделиях: Отечественная война 1812-1813 гг., русско-турецкие и русско-персидские войны, борьба Греции за независимость и проч. так или иначе нашли свое воплощение в декоре бисерных изделий.

Особенно это характерно для бисерных изделий второй половины XIX века, которые насыщаются «восточными» сюжетами, переработанными в красочные жанровые сценки, изображаются китайцы, одалиски, конные турки. Часто повторяются фигуры девушек в национальных нарядах, изображения горцев в живописном пейзаже и с оружием. В пределах одного рисунка могли сочетаться пейзаж, архитектура и персонажи, относящиеся к разным странам и даже разным континентам.

Широкое распространение в русских бисерных изделиях второй половины XIX века получила тема охоты, столь популярная в это время. Вышивки из бисера и стекляруса с такой тематикой украшали охотничьи принадлежности: кисеты, ягдташи и т. п., а также портсигары и кошельки. Бисером и стеклярусом оформлялись целиком охотничьи комнаты.

В 1840-х годах в небольших бисерных изделиях появляются сильно стилизованные растительные мотивы, сложные геометрические орнаменты с рокайлями и архитектурными элементами. Особенно часто используется узор “a la grasalle” в серовато-белых или коричнево-желтых тонах. В третьей четверти столетия бисером продолжают украшать кошельки, ридикюли, настольные бювары; для интерьеров выполняются крупные вещи: скатерти, сонетки, диванные подушки, плафоны и экраны для светильников, вставки в столешницы. Приемы работы повторяют основные виды техники, принятые ранее, но сплошное шитье бисером используется реже: обычно фон бумажной канвы остается открытым и подкрашивается акварелью. Новый прием, встречающийся во второй половине XIX века – соединение вышивки бисером с шитьем шерстяной и шелковой ниткой крестом.

В бисерных работах XIX века нередко встерчается текст-посвящение: наибольшее распространение получили монограммы и скромные напоминания о подарившем вещь в виде единственного слова: “souvenir” (на память); кроме того, встречаются распространенные и в других видах декоративно-прикладного искусства надписи «кого люблю, того дарю», и даже стихи. Иногда в бисерных работах присутствуют дата создания произведения, подписи мастеров – изделия с такими надписями редкость, поэтому они представляют большую ценность.

Сумочка. Конец XIX – начало XX века.

Постепенно бисерные работы становятся все более редким явлением, ими занимаются только отдельные любительницы рукоделия и мастерицы в монастырских мастерских.

Изменение художественных вкусов и обилие предметов промышленного производства способствовали тому, что бисерные изделия постепенно стали исчезать из обихода. Лишь в конце XIX века обращение декоративно-прикладного искусства к художественным формам прошлого привело к возрождению интереса к изделиям из бисера и стекляруса.

Типичное изделие начала XX века – сумочка из синего бархата с шитьем бисером, шнуром, аппликацией из гальки и других материалов. На внутренний рынок России в эти годы поступает большое количество прямоугольных кошельков с отделкой бисерной бахромой, которые выпускались, по-видимому, монастырскими ремесленными центрами. Значительно реже в России использовались вязаные из шелковой нити кошельки с отделкой металлическим бисером в форме продолговатого мешочка или кувшинчика, с кольцами-зажимами.

В конце XIX столетия бисер и стеклярус часто используются для декора женского городского костюма – эта мода приходит из Франции, где в 1880-х годах черный бисер и стеклярус украшают женские туалеты известных парижских фирм. В 1890-х годах отделка бисером распространяется на широкий круг одежд и употребляется при создании изысканных туалетов мастерами многих стран, в том числе России. При этом используется цветной бисер разной огранки, формы и цвета, а также стеклярус.

В конце XIX – начале XX века женский костюм отделывается различными материалами: вышивкой блестками, стразами, искусственным жемчугом, шнуром, бисером и стеклярусом в цвет ткани. Подобные богато отделанные туалеты производили известные фирмы А. Т. Ивановой в Петербурге и Н. П. Ламановой в Москве. Особой популярностью пользовались бусы, бисер и стеклярус в костюмах 1910-х годов: из них низали бахрому, шили бордюры, обшивали детали платья и накидок.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились на Руси невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Неудивительно, что в русских толковых словарях XV – XVII веков словом «бисер» обозначали жемчуг: «перлы, жемчуг», или «бисер, камень честен». Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный, «бисер». Таким образом, лишь в XVII столетии мелкие стеклянные бусы, внешне напоминавшие жемчуг, получили название бисер. Термин «стеклярус» возник ещё позднее. В XVII веке бытовало другое наименование этого типа бус – «одекуй». Лишь в XVIII столетии названия «бисер» и «стеклярус» стали уже устойчивыми.

Применение бисера в шитье и других изделиях начало возрождаться снова только в XV столетии. Его привозили из-за границы, из Венеции. Вначале он был более редким, чем отечественный морской и речной жемчуг, и поэтому им разукрашивали преимущественно предметы религиозного культа, вещи для царского двора и для аристократов. Несомненно, что при оживлённых отношениях с Венецией, откуда выписывались разные мастера и художники, Москва стала большим рынком сбыта для венецианского бисера.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 1

Из этого нового чудного материала стали плести разнообразные сетки, нанизывать торочки и рясна к головным уборам, изготавливать пуговицы и серёжки; им вышивали, разукрашивали одежду и всевозможные предметы. Бисерные серьги и пуговицы также начали занимать не последнее место в наряде русских модниц. Рукодельницы старой Руси обильно применяли бисер в своих вышивках и низаньях наравне с жемчугом и самоцветами. Обычно бисером исполнялся только орнамент вышивки, а для фона – или оставляли открытой материю, по которой вышивали, или покрывали золотыми блёстками, или подкладывали цветную фольгу, или зашивали в гладь золотыми и серебряными нитками. Таким приёмом исполнены те подвязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы и вошвы, которые можно видеть в разных русских музеях. Целые ризы на иконы, отдельные цаты и венчики вышивались таким же образом. Но таких цельных бисерных вышивок, какие оставили нам конец XVIII и первая половина XIX века, где бисер является единственным и самодовлеющим материалом, мы в московский период ещё не имеем.

В конце XVII века (1680 г.) в Париже Рierr'ом Jaquin был найден способ изготовления искусственного жемчуга. Такой поддельный жемчуг уже нередко встречается в шитье XVIII века как на вещах церковного быта, так и на народных одеждах. Им украшены многие пелены, хранящиеся в Историческом музее, а также он встречается на разнообразных народных женских головных уборах – чёлках, венцах, киках. К этому же времени относится начало заката жемчужного промысла.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 2

По мере уничтожения «язычества» культура общения человека с природой тоже стала вырождаться. В погоне за богатством лов жемчуга приобрёл варварские черты. «Наловив множество раковин, все без различия раскрывают, не заботясь о том, есть ли там жемчуг или нет, созрел ли он или не созрел, и таким образом умерщвляют жемчужную матку. Часто находят между несколькими сотнями раковин едва одну жемчужину настоящей цены. Такой вредною ловлей ныне жемчужные раковины если не совсем, то, по крайней мере, приметным образом истреблены», – свидетельствуют современники. Целый ряд указов Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II предусматривал «поднятие русского жемчужного промысла». Он был взят под государственный контроль, ловля жемчуга доверялась только знающим людям и в строго отведенное время. Однако во всех этих мерах личная корысть отдельного добытчика лишь заменялась государственной.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 3

Начиная со времени царствования Петра I правящее сословие перестало носить русскую одежду. Вследствие отказа верхов общества от национальной одежды сузилась и область применения жемчужного шитья. В обиходе рядового дворянства такое шитьё на одежде заменилось самоцветными каменями и стразами (поддельными драгоценными камнями из свинцового стекла с различными примесями). И постепенно стеклянный заморский бисер стал быстро наводнять Россию. Живому природному материалу на смену пришёл искусственный…

С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал. Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. В них нашли своё отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие тогда в России. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно-прикладного творчества; приёмы работы – вышивка, вязка, низание – вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.

Традиция искусства шитья была ещё крепка в русской семье того времени, ещё не забылись наставления бабушки-боярыни, которая сама сидела за пяльцами среди своих девушек в терему. Будь то простая крестьянка, помещица или царская дочь, девушек сызмальства обучали вышивке. В каждой помещичьей семье и хозяйка дома, и её дочери принимали живое участие в рукоделиях.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 4

Это были последние отголоски прекрасных давних времён, когда искусство лилось в мир, как естественное проявление творческого подхода к обыденной жизни. С каждым десятилетием использование бисера и стекляруса становится более разносторонним. Они всё чаще встречаются на предметах культового назначения – ими расшивают оклады икон, украшают покровцы, они подвешиваются в виде кистей под лампады и паникадила. Одновременно эти материалы используются в отделке интерьеров городских и загородных дворцовых ансамблей, созданных с участием лучших русских и иностранных архитекторов, художников и мастеров. На вкусы людей стали влиять совершенно новые художественные течения и мода: национальные традиции постепенно стали вытесняться западноевропейскими. Стали использоваться новые приёмы отделки интерьеров, привлекаться неизвестные ранее материалы. Так, в обиход вошли пышные орнаменты стиля барокко, которые стали появляться в дворцовых интерьерах в виде золочёной резьбы и лепного декора, расписных панно и плафонов, обивки стен цветными шёлковыми тканями и вышивками. Довольно быстро (уже в первой половине XVIII столетия) им на смену пришли более изощрённые мотивы рококо.

Но даже без опоры на истоки, в XVIII веке традиция шитья и бисероплетения привносила много хорошего в человеческую жизнь. Девушки становились терпеливы, трудолюбивы, душевны и привычны к красоте, обладали изысканным вкусом, дружили с вдохновением! И конечно же, когда вставал вопрос, каким материалом работать: ярким и сверкающим бисером или простыми нитями, – многие девушки выбирали бисер. Благодаря этому немеркнущие краски стеклянных бус донесли до нашего времени художественные образы прошлого, сохранив первоначальный цветовой замысел их создателей.

Сумочка. Автор Назаркина Мария.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 5

В середине века появляются первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером – как бы миниатюрные бисерные мозаики. Многоцветные, с переливами тонов, они вполне соответствовали жизнерадостному характеру декора того времени. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины. Это, конечно, очень оживляло убранство комнат.

Во второй половине XVIII столетия мода стала несколько строже, возвращаясь к тому, что называют классицизмом – стилю утончённых консервативных вкусов. Из уже имеющихся приёмов оформления отбирались те, что соответствовали новому направлению. Бисерно-стеклярусные вышивки использовались в качестве картин, настенных панно и для обивки мебели. Тогда же появляются украшенные бисерными чехлами или вышивками повседневные вещи. В узорах вышивок стали чаще проявляться мотивы народного искусства. Впрочем, это не означало, что люди стали лучше чувствовать природу – напротив, началась эпоха наибольшего отделения человека от природы. Это наложило печать и на искусство вообще и бисероплетение в частности.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 6

В XVIII веке бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер. Интересно, что продукция фабрики покупалась для выполнения обоев при отделке интерьеров загородных царских дворцов, а бусы и стеклянная посуда поступали для продажи в лавки столицы. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий… А бисер по-прежнему тысячами пудов завозился из-за границы.

На конец XVIII и первую четверть XIX века пришёлся расцвет помещичьего быта, когда в усадьбах создавались целые ремесленные мастерские из крепостных крестьян. Многие их этих работников творили настоящие произведения искусства, становились великими мастерами! Бисерная работа не терпит суеты, а деревенская жизнь оставляла много свободного времени. Большинство рисунков, выполненных печатным способом, стало приходить из-за границы. Однако когда мастерица в достаточной мере овладевала техникой и пониманием строения бисерного рисунка, многие композиции создавались уже самостоятельно. Именно в этих работах ещё сохраняется неповторимый народный дух. Нередко в них используются уже знакомые элементы старого народного шитья: растительные узоры, павлины с распущенными хвостами, геометрический орнамент: ромбы, квадраты, восьмиугольные звёзды, свастика (солнечные знаки и символы). И всё это уживается рядом с модными тогда орнаментами и эмблемами времён Людовика XVI и Империи. Распространён был и шахматный узор, исстари любимый в боярских рукодельных палатах.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 7

В середине 19 века интерес к бисеру снова снизился. Только на рубеже 19-20 веков бисер снова появляется. Но он уже не играет доминирующей роли. В большинстве случаев используется для декорирования женской одежды. Бисерная отделка одежды была традиционной. Эта традиционность выражалась в характерном для каждой местности узором или цветовой гаммой. Например, в узорах Тверской губернии преобладали геометрические формы. Цветовая гамма белые цвета с вкраплениями зеленого, темно-желтого, кирпичного. В Костромской губернии характерны были сетки из бесцветного бисера. В Новгородской губернии было распространено шитье бисером, в виде изогнутых цветочных веток. Брянская губерния славилась полосами из прозрачного, зеленого и коричневого бисера. Орловская губерния славилась ромбами желтого, красновато-кирпичного, синего цветов.

В конце 19 века было создано Общество поощрения ручного труда. Представители этого общества ездили по деревням и распространяли бисерный промысел. Таким образом, в некоторых деревнях стали появляться мастерские по производству бисерных изделий. Эти изделия продавались в Москве, Петербурге и в ряде других городов России. Этим самым деревенские рукодельницы обеспечивали себе постоянный заработок.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 8

В начале 20 века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Изделия из бисера начинают демонстрироваться в крупных европейских городах. Например, в Лондоне, Париже, Стокгольме. Огромный успех на международных выставках приводит к созданию в Петербурге и Таллинне школ народного искусства. Так же появляются фирмы, занимающиеся производством бисерных изделий.

Но после революции 1917 года Бисерное дело резко прервалось и исчезло на долгие годы…

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Бисер и стеклярус в России до XVII века

Появление бус на Руси относится к далекому прошлому. Но свое современное наименование они получили относительно недавно. В толковых словарях XV-XVII вв. словом бисер обозначали жемчуг. Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, т.е. стеклянный бисер. Термин же «стеклярус» возник несколько позднее. До XVII века было популярно другое название этого типа бус – «одекуй». Название стеклярус появилось только в XVII веке и сохранилось до наших дней. В XVII веке бисер и одекуй играли немалую роль в меновой торговле русских с народами Сибири. Что интересно, так это то, что бисер тогда, как и в наши дни, отмерялся по весу, а вот одекуй – штучно.

Долгое время в украшении русского средневекового костюма самую большую роль играл жемчуг – как мелкий речной, так и крупный привозной. Из него делали ожерелья и браслеты, им же вышивали отдельные детали одежды. По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Бисерные отделки существовали, но в значительно меньших количествах, чем жемчужные. Употребляли бисер средние слои населения, жемчуг – аристократы, дворяне, а крестьяне бисера практически не знали.

В XVII веке бисер и стеклярус используются более разносторонне. Они проникают во все сферы жизни, ими вышивают, ими украшают абажуры, ижи же выполняют оклады для икон, вяжут крючком и спицами, они проникают даже в оформление интерьеров. В начале XVIII века происходят изменения всего уклада русской жизни. Новые западно-европейские художественные течения проникают и в жизнь России, используются новые решения, привлекаются новые, нетрадиционные материалы. Где-то к середине XVIII века относится появление первых бисерных и стеклярусных панно. Крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку. В XVIII же столетии, но уже во второй половине в изделиях из бисера начинают прослеживаться мотивы народного искусства. Бисер в России приобретает все новых и новых почитателей. Светские дамы, мещанки, купчихи и богатые крестьянки – все пробовали свои силы в работе с бисером. Немалое количество вещей выходило из рук мастериц помещичьих мастерских и монастырей. Хотя не только мастериц – мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, и это не считалось зазорным. Но крепостным мастерам не была предоставлена свобода творчества – все ответственные участки на изделиях обычно хозяева вышивали сами, а крепостным была доверена только вышивка фона.

Сюжеты для вышивок и других бисерных работ того времени диктовались господствовавшими в то время в литературе стилями: сентиментализмом и романтизмом. Поэтому в основном изображались всевозможные пейзажи с руинами, урнами и прочими тому подобными вещами. Были также популярны «восточные» или «китайские» сценки, иллюстрации к сентиментальной или романтической литературе. Во второй половине XIX века интерес к бисерным изделиям затухает и проявляется уже только в XX столетии.

Фабрика М.В.Ломоносова

Увлечение бисерно-стеклярусными работами в XVIII веке в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства этих материалов на фабрике М.В.Ломоносова в Усть-Рудице под Петербургом.

Первую свою продукцию фабрика выпустила в 1755 году:»бисеру около одного пуда, затем что еще ученики не привыкли скоро делать [. ] стеклярусу [. ] 20 фунтов».

Начало процессов производства осуществлялось у большой, малой и трех финифтяных печей, где стеклянная масса варилась и из нее вытягивались трубочки различного диаметра. Трубочки при помощи специального приспособления разламывались на куски. Эти мелкие бусинки перемешивалимсь с толченым углем, каолином или с их смесью, ссыпались в металлические сосуды и помещались в специальную, созданную Ломоносовым «бисерную печь». Оставаясь в печи некоторое время, бисер под воздействием высоких температур оплавлялся. Стеклярус не требовал второй операции и получался путем резки трубочек на куски. В первые годы работы фабрики отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусы, и Ломоносов сам занимался усовершенствованием старых и изобретением новых технологий производства. Только в 1760 году он доложил о сыскании способа делать бисер, чтобы он был «ровен, чист и окатист». Но полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка фабрика не могла. Производство задерживалось отсутствием квалифицированной рабочей силы, параллельной выплавкой смальт и выполнением мозаичных работ для Петропавловского собора в Петербурге, поглощавшие основную массу средств и требовавшие неусыпного внимания. Вскоре после смерти Ломоносова, в 1766 году, фабрика прекратила свою деятельность.

За все годы работы фабрики с 1755 года по 1766 год было выпущено не более ста пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Ввезенные из за границы за это время материалы исчислялись в тысячах пудов.

Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме

Одним из наиболее интересных памятников стеклярусного шитья, относящимся к художественному оформлению интерьера, является серия из 12 панно, украшающая стены Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Долгое время считалось, что эти панно выполнены во Франции, т.к. надпись “de Chene” на одном из них читалась, как фамилия мастерицы или владелицы мастерской во Франции, и авторами рисунков для вышивок считались также французские художники. Но в материалах Центрального государственного исторического архива были обнаружены новые сведения о создании стеклярусных панно Ораниенбаума. Как оказалось, де Шен – актриса французской труппы, работавшая при русском дворе в 1750-х годах. После отъезда труппы в 1761 году осталась в России, занималась организацией вышивальной мастерской и обучением русских вышивальщиц. В этой мастерской работали лучшие русские вышивальщицы-золотошвеи . Таким образом, панно были выполнены руками русских мастериц, и являются одним из первых образцов стеклярусного шитья, созданного в России по французскому типу.

Рисунки панно Стеклярусного кабинета типичны для европейского декоративного искусства того времени. Они созданы в так называемом «китайском» стиле, подражающем китайской орнаментике. Рисунки нигде не повторяются в деталях, фон каждого панно переливается и мерцает, а узор их шитья выделяется глубокими насыщенными тонами.

На Руси бисер был известен ещё с давних времён. Уже во времена Киевской Руси в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы,но и бисер. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси. В 1752 году М.В. Ломоносов учредил мастерскую для изготовления бисера. В каждой местности были свои традиции. Украшения из бисера носили каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. С 30-х годов XIX века в городах увлечение бисером стало ослабевать. Активный интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые элементы техники и работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданный.

В России бисер носили в основном крестьяне. Мастерицы низали из жемчуга, бус, бисера и стекляруса ажурные воротники, пояса, сережки и другие украшения. Чтобы изделия были прочнее, их нашивали на холст, на шерстяные и на шелковые ленты. Низали украшения вручную или ткали на специальном станочке, набирая бисеринки на суровую нитку, конский волос или тоненькую проволочку. Яркие красочные узоры создавали из чередований бисеринок разного цвета. Носили по одному украшению или сразу несколько. Чем богаче была крестьянская невеста, тем богаче был на ней убор.

Уже в 9 веке в Киеве работали стекольные мастерские, а в 12 веке появились первые стеклянные бусы. В 17 веке были построены стеклодельные заводы, куда приглашались из-за границы немецкие и венецианские мастера.

При Петре I в Россию бисер привозили из-за границы, хотя он и уделял большое внимание стеклоделию. При жизни Ломоносова фарфоровый завод, который он открыл недалеко от Петербурга, тоже выпускал бисер, стеклярус и стекло для мозаик. Из смальты Ломоносовского завода выполнен мозаичный портрет Петра Первого, который можно увидеть в Эрмитаже. Ломоносов вообще очень интересовался стеклоделием и даже написал поэму – «Письмо о пользе стекла». Некоторые виды бисера и стекляруса, производившиеся на этой фабрике, не имели аналогов за границей. Но после смерти Ломоносова лавочку быстро прикрыли – завод просуществовал всего 10 лет. Еще существовал металлический бисер, но он был менее популярен из-за большого веса.

В каждой местности изделия из бисера имеют свои названия и узоры. В Белоруссии изделия из бисера называются горлячками и пляценками, в России – цепочки, фенечки, колье, гайтаны, герданы и просто фенечки. Кроме того, из бисера делают: заколки для волос, броши, кольца, тканые нарядные пояса для платьев, Серьги, подвески, забавные игрушки из остатков, тесьму и шнуры, чтобы декорировать одежду, воротники, жабо, цветы. Всего не перечислишь.

По материалам книги "Бисер" М. Ляукина

Панно, украшающие стены Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме

Сохранилось довольно ограниченное количество российских изделий из бисера и стекляруса, датируемых XVIII веком: это, как правило, прямоугольные или фигурные вышитые бисером и стеклярусом панно, которые набивались на подрамники и либо укреплялись на стенах, как обои, либо вставлялись в рамы и развешивались на стенах, как картины. Большинство сохранившихся бисерных изделий XVIII века изготовлено для светского обихода.

Деталь панно Стеклярусного кабинета. Вторая половина XVIII века.

Один из наиболее выдающихся памятников бисерного и стеклярусного искусства в России XVIII века – 12 панно, которые украшают стены Стеклярусного кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме. Эти панно, типичные по своему рисунку для европейского декоративного искусства рококо, созданы в «китайском стиле». На панно изображены самые разнообразные птицы среди экзотических растений и орнаментов, причем ни элементы пейзажа, ни орнаменты нигде не повторяются. Фон каждого панно сделан из горизонтально расположенных низок прозрачно-белого стекляруса (шитье в прикреп), а узоры, вышитые гладью на проем, – из разноцветной синели.

Сочетание в пределах одного произведения различных материалов и приемов исполнения характерно для работ европейских мастеров, которым долгое время и приписывалось авторство этих панно.

В результате изучения архивных документов исследователям удалось установить, что панно были изготовлены отечественными мастерицами в вышивальной мастерской, организованной Марией Дешен, французской актрисой. После отъезда труппы она в 1761 году осталась в России и организовала вышивальную мастерскую и обучение русских вышивальщиц. Под ее «смотрением» находилось «шитье для комнат ее императорского величества обоев и других уборов». С 1762 по 1764 гг. в мастерской Дешен работали русские вышивальщицы Авдотья Логинова, Татьяна и Лукерья Кусовы, Прасковья и Матрена Петровы, Клеопатра Данилова и др. Мастерицам был положен оклад от 30 до 50 рублей, сама мадам Дешен получала от 1000 до 1500 рублей в год.

Среди сохранившихся русских изделий из бисера и стекляруса XVIII века встречается значительное количество пейзажных панно и картин с изображением парков и усадеб, типичных для этого времени, с жанровыми сценками. На таких картинах часто появляется дом на высоком цоколе с бельведером и флигелями с башнями, церковь, служебные здания, вокруг – регулярный парк французского образца с аллеями, клумбами, партерами и прудами; в нижней части могут быть изображены лес, деревня, сценки крестьянской жизни.

Усадьба. Первая половина XVIII века.

В первой половине XVIII века бисерные и стеклярусные панно решаются, как правило, плоскостно, большими пестрыми пятнами, без разработки объема и светотеневой моделировки.

Архитектура и пейзаж изображаются как на плане сверху, а фигуры людей, животных и отдельно стоящие деревья – в обычном ракурсе. Для общей композиции характерна симметрия, отсутствие перспективы. Кроме того, здания, деревья и персонажи несоразмерны (фигуры людей гораздо больше построек).

Многие изображения трактованы условно: большой цветок обозначает клумбу, несколько домов с забором – деревню.

Для работы в первой половине XVIII века используются мелкий и крупный бисер, а также стеклярус; отдельные детали подчеркиваются пронизками из разноцветных бус. Персонажи, деревья, постройки, как правило, вышиты по контуру темным бисером. В мелких изделиях бисером часто выполнялись вообще только контуры, а лица и руки персонажей изображались с помощью масляной краски. Аналогичный прием использовался в шитых бисером и стеклярусом иконах.

Виды усадеб были популярны в русском прикладном искусстве XVIII века, ими украшали деревянные столики наборной работы, настенные ковры и проч. Но в бисерном искусстве эти темы получили наиболее широкое распространение, причем часто повторялись одни и те же виды. Такие работы делались как в традициях народных, с плоскостным решением фигур и предметов и без перспективы, что характерно для первой половины столетия, так и более «профессионально», с перспективным решением и светотеневой моделировкой объемов, как в живописных пейзажах, что характерно для второй половины XVIII века. Две сохранившиеся вышивки бисером и стеклярусом представляют собой два изображения одной и той же усадьбы: одно выполнено в 1757 году (дата вышита бисером на самом панно), другое – в 1760 1770-е годы. Изображена одна и та же усадьба: первая вышивка представляет собой плоскостное декоративное панно в народных традициях, а вторая – живописный пейзаж. Выполнение двух изображений одной и той же усадьбы, возможно, объясняется тем, что за прошедшие 10 15 лет произошли некоторые изменения в архитектуре усадьбы. Но можно предположить, что заказчика не удовлетворила именно манера исполнения первого панно, поэтому было заказано второе, более «профессиональное».

Вид города с плотиной. Вторая половина XVIII века. Фрагмент.

Среди дошедших до нас бисерных пейзажных панно XVIII века сохранилось некоторое количество вышивок, которые, скорее всего, имели в качестве прототипов голландские или немецкие гравюры. На них изображены берег моря с руинами, различные виды с плотинами, мельницами, городки с узкими улочками. В пользу этого говорят не только сами сюжеты, но и некоторая суховатость, плоскостность рисунка с подчеркнутым цветовым контуром.

По технике исполнения такие вышивки типичны для России XVIII века: работа в прикреп с низанием бисера и стекляруса разной длины и сечения на проволочку. Для выполнения глади воды и неба использован стеклярус, для изображения более мелких фрагментов – бисер разного размера.

Одна из редких датированных отечественных вышивок бисером и стеклярусом – вышивка с изображением села Попова, созданная в 1792 году. По-видимому, она тоже выполнена по гравюре, о чем позволяет предположить композиция и картуш с надписью внизу, характерный для гравюр этого времени. Произведения русской графики, среди которых были великолепные образцы пейзажных и архитектурных видов, использовались мастерами декоративно-прикладного искусства для вышивок бисером, инкрустаций и проч.

Кроме сюжетных и пейзажных изображений, в России XVIII века создавались орнаментальные композиции из бисера и стекляруса. Их сохранилось незначительное количество. Такими вышивками украшали сиденья и спинки стульев, экраны, скатерти. Декоративными элементами в них являются цветочные гирлянды, раковины, звезды. Кроме того, делали панно на сюжеты из античной мифологии, например, с изображением мифа о Прометее, различные аллегорические изображения. Среди сохранившихся отечественных работ из бисера XVIII века встречаются также изделия, в которых использован стеклярус в виде коротких трубочек. В качестве основы под вышивку использовалась не только ткань, но и соломка.

Ларец. XVIII век.

Среди вышивок бисером и стеклярусом для украшения интерьеров в XVIII веке встречаются портреты и жанровые сцены: помещица в саду, пикник, семья с детьми в зале. В таких вышивках, как правило, фон покрывается вертикально расположенными низками бесцветного стекляруса, контуры предметов и фигур вышиты темным бисером, лица и руки персонажей написаны масляными красками.

Одновременно с использованием бисера и стекляруса в России XVIII века для оформления интерьеров их начинают использовать и для отделки различных бытовых предметов.

Шкатулки, подносы, чернильницы и проч. покрывались чехлами, низанными из бисера или вышитыми по ткани. Типичные узоры в декоре подобных изделий – кони, цветы, двуглавые орлы, геометрические мотивы. В последней четверти столетия нередко изготавливали и вязанные изделия из бисера.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

Оклады икон, иконы, образки, ленты для подвешивания лампад, четки, покровцы и проч. в России XVIII XIX вв. часто делали из такого популярного и модного в это время материала, как бисер и стеклярус. При этом оформленные бисером и стеклярусом предметы культа значительно отличаются по своему художественному облику от светских и народных изделий из тех же материалов: в сферу культа различные новшества, на которые светское искусство довольно быстро реагирует, проникают гораздо медленнее, поэтому по своим художественным решениям бисерные иконы и оклады гораздо более консервативны, чем современные им светские изделия из бисера.

Риза иконы Богоматери Казанской. Конец XVIII века.

Типичное произведение XVIII века – бисерные и стеклярусные оклады икон. Икона с таким окладом могла служить главным украшением храма. В культовых произведениях из бисера и стекляруса приемы, типичные для светского искусства шитья бисером XVIII века сочетались, как правило, с традиционным шитьем одежды святого различными материалами: бусами, запонами, гнездами со стеклами и прочими украшениями. В стеклярусных окладах удлиненные бусины, часто покрывая всю плоскость, создавали переливающуюся поверхность, которая особенно красиво выглядела в мерцании свечей. Стеклярусные оклады бытовали продолжительное время, известны образцы какXVIII, так и XIX столетий. Ранние оклады, более тщательно выполненные, отличаются немногочисленным набором цветных бус и нередко дополняются стеклянными блестками.

Приемы исполнения культовых изделий из бисера и стекляруса и их орнаментика в значительной мере подчинялись традиционным сложившимся правилам: новое в области как технологии, так и узоров проникало в эту сферу художественного творчества с опозданием и в значительно переработанном виде. Таким образом, если в одних культовых изделиях XIX века использовались светские мотивы и приемы исполнения, то в других продолжали сохраняться устойчивые традиции XVIII века.

Увлечение бисерными изделиями в первой половине XIX века способствовало тому, что в это время появляются оклады икон, крытые мелким бисером; при этом используется большое количество цветов бисера, которые позволяют осуществлять светотеневую разработку фигур и одежд изображенных персонажей. Такая «живописная» трактовка приходит на смену традициям XVIII века, когда вышивка осуществлялась крупными массами одного цвета, а изображение выделялось тоном или дополнительной отделкой.

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. Первая половина XIX века.

Среди культовых вышивок бисером и стеклярусом первой половины XIX века немало икон и образов как большого, так и маленького размера. Особенно часто в бисерных иконах встречаются сюжеты: «Несение креста», «Освящение даров», «Распятие», образы некоторых святых и великомучеников. Приемы исполнения аналогичны тем, которые использовались в современных им светских изделиях из бисера и стекляруса: вышивка по холсту с закреплением бисеринок по одной, вязка из бисера крючком и на спицах.

Характерный пример культового изображения из бисера XIX века – Мадонна с младенцем и Иоанном. Среди сохранившихся вышивок шелком имеется точное повторение этого изображения, что указывает на большую вероятность существования раскрашенного рисунка – образца для вышивки, разработанного на основе живописных произведений итальянских мастеров эпохи Возрождения.

Подобные шитые бисером и стеклярусом изображения могли использоваться как в качестве иконы, так и в качестве картины.

Кроме всего прочего, к числу культовых предметов, которые в XIX веке делали из бисера и стекляруса, относятся лестовки, которые в этом столетии сохранились только в быту старообрядцев. Лестовки в форме треугольников или фигурных листиков, находящих друг на друга и пришитых к петле из узкой рифленой полоски ткани, использовались для счета молитв и поклонов. Лестовки вышивались бисером и блестками, петлю вязали из бисера.

Место создания большинства изделий культового назначения из бисера и стекляруса точно установить невозможно: часть их изготавливалась в монастырских мастерских, часть создавали сами верующие и приносили в дар монастырям и церквям. Кроме того, в монастырских мастерских выполнялись и светские изделия по заказу и на продажу.

Рисунки для бисерных изделий

Подготовительные рисунки, которым в бисерном искусстве принадлежит существенная роль, создавались художниками-профессионалами, особенно это касается бисерных панно и картин, украшавших стены дворцов и зажиточных домов. В России XVIII века художники создавали предварительные рисунки по индивидуальным заказам с учетом особенностей конкретного интерьера, для которого предназначалось будущее изделие.

В первой половине XIX века, в период наибольшего увлечения бисерными работами, в России и Европе начинается выпуск специальных раскрашенных рисунков для изделий из бисера и стекляруса. Такие рисунки тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, перерисовывались. Повторяя рисунок дословно или несколько его видоизменяя, мастерицы создавали по этим типовым рисункам кошельки и картины, экраны и вставки в столешницы. При этом каждое конкретное изделие не было лишено своих индивидуальных особенностей.

Рисунок для бисерных работ

Рисунок для бисерных работ. Первая половина XIX века.

Во второй половине XIX столетия стали издавать печатные рисунки-образцы, которые брались мастерами за основу при изготовлении бисерных изделий. Особой популярностью пользовалась продукция немецких, французских и австрийских фирм: Виттиха (Берлин), Мюллера (Вена), Е. Майера (Париж) и других, которые предлагали как растительные мотивы, так и сюжетно-тематические изображения. Нередко мастерицы не дословно воспроизводили рисунок, а относились к нему творчески, переиначивая композиционное или цветовое решение.

Кроме специальных рисунков источником для создания бисерных и стеклярусных вышивок служили многочисленные гравюры с пейзажами, архитектурными видами – в XVIII веке, и с жанровыми сценами и эпизодами современности – в XIX столетии.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

Читайте также: