Казахские украшения из бисера

Обновлено: 03.05.2024

В традиционной культуре казахов ювелирные украшения имеют очень большое значение. От древних представлений о магических свойствах металлов, камней и минералов берет свое начало мнение о том, что девушке и молодой женщине неприлично быть без ювелирных украшений, их отсутствие означало траур. Звон металлических украшений способен, по представлению предков, отпугивать темные силы, а блеск металла отражать все негативное.

Материалы, техники изготовления, орнамент

Наибольшее распространение у казахов получили украшения из серебра. Золото использовалось реже, подчеркивая силу, мощь, богатство, особое положение их владельца.

Дополнительным средством декорирования являлись вставки из ювелирных (драгоценных), ювелирно-поделочных и поделочных камней. Излюбленными являлись камни красного цвета (рубины, сердолик, а также кораллы). Предпочтительная форма огранки непрозрачных камней — кабошон.

Кстати сказать, что помимо эстетических мотивов, использование определенных металлов и камней в изготовлении и декоре украшений диктовалось верой в лечебные свойства металлов (золото, серебро, медь и др.), камней и минералов (янтарь, жемчуг, бирюза, коралл, сердолик). Им приписывались магические и лечебные свойства. Так, бирюза (перезе) по поверью приносит счастье; сердолик (аы) являлся оберегом; коралл (маржан) оберегал от порчи, наговора, способствовал жизненному благу, многочисленному здоровому потомству.

Мастерами-ювелирами применялись различные приемы и техники: чеканка, тиснение, литье, эмаль, гравировка, штамповка, насечка, скань (филигрань), зернь. Со второй половины XIX в. в Центральном и Западном Казахстане входит в моду чернение, заимствованное у кавказских мастеров. Встречались, но не очень часто, ажурные ювелирные изделия с прорезанием узора насквозь.

Применялись подвески из бус, монет, фигурок в виде колокольчика, шара, полусферы и др. Помимо объемных фигур, в основе какого-то украшения могла быть пластина, которую дополняли элементами, придающими изделию законченный вид.

Особый колорит, утонченность, оригинальность казахским украшениям придавала инкрустация из голубой эмали, бирюзы, кораллов, халцедона, стекол, сердолика, бисера, перламутра, жемчуга.

Среди орнаментальных элементов и мотивов следует назвать цветочную розетку, сердечко, ромб; излюбленными приемами декорирования являлись треугольник, конус, цепочки; длинные стержни, перевитые проволокой. В целом, можно сказать, что для традиционных ювелирных украшений казахов характерны следующие виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный и космогонический.

Виды украшений

Наиболее популярные национальные казахские ювелирные украшения:

Серьги

Сырга — серьги, излюбленное украшение женщин всех возрастов. Варианты различны: айсырга — серьги в виде полумесяцев, шышгырык — серьги-колечки без подвесок, «многоэтажные» праздничные серьги и другие.

Серьги. Северный Казахстан. Начало XX в.

Браслеты

Билезик — браслеты. Плоские браслеты — жалпак, круглые — жумыр. Казахские браслеты, как правило, довольно широкие. Часто украшаются вставками из ювелирных камней (например, белазык олты коз — «шестиглазый браслет» со вставками из сердолика).

Браслет. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Браслет. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Браслет. Западный Казахстан. Начало XX в.

Браслет. Южный Казахстан. Начало XX в.

Кольца и перстни

Жузик — кольца; сакина — перстни. По традиции казашки носят множество колец. И вызвано это в первую очередь представлением о том, что пища, приготовленная женщиной, не имеющей на руке кольца, считается «нечистой».

Перстень. Южный Казахстан. Конец XIX в.

Перстень. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Особо следует отметить «кольца свахи» (характерны для Западного Казахстана) — огромные кольца с круглым щитком. Эти кольца надеваются сразу на два пальца. Такое украшение дарила свахе мать невесты после свадьбы.


Перстень свахи. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Перстень свахи. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Перстень свахи. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Обратная сторона

Украшения для волос

Многочисленны и разнообразны у казахов украшения для волос. Повышенное внимание к этому типу ювелирных изделий обусловлено в немалой степени так называемой магией волос, глубокая вера в которую сохранялась вплоть до недавнего времени. В детородном возрасте женщина должна была тщательно скрывать свои волосы, чтобы защитить их от воздействия злых сил, но при этом она их всегда украшала. Накосники являлись, согласно народным представлениям, мощной символической защитой и должны были усиливать плодовитость женщины.

Например, шолпы — парное накосное украшение из серебряных блях, скрепленных между собой колечками и цепочками; вверху к ним прикреплялись ленты, вплетавшиеся в косы, снизу подвешивались кисти (шаш).

Шолпы. Северный Казахстан. Конец XIX в.

Шолпы. Южный Казахстан. Начало XX в.

Височные подвески

Декоративные застежки для одежды, пуговицы

Тана — застежки-фибулы для платьев в виде круглой бляхи с чеканным или штампованным узором:

Тана. Западный Казахстан. Начало XX в.

Тана. Западный Казахстан. Начало XX в.

Тана. Южный Казахстан. Конец XIX в.

Капсырма — декоративная застежка для одежды:

Капсырма. Северный Казахстан. Начало XX в.

Капсырма. Северный Казахстан. Конец XIX в.

Капсырма. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Капсырма. Западный Казахстан. Начало XX в.

Застежка. Западный Казахстан. Начало XX в.

Пуговицы для тона (шубы):

Пуговицы. Северный Казахстан. Конец XIX в.

Нагрудные украшения

Разнообразные нагрудные украшения: алка, айшик, ониржиек, тармакша, тик жага (три первых — съемные, два последних — нашивные) и др. К примеру, тамакши, носимые казашками Семиречья, представляли собой расшитые бисером и монетами полоски ткани).

Ониржиек. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Ониржиек. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Ониржиек. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Ониржиек. Западный Казахстан. Конец XIX в.

Бойтумар - амулетница. Южный Казахстан. Конец XIX в.

Пояса (поясные фигурные накладки, пряжки)

Поясные накладки — древнее украшение мужских и женских поясов. Уже в VI-VII вв. н.э. в кочевническом мире были повсеместно распространены подобные поясные и сбруйные украшения, большей частью гладкие, неорнаментированные, иногда с прорезями геометрического рисунка.

Поясные накладки иногда украшались золочением, что создавало дополнительный декоративный эффект, а также позволяло владельцу пояса выделиться среди окружающих. Считается, что чем больше было количество поясных бляшек на одном изделии, тем выше был социальный статус владельца.

Пояс (фрагмент)

Пояс. Южный Казахстан. Начало XX в.

Пояс (фрагмент)

Пояс. Южный Казахстан. Начало XX в.

Пояс (фрагмент)

Пояс женский. Южный Казахстан. Конец XIX в.

Пояс (фрагмент)

Пояс (фрагмент)

Пояс. Южный Казахстан. Конец XIX в.

Пояс (фрагмент)

Пояс (фрагмент)

Пояс. Северный Казахстан. Конец XIX в.

Пояс (фрагмент)

Пояс (фрагмент)

Локальные особенности

Ряд исследователей обращают внимание на локальные и этнические различия в казахских украшениях. По их мнению, особняком стоят ювелирные изделия Западного Казахстана, выделяясь как техникой изготовления, так и особой формой. Они гораздо крупнее, массивнее. Только для Западного Казахстана характерны кольца, подвешенные на цепочках к браслетам (обычно по три), «кольца свахи» (о них см. выше).

Своеобразные черты наблюдаются в восточноказахстанских изделиях. К примеру, для распространенной там техники гравировки характерно также помещать какой-либо мотив (гюль ою), например вьющийся стебель с отростками в окружении мелких кружочков, имитирующих рыбью чешую. Но все же основные локальные различия связаны больше с формой и техникой исполнения ювелирных изделий, нежели с орнаментацией.

  • Самашев З., Джумабекова Г., Базарбаева Г., Онгар А. Древнее золото Казахстана. — Алматы, 2007.
  • Шевцова А.А. Казахский традиционный свадебный костюм (XIX — начало XX века) // Среднеазиатский этнографический сборник. — М., 2006.

Фотографии сделаны автором сайта на выставке «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» (Музей декоративно-прикладного искусства (Москва), 4 апреля — 13 мая 2018 г.).

В процессе еще одна коллекция под рабочим названием "Женщина Казахстана". Цель этой коллекции: интеграция и популяризация национальных казахских орнаментов в современный образ женщины при помощи украшений из бисера. Вот так поумничала)) А говоря проще - стилизуем древние национальные орнаменты под сегодняшнюю жизнь.

Первое украшение из этой коллекции "Сулу", как нельзя кстати подошло под участие в конкурсе "Моя Азия". Спасибо организаторам, которые наконец-то пнули меня))) давно уже в голове болталась эта задумка, а тут такой повод!


Ц ветастая кошма с национальным узором, белоснежные юрты на фоне голубого неба, табун лошадей, несущийся по бескрайним изумрудным полям – вот первые ассоциации возникающие при упоминании Казахстана. Но все это давно в прошлом. Сегодня Казахстан - современная страна со стальными небоскребами, сумасшедшим ритмом жизни, мириадами стальных коней. Почитание традиций предков и стиль современной жизни Казахстана сочетаются в колье под названием «Сулу», что в переводе означает «красавица»



Стразы и бусины сверкают и слепят глаза. Опробовала купленные шипики, вроде бы вписались неплохо. В колье так же я впервые опробовала технику объемной вышивки.


Цвет для этой коллекции выбран не случайно. Древние украшения казахов были в основном из серебра. Излюбленными камнями в казахских украшениях были бирюза и сердолик. Мне понравилось как написано о ювелирном искусстве Казахстана в этом блоге. Кому интересно, можете почитать почему использовались именно эти материалы и посмотреть на украшения.

Никакого места колье не заняло. Но, что примечательно, оно было единственное в своем роде. Никто больше не сделал упор на Среднеазиатский регион)



Если мы посмотрим на орнаментальный образ колье, то можно увидеть два стиля: зооморфный и растительный. Если посмотреть на основной элемент, то в нем явно видно қошқар мүйіз (бараньи рога).


Но чтобы украшение выглядело более женственно, добавлен растительный элемент (внизу) и небольшие "крылья", символизирующие құсқанаты (птичьи крылья или "ласточка")





Мне очень понравилось работать в этом направлении. А как Вам моя работа, если не секрет? Жду Ваших отзывов )

Украшение в казахском стиле

Использование национальных мотивов в одежде и аксессуарах всегда в тренде. Казахские украшения — это красиво, стильно, модно. В течение многих веков казахские ювелирные украшения покоряли мир плавностью форм, утонченностью узоров, сочетанием драгоценных металлов и камней. И сегодня разные поколения казахстанцев носят изделия, выполненные с использованием национальных техник. Попробуйте сделать такие украшения самостоятельно.

Казахские серьги из ограненных бусин

Ювелирные украшения в казахском национальном стиле всегда привлекали внимание, ведь изделия выглядят очень красиво и дорого. Техника полихромного стиля предполагает изготовление изделий из серебра, золота. Основные акценты в таких вещах сделаны из цветных камней. В украшениях серебряные и золотые орнаменты казахские ювелиры дополняли изумрудами, самоцветами, жемчугом, рубинами и другими драгоценными камнями.

В домашних условиях можно сделать красивые серьги из ограненных бусин голубого цвета.

Для изготовления потребуется:

  • швензы — 2 шт.;
  • коннекторы на 5 петель — 2 шт.;
  • ограненные бусины крупные — 6 шт.;
  • ограненные мелкие бусины — 12 шт.;
  • пины с фиксатором на конце — 10 шт.;
  • штифты с петлей на конце — 8 шт.;
  • шапочки для оформления бусин — 6 шт.

Для работы потребуются круглогубцы, плоскогубцы и бокорезы.

Инструменты и фурнитура для серег

Инструменты и фурнитура для создания национальных серег: YouTube / annahobby

Вот порядок изготовления украшения:

  • нанижите на пин шапочку для бусины, крупную бусину, шапочку для бусины, опустите до фиксатора;
  • с помощью круглогубцев сделайте петлю, срежьте лишнюю ножку, зафиксируйте плоскогубцами кольцо, оформите петлю, отложите;
  • нанижите таким же способом все остальные крупные бусины;
  • наденьте на штифт бусину маленького размера, сделайте петлю так же. Повторите действия для восьми мелких бусин, отложите;
  • оставшиеся мелкие бусины нанижите на пины, сделайте петли, отложите;
  • соедините петли мелких бусин на штифте с кольцами крупных бусин, всего сделайте четыре такие подвески;
  • скрепите кольца двух мелких бусин на штифтах между собой, с одной стороны к кольцу прикрепите крупную бусину. Оформите таким образом вторую подвеску;
  • присоедините к швензе коннектор;
  • закрепите на крайних петлях коннектора маленькие бусины на пине, на второй и четвертой — средние подвески, а по центру цепочку из трех бусин.

Украшение в казахском стиле готово. Казахские ювелирные украшения также делают с камнями каплевидной формы. Чтобы получить такой результат, используйте бусинки-капли.

Казахские национальные украшения для волос: саукеле жасау

Казахстанские национальные украшения привносят в образ особую красоту, придают женщине утонченности, мягкости, плавности. Предлагаем изготовить национальный головной убор саукеле жасау. Такие казахские украшения для волос украшают национальным орнаментом. На нем создают акценты ограненными камнями, стразами или бусинами.

Для изготовления потребуются такие материалы:

  • войлок — полоса 35×65 см (длина зависит от объема головы);
  • голубой стрейч-велюр — кусок 40×70 см;
  • бумага для выкройки лекала;
  • перья белого цвета — 1 пучок;
  • готовые орнаменты для создания узора;
  • стразы, камни или бусины для отделки.

Подготовьте клеевой пистолет и швейную машину, нитки голубого цвета для пошива лицевой части головного убора.

Материалы и инструменты для саукеле жасау

Инструменты и материалы для изготовления саукеле жасау: YouTube / Gulzhan Kuzhanova

Предварительно сделайте лекало одной части саукеле. Для этого измерьте обхват головы и разделите на 5. Сделайте прямоугольник, нижняя грань которого равна полученному числу, а верхняя — 30 сантиметров. На высоте 10 см плавно сужайте расстояние к верхней части. На пике в центре должно остаться примерно 1,5 см. Учтите, что для пошива стрейч-велюра понадобятся припуски на швы (0,5 см).

Вот порядок изготовления головного убора:

  1. Расположите кусок войлока в длину.
  2. Отмерьте снизу 5 см, проведите параллельную краю линию.
  3. Обведите выкройку на войлоке пять раз (без припусков). Располагайте каждую часть так, чтобы нижние и боковые линии совпадали.
  4. В центральной части головного убора снизу сделайте треугольник с вогнутыми гранями высотой около 3 см.
  5. Сделайте выкройку по контуру; в части, где линии соприкасаются, прорезы не делайте. Клеевым пистолетом соедините края шапочки, сформируйте заготовку головного убора.
  6. Сделайте таким же образом выкройку из стрейч-велюра, только в местах соединения добавьте припуски на швы, а в нижней части 1‒1,5 см на подшивку.
  7. Сшейте лицевую часть головного убора.
  8. Наденьте на заготовку из фетра лицевую сторону, располагайте швы так, чтобы они совпадали с гранями на фетре.
  9. Подверните снизу стрейч-ткань, подшейте ее с изнанки головного убора.
  10. На центральной части убора расположите части готового узора, чтобы получилось гармоничное красивое изображение.
  11. Сделайте инкрустацию камнями, стразами, бусинами.
  12. Украсьте вершину убора красивыми перьями.

Вместо готовых орнаментов можете самостоятельно вышить узор бисером, золотыми или серебряными нитями.

Создать украшение в национальном стиле совсем несложно. Воспользуйтесь советами из статьи и сделайте уникальные аксессуары своими руками.

Казахские национальные серьги в ушах девушки

Казахские национальные украшения Берик Алибай, обладатель бриллиантового ордена Карла Фаберже, создает, орудуя всего четырьмя инструментами. Ножницы, молоток, пинцет и горелка в его руках превращают металл в изделия ювелирного искусства, известные во всем мире. Творения, которые создают казахские мастера, не только красивы, но и имеют сакральное значение.

Нагрудные казахские украшения

Казахское ювелирное искусство сформировалось еще в бронзовом веке. Столетиями оттачивался уникальный стиль, технологии, с помощью которых создавали украшения древнего степного народа. Традиционные казахские украшения делали мастера, знания которых передавались из поколения в поколение. Главными качествами зергеров считали:

  • Талант и врожденное чувство вкуса.
  • Терпение и спокойствие, позволяющее освоить ручную работу в совершенстве.

Древние мастера-ювелиры производили украшения нескольких типов, каждое из которых имело уникальное название, социально-культурное и религиозное значение. Одно из особенных предметов женского туалета — ожерелье. В казахской культуре выделяют несколько разновидностей нагрудных украшений — ожерелий и подвесок различной формы:

Өңіржиек

Традиционные казахские ювелирные украшения под названием өңіржиек носили молодые женщины:

  • незамужние девушки, невесты;
  • молодые жены и кормящие матери.

Такое украшение состоит из нескольких серебряных пластин прямоугольной формы, полых внутри. Ожерелье спасало от сглаза, болезней и злых духов. Довольно массивное, оно заставляло обладательницу держать спину прямо.

Пластины подвижно скрепляли цепочками по вертикали, дополняя их подвесками из ромбов и бубенчиков. Их поверхность покрывалась литьем, чеканкой и чернением.

Тұмарша (бойтұмар) и алка

Ювелирные украшения под названием тұмарша (бойтұмар) имеют вид массивной треугольной подвески или полой трубки, подвешенной на цепочках, закрепленных с двух сторон. Ее дополняют колокольчики или монеты в нижней части. При ходьбе подвеска издает мелодичный звон. Ее поверхность покрывают:

  • позолотой, зернью, накладной сканью;
  • вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Их помещают в гнезда, которые украшены двумя концентрическими линиями.

Тұмарша чаще всего изготавливали из кожи, плотной ткани или серебра. Амулет мог содержать внутри полой части листки из Корана либо его украшали особым орнаментом — зооморфными изображениями, которые обладали защитной силой.

Эту подвеску принято было надевать на шею маленьким девочкам. Они носили ее вплоть до замужества. Наиболее часто тұмарша встречается в национальных костюмах жительниц Восточного Туркестана.

Омрауша

Ожерелье из серебра

Современное ожерелье из серебра в национальном стиле: Pixabay

Казахские украшения на шею в виде дуги называются омрауша. Подвеску декорировали драгоценными камнями, кораллами, разнообразными узорами и эмалью. Защитная функция, усиление природной женской энергии — вот ее основные задачи.

Казахские национальные украшения: серьги

Казахские серьги также служили для защиты от злых духов благодаря нанесенным на них узорам флористического и зооморфного характера.

Являясь обязательным предметом женского туалета, они подчеркивали авторитет и семейное положение женщины. Девочки, которых очень любили отцы, вдевали серьгу в нос. Массивные, длинные и роскошные украшения в ушах свидетельствовали о высоком статусе обладательницы, о ее весомой роли в обществе.

Серьги различают по форме и типу исполнения. Вот основные варианты:

  • ай сырға и айшықты сырға — серьги в виде луны и месяца;
  • тұмарша сырға — серьги треугольной формы;
  • салпыншақты сырға и қозалы сырға — изделия с подвесками;
  • тасты сырға — серьги, украшенные камнями;
  • қаралы сырға — серьги с чернением;
  • иықты сырға — украшения длиной до плеч;
  • қоңырау сырға — изделия в виде колокольчиков;
  • сояу сырға и кумбездi сырға — остроконечные и куполообразные серьги.

Девушки на выданье носили серьги с бубенчиками, которые мелодично звенели при ходьбе. Ритуалы «сырға салу» и «сырға тағу» проводятся до сих пор. Они предполагают надевание золотых сережек перед свадебной церемонией, проходят при участии жениха и с разрешения родителей невесты. Замужние дамы также носят серьги.

Казахские серьги

Казахские серьги: Pixabay

В древности считалось, что они защищают от сплетен и пересудов, завязывая злые языки. Серьги были амулетом плодородия и изобилия, дарующего женщине много здоровых детей.

По казахской традиции, их изготавливали из металлических пластин ромбовидной или круглой формы, отлитых из серебра или золота. Детали соединяли цепочками, на поверхности чеканили изображения Солнца, Луны, украшали жемчугом. С умерших женщин снимали все украшения, кроме серег, защищающих уши усопшей от змеи, которая могла вползти в ухо и забрать душу.

Мальчики также носили серьги в ушах. Особенно это касалось долгожданных и единственных продолжателей рода. Украшение защищало их от внезапной смерти или сглаза. Мальчик носил серьгу, пока ему не исполнялось пять лет либо на протяжение всей жизни. Эта традиция была актуальна до начала прошлого века.

Головные украшения, детали одежды

Традиционные казахские национальные украшения из серебра — это еще и украшения на голову, а также головные уборы:

  1. Знатные мужчины-воины носили на голове шлем жыға, богато украшенный чеканкой и резьбой.
  2. Женщины предпочитали украшения, на которых были изящные серебряные и золотые орнаменты.

Казахские женщины славятся красотой длинных и густых волос, поэтому украшать их стало традицией:

Шашбау

Накосные ленты с подвесками на концах, которые издревле использовали все казахские женщины, носят название шашбау. Ряд пластин, соединенных кольцами, образуют крупную подвеску. Ее вплетают в косы или укрепляют у их основания. Убор декорируют чеканкой, монетками и колокольчиками.

Украшение свидетельствует о хорошем здравии и целомудрии девушки. Согласно преданию, оно защищает мелодичным позвякиванием часть ее души и силы, сокрытые в волосах, от злых демонов. Драгоценный металл, из которого изготавливают шашбау, часто декорировали цветочным орнаментом, подчеркивая способность девушки к зачатию и материнству.

Шолпы

Для самых юных девочек предусматривался особый убор — шолпы. Его изготавливали из золота и серебра, украшали жемчугом, кораллами и агатами.

Красивая подвеска из нанизанных друг на друга пластин или монеток из металла казашки носили до совершеннолетия. Нежный звон шолпы не только отгонял злых духов, но и позволял девочке формировать правильную осанку, заставляя держать спину ровно. Принято считать, что массивное украшение благотворно влияло на рост и густоту локонов.

Был и воспитательный момент в ношении этого традиционного украшения: девушка старалась, чтобы ее походка была легкой, воздушной, а сама она оставалась стройной и изящной. Только при этих условиях украшения издавали мелодичный звон.

Кроме того, совсем молодым нельзя было проявлять чрезмерную активность в темное время суток, делать резкие движения, ходить туда, куда запрещено.

Подвески укі аяқ

Самые старинные казахские украшения — это подвески для головного убора, в которых использовались натуральные когти филина или из детали в форме когтей. Эти элементы оправляли в серебро и соединяли цепочками в единое целое.

Подвески были оберегом. Самому древнему образцу, найденному на территории РК, сотни лет.

Ожерелье и кольцо из серебра

Ожерелье и перстень из серебра в традиционном казахском стиле: Pixabay

Детали одежды

Традиционные украшения казахского народа представлены и как элементы одежды. Самые известные украшения из серебра такие:

  • Традиционный пояс для пожилых людей с металлическими кольцами. Он символизирует мощь, мудрость и преемственность поколений.
  • Капсырма и ильчек — изящные застежки для одежды и поясков.
  • Торсылдак туйме и туйреуыш — сферические металлические пуговицы и булавки.
  • Чилтыр — металлические пластины для украшения головного убора саукеле.

Казахские украшения на руки

Казахские украшения на руки тоже впечатляют:

Перстни

Мужчины также носили традиционные национальные украшения, особенно любили перстни. Есть несколько главных видов таких украшений, о которых скажем отдельно:

  • құдағи жүзік (кольцо сватьи) — перстень на два пальца, символизирующий объединение двух душ. Его дарили свекрови родные невесты в благодарность за доброту и хороший прием;
  • құстұмсық (клюв птицы) — кольцо, которое невеста носила до свадьбы и передавала в родной аул, подтверждая, что ее хорошо приняли в семье жениха;
  • жүзік — кольцо-оберег от магии.

Кольца всегда были обязательным элементом в образе казахских красавиц. Хорошим вкусом считалось носить несколько колец одновременно. Эта традиция жива по сей день.

Описанные ювелирные изделия изготавливали методом литья и чеканки. Венчику перстня придавали различную форму — от овальной до многогранной. Перстни и кольца всегда были массивными, богато усыпанными камнями и украшенными национальными орнаментами.

Браслеты

Красота и сложность узора на ювелирных изделиях зависели также от региона проживания мастеров. Изысканные и утонченные браслеты, без которых невозможно представить истинную казашку, в Северном Казахстане украшали зернением и ажурной филигранью. В Южном Казахстане их украшали камнями и стеклами.

Браслеты носили на одной или двух руках как оберег. Они исполняли роль своеобразного культурного паспорта женщины. По браслетам можно было определить:

  • Род и местность проживания женщины.
  • Ее достаток и принадлежность к конкретному роду.

Различают два основных типа браслетов:

  1. Составные, в которых части объединяют в единое целое шарнирами или плоскими створками.
  2. Сплошные, созданные сквозным методом или отлитые из металла, украшенные камнями и чеканкой.

В процессе создания применяли холодную и горячую ковку, вырезание, плетение и даже выдувку. Чаще всего встречаются украшения из мельхиора и чистого серебра, декорированные сканью, камнями, чеканкой и сложными узорами.

Казахский браслет

Казахский браслет: YouTube/Golden art jeweler

Вот самые известные казахские украшения на руку:

  • Бес блезік — часть традиционного наряда невесты, сложная конструкция, состоящая из браслета и цепочек, соединенных с перстнями и кольцами на руке.
  • Тасты блезик — драгоценные камни в изящной оправе.
  • Жұқа селдір блезік — браслет с ажурной конструкцией, предназначенный для особых торжеств.
  • Мужские браслеты, призванные подчеркнуть мужество и непреклонную силу воина.

До наших дней в курганах, расположенных в местах прохождения Великого шелкового пути, находят древние украшения. Современные ювелиры сумели сохранить и приумножить традиции, создавая уникальные изделия, которые пользуются спросом в наши дни.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Плетение из бисера предпочитают многие мастера в своей творческой деятельности. Освоить навык по силам каждому. Начальные шаги включают в себя набор опыта и понятие основных фишек этого вида искусства.

На успех изделий особо влияет качество действий. Новичкам не советуется исполнять сложные мотивы, они попросту будут наделены обилием ошибок. На продвинутых поделках, запечатленных на фото плетения бисером показана вся красота и лучшая сторона данного занятия.


Неспроста хобби выбирают люди по всей земле. Опытные рукодельницы создают предметы, чтобы впоследствии продать их. Это неплохой бизнес, который будет актуален еще долгое время.


Текст наделен самой полезной информацией по тематике бисероплетения. Прочитав всю статью, Вы узнаете про технику, являющуюся базовой. Улучшая навык, в будущем вам будут удаваться работы сложнее.


Содержимое обзора

Выбор бисера

Нельзя начинать мастер-класс плетения бисером без подготовки необходимого арсенала предметов. Как Вы и поняли, основой служит именно бисер. Поэтому, его покупка является одним из главных шагов в творчестве.


Требуется учитывать назначение инвентаря. Что именно плести решаете Вы сами. Для различных целей применяется разный материал. В магазинах представлена масса продуктов, которые имеют разных производителей, ценник и качество. Инвентарь из стекла прослужит вам долго.


Привезенный из Японии бисер отличается своей гладкостью.


Решили выбрать бусины бензинового оттенка? Этот материал тяжело поддается повреждениям из-за надежности, чем и привлекает мастериц. Существуют виды бисероплетения для которых пригодится материал плохой по качеству.


Разновидности бисера

Объекты различаются между собой не только размером, но и формой и производителем. Какой бисер бывает вообще








Вы узнаете ниже:

  • Круглая форма используется очень часто;
  • Шестигранное основание;
  • Цилиндрический бисер;
  • Можно встретить материал схожий с бубликом;
  • Мастерам известен «стеклярус длинный»;
  • Так же можно найти стеклянную рубку;
  • Ну и, конечно же, песок.


Материалы, являющиеся основой бисера

  • Из стекла;
  • Керамика;
  • Пластмасса.


  • Китай славится продажей бисера;
  • Япония;
  • Чехия так же входит в тройку стран — лидеров.


Эксперты подчеркивают дешевизну бисера из Китая:

  • Так же его ровность крайне страдает. Найти схожий инвентарь легко в Индии.
  • Формат выпуска — упаковка 50 грамм.
  • Бижутерия и тонкая работа возможна, но от вас потребуется излишняя аккуратность.
  • Вы должны будете внимательно производить калибровку, отсеивая брак.
  • Оптимальные изделия, получающиеся из такого бисера: колье, деревца.
  • Попробуйте плетение бисером для цветов. Выбирайте те варианты, где точная калибровка не пригодится.








Бисер из Чехии будет лучше предыдущего из-за своей гладкости.

  • Она намного лучше, чем у китайского материала. Цветное покрытие тоже более привлекательное.
  • Находится в ручках он может спокойно, не оставляя отметины цвета. Блестит бисер на высоком уровне.
  • Податливый вид идеален для любых предметов. Проявляйте фантазию, создавая различные элементы и предметы декора.
  • Заметить ошибки в плетении крайне трудно, что радует новичков. Вам удастся плетение бисером колье и ожерелье благодаря схемам.


Японский материал лучший среди представленных по точности.

  • Идеален инвентарь для плетения из бисера для начинающих.
  • При производстве элементов участвуют компьютеры и специалисты, применяющие современные методики.
  • Материал инновационный. Каждая бисеринка будет находиться отдельно от другой.
  • Вот для чего используют эту разновидность: плетение мозаичного типа, воссоздание жгутиков, создание яичек и прочих поделок.
  • Бисер любят за его красивый внешний вид, который удосуживается похвалы.
  • Будет не стыдно сделать какой-то объект в качестве подарка другу или родственнику.
  • Создавай изделие с ребенком, можно отдать поделку на конкурс в школу. Детали очень прочные, леска в них проходит без повреждения материала.


Плетение бисером для начинающих можно начать с бисера из стекла. Попробуйте сплести из него предмет, и Вы убедитесь в качестве и надежности инвентаря. Поймите, что травмировать бисер легко за счет нити или лесочки.


Пластмассовый материал эффективен для плетения дешевых предметов и бижутерий, так как смотрится не так выигрышно, как его собратья. Покрытие быстро сходит на нет, о прочности лучше промолчать.

Для него работайте по схемам плетения из бисера для начинающих.










Предметы, без которых бисероплетение невозможно

Бисер хоть и считается основой изделий, но без применения хороших приспособлений он бесполезен. К лучшему снаряжению можно отнести иголку. Параметры инструмента — идентичны с размером бисера. Смотрите на порядковые обозначения прибора.

  • Большие цифры указывают на тонкий диаметр иголочки.
  • Позаботьтесь о леске.
  • Так же связующим элементом служит нить.
  • Вам понадобятся: ножницы, кусачки, которыми Вы будете резать проволоку, пинцет, круглогубцы и сама фурнитура.


Браслет из бисера

Применяется «Параллельная» методика. Давайте начнем процесс! Подготовьте для браслетика: леску 0, 5 мм, бисер, бусинки, которые по размеру больше, чем бисер в 3 раза, замочек, ушко.


  1. Подготовьте леску. Вам нужен примерно 1 метр;
  2. Один сектор застежки привязывается к середине лески;
  3. Нанизываются две бусины, они так же двигаются в центральное место;
  4. Крепится третья деталь, а затем все закрывается параллельным плетением;
  5. На нетронутые части прикрепляется 6 бусинок, следом происходит закрытие при помощи бусинки;
  6. Добавляются 2 бусины, должно оказаться по одной в каждой части. Снова закройте все одной бусинкой;
  7. Формируйте размер браслета;
  8. Совмещайте в работе и бисер и бусины;
  9. Лески, участвующие в работе, завязываются. Учитывается интервал в виде 10 сантиметров у обоих концов;
  10. Вторая позиция застежки прикрепляется в основе браслета;
  11. Все, что торчит, срезается, так же обрабатываются концы.










Браслет готов, носите его и радуйтесь красотой изделия. Теперь Вы знаете об инструкции, как выполнить плетение бисером.


Вы можете осуществлять шаги вручную, а так же делать плетение бисером на станке, подходящем для начинающих.

Читайте также: