Кто в россии впервые разработал технологию производства бисера

Обновлено: 16.05.2024

Заводское производство стекла в России возникло при царе Михаиле Федоровиче. Мощное его развитие, благодаря стараниям Петра Великого, пришлось на начало XVIII века. Так, к середине этого столетия насчитывалось около 250 заводов, а к 1897 году – 291 стеклодельное производство. На них изготавливали преимущественно бутылки и оконные стекла, но кое-где – и другие изделия. Первым предприятием, на котором изготавливали бисер и стеклярус при содействии венецианских мастеров, был завод в подмосковном селе Измайлово, построенный во второй половине XVII века. Особое место в области производства этих материалов принадлежит М.В.Ломоносову. Именно его исследования и опыты по созданию цветного стекла дали толчок к строительству в 1755 году в Усть-Рудице под Санкт-Петербургом фабрики по производству смальты для мозаичных панно, бисера, стекляруса. Продукцию фабрики, в частности стеклярус, использовали для отделки обоев в интерьерах загородных царских дворцов; бусы и стеклянную посуду отправляли в столичные лавки для продажи. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера к 1760 году нашел способ делать бисер так, чтобы он, как ученый писал в отчетах, был «ровен, чист и окатист».

Для получения стекляруса и бисера стекло, окрашенное окислами ряда металлов, расплавляли и из стекольной массы вытягивали трубки разного диаметра. Затем трубки раскалывали или резали вручную коротким ударом резака по пучку трубок, а позже – машинным способом: станочным резаком. Для закругления срезов полученные заготовки помещали в специальную печь, предварительно перемешав с увлажненной смесью белой огнеупорной глины и тонкого угольного порошка. Заготовки подвергали оплавлению и окатыванию во встроенном в печь вращающемся на оси железном барабане с плотно закрывающейся крышкой. Округленны бисер высыпали на чугунную доску или железный лист тонким слоем для охлаждения, после чего удаляли глину и и уголь вручную или на ударных ситах. Бисер полировали, перемешав его с отрубями и перекатывая в длинных холщовых мешках, и он обретал утраченный при нагревании блеск. После полировки круглый бисер сортировали по величине зерен. Бисер цилиндрической формы обычно после разрубания не подвергали обработке в печи. Граненые бисер и стеклярус резали из граненых же трубок.

Во второй половине XIX – начале XX века в крестьянской среде использовали не промышленный, а бисер местного кустарного производства, более доступный. В 1860 – 1870-е годы бисер, стеклярус и бусы кустарным способом производили почти в десятке деревень Дмитровского и Серпуховского уездов Московской губернии, в поселках Верхутиха и Кузнечиха Ковровского уезда Владимирской губернии, в ряде сел Костромской, Казанской, Киевской губерний. Кустари изготавливали бисер из покупной стекольной массы, бусины штамповали щипцами, а затем шлифовали. Бисер получался крупнее промышленного, отличался неровностью формы, а также меньшим количеством цветов и их оттенков. Кустарное производство бисера в значительной мере не только обеспечивало нужды русских мастериц, но и поддерживало торговлю им со Средней Азией и Сибирью. Русский кустарный бисер охотно покупали на Нижегородской ярмарке «бухарцы» – узбеки, уйгуры и другие среднеазиатские народы. К северным народам – долганам, манси, хантам, эвенам, эвенкам – бисер доставляли русские купцы.

По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились на Руси невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Неудивительно, что в русских толковых словарях XV – XVII веков словом «бисер» обозначали жемчуг: «перлы, жемчуг», или «бисер, камень честен». Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный, «бисер». Таким образом, лишь в XVII столетии мелкие стеклянные бусы, внешне напоминавшие жемчуг, получили название бисер. Термин «стеклярус» возник ещё позднее. В XVII веке бытовало другое наименование этого типа бус – «одекуй». Лишь в XVIII столетии названия «бисер» и «стеклярус» стали уже устойчивыми.

Применение бисера в шитье и других изделиях начало возрождаться снова только в XV столетии. Его привозили из-за границы, из Венеции. Вначале он был более редким, чем отечественный морской и речной жемчуг, и поэтому им разукрашивали преимущественно предметы религиозного культа, вещи для царского двора и для аристократов. Несомненно, что при оживлённых отношениях с Венецией, откуда выписывались разные мастера и художники, Москва стала большим рынком сбыта для венецианского бисера.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 1

Из этого нового чудного материала стали плести разнообразные сетки, нанизывать торочки и рясна к головным уборам, изготавливать пуговицы и серёжки; им вышивали, разукрашивали одежду и всевозможные предметы. Бисерные серьги и пуговицы также начали занимать не последнее место в наряде русских модниц. Рукодельницы старой Руси обильно применяли бисер в своих вышивках и низаньях наравне с жемчугом и самоцветами. Обычно бисером исполнялся только орнамент вышивки, а для фона – или оставляли открытой материю, по которой вышивали, или покрывали золотыми блёстками, или подкладывали цветную фольгу, или зашивали в гладь золотыми и серебряными нитками. Таким приёмом исполнены те подвязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы и вошвы, которые можно видеть в разных русских музеях. Целые ризы на иконы, отдельные цаты и венчики вышивались таким же образом. Но таких цельных бисерных вышивок, какие оставили нам конец XVIII и первая половина XIX века, где бисер является единственным и самодовлеющим материалом, мы в московский период ещё не имеем.

В конце XVII века (1680 г.) в Париже Рierr'ом Jaquin был найден способ изготовления искусственного жемчуга. Такой поддельный жемчуг уже нередко встречается в шитье XVIII века как на вещах церковного быта, так и на народных одеждах. Им украшены многие пелены, хранящиеся в Историческом музее, а также он встречается на разнообразных народных женских головных уборах – чёлках, венцах, киках. К этому же времени относится начало заката жемчужного промысла.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 2

По мере уничтожения «язычества» культура общения человека с природой тоже стала вырождаться. В погоне за богатством лов жемчуга приобрёл варварские черты. «Наловив множество раковин, все без различия раскрывают, не заботясь о том, есть ли там жемчуг или нет, созрел ли он или не созрел, и таким образом умерщвляют жемчужную матку. Часто находят между несколькими сотнями раковин едва одну жемчужину настоящей цены. Такой вредною ловлей ныне жемчужные раковины если не совсем, то, по крайней мере, приметным образом истреблены», – свидетельствуют современники. Целый ряд указов Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II предусматривал «поднятие русского жемчужного промысла». Он был взят под государственный контроль, ловля жемчуга доверялась только знающим людям и в строго отведенное время. Однако во всех этих мерах личная корысть отдельного добытчика лишь заменялась государственной.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 3

Начиная со времени царствования Петра I правящее сословие перестало носить русскую одежду. Вследствие отказа верхов общества от национальной одежды сузилась и область применения жемчужного шитья. В обиходе рядового дворянства такое шитьё на одежде заменилось самоцветными каменями и стразами (поддельными драгоценными камнями из свинцового стекла с различными примесями). И постепенно стеклянный заморский бисер стал быстро наводнять Россию. Живому природному материалу на смену пришёл искусственный…

С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал. Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. В них нашли своё отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие тогда в России. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно-прикладного творчества; приёмы работы – вышивка, вязка, низание – вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.

Традиция искусства шитья была ещё крепка в русской семье того времени, ещё не забылись наставления бабушки-боярыни, которая сама сидела за пяльцами среди своих девушек в терему. Будь то простая крестьянка, помещица или царская дочь, девушек сызмальства обучали вышивке. В каждой помещичьей семье и хозяйка дома, и её дочери принимали живое участие в рукоделиях.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 4

Это были последние отголоски прекрасных давних времён, когда искусство лилось в мир, как естественное проявление творческого подхода к обыденной жизни. С каждым десятилетием использование бисера и стекляруса становится более разносторонним. Они всё чаще встречаются на предметах культового назначения – ими расшивают оклады икон, украшают покровцы, они подвешиваются в виде кистей под лампады и паникадила. Одновременно эти материалы используются в отделке интерьеров городских и загородных дворцовых ансамблей, созданных с участием лучших русских и иностранных архитекторов, художников и мастеров. На вкусы людей стали влиять совершенно новые художественные течения и мода: национальные традиции постепенно стали вытесняться западноевропейскими. Стали использоваться новые приёмы отделки интерьеров, привлекаться неизвестные ранее материалы. Так, в обиход вошли пышные орнаменты стиля барокко, которые стали появляться в дворцовых интерьерах в виде золочёной резьбы и лепного декора, расписных панно и плафонов, обивки стен цветными шёлковыми тканями и вышивками. Довольно быстро (уже в первой половине XVIII столетия) им на смену пришли более изощрённые мотивы рококо.

Но даже без опоры на истоки, в XVIII веке традиция шитья и бисероплетения привносила много хорошего в человеческую жизнь. Девушки становились терпеливы, трудолюбивы, душевны и привычны к красоте, обладали изысканным вкусом, дружили с вдохновением! И конечно же, когда вставал вопрос, каким материалом работать: ярким и сверкающим бисером или простыми нитями, – многие девушки выбирали бисер. Благодаря этому немеркнущие краски стеклянных бус донесли до нашего времени художественные образы прошлого, сохранив первоначальный цветовой замысел их создателей.

Сумочка. Автор Назаркина Мария.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 5

В середине века появляются первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером – как бы миниатюрные бисерные мозаики. Многоцветные, с переливами тонов, они вполне соответствовали жизнерадостному характеру декора того времени. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины. Это, конечно, очень оживляло убранство комнат.

Во второй половине XVIII столетия мода стала несколько строже, возвращаясь к тому, что называют классицизмом – стилю утончённых консервативных вкусов. Из уже имеющихся приёмов оформления отбирались те, что соответствовали новому направлению. Бисерно-стеклярусные вышивки использовались в качестве картин, настенных панно и для обивки мебели. Тогда же появляются украшенные бисерными чехлами или вышивками повседневные вещи. В узорах вышивок стали чаще проявляться мотивы народного искусства. Впрочем, это не означало, что люди стали лучше чувствовать природу – напротив, началась эпоха наибольшего отделения человека от природы. Это наложило печать и на искусство вообще и бисероплетение в частности.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 6

В XVIII веке бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер. Интересно, что продукция фабрики покупалась для выполнения обоев при отделке интерьеров загородных царских дворцов, а бусы и стеклянная посуда поступали для продажи в лавки столицы. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий… А бисер по-прежнему тысячами пудов завозился из-за границы.

На конец XVIII и первую четверть XIX века пришёлся расцвет помещичьего быта, когда в усадьбах создавались целые ремесленные мастерские из крепостных крестьян. Многие их этих работников творили настоящие произведения искусства, становились великими мастерами! Бисерная работа не терпит суеты, а деревенская жизнь оставляла много свободного времени. Большинство рисунков, выполненных печатным способом, стало приходить из-за границы. Однако когда мастерица в достаточной мере овладевала техникой и пониманием строения бисерного рисунка, многие композиции создавались уже самостоятельно. Именно в этих работах ещё сохраняется неповторимый народный дух. Нередко в них используются уже знакомые элементы старого народного шитья: растительные узоры, павлины с распущенными хвостами, геометрический орнамент: ромбы, квадраты, восьмиугольные звёзды, свастика (солнечные знаки и символы). И всё это уживается рядом с модными тогда орнаментами и эмблемами времён Людовика XVI и Империи. Распространён был и шахматный узор, исстари любимый в боярских рукодельных палатах.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 7

В середине 19 века интерес к бисеру снова снизился. Только на рубеже 19-20 веков бисер снова появляется. Но он уже не играет доминирующей роли. В большинстве случаев используется для декорирования женской одежды. Бисерная отделка одежды была традиционной. Эта традиционность выражалась в характерном для каждой местности узором или цветовой гаммой. Например, в узорах Тверской губернии преобладали геометрические формы. Цветовая гамма белые цвета с вкраплениями зеленого, темно-желтого, кирпичного. В Костромской губернии характерны были сетки из бесцветного бисера. В Новгородской губернии было распространено шитье бисером, в виде изогнутых цветочных веток. Брянская губерния славилась полосами из прозрачного, зеленого и коричневого бисера. Орловская губерния славилась ромбами желтого, красновато-кирпичного, синего цветов.

В конце 19 века было создано Общество поощрения ручного труда. Представители этого общества ездили по деревням и распространяли бисерный промысел. Таким образом, в некоторых деревнях стали появляться мастерские по производству бисерных изделий. Эти изделия продавались в Москве, Петербурге и в ряде других городов России. Этим самым деревенские рукодельницы обеспечивали себе постоянный заработок.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 8

В начале 20 века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Изделия из бисера начинают демонстрироваться в крупных европейских городах. Например, в Лондоне, Париже, Стокгольме. Огромный успех на международных выставках приводит к созданию в Петербурге и Таллинне школ народного искусства. Так же появляются фирмы, занимающиеся производством бисерных изделий.

Но после революции 1917 года Бисерное дело резко прервалось и исчезло на долгие годы…

Название бисер возникло от арабского слова бусра, бусер - фальшивый жемчуг.


Бисер - очень древний материал. Его история начинается с IV тысячелетия до нашей эры, когда было изобретено стеклоделие. Древние египтяне, научившись делать стекло 4000 лет назад, стали применять его в качестве украшений. Разноцветными блестящими шариками они украшали одежду, шею, руки и ноги. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. В начале бусинки нанизывали на конский волос, затем на травинки, а позднее на нитки. Так постепенно зарождалось бисероплетение.


Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.


Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.


На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.


Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные) , зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка - такова география торговли стеклянными изделиями.


Интересно отметить, что знаменитый путешественник и мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.
Стеклянное производство издавна существовало и в Богемии (нынешняя Чехия) . Технология изготовления стекла, по версии учёных, была заимствована из соседних государств, но его исключительная прозрачность, чистота и прочность принесли чешским мастерам славу, которая сохранилась и до наших дней. Чехи создали технологию изготовления тугоплавкого стекла, в котором вместо соды использовали древесный пепел (поташ) . Этот материал придавал стеклу тугоплавкость и великолепные оптические свойства.
Но главное, бисер, несмотря на свою давнюю историю, и в наши дни остается уникальным материалом, из которого рождаются великие творения!

Dolores - БЛАГОДАРЮ за ПРЕКРАСНЫЙ и КРАСИВО оформленный ответ . Фото ИЗДЕЛИЙ , ссылочки на ИНТЕРЕСНЫЕ сведения - ИДЕАЛЬНО дополняют ответ !

Просто потрясающе, Долорес, мои комплименты и спасибо!
Мила, спасибо за прекрасный вопрос - было ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. (дети мои - "бисерщики") ))))

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.

Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.

Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т. д.) , Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия) . Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.

Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны. "

Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М. В. Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.

"Золотым веком" бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.

В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.

К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.



Около шести тысяч лет назад финикийские купцы везли по Средиземному морю из Африки природную соду. Высадившись на песчаном берегу на ночлег, они развели костер . Обложили костер крупными кусками соды. Утром, разгребая золу, купцы обнаружили необыкновенные слитки, которые были тверды как камень и при этом прозрачны как вода.
Три бусины, найденные археологами в Израиле и Алжире и изготовленные из раковин моллюсков приблизительно 90000-100000 лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком.
Название происходит от «фальшивого жемчуга» , изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
Существовало несколько способов производства бисера. Самым древним был способ вытягивания. Стекло варили на огне в плотной глиняной посуде, вмещавшей до двухсот фунтов шихты-смеси кварцевого песка, соды, извести. Содержимое нагревалось до состояния густой вязкой массы. Для окраски стекла перед нагреванием в кварц добавляли медь, железо, кобальт или марганец. Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы при помощи металлического прутика.
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю. Именно в Александрии был изобретен новый способ производства предметов из стекла — выдувание при помощи тростниковой или металлической трубки.
В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, во Франции, в Испании, Португалии, Германии.


Самые первые изделия из бисера были изготовлены в стране сфинксов и пирамид – Египте.
Древние египтяне очень трепетно относились к бисеру, об этом свидетельствует тот факт, что они вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из бисера также плели всевозможные украшения: ожерелья, крупные бусы, браслеты, броши и т. д. , нанизывая бисеринки на конский волос.
Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил меновой монетой.
В Африке в рабовладельческие времена за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисер наделяли магической силой, приписывая ему свойства оберега.
Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера.
Примерно в VI веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии.
Для женщин многих современных африканских племен бисероплетение до сих пор остается великим мастерством, секреты которого передаются по наследству от матери к дочери. Достигнув определенного возраста, каждая девочка получает традиционный подарок (украшение из бисера и одежду, вышитую бисером: юбку с запахом) .
На территории Прибалтики археологами были обнаружены захоронения, относящиеся к IX-XII векам, в которых находились венцы из материи, вышитые бисером.
На Руси изделия из бисера появились в языческий период развития, до принятия христианства. Изделия из бисера с незапамятных времен являлись неотъемлемой частью национальных костюмов древних славянских времен.


История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины непосредственные предшественники бисера украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.
Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные) , зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка такова география торговли стеклянными изделиями.
Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла. В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить М. В. Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению не долго и закрылась вскорепосле смерти Ломоносова. Бисера высокого качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.

Еще в начальном классе рассказывали это. На великом шелковом пути был создан совершенно случайно бисер.
Прошло это событие в одну из ночей, путники (торговцы) перевозящие соль в мешках, пошли спать, оставив мешки около костра. Один мешок был про дырявлен и из него высыаплась соль. Итог: она кристализовалась с песком при жаре идущего от не далеко расположенного костра.
На утро был обнаружен такой вот бисер, правда первоночального прозрачного ьелого цвета и без дырочек. Ну остальное это доработка.

Основная масса бисера и стекляруса, которыми отделывали предметы быта и культа и из которых изготавливали настенные панно, украшения и детали костюма в XVIII и XIX вв., привозилась в Россию из стран Западной Европы. Наиболее значительными центрами поставки этих материалов были Италия, Чехия, Германия и Франция. Тем не менее, начиная с XVIII века, на стеклянных заводах России существовало и собственное производство бисера и стекляруса.

Икона Богоматери четырехчастная. Конец XVIII века.

Первые попытки организации бисерного производства в России относятся к XVII веку, когда в Италию, а затем и в Голландию, был отправлен Иван Гебдон, чтобы нанять на царскую службу «добрых искусных людей», в том числе «мастеров стеклянишного дела». Поиски мастеров увенчались успехом, и в 1668 1669 гг. в подмосковном селе Измайлове началось строительство стекольного завода, на котором, если судить, например, по описи 1687 года, производили в том числе и бисер.

Следующей по времени попыткой организации собственного производства бисера и стекляруса связано с деятельностью М. В. Ломоносова. Его исследования в области теории цвета и многочисленные опыты по получению цветных стекол послужили основой для строительства фабрики по изготовлению смальт, бус и других стеклянных поделок.

Доказывая необходимость создания в России собственного завода по выпуску бисера и стекляруса, М. В. Ломоносов в своих докладах приводил статистические данные о ввозе в Россию этих материалов, который к середине XVIII столетия значительно увеличился. Через санкт-петербургский порт в 1748 году было привезено 472 пуда бисера и более 2 пудов стекляруса, а в 1752 году – 2124 пуда бисера и 28 пудов стекляруса. Указывая, что бисер и стеклярус «еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи», Ломоносов просил у правительства разрешения на постройку фабрики «для делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов». В соответствии с этим прошением в 1753 году началось строительство Усть-Рудицкой фабрики под Петербургом, а уже в 1755 году фабрика выпустила свою первую продукцию: «бисеру около 1 пуда, затем что еще ученики не привыкли скоро делать, стеклярусу 20 фунтов».

Кошельки. Первая треть XIX века.

На Усть-Рудицком заводе в большой, малой и трех финифтяных печах варилась стекольная масса, из которой вытягивали трубочки разного диаметра. При помощи специального приспособления трубочки разламывались на куски – так получался стеклярус.

Для изготовления бисера требовалась дальнейшая доработка полученных мелких бусин: их перемешивали с углем, каолином или их смесью, ссыпали в металлические сосуды и помещали в специально сконструированную Ломоносовым «бисерную печь», оставаясь в которой под воздействием высоких температур бисер оплавлялся.

В первые годы работы фабрики там отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусины. В течение 5 лет Ломоносов лично занимался изобретением и усовершенствованием техники и технологии бисерного производства, и в 1760 году смог доложить Мануфактур-конторе о «сыскании надежного способа делать бисер, чтобы он был ровен, чист и окатист».

В описании обивки стен, созданных по царскому заказу работавшим в 1760-х годах в России Иоганном Форшем, сказано, что это были «обои из белого атласа с кубами и цветами». В бордюре обоев использовались стеклярус и синель разных цветов – для этих обоев Форш покупал стеклярус алого, голубого и пальмового цветов из запасов, имевшихся на фабрике в Усть-Рудице у вдовы М. В. Ломоносова.

Однако, не смотря на развитие производства, полностью удовлетворить потребности внутреннего российского рынка в бисере и стеклярусе Усть-Рудицкая фабрика не могла: параллельно на фабрике осуществлялись выплавка смальт и выполнение мозаичных панно для Петропавловского собора, что отнимало основную массу средств и квалифицированных кадров. Выплавка бисера осуществлялась вплоть до закрытия фабрики, например, в 1765 году на фабрике производились закупки белого, зеленого, пальмового и голубого стекляруса для ораниенбаумских интерьеров. В 1766 году, после смерти Ломоносова, фабрика вообще прекратила свою деятельность, и больше фабричным производством бисера и стекляруса в России не занимались.

Настенное украшение. 1830-40-е гг.

Фабричного производства бисера в России в XIX веке не было, однако, его вырабатывали в некоторых ремесленных центрах. В 1857 году бисер плавили в 8 селениях Московской губернии около города Дмитрова и сбывали «азиатским» купцам на Нижегородской ярмарке; выделкой бус занимались в поселках Верхутихе и Кузнечихе Владимирской губернии и в селе Красном Костромской губернии. Только к концу XIX века бисерный промысел в России начинает перерастать в промышленное производство.

За все годы работы Усть-Рудицкой фабрики, с 1755 по 1766 гг., там было выпущено более 100 пудов бисера и несколько сотен пудов стекляруса, в то время как ежегодно импортного бисера и стекляруса в Россию ввозили тысячи пудов. Основная часть бисера и стекляруса в XIX веке также ввозилась в Россию из Италии, Чехии, Германии и Франции. Обширный и достаточно легкий импорт бус не способствовал развитию отечественного бисерного производства. Незначительные пошлины на бисер и стеклярус не могли служить достаточным ограничительным фактором для ввоза иностранной продукции. В городском быту, где для изготовления различных изделий требовался бисер высокого качества, мелкий, ровной формы, и богатая цветовая палитра, использовался бисер иностранного производства. В обиходе крестьян кроме привозных использовались и материалы местной выработки.

Бисерные изделия являлись работой не только обитателей поместий и крепостных мастериц. Социальный состав лиц, изготавливавших изделия из бисера и стекляруса, довольно разнообразен. Невысокие цены на бисер делали его доступным в равной степени мастерицам из низших и высших слоев: горожанкам среднего достатка, зажиточным крестьянкам и проч. Известно, что на ярмарке 1837 года за пуд бисера платили 32 рубля, т. е. 100 граммов бисера стоили 20 копеек. Для изготовления кошелька требовалось бисера на 2-3 копейки, для сумочки – на 14-18 копеек.

При столь масштабном ввозе бисера и стекляруса в Россию процент ввозимых готовых изделий из него был ничтожно мал: в 100 500 раз меньше в различные годы. Таким образом, большинство дошедших до нас бисерных и стеклярусных вещей имеют русское происхождение, но изготовлены они из иностранных материалов.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

Читайте также: