Марийские украшения из бисера

Обновлено: 22.04.2024

Мастер-класс по изготовлению марийского национального украшения девушек накосник. Интегрированный урок история и культура народов мари и технологии.

Оценить 1185 0

Тема: Изготовление марийского национального украшения ӱпйолва(накосник)

-познакомить учащихся с техникой изготовления марийского национального украшения ӱпйолва(накосник)

- формировать устойчивый интерес к истокам декоративно-прикладного искусства;

- воспитать эстетический вкус;

- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;

- создавать условие для развития личности каждого ученика, раскрытие го способностей к творчеству;

- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, мышление.

Оборудование: презентация "Украшение старины"; технологическая карта выполнения украшения; леска, монетки, бисер разного размера, серьга из гусиного основания, вставка бижутерий(работа детей выполненной в технике квиллинг) выставка марийских украшений ; фотовыставка - марийские девушки в марийских украшениях.

I . Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте ребята!

II . Постановка цели и темы занятия.

- Сегодня у нас необычное занятие. Во-первых у нас много гостей, а во-вторых мы с вами смастерим одну вещь.(Показ учителем украшения - Приложение1) Подумайте и предположите, что это? Что делали этой вещью?

- Что это такое мы узнаем попозже. И ваши предположения верны ли были.

III . Повторение изученного.

- Мы с вами узнали на прошлых занятиях слово "бижутерия" Кто помнит, что означает это слово?

-Какие украшения вы знаете?

-Мы в технике квиллинг изготовили кулон и серьги. Вот какие красивые получились.(Приложение 2)

- А почему девушки любят украшения

-В где приобретает украшения?

-Как вы думаете наши прабабушки носили украшения?

- Какие у них украшения были?

2. Ознакомление марийскими национальными украшениями.

Посмотрите, как выглядели девушки, женщины в марийских украшениях. Обязательной принадлежностью марийского костюма были съёмные украшения. Из украшения следует отметить нагрудники - аршаш из монет, бисера и ракушек. Также марийцы носили разнообразные ожерелья - шӱшер и прямоугольные куски кожи - шыркама, обшитые мелкими монетами и бисером. Существовали разнообразные поясные украшения . Сами пояса были плетёнными, чаще из красной шерсти, с подвесками на концах из ракушек, пуговиц и монет. Распространённым украшением женщин были шейно-ушные и ушные подвязки - с монетами и заячим пухом, браслеты -кидшол и кольца-шергаш.

- А как вы думаете, где наши прабабушки приобретали укашения?

- Вот послушайте Эмму. Как раньше марийские девушки мастерили серьги.

3. Ознакомление с технологией изготовления серьги.

Раньше в нашей деревне не было магазина. Девушки сами шили платья и делали украшения. Моя бабушка, Кузнецова Зинаида Никандровна, рассказала, как раньше делали серьги. Серьги мастерили из бусинок, монет, ракушек или же из гусиного основания хвоста. Такие серьги делали осенью, когда резали гусей. Вырезали основания хвоста , а именно то место, где расположена копчиковая железа с пухом, валяли в ржаной муке для удаления жира с перьев, чтобы потом можно было красить. Нанизывали его на колышки и ставили на печку, где выходит тепло. Сушилась неделя. После сушки красили пух в розовый цвет, затем вешали на металлический крючок и получались серьги.

-Девочки, вы чем украшаете волосы?

- А вот бабушки украшали вот такими украшениями. Их называют ӱпйолва(накосник)

IV . Практическая часть.

-Сегодня мы с вами изготовим марийское национальное украшение ӱпйолва.

- Что нужно для этого? Давайте посмотрим на технологическую карту.

1. Нужны: 4 лески длиной 20-25 см, 4 монетки, бисер разного размера.

2. Привяжите на каждый конец лески монету.

3. На каждую леску нанизываем по 10-15 штук мелкого бисера.

4. Две лески соединяем и нанизываем более крупный бисер по 30-40 штук.

5. Затем соединяем две готовые лески и нанизываем крупный бисер по 10 штук.

6. Завяжем узелок, а конец лески плетём.

V . Итог занятия

- Вечером девушки одевались, прихорашивались, заплетали косы накосники и шли.

-Как вы думаете, куда шли молодые наши прабабушки прадедушки вечером?

- Давайте вы будете исследователями. Узнайте, куда ходили прабабушки по вечерам и как проводили свободное время.


Эльвира Якимова создает и восстанавливает украшения марийских национальных костюмов

Мастерица из Советского района Эльвира Якимова уже много лет изучает и восстанавливает старинные женские .



Журналист из Тамбова придумывает и плетет украшения из бисера

Бисер – это один из популярных материалов у современных рукодельниц. С помощью мельчайших разноцветных бусин .



6 ИДЕЙ украшений ИЗ ФЕТРА и БИСЕРА своими руками

В этом видео я собрала для Вас 6 мастер-классов из бисера и фетра. Увидите, как легко и просто сделать интересные и .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Муниципальное автономное учреждение

Центр детского творчества «Радуга»

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "Гердан с марийским орнаментом"

Выполнила : Япарова Аделина , 12 лет, обучающаяся объединения "Чудесная мастерская"

Руководитель: педагог дополнительного образования высшей категории, держатель бронзового сертификата соответствия №50482 «Образовательные услуги для детей в учреждениях дополнительного образования»

Мишенькина Наталья Ярминькиновна

объединение «Мозаика», художественный отдел

Здравствуйте, я Япарова Аделина. Учусь в 6 классе МБОУ СОШ с. Бахтыбаево. С начальных классов посещаю объединение «Чудесная мастерская», которую ведет мастер на все руки - наш педагог Мишенькина Н.Я. Она очень многому нас научила: бумагопластике, аппликации из разных материалов, вышивке крестом, алмазную мозаику- последний модный вид руколелия, бисерные цветы, деревья и украшения и много еще.

В последнее время м ода на этнику возродила интерес к традиционному костюму, быту, украшениям.

Среди них – гердан- яркое и самобытное нагрудное украшение, популярность которого сегодня возрастает среди мастеров и ценителей хендмейда.

История гердана.

Гердан совсем недавно стал популярен у современных женщин. Хотя о нем известно очень давно, так как наши бабушки и прабабушки любили носить такое украшение на шее не только в праздничные дни, но так же и в повседневные. Такой аксессуар представляет собой нагрудное украшение в виде ленты с различным орнаментом. Он бывает узкой и широкой формы, длинный и короткий, ажурный или сплошным полотном, украшенный бисерной бахромой. Не зря и сам медальон на толстой ленте располагался в области солнечного сплетения

История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. Украшения также играли роль «визитной карточки» владельца, помогая ему обратить на себя внимание. По внешнему виду человека, по покрою одежды, по орнаменту вышивки или форме украшений судили не только о достатке человека, но и о его месте жительства, общественном статусе, составе семьи, роде занятий. Позже украшение стало выражать жизненное благополучие, видное положение в обществе, богатство, а также определенные черты характера, например, кокетливости.

Марийские украшения ( луговомар. Марий шийдарман) — обязательная принадлежность марийского костюма , съёмное, подвижное убранство из различных материалов: металла , монет , бисера , бус , блёсток, раковин-каури , позумента , пуговиц , бахромы , тесьмы и др.

По археологическим материалам различные металлические головные, шейные, нагрудные, наручные ювелирные украшения богато представлены у марийцев в IX — XI веках . Металлическими украшениями отделывались одежда, головные уборы, обувь и другие части и детали костюма. В связи с запретом кузнечного ремесла у марийцев, по царскому указу в конце XVII века , за два столетия технология и навыки ювелирного мастерства были утеряны, что привело к изменению характера материалов для украшений.

Наряду с металлом широко стали применяться монеты, бисер, раковины-каури. Женский традиционный костюм, особенно праздничный, включал целый набор разнообразных украшений: головные, налобные, затылочные, наушные, головные повязки, накосные, шейные, чересплечные, для рук, поясные. Монеты нашивались на плотную ткань или кожу. Небольшие шейные ожерелья из бус, бисера, монет носили маленькие девочки. Полный набор украшений девушка надевала, достигнув половой зрелости, на девичий праздник Удырпура (Удырсий; луговомар. Ӱдырпура, Ӱдырсий).

Полный набор украшений надевался также на праздники и свадьбу. Богатый набор украшений был в костюме женщин фертильного возраста, у пожилых их было минимальное количество. У состоятельных носительниц в украшениях присутствовали серебряные монеты крупного достоинства, у небогатых — мелкого достоинства, жетоны. Украшения были мерилом богатства. В начале XX века украшения коснулась тенденция упрощения — наиболее сложные и неудобные формы вышли из употребления.

Обладательница украшений обычно знала, от кого они унаследованы, вплоть до прабабушки. Каждая женщина дополняла и обновляла украшение в соответствии со своим вкусом и возможностями. Украшения накапливались в семье десятилетиями, передавались по наследству от матери к дочери, были собственностью жены, муж на них не имел права. Кроме того украшения использовались в качестве оберегов. Обязательными элементами женского марийского костюма были: нагрудник, передник, пояс.

Знакомясь с культурой и традициями в одежде славянского народа, моё внимание привлекло нагрудное украшение – длинные плоские цепочки из бисера, которые одевались на шею и петлёй спускались спереди. Данные украшения меня очень заинтересовали своим разнообразием форм и цветов. В одних источниках эти изделия называли «гайтаны», в других «герданы».

Так как же правильно?

Даль Владимир Иванович в толковом словаре даёт следующее определение слову «гайтан»:малый; мужской род гайтанчик, гайташек умалит, снурок, плетежок, тесьма; … снурок, на котором носят тельной крест; южное, южный шелковый снурок. Слово «гердана» в словаре отсутствует. Таким образом, я выяснила, что слова «гердан» и «гайтан» слова-синонимы иностранного происхождения, в современном мире означающие нагрудные украшения в виде петли из бисерной ленты, одетой на шею, которая, опускаясь на грудь, заканчивается медальоном вдвое шире самой ленты.

ЧТО ТАКОЕ ГЕРДАН?

Иногда герданы выглядели в виде шерстяной полоски или ажурного воротничка из бисера, которыми в Галичине, на Буковине и в Закарпатье женщины украшают шею или голову, а мужчины — шляпы. И все же, что такое гердан? Часто герданы имеют форму петли из сплошной или ажурной полоски разной ширины, которая надевается через голову на шею; концы соединены спереди медальоном. Одно и то же украшение в разных регионах, даже селах могла называться по-разному.

Геометрический орнамент, возникший в древности — это своеобразные условные знаки, с помощью которых мастер выражал свое мировосприятие. Горизонтальная линия означала землю; волнистая — воду, огонь — в виде креста; ромб, круг или квадрат символизировали солнце

Украшения из бисера испокон веков имели назначения оберегов. Даже злой глаз остановится прежде всего на искусно изготовленной вещи. Мастера бисера не садятся в плохом настроении за работу, чтобы не передать свои хлопоты на чувствительные бисерные бусины, а через них на других людей. Что такое гердан в современном исполнении?

Сейчас изделия из бисера имеют упрощенные узоры и цветовые сочетания, но как и старинные, они прекрасно подходят к современной одежды. В последние годы возросла популярность бисерных изделий.

Марийские женщины и девушки, монисто-нагрудное украшение- сога, такия -головной убор, околошейные украшения носят в основном во время свадьбы. А такие украшения из бисера как гердан, марийские девушки изготавливают в последнее время, потому что модно. И они предпочитают плести гердан с марийским орнаментом.

https://i.pinimg.com/originals/f0/14/af/f014af3a2be888f2d330e1789f809d63.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f17/0002a726-42514404/img16.jpg

Для изготовления гердана предпочтительнее использовать чешский бисер, у которого все бисерины одного размера, и гердан будет смотреться ровно и аккуратно.

Для изготовления гердана из бисера понадобятся:

  1. станок
  2. нитки (лучше Ариадна 100) или любые тонкие, которые у вас имеются
  3. схема гердана, по которой будем плести.
  4. набор бисера белого и красного,
  5. бусинки (4 мм) на кончики,
  6. ножницы , зажигалка, иголка, изолента.
  7. Игла для плетения бисером;

Бисерное ткачество. Такой способ позволяет получить сплошную ленту без отверстий. Выбираются бисеринки одного размера, поэтому полотно получается цельным. В этом случае узоры для изделия повторяют схемы вышивки крестиком. Этот вид творчества появился сравнительно недавно, но уже приобрел особую нишу в современном рукоделии. В свою очередь, ткать гердан можно вручную или при помощи станка.

С чего начать?

В первую очередь, следует выбрать схему. У мамы есть готовый уже браслет, которую я сделала на занятии в объединении «Чудесная мастерская» и подарила маме. Подумали и мы решили, что у нее будет комплект- браслет и гердан. Схема с марийским орнаментом у меня уже есть. Эту схему и возьмем за основу.


Основные этапы работы:

  1. Подготовка . В этот этап входит подготовка инструментов и материалов. Схемы для плетения Схема с марийским орнаментом у меня уже есть.
  2. Настройка станка . Важно правильно подготовить станок к работе правильно. Натягивают нити основы достаточно прочно, чтобы они не провисали. Количество нитей всегда равно числу бисерин в орнаменте плюс одна. После закрепления рабочих нитей можно приступать непосредственно к работе.
  3. Плетение . Конец рабочей нити крепится на станке, другой же вдевается в иглу. На леску набирают первый ряд бисера согласно схеме орнамента. Ряд бисера пропускают под плетением, аккуратно пальцами элементы распределяются между нитями на станке. Затем рабочую нить с иглой пропускают сквозь отверстия бусин в ряду и закрепляют на противоположном конце полотна. Таким образом плетут каждый ряд гердана, набирая бисер по схеме рисунка.
  4. Окончание работы . Обычно плетется полотно длиной 80−100 см. Когда работа окончена, нити срезают. Рабочая нить пропускается через бисер последнего ряда. На оставшиеся нити нанизывают бахрому в виде бисерных нитей.
  5. Плетение медальона . Он представляет собой продолжение полотна гердана. Узор ленты продолжается в медальоне. Посередине добавляют несколько рядов бисера согласно рисунку. Некоторые изделия требуют расширения или сужения рядов. В этом случае во время работы добавляют дополнительные нити или же сокращают их количество. Для этого последний ряд перед изменением количества рядов полотна закрепляют рабочей нитью.

Теперь составим технологическую карту плетения.

Материалы и инструменты

Для начала работы отрежьте 8 нитей по 1,5 метра. Закрепите их на станке так, чтобы центр нитей был вверху станка (в том месте, где вы начнете плести гердан). Это будут нити основы. Кончики нитей приклейте изолентой


Далее отрежьте рабочую нить длиной около метра (или другой удобной для вас длины) и завяжите ее двойным узелком на левой нити основы (все нити я называю так, как вы на них смотрите, то есть слева-направо


Станок, нитки, иголка, бисер.

Наберите 1 белую, 2,3,4, 5,6 красные, 7 белая, бисеринок и проходите нити основы снизу. Пальчиками можно распределить бисеринки между нитями.


Станок, нитки, иголка, бисер.

а самой правой нитью поднимите иглу и пройдите иглой внутри бисеринок (над нитями основы). Внимательно следите, чтобы рабочая нить, когда идет слева направо была ПОД основой, а когда справа налево – НАД нитями основы. Заметили ошибку – распускайте. Гердан будет аккуратным только тогда, когда он будет без ошибок.


Станок, нитки, иголка, бисер.

Вытяните иголку и слегка натяните нить. Натяжение должно быть не сильным. Достаточное для того, чтобы бисеринки стали ровненько. Таким же образом наберите следующие 7 бисеринок второго ряда, треьего и последующих, протяните иглу под нитями основы, а затем, через бисеринки, над нитями основ.


Станок, нитки, иголка, бисер.

Необходимо сделать таких 100 рядков.


Станок, нитки, иголка, бисер.

если у вас закончилась нить – после того, как вы сделали ряд, поднимитесь на ряд выше, пройдите ряд (слева-направо), поднимитесь наверх и снова пройдите ряд (справа – налево). Пройдя несколько рядов – можно обрезать кончик нити. Следующую нить крепите двойным узелком на левой нитке основы и приступайте к плетению нового рядка.


Станок, нитки, иголка, бисер.

Когда все 100 рядков готовы, приступайте к увеличению. Для этого вам понадобится 7 нитей по 1,4 метра. Возьмите вторую иголку, проденьте в нее нить (1,4 метра), проденьте иголку с ниткой в последний ряд. Протяните нить так, чтобы ее центр находился в бисеринках. Снимаем с этой нити иглу.


Станок, нитки, иголка, бисер.

После этого, не очень натягивая, закрепите боковые части протянутой нити на станке. (Я их закрепляю изолентой) Делайте все точно так, как и ранее – слева-направо нить снизу, справа-налево - проходим бисеринки и нить сверху нитей основы.


Станок, нитки, иголка, бисер

Точно также добавьте еще 4 нитей и увеличьте свое полотно в соответствии с узором


Станок, нитки, иголка, бисер.

Когда в рядке получилось 17 бисеринок , приступаем к основному узору. Плетем до нужной высоты у нас это длина браслета.


Станок, нитки, иголка, бисер.


Станок, нитки, иголка, бисер

После того как закончили плести по схеме, начинаем набирать бусинки, сочетая белые с красным, в обе ленты.



Станок, нитки, иголка, бисер

Получается у нас медальон из 35 бусин.


Станок, нитки, иголка, бисер

Медальон плетем по схеме, которую мы досочинили от браслета


Станок, нитки, иголка, бисер

Конец медальона укорачиваем с обеих сторон, получается угол.


Станок, нитки, иголка, бисер

На концы ниток набираем бисер и крупную красную бусинку, в конце 4 бисера

На первом занятии кружка Нагаева Татьяна Николаевна продемонстрировала нам куклу в марийском национальном костюме.

Саша сказал: «А у моей бабушки тоже есть такие украшения».

Каждый из нас захотел иметь такой наряд у себя. Нас очень заинтересовало, как изготовляются эти украшения?

Так ли уж сложно?
Посильно ли нам?

Совместно с Татьяной Николаевной мы определили цель своего будущего проекта: возрождение народно-прикладного искусства по изготовлению марийских народных украшений.

Наметили следующие задачи:

  • изучить историю марийских народных украшений;
  • выяснить роль украшений в жизни наших предков;
  • изучить отношение обучающихся школы, родителей и учителей к
  • освоить технологию изготовления национальных украшений.

Мы изучали материалы по теме в библиотеках школы, посетили школьный краеведческий музей, где представлены народные костюмы. Искали материал в Интернет ресурсах.

Кроме того, мы опроси своих бабушек, дедушек, друзей, учителей, что им известно о марийских народных украшениях.

Провели анкетирование среди обучающихся. Результаты его представлены в диаграмме, из которой можно сделать вывод, что интерес к истории марийского костюма имеется у детей младшего возраста, а чем старше дети, тем этот интерес угасает.
Мы определили, что об истории национального костюма в основном узнают в школе на уроках ИКН, лишь несколько человек отметили, что им рассказывают родители – мамы и бабушки.
Ни один из опрошенных сам не занимался изготовлением украшений, поэтому нас ещё больше заинтересовало это занятие.

Из книги Т.Л. Молотовой «Марийский народный костюм» мы узнали об истории возникновения, роли и значимости украшений в жизни наших далёких предков.

С древних времен украшения имели особое значение в жизни человека.

Украшения подчеркивали возраст, социальное, семейное и имущественное положение. Кроме того, они использовались в качестве оберегов.

Уже в 5-7 веках было несколько видов украшений. Это украшения с шумящими подвесками, нагрудные застежки и пряжки.
В 9-11 веках производилась отделка украшениями головных уборов, одежды и обуви. Позднее появились головные, наручные, нагрудные украшения.

Большое значение в украшениях имели монеты. Блестящие монеты являлись символом солнца, считалось, что звон серебра отгоняет злых духов.

Украшения накапливались в семье десятилетиями, передавались по наследству от матери к дочери. Полный комплект женских украшений весил до тридцати килограммов и более.

В 19 веке запретили сверление монет и стали использовать чеканки и металлические бляшки. Кроме серебряных монет в изготовлении украшений широко использовались бусы, бисер, пуговицы, цепочки, бахрома, кисти, раковины каури. Каури за внешнее сходство со змеиной головой называли ужовками. Их привозили арабские и персидские купцы. Женское свадебное украшение аршаш целиком делалось из раковин каури.

Стеклянные бусы и бисер служили заменителями натурального речного жемчуга и кораллов. Их привозили из Бухары. Использовали при изготовлении украшений в сочетании с монетами.

К головным украшениям относятся околоушные подвески с монетами, в верхней части которых имеются петли для ушей. Подвески комбинировались ожерельем, сделанным из бисера и монет, и назывались он | ылашйымал. Околоушные подвески считались празднично-свадебным украшением.

В качестве шейных украшений бытовали разнообразные формы ожерелья из бисера и монет.

На грудь спускалось украшение ший аршаш. Оно представляло полосу кожи или холста с чешуйчатыми рядами монет.

Важным элементом костюма были пояса и поясные подвески. Богато украшенные кистями, бисером, каури, монетами считались ювелирным изделием. Свадебные поясные подвески делались из металлических трубочек.

Украшения дополняли друг друга, образуя единый ансамбль. Они сохраняли свою традиционную форму в течение многих поколений.

Рассматривая книгу Э.Меджитовой «Марийское народное искусство» на страницах 96 –97 мы увидели современные свадебные пояса, выполненные мастерицей Нагаевой Раисией Васильевной.

И сразу же возник вопрос к нашей учительнице Нагаевой Т.Н.: А не является ли она её родственницей?

Оказалось, что Раисия Васильевна свекровь нашей учительницы и мать Нагаева Юрия Петровича, учителя технологии нашей школы.
Татьяна Николаевна рассказала нам, что Раисия Васильевна обучила её изготовлению украшений. А теперь свои умения передает нам на занятиях дополнительного образования «Марийские национальные украшения».

Изучив теоретический материал мы приступили к изготовлению украшений.

Для этого нам понадобились следующие материалы:

- красная материя 40см х на 50см;

- холщовый материал 30см х 40 см:

- металлическая проволока толщиной 1 мм и 3 мм длиной 10 м;

- бисер мелкий и крупный разных цветов;

- блестки круглые разных цветов;

- швейные нитки разных цветов;

- тесьма и ленты разных цветов 4 м;

- пластмассовые пластины разных цветов;

- иголки, наперстки и ножницы;

- пробойники разных диаметров и форм:

Основными этапами изготовления украшений являются

- подготовка материалов (пробивка и прокалывание бляшек, пуговиц);

- прошивание основы изделия блесками, пуговицами, монетами;

- кручение коротких и длинных цепочек;

- изготовление отдельных деталей изделия из цепочек, бисера и монет;

- сборка отдельных деталей в целое изделие.

Реализуя данный проект, мы многое узнали о марийском национальном костюме. Изделия нашего проекта можем использовать для выступления на концертах, на уроках ИКН, выставках. А овладев технологией изготовления, можем сами обучить своих друзей и знакомых.

Помогает для ознакомления учащихся с национальной одеждой и укрошениями мордовского народа.

ВложениеРазмер
Бисерные украшения мордвы 2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


доклад о мордовском национальном костюме

В докладе рассказывается о костюме мордвы, его деталях, описывается мужской и женский костюмы.


Урок-презентация "Мордовский костюм "

На уроке рассмотрен женский мордовский костюм в творчестве русского художника Федора Сычкова.

Проектная работа «Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.»

«Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.».

Мордовское национальное нагрудное украшение (сюлгамо)

Конспект НОД «Мордовское национальное нагрудное украшение»Цель:- Приобщать к истокам мордовской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства; развивать у дете.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРДОВСКИЙ КОСТЮМ"

ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МОРДОВСКОГО КОСТЮМА.


Мордовский национальный костюм

Работа на конкурс учебно-исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся «Юный исследователь».

«Конспект занятия. Аппликация. Тема «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Цель: учить создавать мордовский орнамент из геометрических фигур разной величины и формы, воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей.

Читайте также: