Накосник из бисера своими руками

Обновлено: 25.04.2024

4920201_voluniankadrevlanka (402x700, 210Kb)

КОСНИК (НАКОСНИК) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.

Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в12 - 14 прядей- "плёток". Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность.

4920201_wYF7b4BQrWstile (496x700, 270Kb)

Одним из самых распространенных и любимых украшений-оберегов косы и всей наспинной части девичьего костюма являлся коснИк (накОсник) - привеска, вплетаемая в косу при помощи шнура между прядями волос. Косники имели самую разнообразную форму и выполнялись из материалов как домашнего, так и фабричного производства.

Наиболее простым вариантом косника следует считать вплетавшуюся в косу ленту, заканчивающуюся завязанным бантом. Концы ленты могли затейливо расшиваться растительным узором золотными или серебряными нитями и обшиваться металлической бахромой.

4920201_pAKYbkL8Uctile (700x528, 329Kb)

В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями.

4920201_capture20150817082345 (516x700, 254Kb)

Первый из них — накосник с коромысликом, который собственно и представляет собой костылек (рис. 8 — Б). К коромыслику были подвешены на цепочках два бронзовых кольца, украшенные соколиными головками, размещенными по направлениям стран света. Такие накосники (судя по позднейшим татарским) заплетались в косы в их нижней части, украшая одновременно оба конца (рис. 8—1).

4920201_2588594 (699x683, 310Kb)

Аналогичными верхнесалтовским накосникам были и накосники ранних булгарок из колесообразных подвесок и коромыслика (костылька), к которому подвески могли крепиться как цепочками, так и кожаными шнурками, вместе со всякого рода пронизками, бусами и др. (рис. 8—2, 4). Накосники с коромысликом верхнедонских салтовцев и ранних булгар, таким образом, являются прообразом подобных накосников — чулп казанских татарок. Для татарских чулп характерны те же коромыслики, такая же система подвесок, но обогащенная большим количеством подвесных блях, что отражает соответствующие эпохе требования художественно-эстетического вкуса.

4920201_4WbwdYIkniotile (700x284, 152Kb)

Косники в южных регионах страны были ярче и форма их была разнообразной. Выполнялись они как из подручных, так и из покупных материалов: разноцветных шерстяных нитей, кумача, тесьмы, бисера, блесток. Некоторые из них представляли собой мягкие розетки с подвесками, выполнявшиеся из гарусных нитей, обнизанных отдельными бисерными украшениями или сеточкой из бисера. Другие имели вид плотной кисти из разноцветных шерстяных нитей с бисеринами или бусинами на концах.

Часто они изготовлялись в форме объемных и тяжелых трапециевидных или треугольных лопастей, расшивавшихся бисером замысловатыми узорами и заканчивавшихся длинной бахромой из низанного бисера, третьи делались из обтянутого кумачом картона, к которому пришивалась четырехугольная подвеска из плетеного разноцветного крупного бисера с геометрическим узором. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу.

4920201_FO95_7GfK2A (700x327, 117Kb)

Наиболее простые косники делались самими девушками, более сложные - сельскими мастерицами или монахинями в монастырских мастерских. Итак, косникИ (накОсники) — украшения со смыслом. Изучая коллекции мы узнаем, что делались эти предметы чисто девичьего туалета из всего, что попадалось под руку, обладало магическими свойствами и в совокупности не просто привлекало, но было эстетично и красиво по тем временам.

Если отмести тот этнографический новодел с жаккардом, стеклом и дешевыми пайетками, который появился в первой половине XX века, то можно сказать, что эти украшения актуальны и несомненно красивы и сейчас. И это не просто дань моде на старину.

Некоторые из накосников являются произведениями народного искусства, как, впрочем, и многие другие вещи тех времен.

Косник, накосник — очень красивый девичий головной убор. Чаще всего это лента, позолотная нить или шнурок, вплетаемые в косу, но бывали и украшения, которые привязывались к концу косы: пучок лент, кисть из лент, бус и т. п., лоскуток или подушечка (треугольная, в форме сердца), вышитая бисером. Это же слово может означать некоторые (разные в разных диалектах) виды девичьего или женского головного убора (последние от первоначального значения "косы" — волосы).

0_Qo-Z6NJBwUk (700x327, 118Kb)


Косник представлял собой подвеску, закреплявшуюся с помощью шнуров на конце косы. Косник был деталью праздничного костюма девушки и обычно использовался в комплекте с венцом, коруной, повязкой или каким-либо другим парадным головным убором.

0_uaWD6g9mtTo (459x639, 229Kb)

Косники имели обычно форму кисти, пластины и прикреплялись к косе с помощью шнуров или лент. Кисти изготавливались из цветного гаруса, шёлка, металлических, кручёных с шелком нитей, яркого бисера и имели всегда в верхней части ворворку - плотный узел, в котором скреплялись нити, образовывавшие кисть. Косники в виде пластинок могли быть треугольной, квадратной, сердцевидной формы. Они делались из проклеенного или прошитого картона, холста, бересты и обтягивались тканью.

0_1image (635x650, 336Kb)

Косники вышивались золотой и серебряной нитью, белым или цветным бисером, жемчугом, обшивались ленточками, кружевом, бахромой из гаруса. Иногда к треугольной или квадратной пластинке прикреплялись длинные нити из гаруса с нанизанными на них бусинами или бисеринками, нитки яркого бисера, а также треугольные лопасти из бисера.

https://sun1-27.userapi.com/s/v1/if2/P3ueoloKi2qgJ-kZQS9ktYqqjL5ENlF9Rff_zxcyvPjCxKcYVdP4jLxNMC8v7iV49y2n5jkicFCOUc6bxRnSRf0z.jpg?size=2560x2540&quality=95&type=album

Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 - 14 прядей - "плёток". Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность.

0_140103014326 (635x604, 316Kb)

Накосники имели разные формы - плоские и объемные. Плоские были почти всегда пятиугольными и завершались кольцом или петлей для продевания завязки. Заполнение их различно. Цветной бисер часто сочетался с кумачом, яркой тесьмой, шерстяной бахромой. Узор вышивался или низался в виде сетки. В одном предмете часто соединялись обе техники. Например, треугольная вышитая часть накосника состоит из встречных дуг, со всех сторон направленных к середине, и заканчивается шитым кружком. Эта плотная блестящая поверхность продолжена сквозной низаной полосой белых ромбов с безузорными цветными сетками.

0_b66c521adb9f9063eadfe2be2c56fb75_RSZ_690 (488x464, 165Kb)

Накосников, самых разных, исполнялось множество. Не трудно заметить, что все плоские напоминают по силуэту кисть, словно принявшую уплощенную форму. Именно бисерная кисть до десяти сантиметров длины являлась самым распространенным объемным накосником. Но и кисти сильно различались по виду. У них были нарядные ворворки, двойные, тройные, иногда соединенные по четыре. Сама кисть в этом случае принимает форму колокола. Накосники в виде кистей из бисера были в употреблении в деревнях уже в конце XVIII века. Все описанные украшения кос являлись праздничными. В будни носили так называемую "нанку" - сложенную вдвое полоску синей ткани, расшитую бисером.

0_image (622x700, 325Kb)

0_Kosniki,_Central_or_Norh_gubernias_(2nd_h._18_c.,_Russia,_GIM)_by_shakko (700x448, 426Kb)

0_zyXfpPG0g9Pi3IBNicPLGh3HvQbMRMm2EZDRZwLTtBn8YKMGW_Qf20rgKg4qHbtg (700x466, 188Kb)

0_zyXfpPG0g9Pi3IBNicPLGnFN47OiOR9IWGjwphfjMOxrrnIIfz-0mgizTocw7_B6 (700x466, 153Kb)

https://sun1-22.userapi.com/s/v1/if2/bfXAhvwZmT1sRnaq78BNggh8c8I1vZ0PVaWR2HRfg4s9slJn0yR_YQAwgZj7zF--j4B62V--yFZrnOoszNehO0ym.jpg?size=478x449&quality=95&type=album

https://sun9-83.userapi.com/impf/hKePlpWH-D7tjuVdy-BUqEfKZ-5A8ns38L359w/NXdOpuvWGZA.jpg?size=450x574&quality=95&sign=6c95da567267c7f88d27f227b7093b55&type=album

0_ZmQy6KRamzw (420x497, 182Kb)

https://sun1-88.userapi.com/s/v1/if2/0UzGPml1Egw8lgyV7mzYoHwORwgicpV0j2zCXVgVHshG32i-LfjyoXPg7vpvJYbQlPu1gKoU4EEWSwltzukHkI4h.jpg?size=413x389&quality=95&type=album

https://sun9-47.userapi.com/impf/nBlMcR2AS2-p6UjV4DrJ-gE5hY-rRTmeLhchUQ/pqBjCQiQyeA.jpg?size=322x449&quality=95&sign=d384b406bec9b65a34f09cf7f8cfbd36&type=album

НАКОСНИКИ / КОСОПЛЕТЫ БИСЕРНЫЕ

Повсюду девушки заплетали волосы в одну косу. Спускаясь на спину, коса заканчивалась "косоплетом" или "накосником". Косоплетом местами служила лента или шнур, богато украшенный бисером. В Весьегонском уезде Тверской губернии такие ленты являлись обязательной деталью девичьего наряда в XVIII веке.
Накосники имели разные формы - плоские и объемные. Плоские были почти всегда пятиугольными и завершались кольцом или петлей для продевания завязки. Заполнени их различны. Цветной бисер часто сочетался с кумачом, яркой тесьмой, шерстяной бахромой. Узор вышивался или низался в виде сетки. В одном предмете часто соединялись обе техники. Например, треугольная вышитая часть накосника состоит из встречных дуг, со всех сторон направленных к середине, и заканчивается шитым кружком. Эта плотная блестящая поверхность продолжена сквозной низаной полосой белых ромбов с безузоными цветными сетками. По отношению к верху эта низаная часть заменяет бахрому . В другом накоснике большое значение имеет цвет кумача, которым он обтянут. Зеленый фон низаной части с тремя желтыми ромбами в сочетании с красной тканью весьма декоративен.
Накосников, самых разных, исполнялось множество. Не трудно заметить, что все плоские напоминают по силуэту кисть, словно принявшую уплощенную форму. Именно бисерная кисть до десяти сантиметров длины являлась самым распространенным объемным накосником. Но и кисти сильно различались по виду. У них были нарядные ворворки, двойные, тройные, иногда соединенные по четыре. Сама кисть в этом случае принимает форму колокола. Накосники в виде кистей из бисера были в употреблении в деревнях уже в конце XVIII века.
Все описанные украшения кос являлись праздничными. В будни носили так называемую "нанку" - сложенную вдвое полоску синей ткани, расшитую бисером.

Фрагмент и иллюстрации из книги Е.Моисеенко, В.Фалеева "Бисер и стеклярус в России" Ленинград, 1990,
кроме илл. №1 - "Накосник девичий. Рязанская обл., Скопинский р-н, 2-я пол. XIX в." из коллекции Сергея Глебушкина


https://sun1-95.userapi.com/s/v1/if2/hRo491mAeURCIa5M4eyQS0s0zcfsYLRZlpeMSS_NI7tlh6OqzS5-I_kMp001N8N80JK8d3YBZB52ae0tHBDrYD5_.jpg?size=600x460&quality=95&type=album



https://sun9-71.userapi.com/impg/V1eXURlJhBddSQwFTqNRLP_yNgY0rXuQ4JWq-Q/TF1BiHJ0uqE.jpg?size=369x554&quality=96&sign=e55324d369ae1f4050b758638b0468ee&type=album
https://sun9-80.userapi.com/impg/lb1qMlFK02IOojqlXM9MnZS7O4c393dAGUE92w/99fGyoGAeiI.jpg?size=294x519&quality=96&sign=d1471855cc1d6afdde337a302afe1527&type=album
https://sun9-86.userapi.com/impg/JUbP6wE836V4jDOjCv9_LbpRiIa6GmYxRoxcqg/mtGL-WL7I_g.jpg?size=450x568&quality=96&sign=d4045065c21ccc763632aaeb12c96be8&type=album

https://sun9-14.userapi.com/impg/5YwYDunNxUdxKALP9ty8YRgokdIKudBY_lC7QQ/jo6s30K5efY.jpg?size=762x564&quality=96&sign=82fa1c3cee695036f44eb801e689a9d5&type=album

https://sun9-57.userapi.com/impg/NPKpcr_qwMcf58SyG3zMhkQdoCtQnexXrZFjvQ/-P7ahzAGzHU.jpg?size=541x510&quality=96&sign=e2e93075162c22ab57bc399bbbe4ede6&type=album

Заглянув в «Википедию», находим одно из определений слова коса — причёска, при которой несколько прядей волос на голове сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди и внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.
У славян коса, как вид женской прически, наделялся брачной символикой. В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Первое заплетание косы девочке означало достижение ею брачного возраста (13-16 лет) и символизировало переход в новую возрастную категорию - девок, невест. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин. Косы заплетали во время свадебного обряда, оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок и т.д.. В Архангельской губернии говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».
Мода собирать и передавать из поколения в поколение фамильные драгоценности появилась не так давно, а наши предки хоронили друг друга с предметами обихода и украшениями, возможно исходя из логики накопления негатива, ведь почти все вещи, даже хозяйственно-бытового значения в древности одушевлялись, а душа является носителем энергии, повторимся — иногда отрицательной. Одним из самых распространенных и любимых украшений-оберегов косы и всей наспинной части девичьего костюма являлся коснИк (накОсник) - привеска, вплетаемая в косу при помощи шнура между прядями волос. Косники имели самую разнообразную форму и выполнялись из материалов как домашнего, так и фабричного производства.
("Русский традиционный костюм", статья "КосниИк (накОсник)". Изд."Искусство").
Наиболее простым вариантом косника следует считать вплетавшуюся в косу ленту, заканчивающуюся завязанным бантом. Концы ленты могли затейливо расшиваться растительным узором золотными или серебряными нитями и обшиваться металлической бахромой.
В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты
Наиболее простые косники делались самими девушками, более сложные - сельскими мастерицами или монахинями в монастырских мастерских. Итак, косникИ (накОсники) — украшения со смыслом. Делались эти предметы чисто девичьего туалета из всего, что попадалось под руку, обладало магическими свойствами и в совокупности не просто привлекало, но было эстетично и красиво по тем временам. Если отмести тот этнографический новодел с жаккардом, стеклом и дешевыми пайетками, который появился в первой половине XX века, то можно сказать, что эти украшения актуальны и несомненно красивы и сейчас. И это не просто дань моде на старину. Некоторые из накосников являются произведениями народного искусства, как, впрочем, и многие другие вещи тех времен.
Здесь представлены накосники из следующих музеев:-
- Девичьи накосники. VIII - IX вв. Государственный исторический музей,
-Собрание Государственного Исторического музея. Фотографии из каталога выставки "Красота повседневности", 2006 г.,
-Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея,
-Рязанская, Воронежская губернии, IX век.

накосник

Недавно я сделала для чудесной девушки Саши - большого ценителя стиля этно - хакасское украшение пого. А вот и еще одна экзотическая штука - накосник.
Накосник, как легко догадаться, вплетается в косу. Надеюсь, что коса у Саши крепкая и выдержит эту конструкцию.
Я вдохновлялась вот этим фото из интернета:

vKPDJ2Bhn4s

Мой накосник получился скромнее. Зато со старинной вставкой из резной кости, мелкими костяными бусинками - практически бисером (тот, что цвета старой кости, собственно). И с раковинами каури.

Услышав слово накосник, моя мама поинтересовалась, на какую он кость ) Зато сын Антон всё понял правильно: "Он в космос полетит!" ))



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Вот он, старинный костяной бисер.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Так бахрома держится сзади.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Кожаные ремешки для вплетания в косу.


При фотографировании возникла одна проблема: накосник не влезал в мой лайтбокс. Не стреляйте в пианиста.

Посмотреть на Яндекс.Фотках


А вот я повесила его на манекен сзади, чтобы понятно было, как примерно будет выглядеть в висячем состоянии.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Резная кость, костяной бисер, винтажный чешский бисер, японский бисер, металлическая вставка вроде бы с черным агатом, бусины раухтопаза, чешское стекло, раковины каури. Сделано на заказ.

О волосах, косах и косниках, фото № 1

Заглянув в «Википедию», находим одно из определений слова коса — причёска, при которой несколько прядей волос на голове сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди и внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.

Девушка, ощипывающая цветок. Антонов С.А., 1842 г. ГРМ

К сожалению, установить историческое место происхождения такого рода укладки женских волос к нашему времени вряд ли представляется возможным - известен и применим этот способ на протяжении тысячелетий и в разных концах света. Вместе с тем, укорениться и перейти в стойкую традицию женским косам пришлось далеко не везде. Отыграем немного назад, от способов укладки — непосредственно к волосам. Почти все без исключения народы придают им огромное культовое значение, волосы являются одним из основных компонентом магических обрядов, а также, по преданиям, и сами являются источником необъяснимой энергии. Не будем углубляться, для чего именно индейцы американского континента собирали скальпы врагов, нас больше интересует как относились к волосам наши пращуры. Сразу оговоримся, что рассматриваются племена, занимавшие довольно обширные территории Европы от Дуная и до Урала. Итак, к женским волосам наши далекие предки относились очень трепетно, считали их источником колдовства и силы рода. К примеру кочевники, захватывая селение, старались найти супругу старосты или князя, чтобы отрезать ее волосы, так как верили, что вместе с этим силы покинут защитников, у воинов в дальних походах хранились обереги из волос любимых. С женскими волосами связаны многие обряды и ритуалы, а одно из центральных древних славянских божеств так и называлось - Волос (Велес). Сопоставляя естественное положение волос и приписываемую им энергетику, люди пытались всеми доступными способами упорядочить и подчинить эту волшебную силу. Вот и получается, что если из хаотичной прически «я упала с сеновала» волосы упорядочить, ну хотя бы расчесав гребнем, то их энергия потечет направленно, а коса с ее повторяющейся ритмично-спиральной структурой, если и не полностью моделирует молекулу ДНК, то уж точно напоминает довольно эффективный «Архимедов» винт, который обладает и транспортными свойствами и позволяет преобразовывать вполне реальную (известную современной науке) энергию.

Кстати женщин с вьющимися, курчавыми волосами в древности считали чертовками, либо ведьмами, видимо опять же благодаря тому, что энергия от таких волос распространялась хаотично, создавая вокруг их владелицы особую ауру. Так или иначе, на Руси и прилегающих к ней территориях трехпрядные женские косы прижились, и стали традиционной прической, тем более что они являются отражением троичности (триединства) Единого Бога.


Девушка перед зеркалом. Ф.О. Будкин. 1848.
А в западной Европе укладка женских волос в косу почти нигде не сохранилась в виде традиций. Вот, к примеру, норвежская женщина в традиционной одежде с распущенными волосами на картине конца 18 века. В большинстве же случаев волосы убирались под чепец, платок или бурнус — от грязи и дурного глаза (что кстати было и на Руси).

У славян коса, как вид женской прически, наделялся брачной символикой. В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Первое заплетание косы девочке означало достижение ею брачного возраста (13-16 лет) и символизировало переход в новую возрастную категорию - девок, невест. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин. Косы заплетали во время свадебного обряда, оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок и т.д.. В Архангельской губернии говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».

Бучкури А.А. Свадебный поезд. 1912 г

С замужества женщине с распущенными волосами ходить уже было недопустимо. Считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле, делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину с распущенными волосами. Непокрытые, распущенные волосы доверялись только мужу, так как только ему они были не во вред, мало того, он подпитывался силой, скрытой в них. Распустить волосы можно было так же в определенных обрядовых ситуациях: во время трудных родов (косы расплетала не только роженица, но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме); в обряде опахивания; при появлении градоносных туч; когда мяли лен (чтобы он был мягок и волокнист). Сила женских волос тщательно оберегалась и защищалась. У баб (замужних женщин) для этого служили сложные и богато украшенные головные уборы, целиком скрывающие волосы и отвлекающие на себя внимание, тем самым давая защиту обладательнице. У девок - очелья со сложными орнаментами, венцы, кованные кузнецами (которые почти повсеместно считались колдунами, поскольку укрощали в металлических изделиях стихии земли, огня и воды), различные привески - так же служили не только для украшения. Они были призваны отвести порчу от девичьих волос, забрать на себя первый взгляд, который несет в себе наибольшее количество энергии, не всегда положительной. Чем ярче, привлекательней украшение, тем легче цепляется за него глаз, в том числе и дурной. И тяга женщин к смене нарядов и украшений, скорее всего объясняется генетической памятью, которая подсказывает, что украшения напитываются отрицательной энергией, чаша может переполнится и их владелец вот-вот подпортит себе ауру. Можно отнестись к этому, как к шутке, но. Мода собирать и передавать из поколения в поколение фамильные драгоценности появилась не так давно, а наши предки хоронили друг друга с предметами обихода и украшениями, возможно исходя из логики накопления негатива, ведь почти все вещи, даже хозяйственно-бытового значения в древности одушевлялись, а душа является носителем энергии, повторимся — иногда отрицательной. Одним из самых распространенных и любимых украшений-оберегов косы и всей наспинной части девичьего костюма являлся коснИк (накОсник) - привеска, вплетаемая в косу при помощи шнура между прядями волос. Косники имели самую разнообразную форму и выполнялись из материалов как домашнего, так и фабричного производства.
"Русский традиционный костюм", статья "КосниИк (накОсник)". Изд."Искусство"
Наиболее простым вариантом косника следует считать вплетавшуюся в косу ленту, заканчивающуюся завязанным бантом. Концы ленты могли затейливо расшиваться растительным узором золотными или серебряными нитями и обшиваться металлической бахромой.

Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями.

Девичьи накосники. VIII - IX вв. Государственный исторический музей

О волосах, косах и косниках, фото № 8


Косник. Россия, вторая половина XVIII в. Парча, золотные и серебряные пряденые нити, трунцал, хлопчатобумажный шнур, перламутр, перламутровые плашки, стекла. Вышивка "в прикреп", низанье, плетение на коклюшках.

О волосах, косах и косниках, фото № 9

Собрание Государственного Исторического музея. Фотографии из каталога выставки "Красота повседневности", 2006 г.

Поверхность косников расшивалась с обеих сторон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной металлической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом.
Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея

Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея

Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея

Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея

Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея

Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея

Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея
Косники в южных регионах страны были ярче и форма их была разнообразной. Выполнялись они как из подручных, так и из покупных материалов: разноцветных шерстяных нитей, кумача, тесьмы, бисера, блесток. Некоторые из них представляли собой мягкие розетки с подвесками, выполнявшиеся из гарусных нитей, обнизанных отдельными бисерными украшениями или сеточкой из бисера. Другие имели вид плотной кисти из разноцветных шерстяных нитей с бисеринами или бусинами на концах. Часто они изготовлялись в форме объемных и тяжелых трапециевидных или треугольных лопастей, расшивавшихся бисером замысловатыми узорами и заканчивавшихся длинной бахромой из низанного бисера, третьи делались из обтянутого кумачом картона, к которому пришивалась четырехугольная подвеска из плетеного разноцветного крупного бисера с геометрическим узором. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу тесьма.
Рязанская, Воронежская губернии, IX век.




Наиболее простые косники делались самими девушками, более сложные - сельскими мастерицами или монахинями в монастырских мастерских. Итак, косникИ (накОсники) — украшения со смыслом. Изучая коллекции мы узнаем, что делались эти предметы чисто девичьего туалета из всего, что попадалось под руку, обладало магическими свойствами и в совокупности не просто привлекало, но было эстетично и красиво по тем временам. Если отмести тот этнографический новодел с жаккардом, стеклом и дешевыми пайетками, который появился в первой половине XX века, то можно сказать, что эти украшения актуальны и несомненно красивы и сейчас. И это не просто дань моде на старину. Некоторые из накосников являются произведениями народного искусства, как, впрочем, и многие другие вещи тех времен.

Готовая работа - вышивка по бели (фото 1)

Накосник на настоящей русской косе. Празднование Масленницы - февраль 2015, Калгари, Канада. Девичью повязку, которая на девушке, тоже я делала, также как и стилизованный сарафан, который шился специально, чтобы одеваться на верхнюю одежду (пальто, шубу..).

Накосник на настоящей русской косе. Празднование Масленницы - февраль 2015, Калгари, Канада. Девичью повязку, которая на девушке, тоже я делала, также как и стилизованный сарафан, который шился специально, чтобы одеваться на верхнюю одежду (пальто, шубу..). (фото 8)

Русское народное украшение на косу - накосник. Изготовила специально для праздника Масленница, который впервые в этом году отмечали в Калгари, в котором я живу. Коса у девушки своя, настоящая.

Красиво! Только в русских народных сказках такие встречала, на картинках!

Спасибо! Я тут на днях попала на окончание детской сказки (фильма), очень удивилась, увидев на одной из героить накой самый накосник.


Вспомнила название сказки - После дождичка в четверг. Марина Зудина в роли Милолики - в кокошнике с накосником.

Читайте также: