Оборудование для производства бисера

Обновлено: 19.04.2024

Если вы захотели начать вышивать броши или плести украшения, то наверняка задались вопросом:

Какую же фирму бисера выбрать для наилучшего результата?!

Я уже писала статью «С таким бисером ваши изделия не оставят никого равнодушным. Секреты выбора.» Там я подробно расписываю, для каких изделий и нужд можно выбрать того или иного производителя.

Теперь же я решила провести сравнительный анализ фирм , представленных у нас на рынке и выяснить, какую лучше и выгоднее покупать.

На нашем рынке в основном представлен бисер производства Чехии, Китая и Японии.

Сравнивать я буду круглый бисер калибра 10/0 и 11/0. Это самый распространённый размер, хотя с недавних пор я перешла на калибр 15/0. (но его я нашла только японской фирмы и он достаточно дорог, а задача была сравнить похожие по размеру бисеринки разных производителей)

Начнем с китайского бисера .

Представлен фирмами "Zlatka" и "Astra".

Бисер Астра и Златка. Выделила бросающиеся в глаза длинные бисеринки. На самом деле их много, все разных длин.

Бисер Астра и Златка. Выделила бросающиеся в глаза длинные бисеринки. На самом деле их много, все разных длин.

  • На фото виден главный минус этого бисера: бисеринки не однородные, часто встречаются неровной формы.
  • Из плюсов можно отметить невысокую цену и разнообразие цветов.

Теперь перейдем к чешскому бисеру .

Я приобрела фирмы "Gamma" и "Preciosa".

  • У него хорошая калибровка: бисеринки однородные, форма у всех одинаковая, размер тоже. Цветовая гамма обширная: более 600 оттенков.
  • Из минусов: цена выше, чем у китайского.

Ну и японский бисер .

Я смогла найти фирму "Toho".

  • Пожалуй, самый ровный бисер из всех. Его отличает широкая гамма оттенков и видов: более 1200 наименований. Покрытие его устойчиво к внешним воздействиям.

Очень здорово, что у этой фирмы представлены миксы: заранее подобранные друг к другу по цвету бисеринки. Не нужно самим ломать голову и искать круг Иттена в интернете)))

Отдельно хочу сравнить цену. (брала среднюю по рынку из тех, что представлены у нас в магазинах)

В порядке возрастания цены :

1. "Astra" 11/0 - 1,2 руб/г

2. "Zlatka" 11/0 - 2 руб/г

3. "Preciosa" 10/0 - 2,8 руб/г

"Preciosa" 11/0 - 3,2 руб/г

4. "Gamma" 10/0 - 4,2 руб/г

5. "Toho" 11/0 - 8,2 руб/г

"Toho" 10/0 - 9,4 руб/г

Итог . Если вы хотите получить качественное, ровное и аккуратное украшение, я посоветую остановить свой выбор на чешском и японском бисере. И пусть цена конечного изделия вырастет (по сравнению с китайским), зато вы будете уверены в его качестве.

Чаще всего рукодельницы используют все же чешский бисер - он наиболее удовлетворяет запросам качества и цены.

Если вам интересны мои поиски и размышления в области изготовления украшений, подписывайтесь на мой канал .

Свой бизнес: производство бисера

Бисер представляет собой маленькие декоративные элементы из стекла с отверстиями для нанизывания их на нитку или проволоку. Как правило, он производится в виде круглых бусинок, но также может быть граненым, удлиненным (так называемый стеклярус), фигурным и т. д. Диаметр бисера также может варьироваться от менее миллиметра до более сантиметра. Иногда бисером называют пластиковые мелкие бусинки, которые при изготовлении наплавляются на нить.

В наши дни производство бисера представляет собой полностью автоматизированный процесс, что обуславливает сравнительно низкую цену на этот вид декоративных бусинок. Современный бисер производится на стеклозаводах с использованием специального оборудования. При помощи этого оборудования из расплавленного стекла вытягиваются тончайшие полые трубочки. Сначала сырье, которое применяется для изготовления этих стеклянных трубочек, помещается в специальном держателе – стакане в плавильную печь. В основе используемого сырья – стекло, в которое добавляются красители и другие добавки, в зависимости от того, бисер с каким эффектом планируется получить в итоге. Бисер, который производится из стекла без добавления красителей, имеет белый цвет. Под воздействием высокой температуры (1550°С) масса расплавляется, а затем стекает через мелкие отверстия определенной формы в нижней части стакана. В зависимости от формы отверстий получают бусинки круглые или граненые. В центр отверстия поступает сжатый воздух, благодаря которому под высоким давлением формируется полость внутри трубочки. Печь, где осуществляется изготовление бисера, устанавливается выше таким образом, чтобы стеклянная нить, выходящая из нее, медленно опускалась вниз, одновременно с этим охлаждаясь. После охлаждения нить располагают в горизонтальном положении и натягивают при помощи специального механизма. Чем сильнее натяжение нити, тем меньше будет диаметр трубочки и, следовательно, готового бисера. И наоборот. На всех основных этапах производства бисера полуфабрикат и готовый продукт проходит проверку и сортировку.

Бракованные трубочки несоответствующего диаметра удаляются из общей партии и направляются на вторичную переработку в плавильной печи. Трубочки, диаметр которых соответствует стандарту, разбиваются при помощи специальной машины на равномерные сегменты. Качество готовой бисеринки напрямую зависит от принципа работы и точности оборудования. Например, наибольшей точности можно добиться при использовании лазера. Заготовки-нарезки из стеклянной трубочки ссыпаются в чугунный барабан, куда потом добавляется порошкообразная смесь из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. Постоянно вращающийся барабан снова нагревается, но при более низкой температуре. В этом случае кусочки стекла уже не расплавляются полностью, а лишь приобретают округлую форму и гладкую поверхность, привычные для готового бисера. Правда, бисер, который извлекается из барабана, является матовым. На следующем этапе его промывают в воде, тщательно высушивают и полируют. При производстве качественного блестящего бисера его еще раз нагревают, но уже при совсем низкой температуре – поверхность бисеринок немного оплавляется и приобретает характерный блеск. Так получают матовый и глянцевый прозрачный и цветной бисер. При изготовлении бисера со специальным покрытием, на последнем этапе проводится еще одна операция по нанесению самого покрытия. Так как эта процедура может быть достаточно сложной и трудоемкой, то стоимость бисера с особыми покрытиями увеличивается в разы.

Главными современными центрами стеклоделия и производства бисера, как и много десятков и даже сотен лет назад, остаются следующие регионы: Чехия (например, Яблонец), Венеция, Германия (Кауфбейрен). Кроме того, большая часть бисера поступает на российский рынок преимущественно из Китая и других стран Азии. Выше мы привели общую схему промышленного производства бисера, но в зависимости от региона используемая технология может кардинально отличаться. К примеру, знаменитый чешский бизнес содержит в своем составе специальные добавки (глины или шпата) в определенных пропорциях, поэтому по своим характеристикам стеклянные бисеринки становятся больше похожими на фарфоровые бусинки. Производятся они путем прессования с последующим обжигом в печи. Сами по себе такие бусинки не имеют характерной полупрозрачной структуры, однако отличаются сильным блеском, непохожим на блеск стеклянного бисера. Кроме того, на прессованном бисере есть небольшая, еле видимая поперечная полоска.

Бисер, который производится в Венеции, изготавливается в области Мурано. Для его производства используется два вида заготовок – стеклянные трубки и стержни, которые обрабатываются на специальном станке.

В нашей стране бисер выпускался в не очень больших количествах во время СССР, но не отличался ни хорошим качеством (хотя бы по сравнению с чешским), ни привлекательной ценой. Основным производителем было ленинградское объединение «Ломо», которое в восьмидесятых годах двадцатого века производило декоративные изделия из стекла. Из всего ассортимента предприятия лишь стеклярус и рубка отличались более-менее приемлемым качеством. Их производство было прекращено в скором времени после запуска, так как у компании возникли проблемы с поиском рынков сбыта своей продукции, которая к тому же не могла конкурировать с чешским бисером. На других стекольных заводах также делались попытки наладить производство стекляруса, но из-за больших затрат идея не прижилась.

Оборудование для производства бисера можно приобрести в Китае. Основная технологическая проблема, с которой сталкиваются изготовители бисера, связана с калиброванием готовых бисеринок, а также с выявлением и отсеиванием брака. Такое производство весьма дорогостоящее, причем не только за счет цен на оборудование и аренды помещения. Прежде всего, немало средств и времени уйдет на поиск специалистов по изготовлению бисера (технологов). В нашей стране ни одно предприятие не производило качественный бизнес, который бы сравнился с западной продукцией. А те, что производили бисер низкого качества, стеклярус и рубку, уже давно закрылись. Венецианские и чешские мастера оттачивали технологию производства бисера на протяжении нескольких веков, передавая секреты его изготовления из поколения в поколение. Очевидно, что для того чтобы наладить производство продукции не худшего качества, потребуется большой капитал (если предпринимателю повезет и он найдет специалиста, готового поделиться своими наработками).

Другая большая проблема связана с организацией сбыта готового бисера. Эта продукция пользуется в настоящее время большим спросом. Хотя бисер уже давно не используется для украшения обычной одежды, тем не менее, он применяется в различного вида рукоделиях (вышивка, бисероплетение и пр.). Соответственно и конкуренция на рынке бисера высокая. Сложно сказать, сможет ли отечественный продукт конкурировать по цене с бисером, импортируемым из Китая или Индии, и, тем более, будет ли он соответствовать по качеству бисеру европейского производства. Кроме того, отечественному производителю придется бороться с недоверием российских потребителей к продукции под еще неизвестным брендом.

video poster

Доска из флокированных бусин для браслета, ожерелья, бисер а, аксессуары, измерительные инструменты, дизайн ювелирных изделий «сделай сам», инструмент для рукоделия, изготовление ювелирных изделий, 1 шт.

Профессиональные инструменты, сверхмощные классические плоскогубцы для цепочек, щипцы для бисер оплетения, инструменты для изготовления ювелирных изделий, инструменты для ювелирных изделий

Принадлежности для изготовления ювелирных изделий, доска для бисер а, пластиковая Смешанная серая, 240x325x15 мм, 2318

Принадлежности для изготовления ювелирных изделий, оборудование для изготовления бижутерии, доска для бисер а, пластиковая Смешанная серая, 240x325x15 мм, 2318

Набор инструментов для изготовления ювелирных изделий, Набор плоскогубцев с круглым носом, плоскогубцы для боковой резки, кусачки для проволоки, ножницы, пинцет для бисер оплетения

Серые флокированные бусины для изготовления ожерелья, бисер оплетение, доска для самостоятельного изготовления браслетов, органайзер, лоток, дизайн, инструменты для измерения, аксессуары

Белая Жемчужная Повязка на руку с бисер ом, повязка на руку для экстремальной помощи, повязка на руку, повязка на руку

video poster

Hobbyworker Высококачественные 3*4 дюйма с бисер оплетением, инструменты для изготовления ювелирных изделий своими руками L0069

Металлические Мини-плоскогубцы для ювелирных изделий, набор инструментов «сделай сам» для изготовления бисер а, иглы, кусачки

Многофункциональные плоскогубцы, инструменты для изготовления бижутерии, наборы ювелирных плоскогубцев

Добрейшего всем дня! Сегодня какая-то особенно ленивая пятница, вообще ничего не хочется делать. Уж не знаю, почему. Вроде бы и погода хорошая, и самочувствие в норме, но что-то вот такое ленивое настроение накатило. Поэтому не буду долго заморачиваться с темой, а приведу некоторые интересные факты из истории бисера, которые как-то мне попались вот тут .

Конечно же, в своей интерпретации и со своими комментариями, а также с отсылкой по проверенно надежным направлениям. Например, на канал ОКТАзнает моего любимого магазина ОКТАbeads.eu, хозяйка которого, Марина, - настоящий гуру в вопросах истории и технологии производства бисера. Она же сделала подробнейшую и интересную статью на Бисерном дайджесте со множеством фотографий процесса, тоже очень рекомендую к прочтению.

Возвращаемся к бисеру. Еще в самом начале существования этого канала одним из первых был выпуск "Бисер: что, где, какой?" , который был очень неслабо отредактирован благодаря упомянутой выше Марине. В той статье речь шла преимущественно о производителях, размерах и типах покрытий, в этом же предлагаю немного окунуться в историю создания этого волшебного материала для рукоделия.

На сайте, на который ведет самая первая ссылка, выложена вот такая история.

Наиболее известная легенда о появлении стекла приписывает его изобретение случайному эксперименту финикийских купцов. Везя с африканского континента соду, они неосторожно просыпали её рядом с обложенным камнями костровищем. Ночь была зябкой. Огонь пылал ярко. А среди ограждающих пламя камней оказался кварц и известняк. Они-то и вступили в термическую реакцию с содой. На утро отдохнувшие путники обнаружили у костра застывшие натёки неведомого доселе миру материала: твёрдого словно камень, прозрачного, точно слеза. А главное, способного в расплавленном виде вытягиваться в тончайшие трубочки, пригодные для нарезки крошечных бусинок.

Не знаю, насколько можно верить этой легенде. Мой скептически настроенный ум сразу начинает задавать множество вопросов. Откуда у финикийский купцов такие продвинутые познания в геологии, что они сумели из кучи булыжников определить именно задействованные в реакции кварц и известняк? Что они вообще могли знать о химии?

Сама химия как наука возникла, можно сказать, с появлением человека, поскольку его везде и всегда сопровождали какие-то реакции между разными материалами, которые люди в силу природной любознательности замечали и изучали. Но ведь на серьезном уровне химией занимались единицы, и уж точно эти редкие ученые не совмещали свою деятельность с ремеслом купца. В конце концов, прогоревший костер покрывается слоем золы и пепла, и зачем, спрашивается, копаться в золе сгоревшего костра?

Могу привести еще пару десятков вопросов, ставящих эту легенду под сомнение. Но тем, не менее, факт остается фактом: стекло было изобретено, а с ним - и бисер. И произошло это очень давно, поскольку древнейшие находки, сделанные на территории Индии и Египта, датируются I веком до н.э. То есть стеклодувное производство существовало уже тогда.

История этого материала так далека во времени, что изменялась не один раз в свете археологических открытий и всё ещё считается спорной. На первенство в стеклоделании претендуют Египет, Средиземноморье, Африка и Древняя Месопотамия. Образцы египетского стекла — это стеклянная глазурь на фаянсовых плитках пирамиды Джессера, время создания которой — XXVII век до н. э. Есть и ещё более ранние образчики — фаянсовые украшения возрастом около 5 000 лет.

А поскольку нашими предками двигала не только безудержная страсть к завоеваниям, но и любовь к прекрасному, производство красивых стеклышек перекочевало в Римскую империю, затем - в Византию, а оттуда уже разошлось по всей Европе. Наибольших успехов добились венецианские и богемские стеклодувы, до сих пор соревнующиеся между собой за звание лучших. Производство стекла развивалось и совершенствовалось. Применялись новейших технические приемы, проводились химические исследования и опыты, стекло и бисер становились все красивее, прочнее и интереснее.

Не могу удержаться и не сделать экскурс к современным вещам.

Ну вот и кто из них круче? Я лично не могу выбрать. А вместе вообще шикарный комплект получается, несмотря на то, что конкуренты)))

Но возвращаемся к истории. Если не вспоминать байку про костер, в котором чудесным образом сложились нужные пропорции песка, соды и известняка, то что нужно было для производства стекла в древности? Да как раз вот это все и нужно: кварцевый песок, он же диоксид кремния, кальцинированная сода или карбонат натрия по-научному, и известняк, который по сути представляет собой кальций. Подобная смесь называется шихта. Для тех, кто любит заморочиться - вот ссылка на расчет точных пропорций в зависимости от желаемого выхода стекла.

Но наши предки действовали преимущественно методом тыка, а также методом опытов, наблюдений и сделанных выводов. Шихта засыпалась в глиняные горшки с толстыми стенками, которые и тогда, и сейчас называются тигли, и раскалялась на огне. До появления плавильных печей этот процесс был долгим и изнурительным. На расплавку смеси требовалось много времени, много топлива для поддержания огня под тиглем, а для ускорения процесса привлекали рабов, которые обмахивали тигли опахалами, создавая таким образом наддув воздуха.

Особенность расплавленного стекла в том, что оно не только течет, но и тянется, создавая массу возможностей для воплощения различных творческих фантазий. И эту стадию тянучести наши предки пытались как можно больше растянуть, прошу прощения за тавтологию. Чтобы сделать мелкие бусины и бисер, шихту нередко недоваривали, и опытные мастера с ювелирной точностью наматывали тончайшую стеклянную нить на конский волос. После застывания ее разделяли на крошечные бисеринки.

Но это был высший пилотаж, а более распространенной являлась другая технология. Стеклянную нить наматывали на раскаленный медный стержень. Затем все сооружение опускали в воду. Стекло остывало мгновенно, а стержень - намного дольше, поэтому диаметр бусинок оставался таким же, как и был изначально. А после остывания и сопутствующего этого уменьшения диаметра стержня бусины легко с него соскальзывали.

Подобная технология сохранилась до нашего времени. Слыхали про крученый или навитой бисер ручной работы? Это он и есть. В промышленном производстве применяют другие способы, но в мелких мастерских очень часто следуют заветам предков в вопросах создания бисера и бусин.

А в производственных цехах сейчас используют совсем другую технологию. Она заключается в вытягивании стеклянных трубочек нужного цвета и диаметра. Затем специальная гильотина разрезает целый пучок этих трубочек на отдельные бисеринки. Впоследствии получившиеся кусочки стекла еще дополнительно обрабатывают, чтобы отшлифовать, сгладить острые края, получившиеся при разрезании, и удалить явный брак.

Просто? На первый взгляд, да. Но только на первый. Одна лишь стекольная масса способна подкинуть множество вопросов и задач. Стекло - достаточно капризный материал и требователен как к составу, так и к способам обработки, поэтому стеклодувные технологии продолжают развиваться и совершенствоваться. А благодаря этому мы, рукодельная братия, можем радоваться новым видам покрытий, форм и размеров бисера.

У каждого из крупных производителей бисера - своя технология его изготовления, секреты которой строго охраняются. Но все же кое-что общее есть. Обязательно используются высокотемпературные печи, работающие на газе или электричестве, с температурой плавления 700-1500 градусов Цельсия.

Везде можно увидеть станки для вытягивания стеклянных трубочек. Их конструкция может отличаться, но основная задача одинакова для всех. Агрегаты для создания отверстия в трубочках также имеется везде. По сведениям первоисточника, отверстие именно выдувается, а не высверливается или выпиливается, пока трубочка еще горячая и пластичная. И что-то не хотелось бы мне попасть под это узкий, как игла, но мощнейший поток воздуха. Боюсь, после этого в организме могут появиться незапланированные природой отверстия. Хотя, может быть, все не так и страшно, просто сдует)))

А вот в упомянутой выше статье на Бисерном дайджесте описан другой процесс изготовления трубочки - при помощи вставленного внутрь металлического стержня. Кто прав - первоисточник, Дайджест или оба, судить не берусь.

Естественно, трубочки надо нарезать, поэтому станки для резки также существуют на всех современных производствах бисера. Их программируют на различную длину, чтобы можно было делать не только бисер, но и рубку, и стеклярус любого размера.

Полученную массу надо обязательно отшлифовать, и делается это не по одной бисеринке вручную, а в специальных барабанах со шлифовальными составами.

Ну и уже упоминали про остающиеся острыми края. Частично эта проблема уходит при шлифовке, но лишь частично, в основном эта процедура направлена на придание внешнего блеска. Поэтому бисеринки дополнительно обрабатывают и придают необходимую форму.

Окраска бисера - отдельная и очень интересная тема. Красить можно как поверхность готового бисера, так и изначально придать нужный оттенок стекломассе.

Еще наши предки подметили, что при добавлении к шихте тех или иных веществ цвет и прозрачность готового стекла может меняться. Железо, кобальт, хром и ряд других элементов позволяют получить очень интересные цветовые эффекты. Поверхность прозрачных бисерин пращуры тоже окрашивали, в основном применяя для этого глазурь. Самые продвинутые мастера того времени брали трубочки разного диаметра, вставляли одну в другую и впаивали между ними тончайшую фольгу. Эта технология и сейчас применяется, хотя и в несколько другой форме. Чаще всего это просто напыление внутри бисерины или бусины. Так и получается красивый и любимый многими мастерами бисер "огонек".

Самым сложным цветом в производстве раньше был красный и его оттенки. Проблема заключается в температурной нестабильности красителей, которые необходимы для производства стекла этого цвета. Разница в несколько градусов могла очень заметно сказаться на получившемся оттенке, поэтому у красно-розового бисера было больше всего шансов не совпасть по оттенку с предыдущей партией. Но в настоящее время эта проблема решена. А более высокая цена на красный и розовый бисер объясняется тем что красителем в нем выступает не что иное, как золото.

Для каждого размера и формы бисера/бусин/риволи и т.д. варится свой оттенок. Это необходимо, чтобы линейка разных размеров имела один оттенок.

Технический прогресс коснулся не только количества и разнообразия цветов, но и привел к появлению множества неведомых ранее покрытий. Всевозможные оттенки и их сочетания, различные эффекты, включая свечение в темноте. Все это и многое другое можно найти, если внимательно изучить ассортимент бисера, которые есть сейчас на рынке. У каждого из современных масштабных производителей бисера варианты его форм, цветов и размеров уже сейчас исчисляются тысячами. А непрерывно развивающееся производство ежегодно предлагают всё новые интересные варианты, которые не остаются незамеченными.

P.S. Статья подкорректирована 18.09.2021 благодаря подсказкам уже не раз упомянутой добрым словом Марины Зеваевой. Мариночка, спасибо за ликбез!

Собственно, на этой позитивной ноте откланиваюсь и прощаюсь до понедельника. Всем ровных крестиков, легких петелек и послушных бисеринок! И прекрасных выходных!

Самый древний способ изготовление бисера начал использоваться в Древнем Египте. Бусины и бисер выплавлялись из непроваренного стекла. Стеклянную нить вытягивали из общей расплавленной массы и обрабатывали вручную. После чего покрывали глазурью и обжигали. Во время обжига бусина становилась ровнее.


Для изготовления прозрачных бусин с золотой вставкой внутри использовалась тонкая золотая фольга. Фольгой обклеивали стеклянную трубочку. После этого сверху покрывали расплавленным стеклом. При таком способе изготовления фольга оказывалась внутри бусинки.

Немного позднее этот способ был усовершенствован: были взяты две стеклянные трубочки разного диаметра. Между этими трубочками вставлялась золотая пластина. При нагревании концы двух трубочек спаивались вместе, и золотая фольга оказывалась внутри. Для придания первоначального блеска бусину полировали.

Средние века

В средние века Венеция оказалась самым крупным поставщиком бисера. Его изготовление активно шло на острове Мурано. Там до сих пор существует производство муранского стекла. Процесс производства содержится в строгой секретности.

Интерес к изготовлению бисера в средние века был очень сильным. Стекловары разных государств также пробуют изготовлять этот материал. И не смотря на то, что секрет тщательно охранялся на острове Мурано, в 14 веке чешские стекловары научились варить стекло по собственному рецепту. В Богемии мастера использовали вместо кальцинированной соды древесную золу. Богемское стекло, в отличие от муранского, получалось тугоплавким. Чехия стала вторым крупным поставщиком бисера.

19 век


К началу 19 века из-за конкуренции двух сортов бисера: венецианского и чешского, - многообразие палитры достигло максимума. Поэтому для увеличения скорости изготовления необходимо было придумать новые технологии.

И уже во второй половине 19 века появился автоматизированный способ вытягивания трубочек из стекла. Это ускорило общий процесс производства бисера. Но новые веяния моды приводят к снижению популярности этого материала, что уменьшает разнообразие оттенков и размеров.

Современные технологии

В наше время бисер становится популярным. За его производство и конкуренцию с уже известными марками взялась и Япония. Современное производство стеклянного бисера основывается на смешении трех основных компонентов: песок (диоксид кремния), кальцинированная сода (карбонат натрия) и известняк (карбонат кальция). При смешении их в соответствующих пропорциях и добавлении красителей можно получить особый сорт стекла.

Для окрашивания применяются металлы, например, железо, кобальт. При этом наиболее трудно в производстве окрасить бисер в красные и розовые оттенки. От партии к партии этот цвет может немного меняться.

Метод вытягивания

Смесь, полученную из составляющих компонентов и красителей, отправляют в печь и нагревают до 1500°С. После чего расплавленную массу пропускают через матрицу с мелкими отверстиями. Получаются тонкие стеклянные трубочки. В центр каждой трубочки подают сжатый воздух. Таким образом получается отверстие.

Печь устанавливают высоко, чтобы стеклянная нить могла немного охладиться при опускании. Затем стеклянную трубку располагают в горизонтальном положении и натягивают, от силы натяжения зависит размер будущего бисера. Чем больше натяжение стеклянной нити, тем тоньше будет получившаяся трубочка.

Затем стеклянную нить мелко разрезают. Это практически готовый бисер. Его острые углы надо отполировать и придать ему более круглую и ровную форму. Для этого бисер смешивают с порошком углерода, и полученную смесь засыпают во вращающийся барабан.


После этого бисер снова нагревают в печи при температуре около 700°С. Его поверхность слегка оплавляется, и он принимает круглую форму. Благодаря этому порошку бисеринки при таком нагревании не слипаются, а также внутренность отверстий не затягивается. Но после этого этапа поверхность бисера остается всё ещё матовой.

На последнем этапе бисер тщательно промывают от угольного порошка. Для придания красивого блеска его нагревают в третий раз, но уже используют меньшую температуру. После всех проведенных процессов бисер еще раз тщательно промывают и просушивают.

Крученый или навитой способ

Метод вытягивания является наиболее распространённым способом при изготовлении бисера, но существует и другой способ изготовления: навитой или крученый.

Вязкую стекольную массу закрепляют на конце металлического прута. С помощью этого прута вытягивают стекло в тонкую нить длиной 100 м. Для удобства работы со стеклянным стержнем его нарезают на более мелкие полоски длиной 60-90 см.

После этого берут тонкую металлическую проволоку, подходящую к диаметру отверстия будущей бисеринки. На неё начинают наматывать стеклянную нить. Сделают несколько витков – отрежут, сделают несколько витков – отрежут.

Для придания будущему бисеру нужной формы эту проволоку с витками нагревают. Витки между собой сплавляются и образуются бисеринки. После остывания проволока уменьшается в размере, и бисер с неё легко снимается.

Штамповочный аппарат

Бывает, что производитель для изготовления бисера применяет штамповку. Хотя чаще всего он используются не для производства бисера, а для изготовления прессованных бусин.

Конец стеклянного стержня нагревают и опускают в прессовальный аппарат. После нажатия на рычаг расплавленное стекло вдавливается в форму и прокалывается отверстие.

Штампованные бусины в этом аппарате пока мало похожи на привычные. Они находятся в слипшемся состоянии из-за излишков стекла. После штамповки бусины разделяют и убирают с них лишние наплывы, которые потом пойдут на переработку. После бусины полируются, что придаёт им гладкую форму.

Читайте также: