Оклад для иконы из бисера

Обновлено: 26.04.2024

Ну не могу остановиться. Все вышиваю и вышиваю. Последняя тема, которой напрочь "заболела" - объемные бисерные оклады на иконы. Представляю вашему вниманию очередную, почти законченную работу - оклад на Казанскую икону с цатой . Что такое ЦАТА можно посмотреть здесь .

Коротко о цате на окладе православных икон. Это украшение в виде полумесяца на шее у святого лика. Берет свое начало от шейных гривен - старейшего украшения славян, выполняемого из драгоценных металлов.

Новая работа достаточно большая. Размеры без учета киота - 21 на 28 см. А вместе с киотом это будет полноценная аналойная икона. Сразу скажу что больше таких капитальных работ скорее всего делать не буду. Требуется много материалов, бисера и камней что бы создать композицию и воплотить ее в жизнь. Правда в работе сейчас бисерный оклад на икону Спасителя такого же размера и с цатой. А в перспективе вышивка оклада на поминальную икону. И все. Размер все же имеет значение.

Далее я покажу фрагменты этой работы в приближенном виде.

Это нижний цветочек. Очень хотелось что бы икона как бы появлялась из цветка. Здесь это не очень явно получилось. На окладе Спасителя я сделала акцент именно на этом.

Это нижний цветочек. Очень хотелось что бы икона как бы появлялась из цветка. Здесь это не очень явно получилось. На окладе Спасителя я сделала акцент именно на этом.


Ход РАБОТЫ:
1. Кладём иконку
Сверху на неё лист прозрачной бумаги
Делаем прорись (кальку) без прорисовывания деталей лика, рук, ног младенца, только контуры. Контуры деталей, которые будут впоследствии вырезаться, нужно нарисовать немного подальше, чтобы впоследствии риза не наехала на икону и частично не закрыла лик или руки. (прошу прощения, но на первом фото я нечаянно перевернула кальку)


Если отверстие будет несколько больше – не страшно. Хуже, когда риза наезжает на те части иконы, которые должны быть открыты.
Определяемся с материалом, т.е. подбираем бисер необходимых цветов, камешки, бусинки и т.п. Повторение точных цветов (как на иконе) сложное тем, что не всегда можно найти подходящего цвета бисер, да и, в конечном итоге, работа получается грубоватая. Советую использовать чешский бисер. Он хоть и дороже, чем обычный, но у него больше преимуществ. Даже то, что потом с бисера не слезет краска, т.е. цвета не потускнеют, даёт чешскому бисеру большое преимущество. Скажу по собственному опыту: вышивала китайским бисером. Пока всю работу дошила, все цвета потускнели и как-будто бисер облез:(
Запяливаем ткань. Если поверхность будет полностью вышита, то можно вышивать по х/б ткани, я вышивала по мелкой канве,а если предполагается, что часть ткани будет видна, то вехнюю ткань берем такую, какая нам нужна(например парча).
Длина ткани должна быть больше, чем периметр иконы + запас ткани для подгиба.


Наносим прорись на запяленную ткань с помощью кальки, обведя прорись либо ручкой, либо карандашом.
Советую начать вышивать с контуров облачения Божьей Матери и Спасителя. Это удобно тем, что у Вас уже будут готовые границы, вам останется заполнить их внутри. Если же сначала вышивать облачения, то контуры могут быть впоследствии не ровными, что значительно искажает вашу работу.
После облачений, вышиваем нимбы и фон.



Ход РАБОТЫ:
1. Кладём иконку
Сверху на неё лист прозрачной бумаги
Делаем прорись (кальку) без прорисовывания деталей лика, рук, ног младенца, только контуры. Контуры деталей, которые будут впоследствии вырезаться, нужно нарисовать немного подальше, чтобы впоследствии риза не наехала на икону и частично не закрыла лик или руки. (прошу прощения, но на первом фото я нечаянно перевернула кальку)


Если отверстие будет несколько больше – не страшно. Хуже, когда риза наезжает на те части иконы, которые должны быть открыты.
Определяемся с материалом, т.е. подбираем бисер необходимых цветов, камешки, бусинки и т.п. Повторение точных цветов (как на иконе) сложное тем, что не всегда можно найти подходящего цвета бисер, да и, в конечном итоге, работа получается грубоватая. Советую использовать чешский бисер. Он хоть и дороже, чем обычный, но у него больше преимуществ. Даже то, что потом с бисера не слезет краска, т.е. цвета не потускнеют, даёт чешскому бисеру большое преимущество. Скажу по собственному опыту: вышивала китайским бисером. Пока всю работу дошила, все цвета потускнели и как-будто бисер облез:(
Запяливаем ткань. Если поверхность будет полностью вышита, то можно вышивать по х/б ткани, я вышивала по мелкой канве,а если предполагается, что часть ткани будет видна, то вехнюю ткань берем такую, какая нам нужна(например парча).
Длина ткани должна быть больше, чем периметр иконы + запас ткани для подгиба.


Наносим прорись на запяленную ткань с помощью кальки, обведя прорись либо ручкой, либо карандашом.
Советую начать вышивать с контуров облачения Божьей Матери и Спасителя. Это удобно тем, что у Вас уже будут готовые границы, вам останется заполнить их внутри. Если же сначала вышивать облачения, то контуры могут быть впоследствии не ровными, что значительно искажает вашу работу.
После облачений, вышиваем нимбы и фон.


Икона в переводе с греческого, звучит, как «образ». Изображают на этих образах лики Иисуса, божьей матери и святых. Искусство писания икон на деревянных досках пришло к нам из Византии. Много позже образа стали не только писать, но и вышивать на тканях. Нитками, жемчугом, бисером. Вышивка бисером используется для того, чтобы украсить оклад для иконы.

Дело в том, что вышитая икона состоит из нескольких частей, как бы «собирается». Секрет вышитых окладов состоит в том, что они являются накладным украшением икон, покрывающим их поверх образа, написанного художником. Лик и руки святых при этом оставались непокрытыми. Для них в окладе, точно по форме, вырезали отверстия.

Кроме бисера, жемчуга и драгоценных камей, оклады украшали бархатом или цветными металлами (медь, жесть, серебро и золото). Как именно украсить оклад, решал оформитель иконы, в соответствии с требованием заказчика.

Процесс изготовления икон, вышитых бисером

  1. Выбор репродукции;
  2. Перенос изображения на ткань (льняной холст или бязь);
  3. Закрепление ткани на пяльцах;
  4. Вышивание поверхности икон, за исключением лика и рук, способом «полная зашивка», при котором достигается полное закрытие канвы бисером;
  5. Вырезание отверстий в области рук и лица иконы;
  6. Соединение вышитого оклада с основой репродукции или картины;
  7. Обшивка края работы каймой для его укрепления, и с целью последующего оформления в раму.

Оформление икон, вышитых бисером, в рамки

Рамка под вышитую бисером икону

Каждый оформитель знает, как правильно провести заключительный этап формирования иконы из бисера. Соединенный с ликом и руками святого оклад, нужно правильно вставить в раму. Этот этап работы необычайно важен и не так прост, как может показаться несведущему человеку. В некотором роде его можно охарактеризовать как точную науку. Ошибиться здесь никак нельзя, иначе вся работа много потеряет в красоте и изяществе.

Для правильного оформления икон в рамки, прежде всего измеряют размеры готовой работы. Так сказать от бисера до бисера, не учитывая размеров канвы. Получаем две цифры, одна из которых высота, а вторая ширина полотна. Обязательно зафиксируем эти размеры. При заказе рамки, их нужно указывать с большой точностью. Последний ряд бисера икон не должен иметь зазора с краем рамки.

Не должно быть никакой, даже самой узкой полоски, между ними. Надо также внимательно следить за тем, чтобы бисер не попал под край рамки снизу. Такие недостатки испортят все впечатление от вышивки. Именно в этом заключается главная сложность оформления икон, вышитых бисером в рамки.

Оформление подложки

Это своего рода подкладка для иконы. Ее вырезают из плотного картона или древесноволокнистой плитки. Размер слегка больше, чем готовой иконы (на размер паза рамки). То есть, подложка должна плотно входить в пазы рамки. С обратной стороны подложки в два слоя наклеивают листы поролона (5 мм), разных по размеру. Меньший лист клеится первым, непосредственно на подложку. Сверху приклеивают второй побольше. Но оба они меньше по раз меру, чем сам лист подложки. Рамку заказывают по размеру готовой вышивки, а подложку вырезают уже по размерам пазов рамки.

Натяжка иконы на подложку

Следующий этап оформления вышитой бисером иконы в рамку, состоит из процесса натяжения ткани на подложку при помощи степлера. Для начала будем внимательно следить, чтобы канва ложилась на подложку одинаково. Размеры полосок канвы после загиба полотна на подложку не должны отличаться. Первым закрепляем верхнюю часть канвы. Убедившись в том, что закрепление прошло успешно, стараемся натянуть полотно нашей работы на подложку. Полоска канвы должна быть не шире и не уже той, что получилась у нас вверху. Заворачиваем полотно снизу, и закрепляем его.

Процесс натяжения вышивки на подложку

По завершении подгибки полотна, приступаем к работе над выравниваем боков. В таком же порядке, наблюдая за полосой канвы с лица подложки, натягиваем и закрепляем боковые поверхности иконы. Когда подгибка канвы закончена, нужно сделать примерку. Примерять будем готовое полотно с подложкой к рамке. Нам нужно убедиться, не видна ли будет канва из рамки. Если с какой-либо стороны имеется зазор между бисером и краем рамки, мы должны аккуратно удалить скобы степлера именно с этой стороны, и перетянуть посильнее ткань. Затем закрепим ее снова. И так до тех пор, пока не добьемся результата. С лицевой стороны иконы канва не должна просматриваться. Последними фиксируются уголки ткани. Они также закрепляются при помощи степлера.

Процесс закрепления иконы на рамке

Теперь мы снова вырезаем лист ДВП, как и для подложки. Он должен быть больше по размеру, чем подложка, но немного меньше самой рамки. Если икона будет висеть на стене, то к ней поверх этого листа прикручивают шурупом железную петельку. Это делается в верхней части иконы, строго посередине. Затем этот последний закрепляющий лист пристреливают к рамке тем же степ плером, начиная с углов. Итак, наша работа завершена, икона вставлена в рамку и имеет законченный вид.

Рамка для иконы

Багет для вышитой бисером иконы

Разберемся в том, что представляет собой рамка для иконы, вышитой бисером, и какие еще есть приспособления и крепления. Ее еще называют багетом. Багет – в переводе с французского палка. У нас багетом именуют раму для картин и икон, необходимую в их оформлении. Наиболее подходящими для картин и икон считаются багеты деревянные и пластиковые.

В изготовлении деревянных багетов чаще всего используют сосну и бальзу. Преобладают испанские, итальянские и русские багеты. Из бальзы делают багеты Италия и Испания. Они дороже российских, но в то же время прочнее и легче. Качество у него также отличное, без сучков. Вы можете выбрать такой багет, если вам позволяют ваши финансовые возможности.

Картон в оформлении работы

Для подложки и закрытия вышивки можно пользоваться картоном хорошей плотности. На него натягивают вышивку и в конце фиксируют сзади, закрывая ее. Есть два вида картона, двухмиллиметровый и гофрокартон. Последний дешевле, но при этом имеет недостаточную прочность и эстетически проигрывает. Толщина же в два миллиметра дает толстому серому картону необходимую жесткость и привлекательный внешний вид. Желательно применить в оформлении вышивки именно плотный картон.

Советы по оформлению вышитых бисером икон

Рекомендуем подобрать к иконе рейки цвета золота, тогда великолепие работы будет подчеркнуто благородным. Ведь не зря с давних времен так повелось, что иконы обрамляли в позолоту, это было признаком богатства и роскоши.

Не рекомендуется вставлять в работу из бисера стекло так как она может «потеряться» от солнечных лучей или включенной на потолке лампочки. Но если вы решились на это, то необходимо вставить стекло которое не дает бликов.

Мы с вами разобрались с тем, какими способами оформляется в рамку вышитая бисером икона. Теперь вы сами можете для себя выбрать тот вид оформления, который пришелся по душе и понравился больше всего. Дерзайте, творите, успеха и всех благ.

Видео: оформляем вышитую бисером икону в рамку



Искусство создания изделий из бисера пришло к нам из глубины веков. Древние сарматы, скифы и славяне украшали бисерной вышивкой одежду, обувь и предметы женского туалета. В Киевской Руси IX–XII веков дети и женщины также носили украшения из разноцветных стеклянных бус. Для изготовления церковных облачений и утвари, различных предметов для знати рукодельницы, начиная с XV века начали широко использовать бисер из венецианского стекла в сочетании с драгоценными, полудрагоценными камнями и речным жемчугом. В наше время искусство изготовления изделий из бисера обрело новую жизнь, особенно популярным стало вышивание икон бисером.


Как и любое мастерство, вышивание бисером требует определенных знаний, умений и навыков. Чтобы работа приносила радость и не была тяжёлым и мучительным занятием, следует соблюдать рад правил и рекомендаций опытных вышивальщиц. Для начала необходимо взять благословение духовника или приходского священника на труд и подготовить рабочее пространство. Тот, кто занимается рукоделием, знает, что для создания любого изделия нужны хорошие приспособления. Их следует выбирать тщательно и с пониманием, ухаживать за ними, тогда они послужат вам долго и надёжно. Для начала надо приобрести необходимый набор инструментов. В него входят: бисер разных цветов, нить и нитевдеватель, лупа, линейка, лампа для подсвечивания, несколько специальных иголок для бисера (они должны быть тонкими и острыми), рамка, канва с готовым рисунком, острые ножницы, палетка для бисера (продаётся в магазинах для рукоделия) или баночки с хорошими крышками (обязательно с низкими краями, чтобы можно было легко взять бисеринку на иглу). Удобнее всего для хранения брать стеклянные баночки с крышками (можно от детского питания). Не советую смешивать бисер в одной крышечке в процессе вышивания: неопытной рукодельнице очень легко перепутать цвета и даже одна бисеринка неверного цвета может испортить всю работу, а распарывать – кропотливый и лишний труд. Начинающим рукодельницам лучше приобрести в магазине готовый набор для вышивания, в него входят канва, набор бисера, игла, инструкция по выполнению работы, нитки, а иногда и рамка.

Нитки

Начинающим мастерицам лучше купить специальную нить для вышивания бисером или взять тонкие синтетические нитки белого цвета. Хлопковые нитки брать не стоит: они чаще, чем синтетические путаются, доставляя массу неудобств. Лучше брать специальную нить для бисера, она продаётся в магазинах рукоделия или нить из полиэфира, которую перед работой следует навощить, пропустив через восковую свечу, чтобы она не путалась, легко вошла в игольное ушко и стала прочнее. Мононитью, похожей на прозрачную леску, лучше не вышивать, поскольку в процессе натяжения на багет и со временем, она может неожиданно лопнуть, испортив вышивку. Чтобы нитки не путались, а настроение не портилось от появления на нитке многочисленных ненужных узелков, не стоит вышивать нитью длиннее 45–50 сантиметров. Если вышивка однотонная, цвет нити подбирается в соответствии с цветом ткани или бусин, но можно использовать и белую нить. Вышивают, как правило, в одну нить.

Закрепление нити

Закрепление нити – очень важный этап работы. Чтобы бисеринки при натяжении на рамку в багетной мастерской не потерялись, необходимо строго следить за закреплением нити. Переда началом работы на изнанке завязывают узелок, а затем выводят нить в левый нижний угол, нанизывают бисеринку и вводят иглу правый верхний угол. Таким образом, получается шов полукрест или монастырский.


Так выглядит шов «полукрест»

Набирая бисеринки на нить, следует оставить конец 5 – 6 сантиметров, который потом два раза продевается с изнанки под вертикальные столбики вышивки и после завязывания узелка, обрезается.

Готовая канва-схема

Канва – это специально предназначенная для вышивки ткань из льна или хлопка.

Для начала лучше взять небольшую по размеру канву в наборе с бисером: во-первых, не будет больших сложностей при подборе бисера разных цветов, а, во-вторых, работа будет готова пораньше, если она срочная, к примеру. Таким образом, можно сэкономить время на подборе бисера. Из опыта отмечу, что часто бывает сложно в одном магазине найти подходящий по цвету и размеру бисер. Величина клеток канвы должна соответствовать размеру бисера. Начинающим не стоит покупать канву с палитрой цветов больше десяти, что может усложнить работу.

Пяльцы: квадратная или прямоугольная рамка


Примерно так выглядят пяльцы. Но можно использовать и более простой вариант

Опытные вышивальщицы могут вышивать без пялец, а начинающим можно купить специальную рамку в магазинах для рукоделия(её форма зависит от размеров канвы), а можно попросить кого-то из близких мужчин сделать из реечек несколько рамок нужного размера. На самодельную рамку натягивают и закрепляют канву с помощью канцелярских кнопок. Рамка также продается и в наборах для вышивания.

Бисер

Лучше всего брать бисер чешского производства или японский: он долговечный и откалиброванный, то есть одинакового цвета и размера. Вышивая таким бисером, можно передать в иконе множество разных полутонов, что сделает образ более ярким и живым. Он бывает двух видов: керамический и стеклянный. Такой бисер дороже китайского, но в последнем много бракованных бисеринок (разный размер, иногда отсутствуют отверстие для нити, цвет и блеск может быть неоднородным и др.), так что в процессе вышивки такой низкокачественный бисер может лечь на канву неровно и икона утратит часть своей красоты. К тому же со временем китайский бисер на иконе может утратить яркость цвета. Для вышивания икон современные мастера рекомендуют использовать ювелирный бисер. Он маленького размера и стоит дороже (его делают из искусственного жемчуга и полудрагоценных камней), он высокого качества и имеет стойкое покрытие цветом изнутри бисеринки, ровно ложится, ярко блестит, со временем не утрачивает свой цвет и не подвергается деформации. Чтобы вышивка смотрелась аккуратно, необходим бисер одного размера, но он не должен быть больше «окна» канвы.

Стоит учесть при самостоятельном подбое бисера и его количество: в 1 грамме содержится около 50 бисеринок, а можно и просчитать по канве необходимое количество. Из опыта отмечу: не покупайте мало бисера. Лучше возьмите в запас, чем потом будете искать (а можете и вовсе не найти) по всему городу бисер подходящего цвета, если не хватит совсем немного. Оставшийся бисер можно использовать для другой вышивки. Надо помнить: если вы вышиваете по цветному, а не белому полю полупрозрачным или прозрачным бисером, то оттенок бисера будет тёмнее в сочетании с цветом канвы.

Карта цветов

На каждой канве сбоку или внизу нарисована карта цветов, которые следует использовать в процессе вышивания для создания однородного по цвету полотна. Если вы сомневаетесь, что подберете цвета правильно, лучше купить для начала готовый набор для вышивания бисером: хотя он и дороже, зато не будет проблем с цветом.

Процесс работы

Перед началом работы следует тщательно вымыть руки с мылом во избежание загрязнения канвы и ниток. Стол, на котором будете работать, надо застелить белой ворсистой тканью, чтобы она задерживала падающие с иглы бусинки (чаще всего это происходит у начинающих). Вначале перед работой лучше потренироваться нашивать бусинки на небольшом кусочке канвы. Следует помнить: чтобы не уставали руки при вышивании правая (рабочая у левшей наоборот, левая) рука, которой вы будете нашивать бисер на канву и выводить иглу наизнанку, должна быть вверху, а левая внизу: ей вы будете выводить нить на лицевую сторону. Вышивать надо рядами в одном направлении, а не отдельными «островками»: так икона получится монолитной. Нитку следует немного подтягивать на себя, но не перетягивать, так как в багетной мастерской могут возникнуть трудности с натяжением на рамку: ее могут не растянуть. Бисер нашивается горизонтальными рядами в вертикальном направлении или техникой косых стежков полукрест: закрепив нить узелком на изнанке, выводят иглу из левого нижней точки в правую верхнюю под углом 45 градусов, стараясь не менять угол наклона. Первый и последний ряды и бусинки следует прошить два раза (двойной стежок или крест), чтобы вышивка не имела перекосов. Первый ряд вышиваем слева направо, а второй наоборот, справа налево: так чередуем ряды. Мирянам не разрешено вышивать лик святого, это делают монахи в золотошвейных мастерских с особого благоловения. Ризу святых лучше всего вышивать перламутровым бисером, а фон иконы – матовым.

Простой гобеленовый (косой или европейский) шов – это полукрест без пересекающегося стежка. Стежки нужно выполнять в промежутке не более 1 миллиметра друг от друга, так, чтобы не оставалось пустого пространства между бусинками и не располагать бусины слишком близко, чтобы они не коробили полотно. На изнаночной стороне должен получиться ровный ряд вертикальных стежков-столбиков.

Режим труда и отдыха

Чтобы не потерять зрение и не испортить осанку при работе, надо каждые двадцать минут делать гимнастику для глаз и шеи. При вышивании необходимо хорошее освещение, лучше пользоваться хорошей яркой настольной лампой или дневным освещением, а спина должна иметь прочную опору.

Оформление готовой иконы

После завершения вышивки не следует стирать и гладить канву, так как бисер может потерять цвет и деформироваться. Если на канве есть видимые загрязнения, лучше аккуратно протереть ее ваткой, смоченной в нашатырном спирте. Чтобы работа радовала глаз, лучше для оформления вышитой канвы в рамку отдать её хорошему мастеру в багетную мастерскую и оформить рамку в сходной с иконой цветовой гамме. Дурным тоном считается дарить икону без рамки и освещения в Церкви: в надежде сэкономить на расходах, вы можете испортить впечатление от подаренной работы, к тому же в рамке ваша вышивка засияет новыми красками. Небольшую по размеру канву лучше оформить в большую двойную рамку, стекло в рамке лучше подобрать антибликовое. Самые красивые и долговечные рамки – деревянные, хотя они и дорого стоят.

Вы познакомились с основными секретами и приёмами бисерного рукоделия. Надеемся, что данная статья поможет вам вышить своими руками икону для себя и ваших близких. Не стоит бояться сделать первый стежок и расстраиваться в случае неудачи, ведь опыт и мастерство приходят со временем. Залог успеха – это крепкая вера в свои способности.

Читайте также: