Символы россии из бисера

Обновлено: 24.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45»

Герб России - вышивка бисером

Автор: Дайнеко Юлия МБОУ СОШ № 45, 10 класс

Научный руководитель: Татаурова Юлия Юрьевна

учитель технологии, первой категории

г. Златоуст – 2014г.

I ГЛАВА. История возникновения герба

1.1 Что такое герб. 5

1.2 Появление на Руси двуглавого орла. Иван III . 6

1.3 Государственный герб РФ 1993 года. 6

1.4 Современный Государственный герб РФ. 7

2.1 История вышивки бисером. 8

3.1 Практическая работа. 9

3.2Правила ТБ с иглой и ножницами. 10

3.3Расчет себестоимости изделия. 11

Список используемой литературы. 13

Символы России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля, леса. Кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя.

Каждый по-своему будет прав. И, прежде всего из-за неоднозначности понятия "символ", его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядит герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории.

Изучение истории становления одного из символов государственного суверенитета России – государственного герба, я для себя решила выбрать тему проекта по предмету"Технология" вышить бисером современный герб России , потому что мне нравится работать с бисером и некоторые работы, сделанные своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души, своей индивидуальности. Эта область качественно по-новому дает возможность дополнительного эстетического развития.

Целью моей работы стало:

1. Изучение истории становления одного из символов государственного суверенитета России – государственного герба.

2. Выполнение в техники вышивки бисером современного государственного герба РФ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Ø Изучить историю государственного герба.

Ø Изучить историю вышивки бисером.

Ø Разработать схему по которой можно выполнить вышивку бисером?

Ø выбрать модель.

Ø Составить технологическую последовательность изготовления изделия.

Ø воспользоваться опытом и знаниями педагогов по предметам истории и технологии.

Актуальность выбранной темы заключается в стимуляции активизации интереса к государственной символике, традициям и обычаям культуры своих предков , и создание условий для патриотического, уважительного отношения к Родине.

Предмет: ГЕРБ России

Гипотеза: Если изучить историю вышивки бисером, то можно создать самой важные для российского народа вещи, такие как например герб РФ, через занятия истории и вышивки бисером.

Сплотить и расширить круг знакомств по интересам.

Отчёт по работе.

Перед выполнением работы мы составили план:

Ø поиск информации из разных источников о возникновении герба РФ, а так же о возникновении ремесла - вышивка бисером;

Ø определение выбора внешнего вида

Ø подбор инструментов, материалов, приспособлений;

Ø практические занятия по вышивке;

Проектный продукт: мастер – класс

Ø прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о истории развития герба;

Ø изучить мнение историков;

Ø проанализировать литературу по вышывки бисером;

Ø разработать план изготовления изделия;

Ø выбрать материал;

Ø разработать дизайн изделия;

Ø изготовить пано;

Ø провести анализ изделия.

Ø изучить мнение мастеров о данном виде искусства , сделать выводы, подвести итоги исследования.

Ø анализ литературных источников по теме исследования и интернет;

Ø анализ выполненной работы

Ø практическая работа

Ø изготовить изделие собственными руками в технике вышивка бисером;

Ø минимальная затрата денежных средств;

Ø получение удовольствия от проделанной работы.

ГЛАВА I

История возникновения.

1.1 Что такое герб?

Историю развития российского герба, как и историю России, можно разделить на несколько периодов, и, согласно им, я разбила свою работу на несколько глав и подглав, каждая из которых соответствует определенному периоду развития и становления российского герба.

Основными историческими событиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества также сказываются на государственном гербе. Это заметно, например, когда на престол восходит женщина - государственный герб становится более изящным, контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды - при Елизавете Петровне и Екатерине II.

Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории…

Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства - государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.

Что же такое герб?

Герб (от немецкого Erbe - наследство) - эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца.

Гербы изображаются на знаменах, печатях, монетах, помещаются в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п. Они подразделяются на следующие основные группы:

земельные (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства),

корпоративные (средневековых цехов),

родовые (дворянских и буржуазных родов).

Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и других. Изучением гербов занимается определенная наука – геральдика.

Геральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай) - гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, основным предметом исследования которой является герб - символический знак отличия для лиц, фамилий, родов, государств.

Считается, что гербы появились в X веке [1] , но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).

Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

В XII-XIII веках гербы появились у городов, у цехов, у священников почти на всей территории Европы. Поначалу они отражали в основном сложные социальные отношения, в частности поземельные споры, зачастую становились элементом суда. [2]

С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нем герба, за утверждение герба устанавливается определенная такса - "розыск прав на герб" [3] , за пользование неутвержденным гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (в 1696 году - во Франции, в 1706 году - в Пруссии).

Первые известные изображения датируются Х веком: это бляшки (украшения костюма) из Гнездовского кургана и из Осиповой пустыни. Известна декоративная плитка с двуглавым орлом, найденная на берегу Днестра в местечке Василеве (Северная Буковина) – она датируется XII-XIII веками, двуглавые орлы в росписях Рождественского собора в Суздале (XIII век). XIV веком датируется монета, на которой изображена оригинальная фигура: человек с двумя головами и орлиными крыльями.

Исследователи, высказывают предположения о том, что эти редкие и нетипичные для России изображения, вероятно, заимствованы с востока. В X-XIII веках русские земли имели достаточно активные торговые сношения с Персией (Ираном) и арабскими странами, после установления над Русью власти Золотой Орды, сношения с арабским, персидским и среднеазиатским востоком осуществлялись через ордынское посредство.

Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Ивана III Васильевича (1462-1505). (см. Приложение 3). Иван III является одним из величайших деятелей российской истории. Его значение определяется тем, что им было создано единое российское государство.

Утвердив свою власть в новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. С ее помощью сообщалось о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать.

Семь десятилетий нельзя было даже представить, что исторический герб России вернется в отечественную государственную геральдику. Однако, 5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле.

30 ноября 1993 года к России вернулся ее исторический государственный символ – двуглавый орел. В этот день Президентом Российской Федерации был подписан Указ "О Государственном гербе Российской Федерации". Государственный герб РФ представлял собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона. (см. Приложение 21)

1.4 Современный Государственный герб РФ

Процесс законодательного оформления символики Российской Федерации был завершен спустя семь лет, в последние дни 2000 года – на пороге нового века и нового тысячелетия.25 декабря 2000 года вступил в силу Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации". Данным Законом герб сохранялся в том же геральдическом составе и виде, в каком он был принят в 1993 году. Описание несколько изменилось и получило следующее звучание [14] :

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Существующий ныне государственный герб России представляет собой традиционный российский государственный символ, связанный с нашей страной вот уже более пятисот лет, со времен возникновения единого российского государства и до наших дней.

В документе отмечается, что государственный герб помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений. Изображение государственного герба помещается на фасадах зданий органов власти РФ, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств России за рубежом; в рабочем кабинете президента РФ, а также на пограничных знаках, на штандарте (флаге) президента России, боевых знаменах воинских частей, знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых президентом РФ, военных кораблях 1 и 2 ранга. Кроме того, государственный герб может помещаться на денежных знаках, государственных наградах Российской Федерации и документах к ним, знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Мастер-класс по бисероплетению: «Береза» — символ России

Для создания «березы» нужно: 4 упаковки пайеток «листочки», проволока 50 метров (по 1 метру на ветку, нитки «Ирис» белого цвета, горшок, гипс.


На каждой веточке 10 листочков, между листочками 7 закруток проволоки. Всего получится 50-51 веточка по 10 листочков.




Когда все маленькие веточки будут готовы, можно приступать к формированию веток больших.



Я делаю большие ветки из 3 маленьких веточек. Прикладываю толстую проволоку к центральной веточке, закручиваю белой ниткой; через 2-3 см прикладываю следующую маленькую веточку; еще через 2-3 см третью маленькую веточку. Получилась одна ветка березы, закрученная белой ниткой.

Все маленькие веточки формирую в большие таким способом. Когда все ветки большие готовы, можно приступить к формированию ствола.

Все большие ветки по очереди вкручиваются в ствол белой ниткой. Так формируется ствол. Его по желанию можно изогнуть. Дерево заливается раствором гипса в горшок. Ствол раскрашивается черным карандашом или фломастером.


Дерево из роз

Дерево из роз Как порой бывают недолговечны розы. А так хочется весны зимой и осенью. Я решила вырастить у себя на окне красивые розы. Для этого мне.

Зимние розы

Зимние розы .

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это непрерывный и целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативной деятельности, к участию в управлении, в реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Формирование образа Родины у учащихся имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составят основу убеждений и мировоззрения.

Ребенок не рождается с готовыми формами поведения, логическим мышлением, знаниями о мире. Он усваивает опыт предыдущих поколений, формируется как личность в социальном окружении через влияние моделей, социальных ролей, культуры в целом и непосредственной деятельности в различных направлениях.

Более 25 лет МБУ ДО ЦДЮТур города Ростова-на-Дону использует туристско-краеведческую деятельность как средство патриотического воспитания, которое в настоящее время надо рассматривать как общественно-историческое явление, как необходимость, цели и содержание которых, определяются закономерными тенденциями, существующими в современном обществе.

Символы нашей страны во все времена были не только незыблемым атрибутом государственной власти, но и воплощением духовной и исторической памяти нашего народа. По мере становления и укрепления государства рождались и видоизменялись главные отличительные знаки его суверенитета – герб, гимн и флаг. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Ежегодно в марте сотрудники МБУ ДО ЦДЮТур города Ростова-на-Дону проводят Городской (заочный) конкурс декоративно-прикладного творчества «Овеянные славою флаг наш и герб», посвященный истории государственной символики Российской Федерации и Ростовской области.

Конкурс проводится с целью популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитания чувства гордости за свою Родину и развития творческих способностей учащихся образовательных учреждений города Ростова-на-Дону.

Выставка детского творчества 2016 года стала единым культурным пространством для 75 работ детей, объединяющим различные виды прикладного искусства: ковроткачество, аппликация из бумаги, крупы, бисера, ниток, вязание, роспись в стиле «батик», разнообразные работы из бумаги – оригами, топиарий, роспись декоративных тарелок, витражная роспись, рисунки красками и пластилином, инсталляция, выжигание, композиции из теста и глины, поделки из бисера, авторские куклы в национальных костюмах и игрушки ручной работы.

Яркая и колоритная выставка детских работ, отражающих государственную символику Российской Федерации, сделанных с большой любовью, получилась очень выразительной, содержательной, многогранной и эмоционально насыщенной, отразила современные тенденции в декоративно-прикладном искусстве, где дети с одной стороны, придерживались традиций нашего края, а с другой- показали в своих работах внедрение и использование новых технологий.

Экспозиция вызвала восторг у жюри, состав которого был представлен специалистами дополнительного образования учреждений города.

Подобный опят популяризации и распространения декоративно-прикладного творчества детей способствует развитию интереса детей к изучению народных промыслов, воспитывает уважение к традициям русского народа, помогает показать свое уважение и любовь к Родине…

Любовь к Родине можно выразить по-разному и это у нас получилось! Сегодня это поделки и различные изделия с российской символикой, а завтра-может быть и великие дела.

Приобщение человека к патриотическим и духовным ценностям может происходить только в процессе реального включения личности в многообразие деятельности и общественных отношений.

Выставочный проект очередной раз доказал, что в городе Ростов-на-Дону много юных талантов, которые готовы не только творить, но и с удовольствием покажут свои творения другим.

Закончить свое повествование о конкурсе хочу сказать словами А. Гайдара из произведения «Чук и Гек», немного их перефразировав.

Что такое Родина - каждый понимал по - своему!

Ратушная Наталья Юрьевна,

заведующая краеведческо-экскурсионным отделом

Российская символика глазами юных ростовчан (фотоотчёт)




















Праздник детей старшей (подготовительной) группы «Армия российская-смелая, могучая!» Праздник детей старшей (подготовительной) группы. Звучит праздничная музыка, в зал приглашаются девочки 1 ведущий: Мы собрались в этом зале,.

Занятие-беседа с детьми «Символика Мордовии» Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Милый край! Мордовия родная! Здесь раздолье рек,.

Проект «История, достопримечательности, символика Нижегородского края» Проект «Нижегородский край. Символика. Достопримечательности» Автор: Ермилова Елена Александровна, воспитатель Муниципального бюджетного.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Символика России и города Ярославля» Цель: уточнение, закрепление и расширение знаний детей о символике России и г. Ярославля. Задачи: 1. Продолжать воспитывать уважительное.

Конспект по познавательному развитию «Символика страны и города» Конспект по познавательному развитию «Символика страны и города» Старшая группа Программное содержание: - Расширять представление детей.

Конспект занятия «Национальная символика» Ход занятия I. Вводная часть Звучит осетинская мелодия. По группе размещены иллюстрации с изображением родного края. Воспитатель читает.

Непосредственно-организационная деятельность в старшей группе «Дон-любимая река ростовчан» Цель:продолжать знакомить с родным городом, с его достопримечательностью -рекой Дон. Задачи:дать понятие,какое значение в жизни города и.

НОД по формированию представлений у детей подготовительной группы «Государственная символика России» НОД по формированию представлений у детей подготовительной группы по теме: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ» Задачи: 1. Познакомить с.

Проект «Символика родного города»

Проект «Символика родного города» Тема. Символика родного города Актуальность проекта Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики.

Занятие в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Российская армия» Задачи. Продолжать расширять представление детей о Российской армии. Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик, пехотинец,.

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос. ОСАНОВО-ДУБОВОЕ Конкурс: «Государственная символика России в декоративно –прикладном искусстве.» Учитель(руководитель) Киреева Светлана Серафимовна Учитель начальных классов Автор: Яшина Анна Ученица 3 класса 2013 г.

2 Адрес: Индекс: Московская обл., Шатурский район п. Осаново-Дубовое ул. Школьная д 38, кв. 48

3 Цель: Разработать и изготовить изделие по одной из многочисленных техник бисероплетения. Задачи: Выполнить проект на тему: «Государственная символика России в декоративно- прикладном искусстве.»

4 Выбор и обоснование Я не так давно занимаюсь бисероплетением, и мне этот вид рукоделия очень нравится. Я люблю изучать, придумывать и создавать различные поделки. И я решила сплести из бисера Российский флаг.

5 История бисероплетения История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Стеклянные бусины-непосредственные предшественники бисера. Ими украшали одежду древнерусских фараонов. Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века.

6 Государственный флаг Российской Федерации Её официальный государственный символ. Утверждён Указом Президента Российской Федерации 2126 от 11 декабря 1993 года « О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней синего и нижней красного цвета.

7 Техника изготовления Свою работу я решила выполнить в технике параллельное плетение. В качестве основного материала выбрала бисер.

8 Свою Подготовка материалов к работе 1) Приготовить тонкую проволоку. 2) Подобрать бисер нужного цвета. Для изготовления флага мне понадобилось четыре разных цвета бисера: Красный; Синий; Белый; Жёлтый;

9 Подготовка ма Последовательность изготовления флага 1) На проволоку нанизываю по 10 бусинок красного, синего и белого цвета.

10 Последовательность 2) В такой последовательности плету 10 таких рядков.

11 3) По схеме вплетаю герб из жёлтого бисера.

12 По схеме вплетаю герб из жёлтого бисера. 4) По окончании плетения герба, доплетаю ещё 10 одинаковых рядков.

13 5) Оформляю свою работу: прикрепляю к флагу палочку.

14 И вот что у меня получилось.

15 Самоанализ У меня получилось создать красивый Российский флаг. Я с удовольствием подарю его школьному музею. Работая с ним, я изучила новую технику и закрепила свои знания в знакомых приёмах, узнала много нового и интересного, изучая историю бисероплетения.

16 Самоанализ. Также мне хотелось представить вам другие свои работы: Цветы России Животные России

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

«Бисер в народном костюме в России»

Выполнила Богатырева Александра Сергеевна

МБОУ ДО «Перспектива» ТО «Стильные штучки»

Руководитель Качан Алевтина Васильевна

Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или по несколько одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.
На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI-V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры - древние славяне. Во времена Киевской Руси IX-XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная с XVIII в. бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали применять в домашних рукоделиях и украшении народно го костюма. Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX - начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей - тысяч неизвестных самобытных мастериц. Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий. В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий, которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме, орнаментальных мотивов.

Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник.

Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского - плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане - шнурке носили нательный крест, гайтан - плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые объемные шнуры жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения - заручья и браслеты. Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, комбоне. Интересными и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного бисера. Из бисера плели накосники, ушные подвески пилексоргя. Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.
Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего века были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.
В начале XX века художественные изделия из бисера, очень разные по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой популярностью и у городского населения. Наряду с открывшимися в конце XIX в. в селах кустарными мастерскими, кадры бисерщиц начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий многих губерний России.
После революции, во время гражданской войны 1917-1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание.
Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие.

hello_html_m4c5fdfe3.jpg

Свое ожерелье я выполнила в технике низания. Низание – это технология бисероплетения, при которой бисерины набирают только на один конец нити и только при помощи этого конца нити ведут дальнейшую работу; второй конец нити остается свободным и в работе не участвует. В технике низания могут выполняться различные виды изделий из бисера: широкие и узкие, плотные и ажурные (кулоны, цепочки, ожерелья, колье, воротники). Для ожерелья я использовала бисер белого цвета и жемчужные бусины.

Читайте также: