Тухья из бисера схема

Обновлено: 24.04.2024

Представляем вашему вниманию статью Светланы Матвеевой, главного специалиста Чувашского историко-культурного центра, руководителя Народного чувашского фольклорного ансамбля «Шевле».

«Типичные ошибки при изготовлении чувашских головных уборов «тухья» и «хушпу»

современными мастерами и использовании их коллективами художественной самодеятельности».

Чуваши не строили грандиозных пирамид, храмов и дворцов, не создавали монументальных скульптур и фресок. Но было нечто такое, благодаря чему они сохраняли из века в век внутреннее единство и своеобразный этнокультурный облик. Это — сила древних культурных традиций, выраженная в языке, мелодиях, фольклоре, орнаменте и костюме.

Неотъемлемой частью чувашского костюма является головной убор.

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды. У чувашских девушек и женщин существует два вида головных уборов. Это девичий головной убор тухья и женский головной убор хушпу.

Тухья — девичий головной убор из серебра и разноцветного бисера. Существует в двух формах: шлемовидная и шапочкообразная. Первая принадлежит к этнографической группе анатри (низовых чувашей) и анат енчи (средне-низовых чувашей), а вторая- вирьял (верховых чувашей). У тухьи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краёв, красиво оформлялся козырёк убора-красным коралом и монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические фигуры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зелёных бисеринок. Тухья не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову.

По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Она отличалась полностью закрытым верхом и преобладанием в декоре серебряных монет мелкого и среднего размера. Для отделки использовался и красный бисер, но здесь он играл незначительную роль.

Замужние женщины надевали плотно прилегающие ожерелья с 2-3 рядами монет, округлое нагрудное украшение, чересплечную повязку тевет, нагрудник трапециевидной формы алка с наспинной частью в виде бахромы, покрывающей плечи. Украшения из серебра и бисера составляли с головными уборами единый художественно-образный ансамбль.

Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

В настоящее время появилось очень много мастеров изготовления головных уборов «тухья» и «хушпу». Но, к сожалению, многие из них не имеют представления какими должны быть девичий головной убор «тухья» и женский головной убор «хушпу». Сечас я хочу остановиться на некоторых головных уборах, которые одевают участники некоторых чувашских ансамблей. Такие головные уборы носят участники одного из ансамблей г. Уфы. Этот головной убор ни тухья, ни хушпу. Оно сделано как хушпу с хвостом, но в верхней части у хушпу должны быть только монеты.

Или ещё такие головные уборы у следующего ансамбля. Верхушка женского головного убора хушпу, а сам головной убор – тухья, потому что сделана без хвостика и бисером.

Особо хочется отметить соблюдение возрастных особенностей. Очень часто на сцене можно увидеть почтенных бабушек 60-80 лет, красующихся в девичьих головных уборах тухья, или девушек в женских головных уборах хушпу.

Очень часто можно заметить нарушение правил ношения чувашского традиционного костюма:

-из-под хушпу(у женщин) или тухья (у девушек) видны волосы;

-хушпу часто одевается на голову без сурпана.

Многие коллективы слепо копируют несвойственных чувашам Южного Приуралья костюмных традиций, а также манеры ношения, получивших распространение в других регионах Российской Федерации или ставшим «модными», благодаря выступлениям артистов профессиональных или других коллективов Чувашии. Фольклорные коллективы должны одевать те костюмы, которые носили их предки.

Можно заметить и такое явление, как игнорирование местного аутентичного костюма, копирование костюмов других коллективов.

Моему ансамблю уже больше 50 лет. Основала коллектив моя мама Васильева Ольга Моисеевна. Они часто одевали и лапти, когда показывали обряды. Народный чувашский фольклорный ансамбль «Шевле» со дня основания носит старинные самотканные льняные чувашские костюмы XIX века и старается сохранить все обряды, старинные песни и костюмы низовых чувашей.


Художественный бисер Акчурина Зоя Алексеевна Чувашская Республика

Акчурина Зоя Алексеевна (Чувашская Республика) Художественным ремеслом занимается более 30 лет. Работает в .



Мастер-класс "Браслет из бисера" в технике станочного ткачества Анастасии Пегановой

Очередной наш мастер-класс мы посвятили искусству бисероплетения. Причем не совсем традиционному его виду, а в .



Как плести широкие БРАСЛЕТЫ ИЗ БИСЕРА+ЗАСТЕЖКА для браслета своими руками

Мастер-класс о плетении широких браслетов из бисера. Выполнены они в технике мозаика. Из материалов понадобится .

Тухья. Мастер-класс

ТУХЪЯ, тухья – девичий головной убор, полусферическая шапочка, сшитая из 1–2 слоёв плотного холста, украшенная бисерным узором и монетами. Характерные особенности: округлая основа из холста, преобладание в декоре бисерного шитья, солярный знак на вершине, полоса геометрического орнамента по окружности головы.

В декоре преобладало яркое бисерное шитьё красного или зелёного цвета, основной цвет оттенялся небольшим количеством контрастного по цвету и тону бисера. К кромке шапочки подшивали раковины каури либо серебряные 5- или 10-копеечные монеты. Лобная часть часто украшалась крупными серебряными рублями.

По бокам шапочки свисало несколько бисерных подвесок (ярапа) с монетками. Застёгивалась кожаным ремешком, на который также нашивались крупные серебряные монеты.

У средненизовых чувашей центральной части Чувашии Тухья имела форму округлой шапочки, украшенной главным образом монетами, увенчанной характерным невысоким конусом из серебра, олова или свинца.

Тухья надевалась на голову довольно низко, почти до бровей. Считалась обязательным головным убором девушек, главным образом праздничным и выходным. Её носили с 12–14 лет вплоть до свадебной церемонии, после замужества оставляли по наследству младшим сёстрам.

Стилизованные формы Тухьи, украшенные ярким бисером, металлическими жетонами и монетами, широко используются в современной национальной культуре модельерами, художниками сцены, народными мастерами.

Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению тухьи для пополнения уголка родного края. Для этого нам потребуются: шапочка,у меня вязанная крючком; фольга; картон; нитки; иголка; бусины; ножницы; кусочек красного фетра.

Вырезаем из картона кружки диаметром 1,5-2 см; из фольги нарезаем полоски шириной 2-3см,длиной 5-6 см. ; оборачиваем кружки фольгой сглаживая все неровности, чтобы получились монетки, затем пришиваем наши монетки к шапочке наслоением, к макушке пришиваем или приклеиваем конус из фетра, по бокам пришиваем нанизанные на нитку бусины. Тухья готова.









Мастер-класс «Ангелочек»

Мастер-класс «Ангелочек» Для выполнения данной работы нам понадобится: вата, ткань "вуаль" 12 см. на 12 см., ткань любая 20 см. на 20 см., упаковочная плотная.

Мастер-класс «Фонарик»

Мастер-класс «Фонарик» Здравствуйте! Хочу представить вам как сделать фонарик своими руками, использовались фонарики для танца гномиков во 2 младшей группе Используемый.

«Граттаж». Мастер-класс

«Граттаж». Мастер-класс Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все. Это огромная.

Мастер-класс по пластилинографии

Мастер-класс по пластилинографии Мастер класс по пластилинографии. Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается.

Мастер-класс по самомассажу План проведения мастеркласса для педагогов и родителейпо самомассажу 1. Вступительное слово. Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы.

Мастер-класс по сказкотерапии Цель: развитие внимания, взаимодействия младших школьников через психологическую сказку Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку.

«Снегирь». Мастер-класс

«Снегирь». Мастер-класс Цель: создание аппликации из бумажных комочков. Задачи: Учить детей передавать в аппликации образ снегиря. -Развивать мелкую моторику,.

Мастер-класс «Свинка»

Мастер-класс «Свинка» Мастер-класс "Свинка" Автор:Фурман Яна Игоревна Добрый вечер дорогие друзья! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс к наступающему Новому.

Вот примеры современной национальной одежды, которую носят на свадьбах, Акатуе (праздник окончания урожая).

Видите необычные шапочки? Это тухья (с торчащим кончиком) и хушпу (с плоским верхом).

Тухья - это девичий головной убор. По сути - это глубокая шапка полусферической формы, изготовленная на плотной основе и расшитая бисером, закрывавшая весь лоб до бровей. На тухью было принято навешивать самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники. Хотя все зависело от достатка. Украшали шапку и 10, 15, 20 копеечными монетами, но всегда серебряными.

А бисерные подвески с мелкими монетами на концах, свисающие с очелья тухьи, обрамляли лицо.

Поскольку это девичье украшение, то оно не имело накосников и хвоста, не закрывало волосы. Ведь девушке надо было привлечь внимание потенциальных женихов своими красивыми волосами.

Вот еще несколько примеров тухьи.

А вот хушпа была женским головным убором. На нем уже есть накосники, поскольку замужней женщине не полагалось показывать свои волосы посторонним, только мужу.

Хушпу довольно сложны в изготовлении. Они состоят из шапочки, закрывающей голову и длинного прямоугольного хвоста, опускающегося вниз по спине женщины. Остов шапочки (кăшăл) изготовлялся из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы.

Далее остов убора покрывался плотными рядами серебряных монет – мелкими серебром (овальными «копейками») или имитациями монет (нухрат) или монетами по 15-20 копеек.

Макушка хушпу обрамлялись полосой несложного узора из бисера преимущественно красного цвета. Налобная часть дополнялась характерным, выступающим вниз козырьком, зашитым плотными рядами кораллов или раковин каури. Да, да, в Чувашии использовали эти мелкие ракушки для украшений. Где они их доставали в 19 веке, бог знает)))) Видимо, там же, где и кораллы, которые также очень дорого ценились при создании украшений.

Сзади к остову пришивался хвост – «хушпу хÿри» - широкая полоса холста, покрытая кумачом. Рядами бисерного узора и круглыми латунными жетонами.

Хушпу высоко ценились и передавались от матери к дочери. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение

Чуваши – один из коренных народов России. В их культуре сплелись традиции сразу нескольких этнических групп: волжских булгар, марийцев и русских.

Традиционный чувашский костюм очень детализирован. Это связано с тем, что костюм являлся своего рода визиткой, на которой с помощью символов был зашифрован рассказ о его владельце: пол, возраст, брачный статус, повод, по которому был надет костюм.

Неотъемлемым элементом костюма являлись, конечно же, украшения. Традиционные чувашские украшения изготавливались из бисера, бусин, серебряных монет разного размера, раковин каури и различных мелких металлических элементов.

Украшения традиционно носили в основном женщины. Мужчины же могли носить украшения только на свадьбе, и то в двух случаях: если это был жених или если это был предводитель свадьбы. В этих ситуациях они использовались в качестве оберегов.

Девочки надевали свои первые дорогие украшения примерно в 12–14 лет. Это были шапочки с бисерной сеткой и рядами монет разных размеров – тухьи.

Волосы при этом были убраны только спереди, а сзади заплетена коса. В зависимости от этнографической группы чувашей, тухья могла быть двух видов: полусферической (у средненизовых и частично у верховых) и с шишаком (у низовых).

Также у тухьи были наушные части, которые состояли из рядов монет и украшались на концах кисточками из бисера. С этим головным убором девушки ходили вплоть до замужества.

Незамужние девушки носили также нагрудное украшение – шулкеме. Оно состояло из двух частей: подвески сурпан сакки (расшитый монетами и бисером прямоугольник) и одноярусного нагрудного украшения из монет и бисера (квадратной или круглой формы).

Замужняя чувашка носила головной убор хушпу, который был богаче девичьего и имел наспинную часть, также украшенную бисером и монетами. Менялось и нагрудное украшение.

Место шулкеме занимало ама. Оно могло состоять из отдельного нагрудника или нагрудника и наспинной части. Оно также было обильно украшено монетами и бисером.

Еще одно женское украшение чувашей – тевет. Оно представляло собой перевязь, которая надевалась через левое плечо и состояла из широкой тканой полосы с узорной тесьмой, рядами монет, бисера и раковин. На этом украшении также вышивались узоры на природную тему.

История чувашского костюма насчитывает сотни лет. На долю жителей Поволжья в ХХ веке выпало немало испытаний, но, несмотря на это, сохранились подлинные традиционные украшения, которые можно встретить в музеях и частных коллекциях.

Читайте также: