Украшение из бисера и серебра у чувашей

Обновлено: 26.04.2024

Чтобы не мчать на всех парах в Казань, а ехать с комфортом, мы решили зарулить на ночевку в Чебоксары. У нас был целый вечер и первая половина следующего дня. Вечером мы совершили большой променад по набережной, посмотрели все достопримечательности, а утром пошли в Национальный Чувашский музей , а затем в Музей чувашской вышивки .

Национальный Чувашский музей

Слева: праздничный наряд замужней женщины, справа – незамужней. Главное отличие: в шапочках и украшениях.

Слева: праздничный наряд замужней женщины, справа – незамужней. Главное отличие: в шапочках и украшениях.

Нас интересовал прежде всего этнографический зал на первом этаже. Удобно, что можно купить билет только в него. Залы с чучелами и археологическими костями мы решили пропустить.

В целом, экспозиция стандартна, как и во всех краеведческих музеях: немного глиняных черепков, немного древней утвари, стенды о знаковых личностях региона, немного о советском периоде…

Но самое интересное: это национальные костюмы чувашек и фотографии, как это было.

Дело в том, что их национальный костюм изобилует огромным количеством вышивки с уникальными орнаментами. Главная деталь костюма – головной убор в виде конусообразной или цилиндрической шапочки, сплошь расшитой настоящими серебряными монетами елизаветинских времен . Целый клад монет- в костюме.

Хушпу – головной убор замужней женщины:

Как видим, шапочка ХУШПУ имеет более цилиндрическую форму, монеты в области висков ниспадают более свободно.

В то время как головной убор незамужней девушки ТУХЬЯ (на фото ниже) имеет более куполообразную форму, форму луковки с металлическим наконечником на кончике. Монеты на тухье должны более плотно обрамлять лицо у висков и подбородка.

Чуваши – один из коренных народов России. В их культуре сплелись традиции сразу нескольких этнических групп: волжских булгар, марийцев и русских.

Традиционный чувашский костюм очень детализирован. Это связано с тем, что костюм являлся своего рода визиткой, на которой с помощью символов был зашифрован рассказ о его владельце: пол, возраст, брачный статус, повод, по которому был надет костюм.

Неотъемлемым элементом костюма являлись, конечно же, украшения. Традиционные чувашские украшения изготавливались из бисера, бусин, серебряных монет разного размера, раковин каури и различных мелких металлических элементов.

Украшения традиционно носили в основном женщины. Мужчины же могли носить украшения только на свадьбе, и то в двух случаях: если это был жених или если это был предводитель свадьбы. В этих ситуациях они использовались в качестве оберегов.

Девочки надевали свои первые дорогие украшения примерно в 12–14 лет. Это были шапочки с бисерной сеткой и рядами монет разных размеров – тухьи.

Волосы при этом были убраны только спереди, а сзади заплетена коса. В зависимости от этнографической группы чувашей, тухья могла быть двух видов: полусферической (у средненизовых и частично у верховых) и с шишаком (у низовых).

Также у тухьи были наушные части, которые состояли из рядов монет и украшались на концах кисточками из бисера. С этим головным убором девушки ходили вплоть до замужества.

Незамужние девушки носили также нагрудное украшение – шулкеме. Оно состояло из двух частей: подвески сурпан сакки (расшитый монетами и бисером прямоугольник) и одноярусного нагрудного украшения из монет и бисера (квадратной или круглой формы).

Замужняя чувашка носила головной убор хушпу, который был богаче девичьего и имел наспинную часть, также украшенную бисером и монетами. Менялось и нагрудное украшение.

Место шулкеме занимало ама. Оно могло состоять из отдельного нагрудника или нагрудника и наспинной части. Оно также было обильно украшено монетами и бисером.

Еще одно женское украшение чувашей – тевет. Оно представляло собой перевязь, которая надевалась через левое плечо и состояла из широкой тканой полосы с узорной тесьмой, рядами монет, бисера и раковин. На этом украшении также вышивались узоры на природную тему.

История чувашского костюма насчитывает сотни лет. На долю жителей Поволжья в ХХ веке выпало немало испытаний, но, несмотря на это, сохранились подлинные традиционные украшения, которые можно встретить в музеях и частных коллекциях.

Вот примеры современной национальной одежды, которую носят на свадьбах, Акатуе (праздник окончания урожая).

Видите необычные шапочки? Это тухья (с торчащим кончиком) и хушпу (с плоским верхом).

Тухья - это девичий головной убор. По сути - это глубокая шапка полусферической формы, изготовленная на плотной основе и расшитая бисером, закрывавшая весь лоб до бровей. На тухью было принято навешивать самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники. Хотя все зависело от достатка. Украшали шапку и 10, 15, 20 копеечными монетами, но всегда серебряными.

А бисерные подвески с мелкими монетами на концах, свисающие с очелья тухьи, обрамляли лицо.

Поскольку это девичье украшение, то оно не имело накосников и хвоста, не закрывало волосы. Ведь девушке надо было привлечь внимание потенциальных женихов своими красивыми волосами.

Вот еще несколько примеров тухьи.

А вот хушпа была женским головным убором. На нем уже есть накосники, поскольку замужней женщине не полагалось показывать свои волосы посторонним, только мужу.

Хушпу довольно сложны в изготовлении. Они состоят из шапочки, закрывающей голову и длинного прямоугольного хвоста, опускающегося вниз по спине женщины. Остов шапочки (кăшăл) изготовлялся из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы.

Далее остов убора покрывался плотными рядами серебряных монет – мелкими серебром (овальными «копейками») или имитациями монет (нухрат) или монетами по 15-20 копеек.

Макушка хушпу обрамлялись полосой несложного узора из бисера преимущественно красного цвета. Налобная часть дополнялась характерным, выступающим вниз козырьком, зашитым плотными рядами кораллов или раковин каури. Да, да, в Чувашии использовали эти мелкие ракушки для украшений. Где они их доставали в 19 веке, бог знает)))) Видимо, там же, где и кораллы, которые также очень дорого ценились при создании украшений.

Сзади к остову пришивался хвост – «хушпу хÿри» - широкая полоса холста, покрытая кумачом. Рядами бисерного узора и круглыми латунными жетонами.

Хушпу высоко ценились и передавались от матери к дочери. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение

Чуваши – один из коренных народов России. В их культуре сплелись традиции сразу нескольких этнических групп: волжских булгар, марийцев и русских.

Традиционный чувашский костюм очень детализирован. Это связано с тем, что костюм являлся своего рода визиткой, на которой с помощью символов был зашифрован рассказ о его владельце: пол, возраст, брачный статус, повод, по которому был надет костюм.

Переплетение традиций и современности: чувашские украшения, изображение №1

Неотъемлемым элементом костюма являлись, конечно же, украшения. Традиционные чувашские украшения изготавливались из бисера, бусин, серебряных монет разного размера, раковин каури и различных мелких металлических элементов.

Украшения традиционно носили в основном женщины. Мужчины же могли носить украшения только на свадьбе, и то в двух случаях: если это был жених или если это был предводитель свадьбы. В этих ситуациях они использовались в качестве оберегов.

Девочки надевали свои первые дорогие украшения примерно в 12–14 лет. Это были шапочки с бисерной сеткой и рядами монет разных размеров – тухьи.

Переплетение традиций и современности: чувашские украшения, изображение №2

Волосы при этом были убраны только спереди, а сзади заплетена коса. В зависимости от этнографической группы чувашей, тухья могла быть двух видов: полусферической (у средненизовых и частично у верховых) и с шишаком (у низовых).

Переплетение традиций и современности: чувашские украшения, изображение №3

Также у тухьи были наушные части, которые состояли из рядов монет и украшались на концах кисточками из бисера. С этим головным убором девушки ходили вплоть до замужества.

Незамужние девушки носили также нагрудное украшение – шулкеме. Оно состояло из двух частей: подвески сурпан сакки (расшитый монетами и бисером прямоугольник) и одноярусного нагрудного украшения из монет и бисера (квадратной или круглой формы).

Переплетение традиций и современности: чувашские украшения, изображение №4

Замужняя чувашка носила головной убор хушпу, который был богаче девичьего и имел наспинную часть, также украшенную бисером и монетами. Менялось и нагрудное украшение.

Переплетение традиций и современности: чувашские украшения, изображение №5

Место шулкеме занимало ама. Оно могло состоять из отдельного нагрудника или нагрудника и наспинной части. Оно также было обильно украшено монетами и бисером.

Еще одно женское украшение чувашей – тевет. Оно представляло собой перевязь, которая надевалась через левое плечо и состояла из широкой тканой полосы с узорной тесьмой, рядами монет, бисера и раковин. На этом украшении также вышивались узоры на природную тему.

Переплетение традиций и современности: чувашские украшения, изображение №6

История чувашского костюма насчитывает сотни лет. На долю жителей Поволжья в ХХ веке выпало немало испытаний, но, несмотря на это, сохранились подлинные традиционные украшения, которые можно встретить в музеях и частных коллекциях.

=Vapaat Kotimaa / Свободная Финно-Угрия ui_ownblock_info

=Vapaat Kotimaa / Свободная Финно-Угрия PostHeaderInfo PostHeaderInfo--inHeader PostHeaderInfo--legacy

=Vapaat Kotimaa / Свободная Финно-Угрия= запись закреплена

Богатое убранство в одежде Чувашских девушек

Комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней составляют:

женские головные уборы (хушпу);
наряды на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая);
браслеты и кольца (они же сула и сере);
маленькое зеркальце, которое крепится на пояс (тёкер);
кошелёк для пояса (енчёк)
подвески на пояс (йёс хуре).

Алехандро Отлизов


Алехандро Отлизов

Захар Апполинарьин

Вячеслав Афанасьев

Захар, ни ,Вашим и нашим!? Такие же марийцы, которые потерялись, буквально вчера! Якобы. меря, мурома, вообще сгинули.А, эти, хитрее, мудрее оказались и тюркам и христам.То там - то тут. Одежда, марийская, сами, якобы тюрки.Во бы так, да и в мечеть, а,а,а?

Алехандро Отлизов


Алехандро Отлизов ответил Вячеславу

🇹🇷

Вячеслав, одежда в основном действительно похожа на марийскую (но было доказано что предки чувашей ассимилировали часть марийцев что раньше жили на севере Чувашии), но главное тут - "в основном". Есть куча тюркских элементов.
А христианизация происходила увы насильно. Однако то, чему придерживаются "православные чуваши", по большей части христианством и не назвать. Это смесь с традиционной религией. Которая очень схожа на общетюркское Тенгрианство.
Язык тоже больше тюркский, нежели финно-угорский.
Biz Türkler

Вячеслав Афанасьев

Александро, вчерась только и родились. и татары , которые якобы местные.Во умора то, татары и нация.Чуваши, это такие же чермыши, как многие татары.Ленину спасибо, который заразился идеей татаризма и Марджани.Башкиры, понимают. Тут, чуваши. Черемиса, ассимилировать. Дык мы, в своей вере, стояли и стоим! Мы, Человеки. а тут?!

Алехандро Отлизов


Алехандро Отлизов

Вячеслав, кстати что чуваши, что татары и не местные вовсе (это к тому что "якобы местные"). Тюрки в основном кочевой народ. И вроде давно известно как и чуваши и татары (хотя в целом это одно и тоже) оказались в Поволжье. Собственно говоря, так же известно и о ассимиляции мари.

Вячеслав Афанасьев

Александро, добре. долгий разговор.Вы, спокойный собеседник, без ссылок, доков, каких то! Молодцом! Вся история, журнал Мурзилка?! Мне как то, противно.А, есть же, историки. эти, жут,ть. Лингвистки - Шахере. зады. Ха,ха! Правила какие то, законы.Язык один, но понимают и произносят везде по разному.История, ( работа) попов, ито с 1858 годов токмо.Они думают , что тысячи лет стоят. Христиане, мусульмане( которые фанатики). Мы значит, более стоим, чай никак, первые. Все балаганятся, забывая кто мы такие. Все, все после нас. Спасибо Вам.Тут, ходют люди.

Алехандро Отлизов


Алехандро Отлизов

Вячеслав, ссылки в данном случае будут лишними. Источники опровергающие ваши догадки, на столько популярны, и "на слуху" у людей интересующихся этим вопросом, что вы и сами можете их запросто найти. Я предположу, что вы даже с ними ознакомлены. Но все-равно почему-то строите какие-то обречённые на провал теории. В прочем, ну и ладно.

Вячеслав Афанасьев

Александро, скажу одно! Без веры, не народ! Без веры, нет языка! Слава Богам нашим, у нас все свое! Мы были, есьм и будем. Все, у всех , чужеродное. Не было у них и не будет ничего хорошего. будут грызтся и бравадится, а чем, кем, а,а,а.

Читайте также: