Узоры ненецкие из бисера

Обновлено: 01.05.2024

Эта информация, скорее всего, будет полезна мне и всем мастерам по бисероплетению. Я хотела, чтобы она всегда была под рукой и хранилась в надежном месте - Ярмарке Мастеров.

Всем нам очень часто в работе по созданию украшений нужны схемы и узоры собственного производства. Но сидеть и рисовать мелкую сеточку неудобно и отнимает много времени. Возможно, у Вас есть свой архив трафаретов. А если нет? Вдруг у Вас сгорит жесткий диск или Вам экстренно придется разрабатывать схему находясь не на своем рабочем месте?

Сначала я обдумывала вариант с программой, в которой пришлось бы лишь заложить необходимые параметры полотен, но я не программист, поэтому могу ограничиться только обычным рисованием. Но даже тут оказалось, что мысль моя не уникальна, а многие мастера, видимо, уже сделали всю работу за меня. Ну или почти всю.

Итак, пользуясь ресурсами интернета и своими собственными наработками я решила систематизировать информацию по техникам. Поскольку мы имеем дело с изготовлением полотен, то вот перед Вами самые распространенные базовые техники.

Техника "Ткачество"

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 1

Ткачество - потому что в результате всех усилий получается плотное полотно с расположением бисерин друг над другом, как тетрадные клеточки. Мы получаем элементы, а также изделия и украшения, внешне напоминающие ткань. Техника позволяет выплетать прямые полосы (для браслетов, поясов, герданов), широкие полотна (картины, панно, сумочки) и фигурные детали изделий. Существует ручное и на станке. В обоих случаях используются одни и те же схемы, для которых будут нужны трафареты.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 2

Трафарет с вертикально расположенными бисеринками

Трафарет с горизонтально расположенными бисеринками

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 3

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 4

Трафарет с круглыми бисеринками

Мозаичное плетение

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 5

Мозаичная техника позволяет получать очень ровную и плотную бисерную поверхность, которая может стать основой для практически любых изделий. Готовое изделие, выполненное таким способом напоминает стену из маленьких кирпичиков.

Бывает мозаичная техника плетения с четным количеством бисерин и с нечетным количеством бисерин.

Трафарет с приплюснутыми бисеринками (особенно актуально для чешского бисера)

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 6

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 7

Трафарет с круглыми бисеринками

Также существует двойная и тройная мозаичная техника.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 8

Двойная и тройная мозаика плетется абсолютно так же, как обычная, с той лишь разницей, что вместо одной бисеринки на нить набирается две ("Двойная") или три ("Тройная")

Трафарет в 2 бисеринки

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 9

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 10

Трафарет в 3 бисеринки

Как подвид мозаичного плетения существует круговое мозаичное плетение. Эта техника позволяет создавать плоские круглые формы. А это низ цилиндрической формы, салфетка, подставка, или круг для любых других целей (для оплетки сферических форм).

Трафарет круговое мозаичное плетение

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 11

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 12

Также круговое плетение не ограничивается самим кругом. Таким способом можно плести треугольники, квадраты, прямоугольники, пятиугольники, шестиугольники (далее представлены трафареты из книги Julia S. Pretl "Little Bead Boxes").

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 13

Трафарет плетения треугольника

Трафарет плетения квадрата

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 14

Трафарет плетения прямоугольника

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 15

Трафарет плетения пятиугольника

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 16

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 17

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 18

Кирпичное плетение

Бисерное полотно, сплетенное в технике кирпичного плетения, выглядит так же, как полотно, сплетенное в мозаичной технике. Однако способы плетения кардинально различаются, что дает возможность использовать кирпичный стежок там, где мозаичная техника не подошла бы, и наоборот. В данном случае можно использовать трафареты из мозаичного плетения.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 19

Трафарет с приплюснутыми бисеринками (особенно актуально для чешского бисера)

Трафарет с круглыми бисеринками

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 20

Монастырское плетение (в крестик)

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 21

Издавна в монастырях бережно сохранялись и разрабатывались техники и приёмы самых разных рукоделий, в том числе и бисероплетения. Из бисера или с его использованием при монастырях изготавливались роскошные убранства храмов – покровы и облачения духовных лиц, оклады икон и другие предметы церковной утвари.

Одна из широко использовавшихся в монастырях техник так и получила свое название – «монастырское плетение». В литературе по бисеру монастырское плетение по разным классификациям относят то к плотным, то к ажурным техникам бисероплетения. В полотне, выполненном в этой технике, бисеринки располагаются перпендикулярно по отношению друг к другу, образуя крестик в каждой ячейке полотна. Поэтому еще эта техника называется плетением или низанием в крестик, или в квадратик. С одной стороны мы имеем не такое ажурное полотно, но с другой стороны есть техники, где создается более плотное полотно, поэтому монастырское плетение стоит рассматривать отдельно от других техник.

Данная техника бисероплетения имеет два варианта исполнения. Первый вариант одной иголкой, второй — двумя иголками.

Трафарет монастырское плетение с приплюснутыми бисеринками (особенно актуально для чешского бисера)

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 22

Трафарет сетка монастырское плетение с круглыми бисеринами

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 23

Трафарет разновидность монастырского плетения

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 24

Ажурная техника

Одной из основных техник в бисероплетении является ажурная техника. Украшения, сплетенные в ажурной технике, по внешнему виду напоминают сеточки из бисера с ячейками в виде ромбов, квадратов или шестиугольников, поэтому эта техника и называется ажурной.

Для славянских праздничных и свадебных народных костюмов, причем, как женских, так и мужских, в ажурной технике делались узкие и широкие шейные украшения - разноцветные накладные воротники и ожерелья с богатыми узорами, украшения к головным уборам – поднизи, позатылени, ряски, фролки, нарядные нагрудные украшения – итаны, гайтаны и герданы, а также и многие другие изделия - головные девичьи ленты, накосники, серьги, браслеты, обручья.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 25

Одной из разновидностей ажурной техники бисероплетения являются "традиционные" сетки. К сеткам относится ажурное плетение с большими ячейками, когда для ажурных дужек набирается число бисерин больше трех, например, пять, семь и т.д.

Трафарет ажурное плетение со стороной ячейки 3 бисерины

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 26

Трафарет ажурное плетение со стороной ячейки 5 бисерин

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 27

Трафарет ажурное плетение со стороной ячейки 7 бисерин

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 28

Трафарет видоизмененной ажурной сетки

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 29

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 30

Соты - один из видов ажурной техники. Они плетутся фактически также как в монастырском плетении. Эта техника бисероплетения совершенно иная, чем приведённая ранее ажурная техника получения ячеек шестиугольной формы, по внешнему виду получающихся ячеек, также напоминающих шестиугольные пчелиные соты. Именно поэтому и имеет такое название.

Ажурные ячейки, получающиеся при таком плетении, имеют совершенно правильную форму шестиугольника, обладая трёхлучевой симметрией. Поэтому техника «соты» позволяет создавать изделия и элементы украшений, которые и должны иметь трёхлучевую симметрию (например, равносторонние треугольники, ромбы, цветы в шесть лепестков, шестиугольные снежинки и салфетки).

Трафарет соты с приплюснутыми бисеринками

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 31

Трафарет соты с круглыми бисеринками

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 32

Квадратные сетки тоже относятся к ажурному плетению.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 33

Сторона квадрата полотна может состоять из любого количества бисерин или стекляруса.

Трафарет квадрат на 2 бисеринки

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 34

Трафарет квадрат на 3 бисеринки

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 35

Похожим способом плетется еще один вид сеток - "фонарик". В результате получается очень красивое полотно для панно, сумочек, оплетки шкатулок и яиц.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 36

Трафарет ажурная сетка «фонарик»

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 37

Следующий трафарет тоже можно отнести к ажурной технике. Такое полотно имеет специфическую конфигурацию, что может весьма интересно использоваться при создании как панно и сумочек, так и украшений.

Очень необычный трафарет

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 38

Ндебеле

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 39

Этот способ бисероплетения используется более 200 лет женщинами племени Ndebele в Южной Африке. В бисерном полотне, изготовленном с использованием этой техники, угадывается рисунок «Елочкой»: бусинки в плетении располагаются так же, как петельки в полотне, связаном спицами. Другие названия данной техники: херрибоун стич (дословное прочтения английского варианта названия), селёдочный стежок, ёлочка.

Трафарет ндебеле для чешского бисера

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 40

Трафарет ндебеле для японского бисера MIYUKI Delica и TOHO Treasures

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 41

Трафарет ндебеле для узких длинных полотен

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 42

Этим список техник бисероплетения и самих трафаретов не исчерпывается. Есть много модификаций известных, а также смешанные техники. Я попыталась собрать самое основное.

О самих техниках, их особенности и секреты рассказывать не буду, поскольку темя посвящена трафаретам. Большую часть трафаретов я нашла, но кое-какие дорисовала сама, повинуясь своему энтузиазму:) Теперь трафарет можно распечатать и начать фантазировать :)

В своих поисках я натыкалась на сайты и программы, которые могут быть полезны для создания узоров. Но об этом уже расскажу в другой раз.

Спасибо всем за внимание. Надеюсь, что информация была полезна. Удачного Вам творчества!

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня узнаете много о бисере и научитесь вышивать бисером верх унтов, которое называется на якутском языке «билэ».

2. Теоретическая часть «Из истории бисера»

– Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. А само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает бусинки с отверстиями – круглые или многогранные, из цветного стекла или металла. Мелкие бусины, по форме напоминающие бисер, встречались на Руси в IX веке, а в XVIII веке М.В.Ломоносов основал производство бисера в России. Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в XIX столетии. Бисером отделывали дворцовые интерьеры, декорировали мебель, оклады окон, предметы быта. Бисером и стеклярусом украшали народные костюмы и бальные платья, сумочки, кошельки, шкатулки, кисеты и разные другие мелкие вещицы.

К началу XX века интерес к бисеру постепенно ослабел, но традиции выполнения украшений передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Если вы хотите научиться вышивать бисером и впервые беретесь за такую работу, лучше начинайте с простых вещей, например, с шитья билэ – верха унтов. Мы с вами сегодня на этом занятии попробуем вышить верх унтов – билэ. Для этого нам нужно работать очень внимательно и аккуратно (показываю готовое изделие)

3. Практическая часть

На столе у детей лоскуток ткани (сукно, черный); нитка №20 (белый); иголки ( тонкий №0, толстый); наперсток; ножницы; трафарет; зубная паста; кисточка; бисер(белый); блюдце.

  • Нельзя передавать ножницы острием;
  • При шитье, на правый указательный палец, надеть наперсток.
  • Не держи ножницы кольцами верх;
  • Не оставляй их в раскрытом виде;
  • Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперед;
  • При вышивании не бери в рот иголку;
  • Работай с игольницей.
  1. На лоскуток ткани наносим рисунок через трафарет с помощью зубной пасты и кисточки.
  2. Снимаем трафарет с ткани.
  3. Пока рисунок сохнет, подготовим к работе иголки с ниткой (тонкую «вводящая» и толстую «рабочая»).
  4. В белое блюдце (без рисунка) отсыпаем бисер.
  5. На левую руку берем ткань и с изнаночной стороны на начало рисунка нанизываем вводящую иголку с ниткой.
  6. На иголку с ниткой набираем бисер.
  7. Рабочей иголкой зашиваем каждую бусинку.

4. Итог занятия

– Мы сегодня славно поработали. Кто не закончил – дома доделаете. На следующем занятии продолжим вышивание бисером, ознакомимся с разными узорами и видами бисера.
На этом наше занятие окончено. До свидания!

В настоящее время утрачиваются не только самобытные языки народов Ямала, но и декоративно-прикладное искусство, например изготовление предметов быта из бересты и выполнение на них орнаментов. Данное пособие направлено на то, чтобы знакомить детей, преподавателей с северными орнаментами, с историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере, составлению схем плетения, учить детей методике плетения северных орнаментов из бисера, а также возбуждению интереса у детей и преподавателей к истории, культуре и декоративно-прикладному искусству народов Ямала.

II. Северные орнаменты.

1. Справка о возникновении северных орнаментов.

Северными орнаментами называю орнаменты народов Ямала, обобщенное название, такие орнаменты выполняют на территории Тюменской области: в Ханты-мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Северный орнамент – орнамент геометрический, выполненный из треугольников, ромбов и четырехугольников. Наличием общих черт в орнаменте народов Ямала является общность территории, тесность экономических связей. С появлением современной одежды, посуды народы Ямала используют покупные изделия, утрачивается самобытность народов, индивидуальность, оригинальность изделий декоративно-прикладного искусства. Это связано с утратой традиционных промыслов, в связи газо- и нефтедобычей утрачивается и традиционное народное искусство. Это особенно видно на примере нашего Красноселькупского района, в связи с упадком совхоза «Полярный», не стало материалов.

А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

  • «локоть песца»;
  • «боковое приспособление для костра»;
  • «лошадиный нос»;
  • «утиные крылья»;
  • «след медведя» и т.д.

Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.

2. Использование северных орнаментов.

Северные орнаменты использовали:

  1. В выскабливании по бересте. Из бересты изготавливали коробки, туески, в которых хранили продукты, собирали ягоды, делали люльки, табакерки, ножны для ножей. Орнаменты выскабливали прямо по бересте. В настоящее время, данное искусство народов Ямала утрачено.
  2. В резьбе по дереву и кости. Из дерева изготавливали посуду, чашки, табакерки, которые украшались орнаментом. Использовали чаще всего березу, лиственницу, осину, кедр. В резьбе по кости использовали рог оленя, лося, коровы, кость мамонта. Орнамент был такой же, как по дереву. Искусство резьбы по дереву и кости возрождается у нас в районе в Доме ремесел, где в основном трудятся представители коренных народов Ямала: ханты, ненцы, селькупы.
  3. В меховой мозаике: в меховых женских шубах, обуви, сумках для хранения одежды и швейных принадлежностей. Для орнаментирования меховых изделий, применялся мех двух цветов – темного и светлого. Чаще всего использовался камус оленя или лося. Орнаменты, выполненные по меху очень разнообразны. Женская ягушка содержала до шести и более орнаментов. Позднее появились бурки, на которых выполняли орнамент из меховой мозаики или шитья и плетения бисером.
  4. В аппликации из сукна и меха. Орнаментировали женские платья, халаты, мужские рубашки. Для изготовления узора брали полоску ткани, сметывали ее к изделию. Затем один край через определенные промежутки надрезали. Далее края полученных отрезков подгибали и пришивали швом через край.
  5. В вышивке. В плетении бисером. В вязании. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку и подол платья. Разновидностью вышивки являлось шитье бисером по ткани. Известны два способа плетения из бисера: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, подвески, ободки, пояса. Из овечьей шерсти вязали чулки, гольфы, носки, варежки, используя северные орнаменты.

3. Технология выполнения северного орнамента.

Орнамент выполняется на развернутом листке в клетку:

  1. по образцу подсчитывается, сколько клеток ширина орнамента (8 клеток);
  2. по ширине проводятся две прямые линии на всю длину орнамента;
  3. переносится орнамент по схеме, все линии проводятся по диагонали, от угла до угла одной клетки, рассчитывается, сколько клеток занимает линия;
  4. выбирается три цвета, например, черный, оранжевый, голубой;
  5. контур орнамента обводится, например оранжевым цветом;
  6. орнамент закрашивается в черный цвет,
  7. фон – голубой.

III. Бисероплетение.

1. Основные сведения о бисере материале.

Почти шесть тысяч лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы. Со временем бусы становились мельче. Самым древним был способ вытягивания. Из Древнего Египта производство бисера распространилось в Римскую империю, где был изобретен способ выдувания. В начале нашей эры стеклоделие переносится на Восток – в Византию. Расцвета стеклоделия достигает Венеция, которая считалась центром бисерного производства в 15-17 веках.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии, привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. С развитием бисерного рукоделия повысился спрос на бисер. Лишь в 1752 году М.В.Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. В настоящее время основным поставщиком бисера в Россию является Чехия.

2. Из истории бисероплетения.

Бисероплетение пришло к нам как плетение, вышивание вначале для изготовления церковных одежд, а затем для изготовления бисерных украшений у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Разные по форме и размеру, колориту, орнаментальные мотивы и украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей.

Литовские мастерицы плели из бисера воротники, а мордовские женщины – нагрудные украшения. На Севере бисер появился с появлением купцов – скупщиков пушнины. Украшения из мелких бус и бисера сохранились у местного населения Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. Здесь изготавливают орнаментальные полоски для бурок, для платья: манжет и воротников, планки и подола, плетут кошельки и браслеты, пояса и ободки.

3. Технология плетения северного орнамента.

3.1. Составление схемы плетения северного орнамента. .

Чтобы начать плести орнамент необходимо составить схему плетения:

  1. Рассчитали, на сколько клеток будет выполняться схема ширины орнамента, например, схема данного орнамента, рассчитана на одиннадцать клеток, провели две линии.
  2. По линиям клеток нарисовали бисеринки в виде овалов.
  3. Определили контур орнамента, по которому овалы закрасили в оранжевый цвет. Одна линия рассчитана на две клетки и четыре бисеринки.
  4. Овалы внутри контура орнамента закрасили в черный цвет, овалы фона – в голубой цвет. Схема готова к плетению.

3.2. Методика плетения на основе северного орнамента:

(Использован материал из журнала «Северные просторы» №3 1989 г.)

  1. Нашли бисер трех цветов, например, оранжевый, черный, голубой.
  2. Подготовили леску длиной 1,5 – 2 метра, перегнули надвое.
  3. Нанизали три бисеринки черного цвета и передвинули на середину лески (до перегиба).
  4. Четвертую бисеринку оранжевого цвета нанизали одновременно на оба конца лески. Таким образом, леска перекрещивается на четвертой бисеринке (а,б).
  5. Затем на каждый конец лески нанизывают еще по одной бисеринке оранжевого цвета. Цвет выбирают согласно нарисованной схеме, а третью – голубую нанизывают на оба конца лески и т.д. (в).
  6. Когда набрали полную ширину изделия (г), наступает очень ответственный момент – прохождение поворота (д). Затем плести становится легче, т.к. определена ширина, нет необходимости считать, есть основа, к которой с каждым разом прибавляется по две бисеринки. Первая бисеринка нанизывается на первый свободный коней лески, а через вторую бисеринку пропускают оба конца лески с разных сторон. Происходит как бы подшивание к первоначальной цепочке последующих звеньев. Работа облегчается, когда начинает проступать рисунок, закономерности его построения (е).

3.3. Технология плетения цепочки с кулоном.

(Использован материал из журнала «Школа и производство» №1 1986 г.)

  1. Набрали на леску 4 голубые бисеринки, пятую – черную, шестую и седьмую – голубые. Продели в первую бисеринку леску (справа налево), работу развернули с обратной стороны.
  2. Набрали 8, 9, 10 бисеринки голубого цвета, 11 бисеринку – черную, 12, 13 бисеринки – голубые. Леску продеть в пятую – черную бисеринку (справа налево), работу развернуть с обратной стороны.
  3. Набрали 14, 15, 16 бисеринки голубого цвета, 17 бисеринку – черную, 18, 19 бисеринки – голубые. Леску продеть в 11 бисеринку – черную. Работу развернуть с обратной стороны.
  4. Набрали 20, 21 и 22 бисеринки голубого цвета, 23 – черную, 24 и 25 – голубые. Леску продеть в 17 – черную, работу развернуть в другую сторону. Так продолжать до получения необходимой длины цепочки, концы ее скрепить леской.

Для того чтобы сплести кулон необходимо вначале выполнить схему:

  1. Рассчитали ширину кулона на 14 клеток.
  2. Нарисовали овалы (бисеринки по каждой линии).
  3. Нанесли рисунок узора на схему (рисунок можно придумать самим или взять готовый орнамент).
  4. Узор закрасили в черный цвет, фон – голубой.

Плетение по схеме осуществляли с первого ряда:

1) Набрали на леску 4 голубые бисеринки, леску пропускаем через 4 бисерину крест на крест.

2,3) Затем на оба конца лески продели еще по одной бисеринке, через 3 бисеринку вдели леску слева и справа, повторяем еще четыре раза.

4) Набрали на левую леску одну голубую бисеринку, на правую – одну черную и пропускаем леску через одну голубую.

5,6) Набрали по три голубые, через третью пропускаем леску.

7,8,9,10,11) Набрали по схеме, отмечая черточками набранные бисеринки.

12) Последние три бисеринки в 1 ряду набрали так: на левую леску 2 голубые, на правую – одну голубую, оба конца лески пропустили через последнюю бисеринку.

Разворот выполнили по 3 бисеринки: на верхнюю леску набрали по 2 бисеринки голубого цвета, на нижнюю – одну бисеринку голубого цвета, леску пропустили через нижнюю бисеринку крест на крест.

Дальше рисунок набрали по 2 бисеринки, по схеме: две голубые, затем одну голубую и одну черную и т.д. до конца. Когда цепочка и кулон были готовы, их соединили вместе в подвеску, концы лески подожгли спичкой так, чтобы леска не распускалась.

IV. Из опыта работы. Использование северных орнаментов и бисероплетения на уроках ИЗО, технологии и во внеклассной деятельности.

В своей работе использовала национально-региональный компонент:

переработала программы, дополнила, включила НРК в программы по технологии, ИЗО (до 50%), разработала свои авторские программы. Одним из разделов программы по трудовому обучению в классах 7,8 вида включила раздел бисероплетение. Часто опиралась на северные орнаменты, их у меня накоплено около 300 образцов. Северные орнаменты используем с детьми в аппликации из сукна и ткани, в работе по меху и бисеру. Учила плести девочек из бисера, составлять схему плетения, на их основе плели.

На уроках ИЗО и технологии знакомила с разнообразием северных орнаментов, их значением, использованием в одежде, в обуви, в предметах быта народов Ямала. Учила рисовать северные орнаменты (по схеме, по образцу), составлять аппликации на основе северных орнаментов. Мною изготовлен наглядно – иллюстративный материал по этой теме: таблицы, схемы, карточки, выпущено три альбома с детскими орнаментами, проводились открытые мероприятия, в частности:

  1. Интегрированные уроки по теме: «Культура родного края» в 5-7 классах, на которых сообщалось, как используется северный орнамент в одежде народов Ямала, экспонировалась выездная выставка одежды с районного музея.
  2. Утренники «Край, в котором я живу», которые проводились в живой игровой форме, в виде соревнований, давалось задание с угадыванием орнамента «Следы каких животных изображены на данных орнаментах?»
  3. Уроки изобразительного искусства по теме «Северные орнаменты», где дети были ознакомлены с разнообразием северных орнаментов, с применением орнаментов в национальной одежде, в предметах быта, с назначением орнаментов, дети учились рисовать орнамент.
  4. Предметные недели и неделя «Наш край Ямал». Для учащихся мной была разработана викторина «Знаешь ли ты, орнаменты?», «Что означают данные орнаменты?»
  5. Участвовали в районных фестивалях «Все краски Ямала», для которых изготавливались платья для выступления с национальным орнаментом.
  6. В районных научно-исследовательских конференциях учащихся «Ступень в будущее», две мои ученицы выступили с темами: «Особенности художественных традиций народов Ямала» (2005г.), исследовали орнаменты и бисероплетение и «Особенности художественного оформления одежды народов Ямала» (2007г.), исследовали одежду народов Ямала, особенности художественного оформления.
  7. Мной составлена авторская программа кружковой работы «Ямальские россыпи», основным разделом которой является бисероплетение, в качестве результата привожу образцы детских работ (Данные рисунки вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи).

Из всего вышесказанного могу сделать вывод, что северный орнамент, орнаменты народов Ямала формировались веками, дополняя друг друга, очень широк круг применения орнаментов: одежда и обувь, посуда и предметы быта. Орнаменты с охотой рисуют дети на уроках ИЗО, на уроках технологии выполняют аппликации орнаментов из сукна для селькупских игольниц и национальных сумочек, плетут из бисера кошельки, ободки и пояса с северным орнаментом.

Дети с интересом воспринимают материал: 50% на оптимальном и 50% на достаточном уровнях. Совсем нет детей, которые бы не хотели плести. Многие работы детей экспонировались на школьных, районных и окружных выставках детского творчества, имели успех, занимали призовые места. Выставки детского творчества способствуют воспитанию любви к декоративно-прикладному искусству народов Ямала, показывают умения и навыки, которые приобрели дети на уроках технологии, развивают хороший эстетический вкус, чувства прекрасного.

Данная методическая разработка поможет учителям технологии, преподавателям кружков, воспитателям детских домов и интернатов, глубже ознакомиться с орнаментальным искусством народов Ямала, детям научиться эффективным приемам технологии бисероплетения.

В прошлой своей подборке я восхищалась потрясающими образами из Африки. Бисерные украшения очень выигрышно смотрятся на темной коже африканских красавиц. А вот коренные народы Севера сочетают бисер и узорную вышивку с тканями и мехами. Это тоже смотрится колоритно и ярко!

Мой папа вырос и всю жизнь прожил в маленьком сибирском поселке. Сюда же он привез и нас с мамой. Так что и я, сохраняя традиции, живу в Югре — Ханты-Мансийском автономном округе. Кстати, сами ханты и манси себя называют остяки и вогулы — округ раньше даже назывался национальным Остяко-Вогульским. В России проживают представители разных малочисленных коренных народов. Ханты, манси, ненцы, вепсы, кереки, нанайцы, ороки. Их много, не смотря на малочисленность представителей каждой народности. И у каждого свои история, культура, язык, обычаи, украшения, музыкальные инструменты!

Недавно, 9 августа, я как раз присутствовала на праздновании Международного дня коренных народов мира в музее истории и этнографии города Югорска. Кроме прочего одна из представительниц коренных народов Севера рассказывала детям о том, что каждый узор на одежде это не спонтанный рисунок, все они — эти узоры — исполнены тайного смысла. Например, пришитая мамой к одежде дочери широкая узорчатая полоса означает пожелание счастливого и долгого жизненного пути. Очень трогательно, правда? Я в восторге от того, как бережно наши маленькие северные народы передают своим детям знания, традиции, секреты рукоделия, сказки. Обожаю Югру! Позвольте поделиться с вами небольшим кусочком этого самобытного, яркого и доброго мира единения человека и природы!

Вот такой рогатый узор называется «березовая веточка».

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 1

Без меха нет национальной одежды. Основной промысел северных народов: охота, рыбалка, оленеводство и собирательство (ягод, грибов, трав, шишек). Что за узор у девушки с чернобуркой на первом фото сказать не берусь. А вот у девушки с рыжей лисой, слева, узор похож или на вариацию той же «березовой веточки», или на вариацию «соболя» (есть похожий узор «сидящий соболь»).

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 2

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 3

В прикладном творчестве активно используются кожа, меха, бисер, перья и даже чешуя рыб.

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 4

Традиционную одежду с удовольствием носят не только раскосые красавицы, но и бабушки, и детки. Это к слову — о преемственности традиций.

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 5

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 6

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 7

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 8

Кстати, один из шоковых моментов в культуре северных народов. Сыроедение. Только не шпината и морковки, а мяса и рыбы :)

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 9

Очень любят девушки манси яркие платки. И они им идут!

Кстати, узор в бисерном колье называется «олень».

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 10

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 11

Узор вышивки вариация «локотка лисицы».

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 12

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 13

Бисерные повязки с подвесками! Красота!

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 14

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 15

Разрешите поделиться своим стихотворением о девушке-ханты и о чае, который любят, наверное, люди всех национальностей! :)

Девочка-хантыйка варит чай
В котелке с копчеными боками
И с улыбкой детской невзначай
Косу робко теребит руками.
Ароматным дымом костерок
Отгоняет вон шальную мошку;
Кутаясь в линялый свитерок,
Я мешаю с сахаром морошку.
От воды, кипящей на огне,
Тонкий пар колечками струится.
Может, это только снится мне?
Неужели это просто снится?
Вот лукавый из-под челки взгляд,
Бисером расшитые чулочки,
Клюквины — как крупный виноград,
В ягеле — брусники алой точки.
Нет, не сон. Мой добрый дух тайги —
Запах сосен и листвы опавшей.
Лес вздохнул — и, словно мотыльки,
Хлопья сажи, в угольках дремавшей.
Девочка-хантыйка варит чай:
В тоненькой обветренной ладошке
Ровная, как белая свеча,
Из березы струганая ложка.
Звонкие подвески на висках
Вторят писку комариной стаи.
Пусть молчим на разных языках!
Эта церемония простая:
Ты мне кружку чая подаешь,
И ресницы ловят лучик солнца.
Я тебе — конфеты: ну, берешь?
Фантиком шурша, она смеется.
Каждый раз, когда обнимет грусть,
О таежных сумерках тоскую.
Знаю — обязательно вернусь,
Розовое небо расцелую!
Рвусь душой туда, где хлопоча,
В котелке с копчеными боками
Девочка-хантыйка варит чай,
Косу робко теребит руками.

Вот такой музыкальный инструмент называется нарс-юх или сынквалтап. Он похож на лодочку, а по звучанию похож чем-то на балалайку или гусли. Еще наши югорчане, например, любят играть на варгане. Обратите внимание, на нетипичные для коренных северных народов черты лица. Ассимиляция. Но даже те, в ком только треть северной крови, считают себя продолжателями рода, изучают свою культуру и чтут традиции.

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 16

Мастерицы-рукодельницы даже на ярмарке найдут время для любимого занятия :)

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 17

А вот и повседневная одежда. Не такая богатая, конечно, не расшитая бисером и узорами. Но все равно слышны отголоски традиций.

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 18

На стыке времен и культур.

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 19

Северные мотивы в обычной одежде. Даже в модных коллекциях югорских модельеров! :)

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 20

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 21

А вот для желающих небольшой ликбез (мало ли пригодится):

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 22

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 23

Малица — мужская одежда народов Крайнего Севера (ненцев, и частично распространена у коми и ханты). Раньше малицу надевали на тело, теперь - на белье и другую одежду. Малицу шьют из оленьих шкур мехом внутрь, подол — мехом наверх.

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 24

Совик (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок, ягушка) — верхняя меховая одежда с капюшоном или без, надеваемая на малицу.

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 25

Унты (от эвенкийскго УНТА — ОБУВЬ), название меховой обуви. Кисы — так называют унты ханты и манси. Я в таких все детство пробегала. И до сих пор хожу! В 50 только они от холода и спасают :)

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 26

Потрясающие, глубокие и живые портреты коренных жителей Сибири от фотографа-путешественника Александра Химушина!

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 27

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 28

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 29

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 30

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 31

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 32

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 33

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 34

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 35

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 36

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 37

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 38

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 39

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 40

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 41

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 42

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 43

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 44

ТАЗЫ (одна из самых малочисленных национальностей России наряду с ижорами, ороками).

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 45

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 46

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 47

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 48

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 49

orthern style мир коренных народов Севера, фото № 50

Море вдохновения вам и позитива! Спасибо, что досмотрели мою подборочку до конца! :)

А тем, кому хочется еще глубже погрузиться в культуру северных народов, очень советую поискать в интернете сказки! Потрясающий фольклор — непривычный, нелогичный, волшебный и словно инопланетный. Как вариант — сборник сказок Слинкиной и Чучелиной.

Пояс в ненецком стиле

Побывав на новом году на севере страны, я влюбилась в ненецкий орнамент. и те простые на первый взгляд украшения, которыми они разнообразивали свою однотонную белую тундру, мне пришлись по нраву. Ненцы делают не только орнаменты из замши, меха оленей и кожи, что продиктовано их образом жизни; уже давно в их культуру вошли украшения из бисера, низанного на нить из оленьих жил.
Вот и я, сразу по возвращении домой, начала свою недельную работу. Долго, порой до 8 часов в день, я ткала однообразный яркий узор для пояса. Хотя бисер и был не очень качественный, в отличие от станкового ткачества здесь узор ничуть не исказился (за счет способа плетения, по-видимому). Поэтому результат порадовал меня и друзей. Я нашила бисерное полотно на полоску сукна, сделала бахрому на конце, и пояс готов
Сейчас пояс начал свое собственное путешествие: пройдя отборочный районный тур выставки декоративно-прикладного народного искусства, он отправляется на городскую экспозицию.

Читайте также: