Вышивка бисером в россии 19 века

Обновлено: 01.05.2024

Недавно я посетила «Всеросийский музей декаративного-прикладного и народного искусства», расположенный в Москве.

В зале с постоянными экспозициями я увидела одежду и украшения прошлого столетия для дам, но больше всего меня заинтересовали работы, выполненые микробисером. Сейчас очень популярна ручная работа из бисера. Из бисера выполняют украшения для женщин, украшают одежду, сумки, посуду. Его фактура и много гранность делает каждую вещь более ювилирной и изысканой. Интересно то, что бисером украшались часто мужские аксессуары.

Ознакомясь с изделиями из бисера в музее, я решила найти больше информации о них и поделится с вами.

Время оставило нам в наследство удивительное разнообразие предметов, украшенных бисером. Используя изысканный бисер, привезенный из Венеции, Богемии, Германии, Франции, рукодельницы вышивали, вязали, плели, ткали, делали даже бисерные мозаики на воске. Дамские сумочки, кошельки, пояса, туфельки; мужские бумажники, помочи, кисеты, трубки, табачницы, ермолки; подстаканники, бювары, чернильницы, подносы, шкатулки, каминные экраны становились объектом приложения мастерства многочисленных рукодельниц.

Изделия из бисера поражают изяществом и красотой, которые нисколько не потускнели со временем. Мы имеем редкую возможность увидеть сейчас вещи, созданные больше ста, а то и двухсот лет тому назад, именно в том виде, в котором они вышли из рук мастерицы. Кроме того, они обладают еще одной уникальной особенностью. В России XVIII—XIX веков в отличие от многих европейских стран не существовало ни фабричного, ни кустарного производства изделий из бисера. Украшенные им вещицы изготавливались рукодельницами исключительно индивидуально и предназначались для их родных и близких, иногда для собственного интерьера или туалета. Они всегда несли на себе отпечаток души мастерицы, заключавшийся не только в трогательных надписях, но и в выборе сюжета, имевшего большей частью еще и символическое значение, и в компоновке различных частей рисунка, и в подборе цветов бисера (число которых порой превышало 30 в одной вышивке).

Подготовительные рисунки, которым в бисерном искусстве принадлежит существенная роль, создавались художниками-профессионалами, особенно это касается бисерных панно и картин, украшавших стены дворцов и зажиточных домов. В России XVIII века художники создавали предварительные рисунки по индивидуальным заказам с учетом особенностей конкретного интерьера, для которого предназначалось будущее изделие.

В первой половине XIX века, в период наибольшего увлечения бисерными работами, в России и Европе начинается выпуск специальных раскрашенных рисунков для изделий из бисера и стекляруса. Такие рисунки тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, перерисовывались. Повторяя рисунок дословно или несколько его видоизменяя, мастерицы создавали по этим типовым рисункам кошельки и картины, экраны и вставки в столешницы. При этом каждое конкретное изделие не было лишено своих индивидуальных особенностей.

Рисунок для бисерных работ. Первая половина XIX века.

Во второй половине XIX столетия стали издавать печатные рисунки-образцы, которые брались мастерами за основу при изготовлении бисерных изделий. Особой популярностью пользовалась продукция немецких, французских и австрийских фирм: Виттиха (Берлин), Мюллера (Вена), Е. Майера (Париж) и других, которые предлагали как растительные мотивы, так и сюжетно-тематические изображения. Нередко мастерицы не дословно воспроизводили рисунок, а относились к нему творчески, переиначивая композиционное или цветовое решение.

Кроме специальных рисунков источником для создания бисерных и стеклярусных вышивок служили многочисленные гравюры с пейзажами, архитектурными видами — в XVIII веке, и с жанровыми сценами и эпизодами современности — в XIX столетии.

Одним из наиболее распространенных и старинных приемов работы, использовавшихся на Руси еще при шитье жемчугом, было саженье (другое название — шитье по бели). При этой технике узор покладывался «белью» шнуром из льняной или хлопковой нити, и по нему выкладывался жемчуг, предварительно нанизанный на нитку. Каждая жемчужина пришивалась к бели поперечным стежками. С приходом моды на изделия из бисера и стекляруса эта техника была приспособлена к новым материалам. Саженье использовалось главным образом при изготовлении из бисера и стекляруса предметов культового обихода.

В светских изделиях из бисера и стекляруса использовался другой тип вышивки шитье в прикреп. Бисер или стеклярус нанизывался на нитку или проволочку, которая пришивалась к изделию поперечными стежками на расстоянии между несколькими бусинами (рисунок перед началом работы наносился на ткань). Основой для таких вышивок служил, как правило, льняной холст, часто с нашитой на него шелковой тканью. Шитье в прикреп применялось для создания картин и панно из бисера и стекляруса, причем нитки с бусинами располагались на ткани так, чтобы подчеркнуть форму изображаемых предметов и персонажей.

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 1

Для изготовления чехлов для небольших предметов (шкатулок, коробочек и т. п.) использовалась техника низания. Для этого бисер нанизывали на льняную нить или на конский волос так, что либо в одной из бусин две нити пересекались, либо они проходили параллельно (в зависимости от сложности узора). Обязательным условием было наличие двух рабочих концов нити. Число таких пар соответствовало ширине изделия, а направление отверстий бисеринок, горизонтальное и вертикальное, чередовалось через ряд.
На рубеже XVIII-XIX вв. появляются новые приемы изготовления изделий из бисера и стекляруса, которые стали использоваться в русских бисерных изделиях XIX столетия: вышивка, вязка, вдавливание в воск и проч. Шитье в прикреп применяется теперь только для оформления предметов культового характера, в то время как в светском быту приобретает популярность вышивка по цветному рисунку, при которой бисеринки пришиваются по одной к холсту или канве в соответствии с переплетением нитей ткани. В 1830-х годах появляется бумажная канва. Для таких вышивок использовались очень тонкие иглы.



Техника низания сохраняется до начала XX века только в народном искусстве, в городском же наблюдается перемена в технике работы: нити переплетаются не внутри бусин, а у их отверстий, поэтому все бусины располагаются в одном направлении. Также использовалась рамка с параллельно натянутыми нитями: нитка с нанизанными бусинами накладывалась на эти основы так, что между ними помещалось по одной бусине, а затем эта же нить продергивалась через каждую бусинку в обратном направлении, огибая нити основы с изнанки. Бисерины таким образом ложились ровными рядами, боковой стороной. Такой способ низания позволял создавать ажурную прозрачную сетку, которая использовалась для витражных экранов, устанавливавшихся на подсвечники, при плетении цепочек и проч.

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 4

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 5

Для создания объемных вещей кошельков, сумочек и прочего использовали вязку. Бисер нанизывался на нитку согласно рисунку, а потом мастерица вязала эту нитку крючком, или на спицах, оставляя бисер по одной штуке с правой стороны. Вязка на спицах давала более редкую и эластичную сетку, чем вязка крючком.

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 6

Менее распространенным способом работы с бисером, изобретенным в XIX веке, был прием вдавливания в воск. Бисер предварительно подогревался и вдавливался по рисунку в ровную поверхность восковой пластинки. Внешне работа отличалась от бисерных изделий, выполненных другими приемами, только фоном из желтоватого воска. Такие работы более хрупки и недолговечны, чем различные виды вышивки и плетения из бисера, поэтому количество дошедших до нас образцов очень невелико. Обычно в этой технике изготавливали небольшие настенные или настольные картины.

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 7

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 8

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 9

Особенности создания изделий из бисера в прошлых веках, фото № 10

Во второй половине XIX и в начале XX века мелкий бисер и стеклярус используются для отделки женских туалетов: ими вышивают детали одежды и аксессуары сумочки, косынки, шарфы. Используется шитье в саженье, прошивка на проем бусин и групп, низание. Кроме того, в этот период появляются новые приемы: мелкие сорта бисера наклеивают на бумагу, бисером инкрустируют деревянные поделки, в том числе веера. Но эти способы декора были временным увлечением и широкого распространения не получили.

Оклады икон, иконы, образки, ленты для подвешивания лампад, четки, покровцы и проч. в России XVIII XIX вв. часто делали из такого популярного и модного в это время материала, как бисер и стеклярус. При этом оформленные бисером и стеклярусом предметы культа значительно отличаются по своему художественному облику от светских и народных изделий из тех же материалов: в сферу культа различные новшества, на которые светское искусство довольно быстро реагирует, проникают гораздо медленнее, поэтому по своим художественным решениям бисерные иконы и оклады гораздо более консервативны, чем современные им светские изделия из бисера.

Риза иконы Богоматери Казанской. Конец XVIII века.

Типичное произведение XVIII века – бисерные и стеклярусные оклады икон. Икона с таким окладом могла служить главным украшением храма. В культовых произведениях из бисера и стекляруса приемы, типичные для светского искусства шитья бисером XVIII века сочетались, как правило, с традиционным шитьем одежды святого различными материалами: бусами, запонами, гнездами со стеклами и прочими украшениями. В стеклярусных окладах удлиненные бусины, часто покрывая всю плоскость, создавали переливающуюся поверхность, которая особенно красиво выглядела в мерцании свечей. Стеклярусные оклады бытовали продолжительное время, известны образцы какXVIII, так и XIX столетий. Ранние оклады, более тщательно выполненные, отличаются немногочисленным набором цветных бус и нередко дополняются стеклянными блестками.

Приемы исполнения культовых изделий из бисера и стекляруса и их орнаментика в значительной мере подчинялись традиционным сложившимся правилам: новое в области как технологии, так и узоров проникало в эту сферу художественного творчества с опозданием и в значительно переработанном виде. Таким образом, если в одних культовых изделиях XIX века использовались светские мотивы и приемы исполнения, то в других продолжали сохраняться устойчивые традиции XVIII века.

Увлечение бисерными изделиями в первой половине XIX века способствовало тому, что в это время появляются оклады икон, крытые мелким бисером; при этом используется большое количество цветов бисера, которые позволяют осуществлять светотеневую разработку фигур и одежд изображенных персонажей. Такая «живописная» трактовка приходит на смену традициям XVIII века, когда вышивка осуществлялась крупными массами одного цвета, а изображение выделялось тоном или дополнительной отделкой.

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. Первая половина XIX века.

Среди культовых вышивок бисером и стеклярусом первой половины XIX века немало икон и образов как большого, так и маленького размера. Особенно часто в бисерных иконах встречаются сюжеты: «Несение креста», «Освящение даров», «Распятие», образы некоторых святых и великомучеников. Приемы исполнения аналогичны тем, которые использовались в современных им светских изделиях из бисера и стекляруса: вышивка по холсту с закреплением бисеринок по одной, вязка из бисера крючком и на спицах.

Характерный пример культового изображения из бисера XIX века – Мадонна с младенцем и Иоанном. Среди сохранившихся вышивок шелком имеется точное повторение этого изображения, что указывает на большую вероятность существования раскрашенного рисунка – образца для вышивки, разработанного на основе живописных произведений итальянских мастеров эпохи Возрождения.

Подобные шитые бисером и стеклярусом изображения могли использоваться как в качестве иконы, так и в качестве картины.

Кроме всего прочего, к числу культовых предметов, которые в XIX веке делали из бисера и стекляруса, относятся лестовки, которые в этом столетии сохранились только в быту старообрядцев. Лестовки в форме треугольников или фигурных листиков, находящих друг на друга и пришитых к петле из узкой рифленой полоски ткани, использовались для счета молитв и поклонов. Лестовки вышивались бисером и блестками, петлю вязали из бисера.

Место создания большинства изделий культового назначения из бисера и стекляруса точно установить невозможно: часть их изготавливалась в монастырских мастерских, часть создавали сами верующие и приносили в дар монастырям и церквям. Кроме того, в монастырских мастерских выполнялись и светские изделия по заказу и на продажу.

Рисунки для бисерных изделий

Подготовительные рисунки, которым в бисерном искусстве принадлежит существенная роль, создавались художниками-профессионалами, особенно это касается бисерных панно и картин, украшавших стены дворцов и зажиточных домов. В России XVIII века художники создавали предварительные рисунки по индивидуальным заказам с учетом особенностей конкретного интерьера, для которого предназначалось будущее изделие.

В первой половине XIX века, в период наибольшего увлечения бисерными работами, в России и Европе начинается выпуск специальных раскрашенных рисунков для изделий из бисера и стекляруса. Такие рисунки тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, перерисовывались. Повторяя рисунок дословно или несколько его видоизменяя, мастерицы создавали по этим типовым рисункам кошельки и картины, экраны и вставки в столешницы. При этом каждое конкретное изделие не было лишено своих индивидуальных особенностей.

Рисунок для бисерных работ

Рисунок для бисерных работ. Первая половина XIX века.

Во второй половине XIX столетия стали издавать печатные рисунки-образцы, которые брались мастерами за основу при изготовлении бисерных изделий. Особой популярностью пользовалась продукция немецких, французских и австрийских фирм: Виттиха (Берлин), Мюллера (Вена), Е. Майера (Париж) и других, которые предлагали как растительные мотивы, так и сюжетно-тематические изображения. Нередко мастерицы не дословно воспроизводили рисунок, а относились к нему творчески, переиначивая композиционное или цветовое решение.

Кроме специальных рисунков источником для создания бисерных и стеклярусных вышивок служили многочисленные гравюры с пейзажами, архитектурными видами – в XVIII веке, и с жанровыми сценами и эпизодами современности – в XIX столетии.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

Первая половина XIX века в России была временем расцвета искусства вышивки бисером и стеклярусом. В это время бисерные изделия чрезвычайно популярны, и, кроме того, модным становится заниматься этим видом рукоделия.

Бисерные и стеклярусные изделия XVIII века существенно отличаются от аналогичных изделий XIX столетия по многим параметрам – от композиции и круга сюжетов до особенностей используемого материала. В XIX веке начинают применяться новые, не известные ранее приемы работы, значительно увеличивается цветовая палитра бисера, что позволяет создавать сложные миниатюры с тонкой колористической разработкой. Кроме того, в XIX веке бисер и стеклярус стали использовать для украшения множества предметов бытового и декоративного назначения, большая часть которых входит в обиход как раз в начале XIX столетия.

Записная книжка. 1830-40-е гг.

Изделия из бисера и стекляруса нового типа появляются в эпоху классицизма, и присущие классицизму строгость, монументальность и стремление к лаконизму как в форме, так и в декоре изделия сказываются и на бисерных изделиях. Уже в самом начале нового столетия вырабатываются очень простые формы бисерных изделий, полностью соответствующие их практическому назначению: продолговатые кошельки с металлической оправой, плоские сумочки, объемные сумочки из ткани с бисерной отделкой и проч. В первом десятилетии XIXвека появляются шести- и восьмиугольные кошельки, а также мужские бумажники с двумя отделениями или карманами. Основой для таких кошельков служила плотная бумага или картон, покрытый белым или цветным атласом или кожей. Внешние стороны бумажника обычно украшались бисерными вышивками. В 1820 1830-х годах входят в моду записные книжки в сочетании с бумажниками. Все эти изделия и их формы характерны для начала и первой половины XIX века, хотя некоторые из них встречались и позже. Например, долгое время бытовали кошельки-монетницы в виде продолговатого мешочка с разрезом посередине и двумя кольцами-зажимами. Эти монетницы повторяли западноевропейские и использовались на протяжении всей второй половины XIX века.

В XIX веке в моду вошло украшение бисерными чехлами трубок, стаканов и других мелких предметов, а также ручек зонтиков и рукоятей тростей. Такие предметы, как шкатулки, табакерки, бювары, очешники, портсигары, декорировались плоскими бисерными вставками; вышивки из бисера и стекляруса украшали спинки стульев и диванов, диванные подушки. По-прежнему в моде остается создание вышитых бисером и стеклярусом картин, которые вешали на стену или ставили на стол.

Период наиболее интенсивного увлечения бисером и стеклярусом в России приходится на 1820 1830-е годы. В это время важное место в декоре интерьера и предметов одежды занимали растительные мотивы, поэтому и в бисерных изделиях наиболее широкое распространение получают цветочные узоры: гирлянды, венки, букеты, ветки, отдельные цветы.

На небольших вещах (сумочках, кошельках, подстаканниках) основной узор располагался горизонтально идущими гирляндами в верхней или нижней части предмета, реже – по краям; остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек, цветов, крапинок, звездочек или оставалось незаполненным. Особенно пышными цветочные орнаменты становятся в 1830-е годы. В XIX веке цветы в бисерных вышивках решались, в отличие от XVIII века, объемно, живописно, с передачей всех цветовых и светотеневых нюансов.

Стаканы в чехлах. Первая треть XIX века.

Чехлы чубуков и тростей также отделывались цветами: на них узор, как правило, состоял из одной или нескольких гирлянд. Вязка, которая использовалась при изготовлении чехлов, приводила к смещению рисунка в одном направлении, поэтому гирлянды располагались по спирали, как бы обвиваясь вокруг трубки. Такой орнамент удачно сочетался с формой длинных чубуков и получил широкое распространение. Геометрические узоры встречаются в декоре этих изделий значительно реже.

Типичны для бисерных изделий эпохи классицизма такие декоративные мотивы, как рог изобилия, корзина или ваза с цветами. Существовало несколькостандартных рисунков с этой тематикой, которые бесконечно повторялись и варьировались на предметах разных размеров и различного назначения. Для круглых кошельков типичен мотив розетки, который удачно заполняет форму. В зависимости от размеров кошелька такая розетка дополнялась по краю цветочными гирляндами, полосками в виде перевитых лент, геометрическим узором.

Часто на бисерных сумочках и кошельках первой половины XIX века встречаются геометрические и растительные узоры, аналогичные тем, которые украшают современные им ткани и шали: веточка с ягодой или цветком, «турецкие бобы» из мелких цветков, и проч.

В первой четверти столетия под влиянием классицизма в бисерных изделиях часто появляются и повторяются изображения на сюжеты из античной мифологии и композиции на «античную» тему, с использованием персонажей римской и греческой мифологии: Амур и Психея, Амур на колеснице, Вакх с фавнами и проч. Такие композиции украшали диванные подушки, сиденья и спинки мебели.

Во втором десятилетии XIX века сентиментализм оказывает влияние на декоративно-прикладное искусство не только в выборе сюжетов, но и в их трактовке. В бисерных и стеклярусных изделиях появляются изображения опоэтизированных бытовых сценок: пастух со стадом, девушка с овечкой, играющие дети. Иногда в бисерных изделиях появляются и литературные персонажи (сентиментализм в первую очередь течение в литературе): барышня-крестьянка, бедная Лиза. Значительную роль сыграли публикации гравюр «Волшебного фонаря»: под их воздействием в бисерных вышивках появляются изображения молочницы с глиняными кувшинами на коромысле, продавца яиц и рыбы, седока в санях и др., аналогичные изображениям на фарфоровых изделиях XIX века, особенно на фарфоре завода Гарднера. Особенно часто в бисерных изделиях появляются изображения праздничных гуляний, плясок и хороводов.

Кисет. Первая четверть XIX века.

Уже в 1820-х годах под воздействием романтизма в русском декоративно-прикладном искусстве появляются новые мотивы, однако наиболее полно они раскрываются в бисерных изделиях в 30-40-х годах XIX столетия. На сумочках, кошельках, бумажниках этих лет часто встречаются изображения руин, сломанных деревьев, водопадов, замков.

Современность также нашла воплощение в бисерных изделиях: Отечественная война 1812-1813 гг., русско-турецкие и русско-персидские войны, борьба Греции за независимость и проч. так или иначе нашли свое воплощение в декоре бисерных изделий.

Особенно это характерно для бисерных изделий второй половины XIX века, которые насыщаются «восточными» сюжетами, переработанными в красочные жанровые сценки, изображаются китайцы, одалиски, конные турки. Часто повторяются фигуры девушек в национальных нарядах, изображения горцев в живописном пейзаже и с оружием. В пределах одного рисунка могли сочетаться пейзаж, архитектура и персонажи, относящиеся к разным странам и даже разным континентам.

Широкое распространение в русских бисерных изделиях второй половины XIX века получила тема охоты, столь популярная в это время. Вышивки из бисера и стекляруса с такой тематикой украшали охотничьи принадлежности: кисеты, ягдташи и т. п., а также портсигары и кошельки. Бисером и стеклярусом оформлялись целиком охотничьи комнаты.

В 1840-х годах в небольших бисерных изделиях появляются сильно стилизованные растительные мотивы, сложные геометрические орнаменты с рокайлями и архитектурными элементами. Особенно часто используется узор “a la grasalle” в серовато-белых или коричнево-желтых тонах. В третьей четверти столетия бисером продолжают украшать кошельки, ридикюли, настольные бювары; для интерьеров выполняются крупные вещи: скатерти, сонетки, диванные подушки, плафоны и экраны для светильников, вставки в столешницы. Приемы работы повторяют основные виды техники, принятые ранее, но сплошное шитье бисером используется реже: обычно фон бумажной канвы остается открытым и подкрашивается акварелью. Новый прием, встречающийся во второй половине XIX века – соединение вышивки бисером с шитьем шерстяной и шелковой ниткой крестом.

В бисерных работах XIX века нередко встерчается текст-посвящение: наибольшее распространение получили монограммы и скромные напоминания о подарившем вещь в виде единственного слова: “souvenir” (на память); кроме того, встречаются распространенные и в других видах декоративно-прикладного искусства надписи «кого люблю, того дарю», и даже стихи. Иногда в бисерных работах присутствуют дата создания произведения, подписи мастеров – изделия с такими надписями редкость, поэтому они представляют большую ценность.

Сумочка. Конец XIX – начало XX века.

Постепенно бисерные работы становятся все более редким явлением, ими занимаются только отдельные любительницы рукоделия и мастерицы в монастырских мастерских.

Изменение художественных вкусов и обилие предметов промышленного производства способствовали тому, что бисерные изделия постепенно стали исчезать из обихода. Лишь в конце XIX века обращение декоративно-прикладного искусства к художественным формам прошлого привело к возрождению интереса к изделиям из бисера и стекляруса.

Типичное изделие начала XX века – сумочка из синего бархата с шитьем бисером, шнуром, аппликацией из гальки и других материалов. На внутренний рынок России в эти годы поступает большое количество прямоугольных кошельков с отделкой бисерной бахромой, которые выпускались, по-видимому, монастырскими ремесленными центрами. Значительно реже в России использовались вязаные из шелковой нити кошельки с отделкой металлическим бисером в форме продолговатого мешочка или кувшинчика, с кольцами-зажимами.

В конце XIX столетия бисер и стеклярус часто используются для декора женского городского костюма – эта мода приходит из Франции, где в 1880-х годах черный бисер и стеклярус украшают женские туалеты известных парижских фирм. В 1890-х годах отделка бисером распространяется на широкий круг одежд и употребляется при создании изысканных туалетов мастерами многих стран, в том числе России. При этом используется цветной бисер разной огранки, формы и цвета, а также стеклярус.

В конце XIX – начале XX века женский костюм отделывается различными материалами: вышивкой блестками, стразами, искусственным жемчугом, шнуром, бисером и стеклярусом в цвет ткани. Подобные богато отделанные туалеты производили известные фирмы А. Т. Ивановой в Петербурге и Н. П. Ламановой в Москве. Особой популярностью пользовались бусы, бисер и стеклярус в костюмах 1910-х годов: из них низали бахрому, шили бордюры, обшивали детали платья и накидок.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

Для определения времени создания изделия важны не только форма, размеры и цвет бисера или стекляруса, но и использованные при изготовлении этого изделия приемы работы. Ряд приемов, популярных в XVIII веке, не использовался или почти не использовался в XIX, в то время как в XIX столетии были изобретены новые приемы работы с бисером и стеклярусом, ставшие характерными для изделий этого времени.

При изготовлении изделий из бисера и стекляруса в России XVIII века мастерицы использовали главным образом три приема: саженье, шитье «в прикреп» и низание.

Бутыль и поднос. XVIII век.

Одним из наиболее распространенных и старинных приемов работы, использовавшихся на Руси еще при шитье жемчугом, былосаженье (другое название – шитье по бели). При этой технике узор покладывался «белью» шнуром из льняной или хлопковой нити, и по нему выкладывался жемчуг, предварительно нанизанный на нитку. Каждая жемчужина пришивалась к бели поперечным стежками. С приходом моды на изделия из бисера и стекляруса эта техника была приспособлена к новым материалам. Саженье использовалось главным образом при изготовлении из бисера и стекляруса предметов культового обихода.

В светских изделиях из бисера и стекляруса использовался другой тип вышивки шитье в прикреп. Бисер или стеклярус нанизывался на нитку или проволочку, которая пришивалась к изделию поперечными стежками на расстоянии между несколькими бусинами (рисунок перед началом работы наносился на ткань). Основой для таких вышивок служил, как правило, льняной холст, часто с нашитой на него шелковой тканью. Шитье в прикреп применялось для создания картин и панно из бисера и стекляруса, причем нитки с бусинами располагались на ткани так, чтобы подчеркнуть форму изображаемых предметов и персонажей.

Для изготовления чехлов для небольших предметов (шкатулок, коробочек и т. п.) использовалась техника низания. Для этого бисер нанизывали на льняную нить или на конский волос так, что либо в одной из бусин две нити пересекались, либо они проходили параллельно (в зависимости от сложности узора). Обязательным условием было наличие двух рабочих концов нити. Число таких пар соответствовало ширине изделия, а направление отверстий бисеринок, горизонтальное и вертикальное, чередовалось через ряд.

На рубеже XVIII XIX вв. появляются новые приемы изготовления изделий из бисера и стекляруса, которые стали использоваться в русских бисерных изделиях XIX столетия: вышивка, вязка, вдавливание в воск и проч. Шитье в прикреп применяется теперь только для оформления предметов культового характера, в то время как в светском быту приобретает популярность вышивка по цветному рисунку, при которой бисеринки пришиваются по одной к холсту или канве в соответствии с переплетением нитей ткани. В 1830-х годах появляется бумажная канва. Для таких вышивок использовались очень тонкие иглы.

Монетницы. XIX век.

Техника низания сохраняется до начала XX века только в народном искусстве, в городском же наблюдается перемена в технике работы: нити переплетаются не внутри бусин, а у их отверстий, поэтому все бусины располагаются в одном направлении. Также использовалась рамка с параллельно натянутыми нитями: нитка с нанизанными бусинами накладывалась на эти основы так, что между ними помещалось по одной бусине, а затем эта же нить продергивалась через каждую бусинку в обратном направлении, огибая нити основы с изнанки. Бисерины таким образом ложились ровными рядами, боковой стороной. Такой способ низания позволял создавать ажурную прозрачную сетку, которая использовалась для витражных экранов, устанавливавшихся на подсвечники, при плетении цепочек и проч.

Для создания объемных вещей кошельков, сумочек и проч. использовали вязку. Бисер нанизывался на нитку согласно рисунку, а потом мастерица вязала эту нитку крючком, или на спицах, оставляя бисер по одной штуке с правой стороны. Вязка на спицах давала более редкую и эластичную сетку, чем вязка крючком.

Менее распространенным способом работы с бисером, изобретенным в XIX веке, был прием вдавливания в воск. Бисер предварительно подогревался и вдавливался по рисунку в ровную поверхность восковой пластинки. Внешне работа отличалась от бисерных изделий, выполненных другими приемами, только фоном из желтоватого воска. Такие работы более хрупки и недолговечны, чем различные виды вышивки и плетения из бисера, поэтому количество дошедших до нас образцов очень невелико. Обычно в этой технике изготавливали небольшие настенные или настольные картины.

Во второй половине XIX и в начале XX века мелкий бисер и стеклярус используются для отделки женских туалетов: ими вышивают детали одежды и аксессуары сумочки, косынки, шарфы. Используется шитье в саженье, прошивка на проем бусин и групп, низание. Кроме того, в этот период появляются новые приемы: мелкие сорта бисера наклеивают на бумагу, бисером инкрустируют деревянные поделки, в т. ч. веера. Но эти способы декора были временным увлечением и широкого распространения не получили.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

С 13 июня по 20 августа 2017 года в Мытищинском историко-художественном музее проходила выставка «Ремесло как искусство. Бисер». На выставке было представлено 80 уникальных предметов декоративно-прикладного искусства из запасников Сергиво-Посадского музея-заповедника.

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Период наибольшего расцвета искусства бисера в России — первая половина 19 века. Ни один интерьер 19 века, будь то императорский дворец, дворянская усадьба или дом зажиточного мещанина невозможно представить без декора в виде вышивок.

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Одним из основных видов бисерного рукоделия являлась вышивка. Иглы для работы использовали как обычные, так и очень тонкие, без утолщения для ушка. Для самого мелкого бисера вместо иглы использовали расщепленную с одного конца щетинку. При полной зашивке бисером вышивали на холсте. Также для вышивки использовалась перфорированная бумага. Нитки чаще всего использовались льняные.

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Наиболее впечатляющим экспонатом на выставке является скатерть, только не помню, вышитая она или вязаная.

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи
Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

На выставке представлены различные изделия из бисера: дамские кошелечки, сумочки, монетницы, мужские портмоне и кисеты, чехлы для чубуков, закладки для книг, подстаканники, выполненные в техниках вышивки, вязания, плетения, низания.

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Кошельки, вязание с бисером, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Сумочка-монетница, вязание (шелковые нити, бисер), 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Для вязания использовали спицы и крючки. Для вывязывания сложного многоцветного рисунка предварительно нанизывали бисер на нить в нужном порядке, чтобы получилось нужное изображение. При ошибке в расчете рисунок искажался. При вязании крючком нитка провязывалась так, чтобы бисеринки одна за другой оставались на противоположной стороне изделия. При вязании спицами изделия получаются менее плотными и более эластичными, хуже держат форму. Вязаным на спицах вещам были свойственны приглушенность красок (из-за большего расстояния между бисеринками), текучесть линий.

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Дамские сумочки, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Кармашек декоративный, вышивка бисером по холсту, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Подстаканник, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Чехлы, вязание с бисером, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Чехол для стеклянного стакана, вязание с бисером, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Бумажник, вышивка бисером, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Образцы вышивки бисером, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Шкатулка (табачница), вышивка бисером, тиснение по коже, 40-50-е гг 19 века

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Чехол для иголок, бисерница и образец — вязание с бисером, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Чехлы для ручек и поясок «К тебе моя душа стремится», вязание с бисером, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Закладки для книг, вышивка бисером по перфорированной бумаге, 19 век

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Этот образец вышивки уже был демонтирован, поэтому не могу сказать, что это. Может, кто знает?

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Посетителям выставки предоставляется редкая возможность увидеть уникальный экспонат – вышитую бисером картину (19 век), которая является копией известного произведения Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Глядя издалека, и не скажешь, что это вышивка бисером!

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

А если подойти поближе и присмотреться, то можно разглядеть тысячи бисеринок!

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Выставка Ремесло как искусство. Бисер. Мытищи

Замечательная выставка! Как же здорово, что мне удалось ее посетить в последний день работы!

Читайте также: