Выставка икон из бисера в храме христа спасителя

Обновлено: 15.04.2024

На днях меня заинтриговали выставкой, проходящей в Храме Христа Спасителя в Москве, — вышитые жемчугом, бисером и драгоценными камнями современные русские иконы.

Сразу оговорюсь, что меня эти работы интересовали скорее с художественной, чем религиозной точки зрения. Эмоции от увиденного не описать — полный восторг и восхищение кропотливой и очень красивой работой. Больше всего впечатляют лица, выполненые мелким бисером в стиле мозаика, — оттенки, плотнось, прорисовка.

Выполняет данные работы небольшая мастерская "Прикосновение".

Информации я много про мастерскую не нашла, но вот некоторые факты:

- коллектив 7 человек под руководством Натальи Краснославовны Горковенко,

- над созданием небольшой иконы несколько мастеров трудятся около полугода,

- размер некоторых работ (ангелы) превышает 1,5 метра в длину,

- работы для выставки в 2012 году создавались 4 года.

В итоге я сделала фотографии некоторых работ и предлагаю Вам на них полюбоваться:









 Выставка "Путь Возрождения" работ мастерской "Прикосновение"
возобновит свою работу с 17 августа по 15 октября с 10:00 до 17:00,
Музейная галерея Храма Христа Спасителя, вход свободный

Художественная мастерская Натальи Краснославовны Горковенко "Прикосновение" одной из первых в современной России стала заниматься благородным делом - возрождением искусства вышивки икон бисером, жемчугом и драгоценными камнями. Такие иконы вызывают восхищение и большой интерес не только у людей церковных, но и у всех, кому дорога наша русская культура, у людей искусства и коллекционеров. Среди работ мастерской "Прикосновение" можно выделить иконы Спасителя, Богородицы, иконы Святых. Они изготавливаются как по собственной инициативе мастеров мастерской, так и на заказ. Эти иконы есть уже в США, Германии, Греции, Чехии и в России. Произведения мастеров студии находят свое место также во многих храмах. В Храме Христа Спасителя можно увидеть икону Тихвинской Божьей Матери. В храме на Воробьевых горах - «Скоропослушницу». Есть они и в Брюсовом переулке, и в Староваганьковском, в храмах Подмосковья и Ярославля.

Мастерская организует и проводит выставки своих работ. В 2012 году в Храме Христа Спасителя с большим успехом прошла одна из таких выставок. Она проводилась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Патриаршего совета по культуре. Впервые в российской истории более 40 священных изображений были представлены как объекты современного искусства. В скором времени аналогичные выставки планируется провести в Лугано и Париже.

Художественная мастерская Натальи Краснославовны Гоpковенко при Модном Доме «NATALIA VALEVSKAYA» более пяти лет занимается созданием шитых икон. Начав пятнадцать лет назад c изготовления светских изделий прикладного искусства — шитья бисером, декоративной вышивки и проч., Наталья Краснославовна постепенно пришла к осознанию, что икона — это самый высший вид творчества. Получив благословение от священника, она занялась шитьем икон. И только тогда осознала, что это еще и самый трудный вид творчества. Иконный образ, в отличие от светского, требует не только ремесла, но полной отдачи себя, прежде всего, своей души. Красота горнего мира, духовная высота образов Хpиста, Богородицы, святых Божьих угодников обязывает и художника соответствовать высоте задачи, очищаться от суеты мирской. Не случайно, древние мастера создавали иконы c постом и молитвой. Но и плод этого творчества — иной: создавая святые образы, мастер сам наполняется светом, растет духовно, приобщается к горнему.

Но как изобразить то, чему нет подобия на земле? Как земными средствами выразить красоту будущего века? Апостол Павел так говорит o Царстве Небесном: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). А другой апостол Христов, Иоанн Богослов, описывает Горний Иерусалим как город, украшенный золотом и прозрачный стеклом, драгоценными камнями и жемчугом. Именно так издревле художники и пытались изобразить Царство Небесное. Иконописцы писали на золоте красками, получаемыми при растирании драгоценных минералов, мозаичисты использовали золотую и цветную смальтy и натypальные камни, a вышивальщицы вместе c шелковыми нитями применяли серебряные и золотые, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни.

Коллектив мастеров под руководством Натальи Кpaснославовны Горковенко также стремится создавать обpазы, в которых раскрывается, прежде всего, небесная красота, цветение рая. Особенно это оправдано в богоpодичных иконах, которые издавна украшались наиболее тщательно. Каждый образ, созданный этими мастерами неповторим, в каждом найдено свое художественное решение, которое непосредственно связано co смыслом иконы. Мастера стараются продумывать все - лики, одеяния, фон, орнаменты, киот, учитывают символику камней, — чтобы создать целостное впечатление. Так в Тихвинской иконе Богоматери преобладает белый цвет (жемчуг риз, кружево венца) вместе c голубым фоном создает эффект северного сияния, a образ Страстной украшен каймой из виноградных лоз, символизирующих кровь Христову, Евхаристию. Различные оттенки красного цвета обыгрываются в Семистрельной, напоминая также о жертвенной Наталья Кpаснослaвовна , памятуя о том, что Богу приносят самое лучшее, никогда не использует в украшении икон пластмассу, суррогаты, a только натуральные материалы: жемчуг, драгоценные и поделочные камни, хрусталь и т.д. Порой камни нvжного оттенка или особой фактуры приходится искать месяцами. Также тщательно подбираются ткани, нитки и проч. Большинство мастерских, занимающихся шитьем, как правило, вышивает только доличное, a лики и руки делаются писанными. B этой мастерской вышивается также лик, в особой мозаичной технике, мельчайшим японским бисером.

Нередко для своих икон мастерицы ищут старые киоты, реставрируют их, пpиводят в порядок, потому что их уникальные произведения смотрятся гораздо органичней и даже более драгоценно в старинном киоте, чем в современном, или в новой раме. Оригинальные технологии и новые разработки постоянно соединяются здесь c ориентацией на древние обpазцы и верность канонам, изучение традиционных приемов и техник дает возможность постоянно находить что-то новое. Сочетая древнее и новое, мастера стремятся создать образ как можно более эстетически совершенный и символически точный.

Над коллекцией, представленной на выставке «Прикосновение» , проходившей в Кафедральном Соборе Храма Христа Спасителя с 15 марта по 13 мая 2012г , художественная мастерская Натальи Кpаснославовны Горковенко трудилась почти четыре года. За это время некоторые иконы нашли свое место в храмах и монастырях, в частных коллекциях, но большая часть созданного вошла в экспозицию, которая дает представление o глубоком духовном и художественном поиске мастеров, своеобразно развивающих древние традиции. И o том, как тонкое женское рукоделие может стать большим церковным искусством.

Фильм о мастерской "Прикосновение" можно посмотреть здесь.









1. Храм Христа Спасителя, г. Москва - Икона Богородицы "Тихвинская"
2. Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя, пос. Усово Московская обл. - Икона "Святая Мученица Великая Княгиня Елизавета"
3. Свято Успенский Храм, пос. Валищево, Московская обл. - Икона (в алтаре)
4. Муромский Свято — Преображенский мужской монастыpь, Владимирская обл., г. Муром - Икона Богородицы
5. Храм Апостолов Петра и Павла, г. Каpповы Вары, Чехия - Икона (в алтаре)
6. Монастырь Казанской Иконы Божией Матери, г. Ярославль - Икона Богородицы
7. Храм Святителя Николая, Заяцкий пер., г. Москва - Икона
8. Храм Живоначальной Троицы, Воробьевы горы, г. Москва - Икона Богородицы
9. Храм Святителя Николая Чудотворца, Староваганьковский пер., г. Москва -Икона
10. Ватопедский монастыpь, гора Афон, Греция - Икона Богородицы и др.


17:43 / 15 сентября 2020



С 7 по 24 сентября 2020 года в музее Храма Христа Спасителя в Москве проходит выставка уникальных вышитых икон мастерской «Прикосновение» «Святые защитники Отечества». Руководитель мастерской Наталья Горковенко – действительной член Императорского Православного Палестинского Общества.

На открытии выставки выступили: заместитель министра культуры Максим Ксензов, ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, директор Патриаршего музея Храма Христа Спасителя протоиерей Георгий Мартынов, руководитель мастерской «Прикосновение» Наталья Горковенко.


В коллекции представлены 30 икон святых угодников, выполненных мастерской «Прикосновение». Отмечается, что эти образы на протяжении столетий были оплотом и молитвенной поддержкой воинов в сражениях. Мастера изобразили на иконах Великого князя Владимира, великомученика Георгия Победоносца, князя Дмитрия Донского, святого преподобного Александра Невского, праведного воина Феодора Ушакова и других святых.


«Особенно важно помнить о ратном подвиге в годы Великой Отечественной войны. Ведь, в том числе, благодаря памяти о жизни святых воинов, их стремлении к идеалам нравственного совершенства, удалось выстоять в этой войне», – отметил заместитель министра культуры Максим Ксензов.

Он добавил, что каждая икона – это ни с чем не сравнимая авторская работа. Образы совмещают в себе древние традиции иконописи и современные разработки. По словам заместителя министра, эта связь говорит о преемственности исторического пути, пройденного нашим народом.


Выставка призвана напомнить о великом подвиге народа, обратиться к истории страны и каждой семьи: вспомнить о традициях, напомнить о важности их сохранения.

Как известно, на войне неверующих нет. В годы войны люди всегда обращались к Богу. Не была исключением и Великая Отечественная война. Существует легенда, что в конце 1941 года, в самый разгар Битвы за Москву, над городом был совершён «воздушный крестный ход». На борту самолёта находилась икона Богородицы, тем самым, по мнению многих, спасшая город. Существуют факты и о других религиозных чудесах.

Жизнь святых воинов многие столетия являлась и в наше время является идеалом нравственного совершенства. В работах мастерской отражена жертвенность, духовный подвиг святых защитников во имя Родины, через восприятие духовного творчества, которым, без сомнения, является русская православная икона. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать примером для воспитания современной молодёжи.

15 марта 2012 года в выставочном зале Храма Христа Спасителя открылась выставка расшитых бисером, жемчугом и полудрагоценными камнями икон, изготовленных в мастерской Натальи Горковенко. «Я уверен, что эта выставка будет пользоваться огромным успехом», - сказал на открытии экспозиции ключарь собора протоиерей Михаил Рязанцев.

Как было замечено, выставка - настоящий подарок посетителям и, как получилось, ключарю кафедрального собора: день открытия совпал с годовщиной диаконской хиротонии протоиерея Михаила Рязанцева.

Протоиерей Михаил Рязанцев, Наталья Горковенко, Наталья Валевская

Протоиерей Михаил Рязанцев, Наталья Горковенко, Наталья Валевская

- То, что мы видим сегодня на выставке – это редчайшее явление в искусстве, - отметил протоиерей Михаил, открывая выставку. - В России оно существовало всегда, русские женщины славились своим рукоделием, а вышивками бисером и драгоценными камнями занимались и в монастырях, и в царских палатах. Когда все стало рушиться, это направление искусства было забыто, но, благодаря, в частности, Наталье Краснославовне Горковенко, которая потратила огромное количество времени и нервных клеток – потому что это искусство требует усидчивости и терпения – чтобы создать эти иконы, оно возрождается. Иконы, которые мы видим на выставке, были созданы недавно, но уже сейчас можно сказать, что они представляют собой шедевры церковного искусства. Я уверен, что эта выставка будет пользоваться огромным успехом, и сюда не то что «не зарастет народная тропа», но в выставочных залах будет толпа людей, которые придут соприкоснуться с этой красотой. Больше спасибо всем, кто принимал участие в оформлении, устройстве и организации этой выставки!

На выставке представлено более 40 икон, сделанных современными мастерицами художественной мастерской Натальи Горковенко. Как рассказала Наталья Краснославовна, изготовление каждого образа занимает несколько недель. Хотя, к примеру, икону Спасителя сделали очень быстро – всего за два месяца.



- Работали по 8 часов в день, но это время надо умножить на четыре, потому что одновременно трудились четыре мастерицы, - рассказывает Наталья Горковенко.

Идея заняться вышивкой икон возникла у нее несколько лет назад, когда в нижнем, Преображенском храме кафедрального собора она увидела вышитую бисером икону Пресвятой Богородицы.

- Но сразу заняться вышивкой икон я не могла, потому что у меня не было благословения, - вспоминает мастерица.

Спустя 4 года она подошла к священнику, и благословение было получено. Начинала с небольших иконочек, постепенно осваивала старинное искусство, и вот с помощью мастериц и своей дочери (модельера Натальи Валевской) смогла создать целую выставку икон.

Изготавливая икону, мастерицы придерживаются канонов, но иногда Наталья Горквенко делает выбор в пользу чуть более ярких и насыщенных цветов, чем те, которые мы видим на древних образцах.

- Так получилось, что я выросла на Кавказе. Видимо, и в моих работах сказывается привычка к ярким цветам, близость к Византии, - рассказывает мастерица.

Некоторые иконы действительно выглядят очень ярко, нарядно, но цвета на каждом образе очень точно выверены, очень гармонично сочетаются друг с другом.

В полутемном выставочном зале камни, которыми вышиты иконы, поблескивают и искрятся в свете ламп, и когда смотришь на них, кажется, что находишь в каком-то волшебном, нездешнем, очень красивом и очень добром мире.

Оклад

Оклад

Перед иконой Веры, Надежды, Любови и их матери Софии

Перед иконой Веры, Надежды, Любови и их матери Софии

Икона Божией Матери

Икона Божией Матери

Выставка не случайно названа «Прикосновение»: одна из главных целей, которую ставят перед собой мастерицы, – дать людям возможность через их работы прикоснуться к горнему миру, увидеть и реально почувствовать, что он есть, и захотеть изменить себя, чтобы стать к нему как можно ближе и очистить свое сердце от всего, что мешает человеку быть таким, каким его задумал Господь Бог.


Задача эта непростая. И как не всякий человек может писать иконы, так и не всякая вышивальщица может их вышивать. В мастерской Горковенко к вышиванию икон допускаются только те мастерицы, которые получили благословение священника, а перед началом работы исповедались и причастились.

Представленные на выставке иконы еще не были освящены, но, как сказала Наталья Горковенко, их освящение должно быть совершено во время экспозиции. Некоторые иконы уже сейчас находятся в частных коллекциях, какие-то изготовлены специально для храмов.

- Уверен, что отсюда никто не уйдет разочарованным, а, наоборот, наполнится добрыми чувствами, - сказал протоиерей Михаил Рязанцев. - И может быть, у кого-то тоже возникнет желание взять в руки иголку, нитку и бисер - сейчас, по-моему, у нас проблем с этим материалом нет - и сделать что-то, может быть, не в таком объеме, но что-то скромное, что можно было бы потом подарить своим детям, внукам. Ведь ценность подарка заключается не в его материальной стоимости, а в том, что он сделан своими руками, что в него вложена душа, мастерство. Поэтому я обращаюсь к нашим женщинам и призываю вас взять иголку, обеспечить себя бисером, нитками и сделать какие-то первые шаги, первые стежки. А может быть, у кого-то получится сделать что-то и на более высоком уровне.

Читайте также: