Завяжи трубу узлом это аналогия

Обновлено: 02.05.2024


В русском языке есть слово "союз", "союзник". Мало кто задумывается о том, что произошли эти слова от "соуз", "соузник" – связанный одним узлом. Часто мы слышим от бывших алкоголиков: "я завязал, больше не пью" – и, опять же, мало кто придает этим словам значение. Завязал и завязал, молодец.

А между тем, раньше и пьянство, и болезни, и дружбу с любовью действительно завязывали. Узелками. Наузами.

Вязать наузы – дело колдовское, и с приходом христианства даже простое умение вязать крючком и на спицах приравнивалось к колдовству, наузничеству.

Наузы бывают разные. Одними завязывали болезни и несчастья, другими связывали злобных духов, третьими – стихии (помните? "В три узла свяжу ветры буйные: первый узел запрет ветер ласковый, во втором узле спрячу силушку, в третьем – бурю неодолимую! Как развяжется первый узел – вмиг подует прохладой и свежестью, унесет печали-страдания. Как второй узелок развяжкется – второй ветер на волю вырвется, и пойдет гулять он да тешиться, свою силушку всем показывать. А как третий узел развяжется – буря выйдет неодолимая, не унять ее, не смирить ее, не найти от нее спасения!")

Наузами накрепко привязывали к себе того, кого всегда хотели видеть с собой рядом. Любимого человека. Даже если этот человек был, например, родной матерью и умирал от неизлечимой болезни. Отпустить бы ее – ан нет, привязали узлами – и не может она уйти. И мечется меж двумя мирами…

Итак, что же такое наузы?
Наузы – это плетенки из нескольких узлов. Их можно вязать из чего угодно – из ниток, веревок или травы, из волос или лент – в общем, из всего, что можно связать. Материал зависит от цели науза. Так, проклятия вяжутся из веревок или волос проклинаемого, болезни завязываются в узлы из травы, любовь вяжется из цветов или лент, или ниток из одежды привязываемого человека. Стихии завязываются в ткань (платок, просто кусок материи).

Способов вязания наузов существует великое множество.
Для примера расскажу о двух – завязывание вранья и оморочка.

Для завязывания вранья (ну, например, если вы постоянно общаетесь с человеком, который постоянно врет – будь то ребенок или друг, муж или шеф) берется шерстяная нить без добавок белого цвета, длиной с ладонь, на ней завязывается три узла. Первым завязывается обычный узелок посередине нити: "Первым узлом завяжу кривду накрепко" – затягиваем. Дальше вяжем узел на конце нити: "Вторым узлом завяжу язык неверный" – затягиваем. Третий – на другом конце: "Третьим узлом завяжу думы лживые" – затягиваем.

Узлы здесь делаются как при наборе первой петли при вязании крючком. Только, конечно, без крючка – пальцами. Петля потом просто вытягивается совсем, чтобы получился прочный узел. Нить потом подкладывается в одежду/вещи/стол вруна. Он вам всегда будет говорить правду. Ну или перестанет разговаривать с вами совсем.

И второй метод – оморочка. Нужен для спутывания. Мыслей, дорожек, чего угодно. Завязываем семь узлов.

Для спутывания мыслей берем нить синего цвета (материал любой) и (желательно, но не обязательно) волосы жертвы. Одной-двух волосин будет достаточно. Их нужно будет вплести в узлы, впутать. Для спутывания дороги – ну, например, чтобы заблудился где-то и куда-то опоздал/не пришел/и т.п. – очень бы хорошо шнурок от его обуви, но если нет – то лента. Цвет – черный или коричневый. Длина – если для оморачивания головы – то по примерной окружности головы, если для ног – то, естественно, по размеру ноги.

Первый узел на конце шнурка-ленты – узлы здесь делаются как можно путаней, но обязательно прочные. Второй – на другом конце. Третий – посередине. Четвертый – между первым и третьим посередине, пятый – между вторым и третьим посередине, шестой – связываем концы вместе, и последний – крепко связываем всю конструкцию посередине обычным (не путаным) узлом. Конструкция потом хранится до той поры, до которой нужно морочить. Отпала необходимость – развяжите узлы в обратном порядке.

При завязывании можно говорить любую оморочку (можно импровизировать).

Наузами можно связать руки противникам, защититься от негатива (тогда науз делается из ткани, нечто типа христианской ладанки), привязать к себе деньги/удачу/везение – и еще много, много другого.
Вяжите! Лада


Народная традиция считает, что науз состоит из одной или более привесок, надеваемых и носимых на шее. Привески эти в старину по большей части были травами, кореньями, кусочками дерева, фигурками из металла .

Кроме этих оберегов в наузы завязывали и различные снадобья (уголь, соль, серу, крылья летучих мышей, змеиные головы и кожу, хвосты ящериц), которым суеверные люди приписывали магическую силу наряду с настоящими действенными оберегами — древесиной, камнями, корнями и листьями трав и т. п. Обереги и амулеты защищали и лечили от различных болезней и бед. Компоненты, используемые в наузах, менялись, «смотря по роду немощи». Уже в эпоху христианства в наузах часто стали носить ладан, откуда и пошло другое его название — ладанка. Наши предки были уверены, что наузы — могущественный предохранительный амулет против демонов, колдунов, порчи, сглаза, болезней. Завязывая узлы науза, они «прикрепляли к себе здравие».

Итак, мы увидели, что наузы — старинный, незаслуженно забытый русский народный метод борьбы с напастями и способ защититься от беды. В основе науза лежит понятие о чем-то завязанном, таким образом, можно сказать, что он состоит из двух частей — охранительной, или лечебной составляющей, и внешней составляющей, например тряпицы, в которую завязывается оберег. При помощи своих узлов науз усиливает магическую силу оберега, завязанного в него. Ведь узел, как мы уже убедились, несет огромную энергетику. Защитный символизм узлов основан на отпугивании злых духов. В исламе, например, бороды завязывают узлом, чтобы попутать планы шайтана.

При изготовлении науза то, для кого вы его делаете — для себя или для близкого вам человека, принципиального значения не имеет. Самое главное — ваша добрая воля, ваша душевная сила, вложенные в науз при его создании. Даже если вы сделаете что-то не так, к примеру, изобразите на дереве не совсем правильный символ солнца, ваша энергетика и ваша вера подправят неточности. С другой стороны, если вы совершенно не верите в то, что делаете, то, очевидно, и энергетика созданного вами науза будет низкой.

Мы рассмотрим три наиболее распространенных вида наузов. Условно их можно разделить на две группы — науз без «наполнителя-оберега» и два науза с «наполнителями» . О свойствах различных «наполнителей» наузов вы сможете прочитать в соответствующих разделах этой книги. Вы можете положить в науз серебряного дельфина и веточку зверобоя или добавить к этому Дубовую дощечку с выжженным на ней знаком солнца. Особенных запретов в компоновке оберегов и амулетов в наузе не существует, однако помните — их не должно быть слишком много! Ведь силу свою они черпают первоначально от вас: когда вы делаете их своим оберегом, вы должны вложить в них частичку свой энергии. Кроме того, силу свою они черпают в вашем доверии к ним. Если вы доверяете оберегу — он помогает вам, если же вы подвешиваете себе на шею тридцать разных веточек, корешков, фигурок и символов, значит, вы не очень-то верите в них! А раз так, то и действие всех тридцати будет меньше, чем у одного, которому вы полностью доверяете.

Для изготовления первого нам потребуется кожаный ремешок или веревка длиной около метра. Это будет самый простой науз, состоящий только из узлов . Наметьте середину ремешка и начинайте в этом месте завязывать узел. Можете вязать узел любой конфигурации — важна не форма, а важна ваша энергетика, передаваемая узлу, важно то, о чем вы думаете. Завязывая первый узел, повторяйте про себя цель, с которой вы это делаете. Например, если вы хотите, чтобы вас не мучили стрессы, повторяйте: «Пусть узел этот не даст стрессам и духовной слабости никакой власти надо мною!» Форма выражения мысли опять-таки не принципиальна. Главное, чтобы она была четко сформулирована, понятна вам самим.

Обратите внимание! Цель эта должна быть природно, естественно вам необходима — то есть должна вытекать из ваших природных потребностей. Если вы будете стремиться к здоровью и обережению от зла, науз вам поможет. Если же вы пожелаете дом на Канарских островах — не обессудьте, если помощи не дождетесь.

Итак, вы навязали узел посередине вашего ремешка или веревочки. Теперь навязываем второй и третий узлы поверх него, приговаривая или продумывая то же, что и в начале. Когда три узла, навязанных один на другой, готовы, можно считать и сам науз законченным. Однако вы можете навязать еще два узла — слева и справа от основного, на одинаковом расстоянии. Назначение этих узлов должно быть отличным от назначения главного!

Самое главное — не переусердствовать, не распылить свои силы. Не надо вязать десятки узлов на все случаи жизни — лучше всего выберете три основные напасти, против которых вы хотели бы оберечься. Сделайте один большой центральный узел, состоящий из трех — против самой значимой, — и два маленьких — против бед поменьше. Для другого вида науза нам понадобится квадратный лоскуток материи — лучше всего подходит лен или кожа. Длина стороны квадрата должна быть от 15 до 20 см. Размер зависит в основном от того, что вы собираетесь завязывать в науз. Естественно, лучше если оберег или амулет, который вы будете носить в наузе, будет округлым и не очень тяжелым. Носить яа шее что-нибудь тяжелое и угловатое очень неудобно.

Положите выбранный вами оберег в центр тряпочки или кусочка кожи, подумайте еще раз над теми задачами, которые он должен выполнить. Сформулируйте эти задачи как можно точнее и проще. Потом поднимите углы лоскутка так, чтобы получился мешочек, обвяжите этот Мещочек веревкой или кожаным шнурком. При этом думайте о чем-нибудь светлом и возвышенном. Вы должны полностью сконцентрироваться на процессе завязывания и мыслях о прекрасном, добром, вечном — ведь вы заряжаете свой науз положительной энергией, которая будет потом вас охранять и помогать вам .

Если не получается сосредоточиться, если в голову лезут посторонние мысли о проблемах на работе, соседе-алкоголике, о том, что сын снова принес из школы двойку, вам стоит отложить изготовление науза. Отдохните некоторое время, может быть, должно пройти несколько дней до того момента, когда вы сможете вновь приступить к изготовлению науза. Бабка-ведунья, которая объяснила мне всю технологию изготовления науза, говорила, что науз сам даст вам знать, когда вы сможете его сделать. Вы просто почувствуете, что именно сейчас вы готовы вложить в него максимум позитивных эмоций, любви и добра. Если вы почувствуете это — ваш науз будет особенно могучим помощником и защитником.

Лучше всего будет, если вы станете носить науз на том же ремешке, которым вы его завязали, поэтому ремешок для этих целей выбирайте довольно длинный. Вообще, длина шнурка зависит от того, для каких целей вы носите науз: обычно его носят на уровне сердца, но если, скажем, вы хотите, чтобы он помог вам от какого-нибудь заболевания легких или бронхов — астмы, пневмонии и т. п., тогда его будет целесообразно разместить непосредственно рядом с проблемным участком. Естественно, длина шнурка зависит и от того, для кого вы делаете науз: тут уж никаких советов быть не может — вам самим надо смотреть. То ли науз будет носить ваша трехлетняя дочка, то ли друг детства, ставший недавно чемпионом России по штанге.

Третий вид наузов на Руси также назывался ладанкой . Для того чтобы его сделать, возьмите небольшой мешочек, в который вы положите оберег. Опять-таки рекомендуется брать мешочки из льна или кожи, ведь эти материалы наиболее соответствуют нашей северной славянской энергетике. Мешочек вы можете украсить вышивкой, в которой будет использована магическая сила нити и обережных орнаментов. Это сделает ваш науз сильнее. При завязывании мешочка-ладанки придерживайтесь тех же инструкций, что и в предыдущем случае, — думайте о добре и целях, с которыми вы делаете науз. Узлов на наузе не должно быть слишком много, чтобы не распылять магическую энергию.

Существует мнение, что при изготовлении науза необходимо пришептывать различные специальные заговоры. А что делать в том случае, если вы таких заговоров не знаете? Ничего страшного, существует заговор общего вида, который помогает при работе с узлами, делает их вашими надежными помощниками. Этот заговор ложно найти во многих старых книгах, он действует во всех ситуациях, когда вы завязываете злы, не только в наузах. Вот этот заговор:
« Завяжи, Господи, колдуну и колдунье, ведуну и ведунье и упирцу на раба Божия (ваше имя) ла не мыслити от чернеца, от черницы, от красной девицы, от беловолосого, от черноволосого, от рыжеволосого, от русоволосого, от одноглазого, разноглазого и от упирца, и от лихих лих, и злых напастей ».(Svarga:я думаю заговор необходимо скоректировать в духе родноверия!)

Этот заговор можно видоизменять по вашему желанию: если вы делаете науз от болезней, больше внимания в заговоре уделите просьбам уберечь от болезней, если делаете науз от сглаза — развейте мысль о дурном глазе и защите от него.

Кроме того, можно добавить, что заговор — лишь устная внешняя форма зарядки науза вашей доброй энергией . Если вы что-то не сказали или сказали не так, как написано, то ничего в этом страшного нет — основную роль играют ваши мысли, ваше биополе, ваша вера.

Вы можете сделать несколько наузов, можете сделать их для себя и друзей. Самое главное при этом — помнить, что создание науза не процесс конвейерного изготовления какой-нибудь бижутерии, хотя и красиво сделанный науз может быть украшением. В науз вы вкладываете частичку себя, на настоящий науз вы тратите много сил. Сделать следующий науз у вас, вероятно, получится не раньше чем через месяц. Подождите, обдумайте хорошенько, для кого и для каких целей вы будете делать новый науз. Вспомните черты характера человека, подумайте, какая символика наиболее подходит этому человеку, какие у него есть проблемы. Чем дольше вы обдумываете, тем прочней в вас становится желание помочь этому человеку и, следовательно, тем действенней будет ваша помощь!

Внимательно изучите таблицы и разделы, в которых идет речь о свойствах металлов, камней, трав и деревьев. Помните, что правильный выбор оберега или амулета для науза — залог его силы!
Цит. по: Краснов И. П. Наузы — славянские обереги

Оказавшись в экстремальной ситуации, человеку требуется много умений и опыта, или хотя бы знаний для того, чтобы суметь в этой ситуации выжить. Сегодня поговорим о ситуациях, когда вам понадобятся навыки завязывания прочных узлов. Крепких и надежных узлов существует великое множество, как простых, так и сложных. В данной статье мы приведем лишь примеры простых, но достаточно надежных узлов, которым легко можно обучиться и которые даже могут спасти жизнь.

Беседочный узел для спасения упавшего в воду

Если вдруг вы по какой-либо причине оказались за бортом корабля или любого другого водного транспорта, то чтобы выбраться из воды, скорее всего вам бросят спасательную веревку. Но держаться за мокрую веревку мокрыми руками, к тому же в обессиленном состоянии, выглядит не очень надежно. Поэтому в этом случае нужно веревку вокруг себя обвязать, чтобы спасатели просто вытянули вас наверх. И сделать это надо так, чтобы веревка не развязалась на полпути. Для этого вам можно научиться завязывать беседочный узел, или как его еще называют – незатягивающаяся петля на конце троса. Такой узел, конечно, можно использовать не только в воде – он надежно удержит веревку вокруг вас и при самостраховке на суше.

Беседочный узел совсем не сложный и его можно завязать даже одной рукой всего за несколько секунд:

  • обмотайте веревку вокруг себя,
  • возьмите свободный конец и образуйте на нем петлю по направлению сверху вниз,
  • просуньте конец веревки в петлю наверх,
  • обогните свободным концом сзади основную веревку,
  • просуньте основной конец в ту же петлю, но теперь вниз,
  • туго затяните узел.

Затягивающаяся петля для спасения лодки

Бывают ситуации, когда спасать приходится кого-то, оказавшегося в лодке далеко от берега – например, лодку унесло сильным течением, или моторная лодка попросту заглохла посреди океана. Тога, соорудив из веревки затягивающую петлю, можно зацепиться лодкой к спасательному судну и благополучно отбуксироваться на берег.

Несложная но вто же время действенная техника которая помогла многим людям сдвинуть их дела с мертвой точки с помощью обыкновенных красных ниток.

Итак, в один из дней полнолуния купите моток красных шерстяных ниток. Дома зажгите красную свечу, и на листе бумаги напишите свои желания. Отрежьте примерно 20 сантиметров нитки и начните завязывать 9 узелков на разном расстоянии, приговаривая:

«Первый узел начинает заклинание (завяжите первый узел).
Со вторым узлом истина прибывает (завяжите второй узел).
Третий узел дело разрешает (завяжите тритий узел, а далее - по аналогии).
Четвертый узел силы прибавляет.
С пятым узлом всё процветает.
Шестой узел слова закрепляет.
Седьмой узел желания воплощает.
Восьмой узел - это руки судьбы.
А с девятым узлом - все это будет моим. Пусть исполнится все, что я задумала!»


"Приближайтесь к идеалу"
вы можете прочитать здесь


"Полюбите себя и притяните к себе любимого человека"
вы можете прочитать здесь


Существует множество способов завязать узел – от сотен созданных узлов, проверенных временем, до более авангардных, импровизационных узлов, получаемых случайно, с которыми мы часто сталкиваемся. Зачастую именно случайные узлы оказываются самыми сложными при развязывании. Самое плохое, что чрезмерно тугой и сильно запутанный узел может возникнуть даже из самых простых узлов.

Причем совершенно случайно. Особенно это касается шнурков на обуви, на которых распутать узлы бывает довольно сложно. Все дело в том, что из-за погодных условий узлы на обувных шнурках становятся не только плотными, но и очень жесткими, в результате чего развязать их становится сложной задачей.

Столкнувшись с особенно тугим узлом, худшее, что вы можете сделать, это дернуть за свободные концы, надеясь, что что-то развяжется само собой. Если узел мокрый, прежде чем приступать к развязыванию, подождите, пока он высохнет. И, если вы часто сталкиваетесь с узкими узлами, которые вам приходится постоянно распутывать и развязывать, подумайте в этом случае о приобретении специального инструмента для развязывания сложных тугих узлов (свайка и другие сваечные инструменты). Как правило, этот инструмент представляет собой конические металлические устройства, используемые моряками и другими специалистами в морской индустрии, чтобы спешно развязать крепкие узлы.

Для тех, кому лишь изредка приходится развязывать узлы, мы предлагаем несколько хитрых способов. Обратите внимание, что некоторые узлы вам придется развязывать, применяя комбинацию представленных в этом руководстве методов.

Как развязать крепкий узел


1: Если узел большой, жесткий, постучите по нему ложкой или молотком, чтобы ослабить его.

2: Найдите петли узла и попытайтесь раздвинуть их пальцами.

3: Продолжайте ослаблять петли, крутя свободный конец и проталкивая его через узел.

4: Вставьте в узел штопор, спайку или остроконечный конусный предмет.

5: Используйте инструмент в качестве рычага на петлях, чтобы раздвинуть узел.

6: Если вы не можете раздвинуть узел вручную, разведите ослабленные петли с помощью плоскогубцев.

Что означают и откуда взялись известные всем выражения


Человеческий язык – это постоянно развивающаяся форма общения. Вы когда-нибудь, услышав ту или иную фразу, задавались вопросом, откуда она взялась или что изначально означала? А ведь история происхождения фразеологизмов весьма интересна.

Так что если вы любитель докапываться до истины и неравнодушно относитесь к родному языку, наша подборка из 30 расхожих выражений будет вам интересна. К тому же знания никогда не бывают лишними.

1. Ходить гоголем


Значение: Ходить с важным, самоуверенным видом.

Происхождение: Нет, писатель Николай Васильевич Гоголь тут ни при чем. Гоголь – это дикая утка. Она ходит, откинув назад голову и выпятив грудь. Отсюда и аналогия с человеком, который изображает из себя важную персону.

2. Наставить рога

Значение: Изменить, нарушить супружескую верность.

Происхождение: Существует 4 версии происхождения этого фразеологизма.

Первая. По древнегерманской традиции, жена надевала мужу шлем с рогами, провожая его в военный поход. Это символизировало, что женщина становилась свободной и освобождалась от супружеской верности.

Вторая. По римским законам воинам не разрешалось брать с собой в поход женщин. Нарушителям закона надевали рога в качестве символа слабости.

Третья. Согласно древнегреческой легенде, разгневанная Артемида (богиня охоты) превратила Актеона (персонажа древнегреческой мифологии) в оленя с рогами за то, что он подглядывал за ней во время купания и увидел ее обнаженной. После этого превращения его же собаки не узнали его и разорвали на куски.

Правда, хоть здесь и говорится о рогах, но связь с выражением крайне слабая.

Четвертая. Византийский император (II век н. э.) слыл любителем амурных похождений и зачастую выбирал себе возлюбленных среди жен своих вельмож. За это их мужьям разрешалось охотиться в императорских владениях, которые изобиловали поголовьем оленей. Вдобавок ко всему к воротам этих семейств прибивали оленьи рога. Одни считали их символом позора, а другие – символом милости государя.

3. Пригреть змею на груди



Значение: Так говорят о человеке, который ответил черной неблагодарностью на добро, любовь, заботу.

Происхождение: Фраза имеет аналогию с басней Эзопа «Крестьянин и змея», в которой человек поднял с земли замерзшую змею и положил ее за пазуху. Но вместо благодарности змея, согревшись, укусила своего спасителя.

4. Голубая кровь

Значение: Имеется в виду принадлежность к аристократическому сословию.

Происхождение: Аристократы любят задирать нос перед другими. Раньше дамы из высшего общества гордились своей бледной кожей и старались не попадать под солнечные лучи. Поэтому через их буквально просвечивающую кожу были видны синие прожилки вен и казалось, что кровь у них голубая, а не красная, как у простолюдинов.

5. Как о стену горох

Значение: Упрямый человек, которому бесполезно что-то объяснять, который все пропускает мимо ушей.

Происхождение: На Руси горох был одним из любимых кушаний. Блюда из него были сравнительно недорогими и сытными, поэтому его заготавливали целыми мешками. А так как вручную очистить такое количество гороха было сложно, то его с силой бросали в стену. Стручки трескались, и горошины освобождались от оболочки, при этом оставаясь неповрежденными.

Позже про упрямцев, которые не внимали ничьим словам, стали говорить: «Как о стену горох», потому что слова отскакивали от них, не оказывая на них никакого влияния.

6. Перемывать кости


Значение: Злословить, сплетничать.

Происхождение: Фраза связана с обрядом перезахоронения умерших. Как считали оракулы, покойник мог превращаться в вурдалака и вредить живым. Чтобы избежать этого, кости выкапывали и промывали под проточной водой, сопровождая этот обряд оценкой характера и поведения человека при жизни.

7. Спать без задних ног

Значение: Крайняя степень усталости, очень крепкий сон.

Происхождение: В основе фразеологизма лежит поведение лошадей и собак во время сна. Если лошадь изнурена, она может рухнуть и моментально уснуть, чтобы как можно скорее восстановить силы. Если о человеке говорят «спит без задних ног», значит, это вымотанный до предела человек, который из-за усталости спит в одной позе и даже не шевелится во сне.

8. Шиворот-навыворот

Значение: Все наоборот.

Происхождение: В Московской Руси являлось синонимом чего-то постыдного. «Шиворот» – это боярский воротник, указывавший на статус владельца. Но если вельможа попадал в немилость государя, его в наказание сажали на лошадь спиной вперед, надев одежду наизнанку, и возили по городу на потеху толпе.

9. Синий чулок


Значение: Старая дева, женщина, в которой нет женственности и обаяния, отказавшаяся от семейной жизни ради работы или науки.

Происхождение: Выражение появилось в Англии в 1760-х годах. Тогда в салоне писательницы Мэри Уортли Монтэгю образовался литературный кружок, где обсуждались научные темы. Одним из членов этого кружка был ученый Бенджамин Стеллингфлит, который носил синие чулки. Когда он не являлся на очередное заседание кружка, дамы говорили: «Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идет плохо – нет синих чулок!».

Отсюда кружок получил ироническое название «Общество синего чулка».

Со временем «синим чулком» стали называть женщин, увлекающихся наукой и пренебрегающих домашними и семейными ценностями.

10. Как собака на сене

Значение: Ни себе, ни людям.

Происхождение: Фразеологизм был позаимствован из басни Эзопа «Собака в яслях», в которой рассказывается, что злая собака лежала на сене и не подпускала к нему лошадей. Тогда возмущенные лошади сказали: «Ну и бессовестное ты животное! И сама сена не ешь, и нас к еде не подпускаешь!»


11. Шарашкина контора

Значение: Сомнительное, не вызывающее доверия предприятие, организация и т. д.

Происхождение: Фраза родилась в советское время и применялась для характеристики ненадежных предприятий. Слово «шарашка» произошло от «шарань» – «обман», «жулье».

12. Пора и честь знать


Значение: Пора заканчивать что-либо, расходиться по домам, не злоупотреблять гостеприимством.

Происхождение: Здесь слово «честь» подразумевает хорошие манеры, правила поведения, которые необходимо соблюдать. Так что если вы услышали «пора и честь знать», то вам пора на выход.

13. Загремим под фанфары

Значение: Потерпеть неудачу, быть публично разоблаченным.

Происхождение: Трубить в фанфары – поднимать торжественный шум вокруг чего-либо. В данном случае в ироничном значении. Фраза стала крылатой после выхода на экраны фильма «Тени исчезают в полдень». Ее любил повторять персонаж фильма Юргин.

14. Шапочное знакомство

Значение: Поверхностное знакомство.

Происхождение: В стародавние времена мужчины обязательно носили головные уборы, и когда они встречали знакомых, то в знак приветствия поднимали шапку. С близкими же людьми, родными или друзьями они обнимались или пожимали им руки.

15. Мартышкин труд

Значение: Бессмысленная работа.

Происхождение: Фразеологизм появился благодаря баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В басне «Обезьяна» он описывает, как животное перекладывает с места на место большой чурбан.

«Хлопот мартышке полон рот:

Чурбан она то понесет,

То так, то сяк его обхватит,

То поволочет, то покатит;

Рекой с бедняжки льется пот;

И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:

А все ни от кого похвал не слышит».

16. Подсластить пилюлю


Происхождение: Фразеологизм появился в 17-18 веках. Лекарства, как правило, горькие, поэтому в них стали добавлять сахар, чтобы было не так противно их принимать. То же самое и с неприятными известиями.

17. Толочь воду в ступе

Значение: Бесполезное занятие.

Происхождение: Раньше в монастырях провинившихся монахов заставляли толочь воду в ступе с целью воспитания выдержки и терпения.

18. Раскусить человека

Значение: Заметить обман, понять, что человек задумал.

Происхождение: Во времена, когда монеты изготавливались из драгоценных металлов, их подлинность проверяли на зуб. Драгоценные металлы без примесей были мягкими. Если на монете оставалась вмятина после «укуса», значит, она настоящая. Если нет – фальшивая.

19. Закадычный друг

Значение: Сейчас означает «настоящий друг, близкий человек, с которым общаешься всю жизнь». Ранее фразеологизм имел негативное значение: собутыльник.

Происхождение: В старину существовало выражение «залить за кадык», означающее «напиться» (спиртного). Отсюда и появление фразеологизма.

20. Затрапезный вид


Значение: будничный, заношенный, неопрятный.

Происхождение: Во времена Петра I Ярославская полотняная мануфактура Затрапезникова начала выпускать шелк и сукно высокого качества, которые были ничем не хуже европейских. Там же изготавливали и очень дешевую ткань (по фамилии купца названную «затрапезной») для рабочих халатов, рубах, женских сарафанов, тюфяков и т. д.

И если богатые носили вещи из «затрапезы» только в качестве домашней одежды, то у бедняков она использовалась «на выход». Таким образом, затрапезный вид говорил о низком социальном статусе человека.

21. Козел отпущения

Значение: Человек, на которого сваливают всю вину за провал, неудачу.

Происхождение: По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козлу, как бы возлагая на него грехи всего израильского народа. После этого козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали, чтобы он навсегда унес с собой грехи.

22. Тянуть канитель

Значение: Медлить с чем-то, затягивать с выполнением начатого.

Происхождение: Канитель – это специальная тонкая серебряная или золотая нить для вышивания узоров. Ее производство было весьма сложным занятием и отнимало много времени: нить приходилось долго вытягивать, добиваясь нужной толщины. Это называлось «тянуть канитель». Отсюда и появилось это образное выражение.

23. Опростоволоситься


Значение: Попасть в неудобное либо позорное положение.

Происхождение: На Руси было принято ходить в людных местах только с покрытой головой (кроме храмов – для мужчин). Для человека было страшным позором, если с него на людях срывали шапку.


24. Дойти до ручки

Значение: Опуститься, потерять человеческий облик.

Происхождение: На Руси калачи пекли не круглыми, а в форме замка с круглой дужкой. Люди часто ели калачи прямо на улице, держа за дужку, как за ручку. Но саму ручку не съедали, так как ее брали немытыми руками (по другой версии, это была самая невкусная часть изделия), а выбрасывали собакам либо отдавали нищим. Про тех, кто не брезговал ее есть, говорили «дошел до ручки».

25. Зарубить на носу

Значение: Хорошенько запомнить.

Происхождение: К носу как к части тела это не имеет никакого отношения. В давние времена носом назывались дощечки для различных пометок, которые служили людям в качестве напоминания, поэтому они постоянно носили их с собой.

26. Филькина грамота


Значение: Документ, не представляющий никакой ценности, просто бумажка.

Происхождение: Корни этого фразеологического оборота кроются в истории русского государства, а именно во временах царствования Ивана Грозного.

Митрополит Филипп всячески убеждал в своих посланиях к царю-батюшке смягчить свою политику, отменить опричнину. Вместо этого Иван Грозный обзывал митрополита «Филькой», а его грамоты называл «филькиными».

27. Положить зубы на полку

Значение: Влачить голодное, бедное существование.

Происхождение: Фразеологизм связан с крестьянским бытом. Грабли, вилы, пилы имеют зубья, и если этим инструментам находилась работа, значит, в доме была еда. А когда их клали на полку, значит, не было работы и, следовательно, еды.

По еще одной из версий, имеются в виду человеческие зубы, в которых отпадает надобность, когда нечего есть.

28. Попасть впросак

Значение: Оказаться в неприятном или невыгодном положении, сделать промах.

Происхождение: Просак (барабан с зубьями в машине) – это станок для витья канатов и веревок. Работать на нем было небезопасно, потому что попавшие в него одежда, волосы, руки могли стоить работнику жизни.

29. Сбить с панталыку

Значение: Запутать, вести в заблуждение кого-то, сбить с толку.

Происхождение: В знаменитой в древности горе Пантелик в Греции на протяжении долгого времени добывали мрамор, поэтому там было много пещер, гротов, ходов, в которых легко можно было заблудиться.


30. Остаться у разбитого корыта


Значение: Остаться ни с чем, потерять все, что было.

Происхождение: Это выражение появилось в русском языке благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, написавшему «Сказку о рыбаке и рыбке». Героиня сказки из-за своей жадности лишилась всего, что получила в дар от золотой рыбки – нового корыта, избы, царских хором и звания дворянки. Всего этого ей было мало, и она пожелала повелевать морской стихией и самой золотой рыбкой. Рыбка разгневалась на старуху и лишила ее всех щедрых даров, оставив, как и прежде, у разбитого корыта.

Читайте также: