Этот прием рефлексивного слушания помогает связать части сообщения в смысловое целое

Обновлено: 03.05.2024

Рефлексивное (или активное) слушание — это обратная связь с говорящим с целью контроля точности восприятия услышанного. С этой целью слушающий активно использует речевые высказывания (что отличает этот вид от нерефлексивного слушания). Основными видами рефлексивных слушательских откликов являются уточняющие и проясняющие вопросы, перефразирование, анализ и критическая оценка, резюмирование.

Выяснение и уточнение — это безоценочная техника, используя которую, мы просим людей о дополнительной информации, исходя как из деловых интересов, так и с целью побудить человека к разговору или продемонстрировать готовность и желание выслушать его.

Хороший слушатель допускает, что может не совсем точно понять то, что его партнеры имеют в виду. В этом случае он использует уточняющие вопросы, направленные на:

· прояснение смысла: «Что вы имели виду, когда говорили о …?», «К сожалению, я не всё понял/а», «Не могли бы вы пояснить это (примером)?», «Не могли бы вы повторить?», «Может, вы сформулируете как-то иначе?» Чтобы эти вопросы не воспринимались как допрос, необходимо использовать соответствующий тон голоса;

· уточнение мыслей, чувств и желаний говорящего: «Что ты думаешь об этом?», «Что ты почувствовал, когда услышал эту новость?», «Ты можешь изменить свои намерения?»;

· побуждение к подробностям. Люди иногда стесняются говорить о себе или не уверены, что если что-то интересно им, интересно и другим. Такие реплики, как «Расскажи об этом подробнее», «Продолжай, я слушаю», «И что ты после этого сделал?», «Что она сказала после?», проявляют наш интерес и увлеченность беседой;

· поощрение к самоанализу. Бывают ситуации, когда можно использовать вопросы для того, чтобы помочь своим собеседниками исследовать их собственные мысли и чувства. Так, вопрос «Как бы ты оценил свои идеи» может натолкнуть собеседника на альтернативные способы решения его собственных проблем. Вопрос «Какое решение было бы для тебя идеальным?» может помочь подумать о неосознаваемых им желаниях и потребностях. Подобные уточняющие вопросы демонстрируют уверенность слушателя в способности его собеседника к самостоятельному поведению, что может оказаться самой действенной помощью, которую способен оказать хороший слушатель.

Следует отличать вопросы, связанные с действительным желанием понять другого человека, от псевдовопросов. Последние используются не столько для того, чтобы откликнуться на услышанное, сколько с целью управлять поведением говорящего. Тем самым они приобретают директивный, а иногда и манипулятивный характер. К таким вопросам можно отнести следующие:

· Вопросы-ловушки. Если приятель говорит вам: «Почему тебе не понравился этот фильм?» или «Тебе ведь не понравился этот фильм?», то он, по существу, загоняет вас в угол, вынуждая в случае несогласия с этим высказыванием либо категорично защищать свою позицию, либо отвечать неискренне или двусмысленно «Ну, он не так уж и плох». Открытый вопрос «Что ты думаешь об этом кино?» не провоцирует защитное поведение.

· Вопросы, содержащие скрытый подвох. Например, таким может быть вопрос: «Ты занят в пятницу вечером?» Если вы ответите «Нет», ожидая какого-то интересного предложения, то вас могут разочаровать слова: «Очень хорошо, поможешь мне перевезти мебель?» К этой же категории можно отнести вопросы типа «Сделаешь мне приятное?» или «Обещай, что не будешь сердиться». Это скорее манипулятивные вопросы. Опытный слушатель вынужден отвечать на них осторожно, уклончивыми репликами «Вначале скажи, там посмотрим» или «Кто знает».

· Вопросы, на которые ожидается «правильный» ответ. Например, вопрос: «Какие туфли мне купить?» может быть открытым и искренним, если только его автор уже не принял предварительного решения о покупке. Но если это случилось, то, скорее всего, его интересует не ответ, но подтверждение правильности своего решения. Противоположное мнение или «неправильный» совет может вызвать сильнейшее раздражение. К этой же категории относятся и так называемые интимные провокации. «Милый, как ты думаешь, я толстовата?» На такой вопрос, скорее всего, также ожидается «правильный» ответ. Нужно быть очень осмотрительным и ловким, отвечая на него.




· Вопросы, опирающиеся на ненаблюдаемые заключения, например: «Почему ты меня не слушаешь?», «Что не так?»

Впрочем, в некоторых ситуациях псевдовопросы выполняют важные коммуникативные функции. Адвокаты используют их, чтобы получить признание, журналисты — чтобы получить скрытую информацию. Тем не менее подобные вопросы, по мнению специалистов, не способствуют развитию эффективного слушания и сохранению удовлетворительных отношений: людям не нравится чувствовать себя в разговоре загнанными в угол [Adler & oth.,2004, p.153].

Лексические изменения: «Город завалило снегом». — «Хочешь сказать, зима в этом году настоящая?» — «Нет, городские службы оказались не готовы к уборке снега».

Примеры того, о чем, как вам кажется, рассказывает говорящий: « В этом тексте так много упущений, что мы не можем принять его». — «Вы имеете в виду, что в нем ничего не говорится о роли переселенцев в развитии территории?» — «Да, это один пример. Также, в нем не рассматриваются вопросы национального искусства и быта».

Обобщение приводимых в речи говорящего конкретных фактов: «Я одолжу у тебя 25 карандашей для занятий?» — «Тебе нужно что-то, чем можно писать? У меня есть примерно 15 шариковых ручек и 10 или 11 карандашей». — «Отлично. Подойдет все, что пишет».

Перефразирование фактов (дат, количественных характеристик, адресов или мест встречи и т. п.) может иметь решающее значение как для профессиональных, так и личных договоренностей. «То есть мы договорились, что примем решение к среде, — верно?» Вопросительная интонация демонстрирует желание слушателя быть уверенным, что обе стороны понимают смысл разговора сходным образом. Особенно полезно перефразирование инструкций, заданий, решений, прежде чем начинать их выполнять.

Перефразирование мыслей, чувств, желаний: «Я так рада, что, наконец, ушла с этой работы». — «Думаешь, теперь займешься любимым делом?» — «Да, немного отдохну и погружусь в творчество».

Перефразирование приобретает особое значение в следующих ситуациях:

1. В деловых переговорах, когда требуется как можно более точное понимание интересов и предложений партнера.

2. В конфликтных ситуациях или во время дискуссий. Если прежде, чем высказать свое отношение к проблеме или свои контраргументы, вы перефразируете высказывание собеседника, то можно ожидать, что он более внимательно отнесется к вашим словам.

3. В ситуациях, когда мы слабо ориентируемся в предмете разговора.

4. Как это ни покажется странным, но перефразирование полезно и когда речь собеседника кажется нам вполне понятной (при спутанной речи эффективнее использовать прием уточнения и выяснения). В результате мы можем избежать опасности псевдопонимания.

Бывает, правда, что анализ создает новые трудности. Это может произойти по двум причинам:

1. Предлагаемая интерпретация может быть неверна, что еще более затруднит человеку решение его проблемы.

2. Даже если анализ точен, он может не принести пользы и, напротив, усилить отторжение собеседника: человек, переживающий проблему, до тех пор, пока не проработает ее самостоятельно, не способен определить свое собственное отношение к ней.

Формой эффективного слушания анализ становится, если он осуществляется следующим образом.

· В стиле вероятностного, а не категорического утверждения. Есть существенная разница между фразами: «Возможно, причина лежит в…» и категоричным «Я знаю, что это так».

· Приводятся обоснованные доводы правильности предлагаемого вывода.

· Учитывается, готов ли собеседник принять ваш анализ, для чего необходимо обращать внимание на вербальные и невербальные сигналы, указывающие на принятие (или непринятие) им ваших заключений.

· Предложение своей интерпретации происходящего должно быть действительно связано с желанием помочь, а не продемонстрировать свои аналитические способности.

В этой связи следует различать неконструктивные и конструктивные критические слушательские отклики. Основное различие между ними состоит в том, что неконструктивная критика зацикливает человека на проблеме, вызывая в нем отторжение от критикующего, конструктивная критика помогает проблему разрешить, выполняет корректирующую функцию, направлена на устранение нежелательного поведения, на изменение или модификацию межличностных отношений.

Приводимые ниже приёмы позволяют придать критическому слушанию конструктивный характер.

Подчеркивание субъективности высказывания, то есть введение в структуру высказывания оборотов, которые указывали бы на то, что речь идет о собственном мнении человека. Например, “мне кажется”, “я думаю”, “на мой взгляд”. Если такие обороты отсутствуют, и оценка высказана категорично, то высказывание приобретает характер статичного, нередко воспринимается как грубость или хамство, делает отношения напряженными или даже разрушает их. Сравним высказывания:

“Мне кажется, это не так” и “Какая глупость!”

“По-моему, ты была чересчур резкой” и “Ну ты и грубиянка”

“Думаю, ты слишком зависишь от нее” и “Тряпка”.

Критиковать совершённые действия, а не человека. Навешивая характеристики-ярлыки на собеседника, можно лишь укрепить нежелательную модель поведения. Эффективнее фокусировать внимание на действии. Сравним фразы:

«Ты просто болтун, вот в чем вся проблема» и «Дело в том, что посторонние разговоры во время работы отвлекают».

«Ты когда-нибудь думаешь, прежде чем сказать» и «Твои слова могли обидеть…»

«А производишь впечатление умного» и «Если бы ты подготовился к встрече, эти вопросы и не возникли бы».

Неназидательность. Открытая демонстрация контроля со стороны критикующего может вызывать неприязнь к его личности, что приводит к игнорированию содержания критического высказывания. Такое отношение могут вызвать, например, фразы: «Вы теперь поняли, как надо поступать?», «Я говорю тебе это для твоего же блага» (вариант: «Я же добра тебе желаю»), «Слушайся опытных людей», «Не высовывайтесь со своей инициативой» и т. д. Снижение назидательности достигается использованием биографических примеров в качестве ситуативной иллюстрации или введением оборотов, предполагающих для собеседника возможность самостоятельного выбора. Например: «У меня был аналогичный случай. Я, знаете, сделал вот что…» или «Решение, конечно, за вами». Неназидательность достигается и невербальными средствами, а именно с помощью определенной ритмико-мелодической окраски высказывания (негромкой речи, скорости, соответствующей скорости собеседника, вопросительной интонации, наличия пауз, открывающих возможность обмена репликами и т. п.), что придает речи некатегоричность.

При соблюдении этих условий, особенно если сам говорящий обращается с просьбой оценить его действия, оценка имеет шанс быть принятой, поскольку вовлекает собеседника в сам процесс критики, снижает его сопротивление к восприятию критических замечаний; открывает возможность изменить ситуацию к лучшему.

Критическое слушание нередко содержит совет или завершается советом. Когда к нам обращаются с какой-либо проблемой, совет — одна из наиболее часто встречающихся слушательских реакций. Однако, предлагая советы, следует помнить о следующих обстоятельствах:

· Действительно ли человек хочет слышать ваши предложения? Подтверждением этого является просьба о совете: «Что, ты думаешь, я должен делать?»

· Оценить: готов ли человек принять совет?

· Понимать уникальность личного опыта: то, что было полезным для вас, может не быть таковым для других.

Резюмирование — это вид рефлексивного безоценочного слушания, направленного на подытоживание основных направлений развития разговора, его ключевых тем и договоренностей. Оно выполняет смысловую и управляющую функции. В первом случае обозначение основных поднятых тем и высказанных идей еще раз дает собеседникам возможность сверить сходство понимания и значений высказываний друг друга. Одновременно резюмирующие высказывания, завершая одну из поднятых тем разговора, помогают продолжать его дальше, избегая бесконечного возвращения к одному и тому же. При окончательном завершении беседы резюмирование позволяет соединить обсужденные темы в смысловое единство. Типичными фразами резюмирования являются: «Если подытожить всё сказанное. »; «Итак, мы с вами пришли к тому, что…»; «То есть, в конечном итоге, можно сказать…»; «Учитывая все вышесказанное, можно заключить…»; «Обобщая то, что вы сказали. »; «Таким образом, до сих пор мы рассматривали. » и т. п.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

  1. Нерефлексивное слушание – состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. Используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников желает выразить своё отношение к тому или иному событию, испытывает трудности в выражении своих проблем. Но оно может быть ошибочно истолковано как согласие с собеседником, поэтому в конце необходимо высказать свою точку зрения, чтобы избежать недоразумений.
  2. Рефлексивное слушание – предполагает, что если собеседник уже высказался, то необходимо повторить главные пункты его монолога своими словами и поинтересоваться, то ли он имел в виду. Это гарантированно защитит вас от любых неясностей и недопонимания.

Рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного.

Необходимость рефлексивного слушания обуславливается, прежде всего, теми трудностями и ограничениями, которые возникают в процессе общения. Так иногда бывает сложно установить, что имел в виду говорящий, не зная конкретного значения слова для него самого. Одно и тоже слово для говорящего и слушающего может иметь разные значения, так как конкретное значение слова возникает в голове говорящего, но не содержится в нём самом.

Чтобы уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может воспользоваться следующими ключевыми фразами:

«Пожалуйста, уточните это».

«Не повторите ли вы ещё раз».

«Что вы имели в виду?»

«Не объясните ли вы это?» и др.

2. Перефразирование

Перефразировать – значит сформулировать ту же мысль иначе.

Перефразирование можно начинать следующими словами:

«Как я понял Вас… »

«Как я понимаю, Вы говорите….»

«По Вашему мнению….»

«Другими словами, Вы считаете….»

3. Отражение чувств

«Мне кажется, что Вы чувствуете….»

«Вероятно, вы чувствуете….»

«Не чувствуете ли Вы себя несколько….»

В ответах на эмоциональное состояние говорящего следует учитывать интенсивность его чувств. Понять чувства собеседника можно разными путями. Во-первых, следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие его чувства, например, печаль, радость, гнев и т.д. Во-вторых, нужно следить за невербальными средствами общения. В-третьих, следует представить, что Вы чувствовали на месте говорящего.

4. Резюмирование

Резюмирующие ответы подытоживают основные идеи и чувства говорящего. Этот приём применим в продолжительных беседах, там, где перефразирование и отражение используются относительно редко. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство.

Типичными вступительными фразами могут быть следующие:

«То, что Вы в данный момент сказали, может означать….»

«Вашими основными идеями, как я понял, являются….»

«Если теперь подытожить сказанное Вами, то….»

Резюмирование особенно уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов, рассмотрении претензий или в таких ситуациях , где необходимо решать какие-либо проблемы во время которых длительное обсуждение какого-нибудь вопроса может чрезмерно осложниться или даже зайти в тупик.

1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

2. Будьте физически внимательными. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

3. Не притворяйтесь, что вы слушаете. Это бесполезно

4. Дайте собеседнику время высказаться.

5. Не перебивайте без надобности. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьёзной беседе, помогите затем восстановить прерванный ход мыслей собеседника.

6. Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять ход мыслей собеседника до конца.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Слушание в общении. Приемы эффективного слушания.

2 .«Слушание один из самых приятных элементов внимания, которое

оказывает один человек другому»

Маделин Баркли Ален

3. Человек сегодня испытывает огромное влияние информационного поля. Человеку трудно выделить в этом большом поле что-то важное и нужное для себя, для тех людей, которые рядом с ним. Большинство из нас далеко не всегда внимательно слушают друг друга, даже если речь идет об интересных или важных вопросах. Для эффективного взаимодействия необходимо не только овладеть речевой деятельностью , но и научиться эффективно слушать. Говорение и слушание — это два наиважнейших навыка вербальной компетентности.

4. Устная речь предполагает наличие слушателей, т.е. по самой своей природе она рассчитана на интерпретацию. Умению слушать традиционно придается важное значение в самых разных ситуациях речевого взаимодействия людей. Безусловно, умение слушать собеседника не перебивая играет большую, а иногда решающую роль в коммуникации.

Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что "слушать" и "слышать" — это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.

5. Слушание — это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Если слышание — физический процесс, определяемый воздействием звуковых волн на барабанную перепонку и протекающий без специальных умственных усилий,

6. то слушание (эффективное слушание) — это сложный процесс восприятия, осмысления , понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором участвует вся личность человека. Слушание является фундаментальным навыком, влияющим на качество отношений в повседневном общении, на успешное взаимодействие и взаимопонимание. В то же время многие люди практически не умеют слушать.

Неумение слушать — основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Слушать — не значит просто помалкивать. Слушание — сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.

7. Умение слушать у людей развито неодинаково. Исследования показывают, что в среднем время нашего общения с другими распределяется следующим образом: примерно 42-53 % времени мы слушаем других, 16-32% — говорим сами, 15-17% — читаем, 9-14 % — пишем. Как видно из цифр, умение слушать как метод восприятия информации используется в коммуникации намного чаще, чем умения читать и писать, вместе взятые, следовательно, овладение таким умением важно для каждого.

10. В литературе выделяется два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа "Да!", "Ну - и - ну!", "Продолжайте", "Интересно" и т.д.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: "Я не понял", "Что Вы имеете в виду?, "Пожалуйста, уточним это" и т.п.

При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: "Вероятно, Вы чувствуете. ", "Вы несколько расстроены. " и т.д.

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: "Вашими основными идеями, как я понял, являются. ", "Если теперь подытожить сказанное Вами, то. ". Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

12. Приемы эффективного слушания

· не принимать молчание за внимание;

· быть физически внимательными (например, находиться лицом к собеседнику);

· дать собеседнику время высказаться;

· не перебивать без надобности;

· если перебили, помочь восстановить прерванный Вами ход мыслей собеседника;

· не делать поспешных выводов;

· если собеседник уже высказался, повторить главные пункты его монолога своими словами и поинтересоваться, то ли он имел в виду;

· не заострять внимание на разговорных особенностях собеседника;

· постараться выработать у себя готовность выслушать мнение оппонента, умение учитывать его во время обсуждения.

Освоение этих приемов помогает наладить контакт с оппонентом, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий, сделать диалог более плодотворным глубже понять поступающую информацию, извлечь из нее необходимые данные, принять правильное решение.

13. Дополнительные приемы эффективного слушания

1. Прием слушания «сладкая парочка». У нас два уха и один рот, поэтому старайтесь использовать их именно в заданном природой соотношении.

2. Прием слушания «гляделки». Слушая, лучше всего смотреть собеседнику прямо в глаза. Вы сразу показываете, насколько вы внимательны. Всегда полезно видеть глаза собеседника, потому что по ним мы можем определить , как он реагирует на нашу речь. Конечно, из этого не следует, что нужно смотреть на собеседника неотрывно, в упор. Просто время от времени смотрите ему в глаза, тем самым поддерживая с ним визуальный контакт.

3. Прием слушания «заметки на манжетах». Способность запоминать — одно из наиболее замечательных свойств человека. Делая записки, памятки, мы оказываем памяти добрую услугу. В некоторых ситуациях бывает необходимо сначала попросить разрешения что-либо записать, однако редко кто отказывает в такой просьбе.

4. Прием слушания «хороший конец». Если обсуждаемые идеи вызывают в нас энтузиазм или нам есть что сказать по обсуждаемому вопросу, нас нередко обуревает желание помочь говорящему и мы буквально стараемся закончить начатое им предложение. Чаще всего, эти усилия вызовут у вашего собеседника растерянность или замешательство, поэтому всегда лучше дать человеку возможность изложить свою мысль до конца, даже в ситуациях дружеского или неформального общения.

5. Прием слушания «положительный ответ». Один из главных элементов активного восприятия — умение дать собеседнику понять, что мы его внимательно слушаем, при помощи какой-либо реакции на его слова. Иногда достаточно простого «да-да», «понимаю» или кивка головой.

Значимость обратной связи можно проиллюстрировать следующим примером. Возможно, беседуя по телефону и не слыша продолжительное время обратной реакции собеседника на ваши слова, вам приходилось спрашивать человека на другом конце провода: «Вы здесь? Вы меня слышите?» К слову, в такой неловкой ситуации виноваты оба. Один — потому что не вовлекает собеседника в разговор, другой — потому что недостаточно явственно реагирует на произносимые слова. При непосредственном общении обязательно нужно реагировать на слова собеседника и жестами, и позой.

6. Прием слушания «трубка мира». Все мы говорим по-разному: у нас могут быть разные акценты, свое построение фраз, индивидуальный темп речи, мышления, тембр голоса и пр. Побочные аспекты разговора могут влиять на ваше внимание и помешать понять смысл разговора. Стремитесь выявлять и контролировать свои предубеждения, внимательно вслушиваясь в то, что нам пытаются сказать.

7. Прием слушания «хочу все знать». Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Все мы повинны в том, что нередко говорим: «Да, я понял(а)», — хотя на самом деле не можем взять в толк, о чем нам говорят. Имейте смелость сознаться, если вы не понимаете того, о чем вам говорят. Этим вы возвышаете своего собеседника, а правдивое признание впоследствии приносит немалые дивиденды.

8. Прием слушания «докопаться до сути». Очень часто в беседе мы выпаливаем множество вопросов, лишь поверхностно затрагивая целый ряд тем. Куда лучше задать несколько вопросов по одной проблеме. Продолжая задавать открытые вопросы на эту же тему, вы можете получить массу интересной информации.

9. Принцип слушания «взять дыхание». Если вы хотите придать своим словам больший вес, не старайтесь огорошить собеседника мгновенным ответом, а сделайте короткую паузу, слегка вздохните. Этим вы даете собеседнику понять, что отвечаете обдуманно, по зрелом размышлении, что ваша реплика не является «домашней заготовкой». Кроме того, если вы немного задержитесь с ответом, ваш собеседник может продолжить говорить и сообщить вам новые, интересные сведения.

14. В заключение приведу слова Д. Карнеги: ". умение слушать встречается, видимо, гораздо реже, чем чуть ли не любое другое хорошее качество".

15. Упражнение «Испорченный телефон»

Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в аудиторию по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание».

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т. е. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

После выполнения упражнения участники группы анализируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.


Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.

Слушание как вид речевой деятельности.
Эффективные приёмы слушания.

План Основные виды речевой деятельности Слушание как вид речевой деятельност.

План
Основные виды речевой деятельности
Слушание как вид речевой деятельности
Виды слушания
Факторы (барьеры), препятствующие эффективному слушанию
Функции слушания
Методы и приемы обучения слушанию
Тестирование на определение уровня способности слушать

Речевая деятельность Речевая деятельность – это активный, целенаправленный, о.

Основные виды речевой деятельности:говорение (устное выражение мысли) слуша.

Основные виды речевой деятельности:
говорение (устное выражение мысли)
слушание (восприятие речи на слух и ее понимание)
письмо (графическое, письменное выражение мысли)
чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи)

Слушание как вид речевой деятельности Слушание - это смысловое восприятие зву.

Слушание как вид речевой деятельности
Слушание - это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи

Виды слушания Глобальное позволяет воспринимать текст в целом, ознакомиться с.

Виды слушания
Глобальное
позволяет воспринимать текст в целом, ознакомиться с ним в общем виде, понять, о чем говорится в высказывании, какова его главная идея
Детальное
предоставляет возможность более отчетливо и глубоко осмыслить воспринимаемое высказывание, отделить главное и второстепенное
Критическое
позволяет собеседникам сначала осуществить критический анализ высказывания, а затем только происходит попытка понять его

Виды слушания Эмпатическое собеседник заостряет внимание на понимании чувств.

Виды слушания
Эмпатическое
собеседник заостряет внимание на понимании чувств, а не слов, пониманию того, какое отношение возникает у другого человека к тому, о чем идет речь
Нерефлексивное
позволяет минимально вмешиваться в высказывания говорящего при максимально возможном сосредоточении на них
Активное рефлексивное
собеседники точнее выражают свои мысли, оценивают степень своего понимания, совместно определяют уровень его адекватности

Факторы (барьеры), препятствующие эффективному слушанию барьеры передачи инфо.

Факторы (барьеры), препятствующие эффективному слушанию
барьеры передачи информации – неточное представление рассказывающим предмета разговора, отсутствие логичности высказываний, проблемы с голосом, интонацией, произношением.
барьеры восприятия информации — отсутствие подготовки к общению на определенную тему, отсутствие умений осмыслять, трансформировать, делать выводы, рассеянное внимание, как следствие плохая способность к запоминанию

Факторы (барьеры), препятствующие эффективному слушанию объективные помехи в.

Факторы (барьеры), препятствующие эффективному слушанию
объективные помехи в общении − физиологические помехи (шумно, ветер, холодно), психологические (настрой, отношение к собеседнику, рассеянность внимания), а также отсутствие единого языка коммуникации, неожиданность высказывания

Функции слушания Познавательная выступает способом получения информации для п.

Функции слушания
Познавательная
выступает способом получения информации для пополнения знаний
Культурная
предрасполагает к повышению культурного уровня, выступает методом удовлетворения эстетических и культурных потребностей
Регулятивная
полученная в процессе слушания информация предопределяет дальнейшие действия человека

Методы и приемы обучения слушаниюповторение учащимися высказанной учителем ус.

Методы и приемы обучения слушанию
повторение учащимися высказанной учителем установки – задания
запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов, всего, что слушатель считает нужным запомнить
конспектирование, составление тезисов
кодирование информации

Признаки «неслушающего» поведения:Собеседник смотрит в сторону; Собеседник ск.

Признаки «неслушающего» поведения:
Собеседник смотрит в сторону;
Собеседник скучает;
Собеседник перебивает говорящего;
Собеседник смотрит на часы;
Собеседник смеется не к месту;

Признаки хорошего слушания:Собеседник поддерживает визуальный контакт с говор.

Признаки хорошего слушания:
Собеседник поддерживает визуальный контакт с говорящим;
Собеседник сидит лицом к партнеру, кивает, улыбается ему;
Собеседник не перебивает говорящего;
Собеседник задает вопросы, помогающие лучше понять проблему;
Собеседник отражает чувства говорящего;
Собеседник показывает, что признает ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.

Виды слушания: Пассивное слушаниеАктивное слушаниеЭмпатическое слушание

Пассивное слушание
Активное слушание
Эмпатическое слушание

Пассивное слушаниеПассивное слушание применяется в ситуациях общения с челове.

Пассивное слушание
Пассивное слушание применяется в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения.
Оно предполагает:
- демонстрацию заинтересованного отношения к собеседнику;
поддерживающие реакции («да-да», «угу»);
уточняющие вопросы, помогающие «выговориться» собеседнику
(«И что она вам ответила?»)

Активное слушаниеАктивное слушание – вид слушания, в котором проявляется отра.

Активное слушание
Активное слушание – вид слушания, в котором проявляется отражение информации. Оно предполагает:
Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника);
Уточняющие вопросы;
Вопросы построенный по типу:
«Правильно ли я понял, что…?»
Получение ответа на свой вопрос

Эмпатическое слушаниеЭмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которо.

Эмпатическое слушание
Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника.
Оно предполагает:
Избегание оценок и толкований, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного:»Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер», спросим: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость. »);

Точное отражение переживания,
чувства, эмоции собеседника с
демонстрацией их понимания и
принятия.

Каким слушателем вы себя считаете?идеальным; выше среднего уровня; нуждаюсь в.

Тест «Умеете ли вы слушать?»Стараетесь ли вы закончить беседу, если тема или.

Тест «Умеете ли вы слушать?»
Стараетесь ли вы закончить беседу, если тема или собеседник неинтересны для вас?
Могут ли вас раздражать манеры собеседника?
Может ли неудачное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?
Избегаете ли выступать в беседу с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремиться к этому?
Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
Почти всегда – 2 балла;
В большинстве случаев – 4 балла;
Иногда – 6 баллов;
Редко - 8 баллов;
Почти никогда – 10 баллов

Почти всегда – 2 балла; В большинстве случаев – 4 балла; Иногда – 6 баллов; Р.

Почти всегда – 2 балла;
В большинстве случаев – 4 балла;
Иногда – 6 баллов;
Редко - 8 баллов;
Почти никогда – 10 баллов
Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
Меняются ли ваш тон, голос, выражение лица, лексикон в зависимости от того, кто ваш собеседник?
Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся щекотливой для вас темы?
Поправляете ли собеседника, если он неправильно произносит слова, названия, термины, употребляет вульгаризмы?
Может ли у вас быть в общении снисходительный то с оттенком пренебрежения?

Результат: 90-100 – идеальный слушатель; 70-80 – уровень способности слушать.

Результат:
90-100 – идеальный слушатель;
70-80 – уровень способности слушать и воспринимать речь высокий.
60 – уровень умения слушать выше среднего.
50 – уровень умения слушать средний.
30-40 – уровень умения слушать ниже среднего.
10-20 – критично низкий уровень умения слушать.

Правила хорошего слушания!Старайся сконцентрироваться на человеке, который об.

Правила хорошего слушания!
Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.
Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т. п.
Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.
Не давай оценок.
Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Техника рефлексивного слушаниявключает четыре основных приема раскрытия говорящего и контроля поступающей от него информации. Это выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

3.Отражение чувств– словесное выражение слушающим текущих переживаний и состояний говорящего. Желательно, чтобы высказывания были нетривиальными, отражающими внимание к собеседнику и сопереживание ему. Тем не менее допустимо и использование стандартных вступлений типа: «Кажется, что вы чувствуете то-то»; «Не чувствуете ли вы себя. ». Следует при этом учитывать интенсивность чувств и состояний собеседника, применяя соответствующую градацию оценочных наречий: «Вы несколько (слегка, совершенно, сильно, чрезмерно) расстроены?».

4.Резюмирование– это подытоживание мыслей и чувств говорящего. Такие высказывания помогают объединить отдельные фрагменты беседы в единое целое и представить весь разговор в его смысловом и эмоциональном единстве. Слушающий получает уверенность в адекватности восприятия и понимания им разговора, а респондент осознает, насколько ему удалось передать свои мысли и переживания. Часто подобные резюме начинаются типовыми вступлениями вроде следующих: «Итак, главное заключается. », «То, что вы сказали сегодня, может означать. », «Как я понял, основная ваша идея заключается в . ». Особенно полезно резюмировать при решении в беседе каких-либо проблем или конфликтных ситуаций, при многоплановой беседе.

Эмпатическое слушание

Не меньше, чем нерефлексивное и рефлексивное слушание, известен прием ведения беседы, именуемый эмпатическим слушанием.Эмпатияесть способность эмоционально откликаться на чужие переживания. Это чуткость по отношению к другим.

Обычно различают две формы эмпатии: сопереживание и сочувствие. Первое понимается как переживание субъектом тех же чувств и эмоциональных состояний, которые переживает партнер по общению. Второе, сочувствие, – это переживание собственных эмоций и чувств по поводу аффективных переживаний другого.




Эмпатическое слушание, таким образом, заключается в улавливании чувств говорящего, сочувствии или сопереживании ему и информировании его о своей эмпатии. Элементы эмоционального соучастия в беседе присущи и нерефлексивному, и рефлексивному слушанию. Специфика эмпатического слушания заключается не в приемах получения, передачи и контроля информации (в том числе эмоциональной), а в установке и цели. Если целью рефлексивного слушания является точное понимание мыслей и чувств говорящего, улав­ливание их значения, то целью эмпатического слушания выступает проникновение в его внутренний мир, разделение с ним его ценностей. В рефлексивном слушании акцент делается на интеллектуальном компоненте общения, в эмпатическом – на эмоциональном. Эмпатическое слушание – наиболее интимный вид общения, сокровенный вид беседы. Именно здесь можно сказать, что, слушая собеседника, человек воспринимает не только то, что говорится, но и его самого, его индивидуальность. Упоминавшийся уже классик гуманистической психологии К. Роджерс по этому поводу писал: «Когда меня глубоко понимают и разделяют мои чувства, не проявляя при этом желания анализировать мое поведение или судить меня, это создает условия для самовыражения и становления как личности».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу - необходимо качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры. Общепринятые нормы поведения неразрывно связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Это признание реализуется в процессе общения с ним, в ходе равноправной и взаимоуважительной беседы.

Эффективность беседы зависит не только от внимания к словам говорящего, но и не в меньше степени от понимания невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего. Анализ содержания вербального и невербального общения позволяет правильно интерпретировать содержание беседы и, следовательно, повышает уровень достоверности ее результатов.

Используя беседу как метод познания человека, психолог может выбрать любой из приемов ее ведения. Более того, в одном собеседовании он по ситуации может переходить от одной формы к другой или даже совмещать их.

Таким образом, в этой работе были рассмотрены основные методы психологических обследований и их классификация. Рассмотрены основные из них: не экспериментальные психологические методы и экспериментальные методы.

Читайте также: