Героине не суждено было связать свою жизнь с жизнью любимого человека

Обновлено: 25.04.2024


Задание 13 № 6313

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Мы так и остались в НЕДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился. (Без НЕ не употребляется)

Невозможно овладеть высшей математикой, НЕ ЗНАЯ элементарных математических понятий. (Не с деепричастиями раздельно)

Нельзя допустить ничем НЕ ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке. (При причастии зависимое слово)

Героине НЕ СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека. (С кратким причастием раздельно)

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее НЕ ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец. (При причастии зависимое слово)

Правило: Задание 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица НЕ пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.

2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.

4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.

Этот случай требует дополнительных пояснений. Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.

6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется.

а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты , недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить - пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить - перелить, недодать- передать.

3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством.

3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку

4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени.

6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.

7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.

7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

Разве не правда, что мы поумнели?

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

3. В местоименных оборотах. Сравните:

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.


Задание 13 № 6313

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Мы так и остались в НЕДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился. (Без НЕ не употребляется)

Невозможно овладеть высшей математикой, НЕ ЗНАЯ элементарных математических понятий. (Не с деепричастиями раздельно)

Нельзя допустить ничем НЕ ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке. (При причастии зависимое слово)

Героине НЕ СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека. (С кратким причастием раздельно)

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее НЕ ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец. (При причастии зависимое слово)

Правило: Задание 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица НЕ пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.

2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.

4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.

Этот случай требует дополнительных пояснений. Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.

6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется.

а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты , недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить - пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить - перелить, недодать- передать.

3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством.

3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку

4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени.

6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.

7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.

7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

Разве не правда, что мы поумнели?

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

3. В местоименных оборотах. Сравните:

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!


Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной. (2)Океан – это не только вода, это растворённые в ней соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества, _____ все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (3)Изучать эту многокомпонентную систему в целом трудно даже океанологам: она слишком сложна.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Трудно поверить в то, что нет вещества более необыкновенного, более удивительного и загадочного, чем обычная вода, однако достаточно начать изучать её, чтобы убедиться в том, что это целая многокомпонентная система.

2. Океан – это не только вода, но и различные компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии, и изучение этой многокомпонентной системы представляет собой трудность не только для специалистов по гидродинамике, привыкших иметь дело с «идеальной жидкостью», но и для океанологов.

3. Изучением вод Мирового океана занимаются преимущественно не специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», а океанологи, для которых сложная структура океанической воды не представляет трудности.

4. Тем, кто считает, что нет ничего проще воды, специалисты по гидродинамике советуют подробно изучить многокомпонентную систему этой отнюдь не идеальной жидкости, включающей в себя растворённые соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества и другие компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии.

5. Специалистам по гидродинамике, привыкшим иметь дело с «идеальной жидкостью», как и самим океанологам, исследовать океан трудно, ведь он состоит не только из воды, но и из различных компонентов, которые находятся в сложнейшем взаимодействии.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

2. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

3. Схема, описание какого-н. физического объекта, процесса или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

4. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. В молодости он был горяч и НЕТЕРПЕЛИВ.

2. Рабочим приходилось ЦЕЛЫЕ дни стоять в воде и мокнуть под дождём.

3. Перед капитаном простиралось ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ, неоглядное море.

4. Войска отступили и заняли ИСХОДНЫЕ позиции.

5. Сумерки ОБХВАТИЛИ всю станицу.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ширине ПЛЕЧЕЙ

ЗАЕЗЖАЙТЕ в восемь

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом 1) Существует множество произведений в мировой литературе, посвящённых женщине.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Виляя хвостом, собаки демонстрируют свою преданность хозяину.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Последовав примеру друзей, мой выбор пал на Италию.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) Нелли не только прекрасно играет на скрипке, но и на фортепиано.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) В романе аристократы показаны людьми, придающиеся праздности и порокам.
6) В 1909 году вся интеллигенция Москвы потребовали убрать трамвайные пути с Красной площади.
7) Многие здания Санкт-Петербурга являются памятниками архитектуры.
8) Именно благодаря рассказу «Каштанке» Чехова знают даже дети.
9) На тёмном предгрозовом небе звёзды то мигали слабым светом, то совсем исчезали.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр. бывать в печали, пр. целиться

бе. предельный, и. бежать

с. мкнуть, з. коренелый

во. хищаться, бе. полезный

по. вергнуть, о. давать

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

2. Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

3. Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

4. Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

5. Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (С)ЛЕВА, в нескольких метрах от изгороди, стоял КАКОЙ(ТО) незнакомый шалаш.

2. Замёрзли реки и озёра, да только (С)ВЕРХУ, а рыба вся (В)ГЛУБЬ ушла.

3. (В)ТЕЧЕНИЕ столетий люди ошибочно думали, БУД(ТО) бы воздух — это ничто.

4. По краям дороги (КОЕ)ГДЕ торчали деревья, казавшиеся (ИЗ)ДАЛИ крошечными, как побеги салата.

5. Организация перевела деньги (НА)СЧЕТ фирмы и договорилась (НА)СЧЁТ быстрого выполнения договора.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Улица была вымоще(1)а и чисто подмете(2)а, по её обеим сторонам достроились деревя(3)ые домики, окута(4)ые золотой пылью заката.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вдруг он ни с того ни с сего вскакивает.

2. Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

3. Один прыжок и лев на спине буйвола

4. Жидковатый чай и хлеб и масло казались Петру в этот вечер особенно вкусными.

5. В этом году море холодное и почти все пляжи пустынны.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Слабый свет солнца (1) догорая (2) повисал в воздухе (3) не доставая (4) до начавшей покрываться вечерними тенями (5) земли.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Говори же (1) когда ты сердита,

Все (2) что душу волнует и мучит!

Будем (3) друг мой (4) сердиться открыто:

Легче мир — и скорее наскучит.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я с нежностью вспоминал о нашем учителе физкультуры (1) который всегда ставил мне тройки с минусом (2) и о соседях (3) которые говорили (4) что я слишком громко хлопаю дверью (5) и вообще ни с кем не считаюсь.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг (1) я был бы неполон (2) но я назвал бы душевное здоровье (3) которое невольно переливается в читающего эти книги (4) и наполняет его.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

(1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.

(5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.

(6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

(8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

(9)Мать — короткий праздник на Земле.

(10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

(14)Мать — короткий праздник на Земле.

(15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.

(19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное. (24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?

(25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26) В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.

(29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

(33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.

(35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.

(36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

(39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно».

(42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально.

(44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

(По Ф. Искандеру *)

* Фазиль Абдулович Искандер (1929—2016 гг.) — советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

1. Внимание героя привлекла женщина с выражением необычайной скорби на лице.

2. Лицо мальчика было искажено от боли.

3. Женщина в аэропорту была намного старше героя.

4. Всю жизнь скорбь была главным выражением лица матери героя.

5. Герой опустился перед женщиной на колени и поцеловал её руку.

1. В предложениях 1-3 представлено повествование.

2. В предложениях 11-13 представлено рассуждение.

3. Предложение 31 поясняет содержание предложения 30.

4. В предложениях 26—28 представлено описание.

5. Содержание предложения 44 представляет собой вывод, следствие из предложений 39—43.

Из предложений 19-26 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Среди предложений 13—17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения.

«Фазиль Искандер с особым благоговением создаёт образ женщины-матери. Основным приёмом, организующим текст, является (А) _____ («скорбь» в предложениях 20, 24, 29, 39 и др.) Также автор использует (Б) _____ («хорошеньких, милых, красивых» в предложении 33) и (В) _____ (предложение 11). С помощью (Г) _____ (предложения 22, 24, 43) писатель приглашает нас к совместному размышлению над поставленными проблемами».

2) лексический повтор

6) односоставные предложения

8) риторические вопросы

9) риторическое восклицание

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Легендарный курс - Предбанник. Повтори весь материал ЕГЭ и ОГЭ за 5-9 дней!


Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной. (2)Океан – это не только вода, это растворённые в ней соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества, _____ все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (3)Изучать эту многокомпонентную систему в целом трудно даже океанологам: она слишком сложна.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Трудно поверить в то, что нет вещества более необыкновенного, более удивительного и загадочного, чем обычная вода, однако достаточно начать изучать её, чтобы убедиться в том, что это целая многокомпонентная система.

2. Океан – это не только вода, но и различные компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии, и изучение этой многокомпонентной системы представляет собой трудность не только для специалистов по гидродинамике, привыкших иметь дело с «идеальной жидкостью», но и для океанологов.

3. Изучением вод Мирового океана занимаются преимущественно не специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», а океанологи, для которых сложная структура океанической воды не представляет трудности.

4. Тем, кто считает, что нет ничего проще воды, специалисты по гидродинамике советуют подробно изучить многокомпонентную систему этой отнюдь не идеальной жидкости, включающей в себя растворённые соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества и другие компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии.

5. Специалистам по гидродинамике, привыкшим иметь дело с «идеальной жидкостью», как и самим океанологам, исследовать океан трудно, ведь он состоит не только из воды, но и из различных компонентов, которые находятся в сложнейшем взаимодействии.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

2. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

3. Схема, описание какого-н. физического объекта, процесса или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

4. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. В молодости он был горяч и НЕТЕРПЕЛИВ.

2. Рабочим приходилось ЦЕЛЫЕ дни стоять в воде и мокнуть под дождём.

3. Перед капитаном простиралось ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ, неоглядное море.

4. Войска отступили и заняли ИСХОДНЫЕ позиции.

5. Сумерки ОБХВАТИЛИ всю станицу.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ширине ПЛЕЧЕЙ

ЗАЕЗЖАЙТЕ в восемь

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом 1) Существует множество произведений в мировой литературе, посвящённых женщине.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Виляя хвостом, собаки демонстрируют свою преданность хозяину.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Последовав примеру друзей, мой выбор пал на Италию.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) Нелли не только прекрасно играет на скрипке, но и на фортепиано.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) В романе аристократы показаны людьми, придающиеся праздности и порокам.
6) В 1909 году вся интеллигенция Москвы потребовали убрать трамвайные пути с Красной площади.
7) Многие здания Санкт-Петербурга являются памятниками архитектуры.
8) Именно благодаря рассказу «Каштанке» Чехова знают даже дети.
9) На тёмном предгрозовом небе звёзды то мигали слабым светом, то совсем исчезали.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр. бывать в печали, пр. целиться

бе. предельный, и. бежать

с. мкнуть, з. коренелый

во. хищаться, бе. полезный

по. вергнуть, о. давать

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

2. Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

3. Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

4. Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

5. Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (С)ЛЕВА, в нескольких метрах от изгороди, стоял КАКОЙ(ТО) незнакомый шалаш.

2. Замёрзли реки и озёра, да только (С)ВЕРХУ, а рыба вся (В)ГЛУБЬ ушла.

3. (В)ТЕЧЕНИЕ столетий люди ошибочно думали, БУД(ТО) бы воздух — это ничто.

4. По краям дороги (КОЕ)ГДЕ торчали деревья, казавшиеся (ИЗ)ДАЛИ крошечными, как побеги салата.

5. Организация перевела деньги (НА)СЧЕТ фирмы и договорилась (НА)СЧЁТ быстрого выполнения договора.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Улица была вымоще(1)а и чисто подмете(2)а, по её обеим сторонам достроились деревя(3)ые домики, окута(4)ые золотой пылью заката.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вдруг он ни с того ни с сего вскакивает.

2. Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

3. Один прыжок и лев на спине буйвола

4. Жидковатый чай и хлеб и масло казались Петру в этот вечер особенно вкусными.

5. В этом году море холодное и почти все пляжи пустынны.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Слабый свет солнца (1) догорая (2) повисал в воздухе (3) не доставая (4) до начавшей покрываться вечерними тенями (5) земли.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Говори же (1) когда ты сердита,

Все (2) что душу волнует и мучит!

Будем (3) друг мой (4) сердиться открыто:

Легче мир — и скорее наскучит.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я с нежностью вспоминал о нашем учителе физкультуры (1) который всегда ставил мне тройки с минусом (2) и о соседях (3) которые говорили (4) что я слишком громко хлопаю дверью (5) и вообще ни с кем не считаюсь.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг (1) я был бы неполон (2) но я назвал бы душевное здоровье (3) которое невольно переливается в читающего эти книги (4) и наполняет его.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

(1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.

(5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.

(6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

(8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

(9)Мать — короткий праздник на Земле.

(10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

(14)Мать — короткий праздник на Земле.

(15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.

(19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное. (24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?

(25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26) В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.

(29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

(33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.

(35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.

(36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

(39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно».

(42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально.

(44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

(По Ф. Искандеру *)

* Фазиль Абдулович Искандер (1929—2016 гг.) — советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

1. Внимание героя привлекла женщина с выражением необычайной скорби на лице.

2. Лицо мальчика было искажено от боли.

3. Женщина в аэропорту была намного старше героя.

4. Всю жизнь скорбь была главным выражением лица матери героя.

5. Герой опустился перед женщиной на колени и поцеловал её руку.

1. В предложениях 1-3 представлено повествование.

2. В предложениях 11-13 представлено рассуждение.

3. Предложение 31 поясняет содержание предложения 30.

4. В предложениях 26—28 представлено описание.

5. Содержание предложения 44 представляет собой вывод, следствие из предложений 39—43.

Из предложений 19-26 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Среди предложений 13—17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения.

«Фазиль Искандер с особым благоговением создаёт образ женщины-матери. Основным приёмом, организующим текст, является (А) _____ («скорбь» в предложениях 20, 24, 29, 39 и др.) Также автор использует (Б) _____ («хорошеньких, милых, красивых» в предложении 33) и (В) _____ (предложение 11). С помощью (Г) _____ (предложения 22, 24, 43) писатель приглашает нас к совместному размышлению над поставленными проблемами».

2) лексический повтор

6) односоставные предложения

8) риторические вопросы

9) риторическое восклицание

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Читайте также: