Как связать диплом с практикой

Обновлено: 28.03.2024

В соответствии с Учебным планом последний семестр подготовки студента -выпускника отводится на прохождение преддипломной практики, написание ВКР и ее защиту на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Таким образом, при подготовке отчета по преддипломной практике следует, прежде всего, ориентироваться на возможность последующего проведения завершающей аналитической обработки первичного информационно-статистического материала и нормативно-технической документации в целях подготовки ВКР.

Тема ВКР студента должна соответствовать направлению деятельности организации, в которой студент собирается проходить преддипломную практику.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, должны давать возможность использования материалов на практике, что может быть подтверждено соответствующим заключением руководителем преддипломной практики от организаций, осуществляющих деятельность в области сервиса.

Для успешного выполнения перехода от прохождения преддипломной практики к написанию окончательного варианта выпускной квалификационной работы необходимо активное и непосредственное участие студентов в работе предприятий, в ходе которой проводится самостоятельный анализ их организационно-экономической и административно-управленческой деятельности, собирается, обрабатывается и обобщается первичный материал, необходимый для подготовки дипломной работы.

Следует еще раз подчеркнуть, что перед выходом на преддипломную практику студент должен определиться с темой ВКР, согласовать структуру ее основных разделов с руководителем работы, представить данные о теме ВКР на кафедру.

Кроме того, целесообразно предварительно согласовать с организацией вопрос о прохождения преддипломной практики, заблаговременно оформить договор и заранее продумать подробный перечень вопросов, подлежащих изучению в период прохождения преддипломной практики, и согласовать его с руководителем практики. Так же необходимо иметь общее представление (концепцию) по исследуемой проблематике и заранее ознакомиться с методикой проведения анализа информации по выбранной теме.

В процессе прохождения преддипломной практики происходит уточнение представления студента по выбранной теме ВКР, строится ее развернутый план, вносятся коррективы в ее содержательную часть (приложение 1.5.).

По окончанию практики студент-практикант составляет отчет и вместе с дневником и характеристикой сдает его руководителю практики от вуза. В отчете должны содержаться сведения о проделанной работе в соответствии с программой практики.

Не следует включать в отчет общие теоретические и другие материалы описательного характера и заимствованные из учебников и методических пособий.

Следует еще раз отметить, что студенты специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» выполняют выпускную квалификационную работу в форме дипломного проекта.

Раздел 2.Методические указания по выпускной квалификационной работе

Порядок написания и защиты

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы включает следующие этапы:

1) выбор темы и составление плана ВКР (приложение 1.5.);

2) подбор литературных источников, анализ периодических изданий, практических материалов;

3) изучение требований к оформлению работы;

4) проведение исследовательской (аналитической) части выпускной квалификационной работы;

5) консультации с научным руководителем, специалистами-практиками. Составление окончательного плана работы;

6) написание и оформление выпускной квалификационной работы;

7) прохождение предзащиты;

8) получение отзыва и рецензии на работу;

9) подготовка наглядного материала;

10) разработка тезисов доклада для защиты;

11) защита выпускной квалификационной работы.

Организация научного руководства

Непосредственное руководство выпускной квалификационной работой студента осуществляет научный руководитель.

Научными руководителями могут быть преподаватели вуза, высококвалифицированные специалисты других организаций или учреждений (в первую очередь, с места прохождения студентом преддипломной практики).

В задачи руководителя входит следующее:

1. Методическая помощь студенту в выборе и формулировке темы выпускной квалификационной работы (приложение 1.1 (темы ВКР), заявление о выборе темы представлено в приложении 2.2.);

2. Подготовка задания для студента в рамках выбранной темы проекта (приложение 2.3);

3. Консультативная помощь в разработке плана выполнения работы (приложение 1.5.) и определении возможных методических приемов по проведению сбора данных, их анализу и проектированию решения управленческой проблемы;

4. Систематический контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с определенным на первом этапе графиком исследований и проектирования (приложение 2.4.);

5. Организация и проведение предзащиты выпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента к защите;

6. Определение качества выпускной квалификационной работы в форме отзыва (с оценкой) научного руководителя (приложение 2.5.) в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

Студент-дипломник не менее двух раз в месяц отчитывается перед руководителем о ходе выполнении заданий по исследованию и проектированию.

Кроме того, руководитель рекомендует дипломнику необходимые для анализа теоретические источники информации (в том числе учебную и научную литературу, статистические данные и пр.); проводит установленные графиком консультации, поддерживает связь с предприятием (или организацией), по материалам которого студент пишет выпускную квалификационную работу; читает и корректирует по мере готовности отдельные главы работы, оценивает содержание выполненной работы, как по частям, так и в целом, информирует кафедру в случае несоблюдения студентом установленного графика; даёт отзыв на представление работы к защите.

Требования к выпускной квалификационной работе

К выпускной квалификационной работе менеджера предъявляются следующие основные требования:

- аргументация актуальности темы, ее теоретической и практической значимости для развития исследуемого объекта и аналогичных объектов в условиях современного рынка;

- полнота раскрытия темы;

- достоверность используемых данных;

- актуальность и логичность применения различных методов, включая экономико-математические методы и информационные технологии;

- самостоятельность и комплексность в организации исследования и проектирования решения конкретной проблемы;

- самостоятельность в процессе систематизации теоретических, методологических и иных концепций, предлагаемых учеными и практическими специалистами в рамках избранной темы;

- предложение конкретного проекта решений с аргументированным обоснованием выводов, представляющих научный и практический интерес с обязательным использованием данных о деятельности объекта исследования;

- применение при решении проблемы действующих законодательных актов РФ, учет международных и межправительственных решений и согласований, действующих локальных нормативных актов, положений, инструкций, стандартов и др.;

- ясное, логическое и грамотное изложение результатов исследования, грамотное оформление работы в целом.

Вместе с тем перечисленные требования к выпускной работе не исключают творческий подход к решению проблемы объекта исследования.

Оригинальность проекта является одним из основных критериев оценки качества выпускной квалификационной работы.

Подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы. Выбор темы

Подготовка выпускной квалификационной работы должна вестись с начала лекционных курсов при обсуждении проблем и вопросов на семинарских и практических занятиях, при подготовке докладов и выступлений на научных студенческих конференциях, рефератов, курсовых работ и контрольных заданий, на индивидуальных консультациях с преподавателем.

В выборе темы, освоении методов проведения научных исследований большую помощь студенту оказывают руководитель выпускной квалификационной работы, а также преподаватели, ведущие лекционные и практические занятия.

При выборе темы студент должен исходить из перечня разработанных и предложенных тем, но учитывать конкретные условия и проблемы на объекте (предприятие, фирма, организация), по материалам которого пишется работа.

О выбранной теме ставится в известность заведующий кафедрой: подается заявление с просьбой утвердить тему и назначить руководителя выпускной квалификационной работы (бланк заявления представлен в приложении 2.2.)

Издается приказ директора филиала СПб ГЭУ о закреплении за студентами тем выпускных квалификационных работ и научных руководителей.

1. Студент может предложить свою тему выпускной квалификационной работы с необходимым обоснованием ее разработки.

2. В процессе выбора темы по согласованию с научным руководителем возможна ее корректировка.

3. Не разрешается выполнять выпускную квалификационную работу на одну и ту же тему по материалам одной и той же организации двум и более студентам.

2.5.Подготовка плана работы и подбор источников

План выпускной квалификационной работы разрабатывается студентом при участии научного руководителя (пример в приложении 1.5.) на организационном этапе подготовки ВКР.

План должен отражать основную идею выпускной работы. Количество глав и параграфов строго не регламентируется, но зависит от требования к содержанию и объему работы в целом. Общий объем работы должен составлять не менее 80 и не более 100 машинописных страниц (без учета списка литературы и приложений).

При составлении плана следует учесть общую тематику работы.

Примерная структура плана может быть представлена следующим образом:

Глава 1. Теоретическая (теоретико-методологическая)

Глава 2.Практическая (аналитическая)

Глава 3. Проектная (рекомендательная)

При составлении плана следует определить:

1) цель и задачи работы,

2)согласно намеченным целям дать наименование каждой главы (отражающее содержание главы);

3) продумать структуру каждой главы, определить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут изложены в конкретной главе.

Первоначальный вариант плана работы должен быть составлен после утверждения темы.

Рабочий план, принятый к исполнению, скорее всего, будет корректироваться из-за получения дипломником детальных сведений о развитии исследуемого объекта, также могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане работы должны согласовываться с научным руководителем.

Окончательный вариант плана работы утверждается научным руководителем и представляет собой содержание ВКР, рекомендуемого к защите.

Подбор источников данных (учебной и научной литературы, статистических обзоров и пр.) следует начинать сразу же после выбора темы.

При изучении теоретических источников рекомендуется:

- начинать с исследования теоретических аспектов темы, желательно рассматривать не только учебную, но и монографическую литературу, а также журнальные статьи и различные нормативные материалы (нормативные источники – только действующие редакции!);

- проводить систематизацию собираемой информации в соответствии с планом (параграфами) работы;

- не следует осваивать всю информацию, изложенную в источнике, а отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к разделам работы;

- сразу правильно оформлять ссылки на собираемые материалы;

- при отборе фактов из источников нужно подходить к ним с критической позиции;

- не злоупотреблять цитированием источников (уникальность текста работы должна составлять не менее 80%).

При подборе фактического (статистического) материала рекомендуется:

- использовать данные о деятельности базового объекта за период 2-3 предшествующих года (представить копии документов в приложении к работе);

- изучить имеющие отношение к теме работы различные инструктивные и нормативные документы, регламентирующие деятельность объекта, (представить копии документов в приложении к работе);

- определить достоверность и достаточность материалов для подготовки и защиты результатов выпускной квалификационной работы.

Для ВКР рекомендовано использовать не менее 60 источников информации, из них не менее 15% - нормативные источники.

Дипломная работа – это не просто логическая точка в процессе обучения в вузе. Это своеобразный рубеж, переходя через который вчерашний студент становится профессионалом. От выбора темы зависит многое:

  1. Насколько трудоемкими будут написание и последующая защита.
  2. Какого рода материал понадобится для практической части.
  3. Будут ли новыми и полезными предложения проектной части (если таковая имеется).
  4. Пригодится ли эта работа в будущем или будет выполнена, потому что так надо.
  5. Заложит ли она путь в исследовательский мир или, наоборот, навсегда закроет в нее дверь.

Поэтому не стоит тыкать пальцем в небо (точнее, в список потенциальных тем). Лучше продумать все заранее и принять взвешенное решение, ориентируясь на собственные выгоды.


Правила выбора направления

Как правило, дипломные работы пишутся по теме в рамках одной из профессиональных дисциплин. Изучают их на предпоследнем и последнем курсах. Так что с первых семестров вряд ли удастся принять решение. Но после «экватора» можно уже браться за подбор темы основательно.

Полезно раздобыть учебный план (попросить в деканате, позаимствовать у старшекурсников, скачать на сайте вуза), чтобы видеть все профессиональные дисциплины перед глазами. Предлагаем рассортировать их по квадратам такой матрицы.

Интересные и легко мне даются (1) Интересные, но сложно мне даются (2)
Легко мне даются, но неинтересные (3) Неинтересные и сложные (4)

Как в них ориентироваться:

  1. Стремимся к первому квадрату.
  2. Ко второму квадрату прибегнем, если найдется идеальный дипломный руководитель, но далекий от дисциплин первого квадрата.
  3. Третий квадрат оставим на всякий случай.
  4. Четвертый квадрат мы в рассмотрение не берем.

Вспоминая студенческие годы, я для себя распределила бы их так (у меня была специальность «Экономика и управление»). Для ровного счета возьмем по 5 дисциплин для каждого квадрата.

  1. Финансы и кредит
  2. Менеджмент
  3. Маркетинг
  4. Хозяйственное право
  5. Финансовый менеджмент
  1. Экономическая оценка инвестиций
  2. Бухгалтерский учет
  3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
  4. Организация и методика аудита
  5. Социальное и экономическое прогнозирование
  1. Экономика предприятия
  2. Налогообложение предприятия
  3. Управление качеством
  4. Логистика
  5. Производственный менеджмент
  1. Информационные технологии в экономике
  2. Статистика
  3. Планирование на предприятии
  4. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии
  5. Экономико-математические модели в экономике

Возможность использовать имеющийся материал

После того как мы разобрались с личными приоритетами, следует подумать, как можно облегчить себе задачу в теоретической части. Курсовые работы по профессиональным дисциплинам, как правило, перекликаются с темами диплома.

Сравните список тем дипломных работ, который представит вам кафедра, со списками тем курсовых работ. Вряд ли вы найдете что-то принципиально новое – то, что не предлагал ни один преподаватель ранее. Возможность использовать готовый материал подразумевается изначально.

Имеющиеся наработки можно оценить по следующим критериям:

  1. Интерес лично для вас. Писать приходилось и по ненавистным дисциплинам, и по вполне занимательным. Вторые откладываем в отдельную стопочку.
  2. Полученная оценка. Допустим, защитить работу как следует не удалось на более низком уровне (перед одним преподавателем). Пытаться вытащить ее на более высокий уровень – государственной аттестационной комиссии – нет смысла.
  3. Качество материала. Вспомните, писали вы работу сами, компоновали из нескольких чужих или вовсе сдавали готовую. Для диплома подойдет только первый вариант. Проверка на Антиплагиат сейчас обязательна.

Вот и еще одна причина заняться выбором темы выпускной работы заранее. К примеру, на третьем курсе вы обнаружили, что ваши «курсовики» непригодны для дальнейшего использования. У вас еще будет время взяться за ум и написать качественные работы в оставшееся время.

Выбор дипломного руководителя

Успешность защиты зависит не только от стараний самого студента, но и от качества помощи наставника. Отличнику он даст ценные советы, хорошиста направит в нужное русло, а троечника дотянет до финиша.

При анализе преподавателей стоит обратить внимание на такие характеристики:

  1. Личные взаимоотношения. Вам с этим человеком работать сообща. Вы надеетесь на помощь от него, а ему предстоит вложить в вашу работу время, интеллектуальную энергию, а, возможно, и душу. Поэтому отметаем и тех, кто недолюбливает вас, и тех, кого не переносите на дух вы.
  2. Владение интересующими вас дисциплинами. Если самый лучший, на ваш взгляд, преподаватель читает общеобразовательные дисциплины, вашему диплому это никак не поможет.
  3. Опыт работы с вами. Обратите внимание на тех, с кем вы уже готовили какие-то материалы. Так вы будете иметь представление о том, какой вклад готов внести руководитель в вашу работу, что его больше интересует – содержание или оформление. Да и вообще лучше пройти небольшой «тест-драйв», чтобы понять, сработаетесь ли вы в принципе.
  4. Занятость. Узнайте заранее, готов ли симпатичный вам педагог заниматься дипломниками в принципе. Возможно, у него есть работа по совместительству, маленький ребенок или защита докторской на подходе.
  5. Количество дипломников. Одни преподаватели рады любому количеству подопечных, другие ставят лимит на их число.
  6. Популярность. Если не только вы стремитесь попасть к конкретному доценту или профессору, есть риск просто не успеть «застолбить место». Поэтому договоритесь с ним как можно раньше.

Не забудьте и о своих личных пунктиках. И студенты, и педагоги – это, прежде всего, люди. И у них могут быть свои особенности, способствующие или мешающие совместному труду.

Когда я выбирала дипломного руководителя, у меня на примете было 4 кандидатуры. Они мне нравились и как люди, и как преподаватели, а по дисциплинам попадали во все квадраты, кроме четвертого.

С двумя из них у меня был удачный опыт подготовки научно-практических статей. Это сузило круг. В итоге я выбрала ту, чей предмет попал в первый квадрат. Парадокс: работала она в университете только один день в неделю, но дипломников из года в год набирала больше всех. Вот такой талантливый ученый.

Связь с практикой

Эта часть рекомендаций адресована тем студентам, кто проходит практику честно и добросовестно. Особенно стоит обратить внимание на то, что вы собрали на производственно-профессиональной и преддипломной практиках.

На преддипломную практику многие отправляются уже с утвержденной на кафедре темой выпускной работы. Поэтому основная надежда – на производственную. Единицам удается почерпнуть что-то полезное на ознакомительной, но попробовать стоит.

Как связать результаты практик с будущей темой диплома:

  1. Проанализируйте всю документацию, которую вам удалось получить.
  2. Перечитайте инструкции, которые давали вам наставники.
  3. Подумайте, какие материалы отчетов можно использовать в качестве расчетной части дипломной работы (или хотя бы ее параграфа).
  4. Вспомните, чем конкретно вы занимались. Возможно, что-то не вошло в отчет, но сможет придать вес практической части дипломной работы.

Собственно, на выбор темы существенно влияют итоги ваших исканий по третьему и четвертому вопросу.

Если к полноценному рабочему процессу вас не допускали, не отчаивайтесь. Удалось добыть хотя бы какие-то документы – основа уже есть. Но в таком случае вас ждут усиленные размышления о том, что из имеющихся бумаг можно вытянуть.

Во избежание пустых раздумий рекомендуем поискать примерное содержание расчетных глав дипломов на заинтересовавшие темы. Посмотрите как сами тексты, так и списки использованных источников. Так вы сориентируетесь в документах, на которые опирались ваши предшественники, и поймете, в каком направлении двигаться вам.

Связь с будущей профессией или местом работы

Эта часть адресована тем, кто за годы учебы не разочаровался в выбранной специальности. Вы поняли, что это действительно то, чем вам хочется заниматься в жизни? Нужно использовать такой шанс. Ваш диплом будет написан не для галочки, а для использования в будущей работе.

Начните с организации, где проходили практику. Наберитесь смелости и заведите разговор с кем-нибудь из руководства (хотя бы с начальником отдела). Поинтересуйтесь такими вопросами:

  • чего ожидают от молодых специалистов в целом;
  • какие пробелы видны сегодня и необходимы к устранению в ближайшем будущем;
  • какие нововведения в работе планируются;
  • какие направления деятельности нуждаются в усовершенствовании;
  • интересуют ли руководство исследования молодых специалистов;
  • если да, то какие проблемы – в приоритете.

По ответам на эти вопросы вы сформируете довольно определенную картину. Станут понятны потребности организации и ваши перспективы в ней. Если вы готовы решать имеющиеся проблемы, вас будут рады видеть в штате.

Поэтому решите хотя бы одну проблему в своем дипломном проекте:

  • проанализируйте ситуацию;
  • предложите пути улучшения или даже спасения;
  • просчитайте выгоду в краткосрочной и долгосрочной перспективе (если это возможно);
  • советуйтесь с руководителем, который пошел с вами на контакт, в процессе написания работы.

Не забудьте потом презентовать результаты исследования в организации. Тогда дипломный проект станет не просто выпускной писаниной, а первой ступенькой к карьерному росту.

От курсовой до диссертации

Наконец, советы для тех, кто намерен посвятить себя исследовательской деятельности. Известны случаи, когда на успешной защите диплома звучали комплименты, вроде «Вот начало будущей диссертации». И это не просто красивые слова.

В науке приветствуется преемственность:

  • качественная курсовая ложится в основу дипломного проекта (об этом мы уже говорили выше);
  • диплом, в свою очередь, становится основой для магистерской диссертации ;
  • магистерская обогащается новизной и расширяется до кандидатской;
  • по материалам кандидатской формируется новое направление – здравствуй, докторская!

Конечно, так бывает не всегда и не у всех. Но попробовать стоит, особенно если вы сможете найти такую тему, которой будете готовы посвятить не пару ночей, а годы своей сознательной жизни.

Учитывать стоит такие различия:

  • умение работать с фундаментальными источниками;
  • привычка писать самостоятельно, без плагиата;
  • правильное оформление цитирования.
  • оригинальное мышление;
  • умение эффективно использовать теоретический материал в своих разработках.
  • самостоятельность суждений;
  • способность доказывать правоту одних авторов и спорить с другими;
  • умение находить новое и развивать его.

2. Пишем о том, о чем уже сказано много, но с принципиально новой точки зрения.

Диплом – это своеобразный промежуточный этап. И если вы планируете использовать его материал в дальнейшем, ориентируйтесь на новизну сразу. Советуйтесь с дипломным руководителем – он ведь практикующий ученый. Вам повезет, если он относится к какой-либо научной школе и будет готов вести вас дальше в конкретном проблемном поле.

Признаки идеальной темы диплома

Подводя итоги, представляем подробный чек-лист. Он поможет всесторонне оценить выбранную проблематику и принять окончательное решение – подавать заявление на утверждение или подумать еще. Вот наши критерии:

  1. Интерес лично для вас.
  2. Понятность в плане теории и практики.
  3. Наличие теоретических заготовок в виде курсовых работ.
  4. Наличие практических наработок в виде отчетов по практике.
  5. Соответствие профилю желаемого дипломного руководителя.
  6. Возможность использовать в профессиональной деятельности.
  7. Востребованность специалистами-практиками.
  8. Научная новизна (хотя бы в зачатке), позволяющая проводить дальнейшие – более глубокие – исследования.

Если вы обнаружили совпадения по 7-8 пунктам , считайте, что вы нашли и свое место в жизни. Вы точно знаете, чем хотите заниматься, и готовы работать в этом направлении. Смело принимайтесь за труд.

Соблюдено 5-6 условий? Можете не сомневаться, что диплом вы защитите. Но стоит взвесить еще раз, готовы ли вы трудиться над тем, что вряд ли пригодится в жизни.

Ну а если совпало менее 4 пунктов , вероятно, с темой вы промахнулись. От ее разработки не только не будет пользы. Вы можете нажить себе проблем как в процессе написания, так и на защите. Так что лучше попробуйте другие варианты.

Также рекомендуем прочитать

Высшее образование vs. Онлайн-курсы: что актуально в XXI веке

Благодаря интернету мы все чаще встречаем истории людей, бросивших надоевший университет и с успехом погрузившихся в карьеру, а также онлайн-курсы, которые обещают интересную работу и огромные заработки уже после нескольких месяцев обучения. Значит ли это, что классическое высшее образование изживает себя, и теперь для работы достаточно окончания парочки онлайн-курсов? Мы решили разобраться в этом вопросе, и сегодня рассуждаем о ценности классического и онлайн-образования.

«Уже не бедный»: скидки и бонусы для студентов

Бессмертное выражение «бедный студент» постепенно теряет свою актуальность. Сегодня перед обладателями студенческих билетов открывается множество возможностей получать бонусы и скидки. Но пользуются ли студенты этими преимуществами, точнее, знакомы ли они со всеми экономическими выгодами студенчества? В этой статье делимся находками в мире скидок.

Как студенту сделать отличную презентацию

В этой статье мы расскажем, как сделать презентацию действительно крутой: какие правила помогут при подготовке презентации, при чем тут сторителлинг и, так и быть, как создавать классные слайды (но никаких горячих клавиш и описания функций). В заключении мы собрали несколько лайфхаков о том, как вести себя во время выступления (и куда прятать дрожащие руки).

Преддипломная практика – важная часть учебного процесса, позволяющая студенту качественно подготовиться к написанию и защите своего научного исследования. Для того чтобы успешно пройти этот этап учебной деятельности студент должен знать о его особенностях, общих для разных факультетов и специальностей.

Что такое преддипломная практика?

Преддипломная практика

Для чего нужна преддипломная практика?

Преддипломная практика – подготовительный этап дипломной работы, во время которого автор диплома должен собрать исходные данные для своего исследования.

В некоторых методичках преддипломная практика определяется как завершающий этап обучения студентов. Но как бы ни называли этот процесс, суть его остается той же: на протяжении практики студент должен собрать материалы для исследования, а также получить и закрепить навыки написания работы.

Сроки и место прохождения преддипломной практики

Традиционно на прохождение преддипломной практики вузы выделяют 7-8 недель. Приблизительно 384 часа из этих двух месяцев студент должен посвятить практической деятельности, связанной с его исследованием.

Сроки могут варьироваться в зависимости от:

  • «пожелания» вуза, факультета, кафедры;
  • специфики специальности;
  • особенностей учебного и календарного плана.

Место прохождения преддипломной практики зависит от специфики темы дипломной работы, а также интересов студента. Чаще всего базой практики является предприятие или организация, а иногда само учебное заведение.

Кто руководит преддипломной практикой?

Руководитель преддипломной практики

Кем назначается руководитель производственной практики?

Руководство преддипломной практикой обычно закрепляется за выпускающей кафедрой. Она должна обязательно разработать методические рекомендации в соответствии с особенностями специальности студентов, темами их дипломных работ.

Как правило, на кафедре назначается преподаватель (значительно реже – два), который отвечает за прохождение студентами практики, к нему можно обращаться с вопросами по поводу практики. Также контроль над практической деятельностью студента осуществляет представитель предприятия или организации, которая является базой практики.

Нужно также помнить о том, что кроме руководителя практики, важную роль играет и куратор дипломного исследования. Он должен утвердить и выдать задания на преддипломную практику, а также проводить консультации для своих дипломников.

Что нужно сделать студенту во время преддипломной практики?

Что нужно сделать во время преддипломной практики

Процесс прохождения преддипломной практики.

На протяжении практики студент должен обязательно выполнить такие задачи:

  • окончательно выбрать и утвердить тему будущего исследования;
  • подобрать и изучить материалы для использования и интерпретации их в своей работе;
  • ознакомиться с особенностями производства предприятия, его организацией;
  • провести нужные исследования для практической части дипломной работы (например, психологические тесты, анкетирования – для научных работ по социологии, психологии; контрольные работы, срезы – для будущих педагогов, работы которых имеют методическую направленность);
  • систематизировать полученные результаты, для того чтобы дальше с ними было удобно работать;
  • составить план написания дипломной работы и согласовать его со своим руководителем;
  • написать отчет преддипломной практики.
  • вести наблюдения за рабочим процессом на месте практики;
  • изучить нормативную базу предприятия и сделать соответствующие выписки;
  • прослушать лекции опытных специалистов конкретной специальности;
  • регулярно консультироваться у руководителя практики;
  • принимать участие в рабочем процессе.

Выполнение перечисленных задач – залог отличных результатов преддипломной практики, которые часто помогают студенту начать свою карьеру.

Как влияет прохождение преддипломной практики на защиту диплома?

Влияние результатов преддипломной практики на защиту диплома

Будет ли иметь последствия прохождение преддипломной практики и ее влияние на дальнейшую защиту?

Прохождение преддипломной практики – это не только основа получения профессиональных навыков, сбора данных для дальнейшей работы, это еще и залог допуска к защите уже готовой дипломной работы.

Если студент не прошел практику и в его зачетке красуется неуд, к дальнейшей работе над дипломным исследованием и его защите учащегося не допускают. Кроме того, невыполнение программы практики без уважительных причин грозит отчислением из вуза.

Советы по организации преддипломной практики

Для того чтобы пройти преддипломную практику легко, без проблем и с пользой для себя, студент должен правильно организовать свою деятельность. Для этой цели лучше всего использовать индивидуальный план (его не нужно утверждать у руководителя, так как он будет составлен только для систематизации вашей работы). В такой план стоит внести следующие пункты:

  1. Консультация у куратора дипломной работы с целью точного определения темы диплома (это позволит точно определить дальнейшие действия).
  2. Определение места прохождения практики с учетом выбранной темы (здесь тоже нужно посоветоваться со своим научным руководителем).
  3. Ознакомление с особенностями рабочего процесса выбранного места практики, на данном этапе нужно ознакомиться и с нормативной базой предприятия.
  4. Выполнение доверенной работы и сбор нужных материалов для исследования, обсуждение их с руководителем.
  5. Завершающий этап практики, который предполагает составление отчета и его защиты (если это требуется кафедрой).

Перед составлением плана действий обязательно прочтите методичку, предлагаемую кафедрой.

Преддипломная практика – это важный этап написания диплома, который очень влияет на дальнейшую работу над исследованием, поэтому к ней нужно относиться серьезно и приступать с вдохновением.

С примером прохождения преддипломной практики и изучения международного рынка нефти МСФО, СНС вы можете ознакомиться, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Преддипломная практика является обязательной составляющей учебного процесса любого ВУЗа. Данное мероприятие принято считать достаточно эффективной формой обучения, позволяющей подготовить студента к реальной профессиональной деятельности, ведь именно здесь учащийся высшего учебного заведения сможет применить все свои теоретические знания, полученные за долгие годы обучения в университете, на деле.

Преддипломная практика, как можно догадаться из названия, является предшествующим этапом к написанию дипломного проекта. Именно поэтому крайне важен выбор тематики преддипломной практики, которая станет основополагающей проблематикой в будущей работе студента.

Как формируется тема преддипломной практики?

Выбор темы преддипломной практики

Процесс выбора темы преддипломной практики

Тема преддипломной практики напрямую зависит от специальности, которую получает студент. Учащиеся педагогических ВУЗов проходят ее в учебных заведениях, медицинских – в больницах и поликлиниках, экономических – в банках и на фирмах, имеющих соответственную направленность, и т.д.

Обычно кафедры имеют договоренности с предприятиями, деятельность которых максимально приближена к специальности, изучаемой студентами. Бывают случаи, когда после удачного прохождения практики, учащиеся ВУЗов получают рабочее место в организациях, которое согласились принять их на время практических мероприятий.

Как правило, материал, собранный во время прохождения практических мероприятий, становится основой второй главы диплома, а это значит, что тематика преддипломной практики должна совпадать с тематикой будущего проекта.

С выбором темы студенту обычно помогает преподаватель, назначенный ему в качестве научного руководителя. Он предоставляет учащемуся высшего учебного заведения полный список имеющихся вариантов, и они вместе останавливаются на одном из них.

Если студент не определился вовремя с темой преддипломной практики, которая в последствии станет основой содержания самого диплома, преподаватель назначит ее самостоятельно. Это не лучший поворот событий, так как доставшийся вариант может оказаться не близка и не интересна студенту. Следовательно, выбрать тематику практических мероприятий стоит как можно раньше.

Советы по выбору тематики преддипломной практики

Рекомендации по выбору преддипломной практики

Советы для тех, кто выбирает тему преддипломной практики

Чтобы облегчить себе задачу и не ошибиться при выборе темы, студенту стоит учитывать следующие факторы:

  • насколько глубоки его теоретические знания в том или ином направлении и насколько оно ему интересно;
  • актуальность темы, ее реальная применимость на деле в условиях современности;
  • широта выбранной тематики, количество исследований, проведенных ранее по этому вопросу.

Выбор темы преддипломной практики тесно связан с предстоящим написанием дипломной работы. Определяясь с вопросами, которые будут рассмотрены в проекте, необходимо учитывать, насколько изученным является направление на данный момент. Отдавая предпочтение слишком «заезженному» вопросу, сложно внести что-то новое и получить за работу наивысшую оценку.

Выбирая вовсе неизученную тему, достаточно сложно написать диплом, да и во время преддипломной практики не удастся собрать необходимый объем материала. Лучше всего остановиться на какой-либо актуальной тематике, по которой можно найти достаточное количество литературы, но которая не успела приесться на кафедре.

Чтобы прохождение преддипломной практики не было утомительным и мучительным, учащемуся ВУЗа стоит выбрать тему, которая максимально приближается к сфере его интересов.

Если выбранный вопрос кажется скучным самому студенту, то у него практически нет шансов составить качественный отчет по практике и написать дипломную работу на достойную оценку. Так что, не стоит недооценивать значение личного отношения студента к тематике практических мероприятий.

Выводы

Тема преддипломной практики

Требования к выбору темы преддипломной практики

Определение темы преддипломной практики – крайне важный момент для студента любого ВУЗа, так как эта же тематика станет основой его будущего дипломного проекта.

Сделав правильный выбор, студент может обеспечить себе высокую оценку за работу и, наоборот, отдав предпочтение неверному направлению, легко столкнуться с массой проблем при написании проекта.

Основными требованиями к теме преддипломной работы являются уровень знаний студента в данной сфере, его заинтересованность проблемой, актуальность вопроса, наличие достаточного количества научной литературы по заданной тематике, которой учащийся высшего учебного заведения сможет пользоваться при составлении диплома.

Правильный и своевременный выбор тематики практических мероприятий поможет студенту с предстоящим написанием дипломной работы. При необходимости с вопросом выбора темы практикант может обратиться к своему научному руководителю.

Пример прохождения преддипломной практики с перспективой на дальнейшее трудоустройство вы можете увидеть в данном видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Студенты во время учебы часто направляются в разные организации для прохождения практики. Цель данного процесса заключается в изучении экономического состояния или других характеристик предприятия. Действия, выполняемые учащимися, зависят от получаемого образования. Практика позволяет проявить инициативу, компетентность и гибкость будущих специалистов. Она может быть учебной, производственной или преддипломной. Чем отличается производственная практика от преддипломной, какая у них длительность прохождения, какие навыки должны получить студенты в результате.

Виды практик

Отличия заключаются в назначении, а также цели проведения. Учебная стажировка требуется для ознакомления с предприятием, поэтому организуется на первых этапах учебного процесса. Но более значимыми считаются производственные и преддипломные стажировки.

Учебная практика

К ее особенностям относится:

  • организуется для студентов, которые учатся на 2 или 3 курсах;
  • место для проведения ищется учащимися самостоятельно или предоставляется вузом;
  • цель заключается в укреплении знаний, которые получены в процессе обучения, а также в приобретении умений по сбору и анализу данных;
  • во время такой стажировки учащиеся знакомятся с характеристиками предприятия на основании выбранного профиля.

В самом начале проводится инструктаж, а также экскурсия, поэтому студенты получают сведения о характере деятельности, сроке функционирования и правилах работы. Во время стажировки они выполняют задание от научного руководителя. Обычно для этого анализируется экономическое состояние компании, составляется ее характеристика или выполняются другие действия.

Внимание! В конце учащиеся составляют отчет по практике, а также передают дневник, который заполняется ежедневно.

Она предлагается для студентов старших курсов. Цель ее проведения заключается в закреплении знаний и изучении своей специальности. Во время стажировки учащиеся могут проявить себя в качестве ответственного специалиста, получив возможность устроиться на работу после окончания учебного заведения.

Производственная практика

Во время такой стажировки учащиеся уже обладают нужными знаниями, чтобы справляться с задачами по своей профессии. Они общаются с работниками предприятия, выполняют поручения от директора, а также выполняют план, полученный от куратора. Учащиеся осуществляют задачи:

  1. знакомятся с правовой структурой фирмы;
  2. анализируют систему управления;
  3. рассчитывают экономические коэффициенты;
  4. получают данные о работе каждого подразделения или отдела.

Внимание! Производственная практика дает учащимся реальные навыки для будущей работы.

Она организуется в компании, по которой будет писаться диплом, поэтому деятельность фирмы должна соответствовать выбранной теме. Учащийся собирает многочисленные данные о фирме, позволяющие проанализировать ее состояние, выявить проблемы и разработать план, дающий возможность повысить прибыль.

Знания, полученные во время стажировки, пригодятся человеку во время будущей рабочей деятельности.

Читайте также: