Как связать историю и географию

Обновлено: 28.03.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Статья учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 10» г. Ангарска

Судаковой Натальи Геннадьевны

«Интеграция истории и географии

как фактор успешности личности в процессе образования»

Подходы к современному уроку предполагают использование различных методов, форм и технологий обучения. Целью данных подходов служит формирование у обучающихся универсальных учебных действий, высокой предметной мотивации, практически применимых, полезных знаний и навыков. Подрастающему поколению быть мобильным, способным к сотрудничеству, ориентируемым на самостоятельное получение опыта позволяют новые учебные программы в рамках ФГОС. Они предъявляют качественно новые требования как к структуре современного урока, так и к его содержанию.

Современные учебные дисциплины включают в себя не только межпредметные связи, но и использование метапредметных технологий и приемов. Посредством синтеза гуманитарных, естественных и точных наук осуществляется получение учащимся полных знаний, необходимых компетенций и результатов. Одной из учебных дисциплин, тесно сотрудничающей с другими областями, является история. Она детально рассматривает все сферы общественной жизни не только в контексте прошлого, но и будущего развития человечества. В своих исследованиях историческая наука опирается на достижения в области биологии, химии, математики, физики, и иных наук. Особо стоит отметить связь истории с географией. На данных уроках, а также на обществознании рассматриваются смежные вопросы, уточняются знания, выявляются проблемы. При этом, не смотря на использование каждой учебной дисциплиной различных методик, актуализации конкретных тем, выполняется задача установления метапредметных связей и результатов обучения. Учебные предметы должны сформировать у школьников представление о смежности различных областей, о единстве мира, о возможности использовании всяческих подходов для его изучения. В таком понимании каждая научная дисциплина существует не отдельно, а дополняет другую, предлагает иной взгляд на познание общих сфер. Поэтому взаимодействие истории, обществознания и географии позволяют с различных сторон осветить многие вопросы, в полной мере применить на практике многообразие типов уроков, форм и методов обучения.

Мною, как и многими учителями, активно используются географический анализ, сравнительные приемы при рассмотрении различных социально-экономических, политических явлений с учетом географического фактора. Такая интеграция гуманитарных и естественных дисциплин позволяет вовлечь любого учащегося в учебный процесс, сделав его увлекательным, разработать индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрыв его творческий потенциал. «Скучная» и сложная для восприятия история становится более понятной и поддается изучению с различных сторон, в том числе с использованием приемов наук естественного цикла.

Заимствования из географии, установление связей с данным предметом может осуществляться на уроках различных типов: от изучения нового материала, закрепления знаний, до контроля, оценки, обобщения и систематизации знаний. При этом темы могут быть разнообразными и во многих из них возможно применение географических знаний. Обратимся к конкретным примерам сочетания методов, приемов, видов работ:

- Словесные методы. При изучении войн (например, Римской империи), освоении тем, связанных с расширением русских территорий (поход Ермака), учащиеся оставляют конспект темы, план ответа, обобщают итоги, участвуют в беседе по итогом территориальных приобретений. Здесь может применяться работа в парах, взаимопроверка знаний (как правление русских князей, императоров связана с изменением границ государства), перекрестный опрос. Данные виды работ развивают речевые навыки учащихся, коммуникативные, аналитические способности.

- Наглядные методы предполагают широкое использование цифровых образовательных ресурсов, дидактических материалов, технических средств обучения. В первую очередь это работа с картой. При этом исследуется не только историческая карта, на которой рассматриваются основные события, передвижения войск и иное, но и историческое пространство, напрямую связанное с географическими особенностями изучаемого периода. Здесь ребята могут ссылаться на природно-климатические аспекты, применять знания из различных областей географии (состояние ландшафта, природных зон и др.). Поэтому ученики легко усваивают причины проигрыша Наполеона при походе на Россию («господин Мороз»), краха испанской Непобедимой армады у берегов Англии (шторм). Дополнительные знания увлекают учащихся, стимулируют их на поиск интересной информации. Иллюстрации с географическим подтекстом также способствуют развитию мотивации ребят, формируют у них навыки критического и проблемного мышления. Например, изучив темы борьбы Руси с кочевыми народами, анализируется работа Васнецова «Апофеоз войны». Обучающие устанавливают связь не только с пророческими словами художника, но и, ссылаясь на картину, определяют причины и итоги войн (отсутствие постоянных границ, ассимиляция народов, большое количество жертв), отмечают последствия данных событий для мировой и отечественной истории (появление новых государств, миграция населения на евразийском континенте и др.).

В целом для более точного понимания истории того или иного государства необходим комплексный подход. Например, при исследовании Франция начала XIX столетия рассматриваются особенности социально-экономического, политического развития, этнический, конфессиональный состав населения. Последние вопросы тесно связаны с этнологией, религиоведением, что зачастую определяется географическими особенностями. Появление народов, верований, традиций, хозяйственного уклада, во много зависит от занимаемой местности, полезных ископаемых, состояния биосферы. Поэтому, имея всестороннее представление о Франции начала столетия, учащиеся могут определить причины франко-германских войн (из-за Эльзаса и Лотарингии), предположить обострение межнационального вопроса в будущем (негативные последствия политики толерантности). В данном случае ребята усваивают связь прошлого с нынешними событиями, могут прогнозировать будущее как изучаемого государства, так и мира в целом.

Знания географии, территориальных приобретений необходимы в ходе изучения внешней политики. Здесь мы говорим о политологии, как смежной дисциплины, изучающей влияние географических факторов на внутри- и внешнеполитический курс государства. Это помогает проследить этапы изменения территориальных границ, выявить национальные приоритеты государств, специфику войн и современных международных отношений.

- Практические методы обучения разнообразны. Это упражнения (найти на карте город, ранее называвшийся Кенигсберг), практические работы (составить таблицы по территориальным изменения в Европе после Первой мировой войны), работа с контурной или нарисованной картой (в цвете указать 10 Сталинских ударов). При чем данные методы в большей степени способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся, повышению их самооценки, ориентируют на достижение успеха. Различные виды работы, применяемые в рамках традиционных и инновационных уроков, позволяют привлечь к деятельности практически всех ребят. Урок-путешестивие (по следам Колумба. ), актуальное интервью (изложение расовой теория от имени Гитлера), игра «Следствие ведут знатоки» (расследование репрессий 1937 г.), урок-конференция (встреча представителей серверного и итальянского Возрождения), урок-фантазирования (что было бы, если Смута закончилась утверждением европейцев на русском престоле), ролевая игра (воспроизведение событий Северной войны), урок-викторина (обобщение знаний о Холодной войне) и др.

Интеграция с географией четко прослеживается и на уроках обществознания. В рамках изучения формы государства, мировой экономики, форм и видов бизнеса, экономических процессов на макро уровне, демографической ситуации, национальной политики не обойтись без опоры на экономическую географию, статистические данные о народонаселении и миграционных потоках. Всё это закрепляет ранее изученный материал, позволяет применять полученные знания в любой предметной области.

Особо следует отметить, что взаимодействие гуманитарных и естественных дисциплин прослеживается не только в рамках учебного курса. На классных часах, во внеурочной деятельности география помогает развить у учащихся чувство патриотизма, привлечь внимание к национальной культуре (в рамках конкурса «Я сибиряк»), что несомненно соответствует требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Использование выше изложенных типов, форм обучения определяют результативность современного урока истории. Сотрудничество различных дисциплин (в данном случае географии, истории, обществознания), как уже было отмечено, позволяет ребенку выстроить систему получения знаний, выявить приемлемые для него методы обучения. Применение различных подходов ( развивающее обучение; личностно-ориентированное обучение; деятельностный подход, рефлексивное обучение; проблемное обучение; исследовательское обучение; проектное обучение ) формируют у учащихся ряд компетенций, необходимых в современных условиях: образовательная, коммуникационная, информационная, социальная и др. Учащийся, умеющий пользоваться различными источниками информации, мотивированный, использующий творческие начала в своей деятельности, способен стать социально активным членом общества, конкурентно способным работником, гражданином с развитой политико-правовой культурой. Задачами же учителя, школы являются поддержание и развитие у обучающегося стремления получить знание, его правильно применить, добиться личностного роста и желания постоянного самосовершенствования. Новые подходы к изучению тем, многообразие форм, методов исследования, заимствование опыта из других областей, принципы толерантности, открытости, практической направленности, преемственности обучения позволяют современное образование сделать качественным, а учебный процесс – интересным.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Доклад учителя истории и географии Чевардиной В.В.

«Межпредметные связи на уроках истории и географии».

2. « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». (Ф.П.Соколова)

3. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

4. Актуальность.

Во-первых, это дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания;

Во-вторых, используя межпредметные связи, раскрывать многоплановость, исторического процесса, роль человеческого фактора в общественном развитии, показывать возможность исторических альтернатив.

В-третьих, опора на межпредметные связи в обучении истории позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала.

Осуществление внутри и межпредметных связей в обучении истории будет проходить эффективнее при соблюдении системы методических условий:

Прежде всего, необходимо обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности.

Кроме этого, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории. Это хронологические связи ─ ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные связи ─ фактические, понятийные, теоретические.

Важная сторона деятельности преподавателя ─ его ознакомление с программами и учебниками (УМК в целом) по смежным предметам в той степени, насколько это необходимо для использования их содержания в преподавании истории.

5. Непосредственно на учебных занятиях целесообразно использовать следующие методические приемы:

Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории (географии). («Представление человека о мире» 6 класс )

Прием актуализации ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.) (« XIX век в истории человечества» и «Развитие металлургии» 9 класс)

Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам («Роль ВГО» 7 класс )

Создание проблемных ситуаций на межпредметной и межкурсовой основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных учебных предметов («Курилы — незаконченная страница в истории русско-японских отношений» 9,11 класс)

Проведение интегрированных уроков ( «Каменный век в истории и географии» )

Проведение межпредметных конференций, дискуссий, экскурсий.

( «Тайны Древней Греции» 5 класс)

Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности, уровень подготовки и постоянно поддерживать интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.

6. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания школьников, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании детей.

Межпредментные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, мы можем выделить следующие предметы связей:

2) по направлению действия;

3) по способу взаимодействия направляющих элементов;

7. Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями мыслительными операциями, в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей:

Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей.

Формы межпредметных связей

Типы межпредметных связей

Виды межпредметных связей

- по фактам, понятиям, законам, теориям;

- по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;

- по использованию педагогических методов и приёмов;

- по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

2. По направлению

- прямые, обратные или

3. По способу взаимодействия связообразующих элементов (многообразие вариантов в связи)

9. Все проводимые интегрированные уроки основываются на составляющей системе межпредметных связей. Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения их на разнообразные виды деятельности, повышают интерес к освоению будущей специальности. Они служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти. Использование преподавателями в учебной деятельности межпредметных связей способствует более углубленному усвоению студентами учебного материала. Сотрудничество преподавателей разных дисциплин, их взаимные консультации важны для правильного применения в обучении знаний из родственных дисциплин.

10. Методика подготовки к проведению урока история+география включает в себя ряд этапов:

1. Аналитический. В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий. Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения , предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Необходимо уметь перевести на язык истории систему формирования понятий в любом из названных предметов (картографический и статистический материал из курса географии).

Сложность интеграции связана, прежде всего, с тем, что изучение содержания курсов истории, литературы, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно.

2. Установочный. В рамках этого этапа преподавателям необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему. Здесь также есть свои сложности, в первую очередь проблема соотнесения исторического и географического содержания.

3. Предварительный. На этом последнем этапе подготовке к уроку преподавателями- предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящих из наиболее сильных учеников.

Необходимость этого вытекает из самого характера подобных занятий, являющихся формой обобщения и повторения пройденного материала. Далеко не все учащиеся смогут активно использовать на уроке знания, полученные некоторое время назад, поэтому специально подготовившиеся ребята окажут учителю и своим одноклассникам неоценимую помощь.

Педагоги подбирают иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия. Ученики получают предварительные задания.

11. Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает преподаватель

Активность ребят на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания, и это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие двух учителей, нестандартная подача материала, делают урок ярким, запоминающимся, а главное- эффективным.

Из анализа данных словарей можно выбрать несколько вариантов толкования термина «межпредметные связи». Наиболее точное определение дано Г.Ф. Федоровым: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, и интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую функции в их органическом единстве» [6].

Наиболее конкретным определением можно считать следующий пример: «Межпредметные связи в обучении определяются взаимодействием между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое» [4].

На актуальность использования межпредметных связей у учебном процессе указывали в прошлом Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, разбором и классификацией занимались ведущие деятели педагогики XX века. Сегодня комплексное обоснованное использование межпредметных связей, вполне, можно рассматривать и называть «Межпредметной педагогической технологией» с отбором содержания, форм, методов обучения, анализом результатов.

Основной целью образования в условиях реализации ФГОС является развитие и воспитание интеллектуальной, мобильной, нравственной, ценностноориентированной и творческой личности, способной к саморазвитию. Для достижения данной цели новыми стандартами определены метапредметные компетентности, сформированность которых подтверждает достижение основных результатов обучения.

Иногда возникают сложности, связанные с соотнесением понятий «метапредметность» и «межпредметные связи». Первое понятие также имеет несколько смыслов. Чаще всего, оно употребляется в значении «надпредметности». Это определенный объем знаний, который формируется и используется не в процессе формирования какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания, умения, способы деятельности помогают в решении образовательных задач, в различных жизненных ситуациях, являются универсальными. Метапредметный подход способствует формированию у обучающихся целостной картины мира, объединению личностного, общекультурного развития и саморазвития. Помогает создать для каждого обучающегося «ситуацию успеха», что неосознанно ведет к повышению мотивации. Определяет преемственность разных ступеней образования.

Зная толкование понятия «межпредметные связи» становится ясно, что их применение в обучении является одним из эффективных инструментов достижение результатов в условиях реализации ФГОС, не только метапредметных, но и предметных, и личностных.

Межпредметные связи географии

География, как наука, интегрируется со многими предметами школьного курса. По своему содержанию – это наука естественная, обществоведческая, в некоторой степени, гуманитарная. Что позволяет активно использовать межпредметные связи для формирования универсальных учебных действий, особенно, метапредметных.

Использование межпредметных связей помогает реализации нескольких задач:

- Способствует развитию научного стиля мышления.

- Дает возможность изучения материала по разным предметам, как единого целого.

- Помогает формировать целостное представление о явлениях природы, особенностях изучаемой территории во взаимозависимость между ними и событиями, которые к ним связаны.

- Побуждают мыслительную активность, активизируют познавательную деятельность.

- Выявление главных элементов содержания путем построения причинно-следственных связей.

- Повышает доступность усвоения (понимания) материала.

- Использование приемов синтеза и анализа информации, повышает эффективность запоминания.

- Способствует пониманию значения знаний, степени их практичности.

- Позволяет ориентировать изучаемый географический материал согласно специфике профильных классов.

- Формирует нравственные качества, чувства патриотизма.

- Расширяет возможности использования наглядности, технических средств.

- Мотивирует учащихся на поисковую, учебно-исследовательскую деятельность.

- Повышает эмоциональный настрой класса в соответствии с требованиями здоровьесбережения.

Приёмы и формы применения межпредметных связей на уроках географии, тип урока, где они будут использованы, выбирает учитель. Результативность зависит от желания осваивать технологию, от компетентности учителя. Учитель должен обладать обширными знаниями из разных предметных дисциплин, методологически их использовать.

Использование исторических знаний в преподавании географии

Опыт работы автора, вовлечение в обучении географии содержательных блоков из других предметов, показывает, что обучающиеся наиболее активно реагируют на использование во время уроков географии исторических фактов. Даже у слабых учеников проявляется интерес при переходе в изучении географического материала на исторический. Еще в XIX веке французским географом и историком Жак Элизе Реклю было сказано: « История есть география во времени, а география – история в пространстве ».

Использование исторического материала на уроках географии возможно в рамках изучения всего школьного курса географии. Автор, обобщая опыт, предлагает варианты использования исторических знаний на уроках в 7-11 классах, в которых работает. Наиболее эффективные результаты были получены с использованием содержательных блоков, связанных с событиями Первой и Второй мировых войн, Великой Отечественной войны, Советско-Финской войны, войны во Вьетнаме, Афганской войны, военных конфликтов на территории стран Африки в XX веке.

Приемы использования межпредметных связей географии и истории

1. Актуализации ранее усвоенных знаний и умений. Объяснение нового материала с опорой на ранее известный материал из курсов истории.

2. Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам.

3. Создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний.

4. Проведение интегрированных уроков.

5. Проведение межпредметных конференций.

Выбирая методологические приемы следует учитывать индивидуальные, возрастные особенности аудитории, общий уровень знаний. При подготовке планировать предстоящий урок, его структуру, соответствие приемов и результатов использования привлекаемого материала изучаемой теме. Материал основного урока и время, затраченное на его изучение должны быть приоритетными.

Примеры использования исторических фактов на уроках географии

Вариантов использования исторических фактов достаточно много, их спектр зависит от компетентности учителя. Чтобы используемые приемы межпредметной технологии носили познавательный характер, обучающимся перед их использованием необходимо представить краткую историческую справку, устно, или с использованием фото- и видеоматериалов. Почти все исторические факты военной географии в 7-9 классах носят опережающий характер, они еще не изучались на уроках истории. На уроках в 10-11 классах, наоборот, можно привлекать изученный ранее исторический материал. Роль учителя носит направляющий характер, учитель корректирует и обобщает предложенные варианты решения проблемных ситуаций.

7 класс , тема «Страны Юго-Восточной Азии». При изучении особенностей природы учащимся предлагается историческая справка войны во Вьетнаме, ее предпосылки, основы военной тактики (использование системы ПВО), характер заболеваний военнослужащих (пневмония, лихорадки, кожные воспаления). Проблемный вопрос: «Какие природные особенности изучаемой территории способствовали или препятствовали ведению военных операций?». Используя карты атласа, привлекая ранее изученный географический материал, обучающиеся называют особенности климата, рельефа, природных зон.

7 класс , тема «Страны Центральной Азии» - аналогичные постановка ситуации вопрос по событиям Афганской войны.

7 класс , тема «Страны Северной Африки». Вопрос: «Почему способы использование систем противовоздушной обороны, успешно показавшей себя во Вьетнаме, не дали результата не территории Египта во время арабо-израйльского конфлика? (особенности природной зоны).

Вопросы для обсуждения, решения проблемных ситуаций :

1. Почему стратегически было оправданным использование танковой техники в качестве основной силы в Курской битве? (особенности рельефа, природной зоны).

2. «Какие природные особенности территории (Среднерусская возвышенность) способствовали или препятствовали ведению тактических военных операций Курской битвы?» (особенности природной зоны степей, холмистость рельефа, температурный режим в летние месяцы).

3. «Какие природные особенности территории способствовали или препятствовали ведению тактических военных операций Сталинградской битвы?» (особенности природной зоны степей, холмистость рельефа, температурный режим в осенне-зимние месяцы, гидрологический режим реки Волга и др.).

4. Предположить, какие стратегические и тактические приемы ведения военных операций можно использовать в условиях изучаемой территории, обосновать свой выбор. Например: использование танковой техники в событиях Курской битвы; снайперы Советско-Финской войны, бетонные доты Заполярья, авиация в Заполярье и на Кавказе, альпинисты и военные егеря на Кавказе и др.

5. Какие цели преследовало немецкое командование, планируя направления Армий «Центр», «Север» и «Юг»? Для решения вопросов необходима актуализация знаний особенностей экономико-географического, геополитического положений, природно-ресурсной базы изучаемых территорий (согласно темы урока).

10-11 классы. В зависимости от профиля класса, учитель может выбирать используемый исторический материал по степени его актуальности профильному направлению, уровню сложности. Планировать разные способы действий обучающихся с опорой на ранее изученный материал другого предмета.

В теме «Многообразие стран современного мира», в региональной части курса «Экономической и социальной географии мира» можно использовать для обсуждения знания учащихся итогов Первой и Второй мировых войн в формировании политической карты мира, геополитических предпосылок военных конфликтов, геополитических причины участия советской и российской армий в региональных военных конфликтах. Привлечение знаний этих тематических блоков наиболее значимо в работе с классами социально-гуманитарного и социально-экономического профилей.

Значение межпредметных связей в обучении известно не первое столетие, но в последние годы, в связи с переходом на новое содержание образования, актуальность их использования особенно возросла. Применение межпредметных связей обеспечивает системно-деятельностный подход, способствует эффективности учебно-воспитательного процесса.

Возможность и результативность применения технологии напрямую зависит от компетентности учителя. Основной частной задачей использования межпредметных связей в обучении можно считать активизацию умственной деятельность обучающихся, что способствуют быстрому установлению внутренних связей вновь приобретаемых знаний со знаниями других предметов, уже имевшимися, переход от известного к неизвестному. В широком смысле, без межпредметности в обучении невозможно достижение главной цели – модель выпускника современной школы. Выпускник современной школы – это гармонично развитая интеллектуальная, ценностноориентированная, творческая личность, владеющая разными способами действий в решении любых проблемных ситуаций, стремящаяся к саморазвитию, способная к целостному восприятию окружающей действительности.

Универсальность технологии межпредметного урока заключается в том, что используется эпизодический материал других предметов, не нарушающий структуру урока, сохраняются самодостаточность каждого предмета и урока в соответствии с программой, целями и задачами.

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140

2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения.-Вологда, 1988.

3. Гурьев А.И. Межпредметные связи – теория и пактика // Наука и образование – Горно-Алтайск, 1998 - № 2. – 204 с.

4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПР. С.М. Вишнякова. 1999.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Межпредметные связи истории и географии.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс профессиональной переподготовки

Основы духовно-нравственной культуры народов России: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Межпредметные связи истории и географии.

Межпредметные связи истории и географии.

« Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисци.

« Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». (Ф.П.Соколова)

В урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраня.

В урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

Актуальность. - дает возможность показать мир в целом, преодолев дисциплинарн.

Актуальность. - дает возможность показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность. - используя межпредметные связи, раскрывать многоплановость исторического процесса. - опора на межпредметные связи в обучении истории позволит освободиться от неоправданного дублирования материала

Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теорет.

Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории (географии). Прием актуализации ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.) Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам. Создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий. Проведение интегрированных уроков. Проведение межпредметных конференций, дискуссий, экскурсий. Методические приемы:

Межпредментные связи характеризуютсяй: по составу; по направлению действия; п.

Межпредментные связи характеризуютсяй: по составу; по направлению действия; по способу взаимодействия направляющих элементов.

Типы межпредметных связей: содержательные; операционные; методические; ор.

Типы межпредметных связей: содержательные; операционные; методические; организационные.

Формы межпредметных связей Типы межпредметных связей Виды межпредметных связе.

Формы межпредметных связей Типы межпредметных связей Виды межпредметных связей 1. По составу - содержательные; - операционные; - методические; - организационные; - по фактам, понятиям, законам, теориям; - по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям; - по использованию педагогических методов и приёмов; - по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса 2. По направлению - односторонние; - двухсторонние; - многосторонние - прямые, обратные или восстановительные 3. По способу взаимодействия связообразующих элементов (многообразие вариантов в связи) - хронологические; -хронометрические - преемственные; - синхронные; - перспективные; - локальные; - среднедействующие; - длительно действующие

Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключени.

Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности; Повышают интерес к освоению новых знаний. Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти. Способствуют более углубленному усвоению учебного материала. А главное…

1. Аналитический (проведение сравнительного анализа программ, учебников и пос.

1. Аналитический (проведение сравнительного анализа программ, учебников и пособий.  Сложность интеграции связана, прежде всего, с тем, что изучение содержания курсов истории, литературы, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно. 2. Установочный (в рамках этого этапа преподавателям необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему.  Здесь также есть свои сложности, в первую очередь проблема соотнесения исторического и географического содержания. 3. Предварительный (преподавателями- предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящих из наиболее сильных учеников). Этапы подготовки урока:


ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

1 Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день многими учителями истории выделяется проблема неопределённости личных позиций у школьников и их стремление к пассивному созерцанию, большинство современных школьников не имеют целостного представления о мире. Минимизации указанных проблем способствует интегрированное обучение на основе межпредметных связей. Педагогические условия и приемыих реализации в образовании не новы, однако,как показывает практика,интегрированное обучение носит актуальный характер [1, с. 69]. В связи с этим нами был проведен обзор опыта взаимодействия двух смежных дисциплин: истории и географии.

Одной из ключевых основ, выступающей полем длявзаимодействия учителей истории и географии в рамках интегрированного обучения заключается в том, чтобы учащиеся изучали и использовали картографическую систему, используемуюкак в курсе истории, так и географии через приёмы их скоординированного применения. Межпредметные связи истории и географии при изучении системы карт могут быть дополнены связями с другими дисциплинами школьного курса, например, с литературой, иностранным языком и др.

Многие учителя советуют, исходя из собственного опыта, при организации работы учащихся,связанной с применением карт с самых первых занятий, обращать их особое внимание на правила и приёмы работы с ней. В первую очередь это связано с «умением показывать указкой местоположение изучаемых объектов как точечных, так и линейных, умение обводить контуры исторических территорий по направлению часовой стрелки по границе контура, важно и умение правильно стоять у карты при объяснении материала» [2, с. 11].

Важным компонентом в процессе формирования картографической культуры у учащихся в образовательной школе становится знание особенностей исторических карт.Для того, чтобы акцентировать внимание школьников на специфике исторических карт считаем целесообразным организовать такую работу в рамках интегрированного обучения, в ходе которой учащиеся смогли бы сравнить исторические карты с другими видами карт. Например, при сопоставлении карты «Киевская Русь в IX–XII вв.» выделяются сходства (показаны реки, озёра), однако существуют и различия (разными цветами показаны земли славянских племён, прерывистыми линиями торговые пути, красные стрелки указывают направления военных походов дружин киевских князей). Продолжая знакомство с историческими картами, можно провести сопоставление разновременных карт путём элементарного «наложения».

Приведем еще один пример того, как можно реализовать межпредметные связи истории и географии при организации работы учащихся с картами. В процессе изучения ряда тем по истории возникаетпотребность в уточнении природных условий на изучаемых исторических территориях. Источником такой информации могут выступить географические карты. В то же времяна основе исторических карт можно получить информацию о некоторыхотличительных характеристиках природных условий и общем положении территории, при этом данная информация с исторических карт может быть получена с использованием приёмов работы с географическими картами. В частности, может быть применен прием сопоставительной характеристики,изучаемой территорий (страны)с ранее изученными. Он может быть практически реализованследующем образом:учащиеся анализируют информацию о климатических условиях, о наличии полезных ископаемых, рельефе территории, которые представленына карте трансформируя (оценивая) ее в данные об экономических возможностях региона. Помощь на первых этапах такого рода аналитической работы учащимся оказывает учитель, однако, при системной работе с подобной оценкой по картам школьники с успехом справляются сами. Эффективнее такой прием будет работать на уроках истории в том случае, если учитель географии также его использует, а это возможно только при взаимодействии педагогов и построении скоординированной системы их работы.

Спецификой работы с картами на уроках истории является необходимость формирования у учащихся правильного представления об исторических явлениях по условным обозначениям на соответствующих исторических картах (особенно это важно при работе с мелкомасштабными изображениями явлений).Отметим также, что умение «читать» условные обозначения на исторических картах необходимо для определения хронологии тех или иных исторических событий.В результате постепенного усложнения заданий по содержательному анализу данных, представленных на картах, «у учащихся к 10-11 классу сформируется умение читать любую карту, они с легкостью смогут самостоятельно использовать карты, планы, картосхемы для получения необходимой информации» [3, c . 172]. Так, у обучающихся не вызовет затруднение задание, например, на составление рассказа о достижении Северного полюса и открытии центральных районов Арктики только лишь используя данные, представленные на атласе.

Скоординированность работы учителей истории и географии также должна проявляться и при организации работы школьников с контурными картами. Педагогам необходимо предъявлять единообразные требованияк оформлению контурных карт учащимися, способствуя успешному формированию навыка работы с ними, что важно и в рамках уроков истории и на занятиях географии,несмотря на наличие специфических отличий по содержанию работы. Как отмечают учителя истории и географии, одинаково важное значение имеет умение грамотного нанесения надписей названий на контурные карты. Так, общеприняторазмещатьнадписи вытянутых объектов вдоль их направлений,в остальных случаях надписи принято располагатьпо направлению параллелей, в том числе надписи для точечных объектов (городов и поселений). При работе с контурными картами и на уроках истории и географии учителя должны предъявлять единые требования и к качествуих графического оформления, например к равномерному фоновому закрашиванию, перенесению контуров по ориентирам.

Обобщая вышесказанное, отметим, что осознанная и скоординированная работа учителей истории и географиипредопределяет успех школьников в правильном применении исторических карт, а также способствует формированию картографических умений, которые будут полезными в дальнейшем в их повседневной деятельности.

Взаимодействие учителей истории и географии не должно ограничиваться формированиемкартографической культуры школьников и развитии их картографических умений. В рамках данной публикации выделим лишьмалую часть«приёмов практическойреализации межпредметных связей истории и географиив общеобразовательной школе:

‒ объяснение нового материала по истории с опорой на ранее известный учащимся фактический и теоретический материал из предшествующих курсов географии;

‒ историко-географические понятийные диктанты;

‒ постановка вопросов, требующих доказательства, что побуждает школьников припоминать содержание материала из географии, обобщать на основе вновь изученного, в результате происходит интеграция знаний и способов учебной деятельности» [4, с. 102], что поможет, например, при характеристике истории русских географических открытий;

‒·организация совместных кино-уроков, например серия учебно-познавательных фильмов «Эпоха Великих географических открытий – важнейший этап в истории человечества»;

‒·система записей, заполнение таблиц по истории русских географических открытий на уроках истории в общеобразовательной школе, способствующих синтезу знаний из разных курсов географии и др.

По нашему мнению, представленные приёмы могут найти свое применение как отдельно на любом из уроков истории, так и могут быть использованы комплексно в рамках интегрированного обучения, что позволит на достаточно высокоэффективном уровне реализовать межпредметные связи на уроках истории и географии, которые можно организовать в форме:

‒ совместных уроков-семинаров, на которых целесообразно организовать, например, разбор и обсуждениетех или иных исторических документов, сохранившихся сведений, архивных материалов и т.п.;

‒ интегрированного урока истории и географии с целью усиления межпредметных связей изучаемого материала и более полного использования его мировоззренческого потенциала (освоение Северо-Восточной Руси и побережья Беломорья, освоение Сибири, юга и юго-востока Руси, продвижение вглубь Сибири до Дальнего Востока, Камчатки, Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, планомерного освоения Северного морского пути; исследования на Чукотке, Аляске, экспедиции к Южному полюсу и др.).

Проведенный анализприёмов работы с картой на урокахистории, с точки зрения историко-географического подхода к обучению, позволяет сделать вывод о том, чторассмотренные приемы работы с картой будут способствоватьболее рациональномуих использованиюисторических, географических, в том числе контурных карт, в качестве источников новых знаний;способствовать повышению интересау учащихся к историческим знаниям, что в свою очередь позволит повысить уровень усвоения материала.

Таким образом, использование межпредметных связей в школьном образовании – это важный вектор современной педагогики, который содействует повышению уровня преподавания, в том числе истории и географии.

Список литературы

Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. ‒ 5-е изд. ‒ Тула: Инфо, 2017. ‒ 149 с.

Иванова, Н. И. Из истории интегрированного обучения / Н. И. Иванова // Образование и воспитание. ‒ 2016. ‒ № 4 (9). ‒ С. 10‒12.

Ибрахим, А.А. К метапредметным результатам через межпредметные связи (из истории комплексного преподавания) /А. А. Ибрахим//Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. ‒ 2020. ‒ №3.‒ С. 171 ‒173.

Шоган, В. В. Сторожакова, Е. В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 433 с.

Читайте также: