Как связать кранец

Обновлено: 11.05.2024

Вся совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи и т.д.) для крепления рангоута, управлению парусами, грузоподъемных работ, подъема» спуска флага, сигналов и т.д. называется такелажем.

Принято деление такелажа на стоячий (крепление неподвижных частей рангоута - мачт, стеньг - ванты, штаги, фордуны) и бегучий (перемещение подвижных частей рангоута и парусов - фалы, брасы, шкоты, топенанты). Отсюда - все работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на судах, носят название такелажных работ .

Они включают в себя изготовление огонов, сплеснем и матов, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов и т.п. Выполняются указанные работы с помощью такелажного инструмента - сваек, драйков, лопаток, мушкелей, полумушкелей ( рис. 1.7.1 ).

К предметам такелажного снабжения на маломерных судах относятся:

  • блок ( рис. 1.7.2 ) - часть простейшего подъемного приспособления (само приспособление) в виде шкива с желобом по окружности для троса, каната, цепи. Бывают различных размеров, металлические и деревянные, одно, двух и многошкивные, с откидной щекой (канифас-блок);
  • гак ( рис. 1.7.4, 1.7.5 ) -стальной крюк, используемый на судах для различных целей (подъема и крепления груза, в леерных и других устройствах и т.д.);
  • скоба ( рис. 1.7.3 ) - металлический стержень, изогнутый в форме подковы, концы (лапки) которого соединяются штырем (болтом), имеющим с одной стороны головку, с другой - резьбу, чеку или шплинт, служит для соединения частей тросов такелажных цепей и их крепления к корпусным конструкциям и рангоуту, наращивания буксирных тросов, присоединения якорей к цепям;
  • обух - болт, имеющий головку с проушиной или неподвижным кольцом, в которое иногда заделывается рым, служит для крепления оснастки грузовых устройств и парусного вооружения, крепления грузов или различных предметов к палубе или переборкам;
  • рым - металлическое кольцо круглой или овальной формы, продетое в обух, закрепленный на прочной судовой или береговой конструкции и служащий для закладывания в него судовых снастей;
  • коуш - круглая, каплевидная или треугольная оправка из пластмассы или металла с желобом на наружной стороне, служит для обводки вокруг нее петли троса (каната) с целью уменьшения его истирания, применяется для крепления тросов (канатов) к конструкциям или такелажу судна; такелажная цепь - цепь, изготовленная из мягкого сварочного железа без распорок, делятся на короткоэвенные (длина звена не более 5,5 калибров) и длиннозвенные (длина звена более 5,5 калибров);
  • талреп ( рис. 1.7.6 ) - приспособление для натягивания стоячего такелажа, разделяются на тросовые и винтовые;
  • трос ( рис. 1.7.7 ) - общее наименование канатно - веревочных изделий из растительных и искусственных волокнистых материалов, а также из стальной проволоки. Растительные тросы делают из волокон конопли (пеньковые), бананового дерева (ма-нильские). оболочки кокосовых орехов (кокосовые), агавы (сизальские).

Каждый трос состоит из каболок, которые свиваются в пряди, пряди свиваются в стренди, к уже из них свивается сам трос. По способу изготовления тросы бывают прямого и обратного спуска или. соответственно, тросовой ипи кабельной работы. Если волокна свиваются справа налево, каболки - слева направо, пряди - справа налево, а стренди - снова слева направо - такой трос называют тросом прямого спуска. Если свивка волокон, каболок, прядей и стрендей ведут в обратной последовательности, то это будет трос обратного спуска. Такой порядок свивки придает тросу округлую форму и препятствует раскручиванию. Основной характеристикой троса служит его разрывная крепость.

Разрывная крепость - это минимальная нагрузка (усилие) при которой трос разрывается, рабочая крепость - максимальная нагрузка (усилие) при которой трос может долго и безопасно работать без нарушения его структуры. Для обеспечения достаточного запасе прочности принято считать рабочую крепость равной 1/6 разрывной, а если трос подвержен различным переменным напряжениям, рывкам - то 1/10 разрывной. Для расчетов разрывной и рабочей прочности тросов с точностью, достаточной для целей судовождения, можно пользоваться приближенными формулами, составленными на основе опытных данных.

Судоводителю при использовании различных тросов при такелажных работах рекомендуется помнить, что:

  • четырехпрядный трос слабее трехпрядного на 20%;
  • смоленый трос слабее бельного на 25%;
  • кокосовый трос слабее смоленых пеньковых в 4 раза;
  • сизальский трос слабее манильского на 20-25%;
  • любой, даже хорошо сделанный сплесень, уменьшает крепость на 10%.
  • мокрый трос во всех случаях слабее сухого

Такелажная цепь примерно в 3 раза прочнее стального троса и в 8 раз - пенькового (при одинаковой толщине). Диаметры шкивов, через которые пропускаются такелажные цепи, должны быть не менее 30 калибров цепи, а диаметр шкивов для цепей у кранов - 40 калибров цепи. Для приближенного определения рабочей крепости такелажной цепи можно пользоваться формулой:

Р = 10 d2, где d - калибр такелажной цепи.

Рабочая крепость цепи - 25% от разрывной. Для цепей, испытывающих динамические нагрузки, рабочая крепость уменьшается на 50%.

Рабочую крепость рымов и обухов приближенно определяют по формулам :

для рымов Р = 4d2 , для обухов Р - 10d2,

где d - диаметр рыма (обуха).

Различные способы соединения концов растительных или иных тросов между собой, а также различные петли и другие способы крепления людей, инструмента, различных предметов и т.п., принятые на судах, называют морскими узлами. Наиболее применяемые в практике морские узлы приведены на рис. 1.7.8 ( Морские узлы) и особых пояснений не требуют. Навыки завязывания и использования узлов приобретаются только в результате тренировки.

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

воскресенье, 14 июня 2020 г.

Мягкий кранец (плетение)

Кранцы подвешиваются вдоль борта судна для предохранения его от повреждений при швартовках.

Раньше кранцы плели. Основой плетёного кранца является парусиновый мешок, набитый крошенной пробкой, обрывками троса, паклей или опилками. Стропка - пеньковый смоленый трос, окружностью 45-60 мм. Оплетка — пряди пенькового смоленого троса, окружностью 40-50 мм. Бензель — линь смоленый, окружностью 18 мм. Коуш - овальный.

Мешок обвязывается распущенным на пряди тросом, имеющим в средней части изготовленный с помощью бензеля огон с коушем. Эта операция называется остропкой (рис. 1). Затем на огон кранца надевается тросовое кольцо (кренгельс-строп), на которое навешиваются пряди смоленого пенькового троса для оплетения кранца. Оплетение кранца обычно выполняется горизонтальным способом (рис. 2-3). Можно также применять оплетку штыками (рис. 4). В этом случае вместо прядей используется пеньковый смоленый трос, один из концов которого предварительно крепится к кренгельс-стропу кранца огоном.

Готовый кранец показан на рис. 5.

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

среда, 3 февраля 2021 г.

Что такое кранец на судне

Кранец — подкладка, которую используют для амортизации ударов корпуса судна о причал или другое судно в процессе швартовки или буксировки. Это устройство должно обеспечить передачу нагрузок на возможно большую площадь борта и тем самым исключить его повреждение или остаточную деформацию.

Виды кранцев

Первоначально кранцы были плетённые из верёвок, внутри которых могли быть парусиновые мешки, набитые пробкой, пенькой, обрезками смолёных тросов.

Сегодня такие кранцы можно увидеть редко: на морских шоу-фестивалях или на репликах старых лодок или парусников.
Кранец
Плетёный кранец

На современных судах используются кранцы самых разных видов. Выбор того или иного варианта зависит от типа и размера судна, от его конструкции и условий швартовки.

Сейчас кранцы зачастую представляют собой надутыми воздухом через ниппель резиновые шары или цилиндры с толщиной стенок 9-30 мм. Кранцы для больших судов могут доходить до 2-3 метров в диаметре.

Также, в силу своей дешевизны и практичности, в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные или самолётные покрышки. Но только на небольших суднах.

Также существуют кранцы, состоящие полностью из куска резины или другого наполнителя. Но из-за своего веса такие кранцы больше используются в портах.

Если и такие, когда цилиндрические кранцы сверху еще обвязываются старыми покрышками.

Кранцы
Цилиндрические кранцы с размещёнными поверх покрышками

Классификация кранцев

  • Демпфирующие. Делаются из прочной резины. Конструкцией предусмотрено отверстие, с помощью которого поглощается энергия сжатия. Бывают двух видов – газовые и гидравлические (подвешиваются вертикальным способом).
    Кранцы частично или полностью заполняются водой. И при ударении бортов вода вытесняется через отверстие. Затем в оболочку вода попадает снова.
  • Амортизирующие. Разделяются на эластичные и пневматические. Последние, в свою очередь, бывают камерными (есть две оболочки – внешняя и внутренняя) и бескамерными (одна оболочка, усиленная синтетиком или металлом).
  • Комбинированные. Состоят из двух оболочек, где внутренняя наполнена воздухом. Промежуток между оболочками заполнен водой, которая выдавливается при соударении суден. Бывают двух типов – гидропневматические и гидроэластичные.

На ходу кранцы обычно убирают (так называемые "временные кранцы"), чтобы не хлопали по бортам . Это небезопасно (могут оторваться) и некрасиво. Но на буксирах и паромах, которые постоянно швартуются или имеют тесные контакты с другими судами, кранцы не убираются (так называемые "постоянные кранцы").

😉

А если привальник из белого каната?

Cупер модератор
Старожил форума

1589977264359.jpg

ВладимирVVS

Коллега

Зависит и от глубины привальника, и от волнения. Иногда на волне как неваляшка, и выше и ниже привальника покрышка притрется. А когда на причальной стенке огромные колеса, на катер и кранцы нет смысла вешать, кранец то внутрь колеса-то наружу(ветер и волны). Или гигантские кранцы надо вешать.

Дмитрий Вершинин

Коллега

Коллеги, всем привет! Только повесил новый кранец, как ему после сильного ветра разорвало ухо. Может есть у кого-то уже готовый совет чем его наполнить, чтобы еще по назначению послужил?

19372.jpg

Алексей С.

Коломенский водномоторник

Дмитрий Вершинин

Коллега

harly

Коллега

Готовый совет покупать кранцы без ушей с отверстием посредине - и ухи не рвет и удобно горизонтально вдоль борта вешать .

Вадик-рыбак

Активный участник

Коллеги, всем привет! Только повесил новый кранец, как ему после сильного ветра разорвало ухо. Может есть у кого-то уже готовый совет чем его наполнить, чтобы еще по назначению послужил?Посмотреть вложение 104070

Идеально наполнить пробковый крошкой , сшить чехол из брезента с новыми ушами с люверсами для крепления .

Константин Б.

Активный участник

Гречкой можно попробовать,
Ей детские игрушки наполняют,получается эластично и упруго,как раз то что надо

gromoverjetc

Старожил форума

Коллеги, всем привет! Только повесил новый кранец, как ему после сильного ветра разорвало ухо. Может есть у кого-то уже готовый совет чем его наполнить, чтобы еще по назначению послужил?Посмотреть вложение 104070

Старожил форума
Активный участник

Гречкой можно попробовать,
Ей детские игрушки наполняют,получается эластично и упруго,как раз то что надо

И еще НЗ получиться. Если через ниппель гречкой заполнять, то и одного сезона времени не хватит. Только как это поможет оторванному уху непонятно. А вообще проще выкинуть и новый купить, благо это небольшой размер- точно дешевле выйдет!

shura2

Коллега

И еще НЗ получиться. Если через ниппель гречкой заполнять, то и одного сезона времени не хватит. Только как это поможет оторванному уху непонятно. А вообще проще выкинуть и новый купить, благо это небольшой размер- точно дешевле выйдет!

Зато, если добавить немного воды, гречки можно сыпать 1/3 объема, она набухнет сама. Опять же в конце каждого двухчасового выхода можно получать готовую гречневую кашу.

Вот кстати вариант - вчера у соседа подсмотрели.
Материал кранца - ткань для ПВХ лодок со специальным клеевым слоем, который разогревается феном.
Материал наполнения не ясен.

Интересный вариант, а наполнение можно сделать из жгутов из вспененной резины, которую применяли для гермитизации в ЖБ стеновых плит в домостроении. Можно их нарезать нужной длины и вертикально уложить в такой мешок.

Ondatra

Старожил форума

Агапыч

Старожил форума

Достался по случаю полугнилой пеньковый трос. Посмален как положено. Часть пошла на швартовые концы а из остатков сделал вот такие кранцы. На четыре кранца ушло 18 метров и полдня времени.

Агапыч

Старожил форума

Агапыч

Старожил форума

Вячеслав Третьяк

Старожил форума

Агапыч

Старожил форума

Фотки куда-то подевались. Самому стыдно. В выходные буду на корабле сразу первым делом, сфотографирую.

Агапыч

Старожил форума

Достался по случаю полугнилой пеньковый трос. Посмален как положено. Часть пошла на швартовые концы а из остатков сделал вот такие кранцы. На четыре кранца ушло 18 метров и полдня времени.

Вложения

Старожил форума

Для теплого времени и не надолго-размочалится.
Что касается швартовых из него-у меня новый после намокания легко рвется,может и сухой-не пробовал.Пластик надежнее.

Агапыч

Старожил форума

Для теплого времени и не надолго-размочалится.
Что касается швартовых из него-у меня новый после намокания легко рвется,может и сухой-не пробовал.Пластик надежнее.

Вот все у тебя так. Написано же в оглавлениии -« Кранцы самодельные»! Был в санатории в Туапсе пару лет назад. Так там по берегу валялся канат сантиметров 10 в диаметре, вот теперь жалею что не нарезал с него кранцев. Кухтыли и прочий пластик не по феншую.

Старожил форума

Так я же не против самодельного,просто материал не подходящий.Хоть по феншую,хоть по другому.
Из него только на стенку для красоты делать.
У нас его в конце прошлого века в Махачкале хорошо и за хорошую цену брали-на основу для ковров

Владимир Ленько

Старожил форума


Выглядит пристойно на чёрном корпусе. Скорее всего, кто-то сделал приспособу для "клубочков". Голыми руками разве Илья Муромец может на досуге скрутить

Владимир Ленько

Старожил форума

Вот все у тебя так. Написано же в оглавлениии -« Кранцы самодельные»! Был в санатории в Туапсе пару лет назад. Так там по берегу валялся канат сантиметров 10 в диаметре, вот теперь жалею что не нарезал с него кранцев. Кухтыли и прочий пластик не по феншую.


Как реально служат кранцы из канатов ? Замечу, что вечных не бывает. Всякому кранцу - свой срок. Недавно снимал закрепленный на цепях стандартный пластиковый кранец, порванный (3 года назад) и отремонтированный запениванием. Набрал воды, стал тяжёлым, но служить дальше будет

Читайте также: