Как связать опалубку проволокой

Обновлено: 06.10.2022

Самая большая боль в монолитных работах - это когда даванёт опалубку (сломает доски и вытечет бетон), для этого опалубку нужно раскреплять надежно, последствия могут быть плачевными, не поправимыми. Чтобы не потерять деньги и не испортить фундамент, лучше учиться на чужих ошибках, строители проходили, видали всякое на своей практике, лучше прислушаться к ним.

Виды крепления опалубки фундамента

1. Распорки деревянные (минус много дерева, цена от 14-16 т.руб/м3).

2. Стяжка шпильками (цена - дорогие шпильки).

3. Раскрепление арматурой (нужна сварка, а так - это самый дешёвый способ крепления опалубки).

Снаружи тоже сваривается или делайте сразу в виде "П-образного элемента" из арматуры, по шаблону сверлите отверстия, мы делали из оставшихся "лягушек", у нас "лягушка" делилась на 3 элемента (смотрите видео).

Я нарисовал схему крепления арматуры (вид сверху для фундамента монолитной плиты, но схема универсальная, подходит для всех типов фундамента - через пруток Ø 8 арматуры привариваемся к пространственному каркасу вашего фундамента, после застывания фундамента, срезаем арматуру, разбираем опалубку).

На схеме показано, как через доски проходит арматура 8мм и крепится к арматурной сетке сваркой (и так в каждую доску, смотрите видео, там подробней)

На схеме показано, как через доски проходит арматура 8мм и крепится к арматурной сетке сваркой (и так в каждую доску, смотрите видео, там подробней)

Видео крепления опалубки для фундамента (подробно)

Кто-то и страхуется делает и арматуру и доски (доски не нужно так часто ставить, уже и так крепко)

Ниже представлен пример по ленточному фундаменту, но суть та же.

Вывод: все просто как раз-два, делайте из арматуры, нечего усложнять!

И если статья была вам интересна и вы дочитали её до конца, поддержите проект лайком, это помогает развитию канала, подписывайтесь на канал, пишите в комментариях, как автор статьи, я буду рад общению).

Олег, я с образованием и практикую в том числе, всегда надо учиться, разве вы так не считаете?

А использовать многоразовую опалубку для монолитной плиты высотой 300 мм, экономика не сойдётся, так как её доставка, аренда, просто обойдётся дороже чем деревяшки (к тому же в аренде такие сшиты не найти), если только своя фанера, потом её хранить со всех объектов собирать, что тоже затраты на транспорте и хранении.

Фундаментные работы: закрепите прочно опалубку, чтобы её не разорвало, самый надежный и дешевый способ арматура (Видео в конце)

Стяжка опалубки

Стяжка опалубки

Для того, чтобы опалубка не разошлась сделал стяжку вязальной проволокой. Стяжку делал примерно посередине щитов, точнее середины возвышения залитого бетона над землёй.

Стяжка опалубки

Стяжка опалубки

Над и под вязальной проволокой, которая стягивает щиты вставлены куски арматуры или трубки сплющенные с обоих концов. Думаю это не совсем верное решение, типа мостики холода и т.п., но получилось прочно, так сказать два плеча, удерживающие друг друга. Снизу выдавить не даст натянутая вязальная проволока и распорка, сверху — аналогично.

Сейчас только дошло, что верхнюю распорку можно было ставить выше уровня заливки бетона, там где возможно конечно. Вот что значит не иметь строительных навыков.

Все, кто заливал ленточный фундамент или армопояс, знают про способы стягивания опалубки. Сложный и затратный способ – на шпильки с трубками, которые остаются в бетоне. Применим при высоких фундаментах. Простой способ для армопоясов – на бруски. Выглядит это так (перед заливкой бетона и после):

На щиты крепятся бруски и перпендикулярно им горизонтально устанавливаются стягивающие бруски. Если щиты из доски, то стяжки прикручиваются сразу к ним. Я использовал листы OSB , опалубка в моем случае многоразовая, будет использоваться в других местах.

Но после распалубке под брусками остаются вот такие следы:

Под нами загладить бетон шпателем невозможно и неровности нужно аккуратно убирать молотком (пока бетон не набрал полную прочность). Можно не убирать, но где-то будет кладка блоков на тонкий слой клея. Да, и плиты перекрытий будут лежать ровнее.

Казалось бы, такой способ крепления опалубки самый простой, но имеющий этот небольшой недостаток со следами от брусков. Оказалось, что нет. Недавно встретил вот такой способ крепления (стягивания) опалубки, не требующий саморезов и брусков:

Опалубка армопояса стягивается П-образными скобами из арматуры диаметром 12 мм. Без всякого крепежа. Через каждый метр, буквально за 10 минут устанавливаются скобы. Сами щиты прикручены к газобетону длинными саморезами. Внизу опалубку не распирает бетон. Саморезы нужны только для того, чтобы щиты держали сами себя.

Да, неровности бетона будут, но шириной около 1 см (легче зачищаются). Демонтаж тоже быстрый: подстучали снизу молотком с двух краев и вытащили скобу. Экономится много времени. Но нужно время на изготовление таких скоб из обрезков арматуры. И нужна точность в их изготовлении. Хотя, напилить и установить бруски – времени уйдет больше. Здесь же не нужны саморезы и время на их закручивание-выкручивание.

А если использовать такой прием бригаде строителей, то на последующих объектах будет сплошная экономия и времени и средств. Если еще и своя опалубка из ламинированной фанеры.

Кто-то скажет, что для армопояса на дом из газобетона используют U -блоки. Заводские или самодельные из напиленных блоков (и склеенные на клей-пену). Но для опирания плит перекрытий они не подходят. Место для опирания плиты должно быть полностью из бетона армопояса. И для этого нужна опалубка.

Композитная арматура относится к современным материалам, призванным заменить дорогой металлопрокат и обеспечить большую устойчивость к негативному влиянию внешних факторов. После того, как с 2012 года этот вид полимерного прута стал производиться в России, интерес к нему со стороны строителей стал возрастать с каждым годом.

стеклопластиковая арматура

Применение стеклопластиковых материалов для армирования монолитных бетонных конструкций особенно актуально в случаях возможного воздействия влаги, поскольку полимеры не подвержены воздействию коррозии.

Пластиковые пруты применяют на объектах индивидуальной застройки, при возведении крупных зданий и сооружений, для береговых укреплений и автомобильных дорог. В частном строительстве из нее изготавливают армирующие каркасы для ленточных и плитных фундаментов, а также армируют кладку из пенобетонных блоков.

Материал, из которого изготовлена пластиковая арматура, представляет собой полимерную смесь из продольного стекловолокна повышенной прочности и термически стойкой смолы. Стандартные диаметры выпускаемых прутов находятся в диапазоне от 4 до 32 мм. Максимальная температура эксплуатации 60˚C. Предел прочности 150 МПа.

Подготовка материалов для сборки армирующего каркаса

Для повышения общей прочности бетонного монолита, его усиливают конструкцией из стеклопластиковой арматуры в виде плоской сетки или пространственного каркаса, которые собирают из круглых прутов переменного или постоянного сечения. Отдельные элементы таких конструкций соединяют между собой с помощью вязальной проволоки, фиксирующих хомутов или специального пистолета.

Поэтому для вязки армирующего каркаса необходимо приобрести:

Поэтому перед началом сборки каркаса ее необходимо размотать и нарезать на куски необходимой длины. Резка производится ножовкой или другим инструментом, не допускающим нагрева материала. Разметку мест реза на поверхности легко сделать с помощью обыкновенного маркера.

Вязальная проволока должна быть круглого сечения и диаметром не менее 1 мм, чтобы обеспечить необходимую прочность соединения и не лопнуть при скручивании. Для быстрого получения отрезков проволоки нужной для вязки длины, всю свернутую бухту необходимо разрезать болгаркой на 3 или 4 части.

Чтобы сделать вязальную проволоку более мягкой, ее можно обжечь в пламени с помощью паяльной лампы или в костре. Необожженная проволока гнется хуже и не всегда обеспечивает плотный охват соединения. Кроме этого, неподготовленный металл обладает меньшей тягучестью и чаще рвется во время работы.

Вязка хомутами. Общая схема вязки.

Инструмент для проволочного связывания арматуры

Использовать для вязки плоскогубцы не очень удобно. Они не обеспечивают необходимой плотности охвата соединения и требуют приложения больших усилий. Поэтому стальную проволоку скручивают на арматурных прутах при помощи специальных крючков или вязального пистолета. Магазины инструмента предлагают к продаже два вида крючков, предназначенных, чтобы вязать арматуру:

  • простые ручные, которые необходимо все время вращать во время работы;
  • полуавтоматические винтовые, с вращающимся при нажатии на ручку крючком;
  • пластиковые фиксаторы в виде одеваемых на арматуру колец и вертикальных стоек.

Простой крючок можно не покупать, а сделать самостоятельно (подробнее о том, как это сделать — тут), согнув его из толстой стальной проволоки и заточив острие. В этом случае вам будет чем вязать проектную конструкцию из прутов и без покупки инструмента.

Способ применения вязального пистолета ускоряет и упрощает процесс, но этот достаточно крупный инструмент может не обеспечить доступ в отдельные места. Кроме этого, такой инструмент приводит к перерасходу проволоки.

пластиковые фиксаторы


Пластиковые фиксаторы нужны для того, чтобы зафиксировать собранный арматурный каркас в необходимом пространственном положении внутри опалубки перед подачей бетона.

Технология ручной проволочной вязки стеклопластиковой арматуры

Для того, чтобы арматурный каркас или сетка приняли необходимую пространственную форму и не изменили ее при заливке бетона, все отдельные элементы необходимо надежно соединить между собой. Наиболее часто для этого используют вязальную проволоку. Вязка — это простой и быстрый способ соединения, для которого не требуется высоких квалификационных навыков. Кроме того, стеклопластиковую арматуру просто невозможно соединить при помощи сварки, а поэтому такой тип крепления наиболее приемлем в данном случае.

Весь процесс того, как вязать стеклопластиковую арматуру для фундамента, можно разделить на следующие пошаговые этапы:

  1. свернутая в бухту арматура разматывается и нарезается на отрезки проектной длины;
  2. на поперечные прутья нижнего арматурного слоя надеваются пластиковые фиксаторы;
  3. на расставленные поперечные элементы на заданном друг от друга расстоянии укладываются продольные пруты;
  4. во всех местах пересечений арматуры выполняются соединения путем скручивания петель из сложенной вдвое вязальной проволоки;
  5. после сборки нижнего ряда к пересечениям наружных ячеек вяжутся вертикальные арматурные элементы;
  6. к верхним концам или к середине вертикальных стоек, в зависимости от проектного количества рядов, привязываются поперечные отрезки;
  7. укладывается и вяжется следующий ряд продольной арматуры;
  8. собранный каркас переносится и устанавливается внутрь опалубки для ленточного фундамента.

Работу можно значительно упростить, если совмещать стеклопластиковую арматуру с металлической. Из стальных прутов можно заранее заготовит прямоугольные рамки и тогда не потребуется выполнять отдельную вязку вертикальных отрезков.

этапы вязки

Нюансы вязки конструкций под заливку плитного фундамента

Армирование монолитных опорных оснований плитного типа выполняется в виде одного или двух рядов сеток в зависимости от проектного решения. Поэтому в такой конструкции арматурные пруты не рассматриваются как продольные и поперечные. Для поднятия нижней сетки над гидроизоляционным слоем на арматуру через каждые полтора-два метра одевают вертикальные стойки фиксаторы из пластика. Это позволяет установить арматурный каркас строго в горизонтальной плоскости на заданной высоте.

Важная особенность сборки арматуры для плитного фундамента заключается в том, что она производится по месту. Это необходимо из-за больших размеров конструкции и невозможности последующего перемещения. Поэтому во время вязки необходимо быть предельно осторожным, чтобы не наступить на уложенные арматурные прутья и не повредить конструкцию.

В шведской и финской утепленной плите (подробнее о ней в этой статье) необходимо предусмотреть пересечение прутов плиты с арматурным каркасом боковой опорной ленты. Для этого пруты нарезают длиннее, напускают их на вертикальные боковые арматурные каркасы и связывают проволокой.

Нюансы вязки стеклопластиковых каркасов для ленточных фундаментов

Особенности сборки арматуры для ленточного фундамента заключается в наличии боковых примыканий, пересечений и углов.

В местах примыкания лент под внутренние стены, соединение перпендикулярного каркаса с наружным выполняется при помощи согнутых П-образных элементов. В углах арматуру сгибают под прямым углом или привязывают подготовленные Г-образные элементы. Длина нахлеста соединяемых прутков должна быть не менее 30 см и на этом участке выполняется не менее 2-х вязок.

Изгибать арматуру из стекловолокна следует очень осторожно, не применяя термической обработки. Упругие свойства пластика делают процедуру сгибания довольно трудной. Поэтому для сборки углов и примыканий рекомендуется покупать согнутые элементы заводского изготовления.

Места пересечений стеклопластиковой арматуры под ленточный фундамент можно соединять прямыми отрезками или собирать одну из пересекающихся конструкций по месту установки.

Сборка арматурных каркасов может выполняться на открытом месте, в стороне от выкопанной траншеи. Правильная укладка уже собранной конструкции предусматривает расстояние от стенок опалубки и дна не менее 25 мм.

укладка связанной арматуры

В заключение

Вязка стеклопластиковой арматуры для фундамента — это технологически простой процесс, не требующий особых профессиональных навыков. Быстро научиться ему сможет даже неподготовленный человек. Нужно просто немного потренироваться.

Небольшой вес материала значительно упрощает работу, а большая длина арматурного прута в бухте позволяет нарезать стержни любой необходимой длины. Это уменьшает количество стыков в отличие от стальных материалов.

Более подробно о том, как правильно вязать стеклопластиковую арматуру, вы можете посмотреть на следующих видео.

Видео по теме

Арматурный каркас с указанными местами обвязки

Арматурный каркас с указанием мест обвязки

Во всех современных фундаментах строительство не обходится без применения арматуры – соединенных между собой металлических прутьев, которые воспринимают растягивающие напряжения при использовании совместно с бетоном. Каркас создает вертикальный и горизонтальный пояса, служит для увеличения прочности конструкции и равномерного распределения нагрузок.

Если арматура будет слабо или неправильно связана она расползется, чем нарушит целостность фундамента. Это повлечет медленное его разрушение. Связать прутья между собой достаточно просто, но как правильно вязать арматуру для фундамента, хорошо знают специалисты узкого профиля. Схема связки каркаса практически одинаковая для всех типов оснований, кроме столбчатого деревянного или металлического, где формируется каркас поверх оголовка сваи с помощью арматуры или балок. Они соединяются с оголовком и свариваются, при этом приходится гнуть прутья или катанку под конкретно заданным углом.

Три метода обвязки арматурного каркаса

Схематическое отображение способов вязки арматуры

Схематическое отображение способов технологии вязки арматуры

Для формирования металлического каркаса основания применяется три метода обвязки:

  1. Сварка. На первый взгляд, сварка – это самый простой и эффективный способ соединить арматуру, но на практике все выглядит иначе. Во время сварочных работ металл нагревается до высоких температур и деформируется, а это частичная потеря жесткости. Также приходится нанимать профессионального сварщика, который знает о свойствах металла, сможет не пережечь его, а это дополнительные финансовые расходы. Также существует риск разрушения места сварки во время работы промышленного вибратора. Возникают сложности, если гнуть металл неподалеку от места сварки.
  2. Соединение с помощью гнутой проволоки или пластиковых хомутов (стяжек). Этот метод популярен среди многих застройщиков, так как соединение можно сделать своими руками в считанные минуты. Если применяется гибкая проволока, то для соединения звеньев нужно использовать специальный инструмент. Пластиковые хомуты надежнее проволоки, но стоят дороже. Схема соединения аналогичная, только тогда приходится гнуть прутья под необходимым углом.
  3. Внахлест. Этот метод подразумевает соединение арматуры внахлест с дальнейшей фиксацией проволокой. Практикуется больше для горизонтальных поясов, сделанных из сетки, а внутри соединения используется вертикальный гладкий прут.

Любой из вышеперечисленных методов можно реализовать своими руками. При этом приходится гнуть металл, что сделать достаточно проблематично, учитывая жесткость арматуры и ее минимальный диаметр для горизонтальных поясов от 12 мм.

Вязание арматуры своими руками

При всем многообразии специализированного строительного инструмента, не все частные застройщики имеют возможность его купить или взять в аренду. Для вязки прутьев не требуется дорогостоящего инструмента, ее к тому же можно сделать своими руками.

Для этого необходимо приобрести стальную вязальную проволоку. Она достаточно гибкая и прочная, имеет диаметр 2—3 мм. Чтобы ее согнуть, придется использовать пассатижи или специально сделанный крючок, который впоследствии закручивается вокруг арматуры и фиксирует ее. Некоторые умельцы выполняющие армирование своими руками иногда используют шуруповёрт, как более простой и легкий способ вязки. Если вязать с помощью проволоки, то для этого потребуется:

В случае армирования столбчатого фундамента арматурный каркас можно согнуть и затем фиксировать на оголовках специальными зажимами. Некоторые производители уже поставляют металлические или деревянные сваи со специальными зажимными скобами и муфтами. В таком случае достаточно выгнуть прут и вставить его в скобу. Скобу зажать и сверху проварить, сделать все это можно своими руками, используя минимум инструмента. В случае применения гладкой арматуры процесс вязки более трудоемкий, так как крюки будут постоянно отгибаться и без подручного специализированного инструмента не обойтись, как и без сторонней помощи.


Вязку арматурного каркаса для плитного монолитного фундамента лучше делать из нескольких поясов. Для горизонтального яруса используются спиральные прутья сечением до 16 мм, а для вертикальных звеньев – гладкая до 10 мм. При установке нижней сетки рекомендуется использовать пластиковые компенсаторы, которые создадут равномерный шаг. Затем при вязании вертикальных прутьев важно не забыть вывести их за пределы фундамента, ввиду того, что с ними соединятся несущие стены.

Использование пластиковых хомутов-стяжек для вязания более дорогой вариант замены проволоки, но хомуты (стяжки) можно найти в любом хозяйстве. Принцип обвязки аналогичен, но пластик для стяжек менее прочный. Поэтому силу при монтаже лучше не применять. Самые популярные хомуты со специальным сердечником на конце стяжки, с их помощью крепятся кабеля и трубы на вертикальные поверхности. Пластик отлично показал себя при вязке своими руками в теплую погоду, в морозы он быстро теряет эластичность и лопается.

Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам

Эскиз правильного создания соединения арматурных прутьев

Эскиз технологии правильного создания соединения арматурных прутьев и обвязка крючком

Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:

  1. Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
  2. Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
  3. Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
  4. Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.

Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:

  1. Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
  2. Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
  3. Связать прутья по любой перечисленной технологии.

Высотные работы нужно проводить только с несколькими рабочими одновременно, обеспечить страховку и контролировать процесс подъема прутьев с дальнейшей их установкой на указанные места. Делать это своими руками без страховки категорически запрещено.

Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.

Читайте также: