Как связать полиспаст

Обновлено: 19.04.2024

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

суббота, 17 июля 2021 г.

Фиксация обратного хода полиспаста (подстраховка полиспаста)

Во время использования полиспастов, особенно сделанных из подручных материалов, важно сделать невозможность верёвки пойти назад (сохранять пройденное грузом расстояние) и не допускать его падения, если перестанут тянуть за верёвку или с полиспастом что-то случится (т.е. если в случае отказа полиспаста груз начнёт падать, то он упадёт на небольшую высоту, а не на длину всей верёвки) .

Есть несколько способов для фиксация обратного хода полиспаста, основанных на выборе и фиксации слабины грузовой верёвки (т.е на той, где висит груз), которая образуется во время работы). Но в любом случае важно помнить, что конец грузовой веревки должен быть пристегнут (привязан) к анкеру (станции). И это надо делать независимо от того есть отдельная страховка или её нет.

Схватывающийся узел для фиксации обратного хода полиспаста

Использование схватывающегося узла - самый простой вариант не допущения обратного хода верёвки. Обычно рекомендуют использовать узел Пруссика в три оборота, который изготавливается из репшнура длиной 135 мм и диаметром 7-8 мм. Концы репшнура связываются узлом грейпвайн. Но можно использовать и любой другой схватывающийся узел, например, узел Бахмана.
Схватывающийся узел для фиксации обратного хода полиспаста
Использования схватывающегося узла для фиксации обратного хода полиспаста

Передвижение узла вниз можно сделать автоматически, когда он упирается в щёчки специальных роликов (так называемые "прусик-блоки"). Для этого щёчки ролика имеют специальную выступающую форму. Верёвка проходит через ролик свободно:

Если верёвка по какой-либо причине пошла обратно, схватывающий узел отходит от ролика и зажимается на верёвке. Если жи схватывающийся узел не может удержать верёвку, значит груз для верёвки слишком тяжелый какие-то проблемы на верёвке (верёвка обледенелая, диаметры репшнура и верёвки слишком разные и т.п.)

При подъёме тяжёлых грузов нужно внимательно следить за поведением схватывающих узлов. Если груз застрял, а люди продолжают тянуть рывками (типа на "эй ухнем"), то это можно повредить верёвку.

Зажимы для фиксации обратного хода полиспаста

К использованию зажимов при работе с полиспастами прибегают только при крайней необходимости, когда схватывающие узлы работают плохо: когда верёвка обледенелая, грязная или что-то такое.

Допускается к использованию на верёвке только зажимов так называемого общего назначения (general use ascenders). Существует много таких зажимов, но самый популярный механический зажим для полиспастов у спасателей - Rescucender фирмы Petzl.

Стандартами, принятыми в спасательных службах Канады, США и Новой Зеландии, категорически запрещены для использования в полиспастах так называемые зажимы легкого назначения или персональные - "light use (personal) ascenders" (т.е. запрещены зажимы с "агрессивными" кулачками): жумар, Croll, Petzl Basic и т.п..

Это связано с тем что при внезапной перегрузке полиспастной системы верёвка будет серьезно повреждена или даже "перекушена". Также большинство таких зажимов не рассчитаны на нагрузку свыше 4 kN (400 кг). Примерно в этом диапазоне они начинают рвать оплётку.

Зажим для фиксации обратного хода полиспаста
Использование зажимов Rescucender для фиксации обратного хода полиспаста


Зажимы для фиксации обратного хода полиспаста
Использование зажимов для фиксации обратного хода полиспаста
Взято из "Методические рекомендации маршрутно-квалификационным комиссиям, руководителям и участникам спелеопутешествий по обеспечению безопасности", 1977 года.

Использование восьмёрки (фламандской петли)

Образовавшуюся слабину можно пристёгивать к анкеру, оставляя необходимую длину верёвки для работы. Для этого необходимо наличии двух карабинов. На рабочей верёвке (т.е. которая используется в полиспасте) сначала завязывается фламандская петля (восьмерка) на вновь образовавшейся слабине. Восьмёрка пристёгивается к анкеру. Потом выстёгивается из второго карабина ранее завязанная восьмерка (до образования новой слабины). И так периодически вяжутся новые восьмерки и переставляются.

Но, по возможности, при спасательных мероприятиях следует страховать спасателей и пострадавшего отдельной веревкой.

полиспаст Petzl

Полиспаст – (от греческого polyspastos – натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых веревкой (тросом) подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. В туризме чаще всего применяется в ходе наведения переправ для натягивания транспортной верёвки. Организуется над оврагом, каньоном, ледниковой трещиной, горной рекой. Навесные переправы различаются на горизонтальные, наклонные, круто наклонные и др. Вариантов наведения много, но цель одна - создание такого натяжения веревки, чтобы под нагрузкой (турист, рюкзак) провис был минимальным. После натяжения верёвка оборачивается вокруг опоры и закрепляется за саму себя при помощи карабина (удавка). Чуть выше натягивается страховочная веревка (или веревка для параллельных перил). Еще одна с карабином по середине используется для "челнока" - транспортировочная веревка для вытягивание туриста или груза в одну из сторон. По окончании переправы всех участников она служит для вытягивания рабочей веревки на другую сторону.
На фото - натяжение переправы с использованием минимального количества снаряжения (способ от Petzl): двух замуфтованных карабинов и статической веревки (!). Воспроизвел дома на спортивном комплексе - хорошая вещь, можно также в подъеме и дюльфере тренироваться :)

Соль в том, чтобы навязать два узла "восьмерка" в нужных местах.

полиспаст на ролике

В данном случае в систему добавлен стальной блок-ролик с подшипником скольжения. Ролик может быть на одном из двух или обоих карабинах. После наведения переправы на нем можно будет переправлять груз. Идет быстро и плавно.

Во всех случаях тянут за конец, который расположен на фото в правом нижнем углу. Попробуйте собрать такие полиспасты дома, чтобы при случае долго не вспоминать - как оно работает..

железо для начала

Универсальный набор "железа" для начинающих за 1,8 тыс.р. (+ статическая веревка, два репшнура 7 мм, беседка).

FAQ 1989 года и Навесная переправа в технике туристического многоборья


Обещался научить тачки выдергивать полиспастом, а пишу всякую ересь… Исправляюсь!
Сразу предупреждаю на полигон внимание не обращайте, там атомный взрыв все раскидал и покарежил, вон даже Жип застрял на пакете… Его и будем вытаскивать.
1е — вяжем беседочный узел (или петлю, любая проушина подойдет), как вязать узел научу потом.


2е — веревку фиксируем вокруг опоры (в моем случае труба отопления я вязал "штык" из ОТСЮДОВА ).


3е — веревку прокидываем в проушину машины и получаем один подвижный блок — выигрываем в силе в два раза!


4е — пропускаем веревку в петлю — изменяем направление приложения силы.


5е — пропускаем веревку в проушину машины — еще в два раза выигрываем в силе!


Можно еще повторить ;) тогда 2*2*2=8! НО учтите — веревка трется и потери на трение весьма ощутимы! Их сократить помогут блоки или карабины.

Про подвижный и не подвижный блоки можно почитать в школьном учебнике физики ;)

А теперь как говорил в начале: Беседочный узел в картинках! На него недавно вешал гамак… Прекрасно все развязал пальцами, то есть без применения когтей и зубов и прочих органов ;)


Всем доброго времени суток. Как-то запостил я тройку узлов вот тут, вроде всем понравилось. В той теме я обещался полиспаст показать, за одно еще один узелок научу — беседочный. Делает петлю которая не затягивается, при этом сам узел просто развязать даже после большой нагрузки.
Вот полиспаст:


А вот беседочный:


Как вязать (не спицами и не крючком) всем милости прошу СЮДА. Там и бонус в конце ;)

Метки: узлы, полиспаст, веревка

Комментарии 31

Полиспаст, он же "таль".


На беседочном конец петлей сделай-быстрее развязывается :)


Точно! Так он почти спморазвязывающийся становиться! Спасибо!


Узел беседочный называется "Булинь" . Ещё называют его "Король узлов" . Применяется в альпинизме, промышленном альпинизме, скалолазанье и т.д. Очень удобный узел !


Что-то не очень понимаю… Блок дает выигрыш в два раза (без учета потерь на трение). Верно.
Пусть человек тянет с усилием 50 кг (нормальное усилие для нормального человека). Для вытягивания машины весом в одну тонну (1000 кг) потребуется 10 блоков (полиспастов). А с учетом трения веревка/веревка и машина/грунт — и того более.
Я ошибаюсь?


В теории подвижный блок дает выигрышь в силе в два раза, но и веревки надо вытянуть в два раза больше. Потери на трение присутствуют. Я могу катить свою приору по прямой дороге один… Весит она больше тонны… Нам машину поднимать не надо, нужно ей помоч! И челочек может тянуть больше 50кг — Вы ведь можите подтянуться? А весите сколько?

Ответ вопросом на вопрос :)
Я сам спелео-турист в прошлом, приходилось вытягивать из вертикального колодца людей с грузом…
Поэтому и спрашиваю — сколько человек и полиспастов потребуется для вытягивания из грязи машины весом в одну тонну? Ну или в две… :)


Раз турист зачем спрашивать? Сколько потребуется полиспастов не скажу — все по разному. Один раз машину держали за заднюю проушину двойным — чтоб жопа не скатилась с обрыва в пруд, а тройным тянули перед. Машина переднеприводная легковая, лежала на пузе на самом краю. Вначале морду цепляли к газели МЧС — газель едет на юзах, а машина не движется, потом нарастили веревку до столба и тогда вытянули. Тянуло двое зад, четверо перед. Газель по снегу не тянула никак…

ЗЫ Извиняюсь за вопрос на вопрос… Я потом ссылки дал ;)


Что-то не очень понимаю… Блок дает выигрыш в два раза (без учета потерь на трение). Верно.
Пусть человек тянет с усилием 50 кг (нормальное усилие для нормального человека). Для вытягивания машины весом в одну тонну (1000 кг) потребуется 10 блоков (полиспастов). А с учетом трения веревка/веревка и машина/грунт — и того более.
Я ошибаюсь?


классический "три на три", самый распространеный, мой сейчас у деда гдето в кладовках валяется, разобранный, раньше ими электрики провода тягали


Что-то не очень понимаю… Блок дает выигрыш в два раза (без учета потерь на трение). Верно.
Пусть человек тянет с усилием 50 кг (нормальное усилие для нормального человека). Для вытягивания машины весом в одну тонну (1000 кг) потребуется 10 блоков (полиспастов). А с учетом трения веревка/веревка и машина/грунт — и того более.
Я ошибаюсь?

ты не забывай-- машина стоит на колесах, --это тоже элементы системы подобные роликам, а значит минус от нагрузки, а главное ты эту 1000 не поднимаешь вертикально, а тащищь по опорной системе(колеса) значит еще минус, итого ( 08 я сам тлкал без всяких приспособ в одиночку, а выдернуть из ямы с помощью инструмента -пустяк! Да здравствуют Нженерные войска!))))


Все по разному… Смотря как машина села, и куда ее тянуть. Уже в принципе отписал.
Этот полиспаст только из одной веревки — самый простой вариант! А если есть еще что в закромах — все ускориться!


я не буквоед, просто с чем столкнулся тем и делюсь, расчетов никогда никаких не делал, просто под рукой оказался конкретный прибор, попробовал-помог вот и делюсь, про веревочные блоки понял сразу. просто принцип то все равно один, вот до кучи промышленные и влезли невзначай))) не суди строго. так как строитель, то в рабочей сумке ооочень часто бывает всякий скарб среди которого есть веревка метров 30 и т.д.


Подыскивал интересный практический материал о вытаскивании застрявшей техники и наткнулся на просторах интернета на старую советскую книгу "Руководство по эвакуации танков с поля боя" ВОЕНИЗДАТ НКО СССР 1942 год

В ней очень простым и доступным языком изложено применение полиспастов для извлечения застрявшей техники из грязи, включая примеры расчетов необходимого усилия, причем исходя из практики, полученной уже во время войны. Зная ценность каждого танка в бою, считаю что к написанию книги в 1942 году отнеслись с должной долей внимания. Нам остается только подставлять значения массы нашего авто, усилия лебедки и благодарить дедов за обобщение и систематизацию полученного практического опыта по вытаскиванию застрявшей бронетехники.

СПОСОБЫ ВЫТАСКИВАНИЯ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ С ПОМОЩЬЮ ПОЛИСПАСТОВ

(Способы, требующие применения больших тяговых усилий)

Для вытаскивания тяжело застрявших танков в большинстве случаев необходимо приложить большие тяговые усилия, превышающие вес самого танка в 2,5—3,5 раза. Имеющиеся в войсковых частях тракторы и тягачи в таких случаях не в состоянии без вспомогательных устройств создать необходимые по величине тяговые усилия для вытаскивания. Поэтому для вытаскивания тяжело застрявших танков приходится применять полиспасты.

Применение и устройство полиспастов

Полиспаст представляет собой механизм, предназначенный для подъема и передвижения тяжестей, состоящий из тягового приспособления, системы блоков и троса. Увеличение усилий в полиспасте происходит за счет уменьшения скорости движения передвигаемого предмета по сравнению со скоростью выбирания троса тяговым приспособлением (лебедкой или буксирным крюком движущегося трактора). Выигрыш в силе полиспаста обратно пропорционален изменению скорости. Для вытаскивания танков применяются простые полиспасты (рис. 5) и прогрессивные (рис. 6).



Получаемые при помощи простого полиспаста результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка, определяются следующей формулой: S=PnK, где:

S — результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка;
Р — начальное тяговое усилие, развиваемое лебедкой или трактором;
n — число ветвей троса полиспаста;
К — максимальный коэффициент потерь усилий за счет сопротивления в блоках и на изгибе (при 3—12 блоках в полиспасте), равный 0,8.

Пример 1. Требуется вытащить танк.
Необходимое тяговое усилие для извлечения танка (установленное при данном виде застревания) — 35 т. На месте есть тяговое приспособление (лебедка или трактор ЧТЗ-60 или 65) с тяговым усилием Р = 5 т. Определим необходимое количество ветвей в полиспасте, пользуясь формулой S = РnК. Для этого подставим в нее вместо буквенных обозначений цифровые величины, а именно: S = 35 т; Р = 5 т; К = 0,8, и в результате получим следующее выражение: 35 = 5 • n • 0,8, откуда n~9, т. е. количество ветвей в полиспасте будет равно девяти. Количество однороликовых блоков, необходимое для полиспаста (m), определяется по числу ветвей троса (n), уменьшенному на единицу, т. е. т = n — 1; в данном случае т = 9 — 1=8.

При применении двухроликовых блоков количество их уменьшается вдвое, т. е. в данном случае потребуется только четыре блока, что и показано на рис. 5. При применении трехроликовых блоков количество их соответственно уменьшается втрое. Если необходимо создать большие тяговые усилия, число ветвей троса и блоков в полиспасте следует соответственно увеличивать. Прогрессивный полиспаст (рис. 6) состоит из двух или нескольких простых полиспастов Прогрессивный полиспаст используют для создания тяговых усилий свыше 50 т для уменьшения количества блоков и троса в полиспасте и если на месте есть лишь маломощные тяговые приспособления (ручные лебедки до 5 т или тракторы ЧТЗ-60 или 65). Получаемые при помощи прогрессивного полиспаста результативные увеличенные тяговые усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка, определяются по формуле S=2mPnK, где:

S — результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка;
m — число прогрессивных блоков. Под прогрессивным блоком понимается дополнительно вводимый в систему простой полиспаст, состоящий из одного блока;
Р — начальное тяговое усилие, развиваемое лебедкой или трактором;
n — число ветвей троса полиспаста;
К — максимальный коэффициент потерь, равный 0,8.

Пример 2. Необходимо вытащить тяжело застрявший танк.
Необходимое для извлечения тяжело застрявшего танка тяговое усилие (установленное при данном) виде застревания) равно 140 т. На месте имеется тяговое приспособление (лебедка, трактор ЧТЗ-60 или 65) с тяговым усилием P = 5 т. Задаемся количеством ветвей троса в основном простом полиспасте, равным 9 штукам. Подставляя численные выражения в формулу: S = 2mPnK, а именно P = 5; n = 9; К = 0,8, получаем: 140 = 2m • 5 • 9 • 0,8, откуда определяем величину т~2, т. е. находим число прогрессивных блоков, равное двум.

Анкерные устройства для крепления неподвижных блоков и лебедок обычно представляют собой закопанные в землю деревянные столбы (рис. 13).


Анкерный столб представляет собой бревно диаметром не менее 30 см или несколько бревен меньшего диаметра. Глубина (h) закапывания анкерного столба зимой 2,0 м, летом 2,5 м. Ширина анкерного колодца 1-1,2 м. Высота анкерного столба над уровнем грунта 0,6-0,8 м. Колодец после установки анкерного столба летом засыпают грунтом с камнями с проливкой и трамбованием слоями, а зимой грунтом с проливкой и промораживанием слоями. Изображенный на рис. 13 анкерный столб, установленный в зимних условиях с промораживанием грунта, выдерживает нагрузку (тяговое усилие) до 50 т, в летнее время — 10 т. В летнее время для увеличения опорного сопротивления рекомендуется соединять анкеры в сплошную анкерную стенку, ставя столбы через 1,5-2 м и укладывая деревянные прокладки из трех рядов бревен. В отдельных случаях вместо анкеров могут быть использованы находящиеся вблизи деревья, сваи, валуны, а также и тяжелые танки.

Порядок выбора требуемой схемы полиспаста (определение необходимого числа ветвей троса и блоков) в зависимости от типа танка и условий его застревания
1. Для того чтобы выбрать требуемую схему полиспаста, надо установить категорию застревания танка, которая определяется по нижеследующим признакам (табл. 2).


2. В зависимости от типа танка и установленной категории застревания определяется требуемое тяговое усилие для вытаскивания танка (табл. 3).

Примерные тяговые усилия (в тоннах), требуемые для вытаскивания танков (взяты из практики эвакуации танков с поля боя на Западном фронте).


Вышеприведенные в табл. 3 примерные тяговые усилия, требуемые для вытаскивания танков, предусматривают, что при вытаскивании машин полиспастами предварительно проведены следующие подготовительные работы:
а) сколоты лед и мерзлый грунт вокруг танка;
б) путь перемещения танка очищен от валунов, пней, свай и т. д.;
в) уклоны на пути перемещения танка уменьшены путем устройства более пологих выходов;
г) танк вывешен домкратами (при большом крене или опрокидывании на башню).

Приведенные тяговые усилия в основном рассчитаны на случаи тяжелого застревания танков, без учета возможной работы мотора и исправности ходовой части. При проведении соответствующих подготовительных саперных работ и использовании собственной мощности мотора тяговые усилия, необходимые для вытаскивания танка, могут быть соответственно уменьшены.

3. Для получения указанных в табл. 3 тяговых усилий, необходимых для вытаскивания застрявших танков, рекомендуются нижеследующие типовые схемы полиспастов (рис. 14—19). В каждом отдельном случае по требующемуся для вытаскивания танка тяговому усилию (определяемому по табл. 3) подбирается одна из шести приведенных на рис. 14—19 схем полиспаста.

Пример 3. Средний танк зимой провалился в большой водоем; его ходовая часть и моторная группа покрылись льдом, гусеницы не вращаются. Для вытаскивания этого танка 5-тонной лебедкой необходимо установить требуемую схему полиспаста (определить число блоков, количество ветвей тросов и анкеров). По табл. 2 определяем характер застревания танка, относимый в данном случае к IV категории. В зависимости же от категории застревания и типа танка определяем по табл. 3 необходимое тяговое усилие, равное в данном случае 140 т. По величине тягового усилия из рекомендуемых схем полиспаста при 5-тонной ручной лебедке выбираем схему № 5 (рис. 18), т. е. выбираем прогрессивный полиспаст, состоящий из простого полиспаста и двух прогрессивных блоков.



При использовании для начального тягового усилия 10-тонной ручной лебедки или лебедки трактора С-2 схему полиспаста можно взять на номер ниже. т. е. схему № 4 (рис. 17). Ниже приводится таблица замены основных схем) полиспастов при 5-тонной лебедке на другие схемы при приложении на рабочем конце троса взамен 5-тонной лебедки различных тяговых усилий (табл. 4).



Практические указания личному составу эвакуационных групп и отрядов по устройству полиспаста

При устройстве полиспастов руководствоваться следующим:

при применении прогрессивного полиспаста прогрессивные блоки в начальный момент должны располагаться как можно ближе к подвижным блокам;
при подходе первого прогрессивного блока к тяговому приспособлению необходимо перепасовать полиспаст (ослабить трос, переместить и перевязать прогрессивные блоки);
блоки к крюкам танка и к анкерным устройствам крепить отдельными короткими концами троса или цепями, как указано на рис. 8, 9, 10 и 11;
лебедку крепить к анкерам при помощи концов троса, причем трос завязывать таким же способом, как и в случае крепления блоков к анкерам;
при устройстве полиспастов (при наличии 3-тонной лебедки) необходимо для получения требующихся тяговых усилий, указанных в схеме, применять в качестве тяговых устройств по две 3-тонных лебедки или выбирать следующую по порядку схему полиспаста;
при натяжении троса в полиспасте запрещать обслуживающему персоналу стоять между блоками (в направлении натяжения троса), дабы избежать несчастных случаев;
не становиться ногами и не бросать тяжелые предметы на натянутый в полиспасте трос, во избежание повреждения и обрыва троса;
блоки различной тяговой способности должны распределяться в полиспасте в соответствии с приходящимися на них усилиями.

И на последок немного теории о полиспастах

Читайте также: