Как связать руки покойнику

Обновлено: 28.03.2024

В морг тело умершего доставляют только в том случае, если необходимо произвести вскрытие и судебно-медицинскую экспертизу. Если умерший скончался в следствии долгой болезни и имеет соответствующие медицинские записи, после констатации смерти семейным врачом и представителем власти, родственники покойного могут обращаться в ритуальную службу «Эдем» в Днепре, и заключать договор об оказании услуг погребении. Если родственники желают провести дополнительные мероприятия, такие как бальзамирование тела, мы готовы осуществить перевозку тела в морг.

Краткий перечень этапов подготовки тела к похоронам в морге

Перевозка тела в морг

После вскрытия тела в морге проводится санитарная обработка. Санитары проводят омовение тела, и только после приступают к процессу бальзамирования. Данный этап по замедлению разложения нужен только в том случае, если похороны откладываются более, чем на трое суток, или необходимо произвести транспортировку покойника в другой город, страну. Процесс подготовки тела к похоронам в морге включает такие этапы:

  • Омовение тела, так как после смерти возникают естественные подтекания жидкостей.
  • Дезинфекция тела, чтобы не допустить распространение инфекции в следствии таких заболеваний, как язвы, рожистые воспаления.
  • Тампонирование препятствует быстрому разложению и выделению трупного запаха. Тампоны смачиваются в дезинфицирующий состав, и вводятся в естественные отверстия умершего.
  • Полная обработка трупа дезинфекторами, особенно в том случае, если почивший поступил в морг не сразу, и процессы разложения уже начались.
  • Проводится гримировка покойного, если на лице есть видимые повреждения вследствие разложения или прижизненные травмы.
  • Облачение покойного в одежду, которую предоставили родственники. Обеспечить одежду для покойника может и ритуальная служба, которая занимается организацией похорон.
  • Далее покойного укладывают в гроб, выбранный родственниками и доставленный сотрудниками ритуальной службы.
  • В гроб сотрудники морга кладут личные вещи покойного по просьбе родственников, накрывают тело саваном, украшают ложе цветами.

После проведения всех подготовительных мероприятий, тело отправляют в дом, где будет проходить церемония прощания, или сразу на кладбище.

Подготовка лица покойного к прощанию с близкими

Бальзамирование тела в морге

После смерти лицо человека меняет свои черты, а в случае насильственной смерти или аварии может иметь и поврежденные участки. Для восстановления эстетичности, и чтобы как можно меньше травмировать близких родственников, над лицом работают настоящие специалисты. Перед нанесением грима на лицо укладывают маску, состоящую из формалина, тройного одеколона, спирта и глицерина. Данный состав придает свежесть и слегка розовый цвет лицу.

Если родственники желают нанести макияж, можно принести фото покойного, для получения полноты картины, как человек выглядел при жизни. Чтобы макияж лучше ложился, лицо подогревают феном. Изначально наноситься тональный крем, затем пудра, и после помада. Также сотрудники морга могут подкрасить брови. Иногда вместо традиционной косметики используют акриловые краски, которые лучше ложатся на холодную кожу.

Облачение покойного в ритуальную одежду

Ритуальная одежда для покойника

Если покойный умер в больнице и был доставлен в больничный морг, вещи утилизируются, если родственники не изъявили желание забрать их домой. Если умерший был найден на улице и имеет следы насильственной смерти, его одежда передается в следственный изолятор, где проводятся соответствующие мероприятия.

После омовения тела, сотрудники морга одевают покойного в подготовленные одежды. Узнать, какой комплект ритуальной одежды нужен для покойника Вы можете здесь. Одежду предпочтительней брать на 1-2 размера больше, чем носил покойный при жизни, чтобы процесс облачения тела не было трудоемким. Если одежда окажется мала, или тело потеряло эластичность из-за окоченения, ее разрезают сзади по линии спины, и таким образом облачают покойного.

Вещи необходимо привезти в морг за сутки до выдачи тела. Также необходимо предоставить мыло, бритвенный станок, полотенце, носовой платок, одеколон.

Мероприятия по предотвращению быстрого разложения

На первом этапе обкалываются формалином крупные мышечные ткани и полости. Таким образом удается сохранить тело на несколько дней. Если планируется хранение более недели, проводится полостное бальзамирование и введение формалина внутрь тела.

В морге тело хранится при температуре не выше +2 градуса, чего вполне достаточно для торможения естественных процессов разложения. В современных моргах расположены специальные холодильные камеры, внутри которых поддерживается естественный микроклимат, присутствует вентиляция и система дезинфекции. Для более длительного хранения тела можно заказать глубокую заморозку при температуре -20 градусов.

Бальзамирование также рекомендуется в том случае, если человек умер из-за вирусного или инфекционного заболевания. С помощью бальзамирования удается остановить процесс разложения и распространение инфекции.

Считается, что покойнику нужно обязательно связывать ноги и руки. Зачем это делают? В данной статье предлагается несколько версий этой странной, на первый взгляд, традиции.

Зачем усопшим связывают конечности?

Для чего необходимо с точки зрения религии и традиций?

Важно ли это по физиологическим причинам и почему?

Мистические верования не могут дать рационального объяснения, однако на этот счет существуют совершенно понятные физиологические причины.


    В течение двух-трех суток после смерти мышцы и сухожилия покойника остаются подвижными. Чтобы поместить покойника в довольно небольшое пространство гроба, его тело должно находиться в определенном положении: само тело лежит прямо, ноги вытянуты вдоль и касаются друг друга, а руки лежат на груди крест-накрест.

Кто должен развязывать веревки?

Веревки, которыми связывают ноги и руки покойного, у мистиков имеют название – мертвые путы. Перед самим захоронением их разрезают и снимают с тела, что не имеет никаких рациональных причин, однако может быть выполнено по желанию родственников.

Как уже было сказано, в былые времена для развязывания веревки приглашали специальную женщину, сейчас же это могут сделать и родственники.

По желанию родственников веревки могут быть:

  • оставлены в гробу и похоронены в ногах покойного;
  • сохранены близкими с целью использования в колдовских ритуалах лечения;
  • отданы для применения в обрядах.

Если родные решили оставить веревки, то хранить их следует в нежилом помещении, например, в гараже или подвале.

Веревки охотно применяются в черной магии, поскольку несут на себе огромную отрицательную энергию и тем самым значительно усиливают насылаемую порчу или проклятия.


В мистических практиках считается, что нужно обязательно снимать веревки перед погребением. Если не развязать покойника, то он будет являться родственникам во сне и позовет за собой на тот свет. Если по какой-то причине веревки остались на покойном, то последователи мистических верований советуют положить ножницы в любой другой гроб, даже на чужих похоронах, и попросить того покойника передать их вашему.

Однако нужно помнить, что православие не одобряет и не принимает подобных суеверий. Священнослужители считают, что душа после смерти больше никак не связана с телом, погребенным в земле.

Манипуляции с телом никак не влияют на освободившийся дух. Верующий может только читать Библию, чтить память усопшего и молиться за него, поскольку только это поможет душе в ее странствиях.

Сложно поднимать тему подготовки тела к похоронам, однако это рано или поздно коснется каждого из нас. Нелепые на первый взгляд традиции, обусловлены вполне рациональными естественными причинами, а потому такие традиции нельзя упускать из виду.

Традиция прощания с умершим делится на две основные категории: первая – это религиозная, с учетом веры покойного, вторая – общекультурная, которую соблюдают во всех странах мира. Для тех, кто отправляется на похороны впервые, или мало знаком с особенностями прощания с покойным, будет полезно ознакомиться с правилами и традициями, чтобы не допустить ошибок. В православном мире существуют общие правила организации похорон и поминок, а также ритуалы прощания с покойным.

Общие правила прощания с покойным


Когда умирает человек, к нему спешат проститься не только родственники, но и коллеги, сослуживцы, друзья и соседи. Это дань уважения к памяти человека, которого знали и любили при жизни. Попрощаться с умершим могут прийти все, кто пожелает, в данном случае никаких ограничений не существует, и приглашений от родственников ждать не стоит.

В христианстве существует ряд условий, которые помогают достойно провести человека в последний путь:

  • В доме, где стоит гроб с телом, все пришедшие проститься приветствуют друг друга кивком головы.
  • Изначально нужно подойти к близким родственникам, приобнять или пожать руку, выразить слова соболезнования.
  • Затем подходят к покойнику, можно шепотом или вслух сказать несколько прощальных слов.
  • До самых похорон покойника нельзя оставлять в одиночестве, рядом с гробом постоянно должен находиться кто-то из близких.
  • Во время отпевания члены семьи находятся справа от гроба, все остальные с левой стороны от изголовья.
  • После проведения ритуала прощания, оглашается минута молчания, чтобы почтить память усопшего.
  • Пока покойник в доме, запрещено подметать и мыть полы, проводить уборку.

После смерти человека по традиции в доме завешивают все зеркала, зачем это нужно делать, Вы узнаете из нашей информационной статьи. Если в доме, где умер человек, остановились часы, запустить их можно только через 40 дней после смерти.

Также существуют правила прощания с умершим в определенных местах:

Как попрощаться с умершим на кладбище

Встреча траурной процессии в дороге: гроб положено обходить спереди, поклонившись в знак уважения. Похоронную процессию нельзя обгонять и пересекать дорогу. Встретив процессию, нужно остановиться, мужчины снимают головной убор. За процессией запрещено следить из окон домов.

Порядок следования похоронной процессии: первым идет человек с крестом и полотенцем, далее следует тот, кто несет икону Христа-Спасителя. Следующим идет священник, за которым и несут гроб с покойником. За гробом идут самые близкие родственники, замыкают шествие знакомые и коллеги, пришедшие проститься с умершим.

В церкви: проводится отпевание, на котором могут присутствовать все желающие. Во время отпевания все пришедшие соблюдают молчание, выполняют рекомендации священника, держат зажженные свечи.

В морге: Если человека доставили в морг для вскрытия или подготовки к похоронам, тело доставляют в дом, где проводится прощание, или на кладбище. Также прямо из морга тело может быть отправлено на кремацию. А данном случае прощание проводится в специальном ритуальном зале.

На кладбище: едут близкие родственники и все желающие. Перед захоронением священник читает молитвы, и просит родственников подойти проститься с покойным. Сначала подходят близкие родственники, затем все остальные. Покойного не нужно целовать, можно подержать за руку и сказать несколько прощальных слов. После опускания гроба все присутствующие должны подойти и бросить в яму три горсти земли. С кладбища первыми уходят близкие родственники, за ними следуют все остальные. Уходить с кладбища нужно не оглядываясь.

На поминках: после похорон принято устраивать поминальный обед. Заказать поминальный обед можно в ритуальной службе «Эдем» в Днепре по доступной цене. Обед должен быть скромным, из простых блюд. После обеда всем пришедшим раздают конфеты и печенье, полотенца и носовые платки.

Ритуал православного прощания у гроба с покойником

Молитвы по усопшему

Похороны проводятся не позднее трех суток после кончины человека. Если процесс затягивается из-за следственных действий или до приезда родственников, в морге можно заказать бальзамирование, для сохранения тела. В случае, если человек скончался дома от болезни, и проводить СМЭ не нужно, родственники обращаются в ритуальную службу, которая берет на себя все обязанности по организации похорон или кремации. Правила прощания и проводов такие:

  • С момента наступления смерти возле покойника принято читать псалтырь.
  • Тело омывает санитар из ритуального агентства и одевает в чистые, заранее подготовленные одежды. Если таковых в доме не оказалось, одежду покойнику можно заказать у нас с доставкой.
  • В доме покойника зажигаются свечи и лампады.
  • На лоб покойнику кладут венчик, на шею одевают крестик.
  • Женщине покойнице обязательно покрывают голову платком.
  • Все присутствующие при прощании женщины также должны покрыть голову платком.

Как прощаться с атеистом (неверующим при жизни)

Церемония прощания с неверующим ничем не отличается от православной. Ему также заказывают священника для отпевания, одевают крестик и вкладывают в руки икону. Дома обязательно зажигаются свечи, на кладбище – лампадки. Единственное, что не проводят, так это причастие и соборование перед смертью. После похорон или кремации проводится поминальный обед, где собираются все самые близкие и вспоминают усопшего добрым словом. Неверующим также проводятся поминки на 9, 40 день после смерти, а также на полгода и в годовщину.


С погребальными обрядами связан наиболее архаичный пласт религиозных представлений. Даже сейчас, в XXI веке, хороня близких, люди, порой даже не отдавая себе в этом отчета, повторяют ритуальные действия и воспроизводят суеверия, уходящие корнями в глубокую старину.

К числу таких действий и суеверий относятся манипуляции с «мертвыми путами» — веревками (иногда бечевками или даже ленточками), которыми связывают руки и ноги покойного во время одевания.

«Мертвые путы»: когда налагают, а когда снимают

Обрядность похорон, хоть и имеет региональные различия, в целом одинакова в большинстве областей России. О погребальных обычаях русского народа можно прочесть в исследованиях Г. Завойко, В. Добровольской, А. Соколовой и других.

Важнейшей частью подготовки покойного к похоронам является обмывание и одевание тела. Этим в старину занимались, как правило, знающие тонкости погребальных обрядов люди, зачастую — старые девы. Омытое и обряженное в «смертные» одежды тело укладывали на лавку. Затем обязательно связывали ноги на уровне щиколоток. Руки укладывали на грудь крестообразно, правую поверх левой, и тоже связывали.

В этом положении покойник оставался все время до момента погребения. Но на кладбище, перед тем, как заколотить гроб и опустить его в могилу, руки и ноги покойнику развязывали, а «путы» аккуратно прятали в ногах покойного, помещая их под саван. Собственно, именно так зачастую поступают и теперь.

Объяснений этого обычая существует два: мистическое и рациональное.

Мистической причиной связывания покойного является страх перед ним. Поскольку умершего хоронят не сразу, а на третий день, наши предки опасались, как бы мертвый не встал и не причинил бы зла живым. Это двоякое отношение к покойному, в котором сочетаются и истинная скорбь о нем, желание позаботиться о его посмертной участи, и отношение к мертвому, как к чему-то чужому и страшному, просматривается в погребальных обычаях со времен палеолита. Путы, разумеется, за столько веков не сохранились, но археологи (об этом можно прочесть в статьях антрополога С. Дробышевского) фиксируют такую важную черту погребального обряда древних, как заваливание мертвого тела камнем, тугое пеленание умершего, о чем свидетельствует скрюченное положение скелета, и т.д.

Рациональное объяснение: руки и ноги покойного нужно зафиксировать до того, как они закостенеют. Иначе тело будет невозможно нормально положить в гроб. Сотрудникам погребальных служб известны случаи, когда у трупа приходилось подрезать сухожилия, чтобы придать телу нужное положение.

По всей видимости, в связывании покойного нашли отражение обе эти причины.

Суеверия, связанные с «мертвыми путами»

Самое главное: прежде чем заколотить гроб, покойного нужно обязательно освободить от пут. Иначе, говорят сведущие в этих делах старушки, покойник непременно будет сниться и жаловаться на то, что он связан. Придется «передать» покойнику ножницы, положив их в гроб жителю села, который умрет вскоре после «спутанного» покойного.

Путы нужно непременно сложить в ногах покойного и похоронить вместе с ним. Если они по каким-то причинам останутся непогребенными, ими смогут воспользоваться колдуны. В старину, да и сегодня иной раз, особенно в деревнях, во время похорон назначается какая-нибудь женщина, в обязанности которой входит зорко следить за «путами» и заботиться о том, чтобы ими не завладел кто-нибудь с дурной целью.

Если же путы все-таки оказывались в руках у какой-нибудь ведьмы (иногда родственники сами отдавали их), то они становились мощнейшим средством колдовских обрядов.

Считалось, что «мертвыми путами» можно «намертво» привязать мужа или жениха.

Некоторые суеверные люди даже и в наши дни уверены, что энергия смерти и разрушения в этих веревках так сильна, что они помогают при онкологических заболеваниях, «уничтожая» опухоль.

Но чаще всего путы с мертвого тела применялись в обрядах черной магии, когда колдун намеревался навести порчу или проклятие на кого-то. По этой причине «мертвые путы», если уж было решено оставить их для каких-то магических целей, ни в коем случае не хранили дома, а держали в каком-нибудь нежилом помещении, в сарае или в амбаре.

Православная церковь крайне негативно относится ко всем манипуляциям с «мертвыми путами», справедливо считая их глупым, а подчас и опасным суеверием.


Смерти на Руси всегда придавалось особое значение. Очень важны были не только обряд погребения, одежда умершего и вещи, положенные в гроб, но и поза в которой лежит усопший. Особое внимание уделялось положению его рук. Почему?

Смесь христианства и язычества

Как отмечает Г.А. Носова, автор издания «Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки», погребальный обряд русского населения представлял собой комплекс ритуальных действий, порожденных верой в посмертное существование души. Причем, по словам Носовой, в этом комплексе христианский и языческий мировоззренческие пласты порой достигали органического взаимопроникновения, а иногда существовали параллельно. Так, согласно традиции, покойника на Руси непременно обмывали, а солому, на которой происходил этот процесс, в обязательном порядке сжигали для того, чтобы никто не навел порчу.

После обмывания, если верить автору книги «Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII – начале XX вв.» Валентине Вануйто, покойника обряжали в чистую одежду, но вместо верхнего платья надевали холщовую рубаху, разрезанную спереди и подпоясанную, а на голову надевали шапку. Если на умершем был металлический крестик, его заменяли кипарисным (на таком был распят Христос). Как утверждает Вануйто, усопшего клали на лавку, головой в красный угол, где находились иконы, и накрывали саваном. Примечательно, что саван принято было шить на живую нитку и от себя. В противном случае все в доме покойного могли последовать за ним.

Руки покойника

Между тем близкие старались всеми способами облегчить переход усопшего в мир иной и его пребывание там. Как пишет Елена Арсеньева в своем «Словаре русских чудес и суеверий», как правило, в правую руку покойнику вкладывали полотенце и платок для того, чтобы во время Страшного суда он смог вытереть пот. Также русские считали, что если в гроб положить дорожный посох и новую обувь (или обуть покойника в новую обувь), то это сделает его путешествие в царство мертвых не таким тяжелым. Кстати, в гроб, который предварительно окуривали ладаном, тело помещали только перед самым выносом из дома.

При этом важное значение имело положение рук умершего. Так, правая рука должна была лежать поверх левой. По словам Сергея Мосолова, автора книги «История казачества», русские считали, что делалось это для того, чтобы покойный мог креститься (молиться). Как следует из текста издания «У Бога все живы. Православный обряд погребения» Валентина Мордасова, подобное положение рук сохранилось и по сей день. Причем Мосолов пишет, что в левую руку вкладывали крест, свечу, вербу или рукописание («отпускную молитву»). Мордасов же утверждает, что чаще всего в левую руку кладут образ Спасителя (для мужчин) или образ Божьей Матери (для женщин).

Окончание обряда

Примечательно, что, как указано в учебном пособии «Основы этнографии» под редакцией В. А. Козьмина и В. С. Бузина, еще в тот момент, когда покойника клали на лавку в красном углу, его закрытые веки придавливали монетами, а руки и ноги связывали. Развязывали же конечности усопшего (и развязывают до сих пор) только перед выносом тела из дома. Об этом пишет и Валентин Мордасов. Сергей Мосолов утверждает, что так поступали для того, чтобы при переселении в «новый дом» человек не оставался связанным. Монеты с век тоже снимали.

Если верить автору-составителю издания «Русский народный календарь» кандидату исторических наук Николаю Решетникову, монеты нередко бросали в могилу для того, чтобы усопший смог выкупить на том свете место на кладбище. В могилу клали также остатки полотна, из которого был пошит саван, и использовавшиеся при этом иголки и нитки. С помощью этих предметов недоброжелатели могли навести порчу. Оставляли в могиле и длинные полотенца, на которых гроб опускали в землю. Эти полотенца символизировали широкую и гладкую дорогу усопшего в потусторонний мир. Впрочем, части полотенец также могли и раздать присутствующим на похоронах.

Читайте также: