Как связать слои в gimp

Обновлено: 27.03.2024

Палитра слоев GIMP – очень мощная функция, но параметр Link Layers практически скрыт. Такие функции, как режимы наложения и ползунок непрозрачности, довольно очевидны и требуют экспериментов. Однако, поскольку кнопки Link Layers практически невидимы до тех пор, пока вы на самом деле не нажмете их, эту полезную функцию очень легко пропустить.

Что делает слой ссылок?

Эта функция довольно просто связывает два или более слоя вместе, так что вы можете применять преобразования в равной степени к каждому слою, не объединяя их в первую очередь. Это, очевидно, дает вам гибкость последующего самостоятельного преобразования, чего нельзя было бы сделать, объединив слои.

Хотя Link Layers позволяет вам перемещать, изменять размер, вращать и переворачивать слои в унисон, он применяется только к этим типам преобразований. Например, вы не можете применить фильтр к нескольким связанным слоям одновременно. Вам придется либо применить фильтр к каждому слою независимо, либо сначала объединить слои. Кроме того, если вы переместите положение связанного слоя в палитре Layers , любые связанные слои останутся на своих местах в стеке слоев, поэтому их придется перемещать вверх или вниз независимо.

Как связать слои в GIMP

Связать слои очень просто, если вы знаете, как это сделать, но поскольку кнопки изначально не отмечены, вы можете легко их пропустить.

Если вы наведите курсор мыши на слой в палитре Слои , вы увидите, что пустая квадратная форма кнопки станет видимой справа от значка глаза. Если вы нажмете на эту кнопку, значок цепочки станет видимым. Чтобы связать два или более слоев, нужно нажать кнопку ссылки на каждом слое, который вы хотите связать, чтобы значок цепочки был виден. Вы можете снова отсоединить слои, просто еще раз нажав на иконку цепочки.

Если вы знакомы со связыванием слоев в Adobe Photoshop, этот метод будет немного чужд, тем более что нет возможности иметь более одной группы связанных слоев в любое время. Однако в большинстве случаев это не должно вызывать проблем, если вы регулярно не работаете с документами с большим количеством слоев.

Использование опции для связывания слоев даст вам возможность быстро и легко применять преобразования к нескольким слоям, не теряя возможность применять изменения к отдельным слоям позже.

Команда Объединить видимые слои объединяет в один слой все видимые слои. Видимые слои это те слои, которые помечены пиктограммой « глаз » в диалоге слоёв.

После выполнения этой команды исходные видимые слои удалятся. С помощью команды Создать из видимого можно создать новый слой на стопке слоёв, сохраняя при этом исходные видимые слои.

6.25.1. Активация команды

Получить доступ к этой команде можно через меню изображения Изображение → Объединить видимые слои… ,

или использовав сочетание клавиш Ctrl + M .

6.25.2. Описание диалога « Параметры объединения слоёв »

Рисунок 16.83. Диалог « Параметры объединения слоёв »

Диалог «Параметры объединения слоёв»

Видимые слои это те слои, которые помечены пиктограммой « глаз » в диалоге слоёв.

Расширен при необходимости : конечный слой будет достаточно большим, чтобы содержать все объединённые слои. Заметьте, что слои в GIMP могут быть больше, чем изображение.

Отсечён по нижнему слою : размер конечного слоя равен размеру нижнего слоя. Если нижний слой меньше, чем некоторые видимые слои, то конечный слой урезается до размера и положения нижнего.

Этот говорящий сам за себя параметр становится доступным при наличии группы слоёв

Слои можно представить себе в виде стопки слайдов. С помощью слоёв можно построить изображение из нескольких концептуальных частей, с каждой из которых можно работать независимо от всех других элементов изображения. Слои размещаются один поверх другого. Нижний слой является фоном изображения, и компоненты переднего слоя изображения располагаются над ним.

Рисунок 8.1. Изображение со слоями

Изображение со слоями

Изображение со слоями

Теоретически, число слоёв в изображении ограничено только объёмом доступной памяти в системе. Продвинутые пользователи часто работают с изображениями, содержащими десятки слоёв. Для облегчения работы слои можно объединять в группы, также для работы со слоями существует множество команд.

Структура слоёв в изображении показна в диалоге « Слои » , который является вторым по важности диалоговым окном после панели инструментов. Внешний вид диалога « Слои » показан на прилагающейся иллюстрации. Каким способом он работает подробно описано в разделе Диалог слоёв, но некоторые аспекты мы рассмотрим здесь, в связи с отображаемыми свойствами слоя.

На панели меню, расположенной над окном изображения, можно найти меню Слои , содержащее некоторое число команд, влияющих на активный слой изображения. То же самое меню можно вызвать, сделав щелчок ПКМ в диалоге «Слои».

1.1. Свойства слоя

Каждый слой изображения имеет ряд важных атрибутов:

Каждый слой имеет собственное название. Оно назначается автоматически при создании слоя, но вы можете его изменить. Имя слоя изменяется с помощью двойного щелчка на нём в диалоге слоёв, или с помощью щелчка правой кнопкой мыши там же и затем выбора пунка Правка атрибутов слоя в появившемся меню.

Присутствие или отсутствие альфа-канала

Альфа канал кодирует информацию о том, насколько насколько прозрачен слой в каждой точке. Это видно в диалоге каналов: белый это полностью непрозрачный, чёрный полностью прозрачный, и оттенки серого отображают частичную прозрачность.

The background layer is particular. If you have just created a new image, it has still only one layer which is a background layer. If the image has been created with an opaque Fill type, this one layer has no Alpha channel. To get a background layer with transparency, either you create your new image with a transparent Fill type, or you use the Add an Alpha Channel.

If you add a new layer , even with an opaque Fill type, an Alpha channel is automatically added to the layer.

Любой слой, за исключением нижнего, содержит альфа-канал, но вы не можете видеть представление значений альфа-канала в градациях серого. За подробностями обратитесь к статье Альфа в глоссарии.

Пример альфа-канала.

Рисунок 8.2. Пример альфа-канала: основное изображение

Пример альфа-канала: основное изображение

У этого изображения три слоя, закрашенные полностью непрозрачным красным, зелёным и синим. В диалоге каналов можно видеть, что добавлен альфа-канал. Он белый, потому что изображение непрозрачно, поскольку есть по крайней мере один непрозрачный слой. Активный слой, слой красного, содержит только красный цвет, поэтому каналы зелёного и синего чёрные.

Рисунок 8.3. Пример альфа-канала: один прозрачный слой

Пример альфа-канала: один прозрачный слой

Левую часть первого слоя сделали прозрачной ( прямоугольное выделение, правка/очистить). Второй слой, зелёный, стал видимым. Альфа-канал по-прежнему белый, поскольку есть непрозрачный слой в этой части изображения.

Рисунок 8.4. Пример альфа-канала: два прозрачных слоя

Пример альфа-канала: два прозрачных слоя

Левую часть второго слоя сделали прозрачной. Третий слой, синий, стал видимым сквозь первые два. Альфа-канал по-прежнему белый, поскольку есть непрозрачный слой в этой части изображения.

Рисунок 8.5. Пример альфа-канала: три прозрачных слоя

Пример альфа-канала: три прозрачных слоя

The left part of the third layer has been made transparent. The Alpha channel is still white and the left part of the layer is opaque. The background layer has no Alpha channel. In this case, the Clear command works like the Eraser and uses the Background color of Toolbox.

Рисунок 8.6. Пример альфа-канала: альфа-канал добавлен к слою фона

Пример альфа-канала: альфа-канал добавлен к слою фона

Мы использовали команду Слой → Прозрачность → Добавить канал альфа , которая доступна только для слоя фона. Теперь, левая часть изображения полностью прозрачна и с цветом страница, на которой находится изображение. Левая часть пиктограммы канала альфа в диалоге каналов чёрная (прозрачная).

Тип слоя определяется типом изображения (см. предыдущий раздел) и наличием или отсутствием альфа канала. Возможны следующие типы слоёв:

Градации серого с альфа-каналом

Индексированный с альфа-каналом


Видимость

Существует возможность убрать слой из изображения без фактического его удаления, нажав на значок глаза в диалоге «Слои». Это называется « отключить видимость » слоя. Большинство действий с изображением считают невидимые слои просто несуществующими. При работе с изображением, содержащим множество слоёв с различной степенью прозрачности, отключение видимости некоторых слоёв помогает лучше увидеть содержимое отдельного слоя, с которым предстоит работать.

Щелчок по символу глаза с нажатой клавишей Shift скроет все слои за исключением того, по которому вы щёлкнули.

Как правило, активировать слой для работы с ним можно, сделав по нему щелчок в списке слоёв. При наличии множества слоёв бывает трудно понять, к какому слою принадлежит тот или иной элемент изображения. Для активации слоя, к которому принадлежит элемент, зажмите Alt и щёлкните по нужному элементу колёсиком мышки. Будут просмотрены все доступные слои, начиная с самого верхнего, и в статусной строке временно будет показан слой, содержащий нужный элемент.


Связь с другими слоями

Если вы щёлкнете между значком глаза и миниатюрой слоя, появится значок с изображением цепочки. Он означает, что вы можете группировать слои для операций с несколькими слоями (к примеру с инструментом перемещения или трансформации).

Рисунок 8.7. Диалог слоёв

Диалог слоёв

Красный: связь с другими слоями. Зелёный: видимость.

Основная причина значимости этого, это то, что вы не сможете ничего сделать со слоем за пределами его границ: вы не можете работать на том, что не существует. Если это вызывает проблемы, вы можете изменить рамзер слоя с помощью нескольких команд, которые вы можете найти в меню Слой .

Количество занимаемой слоем памяти определется его размером, а не содержимым. Поэтому если вы работаете с большими изображениями, или с изображениями, содержащими множество слоёв, имеет смысл сократить слои до минимально возможного размера.

Прозрачность слоя определяется степенью доступных цветов из нижних отображаемых слоёв списка. Непрозрачность определяется диапазоном от 0 до 100, где 0 означает полную прозрачность, и 100 означает полную непрозраность.

Режим слоя определяется способом комбинации цветов из текущего и расположенного ниже слоя для представления видимого результата. Это достаточно сложное и важное понятие, заслуживающее отдельного раздела. Обратитесь к разделу Режимы слоя.

В дополнение к альфа каналу существует другой способ контроля прозрачности слоя: с помощью добавления Маски слоя , которая представляет собой дополнительный холст в градациях серого, привязаный к слою. По умолчанию слой не имеет маски слоя: она может быть добавлена специально. Маски слоя, и способы работы с ними описаны более подробно в последующем разделе этой главы.

Команда Объединить видимые слои объединяет в один слой все видимые слои. Видимые слои это те слои, которые помечены пиктограммой « глаз » в диалоге слоёв.

После выполнения этой команды исходные видимые слои удалятся. С помощью команды Создать из видимого можно создать новый слой на стопке слоёв, сохраняя при этом исходные видимые слои.

6.19.1. Активация команды

You can access this command from the image menubar through Image → Merge Visible Layers… ,

у неё также есть клавиша быстрого доступа: Ctrl + M .

6.19.2. Description of the « Layers Merge Options » Dialog

Рисунок 16.71. The « Layers Merge Options » Dialog

The Layers Merge Options Dialog

Видимые слои это те слои, которые помечены пиктограммой « глаз » в диалоге слоёв.

Расширен при необходимости : конечный слой будет достаточно большим, чтобы содержать все объединённые слои. Заметьте, что слои в GIMP могут быть больше, чем изображение.

Отсечён по нижнему слою : размер конечного слоя равен размеру нижнего слоя. Если нижний слой меньше, чем некоторые видимые слои, то конечный слой урезается до размера и положения нижнего.

В первой части урока я познакомлю вас с основным диалоговым окном Слои и продемонстрирую основные команды при работе с данным инструментом. Во второй части урока мы подробно остановимся на использовании различных режимов наложения слоев, а в заключительном уроке, будут рассмотрены разнообразные приемы работы со слоями, с использованием масок и режимов наложения.

Что такое Слои?

Давайте это рассмотрим на простом примере. У нас на столе лежит чистый листок бумаги, на котором нарисован цветок, но не целиком.

слои в gimp

Кроме этого у нас есть еще несколько листов прозрачной пленки, на которых нарисованы разнообразные лепестки цветка.

что такое слои в gimp

Если теперь наложить все прозрачные пленки на листок со стеблем, то у нас в итоге получится изображение цветка.

что такое слои

Как видите, сложением многих прозрачных пленок (слоев) с исходным листом (фоновым слоем) у нас получится готовое изображение.

Как использовать Слои в Gimp?

Давайте перенесем чистый листок и прозрачные пленки в наш графический редактор. И так мы впервые с вами запустили программу, и перед нашим взором откроется следующая картина.

диалоговое окно слои

854
Так как сегодня мы говорим только о слоях, то давайте подробнее остановимся на этом диалоговом окне. На скриншоте оно обозначено зеленой стрелкой. Если случайным образом у вас данное диалоговое не открылось, то сделаем следующие идем в «Окна – Недавние прикрепляющие диалоги – Слои, Каналы, Контуры…». Данное диалоговое окно из-за его длинного названия, будем называть просто «Окно слои».

Продолжаем знакомство, рассмотрим диалоговое окно поближе, что же мы с вами увидим.

диалоговое окно слои

Как видите, ни одна функция данного окна пока не активна, так у нас не создано основное изображение. Для этого идем в меню «Файл -Создать..» и создадим новое изображение с настройками по умолчанию.

03_sloi-v-gimp

Вот теперь появился первый слой, который сражу же получил имя «Фон» (по англ. Background). По умолчанию данный слой будет белым, хотя мы можем сделать его любым цветом, каким захотим.

sloi-v-gimp

Опции диалогового окна cлоев

Давайте более подробно рассмотрим опции диалогового окна слоев и начнем с первой пиктограммы, которая называется «Создать новый слой».

как создать новый слой

Как это звучит из названия, с помощью данной пиктограммы вы можете создать новый слой. Не будем терять время и создадим новый слой. Щелкаем по пиктограмме. И вы сразу же увидите окно создания нового слоя

06_sloi-v-gimp

где можно выбрать различные настройки создания нового слоя, а также задать имя будущего слоя. Новый слой может быть как прозрачным, так и быть закрашен либо цветом переднего плана, либо цветом фона. В нашем примере я закрасил данный слой зеленым цветом и переименовал его в «Слой №1».

07_sloi-v-gimp

Следующие две пиктограммы позволяют изменять положение слоя в стопке слоев. Т.е. с помощью данных кнопок вы легко можете переместить текущий слой вверх или вниз, соответственно нажав на нужную кнопку. Так как у нас сейчас активен верхний зеленый слой, то пиктограмма «Переместить слой вверх» будет не активна. Это и понятно, что перемещать данный слой вверх некуда.

08_sloi-v-gimp

Нажмем на пиктограмму «Переместить текущий слой вниз»

09_sloi-v-gimp

Мы переместили слой вниз, и самым верхнем слоем у нас стал фоновый белый слой. Таким образом, в графическом редакторе gimp, видимость слоев идет сверху вниз, наш взгляд направлен сверху на все слои и самым первым видимым слоем у нас будет самый верхний слой в диалоговом окне. Это и видно из нашего простого примера, переместив зеленый слой вниз, мы тем самым переместили фоновый слой вверх, что сейчас и видно на рабочей области программы — чистое белое поле.

10_sloi-v-gimp

Перейдем к следующей пиктограмме, которая позволяет создать дубликат слоя (копию выбранного слоя). Сразу же покажу это на примере, выделите в окне зеленый слой и нажмите эту пиктограмму. У вас должно получится так.

11_sloi-v-gimp

Пиктограмма с изображением якоря позволяет прикрепить плавающее выделение в активный слой в стопке слоев. Здесь стоит остановится более подробно. В gimp плавающим выделением называется временный слой, который создается путем копирования и вставкой слоя, т.е. командами «Копировать» (Ctrl+C) и командой «Вставить» ( Ctrl+V).

Плавающее выделение (иногда называемое «плавающий слой») — это тип временного слоя, который по поведению очень похож на обычный слой кроме того, что прежде чем продолжить работу над другими слоями, плавающее выделение нужно прикрепить. Это означает, его надо прикрепить к нормальному (не плавающему) слою, обычно к тому, что был активным прежде. Это делается, на пример, простым нажатием на изображении вне этого выделения или по пиктограмме якоря.

Чтобы понять это скопируйте «Слой №1». Для этого выполните команды «Правка -Копировать», «Правка — Вставить». Получится у вас следующее.

прикрепить слой

Пиктограмма с изображением корзины (или другого значка как у меня) – нажав на нее, вы удалите выделенный слой в списке слоев.

13_sloi-v-gimp

Кроме опций слоев вы также можете видеть напротив каждого слоя пиктограмму с изображением глаза. Нажимая по этой пиктограмме, мы тем самым отключаем — включаем видимость слоя.

видимость слоя

Чтобы сделать видимым ТОЛЬКО ОДИН СЛОЙ вы должны зажать на клавиатуре клавишу Shift и щелкнуть по пиктограмме глаза. Чтобы вернуть обратно видимость всех слоев, повторите процедуру.

Это очень полезная функция вы сами на этом убедитесь, когда более детально научитесь работать в любом графическом редакторе, каким является gimp.

Еще между пиктограммой глаза и изображением слоя есть место, щелкнете туда мышкой, в результате чего появится цепочка.

15_sloi-v-gimp

Пиктограмма цепочки означает, что при перемещении слоев, с включенной цепочкой, будут двигаться все слой, а не только активный.

Продолжаем наше знакомство со слоями и теперь переходим выше, т. е. к опции «Режим», которая находится выше рабочего пространства окна, и представляет собой выпадающее меню с разнообразными названиями режимов смешивания слоя. Более подробно о режимах мы с вами поговорим во второй части урока, не пропустите. А сейчас просто порекомендую вам поэкспериментировать с различными режимами, чтобы посмотреть,что они делают. По умолчанию всегда установлен режим «Нормальный».

16_sloi-v-gimp

Следующая опция называется «Непрозрачность» слоя, с помощью данной настройки мы можем регулировать (перемещать ползунок или вводить цифровое значение) непрозрачность слоя. При значении непрозрачности 100% текущий (активный слой) полностью непрозрачен, т. е. за данным слоем не будут видны остальные слои в стопке слоев. Но если мы сдвинем ползунок в левую сторону, за активным слоем начнет проявляться следующий слой, который расположен ниже. Чтобы это понять возвратимся к нашему примеру. Выделете в стопке слоев верхний белый слой и сдвиньте ползунок до 50%.

17_sloi-v-gimp

Как видно, теперь на рабочей области стал заметен и следующий зеленый слой.

Ну и в завершении рассмотрим последнею опцию окна слои под названием «Запереть» (Lock).

запереть слой

Если поставить галочку в данной настройке, то произойдет блокирование прозрачных пикселей в активном слое. Что это значит? Ну, это означает, что вы можете редактировать только те области, на этом слое, которые не являются прозрачными.

Рассмотрим это на нашем примере. Отключим видимость верхнего белого и среднего слоя. Далее выберем на панели инструментов «Овальное выделение» и создадим круг как на скриншоте

19_sloi-v-gimp

Теперь нажмите «Del» на клавиатуре.

20_sloi-v-gimp

Выполняем команду «Выделение — Снять»

21_sloi-v-gimp

Таким образом вы с вами сделали круглое прозрачное «окно», через которое будет виден слой расположенный ниже, но так как в настоящее время данный слой находится в самым низу стопки слоев и больше нет слоев под ним, то через данное окно видна шахматная доска.

Наличие такой шахматной доски говорит нам, что в текущем слое присутствует информация о прозрачности, т.е. в данном слое есть альфа-канал. Вот теперь если нажать на пункт «Запереть», то мы не сможем с вами нечего сделать с прозрачной областью. В дальнейшем, при работе в графических редакторах, использование данной опции значительно помогает при редактировании фотографий.

P.S. Слои очень важная и необходимая область знаний при работе с любым графическим редактором. И наверно самой главной особенность слоев, является возможность сохранения их для дальнейшего редактирования в основной файл программы. У фотошопа таким файлом является собственный формат PSD, а у графического редактора GIMP формат XCF. Сохраняя слои , вы спустя какое-то время можете легко продолжить их редактирование.

На этом я завершаю первую часть урока про слои, из которого мы поближе познакомились с очень важным инструментом работы в любом графическом редакторе. Во второй части я расскажу вам про работу с различными режимами наложения слоев в программе gimp. Не пропустите вторую часть, подписывайтесь на обновления блога. Если что-то было упущено мной, комментируйте, и я обязательно обновлю данное руководство с помощью ваших советов друзья.

Термины урока:

Стопка слоев – название под которым понимается весь список слоев в диалоговом окне.

Плавающее выделение — (иногда называемое «плавающий слой») — это тип временного слоя, который по поведению очень похож на обычный слой кроме того, что прежде чем продолжить работу над другими слоями, плавающее выделение нужно прикрепить. Это означает, его надо прикрепить к нормальному (не плавающему) слою, обычно к тому, что был активным прежде. Это делается, на пример, простым нажатием на изображении вне этого выделения или по пиктограмме якоря.

Окно Слои (панель слоев) — одно из основных диалоговых окон графической программы GIMP, в котором расположены все слои с которыми вы работаете в настоящий момент. Каждому слою может быть присвоено собственное имя, что облегчит навигацию по слоям, когда у вас их будет очень много. Имя слоя легко изменить щелкнув два раза по слою.

Активный слой — текущий слой программы, в котором совершается редактирование, обычно выделен цветной полосой.

Непрозрачность слоя – характеризует прозрачность слоя, задается шкалой от 0 до 100%. При нулевом значении активный слой полностью прозрачен (невидим для нас).При значении 100, слой полностью видим нами, т. е. непрозрачен.

Режим слоя — один выбранный из 21 режима слоя программы GIMP. Режимы слоя иногда называются «режимами смешивания». Выбор режима слоя изменяет внешний вид слоя или изображения в зависимости от нижележащих слоёв. Если у вас есть только один слой, то режим слоя ни на что не повлияет. Поэтому должно быть по крайней мере два слоя, чтобы использовать режимы слоя. Помните об этом.

Использованы следующие источники при написании урока:

С уважением Антон Лапшин!

«Если вы новичок в работе с изображениями, представление о слоях может быть не очень очевидным. Однако, использование слоев так же просто, как одевание слоев одежды на ваше тело. Однажды попробовав использовать слои, вы потом не поймете, как раньше без них работали».

update. Вторую часть урока про режимы наложения смотрите тут.

За 10 лет обучил работе в фоторедакторе Gimp более 12000 пользователей, мои видео-уроки и мастер-классы на одноименном YouTube канале посмотрели более 1 400 000 раз.

Читайте также: