Как связать теорию с практикой

Обновлено: 24.04.2024

Принцип основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации. Однако сама по себе информация, полученная в ходе практической деятельности, не может быть двигателем педагогической науки и не имеет ценности. Возможность использования результатов педагогической практики осуществляет тщательная их переработка, которая включает систематизацию, исследование и анализ, выводы и создание на их основе педагогических выкладок и теорий, которые, при условии дальнейшего успешного исследования, будут включены в систему педагогических научных знаний.

Правила реализации принципа связи теории с практикой предполагают:

  1. Учите так, чтобы ученик и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной потребностью
  2. В процессе обучения соблюдайте правила: от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания - жизнь" необходимы
  3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалектическую связь теории с практикой Покажите, что наука развивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры.
  4. Расскажите ученикам о новые технологии, прогрессивные методы труда, новые производственные отношения
  5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике.
  6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы ученик не убеждался в жизненном смысле своего труда
  7. Всячески используйте связь школы с производством
  8. Проблемных-поисковые и исследовательские задачи - лучшее средство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочетаниях
  9. Воспитывайте у учащихся сознательное и положительное отношение к труду, коллективной, общегосударственной и частной собственности, показывайте личный пример такого отношения
  10. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному совершенствованию своих результатов, развивайте соревнования
  11. В учебно-воспитательном процессе следует сочетать умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80-85% знаний
  12. Поощряйте учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний сначала в той области науки, техники, искусства, которой увлеклись учащиеся; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования
  13. Внеклассную работу с вашего предмета вы сделаете тем привлекательнее для учащихся, чем теснее свяжете ее с решением интересных для школьников практических знаний

Принцип гуманизма

Это принцип социальной защиты растущего человека, принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда п.п. строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Гуманизм — это признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, признающего ценность человека как личности (индивида), уважающего его достоинство, стремящегося к его благу как цели своего развития.

Принципы обучения – это ряд дидактических требований по подбору методов и средств организации и реализации процесса обучения.

Впервые принципы обучения были выделены и описаны в труде Я. А. Коменского «Великая дидактика». Описанные Коменским принципы обучения являются традиционными, проверенными временем. В последующем, работой над принципами обучения занимался К. Д. Ушинский, который добавил еще несколько принципов, тем самым расширив их перечень.

На сегодняшний день, помимо традиционных принципов обучения выделяют ряд современных. Появление современных принципов обучения связано с тем, что постепенно к процессу обучения предъявляются новые требования, что влечет за собой изменения в организации учебного процесса. Современные педагогические принципы активно внедряются в процесс обучения, наряду с традиционными.

Использование принципов обучения является обязательным при организации и реализации учебного процесса. При этом педагог опирается не на какой-то один принцип, а на их комплекс. Только комплексное применение принципов обучения гарантирует эффективность учебного процесса и достижения цели обучения.

Принцип связи теории с практикой – это принцип, ориентирующий педагога на необходимость гармоничной связи научных знаний и практики повседневной жизни, а также предупреждение недостатков, которые могут проявиться при отрыве теории от практики.

Общая характеристика принципа связи теории с практикой

Значение принципа связи теории с практикой заключается в том, что при отрыве процесса обучения от практики приводите к вербально-абстрактному преподаванию, а именно к энциклопедизму. Отрыв обучения от теории приводит к дидактическому утилитаризму.

Значимость практики в процессе обучения заключается в том, что она является:

  • одним из основных источников познавательной деятельности учащихся;
  • единственным действительно объективным критерием истинности получаемых знаний;
  • областью, показывающей значимость получаемых знаний и применение в практической деятельности.

Данные формы значимости практики и используются в обосновании ее обязательной связи с теорией обучения. Однако место и значение практики в процессе обучения отличается рядом особенностей.

Использование практики в процессе обучения направлено на:

  • углубление понимания теоретических знаний;
  • закрепление теории;
  • формирование навыков применения теоретических знаний в повседневной деятельности;
  • проверка усвоенной учебной информации.

В процессе разъяснения учащимся соотношения теории и практики, педагог показывает, что практически все научные теории возникли в результате практических потребностей общества. В свою очередь теоретические исследования являются фундаментом для осуществления совершенствования практической деятельности. Так, изучение учащимися теоретических знаний может опираться на имеющийся у них практический опыт. Однако чаще всего обучение построено таким образом, что вначале учащиеся получают теоретические знания, а после подкрепляют их практической работой, например, осуществление лабораторных и практических работ по изученной теме или разделу.

Готовые работы на аналогичную тему

Применение теоретических знаний на практике способствует их укреплению и углублению, а также формированию умений и навыков их использования.

Наибольший интерес у учащихся вызывают такие формы практической деятельности как исследовательские и творческие работы. К ним относятся: эксперименты, наблюдения, трудовые задания, экспериментальные задачи и упражнения.

Таким образом, принцип связи теории и практики дает учащимся возможность не только получить научные знания, но и выработать навыки по их использованию в повседневной жизни и различных видах практической деятельности.

Роль принципа связи теории с практикой в обучении

Одной из основных задач педагога является показать учащимся, что теоретические исследования не могут осуществляться самостоятельно, то есть сами по себе и не ради развития науки, а с целью совершенствования практической деятельности и улучшения жизни общества.

Проблемы, решаемые различными науками, всегда ставятся практикой, в тоже время и их разрешение проверяется практикой, посредством внедрения в нее (общественное производство, жизнь и т.д.).

Одной из основных особенностей данного принципа является то, что учащимся, прежде всего, необходимо понять значение теории в жизни каждого человека и его практической деятельности. А так же умение применять полученные теоретически знания для решения разнообразных практических задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Полученные практические умения и навыки являются важными критериями качества знаний учащихся.

Реализация данного принципа в рамках общеобразовательной школы осуществляется посредством организации уроков трудового обучения и технологии.

Педагогическая практика показывает, что трудовая деятельность учащихся действительно имеет большое значение в процессе обучения и не менее важна, чем учебная. Кроме того, учебная деятельность учащихся должна рассматриваться как один из эффективнейших методов трудового воспитания детей. Все это определяет взаимосвязь и единство теории и практики.

История формирования принципа связи теории с практикой

В процессе отечественного образования принципу связи теории с практикой отводилась одна из самых значительных ролей в обучении в массовой школе. Однако в 1937 году ситуация кардинально изменилась, принцип довольно часто нарушался. Например, отмена уроков трудового обучения в 1937 году в советской школе, в соответствии с идеологией того времени.

Отмена уроков трудового воспитания была ошибкой, на которую указывали ряд педагогов-практиков, а также Н.К. Крупская. В тоже время часть педагогов считали, что отмена вполне обоснована, так как после репрессий 1937 года была уничтожена большая часть интеллигенции. В связи с чем, остро стоял вопрос создания новой «советской» интеллигенции. Поэтому процесс обучения был ориентирован только на интеллектуальную подготовку. Данное положение просуществовало вплоть до 1958 года.

В 1958 году ситуация изменилась, был принят Закон «Связи обучения с жизнью», который считался одним из основных принципов советской школы. Практическая деятельность осуществлялась учащимися дважды в неделю на уроках профессионального и трудового обучения. После окончания школы учащиеся получают не только аттестат, но и удостоверение слесаря, механика и т.д.

Большое внимание также уделялось связи теоретических предметов, изучаемых в школе и профессионального профиля учащихся.

В 1963 году система образования вновь претерпевает изменения, отменяется 11-й класс, профессиональные уроки в рамках школы прекращаются. Продолжается это до 1977 года, когда при школах организуются межшкольные мастерские УПК, теряющие свою актуальность в 90-х годах.

Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных предметов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой.

Как минимум раз в жизни каждый студент сталкивается с написанием ВКР, курсовой работы. Учащийся должен учесть все требования, предъявляемые к проекту со стороны ВУЗа и научного сообщества, изучив методические рекомендации и ГОСТы. Но далеко не всегда правильное оформление и изложение текста гарантирует получение автором положительной отметки на защите.

Как минимум раз в жизни каждый студент сталкивается с написанием ВКР, курсовой работы. Учащийся должен учесть все требования, предъявляемые к проекту со стороны ВУЗа и научного сообщества, изучив методические рекомендации и ГОСТы. Но далеко не всегда правильное оформление и изложение текста гарантирует получение автором положительной отметки на защите.

В указанных нормативных документах нет ни слова о том, как связать между собой теоретическую и практическую главы, нужен ли на самом деле этот переход? Зачастую члены экзаменационной комиссии не обращают на это внимание, но на самом деле именно в наличии достойного перехода от теории к практике зависит такой принцип, как логичность, последовательность написания курсовой или дипломной работы и ее целостность. Давайте разберемся в том вопросе.

Взаимосвязь теории и практики

Выполнение курсовой, дипломной или диссертационной работы предполагает, что выбранная тема будет раскрываться поэтапно, постепенно. Для этого автору необходимо разбить материал на главы и подпункты, притом разделы между собой должны быть примерно одинаковыми по объему.

Структура ВКР

Как разбить найденный материал на главы, пункты

При написании текста курсовой или дипломной работы исследователь обязан придерживаться основополагающих принципов:

  • Краткость и емкость. Данный постулат означает, что автору следует использовать простые конструкции и предложения, которые отражают суть, без лишней «воды».
  • Логичность и последовательность. Все суждения автора должны быть понятными и простыми, подталкивать читателя к дальнейшим рассуждениям и выводам. Каждый подпункт взаимосвязан со следующим и формирует целостную картину по теме.

Соблюдение этих принципов делает работу полномасштабной, целостной. Но при этом важно, чтобы между собой соотносились и связывались не только подпункты, но и главы.

ВКР или курсовая работа считается грамотно и качественно выполненной, если весь материал хорошо структурирован, нет резких скачков с одного момента на другой, все части взаимосвязаны.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что отражать в теоретической и практической главах?

Студенческий или научно-исследовательский проект делится на две большие главы: теоретическую и практическую.

В теоретической части необходимо учить наиболее важные аспекты в рамках выбранной темы. Это не значит, что здесь нужно максимально рассмотреть вопрос, изложить как можно больше информации. Целью автора в этом сегменте является создание теоретической базы, «инструкции» по написанию практической главы.

Теоретическая глава ВКР

Основные составляющие теоретической части дипломной работы

Это значит, что в «теории» нужно описать те моменты, которые будут затем освещены в практическом разделе. Достаточно кратко описать суть вопроса (тезисы, определения, ключевые методики, формулы и пр.), которые впоследствии будут перенесены на «практику», станут «алгоритмом» для ее написания.

В теории автор показывает умение работать с большим объемом информации, а в последующих главах – умение использовать полученные знания, пользоваться ими в жизни.

Из чего состоит практическая глава

Практическая часть выпускной работы

Таким образом, теоретическая глава призвана показать значительные моменты по теме исследования и стать «инструкцией» по выполнению последующих разделов. Важно не просто оборвать теорию и приступить к анализу объекта и собеседования (написанию практического раздела). Важно связать между собой все главы.

Как сделать переход от теории к практике?

Самый простой вариант связать между собой подпункты и главы – написать грамотный, аргументированный вывод, который убедит комиссию в том, что автор разобрался в теме, а также подтолкнет читателя к последующим действиям.

Взаимосвязь теоретической и практической глав

Создание плавного перехода между теорией и практикой

Выводы по подпунктам должны отражать ключевые аспекты изученного, а также продолжать мысль автора, его намерение рассмотреть следующие аспекты. Важно чтобы умозаключения были обособлены, то есть сформированы отдельным абзацем.

Пример вывода по подпункту (и теоретической главе) «Коэффициенты эффективности использования оборотного капитала».

Таким образом, рассмотренные показатели предоставляют возможность оценить умение руководства компании грамотно распоряжаться оборотным капиталом, определить эффективность его использования. Рассмотренная методика позволит диагностировать наличие или отсутствие проблем в этой области, а также разработать план по их решению. Рассмотрим применение коэффициентов эффективности использования оборотного капитала в реальной жизни на примере ООО «Альфа».

Далее, после такого вывода в теоретической главе, читатель уже будет знать, что автор будет изучать деятельность компании «ООО «Альфа»». Поэтому целесообразно начать практический раздел ВКР с краткой характеристики деятельности этой организации и анализа ее деятельности. В конце аналитической главы важно подчеркнуть наличие проблемы в работе ООО «Альфа» и обосновать необходимость ее решения. Такой подход также позволит связать аналитическую и рекомендательную части.

Таким образом, чтобы работа получилась целостной, логичной и последовательной, автору предстоит не просто грамотно скомпоновать найденные материалы, но и написать аргументированные выводы по каждому разделу. Важно также сделать защитную речь такой же взаимосвязанной, чтобы эти «переходы» присутствовали и в выступлении. Тогда успех на защите курсовой работы или ВКР будет гарантирован.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Принцип связи теории с практикой

Это основано на классической философии, согласно которой практика является критерием истины, источником познавательной деятельности. Правильно организованное воспитание проистекает из самой жизни, неразрывно связано с ней, подготавливает подрастающее поколение к активной деятельности. Эффективность формирования личности зависит от вовлеченности в работу. Сила связи между обучением и жизнью, теорией и практикой зависит от содержания обучения, организации образовательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, необходимого для трудового и политехнического обучения, и возрастных особенностей учащихся.

Практическая реализация этого принципа основана на творческом соблюдении ряда правил, которые впитали в себя теоретические знания и опыт лучших школьных команд:

• с помощью общественной и исторической практики вы доказываете необходимость научных знаний, которые вы приобрели в школе. Учите так, чтобы ученик понимал и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью;

• когда вы учите, вы переходите от жизни к знаниям, от знания к жизни: эта связь необходима;

* информируйте своих детей о современных технологиях, производственных отношениях и лучших практиках;

* научите студентов проверять и применять свои знания. Используйте окружающую реальность в качестве источника знаний и сферы применения;

• не должно быть урока, на котором ученик ничего не знает о смысле своей работы;

* полностью используйте соединение школы и производства. Следите за тем, чтобы общение учащихся с производственными работниками продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело настраивайте и контролируйте общение «Учебное производство»;

• создавайте и решайте со студентами задачи и упражнения "жизни", а также дополняйте примеры учебников данными из окружающей реальности учащихся;

* соедините обучение с перспективами развития вашей деревни, деревни, города, региона, республики и страны. Проводите профессиональные консультации, основываясь на перспективах развития вашего региона;

* проблемные задачи поиска и исследования - лучшее средство для соединения теории и практики: используйте их в различных комбинациях;

* научите детей сознательному и позитивному отношению к работе, общественному и личному имуществу, покажите личный пример таких отношений;

* организуйте общественно полезную и продуктивную работу таким образом, чтобы благодаря независимым наблюдениям и размышлениям студентов, поднятым вопросам, стимулированной потребности вы узнали больше, поняли непонятное;

* не забывайте, что общественно полезная работа должна быть подчинена педагогическим и воспитательным целям;

* вводите оценки (научную организацию работы) в учебный процесс. Помогите детям освоить теорию и практику научно организованной работы, научите их применять наиболее продуктивные и экономичные методы, планировать и анализировать свою деятельность;

* развивайте, консолидируйте и переносите успехи учащихся в одной деятельности на другие виды деятельности: через эпизодический успех - к постоянным успехам;

* поощряйте детей постоянно улучшать свои результаты и развивать конкурентоспособность;

• в учебно-воспитательном процессе сочетайте умственную активность с практической деятельностью, которая усваивает 80-85% знаний;

* поощряйте детей что-то улучшать, улучшать, изменять: если позволяют условия, устраивайте конкурсы для молодых изобретателей;

* поощряйте студентов заниматься собой в областях науки, техники и искусства, которые они любят, и используйте связь обучения с жизнью в качестве стимула к самообразованию.

Мы рассмотрели дидактические принципы и правила их реализации. Помните, что вы работаете в системе и требуете реализации не поочередно, не линейно, а сразу, одновременно, параллельно, комплексно. Нет принципов главного или второстепенного: можно говорить только о требованиях, которые являются более и менее широкими, более или менее общими. В конце концов, все принципы взаимосвязаны - нетрудно заметить, что требования одного переплетаются с требованиями другого. Они выполняют руководящую функцию - они указывают, как добиться качественных результатов обучения. Гуманизация образования предполагает сохранение физических и умственных способностей ребенка. Поэтому результат всегда сравнивается с усилиями, которых он достигает. Принципы оптимизируют возможности, усилия и результаты – если они не будут нарушены, мы можем с уверенностью сказать, что баланс также сохраняется.

Читайте также: