Какие изделия можно связать крючком 7 класс

Обновлено: 02.05.2024

Тема: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.

Время работы: 90 минут

Дидактическое обоснование урока:

    Образовательная: Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;
  • Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки.
  • Воспитательная: Воспитывать любовь к рукоделию.
  • Профориентационная: Воспитывать уважение к работающему человеку.
  • по основной дидактической цели: урок изучения нового материала
  • по основным этапам учебного процесса: первичного ознакомления с материалом, образования понятий, применения полученных правил на практике.
  • по основному способу их проведения: виртуальная экскурсия

Методическое оснащение урока:

  • кабинет трудового обучения;
  • инструменты, приспособления (крючки для вязания, ножницы)
  • материал (пряжа)
  • мультимедийный проектор, компьютер
  • образцы вязания крючком, схемы для вязания крючком, CD-диск “Вязание крючком”.

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в музей. Не удивляйтесь. Именно в музей. Назвала его я “Музеем красоты”. (слайд 1) Чтобы путешествовать по музею вы должны будете получить пропуск в каждый зал. (выполнить задание.) Чтобы пройти в первый зал вам необходимо объединиться в экскурсионные группы, соответственно вашим карточкам, которые вы получили при входе в класс.

Прошу пройти вас в выставочный зал. Обратите внимание на первый экспонат. Перед вами набор салфеток. Представьте, что вы накрыли стол этой замечательной салфеткой, налили чашку ароматного чая, открыли коробку любимых конфет и пригласили в гости друзей. (слайд 2)

Время, проведенное в общении за этим столом, будет незабываемо. А мы переходим к следующему экспонату. (Слайд 3)

Прихватки – цветы. Они украсят интерьер любой кухни. Мечта любой хозяйки.

Перед вами следующий экспонат - вязаные тапочки, которые вас согреют зимним вечером. (Слайд 4).

Веселые смешарики могут выполнять разную функцию давайте вместе подумаем какую.(слайд 5)

(Игрушки, подставка под горячее, игольница, брелок и т.д.)

Мы подходим к следующему экспонату. Давайте вспомним рекламу. “У папы аллергия и у вас никогда не будет щенка , не расстраивайтесь…….” Великолепный щенок на вашем столе поднимет вам настроение и будет вашим помощником в учебе. (Слайд 6)

Автор следующей работы решил пошутить вот таким образом. (Слайд 7)

Творческое задание: Каждая группа, чтобы перейти в следующий зал, должна придумать рекламу данному экспонату(велосипед, обвязанный крючком)

Мы закончили экскурсию по выставочному залу.

- Скажите, что объединяет все работы представленные здесь.

Ответ: Они все связаны крючком.

- Как выдумаете, какая тема нашего урока?

Исходя из темы, какую цель вы можете поставить перед собой на сегодняшнем уроке.

- Все ваши ответы верны. Давайте обобщим их. (слайд 9)

Я продолжаю экскурсию по музею красоты и приглашаю вас пройти в исторический зал.(слайд 10)

Вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность. (слайд 11)

Мы подходим к следующему экспонату. Что можно сказать об одежде женщины, представленной на рисунке.?

Ответ. Силуэт облегающий, очень узкое платье.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.(слайд 12)

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев - вязаному берету - уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.(слайд 13)

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок.(Слайд 14)

И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком, потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века.

Творческое задание: вид ДПТ, узоры которого напоминают узоры вязания крючком

До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.(Слайд 14)

Все справились с заданием .

А мы проходим в зал “Рукодельницы”, где представлены знаменитые люди, увлекающиеся этим замечательным видом рукоделия.

Вопрос: Кто из ваших знакомых увлекается вязанием крючком?

Давайте познакомимся с творчеством хорошо вам знакомых людей.

Джулия Робертс – актриса. Вот, что она говорит о вязании: “Вязание каким-то чудесным образом снимает стресс и делает женщину более умиротворенной” (слайд 17)

Лариса Тимофеевна Буланенко – учитель ИЗО, творческий человек и очень талантлива.. она не только великолепно рисует, но и создает шедевры при помощи крючка и ниток.(слайд 18)

Светлана Валентиновна Буданова- учитель начальных классов. Для первоклашек учительница должна быть самой красивой, а вязаные вещи ей помогают соответствовать запросу.(слайд 19)

Анастасия Григорьевская – победить областного конкурса показа молодежной моды “Свой стиль 2009” в номинации “Вязанные и кружевные изделия” (Слайд 21)

Творческое задание. Сложите пазлы и вы получите инструмент, при помощи которого можно создать вязаные шедевры. (работа в группах)

Зал “ Инструменты и материалы.”

Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые - из алюминия, пластмассы и дерева.

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.

Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы - номера от 2,5 до 15.

Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно - более толстый крючок.

Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком - хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Изо льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.

Шерстяная пряжа - натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.

Оборудование рабочего места.

Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

- Я предлагаю немного расслабиться и пройти в зал для отдыха. (Валеологическая пауза. Зарядка для глаз.)

После того, как вы прошли все залы успешно, отдохнули я приглашаю вас пройти в лабораторию “МК”

- Наш музей особый. Здесь не только представлены экспонаты. Вас научат основным приемам вязания крючком. Для этого вам необходимо пройти в зал “Мастер класс”

- Ученные при раскопках нашли необычный рисунок. (слайд 35). Одни считают, что на не зашифровано тайное послание, другие считают, что это счетный материал древности. Представьте, что вы археологи. Какую расшифровку предложили бы вы. Работа в группах

Ответ: условное изображение вязания.

Для того чтобы связать красивую вещь крючком, надо научиться читать схему.

Как в математике 2+2=4, 2-2=0 каждый знак обозначает свое действие, так и в вязании крючком.

Перед вами условные обозначения и их расшифровка. Но так случилось, что карточки перепутались. Попробуйте сами догадаться и определить какой значок, что обозначает.

Работа в группах (5 мин).

Давайте познакомимся с этими значками. (слайд 36) и проверим, кто из вас оказался прав и справился с заданием

Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений - держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами. (Слайд 37)

Начальная петля. Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.

Воздушная петля. Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому.

Цепочка воздушных петель. Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

Столбик без накида. Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда

Столбик с накидом. Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

3. Практическая работа.

Каждая группа получает инструкционную карту выполнения основных видов петель.

  • цепочка воздушных петель;
  • столбик без накида;
  • столбик с накидом;

Задача каждой группы заключается в выполнении практического задания на одном уровне. (“Отстающим” помогают “передовики”). Считается, что группа справилась с заданием, если все участники сделали упражнение.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

Подведение итогов групповой работы.

4. Закрепление изученного материала.

1. Как нужно держать крючок?

2. Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?

3. Что означает номер крючка?

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

из толстой пряжи: свитера, шапки.
из тонких нитк: изящные изделия, похожие на плетеные кружева, например, салфетки.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
  • Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
  • Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» - подобные выражения не приносят пользы;
  • Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
  • Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: Вязание крючком. Класс 7.

Велижанская Валентина Викторовна, учитель технологии г. Когалым 2014г

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного творчества – вязанием крючком.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы с элементами вязания; обеспечить усвоение материала по теме.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, усидчивости, приобщить к самодеятельному творчеству посредством вязания крючком, формировать у учащихся любовь к труду, интерес к культуре и искусству.

Развивающая: развитие моторных навыков, умений учебного труда (запоминать, наблюдать, осуществлять самоконтроль); сенсорных навыков (умение работать с информацией).

Методы работы: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично – поисковый.

Технологии: здоровьесберегающие.

Межпредметные связи : искусство, история, профориентация.

Материально – техническое оснащение: компьютер, проектор, демонстрационный стенд, наглядно – иллюстрационный материал.

У учащихся: учебник, тетрадь, рабочие коробки (крючок, нитки для вязания, ножницы).

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, столбик без накида, столбик с накидом.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте девочки! Давайте представим, что вы солнышки и улыбнёмся друг другу. Ваши улыбки, как лучики, засияли и переплелись между собой, и от этого в классе стало тепло так, что я это почувствовала. И в этой тёплой обстановке мы проведем занятие. На столе у Вас «маршрутный лист» урока ( Приложение 1 ), на котором нужно нанести каждый этап урока, и если вы будете внимательны, то в конце, мы найдём правильный путь.

Актуализация знаний

Сегодня я познакомлю вас с одним из видов декоративно – прикладного творчества

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (О вязании) А о каком способе вязании? (Вязание крючком). Правильно!

А теперь поднимите руку, кто уже знаком с этим способом вязания? Хорошо, вы будете мне сегодня помогать.

Изучение нового материала.

И так, тема нашего урока «Вязание крючком». Перед нами стоят следующие цели и задачи: познакомиться с видом декоративно – прикладного творчества – вязание крючком; научиться читать схемы и вязать основные виды петель.

Вязание крючком – один из самых распространённых видов рукоделия. Каждая модница понимает, что лучше связать изделие своими руками, чем купить в магазине, кроме того не встретишь похожую вещь. Каждая мастерица – дизайнер своего изделия. (демонстрация коллекции изделий, слайды).

А теперь познакомимся с историей вязания крючком (слайд ).

Кто и когда придумал вязание крючком, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта техника задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. Причём вязание было мужским ремеслом. Лишь позднее им стали заниматься женщины. И всё равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году на национальном американском конкурсе по вязанию «Золотой крючок» выиграл мужчина.

Какие же инструменты и материалы необходимы для вязания крючком? (Крючки, нитки для вязания, ножницы). (Слайды).

Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Изо льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.

Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.

Пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей называется фасонной пряжей .

Фантазийная пряжа изготавливается из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.

Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов (памятка «Строение вязального крючка») Самые тонкие сделаны из стали , более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева. Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок.

При вязании крючком, необходимо соблюдать правила и технику безопасности. Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи (раздаточный материал).

Сегодня мы познакомимся с условными обозначениями и основными видами петель (памятка с условными обозначениями, наглядный материал, слайды).

Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

Начальная петля.

Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю . После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .

Воздушная петля.

Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.

Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно “н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.

Цепочка из воздушных петель.

Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля), в подсчет не включаются (рисунок).

Столбик без накида.

Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.

Столбик с накидом.

Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли. Получился столбик с накидом. Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).

Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.

Мы рассмотрели все вопросы нашего урока, вы заполнили маршрутные карты, которые сейчас нужно сдать для осуществления контроля.

Практическая работа.

Учитель проводит инструктаж по ТБ при вязании крючком.

Учащиеся выполняют основные приёмы вязания, пользуясь раздаточным материалом.

цепочка воздушных петель;

столбик без накида;

столбик с накидом.

Учитель проводит инструктаж, делает целевые обходы, следя правильной посадкой, за постановкой рук, положением крючка во время работы , контролирует приемы выполнения начальной петли, воздушных петель, столбика без накида.

Физкультминутка.

А сейчас, девочки, отложите в сторону свои работы и выполните упражнения, которые снимут физическую и эмоциональную усталостью (снятие усталости шеи, кистей рук, глаз).

Закрепление изученного материала.

Как нужно держать крючок? (Как карандаш или как нож)

Какие изделия можно связать тонкими, а какие толстыми нитками? (Тонкими изящные изделия похожие на плетёные кружева, толстыми – свитера, шапки, шарфы)

Что означает номер крючка? (Толщину, чем больше номер, тем толще крючок)

Заключительный этап.

Подведение итогов.

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания. Подведение итогов заполнения маршрутного листа. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Выполнить и оформить на листе картона наглядное пособие “Основные виды петель”.

Подготовить детали, связанные крючком по схеме для изготовления подставки под горячее.*

Дополнительно: в виде Веб-квеста, в строке ответ , записать ссылку на веб - страницу, где можно найти нужную информацию по теме: «Вязание крючком».*

*Примечание: задание №2 выполняют учащиеся, хорошо владеющие техникой вязания крючком; задание №3 выполняется по желанию.

Вопросы для Веб – квеста:

Для чего применяется полустолбик?

Что означает номер крючка?

Что такое фантазийная пряжа?

Приложение 1.

Маршрутный лист урока

Чем интересен данный вид декоративно – прикладного творчества?

Я узнала из истории вязания крючком…

Что необходимо, для усвоения данной техники вязания?

С какими основными видами петель познакомилась?

Приложение 2

Правила техники безопасности при вязании крючком

I . Общие требования безопасности

1. Вязальные крючки должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.

2. Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.

3. При вязании крючком возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:

· прокалывание пальцев рук острым крючком;

· поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;

· травмирование рядом сидящего человека;

· снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.

4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.

II. Требования безопасности перед началом работы

1. Убрать волосы под косынку.

2. Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.

3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

III. Требования безопасности во время работы

1. Вязальные крючки использовать только по назначению.

2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

3. Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком.

4. Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить учителю.

2. При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

V. Требования безопасности по окончании работы

1. По окончании работ снять спецодежду.

2. Привести рабочее место в порядок.

Приложение 3

hello_html_1e119a5a.jpg

Приложение 4

Номера крючков

hello_html_m10e50c69.jpg

Приложение 5

Подбор нитей по номеру крючка

ДЛЯ КАКИХ НИТЕЙ

0,6 мм – 1,0 мм

Очень тонкие х /б нити

1,25 мм – 1, 75 мм

Тонкие х/б нити и прочая пряжа соответствующей толщины

2,00 мм – 3,5 мм

Пряжа средней толщины

4,00 мм – 5,00 мм

Пряжа средней толщины с двойной нитью

5,50 мм – 6,00 мм

Двойная пушистая нить

7,00 мм – 8,00 мм

Шерсть для гобеленов или двойная шерстяная нить

9,00 мм – 1,00 мм

Толстая крученая пряжа

Приложение 6

Условные обозначения для основных видов петель

Петля подъема.

Воздушная петля.

Полустолбик.

Столбик без накида

Столбик с накидом.

Столбик с 2 накидами.

Столбик с 3 накидами.

Столбик с 4 накидами.

Приложение 7

Основы вязания крючком

Воздушна петля (ВП)

Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.

Цепочка из воздушных петель

Не сбрасывая первую получившуюся петлю, захватите нить и протяните её через свою петлю, эта петля называется воздушной. Проделывая эту операцию несколько раз, у Вас получится цепочка из воздушных петель.

Полустолбик (ПС)

hello_html_4ccbed0d.jpg

Полустолбик часто применяется при вязании края изделия. Чтобы его связать крючок вводят в петлю предыдущего ряда или во вторую петлю цепочки, захватывают крючком нить и протягивают её через петлю ряда или цепочки и петлю, находящуюся на крючке.

Столбик без накида (СБН)

hello_html_4d8ec5ff.jpg
hello_html_1b3a550b.jpg

Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки, захватывают нить и вытягивают ее, образуя петлю. Не спуская предыдущих петель, захватите нить и протяните её через 2 имеющиеся петли.

Полустолбик с накидом (ПССН)

hello_html_196809ad.jpg

Сделайте накид своей рабочей нитью, введите крючок в петлю, захватите крючком нить и вытяните её образованную новую петлю, захватите нить снова и протяните её через 3 имеющиеся на крючке петли.

Столбик с накидом (ССН)

На крючок делают накид и вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки, захватывают нить и вытягивают новую петлю. На крючке образуется три петли: петля, накид и петля. После этого снова захватывают нить и протягивают её через 2 первые петли на крючке, получается 2 петли на крючке. Снова захватывают нить и протягивают её через эти 2 петли.

Столбик с двумя накидами

hello_html_m72f79f45.jpg
hello_html_59ac5a84.jpg

Делают два накида на крючок, вводят крючок в петлю предыдущего ряда, захватывают нить и вытягивают новую петлю. На крючке имеется 4 петли. Захватывают нить и протягивают её через 2 первые петли лежащие на крючке. Снова захватывают нить и протягивают её через 2 петли, опять захватывают нить и протягивают её через 2 оставшиеся петли.

Вязание крючком — увлекательный вид рукоделия, освоив который, вы сможете радовать себя обновками постоянно. С крючком в руках можно создавать массу интересных вещей: от одежды и аксессуаров до разнопланового интерьерного декора. Часто непосвященным хитросплетения узоров кажутся китайской грамотой. Поверьте, это вовсе не так! Научиться вязать крючком предельно просто. Для того чтобы создавать уникальные дизайнерские вещи, освоить нужно всего несколько приемов, и вдобавок к этому научиться читать схемы. Это совсем не сложно, а с учетом полученного результата тем более.


Очевидные преимущества

В отличие от спиц в вязании крючком нет большого количества открытых петель. Распустить полотно случайно не получится при всем желании, а значит, работа не пойдет насмарку.

Связанное крючком полотно не теряет формы, готовые изделия не могут «растянуться» в принципе.

Как вязать крючком

Принадлежности для вязания

принадлежности для вязания крючком

Крючком легко вязать не только прямое полотно, но также салфетки и кружево. Главное, правильно подобрать нитки и крючок. Чем они толще, тем быстрее будет спориться работа. В идеале толщина ниток должна быть меньше толщины крючка на 1 мм. Что касается крючков, то толщина их в мм соответствует номеру. Лучше осваивать азы, взяв средние по толщине нитки.

Как правильно держать крючок

как держать крючок при вязании

Единого правила при вязании крючком не существует. Одни вязальщицы предпочитают держать крючок как нож или вилку, а другие, как карандаш. Существуют и другие способы, но их используют гораздо реже.

Первая петля

Первая петля по сути является узлом скольжения. Сделать его можно как на весу, так и на столе. При втором способе останется лишь надеть узел на крючок, чтобы использовать его в качестве первой петли.

Вязание цепочки

За небольшим исключением в вязании крючком все начинается с цепочки, состоящей из воздушных петель. Суть работы заключается в том, чтобы захватить рабочую нить и протянуть ее через имеющуюся на крючке петлю. В итоге петля, которая была на крючке сначала, опускается вниз, образуя звено цепочки, а вновь созданная занимает ее место.

Цепочка используется не только для вязания первого ряда, но и при создании пропусков (отступов) в полотне. Также она является неотъемлемой частью многих ажурных узоров.

Изобилие столбиков

Практически все остальные приемы, используемые в вязании крючком, называют столбиками. Они могут быть разными по высоте, провязываться как через всю петлю предыдущего ряда, так и через ее часть. При создании ажурных и рельефных узоров несколько столбиков могут выходить из одного и того же места или, напротив, соединяться в одно целое.

Столбик без накида

Один из основных приемов. Даже освоив только его, можно связать массу интересных вещей.


Смысл вязания этого элемента заключается в том, чтобы протянув рабочую нить через петлю нижнего ряда оставить ее на крючке вместе с уже находящейся на нем (образовать вторую петлю). Затем остается лишь протянуть рабочую нить через обе петли сразу.

Столбик с накидом и не только

Столбики могут быть с разным количеством накидов. По сути именно их количество влияет на высоту ряда. Рассмотрев детально технику вязания столбика с накидом, освоить остальные будет предельно просто.

Суть этого приема вязания заключается в том, что прежде чем продеть крючок под петлю нижнего ряда на него нужно набросить петлю. По факту на крючке окажется 2 петли с накидом посредине. Дальше остается захватить рабочую нить и протащить ее через недавно образованную петлю и накид. В результате на крючке оказывается 2 петли, через которые и нужно пропустить рабочую нить при следующем захвате. По сути 3 находящиеся на крючке петли (с учетом накида), закрываются в 2 приема.

В столбике с 2-я накидами прежде чем ввести крючок под петлю нижнего ряда нужно будет сделать 2 витка. Соответственно петель с учетом накидов будет 4, а закрыть их нужно в 3 приема.

О чем еще нужно знать

Вязать крючком легко не только ряды с одинаковым количеством петель, но также круглое и овальное полотно. Многие изделия, которые выглядят оригинально и презентабельно на самом деле вяжутся элементарно. Далеко не всегда они состоят из цельного полотна. Иногда их собирают из простых фрагментов. Поэтому оттачивать мастерство вовсе не обязательно на шарфиках или повязках. Освоив нужные приемы можно замахнуться и на объемные вещи.

«Бабушкин квадрат» — одна из самых простых техник. Вязать здесь придется отдельные квадраты по очень легкой схеме, не требующей наличия навыков.


Вариаций «бабушкиного квадрата» очень много. Поверьте, даже фрагменты из нескольких цветов вяжутся элементарно.


Для тех, кто решит стартовать с цельного полотна, и порадовать себя ажурной обновкой больше всего подойдет филейная сетка. По сути это всего лишь чередование столбиков с накидами и воздушных петель.


Вся хитрость создания узора заключается в чередовании пустых и заполненных ячеек, а заполняются они все теми же столбиками.


Здесь тоже ничего сложного: просто филейная сетка дополнена обвязкой.


В этой ажурной кофточке тоже ничего сложного. По сути она собрана из простых салфеток без каких-либо изысков.


Нюансы вязания крючком

В описаниях и схемах часто упоминаются подъемные петли. По сути это прибавка, состоящая из обычных воздушных петель, которая соответствует высоте ряда.

Для соединения деталей, обвязки и при круговом вязании используют полустолбик. Создавать при помощи этого приема можно и плотное рельефное полотно. От столбика он отличается тем, что захваченная рабочая нить не остается на крючке, а сразу протягивается через петлю.

При вязании рядами самым сложным будет первый ряд после цепочки. Особое внимание здесь нужно уделить тому, чтобы цепочка не перекрутилась.

Кроме навыков вязания нужно научиться читать схемы. Сложностей это точно не вызовет. Попробовать связать красивый цветочек можно, не откладывая.


Кроме схем существуют и описания. Для удобства в них часто используют сокращения:

ВП — воздушная петля

ВПП — воздушная петля подъема

СБН — столбик без накида

ССН — столбик с накидом

СН2Н — столбик с двумя накидами

** — такими значками обозначают повторяющийся фрагмент в пределах одного ряда.

Не лишним для желающих научиться вязать крючком будет следующая информация. В англоязычных описаниях одна и та же аббревиатура используется для разных приемов вязания, а вот схемы у всех одинаковы. Начинать первую работу по описаниям, взятым из британских или штатовских источников, при отсутствии схемы вязания рискованно.

Полученной информации достаточно для того, чтобы создавать разноплановые дизайнерские вещи. Иногда то, что кажется сложным, на поверку оказывается простым. Взяв в руки крючок и моток ниток, вы сами легко убедитесь в том, что вязать — это просто. В подтверждение к сказанному пара видео с мастер-классами:

Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!

Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.

Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.

Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязанные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

б) Историческая справка о вязании крючком.

Вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра – чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – вязаному берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком, потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли “гулять по Европе”, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.

Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевра. Так называемое ирландское кружево и по сей день в цене.

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30–40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.

в) Инструменты и материалы.

Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов . Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.

Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.

Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок .

Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.

Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.

Пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей называется фасонной пряжей.

Фантазийная пряжа изготавливается из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.

Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и других материалов.

г) Оборудование рабочего места.

Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

д) Основные виды петель.

Положение крючка в руке.

Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

Начальная петля.

Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю . После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .

Воздушная петля.

Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.

Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.

Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно “н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.

Цепочка воздушных петель.

Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”) , в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.

Соединительный столбик.

Применяется он в филейном вязании для убавления петель.

Крючок вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился соединительный столбик (соед. ст.). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях.

Столбик без накида.

Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.

Столбик с накидом.

Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли . Получился столбик с накидом (ст. с/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).

Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.

3. Практическая работа.

  • цепочка воздушных петель;
  • столбик без накида;
  • столбик с накидом;
  • столбик с двумя накидами;
  • столбик с тремя накидами.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

4. Закрепление изученного материала.

  1. Как нужно держать крючок?
  2. Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
  3. Что означает номер крючка?

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

Читайте также: