Какой канал связал между собой реки шексну и сухону

Обновлено: 18.04.2024

река СУХОНА - крупнейшая и самая длинная водная артерия в Вологодской области. левая и основная составляющая Северной Двины (правая - Юг) . Длина 558 км, площадь бассейна 50 300 км 2 . Берёт начало из Кубенского озера, сток из которого зарегулирован плотиной с судоходным шлюзом. В верховьях пойма широкая; в связи с незначительными уклонами весной из-за подпора рек Вологда и Лежа наблюдается обратное течение в Кубенское озеро. В среднем течении глубина долины до 80-100 м, русло изобилует перекатами; имеются пороги и каменистые острова; в низовьях скорость течения небольшая.
Питание преимущественно снеговое. Половодье с апреля до середины июля. В верхнем течении образуются огромные, иногда многокилометровые разливы. р.Вологда - один из притоков Сухоны. На Сухоне стоят города Сокол, Тотьма, Великий Устюг. Русские поселенцы появились на Сухоне в XI веке.
Сухона соединена Северо-Двинской системой через реку Шексну с Волгой. Судоходна на всем протяжении, но летом иногда судоходство прерывается из-за маловодья в нижнем течении. Грузовые перевозки на баржах. Пассажирские перевозки полностью отсутствуют с середины 1990-х годов по причине их нерентабельности и вымирания прибрежных деревень, особенно в верхнем течении.
Водно-туристкий маршрут. 274км. 12 ходовых дней. сезонность: июнь - август. 1-ая категория сложности. Сухона (длина 562 км) вытекает из Кубенского озера и после слияния с рекой Юг дает начало Северной Двине (называемой до слияния с Вычегдой Малой Северной Денной) . Это типичная северная река с быстрым течением, частыми мелями, перекатами и лесистыми берегами. Сухону можно разделить на три характерных участка: верхний - от Кубенского озера до села Шуйского (137 км) , где река медленно течет в низменной долине и имеет ширину до 100-120 м; средний - от Шуйского до Тотьмы (146 км) , на котором долина суживается, берега повышаются до 9-10 м; далее луга постепенно заменяются лесом, ширина реки увеличивается до 140-240 м, появляются мели и перекаты, течение становится более быстрым; нижний - от Тотьмы до слияния с Югом (279 км) , где долина суживается, коренные берега подступают к воде и местами достигают высоты 80 м, ширина реки 80-100 м, на отдельных отрезках - 400 м.
В высокую воду Сухона судоходна на всем протяжении, а в межень только участками: от истока до Тотьмы; от Тотьмы до Нюксеницы; от Великого Устюга до деревни Опоки. По всей реке установлена речная обстановка, а по берегу через каждые 5 км - километровые столбы, показывающие расстояние от устья. Подьезд к началу маршруте - от Вологды, расположенной на одноименной реке, впадающей через 45 км в Сухону.
Вологда - областной центр РСФСР, один из древнейших городов Севера (XII век) . Рекомендуется осмотреть краеведческий музей, Кремль, Софийский собор XVI века, архиерейские палаты, картинную галерею, домик Петра I, Прилуцкий монастырь XVI века и другие памятники старинного зодчества. Из Вологды на пароходе доехать до Тотьмы (250 км) , откуда начинается маршрут.
Тотьма - старинный город, в царское время служил местом ссылки. Связан с именами А. В. Луначарского, Н. В. Шелгунова, В. Г. Короленко и др. В городе памятник архитектуры XVIII века - церковь Иоанна Предтечи, краеведческий музей. Сборка байдарок в районе пристани. Ниже Тотьмы ширина Сухоны 70-100 м, река быстро течет в высоких, обрывистых берегах, покрытых сосновыми и смешанными лесами. В устьях правого притока - Леденги и левого - Еденги небольшие острова. Ниже лес отступает, но за пристанью Камчуга опять подходит к берегу. Постепенно берега повышаются и на участке от Коченги до Брусенца достигают 30 м. Лес сильно вырублен, много деревень. В русле ряд перекатов и мелей, идти придерживаясь фарватера. Ниже Брусенца лес снова обступает реку, берега ненадолго понижаются. В устье левого притока - Уфтюги высота левого берега 26 м, у села Нюксеница до 55 м, а высота правого 25-35 м. Берега то понижаются, то обрываются к самой воде, образуя длинный коридор. Течение в этих местах быстрое, а судовой ход узок и извилист. Отвесные склоны долины, сложенные из песчаника, известняка, мергеля, исключительно живописны. Не в силах размыть особо твердые породы, Сухона делает частые повороты. Особенно высоки и красивы берега в районе деревни Порог и не доходя правого притока - Стрельны. Дальше они заметно понижаются. За селом Прилуки перекат Опокский перебор. Лес отходит в сторону. По мере приближения к Великому Устюгу увеличивается населенность берегов.
Великий Устюг, районный центр Вологодской области, раскинулся на левом холмистом берегу. В городе памятники архитектуры - церковь Вознесения (XVII век) , Жен-мироносиц (XVIII век) , Троицко-Гледенский монастырь (XVII век) и др. Краеведческий музей. Город славится художественным промыслом - резьбой по дереву и бересте, чернением по серебру. Плыть далее, по Малой Северной Двине, не имеет смысла из-за интенсивного движения судов, большой ширины реки и неинтересных берегов. Лучше на теплоходе или автобусе доехать до Котласа. При желании маршрут можно начать от села Шуйского, на 146 км выше Тотьмы, где Сухона уже вышла из Присухонской низины и течет в сравнительно высоких лесистых берегах. В лесах много грибов и ягод, а в прибрежных озерах и устьях притоков хорошо ловится рыба. Останавливаться лучше в устьях притоков, так как вода в Суяоне загрязнена, особенно ближе к верховью. В 1975 году предполагается начать строительство Великоустюгской ГЭС.


Справа течет река Кокса, у нее темный цвет воды. Слева - Катунь, вода с зеленоватым оттенком.



Воды Чуи в этом месте (после слияния с рекой Чаганузун) приобретает необычный мутно-белый свинцовый цвет и кажется плотной и густой. Катунь чистая и бирюзовая. Соединяясь вместе, они образуют единый двухцветный с четкой границей поток, и, какое-то время текут, не смешиваясь





Чебдар голубой, берет своё начало на высоте 2500 метров над уровнем моря, течет по глубокому ущелью, где высота стен доходит до 100 метров. Башкаус в месте слияния зеленоватый

Северо-Двинский канал (Россия)

Северо-Двинский канал — канал в Вологодской области России, является частью Северо-Двинской водной системы. Большая часть проходит по территории национального парка «Русский Север».

Соединяет реку Шексна, как часть Волго-Балтийского водного пути и реку Сухона, приток Северной Двины. Начинается от населённого пункта Топорня на Шексне (664—665 км Волго-Балтийского водного пути) и проходит до посёлка Знаменского в истоках Сухоны.

До 30-х годов XX века был единственным водным путём соединявшем Волгу и Белое море.

Общая протяжённость канала составляет 127 километров. Ширина канала варьируется от 26 до 30 метров, глубина 1,8 метров (в настоящее время, далее Сиверского озера — 1,4-1,5 метров). Радиус закругления 200 метров. В состав канала входят:

  • Топорнинский канал
    • Шлюз №2
    • Шлюз №3
    • Топоринские заградительные ворота
    • Зауломская плотина
    • Кишемские заградительные ворота
    • Шлюз №4
    • Шлюз №5
    • Шлюз №6
    • Плотина «Знаменитая»
    • Шлюз № 7

    Канал обслуживается шестью шлюзами и восемью плотинами. Перепады в камерах варьируются от 1 до 4 метров, камеры деревянные.

    История



    Первоначально выход к Шексне планировался возле деревни Звоз. Исторически канал пролегает большей своей частью по древнему торговому волочному маршруту, известному с X века. Первые помыслы выкопать в этом районе канал высказывал ещё Пётр I. Однако до XIX века этим замыслам не удавалось претвориться в жизнь по различным причинам. «Представления» с предложениями по прокладке канала были переданы Александру I канцлером Румянцевым Н. П. (в 1796), но они были отклонены по ряду причин.

    Объём работ был колоссальным. От Топорни (выбор этого пункта был скорее политическим) до Сиверского озера был построен искусственный шлюзованный канал в 7 километров. Речка Карботка превратилась в Кузьминский канал (1,34 км). От Покровского озера путь шёл речкой Поздышкой, у которой углубили дно (3,4 км). От Зауломского озера снова шёл копаный канал (6,23), пересекая Валезинское озеро. За Кишемским озером снова канал, но уже короче (4,04), который упирался в шлюз перед Итклой, затем углублённая Порозовица привела строителей к Кубенскому озеру. Было создано 13 шлюзов которые сначала поднимали суда на 11,4 м, а затем опускали их на 13,5.

    Работами занималась Дирекция работ Кирилловского канала. Скорей всего часть работ перепоручалась субподрядчикам — местным купцам, которые сами нанимали крестьян для работ. Последние часто сбегали от непосильной работы.

    Стройка была закончена уже в мае 1828 г., когда там прошло первое судно. Канал стал именоваться Вюртембюргским (Виртембругским) после указа императора от 23 августа того же года.

    Новый водный путь, соединивший Петербург и Архангельск, оказался очень востребован. Однако до широкого распространения пароходов было ещё далеко, что накладывало свой отпечаток на работу канала. Шлюзы работали только с помощью людской тяги. По Топорнинскому каналу суда таскали также конской тягой. Сиверское озеро обычно проходили под парусом. Далее также конской или людской тягой то Кишемского озера, которое проходили «зачаливанием» (судно подтягивается ручной лебёдкой) свай вбитых по фарватеру из-за его заболоченности.

    Изначально шлюзы создавались под суда размерами до 27 м длиной, 8 м шириной, осадкой 1 м и грузоподъемностью 160 т. В XIX веке основными судами были дощаники и насады. В 1861—1866 шлюзы были первый раз удлинены. Эта операция затем неоднократно повторялась. Ограничение по длине к концу XIX века составляло 42,6 метра. В 1834 году, с целью увеличения глубин в Кубенском озере, была построена плотина «Знаменитая» со шлюзом.

    Вскоре после строительства была выявлен недостаток воды в водораздельной части системы (Вазеринский канал), что приводило к его сильному обмелению во второй половине лета, затрудняющей судоходство. Для решения этой проблемы, была произведена первая значительная реконструкция системы. В 1882-85 годах были проведены значительные дноуглубительные работы, что позволило создать единый бьеф и избавиться от шлюзов на участке канала от озера Сиверское до реки Итклы. Были ликвидированы 3 шлюза, а в 1889 году - еще один, таким образом в системе осталось 10 шлюзов. Размеры пропускаемых судов возросли: длина до 40 м, ширина до 8,5 м, осадка до 1,4 м, грузоподъемность до 320 т.

    В конце XIX века наконец то появились паровики. Водную систему долго обслуживал пароход «Кубена».

    В 1916—1921 годах была проведена капитальная реконструкция канала. Был прорыт новый, полутора-километровый участок Топорнинского канала, вместо 9 старых шлюзов были построены шесть шлюзов на новых спрямленных участках канала (3 на новом Топорнинском канале, 1 на спрямленном участке реки Иткла, 2 на Порозовице), а также был полностью реконструированы (построены заново) шлюз и плотина «Знаменитая» на Сухоне. все шлюзы были деревянными, новая плотина «Знаменитая» была выполнена из железобетона. На работах с 1916 по 1918 год работали пленные австрийцы (последняя группа военнопленных покинула стройку в мае 1918 года). [1] Теперь через систему могли проходить корабли длиной 150 м, шириной 12 м, осадкой 1,8 и грузоподъёмностью 1000 т.

    Все эти переустройства изменили традиционный горизонт рек и озёр региона. Особый вред был нанесён городу Кириллову и Кирилло-Белозерскому монастырю.

    После революции канал переименовали в Северо-Двинский водный путь, а также к 1921 году были завершены работы произведенные в 1916—1918 годах. В 1930 году реконструирована Зауломская, а в 1932 году — Ферапонтовская плотина, новые плотины выполнены из железобетона, что позволило несколько повысить уровень воды в создаваемых ими водохранилищах. После постройки Беломорканала роль системы стала ослабевать; однако, в период Великой Отечественной войны он интенсивно использовался, а также реконструировался — были проведены значительные дноуглубительные работы, увеличена высота плотины «Знаменитая». [1]

    В настоящее время судоходное движение незначительное, главным образом баржи с лесом.




















    Настоящих искусственных каналов на этом соединительном пути общей протяженностью 67 верст, было выкопано около 16 верст, с устройством 13 шлюзов. Ширина каналов (по дну) - 6 саженей, глубина - 0,85 саженей. Шлюзы были сделаны в расчёте на суда длиной 13 саженей, шириной 3,9 сажени, осадкой – 6 четвертей аршина (около 1 метра). Такое судно обладало грузоподъемностью 10 000 пудов, или 160 тонн.
    В 1834 году, спустя 6 лет после открытия движения по каналу, пришлось принять меры для поддержания более высокого уровня воды в Кубенском озере (в межень глубина озера составляла более 1 сажени только в центральной части озера). На реке Сухоне была построена плотина «Знаменитая» вместе с одноименным шлюзом. Название плотина получила за свои размеры – ее длина составила 76,5 саженей (более 160 метров). Кроме того, плотина была оснащена специальными мощными ледорезами с двух сторон. Эта особенность была обусловлена редким природным явлением - обратным течением реки Сухоны в Кубенское озеро во время весеннего половодья.
    В таком состоянии водная система функционировала до 1882 года, пока не назрела необходимость в ее реконструкции и приведения в соответствие с размерами судов, которые ходили Мариинской системе с ее новыми шлюзами. А для таких судов нужно было также обеспечивать достаточный запас воды на раздельном бьефе системы. С этой целью были проведены дноуглубительные работы в каналах и ликвидированы четыре шлюза. В результате, по каналу смогли ходить суда грузоподьемностью 320 тонн (20 000 пудов), с осадкой 8 четвертей аршина (1,4 метра) и длиной около 18, 5 саженей.



    План водной системы имени герцога Виртемберского

    Проект предусматривал строительство новых 6 шлюзов (вместо 9 старых), реконструкцию шлюза и плотины «Знаменитая», частичное спрямление извилистых участков рек и каналов. Работы проводились одновременно на всех участках системы. Некоторые объекты строились, не мешая нормальной работе системы. Максимальное количество человек, занятых на строительстве, пришлось на апрель 1917 года – около 9,5 тысяч, из них – 6 085 военнопленных. Использование труда военнопленных в качестве основной рабочей силы было задумано с самого начала работ. Первая партия в 906 человек прибыла на строительство канала 11 июня 1916 года. В конце летнего сезона 1916 года число пленных возросло до 2400 человек. После 13 апреля 1917 года военнопленных начали убирать со строительства канала, и на зиму 1917-1918 годов их оставалось всего около 200 человек. Последние военнопленные покинули строительство канала в мае 1918 года. Условия их содержания на строительстве, пожалуй, смогут многих удивить, а лучшим свидетельством вполне сносного содержания может служить тот факт, что за все время с 1916 по 1918 год умерло всего 8 военнопленных. Непосредственно на работах по устройству канала – земляных, плотницких и т.д. работало только 63% от общей численности пленных. Остальные были заняты на обслуживании – повара, сапожники, портные и т.п., кроме того, была даже такая категория, как "не желающие работать". При этом стоимость труда военнопленного обходилась в 2 рубля в день, а стоимость найма вольнонаемного - вдвое дороже.
    На канале работала и техника, в частности, землечерпалки. Расширить русло каналов до 13 саженей по дну могли только они. На канал были привезены семь землечерпалок разной производительности – от 15 до 250 кубометров в час. Кстати, как потом оказалось, большим землечерпалкам было трудно работать в стесненных условиях и с местным грунтом, зато землечерпалки с малой производительностью работали намного эффективнее – у них было намного меньше простоев.
    К концу 1917 года, когда руководство работами перешло в руки Рабочего комитета, работы по реконструкции уже были выполнены на 85%. В августе 1918 года было создано Управление по устройству Шекснинско-Беломорского Водного Пути. Так его стали называть в то время. В 1920-1921 годах были закончены работы по устройству второй камеры 6 шлюза, построены две предохранительные плотины и выполнены различные незначительные доработки.
    В результате работ по реконструкции канала в 1916-1921 годах был прорыт новый Топорнинский канал, длиной 760 саженей с тремя шлюзами и новым бечевником.


    План реконструкции первых трех шлюзов


    Второй шлюз в 2010 году

    Земля отвозилась с использованием специально построенных узкоколеек. Устроен новый узел в районе 4 шлюза в составе самого шлюза, спрямившего поворот реки Итклы, предохранительной и заградительной плотин, водопропускного канала и сифонной трубы, проложенной под каналом, с целью сброса избытка талых вод за пределы заградительной плотины.


    План реконстукции в районе четвертого шлюза



    Заградительная плотина у четвертого шлюза

    На реке Порозовица в местах спрямления русла были построены два новых шлюза, а также одно простое спрямление. Реконструирован шлюз «Знаменитый» и построена новая каменно-бетонная плотина «Знаменитая» с металлическими фермами по системе Пуаре.


    План реконструкции шлюза и плотины "Знаменитая"

    В тоже время канал был назван Северо-Двинским, чтобы не упоминать имя герцога и царского родственника.
    В советское время никаких серьезных изменений на Северо-Двинском канале не происходило. Проводились ремонтные и дноуглубительные работы, но никаких радикальных перемен не происходило. Разве только в результате устройства шекснинской плотины и поднятия уровня в Шексне: был полностью затоплен и разобран первый шлюз в Топорнинском канале. Теперь в системе осталось только 6 шлюзов, включая «Знаменитый». Канал продолжает функционировать и по сей день - по нему ходят не только пассажирские, но и небольшие грузовые суда.


    Александр Потравнов, Татьяна Хмельник

    По территории национального природного парка «Русский Север» пролегает наиболее примечательная часть знаменитой Северо-Двинской водной системы, пересекая междуречье рек Шексны и Сухоны в Вологодской области. Система носит статус памятника инженерной мысли, воплотившего в жизнь идею соединения бассейнов рек Северной Двины и Волги.

    Теплоход плывет по Северо-Двинской системе

    Теплоход плывет по Северо-Двинской системе

    Ее участок, расположенный в пределах парка, является не только интересным объектом показа и перспективным туристическим маршрутом. Он может многое рассказать об истории развития инженерно-строительного мастерства в государстве Российском.

    Северо-Двинская водная система. Вид с теплохода на берег

    Северо-Двинская водная система. Вид с теплохода на берег

    Будучи судоходным, ранее этот водный путь включал 13 шлюзов, сначала поднимавших суда на Волжском склоне на 11,4 м, а затем опускавших их на Двинском на 13,5 м. Некоторые из них впоследствии были удалены в связи с тем, что отпала необходимость в их эксплуатации. Сейчас в систему входят 7 шлюзов и 5 искусственно проложенных каналов. Первоначально шлюзовые ворота были деревянными и приводились в движение вручную, а сейчас они изготовлены из металла и механизированы.

    Шлюз Северо-Двинской водной системы

    Шлюз Северо-Двинской водной системы

    Один из каналов — Северо-Двинский – имеет протяженность 127 км, ширину от 26 до 30 м и глубину до 1,8 м. Он начинается у деревни Топорня на реке Шексна и достигает поселка Знаменское в истоках реки Сухона, соединяя их обе. До 30-х годов прошлого столетия канал был единственным водным путем, который соединял Волгу с Белым морем. Северо-Двинский канал включает следующие водные объекты с инженерными сооружениями (6 шлюзами и 8 плотинами):

    • каналы: Топорнинский с Топорнинскими заградительными воротами и шлюзами № 2 и № 3, Кузьминский, 1-й и 2-й Вазеринские, Кишемский с Кишемскими заградительными воротами;
    • озера: Сиверское, Покровское, Зауломское с Зауломской плотиной, Пигасово, Кишемское, Благовещенское, Кубенское с плотиной «Знаменитая» и шлюзом № 7;
    • реки: Иткла со шлюзом № 4, Порозовица со шлюзами № 5 и № 6, Поздышка.

    Перепады уровней в камерах шлюзов варьируется от 1 до 4 м. На Топорнинском канале первоначально было оборудовано три шлюза, впоследствии первый из них был затоплен. Однако нумерация шлюзов осталась прежней, начинаясь со второго номера.

    Идеей устройства в этой местности водного пути, связывающего Петербург с Архангельском, был увлечен еще Петр I. Лучшего места было не найти – еще в X-XI веках здесь функционировал знаменитый Славянский волок. Но реализовываться эта идея начала только в XIX веке, о чем свидетельствует следующая хронология:

    • 1823 г. – проведение в районе Кириллова изысканий для поиска наилучшего варианта;
    • 1824 г. — выполнение проектных работ;
    • 1825 г. — начало строительства;
    • 1828 г. — открытие канала для судоходства.

    Герцог Вюртембергский

    Северо-Двинский водный путь имел большое значение для Российской Империи в качестве транзитного грузового маршрута. Он неоднократно углублялся, реконструировался, достраивался, в том числе и в годы Советской власти. По берегам водных объектов находились судоремонтные, бакенные мастерские, пароходства, которые давали многим местным жителям работу по обслуживанию водного пути и гидросооружений.

    Водня система имени герцога Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского (Виртембергского) Щелкните по изображению для увеличения

    Водная система имени герцога Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского (Виртембергского)
    Щелкните по изображению для увеличения

    Но после строительства Беломорканала роль системы стала уменьшаться, переведя акцент на преимущественно пассажирские перевозки. Их осуществляло Сухонское пароходство вплоть до середины 70-х годов. После строительства здесь асфальтированной дороги Вологда-Повенец с отворотом в сторону Кириллова, рейсы пассажирских пароходов признали нерентабельными.

    Баржа

    В настоящее время здесь имеются незначительное судоходное движение с грузами леса и пассажирские маршруты туристического назначения.

    «По территории национального природного парка «Русский Север» пролегает наиболее примечательная часть знаменитой Северо-Двинской водной системы» — так позиционирует Северодвинскую водную систему национальный парк «Русский Север».

    Я бы сказал чуть иначе. По берегам Северо-Двинской системы располагаются вновь образовавшиеся территории национального парка. Кто кого здесь «украшает» — вопрос довольно спорый, учитывая, что водная система появилась на «свет» еще в 1825 году.

    Сейчас отношение местного населения к этому новообразованию довольно таки неоднозначное. В период организации национального парка одним из основных критериев его образования являлось то, что национальный парк образуется для блага и во благо местного (на территории проживающего) населения. В итоге сельское население реально испытывает затруднения, и значительные в части выписки дров для отопления строений. Это на селе значимое явление. Проблема ежегодная и не решаема парком в течении всех лет его существования. Если заявителю лесоматериал и выписывается, то происходят финансовые странности. Мне нужны дрова, но мне выписывают и дрова и… деловую древесину. Насильно! Авторитет хозяйственной деятельности парка упал в глазах населения. Появился термит, «местное население — живет в резервации». Грустная аналогия с индейцами в Северной Америке.

    Читайте также: