Охарактеризуйте нововведения патриарха никона в области богослужения выскажите суждение как связать

Обновлено: 19.04.2024

1653-1655: Патриарх Никон провел церковные реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. Но Никон действовал жестко и без дипломатического такта, в результате спровоцировав церковный раскол.

1666-1667: Проходил Церковный Собор. Он поддержал церковную реформу, углубив раскол в Русской православной церкви.

Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.

Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения:

- крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя;

- крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток);

- вместо земных поклонов надо делать поясные;

- крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный;

- аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.

Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста).

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее.

Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви.

Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.

Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую; к превращению церкви в часть государственного аппарата.

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

Значение его реформы для Русской Церкви и по сей день огромно, так как была проведена наиболее тщательная и грандиозная работа по исправлению русских православных богослужебных книг. Она же дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь. Благодаря этой же реформе были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации (особенно во времена Петра I).

Даже такое отрицательное последствие никоновской реформы, как раскол, имело, с точки зрения археологии, истории, культуры и некоторых других наук, свои «плюсы»: раскольники оставили после себя огромное множество памятников старины, а также стали основной составляющей нового, возникшего во второй половине XVII века, сословия – купечества. Во времена Петра I раскольники были и дешёвой рабочей силой во всех проектах императора. Но нельзя забывать о том, что церковный раскол стал и расколом русского общества, разобщил его. Староверы всегда подвергались гонениям. Раскол явился национальной трагедией русского народа.

Церковные преобразования в России нужно было проводить в силу различных причин. Во-первых, из-за накопившихся ошибок и противоречий в существовавших богослужебных книгах. Во-вторых, активное использование священниками во время церковных служб т.н. «многоголосия» (одновременного чтения и пения разных частей службы, что вызывало у многих верующих недоумение и непонимание обрядов). В-третьих, невежество, низкий уровень образованности и пороки среди многих представителей православного духовенства. Соответственно, нужно было ввести единообразие в богослужебных книгах и обрядах.

2. Какие альтернативные мнения об исправлении богослужебных книг высказывались деятелями Православной церкви? Что служило аргументами в одном и другом случаях?

Иерархи Русской православной церкви придерживались двух противоположных мнений по поводу исправления богослужебных книг. Первая группа выступала за то, чтобы взять в качестве образца древнерусские тексты. Аргументом в их пользу было то, что византийская церковь, из-за Флорентийской унии, отступила от истинного православия и поэтому не может служить эталоном для подражания. Вторая группа духовенства, наоборот, считала, что за основу нужно взять как раз греческие (византийские) церковные тексты. В качестве аргумента они приводили довод, что в древнерусских богослужебных текстах и так содержится немало ошибок, поэтому нужно ориентироваться на первоисточник православия – наследие Византии. Из-за личных убеждений патриарха Никона, верх взяла именно вторая точка зрения. Поэтому последующие церковные реформы совершались согласно греческому образцу.

3. Охарактеризуйте нововведения патриарха Никона в области богослужения. Выскажите суждение, как сказывались личные качества патриарха на способе проведения реформ.

Основными нововведениями патриарха Никона в области богослужения были:

а) переписывание всех богослужебных книг по греческому образцу;

б) запрет на проведение церковных служб по старым богослужебным книгам;

в) требование креститься не двумя пальцами, а тремя;

г) во время крестного хода передвигаться нужно было не по солнцу, а против него;

д) внесение изменения в имя Христа (Иисус вместо Исус).

Поскольку патриарх Никон был человеком резким, властным и абсолютно уверенным в своей правоте, то и реформы проводились в том же духе: ломали существующие веками правила и обычаи, не считаясь с мнением большинства населения России. И самое главное – поскольку патриарх крайне враждебно относился ко всем недовольным этими нововведениями, реформы насаждались насильственно.

4. Сопоставьте решения церковных соборов 1654 и 1666–1667 годов. Как вы объясните изменение положения Никона?

Согласно решению церковного собора 1654 г., нововведения патриарха Никона были одобрены православными иерархами и царём. А те, кто выступал против данных реформ – были обвинены в расколе, отлучены от Церкви и подвергнуты репрессиям. Церковный собор 1666 – 1667 гг. был своеобразным продолжением предыдущего, поскольку на нём также были осуждены раскольники (старообрядцы) во главе с протопопом Аввакумом. Однако существенным отличием этого собора было также низложение главы Русской православной церкви – патриарха Никона.

Изменение в положении Никона в промежутке между двумя церковными соборами объясняется изменением в отношениях между патриархом и царём. В 1654 г. Никон был ближайшим советником и сподвижником Алексея Михайловича и пользовался его полнейшим доверием. Однако амбиции патриарха и его стремление подчинить светскую власть церковной сыграли роковую роль. Царь не желал ни с кем делиться самодержавной властью. Поэтому некогда могущественного Никона ждали низложение (превращение в простого монаха) и ссылка.

Старообрядцы (староверы, раскольники) – представители разных сословий православного населения России, которые отвергали церковные реформы патриарха Никона, проводимые в 1650-х гг. В итоге произошел раскол в Русской православной церкви. Большинство населения, в т.ч. духовенство и знать, приняли нововведения. А меньшинство – сохранило верность старым принципам и обрядам (поэтому и назвали старообрядцы). Священники-старообрядцы продолжали проводить церковное богослужение по-старому: т.е. креститься двумя пальцами, проводить крестные ходы по солнцу (по часовой стрелке), писать имя Христа – Исус и т.п.

Поскольку отношение российской власти и официальной православной церкви к старообрядчеству было очень негативно, то с первых дней существования они подвергались различным репрессиям и гонениям. Особенно показательной была судьба протопопа Аввакума, который отказался принять нововведения, и закончил свою жизнь на костре. Церковный собор 1666 – 1667 гг. однозначно поставил старообрядцев вне закона, предав их анафеме (церковному проклятию) как еретиков. Опасаясь дальнейшего преследования властей, старообрядцы начали переселяться в далёкие, малозаселённые места – на севере, в Сибири, на Урале. Там они основали свои собственные поселения, именуемые скиты. Занимались охотой, рыболовством, собирательством, скотоводством. Там, где позволяли условия климата – обрабатывали землю. Жили старообрядцы согласно своим убеждениям, отвергая любые новшества даже в быту. Хранили древние традиции.

Старообрядцы смогли сохранить свою веру на протяжении нескольких столетий потому, что были абсолютно уверенны в правильности своего вероучения и принципов. Распространенный среди них фанатизм в виде самосожжений подтверждает, что многие из них были готовы пожертвовать своей жизнью во имя собственных убеждений. К тому же такому положению дел способствовало то, что старообрядцы жили в своём маленьком мире, изолированно от остального населения России, в географически отдалённых уголках страны.

6. Проанализируйте иллюстрации учебника и дополнительной литературы, относящиеся к истории церковного раскола. Каковы их главные сюжеты и герои?

Главными сюжетами картин, посвященных церковному расколу в России, были изображение неприятия многими людьми проводимых реформ (немалая часть российского населения не понимала необходимости изменений в церковных обрядах и существующих веками традициях), а также мужество и самоотверженность старообрядцев, готовых умереть за свои убеждения. Соответственно, главными героями таких картин обычно были видные деятели старообрядческого движения – протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова.

7*. Составьте характеристики патриарха Никона и протопопа Аввакума по плану:

1) путь церковного служения;

Патриарх Никон (1605 – 1681) происходил из простой крестьянской семьи. Его мирское имя – Никита Минин. Начал церковную карьеру в качестве деревенского священника, недалеко от Нижнего Новгорода. После смерти детей, окончательно отдалился от мирской жизни. Он принял монашеский постриг и стал жить в Соловецком монастыре. Со временем избран игуменом Кожеозерского монастыря, позже архимандритом Новоспасского монастыря, и – митрополитом Новгородским и Великолуцким. И наконец, в 1652 г. он занял высшую должность в Русской православной церкви – патриарха Московского и всея Руси.

В свою очередь, церковная карьера протопопа Аввакума (1620 – 1682) не была такой блестящей. Он не достиг таких высот как Никон, однако также отличался уверенностью в своих идеях и большой набожностью. Родом из Нижегородского уезда, сначала он служил в одной из деревень, а потом — в небольшом городе Юрьевце на Волге. Должность протопопа означает, что Аввакум достиг высшего сана среди белого духовенства (т.е. главного среди всех священников определённого уезда). В XVII в. протопопы имели большое влияние, к их мнению прислушивались даже епископы и архиепископы. Также следует отметить, что Аввакум был одним из самых активных «ревнителей благочестия», т.е. выступал за наведение порядка в православной церкви, улучшение образа жизни духовенства, искоренение пережитков язычества и суеверий, строжайшее выполнения мирянами церковных запретов и ограничений. На этой почве он близко сошелся с будущим патриархом Никоном, и поначалу оказывал поддержку его начинаниям.

2) позиция в период церковной реформы;

Никон был главным организатором церковных реформ (поэтому их часто называют реформы Никона). Их отличительной чертой было то, что существующие церковные книги должны были быть исправлены в соответствии с греческими богослужебными книгами. Также он инициировал изменение ряда церковных обрядов (самым известным из них было требование креститься тремя пальцами, а не двумя, как ранее).

Протопоп Аввакум быстро разочаровался в проводимых церковных реформах и стал их главным критиком. Он выступал за исправление церковных книг в соответствии с древнерусскими православными летописями. Но позже начал критиковать и другие положения реформ (например, порядок проведения крестных ходов, требование креститься тремя пальцами и т.д.). Авторитет протопопа был настолько велик, что к его жесткой позиции стали прислушиваться многие представители духовенства, горожане и даже знать. Фактически Аввакум стал невольным основателем старообрядчества.

3) черты характера, поступки;

На всех церковных должностях Никон проявлял себя как твёрдый и решительный руководитель, всегда уверенный в своих принципах и убеждениях. При этом он очень часто действовал деспотично, как настоящий тиран, не желая прислушиваться к мнению окружающих и считая истинным только своё решение. Со временем, такое упрямство и неумение приспосабливаться к окружающей обстановке сыграло с ним злую шутку.

Протопоп Аввакум всегда отличался строгостью убеждений и даже аскетизмом (т.е. отказом от всех земных благ). Своих прихожан он постоянно стыдил за различные пороки и прегрешения, а представителей духовенства – за нарушения существующих церковных правил и предписаний. Борясь за то, что считал правильным, суровый Аввакум постоянно вступал в конфликты. Его противниками становились как знатные и могущественные прихожане (например, нижегородский воевода Василий Шереметев), так и церковные иерархи (не сойдясь во мнениях касательно порядка исправления богослужебных книг, он поссорился с патриархом Никоном, и даже стал его заклятым врагом).

4) исход жизни.

Уверовав в своё могущество, патриарх Никон решил взять контроль над Алексеем Михайловичем, и стал открыто вмешиваться в государственные дела. Однако, не желая ни с кем делиться властью, царь постепенно отдалил от себя бывшего советника и верного помощника. При этом следует отметить, что ситуацию усложнили упрямство и гордыня Никона. Государь несколько раз пробовал помириться с Никоном, но безуспешно. Итогом этого конфликта стало решение церковного собора 1666 – 1667 гг. о низложении патриарха и ссылке на север – в Ферапонтов Белозерский монастырь в качестве простого монаха. Свою смерть бывший глава Русской православной церкви нашёл на пути к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю, куда его распорядился перевести новый царь Фёдор Алексеевич.

Судьба протопопа Аввакума сложилась более трагично. Практически с первых дней своих выступлений против позиции официальной Церкви, он подвергался различным преследованиям. В 1653 г., по инициативе патриарха Никона, он был сослан в Забайкалье. Через 10 лет протопопу была разрешено вернуться в Москву. Однако в столице он продолжил критиковать церковные реформы. Вокруг него сплотилось много недовольных новыми порядками. В ответ на эти действия, церковный собор 1666 – 1667 гг. лишил духовного сана Аввакума, а также предал его и всех старообрядцев анафеме (церковному проклятию). В ответ на предложение раскаяться и отказаться от прежних убеждений, Аввакум проклял сам собор. Вместе с другими старообрядцами он был сослан в далёкий северный Пустозёрск. Там он провел в земляной тюрьме долгие 15 лет, но нисколько не отступил от своих взглядов и идей, продолжая критиковать как православную церковь, так и самого царя. В итоге, в 1682 г. Аввакум принял мученическую смерть на костре.

Что было общим у этих двух людей, яростно выступавших друг против друга?

У патриарха Никона и протопопа Аввакума было много чего общего. Они оба были искренне преданными православной вере (хоть и понимали её по-разному), считали свои убеждения и принципы единственно правильными и были готовы умереть за них. Тем более, что в конце 1640-х – начале 1650-х гг. они оба были близкими друзьями и соратниками, и понимали, что существующее положение дел в Русской православной церкви нужно менять. Однако прямо противоположные взгляды касательно того, как именно нужно проводить эти реформы, сделало их непримиримыми врагами.

8*. Подготовьте исследовательскую работу на тему «Боярыня Феодосия Морозова: от картины В.И. Сурикова к историческому портрету».

Картина «Боярыня Феодосия Морозова» – является одной из наиболее известных работ великого русского живописца Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916). Этот художник, прежде всего, известен как мастер написания полотен, посвященных различным периодам или персонажам истории России. Среди них: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 г.), «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1910 г.).

«Боярыня Феодосия Морозова» была написана в 1884 – 1887 гг., и была посвящена старообрядческому движению и тяжёлой судьбе его участников. Сюжет этого полотна состоит в том, что 17 ноября 1671 г., закованная в цепи боярыня Ф. Морозова, отказавшаяся отрекаться от своих убеждений, была отправлена в заключение на санях в Чудов монастырь Московского Кремля. По дороге её встречает толпа людей, а она благословляет москвичей двумя пальцами (перстами), что в то время было категорически запрещено, согласно церковной реформе патриарха Никона. Данная картина также получила известность благодаря умению В. Сурикова удачно изобразить различные мелкие детали, без которых невозможно представить ту или иную историческую эпоху. К примеру, с большой точностью была изображена одежда тех лет, московские дома и строения и даже оттенки снега. К тому же художник посвятил значительную долю внимания не только главной героине, но и окружающей её толпе. Живописец чётко показал, что практически все собравшиеся сопровождать боярыню в монастырь искренне сочувствуют её положению, морально поддерживают её, а также осуждают тех, кто отдал приказ о заточении Ф. Морозовой.

И хотя реальная историческая личность и сформированный после ёё смерти образ, чаще всего, существенно отличаются, в случае с боярыней Ф. Морозовой художник максимально точно передал реальные события, без преувеличений и приукрашивания. Феодосия Прокофьевна Морозова (1632 – 1675) – реально существовавшая в XVII в. женщина, и одновременно с этим – видный деятель старообрядческого движения, близкая сподвижница протопопа Аввакума. Будущая героиня картины В. Сурикова происходила из знатной и влиятельной семьи. Её отец – Прокофий Соковнин был окольничим, т.е. занимал второй по значимости придворный чин в Российском государстве. Поначалу её жизненный путь мало чем отличался от девушек того времени. В 17 лет она была выдана замуж за богатого боярина Глеба Морозова, который к тому же находился в родстве с царской династией Романовых. В браке с ним, Феодосия Морозова родила сына Ивана. В 1662 г. её муж умер, и она посвятила себя воспитанию ребёнка и управлением доставшегося ей огромного состояния.

Кардинальные изменения в жизни боярыни Ф. Морозовой произошли на рубеже 1663 – 1664 гг. Тогда в Москву из ссылки вернулся протопоп Аввакум и к нему потянулись многие москвичи, недовольные церковными нововведениями. Среди старообрядцев было немало представителей боярских и дворянских фамилий, однако Феодосии Морозовой суждено было стать самой известной из них. Она всячески поддерживала единоверцев, помогая им материально, и даже использовала свое высокое положение при дворе, чтобы спасти некоторых старообрядцев от расправы. Постепенно она превратилась в религиозную фанатичку и в 1670 г. тайно приняла монашеский постриг, под именем Феодоры.

Царь Алексей Михайлович, который полностью поддерживал церковные реформы, поначалу пытался повлиять на боярыню через её окружение и родственников. Однако это не принесло успеха. Государь всё более был недовольным действиями Ф. Морозову, которая начала открыто проповедовать старообрядчество среди московской знати. И это при том, что согласно решению Великого Московского церковного собора 1666 – 1667 гг. старообрядцы были официально объявлены еретиками. Последней каплей в чаше царского терпения стал публичный отказ от участия в свадьбе Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной (матери будущего императора Петра I Великого).

16 ноября 1671 г. по приказу царя Феодосия Морозова и её сестра Евдокия Урусова, которая также исповедовала старообрядчество, были арестованы и заключены в Чудов монастырь (именно этот эпизод был запечатлён на знаменитом полотне В. Сурикова). Несмотря на многочисленные допросы (с применением пыток) и предложений отречься от своего вероучения, Ф. Морозова твёрдо стояла на своём. Тем более, что ей оказывали помощь многие втайне сочувствующие москвичи. Тогда её вместе с сестрой перевели в Псково-Печерский монастырь, отличающийся более строгими порядками. Не повлияла на Ф. Морозову и скоропостижная смерть её сына Ивана Глебовича, которую православное духовенство пыталось преподнести в качестве наказания Божьего, а также – конфискация всего имущества боярыни в пользу царской казны.

Сестёр Феодосию Морозову и Евдокию Урусову неоднократно хотели приговорить к сожжению на костре как злостных и нераскаявшихся еретиков. Однако от этой смерти их спасло заступничество многих представителей боярской аристократии. Тогда, по приказу Алексея Михайловича, они были заточены в земляную тюрьму «на хлеб и воду» в Боровском городском остроге, а 14 их слуг, отказавшихся отказаться от старообрядчества, были сожжены. Согласно тайному приказу, тюремщики специально уморили узниц голодом. 11 сентября 1675 г. от истощения скончалась Е. Урусова, а вслед за ней 2 ноября 1675 г. – боярыня Ф. Морозова.

Так окончила свой жизненный путь женщина, готовая отказаться от всех прелестей богатой и стабильной жизни, ради убеждений, которые она искренне считала единственно правильными. Её не испугали не пытки, не унижения, ни смерть. Недаром, наравне с казненным протопопом Аввакумом, Феодосия Морозова до сих пор почитается старообрядческой церковью как святая, а Евдокия Урусова – как преподобная мученица.

Смута стала суровым испытанием для церкви. Была разграблена церковная утварь и осквернены мощи святых, уничтожены многие церкви. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. Однако это не только не сломило, но и укрепило духовные силы верующих и священнослужителей. После польского плена митрополит Филарет был избран патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Филарет был фактически вторым государем, так как царь Михаил Федорович, сын Филарета, не принимал решения без согласия отца.

2. В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.?

В русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имелось много описок и искажений текста в сравнении с оригинальными. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы, крещение двумя пальцами и др. Это стало причинами для церковной реформы.

Проведение реформы выпало на середину XVII в. в связи с усилением роли и значения церкви в жизни общества и государства.

3. Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

Патриарх Никон претендовал на первенство церковной власти над царской, что, по существу, обозначало разделение власти царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Однако царь Алексей Михайлович не желал разделять свою власть. Патриарх Никон решил заставить царя признать свою неправоту, однако Алексей Михайлович созвал Церковный собор и осудил Никона.

4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

Сущность церковного раскола заключалась в непризнании части верующих церковных реформ патриарха Никона. Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям в России. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по-особому приверженность традициям своей веры.

5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме.

Протопоп Аввакум был ярым сторонником благочестивого образа жизни. Он выступал за обращение к первооснове веры в русских источниках. Его борьба привела к объединению многих общественных сил, выступавших за защиту старой веры, и превратилась в одну из форм протеста народа против гнета властей.

6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?

Значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в. внесли патриарх Филарет, который укрепил авторитет и власть царя Михаила Федоровича, а также патриарх Никон, который провел церковную реформу, изменившую основы православной веры и приведшая к церковному расколу, разделившую верующих на две части.

Стр. 80

1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона? Объясните позицию Аввакума.

Аввакум негативно относился к церковной реформе Никона, считая, что она идет против русских традиций православия. Его позиция была связана с тем, что исправление церковных книг и икон шло по греческим образцам.

2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие нет?

Я одобряю слова – «говори своим природным языком», не одобряю – «Возьми еретиков… и пережги их, скверных собак».

Стр. 80

Думаем, сравниваем, размышляем

Царь Алексей Михайлович стремился построить отношения со странами Запада, к тому же он хотел подчеркнуть преемственность Русской православной церкви от Константинополя, что укрепило бы авторитет церкви среди всего православного мира. Поэтому был принят вариант патриарха Никона.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

Старообря́дчество, или древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1651—1660-х годах Московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебной практики Московской церкви того времени с греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской.

Богослужебная реформа была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах. Противники реформы были преданы анафеме как еретики на Московском соборе 1656 года (только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов. Реформа вызвала раскол в Русской церкви. В результате появились оппозиционные группы раскольников, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.

В зависимости от отношения старообрядцев к священству принято делить их на две группы — поповцев и беспоповцев. Поповцы полагают «новообрядцев» еретиками второго чина (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица); большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают «новообрядцев» еретиками первого чина, для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён. Крупнейшая старообрядческая организация в современной России — Русская православная старообрядческая церковь — относится к поповцам.

Отличия «древлеправославной» службы от «общеправославной»:

Двуперстие при крестном знамении.

Крещение только путём троекратного полного погружения.

Исключительное использование восьмиконечного Распятия; четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой четвероконечный крест (без Распятия).

Написание имени Исус с одной буквой «и», без новогреческого добавления второй буквы Иисус, что соответствовало правилам славянского написания имени Христа.

не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.

богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».

нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.

не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.

сохраняются начальные и исходные поклоны.

поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.

Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке).

в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

более широко используются погласицы в церковном чтении.

сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (Псалтырь, Иеросалим, Давыд, Предотеча, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, основана в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния. В 2007 году рядом клириков и мирян РПСЦ была образована самостоятельная Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии.

Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве. В 1999 году от РДЦ отделилась Древлеправославная архиепископия.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие 23 .

3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666 – 1667 гг.?

На Церковном соборе 1666-1667 гг. решались вопросы проведения церковной реформы и преданию проклятию всех ее противников, а также суд над патриархом Никоном.

4. Используя картину художника А. Д. Кившенко «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» (с. 76), составьте рассказ о начале церковной реформы.

Патриарх Никон начинает проводить церковную реформу, согласно которой вводились крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги. Все свои предложения патриарх Никон представил на Церковном соборе 1654 г., который одобрил реформу, но предложил изменения в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

В течение XVII в. происходило усиление самодержавной царской власти, которая опиралась не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; выросли права и привилегии дворянства – социальной опоры царского самодержавия. Это позволило царской власти опираться при принятии решений не на церковь, а на дворянство, которое полностью поддерживало его. Таким образом, именно это повлияло на занятие первенствующего положения светской власти по отношению к церковной.

Никон- выходец из семьи мордовского крестьянина.
Обладает решительным, жестким, непреклонным характером, а также громадным воздействием на Алексея Михайловича.






Добрый день! Хотим разместить рекламу на Вашем проекте. Кто принимает решения по этому вопросу? Предлагаю обсудить

Три экскаватора различной мощности могут вырыть котлован,работая по отдельности:первый -10 дней,второй-за 12,третий-за

1. Причины реформы церкви коренились в социальном кризисе середины XVII в. Кризисные явления поразили и саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки, а также разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги по единому образцу.

Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Кризис выразился в обмирщении сознания. Происходила индивидуализация сознания посадских людей и части верхов общества. Началась рационализация сознания некоторых слоев русского общества. Внешнеполитические интересы страны также требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Для этих целей необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквях на территориях, которые планировалось присоединить.

При Алексее Михайловиче в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия», куда вошли будущие непримиримые враги – Никон и Аввакум. Члены кружка изучали богословские и богослужебные книги, пытались укрепить роль православия в неспокойный 17 век. «Ревнители» выявили значительные ошибки в переводах русских богослужебных и даже богословских книгах. Разгорелись дискуссии, по каким образцам исправлять книги – по своим (старославянским) или по греческим. За первый вариант был Аввакум, за второй – Никон.

2. После избрания Никона патриархом реформа начала проводиться в жизнь.

Важнейшими обрядовыми изменениями явились:

- крещение не двумя, а тремя перстами,

- замена земных поклонов поясными,

- троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного,

- движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.

- по-иному стали писать имя Христа — «Иисус» вместо «Исус».

Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

В 1667 г. был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 г. упразднен Монастырский приказ. Одновременно происходило быстрое экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывались многие села. Осуществление реформы укрепило церковную иерархию и централизацию церкви. РПЦ (Русская православная церковь) превратилась в крупнейшего феодала-землевладельца России.

Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствующую критическому отношению к традиции, восприятию новаций, что стало психологической предпосылкой глобальных преобразований Петра I.

3. Раскол представлял собой религиозно-психологическое явление, содержащее в себе в той или иной мере и социально-политические компоненты. Одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы и раскола стало старообрядчество. Противники Никона — старообрядцы — отказались признавать реформы. Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник. После 14-летнего заключения Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом».

Возникновение старообрядчества было вызвано не религиозным формализмом масс, а тем, что, не отделяя обряд от догмата, народ увидел в реформе покушение на веру отцов. Старая вера отождествлялась народом с идеей Святой Руси (концепция «Москва – третий Рим»). В условиях общественного кризиса второй половины XVII в. обострились ожидания конца света, что объясняло как поведение ранних старообрядцев, так и соединение в этом движении столь разных по своим интересам и мироощущению социальных групп.

Не затронув основ христианского учения, нововведения патриарха Никона раскололи Русскую церковь и общество. В расколе отразились фанатизм, тоталитарность, упрямая самоуверенность русской души. Изменение обрядов староверы во главе с протопопом Аввакумом оценивали как предательство Церковью и властью идеала Святой Руси. Реформы Никона воспринимались ими как измена Богу и вере, а значит, как начало Страшного суда и конец Руси. Раскол усилил идейные и социальные противоречия XVII века.




Нарушались единство и целостность Церкви, подвергался сомнению священный характер власти, усилилась зависимость Церкви от государства. Раскол, включивший в себя представителей всех (в т.ч. и высших) сословий (старообрядчество) стал одной из причин многочисленных социальных движений (Соловецкое восстание, война Степана Разина и др.). Формируется влиятельное движение старообрядцев, существующее и по сей день.

Церковный собор 1666-1667 гг. проклял старообрядчество. Начались жестокие преследования раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских отрядов они устраивали самосожжение.

4. Однако трагически сложилась и судьба самого Никона. Обладая немалым честолюбием и амбициями, патриарх посягнул на царскую власть, возжелал, чтобы власть патриарха была выше светской власти царя. Поначалу во всём поддерживавший Никона, царь Алексей Михайлович, когда понял, чего добивается патриарх, прекратил с ним общаться. Раздосадованный Никон уехал из Москвы и ждал, когда царь попросит у него прощения и позовёт в Москву. Вместо этого Алексей Михайлович созвал в Москве влиятельнейший Церковный собор из вселенских патриархов. Собор 1666 – 1667 гг. кроме проклятия старообрядчества осудил и лишил патриаршего сана и самого Никона. Закончил свою жизнь Никон в ссылке в им самим построенном Новоиерусалимском монастыре под Волоколамском.

Читайте также: