С каким словом этимологически связал в г распутин название деревни матера

Обновлено: 28.03.2024

Валентин Григорьевич Распутин как представитель деревенской прозы не мог пройти мимо трагедийных событий судьбы российской деревни. В основу повести «Прощание с Матерой» легло реальное историческое событие: в 60-е гг. начали строить Братскую ГЭС, в результате чего жители деревень должны были покинуть свои дома, которые должны были быть затоплены. В.Г. Распутин пишет повесть в 1976 году, во время, когда деревни находились в большом упадке. Для государства было важным выполнить свою задачу, оно не задумывалось о судьбах простого русского народа. Главной целью произведения В.Г. Распутина стало напоминание о сохранении народных традиций. Если в ранних произведениях («Последний срок», «Живи и помни») затрагивается судьба отдельной крестьянской семьи, то в повести «Прощание с Матерой» говорит весь народ.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Деревенская проза требовала от писателя придерживаться определенной тематики: жизнь простой русской деревни. В.Г. Распутин описывает быт сельских жителей, поднимая проблемы сохранения деревни и связанной с ней памяти. Повесть «Прощание с Матерой» можно назвать социально-философской, так как в ней подняты реальные проблемы современной писателю действительности, а также вечные нравственные и философские проблемы.

3. Название произведения и его смысл.

В.Г. Распутин особое внимание уделил названию своей повести. Как отмечал сам автор, наименование «Матерая» - коренное, оно есть во многих уголках России. Это объединяло весь деревенский народ и делало повесть понятной и близкой для сердца каждого сельского жителя.

Само слово «матерый» обозначает «много повидавший, крепкий». Но даже с такой крепкой деревней из-за действий власти приходится прощаться.

«Матерая» связана также со словом «мать», олицетворением которой в произведении является Дарья, хранительница очага.

Но главное слово в названии – прощание. Уже в заглавии передано настроение грусти и тоски по деревне, с которой не по собственному желанию приходится проститься.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от лица человека, который собственными глазами видит все то, что происходит на острове. Автор применяет прием «вживания», что позволяет отразить и объективную точку зрения в повести, и субъективную. Читатель будто находится вместе с героями и осмысливает все своим взглядом.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой» поднимает тему вымирания деревенского быта и традиций.

Автор поднимает проблемы связи поколений, семейных отношений, совести. На протяжении всего произведения звучит нравственная проблематика, связанная с человеческими ценностями. Вынужденное покидание дома показывает истинного человека: если Петруха сжигает ради денег дом, то Дарья ремонтирует его перед прощанием. В этом проявляется взаимное непонимание поколений. Молодые люди стремятся к новой жизни, поэтому легко расстаются с Матерой, а старикам трудно оставить все то, что было с ними на протяжении всей жизни.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

«Прощание с Матерой» повествует о том, как людям приходится переселяться из родных им мест. В основу сюжета легко реальное историческое событие, и его причины получили художественное выражение и осмысление.

Жителям Матеры было известно, что их деревню собираются затапливать. Однако сначала они надеются, что все обойдется.

Переломным и ключевым моментом становится сцена разорения кладбища. Приезжие люди совершенно не задумывались о чувствах жителей Матеры. Только сейчас народ понял, что изменить ничего уже нельзя.

7. Система образов произведения.

Главной героиней и хранительницей очага всей деревни становится Дарья. Это уже старуха, которая успела увидеть многое на протяжении своей долгой жизни. Именно устами Дарьи В.Г. Распутин выражает свою позицию: необходимо сохранить память о прошлом.

Свой дом и всю деревню Дарья перед прощанием наряжает, будто покойника. Такие ассоциации автор помещает не случайно. Старики прощаются с собственной жизнью, они до конца остаются объединенными со своей родной деревнею.

8. Композиция произведения.

Композиционно повесть построена как воспоминания сельских жителей о прежней жизни. В повествовании используется большое количество диалогов, что позволяет передать чувства и эмоции участников событий.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В.Г. Распутин с яркостью и выразительностью описывает деревенский быт, красоты сельской местности. И от общего описания автор переходит к судьбам жителей Матеры, которые выступают как единое целое.

Большое внимание автор уделяет образам-символам, к которым можно отнести Хозяина, избы-покойника, тумана.

Писатель использует прием антитезы, который позволяет увидеть позицию стариков и точку зрения молодого поколения. В.Г. Распутин оставляет проблему нераскрытой, чтобы читатель смог сам решить, какие взгляды ему ближе.

10. Отзыв о произведении.

«Прощание с Матерой» - это повесть, которая задевает за живое. Построение повествования позволяет читателю находиться рядом с участниками таких трагичных событий, сочувствовать им и поддерживать. В.Г. Распутину удалось передать идею сохранения памяти прошлого и преемственности поколений.

Помню, когда ещё студенткой я впервые прочитала повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой», то осталась под мощным впечатлением. Мне так было жаль жителей трёхсотлетней деревни, этих старых людей, этот уходящий в небытие патриархальный мир, казалось бы, с вечными, фундаментальными устоями, традициями, всей жизнью, жаль эту обетованную землю, святое место на Земле – остров Матёру, который окружен жестоким, агрессивным миром людской алчности и равнодушия, фанатичным пристрастием современных потомков к техногенной революции и умением перечеркивать прошлое только потому, что оно прошлое. Если вы не читали сей повести, призываю без комментариев: прочтите!

Фабула такова: триста лет стоит на ангарском острове Матёра деревня с одноименным названием, имеющая богатую историю сменяющихся поколений; но вот наступают чёрные дни конца – начинается строительство гидроэлектростанции, и остров вместе с деревней должен уйти под воду; на материке строится новый посёлок для тех, кто вынужден уехать с острова, а старая деревня с её погостом будет сожжена и вместе с плодородными земельными угодьями острова отправлена на дно Ангары.

Когда знаешь, что литературное произведение создано на основе реальных событий, то непременно хочется выяснить, что есть в нём настоящее, а что является художественным вымыслом автора. Вот и я начала искать ответ на вопрос: был ли в действительности на Ангаре остров Матёра? Нет, острова с таким названием не существовало! Но были другие острова с деревнями, и деревни по берегу Ангары, которые на самом деле попали в зону затопления при строительстве ангарского каскада ГЭС.

Для справки: по данным Википедии, ангарский каскад ГЭС – это крупнейший комплекс гидравлических электростанций в России. Расположен на реке Ангаре в Иркутской области и Красноярском крае. Основная часть строительства осуществлена в советский период; возведение каскада связывалось с развитием промышленности и освоением значительного природного потенциала Восточной Сибири. Комплекс ГЭС на реке Ангаре - это станции с суммарной действующей мощностью 12 014,4 МВт, среднегодовой выработкой 66 млрд кВт/ч или 6 % от общего потребления в стране. Каскад состоит из четырех введенных в строй и нескольких проектных станций:

- первая ступень — Иркутская ГЭС, мощностью 662,4 МВт и выработкой 4,1 млрд кВт·ч;

- вторая ступень — Братская ГЭС, мощностью 4 500 МВт и выработкой 22,6 млрд кВт·ч;

- третья ступень — Усть-Илимская ГЭС, мощностью 3 840 МВт и выработкой 21,7 млрд кВт·ч;

- четвёртая ступень — Богучанская ГЭС, мощностью 2 997 МВт и выработкой 17,6 млрд кВт·ч;

· пятая ступень — проектируемая Нижнебогучанская ГЭС, мощностью 660 МВт и выработкой 3,3 млрд кВт·ч;

- шестая ступень — проектируемая Мотыгинская ГЭС (Выдумская ГЭС), мощностью 1 145 МВт и выработкой 7,2 млрд кВт·ч;

- седьмая ступень — проектируемая Стрелковская ГЭС мощностью 920 МВт.

Все электростанции спроектированы институтом «Гидропроект». Первые три ступени являются филиалами ПАО «Иркутскэнерго», четвёртая ступень входит в состав ОАО «РусГидро».

В своей повести Валентин Григорьевич Распутин имеет в виду строительство Братской ГЭС.

У русского и советского классика ХХв., замечательного писателя В.Г.Распутина, была своеобразность, заключающаяся в том, что он никогда не создавал героев только из головы, из фантазий, – очень высокий художник слова, Распутин списывал все типажи, все характеры с реальных людей, живших когда-то или живущих на его малой Родине: со своих родных и близких, родственников, односельчан, учителей, либо просто знакомых; и события, которые составляют сюжеты его произведений, в основе своей не выдумка.

Конечно, присутствует вымысел, т.к. речь идёт о художественном творчестве, однако события и герои тотчас узнаваемы. Например, отец писателя, Григорий Никитич Распутин, прошёл всю войну и вернулся домой, чтобы через два года загреметь на двадцать лет в Магаданские рудники. Он работал на почте, и однажды у него украли сумку с казёнными деньгами, за что он был осужден. Эта история, случившаяся с отцом, подала идею написать повесть «Деньги для Марии», которая, кстати, принесла писателю всенародную известность.

Школьные годы в родной деревне Аталанка легли в основу рассказа «Мы с Димкой», а прототипом Димки стал школьный друг В. Распутина - Диомид Иванович Слободчиков. Рассказ «Уроки французского», известный всем школьникам, - это, в общем-то, автобиографическое произведение, а шофёр дядя Ваня не кто иной, как житель Аталанки - Иван Егорович Слободчиков, бывший военный танкист. Судьба настоящего дезертира, односельчанина Павла Пинигина, явилась основой для образной судьбы труса Андрея Гуськова – героя потрясающей повести «Живи и помни».

Можно очень долго приводить примеры реализма В.Распутина, но к чему об этом сказано? К тому, что в повести «Прощание с Матёрой» писатель создал СОБИРАТЕЛЬНЫЙ образ погибающей русской деревни, взяв в одно судьбы нескольких ангарских деревень (и не только ангарских), в том числе и судьбу своей родненькой, глубоко им любимой деревни Аталанка - малой Родины!

Строительство ангарских ГЭС повлекло за собой изменение жизни многих семей, душевную, а порой и физическую смерть людей. Сейчас не рассуждаем о «плохих» и «хороших» сторонах технического прогресса, нет. Простая констатация факта: к примеру, Строительство Усть-Илимской ГЭС началось в 1963г., в эксплуатацию станция вступила в 1979г., при создании водохранилища было затоплено 154,9 тыс. га земель, в том числе 31,8 тыс. га сельхозугодий, было переселено 14,2 тыс. человек из 61 населенного пункта, было вырублено 11,9 млн кубических метров леса.

Что касается родной деревни В.Г.Распутина, Аталанки (Распутин родился 15 марта 1937 г. в с.Усть-Уда, но детство прошло в Аталанке, куда переехала семья), то её история вкратце следующая. Аталанка впервые упоминается в летописи в 1723г. Относилась она тогда к Яндинскому острогу. Первое упоминание в документах государственного архива Иркутской области о сибиряках, предках Валентина Григорьевича Распутина, пришедших на территорию будущей Иркутской области, относятся к последней четверти VII века. Деревня Аталанка Яндинской Преображенской церкви Балаганского уезда, согласно сведеньям из книги «Православные храмы Иркутской епархии», была в составе Благочиния 2-го округа Балаганского уезда Яндинского прихода. Аталанское сельское поселение расположено в центральной части Усть-Удинского района Иркутской области.

Название деревни пошло от названия реки Аталанка. Сами аталанцы так объясняют название: "А" - это что-то вроде "возле", "около". "Таланка" - что-то вроде талых вод. В общем, это место, находящееся возле талых вод, возле ключей теплых». В соседнем селе Замараевка как раз такие били из земли.

Изначальная Аталанка была небольшой — в 37 дворов, разлегшихся одной улицей: наверху улицы — школа, внизу — магазин. В школе сначала наличествовало всего 4 класса, дальше учились в Яндах. В войну (один год) в аталанской школе находился детдом, где содержались дети погибших. В 1939 г. была построена другая школа, которую и перевезли в новый посёлок. Сельчане состояли в колхозе им. Чапаева. Земли вокруг лежали плодородные — такие же, как и прочие, затопленные Братским морем.

Археолог Николай Витковский,путешествуя в этих местах в 1932г., написал в своем дневнике: "Почва везде черноземная, хлеба роскошные…"
Строительство ГЭС перевернуло крестьянскую жизнь с ног на голову. В 1960г., во время строительства Братской ГЭС, старые деревни были затоплены. Людей переселяли, и новая Аталанка, которую люди могут видеть сегодня, образовалась из нескольких перевезённых деревень: Замараевки, Филлипово, Аталанки, Куй, Криволуцкой, Еремина, Баранова. В 1961 году все перебрались на новое место и зажили теперь не крестьянством, а леспромхозовским трудом. Здесь образовали участок Егорьевского ЛПХ, крупного, хорошо снабжавшегося предприятия.

Быт в новой Аталанке постепенно наладили. Однако, произошёл парадокс: жителям, принесшим большую жертву ради электричества, самого этого электричества ни от Братской ГЭС, ни от какой другой не досталось - решили, что хватит с них и дизеля. И пока в расцвете был леспромхоз, дизеля худо-бедно хватало, не имелось проблем с горючкой. Но перестройка и последовавшее за ней смутное время все изменили. Леспромхоз пошел по частным рукам, и пять деревень по берегу Ангары, в том числе и Аталанка, сидели без света.

Леспромхоз с 2000 года не действует - лесопункт был закрыт собственником как неперспективный. Сейчас все угодья в частной аренде. Лес вывозят. Лес есть. Но вокруг - ни одной пилорамы. И это превратилось в социальную проблему.

В 2005 году задумали построить в Аталанке новую школу на 72 места, взамен старой, развалившейся. В.Г.Распутин, который регулярно бывал на родине, проводил много времени с учителями, видел проблему и сострадал. Писатель подключился к решению школьного вопроса и доказал областным властям, что школа в Аталанке нужна. В 2006 году открылась, наконец, современная кирпичная школа.

Однако есть и другая, "юморная" версия появления школы в новой Аталанке: как-то приехал на местность губернатор Иркутской области Борис Александрович Говорин, зашел в школу, оперся на дверной косяк - и. косяк выломался вместе с дверью, настолько прогнило дерево. Пораженный Б.А.Говорин выделил деньги на строительство. Но среди аталанцев эта версия непопулярна. Для них очевидно, что школа - дело рук их любимого писателя. «Он ответственность за отечество чувствовал!» - гордо говорили учителя. Им особенно приятно, что классик описывал родные места, знакомых им людей, прославил, можно сказать, русскую сибирскую деревню на весь мир. И словно в качестве доказательства по сей день демонстрируют каждому гостю школы особую выставку с фотографиями, расположенную на стенных стендах, - о прототипах распутинских героев. В конце августа 2014 года В.Г.Распутин побывал здесь в последний раз.

Вот как описывает бывшие (ныне затопленные) и сегодняшние красоты ангарских берегов один из путешествовавших в этих местах журналист:

"Ключи, Аносово, Аталанка, Карда, Подволочное - цепочка прибрежных ангарских деревень, которые по красоте окружающего ландшафта смело могут соперничать с признанными туристическими красотами Байкала. Синее приволье красавицы Ангары, сотни километров водной глади западают в душу сразу и навсегда. Хотя местные и утверждают, что раньше, до затопления, тут было еще красивее и богаче. На небольших, разбросанных по реке островах буйствовала зелень, в свой час вызревали грибы-ягоды, дичи и рыбы тоже водилось немерено. Четыреста километров пути от Иркутска до Аталанки, родины Валентина Григорьевича Распутина, шустрый «Метеор» пробегает за шесть, с небольшим, часов. Короткая навигация - в этих краях единственная связь с миром для нескольких тысяч человек. Шумная толпа встречает "Метеор" на аталанской пристани - провожающих здесь не меньше, чем тех, кому обязательно надо попасть в районный поселок Усть-Уда, какую-нибудь соседнюю деревушку или в Иркутск. В сравнении с нынешним лихолетьем прошлое этих мест кажется сказочным сном. Еще лет 15-20 назад на одном из лучших участков Егорьевского леспромхоза ударно трудились десятки людей, здесь были реальные доходы, хорошая зарплата - и, соответственно, кадры. Когда пошла волна приватизации, леспромхоз успел сменить несколько хозяев. Сейчас почти две тысячи жителей Усть-Удинского района на рубеже веков оказались отброшены лет на сто назад. Это и определило социальную и демографическую политику, строй жизни "неперспективных" ангарских деревень. Четыре часа утром и столько же вечером работает в Аталанке дизельная электростанция. Топливо завозят с Большой земли. Расходовать его надо экономно, иначе в самый неподходящий момент поселок может погрузиться во тьму. Хотя трудно сказать, какой момент жизни людей для этого подходящий, а какой нет. По словам аталанцев, в режиме жесткой электроэкономии поселение живет полтора десятка лет. Обещанные в давние советские времена ЛЭП так и не поставили: обойдутся дизелями, решило высокое начальство. Тогда никто не предполагал, что свет в ангарских деревнях скоро будет гореть несколько часов в сутки. Построили Братскую, потом Усть-Илимскую ГЭС. Отзвучали аплодисменты, раздали награды мужественным покорителям Ангары. Ушли в небытие определявшие жизнь на одной шестой части суши политики, а вскоре и само государство приказало долго жить".

Матёра – неспроста дал В.Г.Распутин именно такое название острову и деревне. Это название-символ, включающее в себя множество образов-ассоциаций: и мать-земля, и зрелость, и опытность, и закоренелость и прочая в этом смысле. Повторюсь: не было точно такого по названию острова на Ангаре. Но есть один из прообразов деревни-Матёры – город Молога, который весь ушёл под воду подобно греческой Фанагории. Кстати, в историю этот город вошёл под названием "русская Атлантида".

Сегодня немногие люди знают, что стоял в России, недалеко от Рыбинска, город Молога, принесённый в жертву цивилизации. Торговый и портовый городок, с великолепными церквями, Воскресенским собором и Афанасьевским монастырём, с заливными лугами между реками Молога и Шексна. В 1935 году Правительством страны было принято решение о строительстве Рыбинской и Угличской гидростанций. Страна готовилась к войне с Германией. Нужны были дополнительные мощные энергетические ресурсы. Именно поэтому в начале 1937 года было принято решение о повышении уровня водохранилища с 98 до 102 метров, а значит и о затоплении Мологи.

Переселение людей длилось четыре года. Сколько боли, страха и печали принесли с собой в семьи переселенцев эти долгие четыре года! Дома разбирали по брёвнам, нумеровали, чтобы легче было собирать потом, и перевозили на лошадиных подводах, некоторые хозяева сплавляли их по реке вместе с вещами. Ходили разговоры, будто были и такие люди, кто, не пожелав уезжать, приковывал себя цепями к какому-нибудь тяжёлому предмету во дворе своего дома. Вроде бы это только разговоры, но ведь дыма без огня не бывает!

14 апреля 1941 года перерыли последний проем плотины, и воды трёх рек: Волги, Мологи и Шексны, - встретив на своём пути сопротивление плотин, вышли из берегов. Огромное пространство суши стало постепенно заполняться водой, образовав величественное море, созданное человеком. Так появилось известное Рыбинское водохранилище. В результате затопления Молого-Шекснинского междуречья исчезла с лица земли восьмая часть Ярославских земель. Под водой оказались более восьмисот населенных пунктов, шесть монастырей и пятьдесят церквей.

Прошло немало времени. Советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне. Как говорят историки, мощности созданных Волжских гидростанций имели для победы немаловажное значение. История Мологи постепенно отодвигалась на задворки памяти. Но бывали периоды, когда уровень воды в Рыбинском водохранилище опускался, и тогда пред человеческим взором возникали останки старинного города: фундаменты бывших домов и улиц, кладбищенские надгробья.

Так что остров Матёра у В.Г.Распутина – образ трагический и СОБИРАТЕЛЬНЫЙ. Не будем искать одноименный остров на Ангаре, а лучше, прочитав повесть, проанализируем глубокопечальный образ Матёры - символ того, что не может так просто, как выброшенный яблочный огрызок, быть вышвырнуто прошлое, изуродована история, нарушена связь поколений; образ Матёры, породившей преданных родной земле старух-праведниц, таких, какой является хранительница родовой памяти Дарья – главная героиня этого вечного литературного произведения.

Повесть «Прощание с Матёрой» входит в группу произведений, относящихся к «деревенской прозе». Такие авторы, как Ф.Абрамов, В.Белов, В. Тендряков, В.Распутин, В.Шукшин поднимали проблемы советской деревни. Но в центре их внимания не социальные, а нравственные вопросы. Ведь именно в деревне, по их мнению, ещё сохранились духовные основы. Анализ повести "Прощание с Матерой" помогает лучше понять эту мысль.

Сюжет произведения построен на реальных событиях. В 1960 году во время строительства Братской ГЭС была затоплена родная деревня писателя – Старая Аталанка. Жителей многих окрестных сёл переместили на новую территорию из зоны затопления. Подобная ситуация описана в повести «Прощание с Матёрой», созданной в 1976 году: деревня Матёра, находящаяся на одноимённом острове, должна уйти под воду, а её жителей отправляют в недавно построенный посёлок.

Анализ повести

Смысл названия повести «Прощание с Матёрой»

Название повести символично. Слово «Матёра» связано с понятиями «мать» и «матёрый». Образ матери сопряжён с центральным персонажем – старухой Дарьей, хранительницей традиций, на которых держится жизнь дома, семьи, деревни, мира. Кроме того, Матёра связана с фольклорной и мифологической фигурой – Мать-Сыра Земля, которая считалась у славян символом женского начала и плодородия. «Матёрый» значит крепкий, опытный, много повидавший.

Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием. Продолжим ниже анализ "Прощание с Матерой".

Проблематика повести Распутина

Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.

С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.

Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.

К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе "Прощание с Матерой". Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.

Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.

«Распутинские старухи» в анализе повести «Прощание с Матёрой»

«Распутинские старухи» - это мудрые хранительницы памяти, традиций, уходящего в прошлое жизненного уклада. Но главное – носительницы духовного начала, которые размышляют о человеке, о правде и совести. Главная героиня повести «Прощание с Матёро», старуха Дарья, стоит на последнем рубеже, ей немного осталось жить. Старуха многое видела, воспитала шестерых детей, из которых троих уже похоронила, пережила войну и смерть близких.

Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.

Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.

Символика в повести Распутина «Прощание с Матёрой»

Немалую роль в произведении играют образы-символы. Если вы делаете анализ "Прощание с Матерой", не упустите эту мысль. К таким символам можно отнести образ Хозяина острова, царского лиственя, избы, тумана.

Хозяин в повести «Прощание с Матёрой» – это маленький зверёк, охраняющий и стерегущий остров. Предчувствуя всё, что произойдёт здесь, он обходит свои владения. Образ Хозяина соединяется с представлениями о домовых – добрых духах, берегущих дом.

Царский листвень – необъятное, могучее дерево. Его не смогли спилить рабочие, приехавшие уничтожить лес перед затоплением. Листвень соотносится с образом мирового древа – первоосновы жизни. Это ещё и символ борьбы человека с природой и невозможности победы над ней.

Изба – дом, основа жизни, хранительница очага, семьи, памяти поколений. Неслучайно Дарья относится к своей избе, как к живому существу.

Туман символизирует неясность, размытость будущего. В конце повести люди, поплывшие на остров за старухами, долго блуждают в тумане и не могут найти дороги.

Надеемся, что приведенный в этой статье анализ повести "Прощание с Матерой" Распутина оказался полезным и интересным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Возможно вас также заинтересуют статьи по теме:

В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» – выселение людей из сибирского острова перед грядущей стройкой ГЭС. В системе образов произведения занимает Матера. Так назван и остров, и деревня в которой разворачиваются события.

Остров-деревня Матера расположен на реке Ангара в Иркутской области, о чем свидетельствует одно из описаний местности: «Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции». Из-за этой стройки вода в речке поднимется и затопит деревню. Земли спасти никак не удастся, поэтому людям придется покидать родные места.

Согласно легенде, уже три сотни лет живут на острове люди. Первым здесь поселился какой-то «зоркий и выгадливый» человек. Теперь же здесь есть дома, которым двести и больше лет. Они хранят дух старины. Есть и новые постройки «ставленные и тридцать и двадцать лет назад, не успевшие почернеть и врасти в землю. ».

Остров-деревня достаточно большой. Он «растянулся на пять с лишним верст», а это более пяти километров. Здесь есть и леса и поля, и болотце. Неподалеку раскинулся еще один остров – Подмога. Иногда материнцы называли его Подногой. Здесь они держали колхозные поля, но на момент описываемых событий их забросили.

Название «Матёра» толкуется как «материнская земля», «мать». Действительно, эти земли для местных жителей такие же родные, как мать, так же их кормят, поят, дают все необходимое для жизни. Природа острова плодородна: «хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой дикой пригодной всячины». Автор восхищается такими богатствами, говорит, что люди не знали о своем счастье, пока над ними не нависла угроза выселения. Раньше на Матере собирали такой урожай, что хватало его для вывоза «на север, на восток».

Есть у острова и свой Хозяин – небольшой зверек, который следит за порядком. Каждый день он оббегает Матеру, знает будущее ее и ее жителей.

Не только за плодородные земли любят местные жители Матеру. Остров хранит нравственные законы, обычаи и традиции, которые лелеяли годами. В этих землях нашли вечное пристанище их предки. Матера похожа на ковчег, который попал в стихию и вот-вот рискует быть разбитым. В произведении есть прозрачная аллюзия на библейский образ: «хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке». Думаю, все помнят, что в ковчеге Ноя также осталось «всякой твари по паре».

В финале повести видим, как Матера уходи под воду, а вместе с ней – ее верные жители. Теперь остров напоминает таинственную Атлантиду. А матеровцы, кажется, будут жить вечно под водой на родных землях.

Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» заставляет задуматься над многими важными вопросами. Каждый читатель сам расставляет в них приоритеты, но ни один не оставляет без внимания проблему дома. В контексте произведения интересно говорить о «доме души». Для начала нужно понять, что же это такое.

Я думаю, что «дом души» – место, где человек чувствует себя уютно, в безопасности, где сама атмосфера приносит радость. Для большинства таким «домом души» является отчий дом. Для многих людей также «домом души» становятся места, где они проводят много лет, проживают самые важные события – создание семьи, рождение ребенка. Есть вещи, которые ассоциируются с такими местами.

Для героев повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» «дом души» – родная деревня и остров. Ведь здесь живет память о предках, о важных для каждого из материнцев событиях. Матёру невозможно представить без царского лиственя. Это дерево лиственницы, которое возвышается неподалеку от деревни. Листвень – центр «дома души» героев повести.

Дерево поражает могуществом и величием. Ему уже несколько сотен лет. Листвень не способен выпускать новую хвою, но его ствол остается неповрежденным. Как-то в дерево попала молния. После этого оно осталось без верхушки. Листвень не утратил красоту, наоборот, стал еще прекраснее, ведь, кажется, излучал силу.

Материнцы уважают дерево. Когда то к его стволу даже приносили дары. Со временем такая традиция исчезла, но уважать листвень не перестали. Как же удалось сберечь такое отношение на протяжении веков? Матёринцы считали, что пока стоит листвень, будет стоять и Матёра. Такое верование передавалось из поколения в поколение и оставалось непоколебимым. Получается, что дерево берегли для того, чтобы сберечь «дом души».

Листвень отображает и нравы матёринцев, их души. Оно, как и жители деревни, не хочет оставлять эти места. Царский листвень стойко переносит попытки срубить и сжечь его, оставаясь целым и невредимым. Так и матёринцы пытаются отстоять свою территорию, хоть и понимают, что силы неравные. Листвень ж вдохновляет их на борьбу. Люди понимают, коль центр «дома души» остается живым, значит и у них есть шанс, хоть и мизерный.

Дома обычно сохраняют родовую память. Матёра же – большой дом, поэтому хранит прошлое не одной семьи. С лиственем также связано много событий. Он видел и казаков, и гражданскую войну, и торговцев, а сколько людей приходили, чтобы поклониться ему. Колчаковцы повесили на его суку одного из своих сослуживцев. Знает дерево и историю любви девушки Паши, которая тоже повесилась на его ветке.

Таким образом, царский листвень из повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» неразрывно связан с домом души материнцем, ведь является его центром, опорой. Он вселяет в людей надежду, делится с ними неисчерпаемой силой.

Читайте также: