С какой религией можно связать понятие шариат
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 06.10.2024
Прим.редакции : Суфизм – как одна из практических дисциплин в Исламе — с момента своего образования в отдельную науку всегда имела своих сторонников и критиков – предвзятых и справедливых с обеих сторон. И всё-таки большинство улемов всегда признавало эту науку, поэтому многие практиковали её, имели наставников-муршидов, даже будучи большими учеными, или были ими сами.
Важно отметить, что та или иная критика суфизма не означает, что человек против суфизма в целом – это может быть вполне справедливое замечание по поводу отклонения, которое возможно везде и с каждым. Сами суфии могли выступать критиками в таких случаях.
Также это может быть вопросом допустимого ихтиляфа – в истории Ислама различные мнения часто подвергались критике оппонентами, несмотря на то, что имели свою аргументацию и находились в пределах шариатских границ и иджтихада.
Вместе с тем, критика может быть связана и с обыкновенным невежеством. Чтобы последнего было меньше, нужно иметь пусть даже общее, но правильное представление о суфизме как об исламской дисциплине.
Несомненно, у тасаввуфа есть специфика: свои школы, методы, термины, практики по достижению поставленных целей, основы которых содержатся в Коране и Сунне. Постижение этого происходит уже по мере погружения и не обязательно, чтобы каждый глубоко в этом разбирался.
Для начала, как уже было сказано, нужно иметь общее представление, в связи с чем публикуем фрагмент одноименной книги Хазрата Мауляны Масихуллаха Хан Сахибы.
Мы не знакомы с этим ученым, но из предисловия понятно, что он является учеником одного из крупнейших алимов индийского субконтинента – Мауляны Ашрафа Али Танви (рахимахуЛлах) и продолжателем его тариката. В любом случае, написанное соответствует тому, что говорят другие признанные и авторитетные корифеи суфизма и уляма.
Актуальность теме суфизма в Казахстане добавляют ещё и тенгрианцы, которые пытаются преподнести его как некую отдельную веру, чтобы затем, на этом основании, распространять миф о том, что казахи не были мусульманами. Их совершенно не смущает тот факт, что ни в Исламе вообще, ни в суфизме в частности они ничего не соображают. Наоборот, создаётся впечатление, что это лишь добавляет им наглости.
По этой причине материал особенно актуален для казахстанских мусульман, которые имеют о суфизме крайне поверхностное, а то и вовсе искаженное представление. Это поможет изобличать ложь и не вестись на уловки.
Природа тасаввуфа
Раздел Шари'ата, связанный с внутренними действиями, или состояниями сердца и ума (а'мал-е батини), называется «тасаввуф» и «сулук», а раздел Шари'ата, связанный с внешними действиями и правилами (а'мал-е захири), называется «фикх».
Предмет, относящийся к тасаввуфу, носит название «тахзиб-е ахлак» («украшения характера и нравов»), в то время как основная цель этого раздела Шари'ата состоит в достижении Божественной милости. Путь достижения Божественной милости заключается в полном подчинении предписаниям Шари'ата.
В действительности, тасаввуф — это дух (рух) и совершенное состояние веры, духовного мира человека. Назначение тасаввуфа — очистить ум и сердце (батин) человека от низких свойств, таких, как похоть, пороки языка, гнев, злоба и преступные намерения, ревность и зависть, любовь к мирскому, любовь к славе, скупость, жадность, роскошь, тщеславие, обман и другие пороки.
В то же время тасаввуф стремится украсить сердце высокими качествами, такими, как покаяние, самоконтроль, благодарность, страх перед Аллахом, надежда, воздержанность, таухид (Единобожие), доверие, любовь, искренность, правдивость, размышление, созерцание и др. Таким образом, человеку прививается внимание к Аллаху ﷻ. Это — цель человеческой жизни.
Тасаввуф, или тарикат, таким образом, не отрицает веру (дин) и Шари'ат. Наоборот, стать суфием (тем, кто следует пути тасаввуфа) является обязанностью каждого мусульманина. Без практики тасаввуфа мусульманин не может быть по-настоящему назван совершенным мусульманином.
Необходимость тасаввуфа
Итак, ясно, что тасаввуф не противоречит вере (дин), но на самом деле является частью Шари'ата, и его необходимость очевидна. Хазрат Тханави во введении к книге «Хакикат ат-Тарикат» («Истина пути») утверждает следующее: «После исправления поступков для каждого мусульманина является фард (обязательным) исправлять свои внутренние (духовные, мысленные) действия».
Множество аятов Корана и хадисов ясно определяют обязательность (фардиййат) этого. Однако, большинство людей с поверхностным пониманием пренебрегают этим из-за своего подчинения низким страстям. Кто не знает, что Коран и хадисы подробно рассказывают о важности таких вещей, как зухд, кана'ат, тавазу, ихлас, сабр, шукр, хубб-е илахи, рида би-л када, таваккул, таслим и других, и одновременно подчёркивают необходимость приобретения этих качеств?
И кто не знает о том, что Коран и хадисы осуждают то, что является противоположностью этих качеств, то есть, хубб-е дунйа, хирс, такаббур, риййа, шахват, гарад, хасад и советуют избегать их? Какие могут быть сомнения относительно того, что на самом деле благородные качества были предписаны, а низкие черты были запрещены?
В этом заключается истинное значение преобразования эзотерических (внутренних) действий. В этом — первоочередная задача тариката. То, что является фардом — несомненно, установленный факт.
В «Тарик ал-Каландар» («Путь бродячего суфия») он (Мауляна Ашраф Али Танви) говорит: «Все подлинные принципы тасаввуфа находятся в Коране и хадисах. Мнение, что тасаввуф не содержится в Коране, является ошибочным. Лишь заблуждающиеся суфии и поверхностные 'улама (религиозные учёные), не обладающие глубоким пониманием Корана ('улама-е хушк), разделяют это мнение. И те, и другие неверно понимают Коран и хадисы.
Такие 'улама-е хушк утверждают, что тасаввуф не имеет под собой основы, поскольку они убеждены, что Коран и хадисы не содержат его принципов, а заблуждающиеся, впадающие в крайности (гали) «суфии» убеждены, что Коран и хадисы содержат только внешние (захири) законы. Тасаввуф же, по их словам, — это эзотерическое знание души и сердца.
Эти люди говорят — на'узу би-ллах (упаси нас Аллах от их заблуждений) — «Коран и хадисы для тариката не нужны». Короче говоря, и те, и другие верят, что и Коран, и хадисы не содержат принципов тасаввуфа, при этом одни избегают тасаввуфа, а другие – Корана и хадисов».
Тасаввуф и Коран
Как внешние (захири), так и внутренние (батини) поступки и обязанности предписаны Кораном. Так, Коран, с одной стороны, повелевает совершать намаз и давать закат (очистительную молитву):
«О, обладающие верой! Совершайте намаз (молитву) и давайте закат (очистительную милостыню)».
И в то же время Коран повелевает выражать благодарность (шукр) Богу: «…и благодарите Аллаха». В одном месте говорится: «Предписан вам пост…» — и: «На людях обязанность совершить хадж к этому Дому ради Аллаха – на тех, кто в состоянии совершить этот путь».
Тогда как в другом аяте сказано: «Он (Аллах) их (верующих) любит, и они любят Аллаха…» — и: «Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее (всего)…». Таким же образом в одном аяте говорится о внешнем образе намаза: «(Горе тем,) кто небрежен к своим намазам…» (107:5) — и в следующем же аяте говорится об отсутствии искренности в молитве: «…те, которые лицемерят (то есть, совершают намаз напоказ)» (107:5, 6).
Точно так же, как Коран осуждает тех, кто пренебрегает совершением салата (намаза) и жертвованием заката, он утверждает, что гордыня и тщеславие (такаббур и 'ужб) являются злом.
То же самое можно сказать и о хадисах. В них можно найти и сведения, связанные с намазом, постом, торговлей и коммерцией, женитьбой, разводом, и сведения о рийа (показухе), такаббуре (гордыне) и других понятиях. Ни один мусульманин не может опровергать тот факт, что как внешние поступки, так и действия ума и сердца входят в Божественные предписания.
«Совершайте намаз (молитву) и давайте закат (милостыню)» являются такими же повелениями, как и «благодарите Аллаха», «проявляйте терпение и стойкость». Как аят о посте «предписан вам пост» утверждает шари'атскую (шар'и) природу поста, так и аят «но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее (всего)» утверждает шари'атскую природу любви к Аллаху.
При ближайшем рассмотрении и размышлении можно понять, что все внешние деяния Шари'ата направлены на преобразование внутренних поступков и черт.
Очищение батина (души, ума и сердца человека) является целью и основой успеха и спасения в Судный день, в то время как загрязнение батина — причина падения в Адское пламя. Аллах ﷻ говорит:
«Преуспел тот, кто очистил её (душу), и понёс урон тот, кто опорочил её» (91:9,10);
«…В тот День, когда ни богатство, ни сыновья не помогут человеку, кроме тех, кто придёт к Аллаху с непорочным сердцем» (26:79).
Первый аят указывает, что победа и успех (фалах) являются следствием очищения души, а второй аят показывает, что ни материальное благополучие, ни наследники не принесут пользы в День Суда без очищения сердца.
Иман (вера) и ака'ид (вероубеждения), которые служат основанием для одобрения Богом наших поступков, — это состояние души, ума и сердца (т.е. батина). Очевидно, что поступки должны укреплять иман. Поэтому очевидно, что первоначальной целью является совершенствование (ислах) внутренней сущности человека, благодаря чему он препровождается в Чертоги Принятия и приобретает более высокий духовный уровень.
Совершенствование внутренней сущности и есть тот путь, который известен как тасаввуф.
Утверждения суфиев
Об этом Баязид Бистами говорит следующее: «Не поддавайтесь обману, когда вы видите, что некто, обладая сверхъестественным мастерством, летает. Оцените его с позиции Шари'ата: придерживается ли он их».
Хазрат Джунайд говорит: «Все пути, кроме тех, что являются строгим следованием Расул Аллаху ﷺ, закрыты для человека».
Хазрат Нури говорит так: «Не смейте приближаться к тому человеку, который впадает в состояние, порождающее грех и нарушение границ Шари'ата».
Хазрат Хваджа Насируддин Чираг-е Дехлави: «Покорность Посланнику Аллаха ﷺ — это обязательно. Такая покорность важна в словах, в деяниях и в намерениях, поскольку любовь к Аллаху ﷻ невозможна без следования за Мухаммадом Мустафой ﷺ».
Хазрат Хваджа Му'ин ад-дин Чишти говорит следующее: «Духовный уровень того, кто придерживается норм и предписаний Шари'ата, не совершает грехов, растёт в зависимости от его приверженности Шари'ату».
Хазрат Хаким ал-'Уммат (رضي الله عنه) В «Та'лим ад-дин» говорит: «Каждый, кто приобрёл богатство вусул (постижение любви Аллаха), приобрёл его благодаря следованию Сунне».
Терминология Шари'ата и тариката
Коран и Сунна являются источниками всех исламских учений. Истоком всех этих учений было собрание в присутствии Пророка ﷺ — Мажлис-е Наби ﷺ (собрание у Пророка). На начальной стадии Ислам исповедовался небольшой общиной. Число мусульман было ограничено, и все отрасли исламских наук — тафсир, хадис, фикх и тасаввуф — преподавались в одном месте — в школе Пророка ﷺ.
Деления исламских знаний на определённые науки не существовало. Однако, в школе Пророка ﷺ была отдельная группа особо любящих Аллаха и преданных Посланнику Аллаха ﷺ людей, которые постоянно занимались очищением нафса (души) и совершенствованием батина путём практического воспитания. Эта группа людей называлась асхаб-е суффа. Позднее, когда Ислам приобрёл статус всемирной и всеобщей религии, улама-е дин (религиозные учёные) разделили исламские знания на различные дисциплины.
Тех, кто, в основном, занимается изучением хадисов (преданий о жизни Пророка ﷺ), именуют мухаддисин; тех, кто занимается тафсиром (толкованием Корана), называют муфассирин; тех, кто специализируется в фикхе, называют фукаха, а те, кто занимается ислах-е батин (очищением ума и сердца), стали известны как машаих-е суфиййа.
Следовательно, ни один из великих учёных прошлого не отделял тарикат от Шари'ата. Напротив, они полагали, что тарикат является подчинённым Шари'ату, частью, происходящей от Шари'ата.
Шари'ат, тарикат, хакикат и ма`рифат
Совокупность всех учений, обязательных в Исламе, известна под названием «Шари'ат». Оба вида действий — а'мал-е захири (внешние деяния) и а'мал-е батини (внутренние деяния) — входят в Шари'ат.
В терминологии мутакаддимин (первые учёные Шари'ата) термин «фикх» был синонимом слова «Шари'ат». Так, Имам А'зам Абу Ханифа (رضي الله عنه) даёт следующее определение слову «фикх»: «Представление о том, что полезно и вредно для нафса».
Позднее в терминологии мута'аххирин (последующие учёные Шари'ата) слово «фикх» применялось для обозначения той отрасли исламских знаний, которая относится к а'мал-е захири, а отрасль, относящаяся к а'мал-е батини, стала известна под названием «тасаввуф». Словом «тарикат» именуют путь или способ приобретения а'мал-е батини.
Совершенствование а'мал-е батини (действий души и сердца) порождает духовную чистоту и сияние сердца, которому вследствие этого открываются истины материального и духовного плана (хака'ик-е каунийа), особенно касающиеся добродетели и порока; сердце также обнаруживает определённые истины (хака'ик-е илахийа), относящиеся к Божественным Атрибутам и Деяниям, особенно касающиеся взаимоотношений между Аллахом и Его рабами.
Эти откровения (макшуфат [1]) известны как «хакикат» («истины»). Процесс получения таких откровений (инкишаф) называется «ма'рифат», а святые, озаренные инкишафом, именуются «мухаккик» или «'ариф».
Всё вышеупомянутое имеет отношение к Шари'ату. Мнение, что Шари'ат и тарикат независимы, вызвавшее разногласия среди людей, является полностью ложным и необоснованным. Сейчас, когда природа и истинная сущность тасаввуфа и сулука стали ясны, можно понять, что:
Кашф (откровение) и карамат (чудесные дарования) не являются необходимыми.
Тасаввуф не гарантирует успеха в минских делах.
Тасаввуф не утверждает, что любая цель человека может быть достигнута такими способами, как та'виз (подобие оберега) или использование микстур. Также не утверждается и то, что человек обязательно добьётся успеха в судах благодаря чьей-либо молитве (ду'а).
Тасаввуф не обещает ни большего заработка, ни излечения от физических болезней.
Тасаввуф — не предсказание будущего.
В тасаввуфе никто не гарантирует, что духовный рост мурида (ученика, «послушника») будет достигнут духовной концентрацией и стремлением (химмат или таважжух) шейха (наставника).
Для тасаввуфа не являются необходимыми сверхъестественные действия.
Тасаввуф не обещает, что человек, вступивший на путь тасаввуфа, будет освобожден или защищён от греховных помыслов и что мурид автоматически и без усилий погрузится в 'ибадат (богопочитание).
Тасаввуф не обещает достижения состояния полного самоуничтожения, такого, при котором человек не чувствует даже самого себя.
Тасаввуф не обещает испытания состояния экстаза и духовного просветления в зикре и шугле (духовных упражнениях), а также не утверждает, что человек начнёт видеть прекрасные сны и чудесные видения.
Всё это не является целью тасаввуфа. Милость Аллаха ﷻ — вот истинная цель тасаввуфа. Итак, именно это следует всегда иметь в виду.
[1] Ни в коем случае нельзя путать понятия «вахи», «илхам», «фираса», «кашф» («макшифат», «инкишаф»), «фатх» («фатихат») и «варидат», хотя все их можно примерно перевести «вдохновение, откровение, раскрытие скрытых истин».
ШАРИАТ
(араб. "аш-шар'а" - "Закон", "ясно установленный путь"), комплекс верований ('а'ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни. В узком смысле шариат включает в себя только ясно зафиксированные нормы Корана и сунны. В более широком толковании он охватывает также нормы, выработанные в школах (мазхабах) исламской религиозно-правовой мысли (фикха). Поэтому, хотя Законодателем в исламе выступает Бог, шариат наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, включает установления, сформулированные людьми в согласии с ними или на их основе. Поэтому наряду с Кораном и сунной в суннитском исламе в качестве источника права выступают иджм' ("единогласное мнение") общины и ийс ("соизмерение") случаев, прямо не описанных в Коране и сунне и не регулируемых консенсусом, с теми, что описаны в одном из этих источников, и определение для них правовой нормы на основании такого соизмерения. Консенсус признается на основе известного хадиса, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие факихов (знатоков фикха), но даже и в такой формулировке возможность установления действительного единогласия неоднократно подвергалась сомнению. ийс признается разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей "основ фикха" ('ул ал-фих) в классическом исламской обществе. В шиизме иджм' и ийс не признаются в качестве источника права, их место занимают установления имамов (см. ИСЛАМ), которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете. Степень влияния и его границы. Шариат определяет и организует жизнь мусульман на пространстве от Марокко до Филиппинских островов и от Центральной Азии до Нигерии и Занзибара. Однако его влияние не везде одинаково. Турецкие суды сегодня следуют светским юридическим кодексам. В Саудовской Аравии шариат остается единственной правовой системой. В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии, Ливане и в мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства, тогда как шариат регулирует вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций.
Влияние доисламских обычаев. Некоторые нормы шариата восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии, с их кровной враждой и вооруженными набегами. Богатство, защищаемое от набегов, часто само являлось добычей, захваченной ранее во время нападения. Наследование заключалось в перераспределении трофеев между родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщины, не участвовавшие в набегах и не защищавшие имущество, ничего не наследовали.
Наследование женщинами. Стремясь к повышению статуса женщин, пророк Мухаммед (ок. 570-632) включил их в систему наследования. "Завещает вам Аллах", - говорится в Коране (4:11), - "относительно ваших детей: (а) сыну - долю, подобную доле двух дочерей. (б) А если они (дети) - женщины, числом больше двух, то им - две трети того, что он оставил, а если одна, то ей - половина". Вероятно, Пророк первоначально склонялся именно ко второму решению (б). Дочери, получившие предназначенную им долю, не нарушали баланс распределения наследства между ближайшими родственниками-мужчинами. Однако такая схема ухудшала положение сыновей. Например, если у него было две дочери и два сына, дочери поделили бы между собой две трети, тогда как сыновья получили бы только треть. Из-за сильного возмущения членов племени была добавлена также норма (а). В той же семье из двух сыновей и двух дочерей имущество по-прежнему было бы разделено на шесть частей, но теперь каждый сын получил бы по две шестых, а каждая дочь - по одной шестой. Классификация действий и ее влияние на нормы шариата. В исламе все действия человека разделяются на "запрещенные" (ар), совершение которых наказуемо, а несовершение похвально; "нерекомендуемые" (макрх), совершение которых ненаказуемо, но воздержание от которых похвально; "безразличные" (муб) для Законодателя, относительно которых не установлены никакие нормы; "рекомендуемые" (мандб, сунна), совершение которых похвально, но несовершение ненаказуемо; "обязательные" (вджиб, фар), совершение которых поощряется, а несовершение наказывается. Все, что служит таким действиям, подпадает под ту же норму, что и само действие. Эта классификация распространяется практически на все сферы. Примером может служить случай, когда покойный завещал больше, чем владел на момент смерти. В такой ситуации некоторые легаты (завещательные отказы движимости) должны быть проданы в определенном порядке. Англо-американские гражданские суды сперва продают имущество, не учтенное в завещании, затем имущество, переданное в соответствии со статьей о движимом имуществе, оставшемся после уплаты долгов, и, в конце концов, специально поименованное в завещании имущество. При этом наиболее специфическими считаются те части имущества, о которых покойный заботился в наибольшей степени. Таким образом, гражданский суд как бы исполняет его желание. Суд шариата будет продавать легаты в соответствии с пятичленной классификацией. Прежде всего последуют запрещенные легаты, затем те, которые служат нерекомендуемому, затем безразличные, затем те, которые считаются достойными поощрения, и на последнем месте всегда находятся обязательные. Продажа завещательных отказов движимого имущества для выплаты непризнанных долгов является обязательной, поскольку в противном случае могут пострадать неизвестные кредиторы. Завещательные отказы, которые являются обязательствами в отношении Бога, пользуются меньшей защитой, поскольку считается, что Бог может легче перенести эту утрату. Однако в рамках класса долгов в отношении Бога обычно следуют тем же общим принципам. Завещательный отказ имущества, служащий для чтения молитв Богу, продается прежде того, который используется для пожертвований неимущим. Однако этому классу завещательных отказов оказывается предпочтение по сравнению с теми, которые считаются безразличными и так далее. Подобные классификации, применяемые ко всем сферам человеческой деятельности, чрезвычайно распространены в исламском праве. Коран и сунна как источники исламского права. Одним из источников шариата является Коран как слово Божье, полученное в Откровении. В некоторых его стихах содержатся вполне законченные предписания. Однако, хотя и сказано: "О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах" (5:1), - в этих словах, ставших краеугольным камнем договорного права, не определено, какие формальности необходимо соблюсти при заключении контракта или каковы материальные последствия его нарушения. По мере расширения исламского государства и включения в его орбиту народов, знакомых с римской и иными правовыми системами, все более отчетливо выступала необходимость развития шариата и его приспособления к новым условиям. Важную роль сыграло обращение к хадисам - преданиям о поступках и словах Мухаммеда, его ближайших родственников, а также сподвижников. Собрание хадисов образует сунну - "закон", ориентир для каждого мусульманина. В исламском праве действует принцип, согласно которому сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран - для разъяснения сунны. При этом предполагается, что сунна не содержит установлений, принципиально противоречащих кораническим, и наоборот. Хотя традиционная мусульманская наука выработала сложную систему проверки хадисов на достоверность и их соответствующей классификации, в обширный их корпус могли попасть и подложные. Установлению таких хадисов западное востоковедение традиционно уделяло значительное внимание, причем его выводы часто не совпадают с тезисами исламского фикха. Четыре основные суннитские школы фикха. Наряду с Кораном и сунной источниками права, признаваемыми в суннитском исламе, служат иджм' ("единогласие") и ийс ("соизмерение"), или установление аналогии между рассматриваемым и зафиксированным в авторитетных источниках казусами. Различия между постепенно сформировавшимися школами исламской религиозно-правовой мысли, или мазхабами фикха, в значительной степени определялись тем значением, которое придавалось источникам, дополняющим авторитет текстов. Если захириты (араб. "хириййа" - "люди явного") признавали только ясно и недвусмысленно зафиксированные нормы авторитетных текстов, то батыниты (араб. "биниййа" - "люди скрытого"), прежде всего шииты, напротив, допускали фактически свободное нормотворчество имамов, которое лишь по видимости согласовывалось с авторитетными текстами посредством та'вл "толкования" последних. Хотя в суннитском исламе получили развитие многочисленные школы фикха, в дальнейшем в качестве равно авторитетных и не противоречащих друг другу были признаны четыре, сохранившиеся и в наше время. Это ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Юридическая методология каждой школы сочетает доводы авторитетных текстов с рассуждениями по аналогии, но в разных пропорциях. Ханбалиты предпочитают строгое истолкование авторитетного хадиса. Маликиты и ханафиты допускают большую свободу действий в каждом конкретном случае. Такие расхождения приводят к некоторым различиям в конечном результате. К примеру, все четыре школы признают предание, согласно которому верующий имеет право завещать треть своего имущества. Однако далее в нем делается следующий вывод: "И треть - это хорошо, и более того, ибо оставить своих наследников богатыми лучше, чем оставить их в нужде, просящими милостыню у других". В какой мере это правило служит дополнительной гарантией права завещать имущество, а в какой - является ограничением этого права, призванным защитить наследников умершего от обнищания, остается неясным. Это различие становится особенно значимым, когда умирает бедный человек, имущества которого едва ли достаточно, чтобы поддержать его родственников. В таком случае ханафиты признают право на завещание, но считают предпочтительным, чтобы покойный его не использовал. Ханбалиты настаивают на ограничении и запрещают лишать имущества кого-либо из наследников. При этом каждая школа признает полную ортодоксальность позиций других школ. Каждый суннит считается приверженцем одной из этих школ. В классическом мусульманском обществе в каждом крупном городе применяют четыре правовые системы. Однако каждая школа, или мазхаб пользуется особым покровительством и почетом в определенных местностях. Большинство ханбалитов проживает в Саудовской Аравии. Маликиты преобладают в Северной и Западной Африке; это единственная школа, признанная мусульманскими судами Марокко и Алжира. Шафииты составляют большинство в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии и северном Египте. Наибольшим распространением пользуется школа ханафитов. Среди ее приверженцев большинство мусульман России, Индии, Пакистана и Турции, она была официальной школой Османской империи. Ей оказывают предпочтение и в тех странах, которые возникли из бывших провинций Османской империи, таких, как Египет, Сирия, Израиль, Иордания и Ирак. Последователи шиитского ислама придерживаются самостоятельных юридических учений; многие из них отражают те социальные, исторические и религиозные тенденции, в результате которых и произошло их отделение от суннитского большинства.
Абсолютный и ограниченный иджтихад. К 10 в. возобладало мнение, что принципиальное истолкование авторитетных текстов уже осуществлено. Был объявлен запрет на абсолютный иджтихад, т.е. самостоятельный вывод факихом новых правовых норм, противоречащих основаниям существующих мазхабов. Вместе с тем внутри имевшихся правовых школ свобода нормотворчества сохранилась. Верующий может прибегнуть к фетве, или решению муфтия - знатока исламского права. Чтобы санкционировать намеченное действие или решить спорный вопрос, муфтий должен посредством кийас ("соизмерения") вывести авторитетное обоснование из примеров, содержащихся в руководствах для верующих данного мазхаба. Если авторитетные тексты недвусмысленно высказываются против задуманного действия, муфтий все-таки может найти ему оправдание при помощи одной из многочисленных уловок. Предположим, какой-то человек захотел, чтобы его имущество было разделено после смерти среди его детей иначе, чем этого требуют сложившиеся правила. В рамках законодательства о наследовании такая возможность отсутствует. Однако в рамках законодательства о благотворительных фондах (вакфах) он может учредить семейный вакф (при одном обязательном условии: если линия его потомков прервется, весь доход будет роздан среди бедных). Вместе с тем он может назвать определенных детей и их потомков пожизненными получателями дохода с переданного в вакф имущества.
Шариат и современное общество. Властная структура ислама при отсутствии церкви была своеобразным воплощением самого шариата, обязанного своей силой именно тому, что он не поддавался принципиальным изменениям и переработке. При этом идеи шариата, будучи идеальной картиной мусульманского общества, так и не были в полной мере осуществлены на практике. Уже на раннем этапе на смену уголовному и административному праву пришли светские указы и законы конкретных правителей, сохранивших за собой также право разрешать любого рода споры, которым не препятствовали ограничения, налагаемые шариатом. Контакты с западными торговцами требовали введения специальных судов и признания европейского торгового права. Влияние западной культуры в 19 в. привело к широкомасштабному заимствованию европейских юридических норм. Некоторые движения в 20 в. стремились восстановить роль шариата, однако в конце концов были приняты западные правовые кодексы с включением в них некоторых идей шариата. В большинстве мусульманских стран исламское право применяется сегодня лишь в области наследования, семейных отношений и благотворительных фондов. См. также АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛИТЕРАТУРА
Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб, 1850 (репринт) Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ), тт. 1-3. Ташкент, 1911-1912 Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959 Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате в VII-XIII в. - В кн.: Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М., 1982 Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986 Сюкияйнен Л.Р. Средневековая мусульманская политико-правовая мысль. - В кн.: История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986 Ал-Хушани, Мухаммад. Книга о судьях. М., 1992
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .
Полезное
Смотреть что такое "ШАРИАТ" в других словарях:
Шариат — прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные… … Ислам. Энциклопедический словарь.
ШАРИАТ — (араб.). Собрание законов, основанных на Коране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАРИАТ [арабск.] совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране (КОРАН); мусульманское право. Ср.… … Словарь иностранных слов русского языка
шариат — а, м., ШАРЬЯТ а, м. chariat m. <араб. sar at. Совокупность религиозных, бытовых правил и юридических норм феодального права, основанный на коране и действующий в некоторых мусульманских странах. БАС 1. Башкирец рад каждому случаю придраться к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ШАРИАТ — (от араб. шариа прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных… … Юридический словарь
ШАРИАТ — (арабское шариа, буквально надлежащий путь), важнейшая часть мусульманского права, его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны, касающиеся поведения верующих мусульман. Конкретные нормы разрабатываются исламской системой нормативного… … Современная энциклопедия
ШАРИАТ — (араб. шариа букв. надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений … Большой Энциклопедический словарь
ШАРИАТ — ШАРИАТ, шариата, мн. нет, муж. (араб.). У мусульман свод религиозных и бытовых правил, основанных на коране. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШАРИАТ — ШАРИАТ, а, муж. В исламе: свод религиозных и юридических правил, основанных на Коране. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ШАРИАТ — (арабское шариа, буквально надлежащий путь), свод религиозно этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран и сунну. Разработан в 7 12 вв. в Арабском халифате. Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман… … Русская история
шариат — сущ., кол во синонимов: 2 • право (57) • путь (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шариат — (ар. шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные предписания, и религия в целом. Слово «шариат» упоминается в этих значениях во многих аятах Корана, например: «Потом Мы наставили тебя [, Мухаммад,] на путь велений [веры] (Шариата). Следуй же по нему и не уступай низменным желаниям невежд» (45: 18). Синонимы этого слова «аш-шар’» и «ат-ташри» употребляются по отношению не только к исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен, например, к Закону Мусы (Моисея), так как в Коране говорится: «[Аллах] предписал вам в религии то, что Он заповедал Нуху, то, что Мы дали тебе [, Мухаммад,] в откровении, то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и 'Исе [, сказав]: "Соблюдайте [заветы] религии и не впадайте в противоречия относительно нее" (42: 13). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял (насх) предыдущий. Но эта отмена не означала полной отмены всех старых повелений Аллаха. Их основные положения оставались прежними. Поэтому вернее сказать, что старые шариаты включались в новые и обогащались новыми положениями. Последним шариатом является шариат пророка Мухаммада, который отменил все предыдущие и он останется единственно истинным до дня Страшного суда. Еще одним синонимом слова «шариат» является слово «шир’а», означающее такие понятия, как: путь, мазхаб, метод, традицию. Учредителем шариата является Аллах, который передал посредством откровения пророку Мухаммаду (а также некоторым посланникам до него) религию. Косвенным образом учредителем шариата является и пророк, который давал повеления, которые были одобрены Аллахом. Даже если он в чем-то ошибался, Аллах сразу поправлял его откровением: «И речь он ведет не с пристрастью, а лишь по откровению, которое ниспослано ему» (53: 3-4). Источниками исламского шариата являются Коран, Сунна, Иджма и Кыяс. Божественные откровения постепенно ниспосылись пророку Мухаммаду на протяжении чуть более 22 лет. После этого Божественная религия стала полной и завершенной на все последующие века: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Коран, 5: 3). Первый этап ниспослания Божественных откровений продолжался на протяжении 12 лет в Мекке. В то время Ислам не был государственной религией государства. Поэтому все мекканские аяты были посвящены проблемам основ вероисповедания, служения, духовности, этики. После переселения пророка в Медину начался государственный период исламской религии. На протяжении 10 лет в Медине, пророку ниспосылались от Аллаха аяты, в которых больше было повелений относительно общественно-политической, культурной, экономической деятельности мусульман. В этот период были ниспосланы поведения относительно заключения браков, разводов, права наследования, торговли, ведения войн, заключения мира и т.д. Часть всех этих Божественных повелений содержится в Коране, но еще большая часть в Сунне.
В соответствии с ниспосланными Аллахом откровениями, все практические предписания шариата можно подразделить на три категории:
1. Относящиеся к служению. Служением называются как непосредственные акты поклонения Аллаху (молитва, пост, паломничество и т.д.), так и любые действия, которые являются одобряемыми Им. (См. Ибада)
2. Относящиеся к общественным отношениям между людьми. К этой категории относятся все экономические, социальные, торговые, культурные взаимоотношения между людьми, государственные проблемы, и даже вопросы, связанные с этикой и гигиеной. Сюда входят вопросы брака, развода, наследства, торговли, заключения межгосударственных договоров и сделок и т. д. (См. Муамала).
3. Относящиеся к проблеме наказания за правонарушения. Сюда входят различные виды наказания за преступления (См. Укуба).
Божественный шариат был подробно изучен и систематизирован мусульманскими учеными. Основные его положения отражены в учении различных мусульманских школ. В суннизме это школы ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. В шиизме существуют школы зейдитов и джафаритов. (Подробнее см. в разделах Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб, Зейдитский мазхаб, Джафаритский мазхаб, Захиритский мазхаб).
Полезное
Смотреть что такое "Шариат" в других словарях:
ШАРИАТ — (араб.). Собрание законов, основанных на Коране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАРИАТ [арабск.] совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране (КОРАН); мусульманское право. Ср.… … Словарь иностранных слов русского языка
шариат — а, м., ШАРЬЯТ а, м. chariat m. <араб. sar at. Совокупность религиозных, бытовых правил и юридических норм феодального права, основанный на коране и действующий в некоторых мусульманских странах. БАС 1. Башкирец рад каждому случаю придраться к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ШАРИАТ — (от араб. шариа прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных… … Юридический словарь
ШАРИАТ — (арабское шариа, буквально надлежащий путь), важнейшая часть мусульманского права, его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны, касающиеся поведения верующих мусульман. Конкретные нормы разрабатываются исламской системой нормативного… … Современная энциклопедия
ШАРИАТ — (араб. шариа букв. надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений … Большой Энциклопедический словарь
ШАРИАТ — ШАРИАТ, шариата, мн. нет, муж. (араб.). У мусульман свод религиозных и бытовых правил, основанных на коране. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШАРИАТ — ШАРИАТ, а, муж. В исламе: свод религиозных и юридических правил, основанных на Коране. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ШАРИАТ — (арабское шариа, буквально надлежащий путь), свод религиозно этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран и сунну. Разработан в 7 12 вв. в Арабском халифате. Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман… … Русская история
шариат — сущ., кол во синонимов: 2 • право (57) • путь (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шариат — (ар. шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
ШАРИАТ ШАРИАТ (от араб. "шариа" - прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлении. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле Ш. нередко отождествляют с мусульманским правом. Является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других стран Азии.
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Смотреть что такое "ШАРИАТ" в других словарях:
Шариат — прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные… … Ислам. Энциклопедический словарь.
ШАРИАТ — (араб.). Собрание законов, основанных на Коране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАРИАТ [арабск.] совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране (КОРАН); мусульманское право. Ср.… … Словарь иностранных слов русского языка
шариат — а, м., ШАРЬЯТ а, м. chariat m. <араб. sar at. Совокупность религиозных, бытовых правил и юридических норм феодального права, основанный на коране и действующий в некоторых мусульманских странах. БАС 1. Башкирец рад каждому случаю придраться к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ШАРИАТ — (арабское шариа, буквально надлежащий путь), важнейшая часть мусульманского права, его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны, касающиеся поведения верующих мусульман. Конкретные нормы разрабатываются исламской системой нормативного… … Современная энциклопедия
ШАРИАТ — (араб. шариа букв. надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений … Большой Энциклопедический словарь
ШАРИАТ — ШАРИАТ, шариата, мн. нет, муж. (араб.). У мусульман свод религиозных и бытовых правил, основанных на коране. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШАРИАТ — ШАРИАТ, а, муж. В исламе: свод религиозных и юридических правил, основанных на Коране. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ШАРИАТ — (арабское шариа, буквально надлежащий путь), свод религиозно этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран и сунну. Разработан в 7 12 вв. в Арабском халифате. Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман… … Русская история
шариат — сущ., кол во синонимов: 2 • право (57) • путь (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шариат — (ар. шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Понятие «Шариат» означает в переводе с арабского языка «протоптанная, чистая тропа к воде». Вода для человека жизненно необходима, и точно так же для его души и ума жизненно необходимо соблюдение правил законов шариата.
Последним Пророк Аллаха стал Пророк Мухаммад ﷺ и законы шариата, которые он принес людям, стали безоговорочным и окончательным божественным руководством, читать которое и руководствоваться им должно все человечество.
Виды Шариата
Шариат берет из Корана и Сунны культовые нормы, которые регулируют порядок, по которому мусульмане должны исполнять религиозные обязанности – ибадат . Также в шариатских законах содержатся правила, которые определяют поведение мусульман в их взаимоотношениях друг с другом – муамалят.
Ибадат — исламское богослужение, которое выражается в соблюдении обрядов, обязанности общественного богослужения.
Шариат дает ориентиры и общие принципы - аль-куллия или аль-каваид аль-амма, их следует читать и они могут толковаться и рационально осмысливаться с целью найти решение в определенной ситуации. Правоведы для того, чтобы вывести законы и правила поведения в конкретных случаях, могут применить иджтихад , и с его помощью они могут заменять правила старые новыми, но не выходить за рамки Шариата, который основывается не только на ясных положениях Священного Корана и Сунны, но в нем могут быть сформулированы только общие ориентиры, на которые может опираться мусульманин в своей жизни.
Иджтихад, или аль-иджтихад — в Исламе — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых при этом богословом-муджтахидом, а также степень авторитетности самого учёного в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.
В Шариат включены и те вопросы, которые относятся к религиозной догматике – это акида . Также Шариат включает в себя законы, относящиеся к религиозной этике – это ахляк . Ученые богословы Ислама утверждают, что не только законы и правила внешнего поведения диктует Шариат, но и предписывает мусульманам те религиозные убеждения, которые продиктованы внутренней мотивацией человека и его стремлением к нравственному совершенствованию.
Акида — мусульманское вероубеждение, форма раскрытия имана, «символ веры». Представляет собой своеобразный фонд догматов, идей и представлений. Краткая акида является необходимым элементом традиционного мусульманского образования.
Слова «ахляк» и «адаб» в арабском языке имеют значение этики, морали, нравственности и воспитания. Это — кодекс этических норм мусульманина, охватывающий его морально-нравственную сторону жизни, правила поведения и проявления его воспитанности в обществе.
Помимо Корана и Сунны, которые являются основными источниками шариата, он охватывает также те нормы, законы и правила, которые были выработаны мазхабом – то есть такие, которые сформулировали люди, но на основании и в строгом соответствии с божественными предписаниями, которые читали в Божественном Откровении. Шариат оперирует также такими источниками, как иджма или единогласное мнение общины, и кияс , то есть сопоставление или соизмерение тех случаев, которые имеют описание в Священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ с той ситуацией, по которой выносится правовое решение.
Кияс, кыяс (сравнение) — суждение по аналогии, один из источников мусульманского права. Кияс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и сунне.
Читайте также: