Связать государство правом значит построить

Обновлено: 29.11.2022

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Разработка урокапо теме «Гражданское общество и государство»

I . Оргмомент.

II . Активизация опорных знаний. Работа по индивидуальным карточкам :

№ 1. Заполните схему «Признаки государства»;

№ 2.Заполните схему «Формы государства»;

№ 43 Заполните схему «Функции государства»

№ 1. Признаки государства

№ 2 Формы государства.

№ 3 Функции государства

• Учащиеся сдают карточки, проверка у доски (ученики выходят к доске и заполняют схемы, все проверяют правильность заполнения, групповое обсуждение ошибок).

• Учитель говорит, что за карточки оценки объявит на следующий урок.

- На сегодняшнем уроке мы разберём понятие и основные признаки правового государства «Правовое государство» (запись темы в тетради)

IV . Изучение нового материала :

Учитель: Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

• Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

V . Работа с текстом Конституции: На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право. Но давайте прочитаем ст.2 Конституции РФ

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Итак, что является высшей ценностью правового государства? Ответ: обеспечить права человека и гражданина.

Какова должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека? Ответ: признавать, соблюдать и защищать права человека.

Но выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве, т.е. следует необходимость поставить её в рамки закона.

- Прочитайте ст. 15. Конституции РФ

- В каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Ответ: 2,4)

VI . Работа с учебником.

Откройте стр.30 учебника и прочтите внимательно документ и постарайтесь ответить на вопрос.

В. А. Кистяковский (1868—1920):

«Характеризуя правовое государство. надо признать, что основной (его) признак. заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна. Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер».

Вопрос: Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Ответ: право, закон ограничивают произвол власти.

VII . Самостоятельная работа учащихся.

«Соединение силы и справедливости», стр. 30-31., прочитайте и ответьте на вопросы:

Учитель: - какова точка зрения Платона о государстве и законе? Ответ: государство погибнет, если закон не имеет силы, а если закон - владыка над правителями, то государство ожидает спасение и процветание.

Учитель: - какова точка зрения Аристотеля о государстве и законе? Ответ: его точка зрения наиболее категорична, если власть закона отсутствует, то в государстве нет места какой- либо форме государства.

Учитель: - как соотнёс право и власть римский мыслитель Цицерон? Ответ: Право выше власти (запись в тетради).

Учитель: Правильно, право должно возвышаться над властью. Только это и будет воплощением великой идеи соединения силы и справедливости, т.е. тогда, когда право поддерживается и защищается самим государством.

В конце XIX – начале XX века сложилась целая плеяда правоведов, которые связали будущее своей страны с идеей господства права: Б. Н. Чичерин (1828—1904), Б. А. Кистяковский (1868—1920), П. И. Новгородцев (1866—1924) С. А. Котляревского (1873—1939).

IX . Принципы (признаки) правового государства.

Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет нам по крайней мере три таких принципа (запись в тетради).

Основные признаки правового государства:

А) верховенство права Б)незыблемость прав и свобод человека В) разделение властей.

Учитель: но это лишь основные признаки. Я вам раздам карточки, а вы группой обсудите, что ещё добавилось в схеме №2 (на каждую группу выдаётся по 2 карточки со схемами).

Признаки правового государства.

Обеспечение подлинного Само право должно опираться на

верховенства закона ценности демократии , отражать интересы

личности, гражданина, воплощать в себе

гражданские права и свободы и устанавливать

взаимную ответственность государственной власти

перед гражданами и граждан перед властью

Разделения власти на законодательную,

исполнительную, судебную ветви и

независимость этих ветвей друг от друга.

Разделение власти на

Широкие и реальные исполнительную и судебную

Права и свободы

личности во всех сферах Связанность законом

жизни государства и его органов

Признаки Верховенство права и

всеми гражданами, правового закона во всех сферах жизни

независимо от должности государства общества

Эффективный контроль за

соблюдением законности Взаимность прав, обязанностей и ответственности

государства, общества и индивида.

Учащиеся называют остальные признаки правового государства.

X . Учитель акцентрирует внимание на третьем основном признаке правового государства «Разделение власти на три ветви». На доске схема №3:

1. Законодательная власть или представительная власть - парламент.

Как называется парламент в нашем государстве? Ответ : Федеральное Собрание.

2. Исполнительная власть.- Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции обладает правом внесения законопроектов в Государственную думу). Главная задача исполнительной власти проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Главным органом является _ Правительство.

3. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия — защищать право путем осуществления правосудия .

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, и также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).

Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Вывод: Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1)

XI . Работа с учебником . Прочтите 2 последних абзаца (стр.35-36). Ответьте на вопросы:

1. Какие необходимые преобразования требуются в общественных отношениях для построения правового государства? 2. Сформировано ли в России правовое государство? (на группу выдаётся по одной карточке)

1. Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства (необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида).

2. Режим демократии, парламентаризма и конституционализма, суверенитет народа, предотвращение попыток злоупотребления власти. Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства.

3. Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

4. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

XII . Внимательно прочитайте условия формирования правового государства в современной России:

1. Длительное время сохраняется правовой нигилизм народа и властей, неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры.

2. Сложности нынешнего исторического этапа в жизни страны (расслоение общества, недовольство зарплатой, рост отрешенности народа от политической активности, участия во власти).

3. Несоответствие западных представлений о правовом государстве устоям России.

4. Необходимость создания своей модели правового государства.

Учащиеся называют признаки несформированности правового государства : неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры; необходимость создания своей модели правового государства.

XIII . Закрепление.

Устное тестирование:

• Парламентом Российской Федерации являет

1) Государственная дума 2) Конституционное Собрание З) Совет Федерации 4) Федеральное Собрание Российской Федерации.

• Обязательным признаком правового государства является:

I) наличие должности президента 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

3) наличие планового регулирования экономики 4) наличие государственной символики

• Главная цель, преследуемая разделением властей в демократическом государстве, это:

1) создание рабочих мест для государственных чиновников 2) контроль жизни гражданского общества

З) недопущение чрезмерной концентрации власти одним человеком или одним органом

4) суверенитет, независимость в осуществлении внутренней и внешней политики

• В правовом государстве являются естественными возможностями индивида, обеспечивающими его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни:

1) Нормы права 2) экономические права З) нормы морали 4) политические прав

• Концепции правового государства соответствует суждение:

1) Разрешено только то, что разрешено законом. 2) Государство не может быть ограничено законом.

З) Государство должно контролироваться гражданским обществом. 4) Мнение государства важнее мнения общества.

2 .Задание: Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми вы познакомились) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясните, как вы понимаете: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чем состоит ответственность гражданина перед государством? ( ответ: государство гарантирует защиту прав человека, а он в свою очередь соблюдает нормы права, установленные государством)

XIV . Обобщение: Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.

XV . Подведение итогов урока, выставление оценок.

XVI . Домашнее задание: § 6., написать эссе на одно изречение из рубрики «Говорят мудрые».

на семинарском занятии студентами были высказаны две точки зрения. Первая: " Правовое гос-во возможно лишь после того, как сформируется гражданское общество". Вторая: " формирование гражданского общества возможно лишь после построения правового гос-ва." Выскажите, какая из этих точк зрения вам представляется правильной. Иль у вас имеется ещё одна, другая точка зрения?

Однозначно сказать какая из позиций верная нельзя. Правовое государство и гражданское общество - две половины одного целого. В мире есть государства, которые считают себя правовым государством с гражданским обществом, однако, и в этих государствах тоже возникают противоречия между обществом и властью. (Самый свежий пример: Франция, пенсионная реформа. Несмотря на забастовки, закон все равно приняли.
Развитие общества и государства связаны, но путь развития у них может быть разный.
Для меня общество и государство - это кривые, которые иногда двигаются параллельно, иногда пересекаются. Так же и развитие общества и государства - может идти параллельно, а может в постоянном контакте.

только общество может делать модель государства которое ему подходит. Есо=ли это общество действительно гражданское,

Содержание правоотношения составляют два взаимосвязанных элемента: субъективное право и юридическая обязанность, которыми связаны субъекты правоотношения. Субъективное право – это возможность определенного поведения; юридическая обязанность – соответствующая обязанность определенного поведения.
Для иллюстрации понятия элементов правоотношения приведем конкретные примеры.
Пример 1. Иванов должен Петрову 100 рублей. Объект правоотношения: деньги. Субъекты правоотношения: физические лица Иванов и Петров. Содержание правоотношения: у Петрова – субъективное право получить от Иванова деньги; у Иванова – соответствующая юридическая обязанность долг возвратить. В этом примере у одной стороны (Иванова) есть только юридическая обязанность, а у другой стороны (Петрова) – только субъективное право.
Пример 2. Иванов заключил договор купли-продажи автомобиля с ООО "Авто", согласно которому ООО "Авто" обязуется продать автомобиль Иванову, а Иванов – оплатить ООО "Авто" стоимость автомобиля. Объекты правоотношения: автомобиль и деньги. Субъекты правоотношения: физическое лицо Иванов и юридическое лицо ООО "Авто". Содержание правоотношения: у Иванова – субъективное право получить автомобиль и юридическая обязанность уплатить деньги; у ООО "Авто" - субъективное право получить деньги и юридическая обязанность передать автомобиль. В этом примере стороны имеют взаимные права и обязанности.
Пример 3. Студенту Сидорову пришла повестка из военкомата. Объект правоотношения: служба в армии. Субъекты правоотношения: гражданин Сидоров и государство. Содержание правоотношения: у Сидорова – юридическая обязанность нести военную службу (для начала – явиться в военкомат) ; у государства – субъективное право призвать Сидорова на военную службу.
В реальной жизни правоотношения могут носить достаточно сложный, многоуровневый характер; особенно - правоотношения по поводу сложных объектов и при большом количестве участников, когда возникает система взаимных прав и обязанностей участников правоотношения. Например, в вышеприведенном примере о призыве Сидорова на военную службу можно сколь угодно подробно детализировать объект правоотношения и участников правоотношения – в частности, отдельно рассматривать отношения Сидорова и военкомата по поводу явки в военкомат; отношения Сидорова и медицинской комиссии по поводу здоровья Сидорова; отношения института, где учится Сидоров, и военкомата по поводу отсрочки для студентов; отношения родителей Сидорова и командования воинской части по поводу отправки Сидорова в "горячую точку" и т. д.
Основанием возникновения правоотношений являются юридические факты, т. е. конкретные, наступающие в жизни обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм.

Гражданка Семенова обратилась в юридическую консультацию с просьбой разъяснить: регулирует ли международное частное право РФ отношения по:

- установлению гражданства ребенка, родившегося от брака с иностранцем,

- налогообложению иностранных физических лиц,

- привлечение к уголовной ответственности иностранного гражданина,

- наследованию имущества иностранцами в РФ.

1. Проанализируйте указанные отношения и выделите их элементы.

2. Назовите критерии разграничения международных частных отношений с другими видами отношений.

3. Определите системную принадлежность норм российского права, регулирующих перечисленные отношения.

Замечательные идеи о правовом государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдёт позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескьё (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своём труде «Введение к уложению государственных законов» писал:

«Законы существуют для пользы и безопасности людей.

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категорический императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868— 1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котлярев- ского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем. заповедь — уважение к правовой личности». И ещё одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства

Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надёжный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон», — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрёл новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.

Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

Государственная власть

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения программы по обществознанию 9 класс (итоговый)

1. Цель и содержание итоговой работы по обществознанию

Определить уровень сформированности предметных результатов у учащихся 9 класса по итогам освоении программы по обществознанию.
Итоговая контрольная работа проводится в один день.

2. Структура работы и характеристика заданий

Работа содержит две группы заданий.

1 группа (Часть 1 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) – задания базового уровня сложности .
В них проверяется освоение базовых знаний и умений по предмету, обеспечивающих успешное продолжение обучения в 10 классе школы. Учащимся предлагаются стандартные учебные или практические задачи, в которых очевиден способ решения, изученный в процессе обучения.

2 группа (Часть 2 № 1, 2, 3) – задания повышенной сложности . В них проверяется готовность учащихся решать нестандартные учебные или практические задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения, а учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы либо привлекая знания из разных предметов. Содержание заданий предполагает либо возможность использования нескольких решения, либо применение комплексных умений, либо привлечение предметных знаний и умений.

В работе внутри содержательного блока одновременно представлены задания как базового, так и повышенного уровней.

· задание с кратким ответом (Часть 2 № 1-2), требующее один единственный ответ;

· задания с развёрнутым ответом (Часть 3 № 1), в которых надо дать развёрнутый полный ответ.

3. Условные обозначения

Уровень сложности: Б – базовый, П – повышенный. Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развёрнутым ответом.

4. Время и способ выполнения проверочной работы

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учётом следующих рекомендаций.

· В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

· В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.

В заданиях с развёрнутым ответом ученик должен дать полный развёрнутый ответ.

Вводная работа по обществознанию

Фамилия, имя: ____________________ Класс: ________

1. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

1) осуществляет волевое действие 2) побуждает людей к определённым поступкам

3) обращается с помощью права ко всем гражданам 4) регулирует отношения между людьми, социальными группами

2. Верны ли следующие суждения о роли политики в жизни общества?

А. Политика объединяет людей для достижения социально значимых целей.

Б. Политика в определённой мере обеспечивает права и свободы граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3:, Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Для защиты прав граждан необходимы сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4 Что отличает государство от других политических организаций?

1) исключительное право издавать законы 2) определение перспектив развития общества

3) разработка социальных программ 4) наличие профессионального аппарата

5. Политической властью обладает

1) начальник строительного участка 2) губернатор области

3) секретарь руководителя фирмы 4) директор библиотеки

6. Организация С , объединяющая единомышленников, готовится принять участие в предстоящих выборах. Данная организация — это

1) политическая партия 3) общественное движение

2) парламентская фракция 4) профессиональный союз

7. Одной из функций политических партий в демократическом обществе является

1) управление федеральной собственностью 2) контроль над средствами массовой информации

3) представление интересов определённой социальной группы 4) осуществление судопроизводства

8. Соотнесите понятия и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Гражданское общество 1) Постоянная политико-правовая связь лица и государства

Б) Гражданство. выраженная во взаимных правах и обязанностях

В) Правовое государство. 2) Общество на определенной стадии развития, являющееся

основой правового государства

3) Государство, ограниченное в своих действиях правом,

подчиненное воле суверенного народа и обеспечивающее и

9.. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых _____(А). Наука называет их как минимум, три: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и ____(Б) человека, разделение властей. Верховенство права наиболее надёжный ограничитель ___(В). Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от _____(Г) подчиняться закону. Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность ____ (Д). Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека».

Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) свобода 2) гражданство 3) обязанность 4) государственная власть 5) демократия

6) принцип 7) правовое государство 8) гражданское общество 9) мораль

10. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «политическая система».

Государство, партия, предприятие, профсоюз.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда

Контрольная работа

Тема: Роль политики в жизни общества.

1. Организация Z обладает верховной властью на определённой территории, создаёт правовые нормы, взимает налоги и сборы с граждан и фирм. Всё это характеризует организацию Z как

1) парламентскую республику 2) политическую партию 3) гражданское общество 4) государство

2/ Что является признаком любого государства?

1) отделение публичной власти от общества 2) разделение властей

3) республиканская форма 4) федеративное устройство

3. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Власть государства распространяется на всех лиц, находящихся в пределах его территории.

Б. Государство вправе осуществлять верховную власть в конкретном обществе.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Найдите в приведённом ниже списке органы государственной власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общество защиты прав потребителей 2) ассоциация учителей истории

3) клуб любителей квадроциклов 4) межрайонный суд 5) отдел внутренних дел

5. М. на выборах проголосовал за партию, в программе которой записано: «Частная собственность, равенство возможностей, свобода предпринимательской деятельности, невмешательство государства в рыночную экономику — ведущие ценности партии».

1) коммунистическая 2) либеральная 3) социал-демократическая 4) консервативная

6. Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они

1) учреждаются государственными органами 2) участвуют в политической борьбе

3) опираются на инициативную деятельность людей 4) реализуют правительственные программы

7. Какая организация представляет гражданское общество?

1) союз защиты прав потребителей 3) вооружённые силы

2) правоохранительные органы 4) районный суд

8. В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Сможет или не сможет большинство людей в России прожить без постоянной заботы, опеки со стороны государства»? Результаты опросов представлены в таблице.

Количество голосов опрошенных (в %)

Большинство сможет прожить

без опеки государства 17 15

Большинство не сможет

прожить без опеки государства 72 81

Затруднились ответить 11 4

Найдите в приведенном списке вывод(-ы), который(-е) можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа его номер(-а)

.1) Население нуждается в опеке государства — полагает большинство опрошенных;

2) число опрошенных граждан, считающих опеку государства не нужной, увеличилось;

3) больше половины опрошенных затруднилось ответить на вопрос;

4) в два раза увеличилось число опрошенных, считающих опеку государства необходимой для населения; 5) среди опрошенных в два раза больше россиян, считающих заботу государства обязательной.

9. Все перечисленные ниже термины, за исключением одно го, относятся к тоталитарному государству.

Диктатура, геноцид, репрессии, плюрализм, культ личности.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда

10. Найдите в предложенном списке характеристики референдума.

1) форма представительной демократии; 2) форма непосредственной демократии;

3) проводится для решения важных государственных вопросов;

4) участвуют только государственные служащие; 5) участие является добровольным.

Номера, под которыми указаны характеристики референдума, выпишите в порядке возрастания.

Читайте также: